Всего найдено: 110, по маске 5 букв
Содержание
- аавик
- аазаз
- аалто
- аарау
- аарне
- аарон
- аарра
- аарти
- аахен
- абава
- абага
- абаев
- абаза
- абаим
- абака
- абако
- абант
- абапо
- абаси
- абасы
- абача
- абачи
- абаша
- абаши
- аббай
- аббас
- аббат
- аббот
- абвер
- абдал
- абдер
- абдул
- абдэр
- абеба
- абегг
- абели
- абель
- абенг
- аберг
- абеше
- абзац
- абкин
- аблай
- аблин
- аблов
- абнет
- абома
- абрам
- абрау
- абред
- абрек
- абрин
- абрис
- абруй
- абула
- абунг
- абура
- абхаз
- абцуг
- абшид
- авааз
- аваби
- Отгадайте загадку:
- Другие значения этого слова:
- Случайная загадка:
- Случайный анекдот:
- Знаете ли Вы?
- Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова сорди
- Определение слова сорди в словарях
- Примеры употребления слова сорди в литературе.
- ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ НОВЫХ МУРОМСКИХ святых ЧУДОТВОРЦЕВ, БЛАГОВЕРНОГО, И ПРЕПОДОБНОГО, И ДОСТОЙНОГО ПОХВАЛЫ КНЯЗЯ ПЕТРА, НАРЕЧЕННОГО ВО ИНОЧЕСТВЕ ДАВИДОМ, И СУПРУГИ ЕГО, БЛАГОВЕРНОЙ, И ПРЕПОДОБНОЙ, И ДОСТОЙНОЙ ПОХВАЛЫ КНЯГИНИ ФЕВРОНИИ, НАРЕЧЕННОЙ ВО ИНОЧЕСТВЕ ЕФРОСИНИЕЙ
- БЛАГОСЛОВИ, ОТЧЕ
- К. Маковский. Боярский свадебный пир
- I
- II
- III
- IV
аавик
эстонский лингвист, реформатор эстонского языка
аазаз
(по городу Аалену в Вюртемберге) первый снизу ярус среднего отдела юрской системы
аалто
Алвар (1898—1976) финский архитектор
зодчий из Финляндии
аарау
город в Швейцарии, административный центр кантона Ааргау
швейцарский футбольный клуб
аарне
Антти Аматус (1867—1925) фин. фольклорист, «Указатель сказочных типов»
финский фольклорист, автор фундаментального «Указателя сказочных типов»
известный финский фольклорист
известный фин. фольклорист
финский исследователь фольклора
аарон
брат пророка Моисея, первый библейский священнослужитель, первосвященник (мифическое)
имя американского актера Экхарта
во время отсутствия Моисея именно он по требованию народа изготовил золотого тельца
в Библии — первый первосвященник Еврейского народа, брат пророка и законодателя Моисея
брат пророка Моисея
брат и помощник пророка Моисея
старший брат Моисея
1-й ветхозаветный первосвященник
первый первосвященник, брат Моисея
первый ветхозаветный первосвященник
говорил с людьми по велению бога Яхве
брат Моисея (библ.)
первосвященник, брат Моисея
аарра
бог в древнеарабской мифологии, покровитель города Босра
в древнеарабской мифологии бог плодородия и растительности, отождествлялся с Душарой, позднее с Дионисом (мифическое)
бог плодородия у арабов
аарти
процедура повышения энергетики человека путем поддержки ладоней на короткое время вокруг пламени светильника
процедура повышения энергетики человека, заключающаяся в поднесении на короткое время ладоней к пламени светильника
аахен
город в Германии
абава
на какой реке стоит латвийский город Сабиле?
крупнейший приток Венты
абага
танец-пантомима народа Кечуа
абаев
Вас. (Васо) (1900—2001) российский языковед
абаза
(обаза) сильный северо-восточный или восточный ветер у западных берегов Черного моря и на нижнем Дунае
Александр (1821—95) российский государственный деятель, примыкал к группе «либеральных бюрократов»
Аркадий (1845 или 1848—1915) русский пианист, педагог, музыкально-общественный деятель, автор романса «То не ветер ветку клонит»
город (с 1966) в России, Хакасия, на реке Абакан
город в Хакасии на реке Абакан
«Утро туманное» (автор)
город в Хакасии
отменил соляной налог
абаим
(абдал) обманщик, плут, огудала, оплетала
абака
банан с Филиппин
многолетнее травянистое растение, текстильный банан
манильская пенька, волокно, получаемое из листьев текстильного банана
кухонная полка, шкаф
(абак) плита над основной частью капители, обычно поддерживающая антаблемент
(абак) верхняя часть капители дорического ордера, представляет собой квадратную плиту, находится между эхином и архитравом
банан для канатов
вид многолетних травянистых растений из рода Банан семейства Банановые (Musaceae)
или Абага, монгольский правитель Персии XIII века
банан, дающий волокно
текстильный банан из Манилы
банан, родом с Филиппинских островов
банановая пенька родом из Манилы
филиппинский текстильный банан
пенька из Филиппин
дерево для канатов
банан с Филипин
что можно получить из слова «Кааба», если в нем поменять местами буквы?
анаграмма к слову «Кааба»
банан, родом с Филиппин. островов
мешанина из букв слова Кааба
поменяйте буквы в слове «Акаба»
пенька из банана
перевертыш слова Акаба
абако
Далль’ Абако (Dall’Abaco) Эваристо Феличе (1675—1742) итальянский композитор, скрипач, виолончелист
Паоло (Paolo dall’Abaco) собственно Паоло ди Дагомари, но прозванный, как знаменитый математик XIV столетия, dall’Abaco, т. е. Павел арифметик
острова в Вест-Индии
абант
в греческой мифологии царь Аргоса, отец Акрисия, дед Данаи и Аталанты (мифическое)
в греческой мифологии: сын Посейдона и Аретусы; сын Мелампа
сын Посейдона и нимфы Аретусы
абапо
населенный пункт (город) в Боливии
абаси
старинная иранская монета
высокосортный египетский хлопок
иранская монета в старину
хлопок из Египта
монета из Ирана (стар.)
абасы
(абаасы) в якутской мифологии злые духи
абача
Сани (родился в 1933) глава государства Нигерия
глава государства Нигерия, председатель Временного правящего совета
абачи
грубая ост-индская бумажная материя
абаша
город (1964) в Грузии
абаши
африканское дерево, из которого делают скамейки и прочую утварь для саун
аббай
название верхнего течения реки Голубой Нил в пределах Эфиопии
аббас
I (1571—1629) шах Персии с 1587
автор сценариев индийских фильмов «Бродяга», «Господин 420»
шах Ирана с 1587
опера азербайджанского композитора У. А. Г. Гаджибекова «Шейх . и Хуршид Бану»
индийский писатель и шах Персии
наиболее могущественный шах Персии
при этом шахе Персия достига могущества
индийский кинорежиссер и шах Персии
индийский писатель и кинорежиссер
наиболее магущественный шах Персии
персидский шах правил в 16-17 веке
при этом шахе Иран достиг могущества
индийский кинорежиссер и шах Ирана
индийский писатель и шах Ирана
наиболее могущественный шах Ирана
аббат
истинный католик в чине
католический священник во Франции
настоятель мужского католического монастыря
церковнослужитель католической церкви
настоятель католического монастыря
игумен с французской пропиской
именно такой сан носил учитель Онегина
духовное звание, которое присвоил себе граф Монте-Кристо
кем был Фариа — друг Эдмона Дантеса?
Арамис как духовное лицо
дени Дидро в начале карьеры
титул литературного Д`Эрбле
святой сан католиков
арамис, сменивший шпагу на крест
игумен у католиков
католик, имеющий сан
сан учителя Евгения Онегина
коллега патера и кюре
духовное звание Фариа
французский собрат нашего игумена
у нас игумен, а кто во Франции?
батюшка католического монастыря
католический духовный наставник
арамис на службе, но не военной
кем был Фариа друг Дантеса?
сан у католиков
настоятель католических монахов
роман Вальтера Скотта
служитель католической церкви
арамис, но не со шпагой, а с крестом
игумен на французский манер
«духовный Сан» Монте Кристо
француз. собрат нашего игумена
духовный наставник католика
святой чин Арамиса
француз. аналог нашего игумена
будущая «профессия» Арамиса
будущий сан Арамиса
аббот
Чарлз Грили (1872—1973), американский астроном
абвер
орган военной разведки и контрразведки фашистской Германии
разведывательный орган Канариса
военная разведка Третьего рейха
военная разведка Германии в 40-х годах
разведка Третьего рейха
военная разведка фашисткой Германии
военная разведка Германии в сороковых годах
разведка 3-го рейха
военная разведка Германии
служба адмирала Канариса
военная разведка Германии в ВОВ
что можно получить из слова «верба», если в нем поменять местами буквы?
военная разведка фашистов
анаграмма к слову «верба»
поменяйте буквы в слове «верба»
абдал
бог охоты у некоторых народов Дагестана
абдер
в греческой мифологии сын Гермеса, любимец Геракла
абдул
персонаж произведения Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
персонаж романа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
американская исполнительница и хореограф
имя азербайджанского композитора Магомаева
турок из оперетты Ю. С. Милютина «Цирк зажигает огни»
абдэр
сундук для одежды в бурятской юрте
абеба
имя эфиопского бегуна Бикилы
абегг
кубинский живописец и график (1892—1964)
абели
официальное название города Обяляй в Литве до 1917
официальное название города Обяляй в Литве до 1917 года
абель
Нильс Хенрик (1802—1829), норвежский математик
Отенио (1875—1946), австрийский палеонтолог
Рудольф (наст. Фишер Вильям Генрихович) (1903—1971), разведчик, полковник
советский разведчик, обменянный на Пауэрса
норвежский математик, один из создателей теории эллиптических функций
настоящая фамилия этого разведчика — Фишер
разведчик Великой Отечественной войны, полковник КГБ, арестован в США (1957 г.), обменян на американского летчика Пауэрса, сбитого 1 мая 1960 года в воздушном пространстве СССР
в Японии — Зорге, а кто в Америке?
известный норвежский математик
известный советский разведчик
кого обменяли на Пауэрса?
датский драматург, философско-символические антифашистские пьесы: комедия «Потерянная мелодия» (1935) и «Ева отбывает детскую повинность» (1936)
рудольф . (советский разведчик)
норвежский математик или советский разведчик
норвежск. математик или сов. разведчик
сов. разведчик, работавш. в Америке
абенг
ямайский духовой инструмент типа горна, который делают из коровьих рогов
аберг
Герман (1871—1927), нем. музыковед
абеше
город в Республике Чад
абзац
с него начинается любой роман
слово, которое на молодежном сленге может означать и «крах, конец всему», и выражение высшего одобрения, и выражение досады и раздражения
смысловая часть текста из одного или нескольких предложений, обычно выделяемая при письме и наборе отступом первой строки
текст между двумя отступами с красной строки
отступ в начале строки
отступ в начальной строке текста
часть текста, представляющая собой смысловое единство
отступ в тексте
отступ в строке
красная строка в тексте
текст между красных строк
от красной строки до красной
часть текста, выделенная отступом
между красных строк
кусок текста между красных строк
между двух красных строк
между фразой и главой
текст между красными строками
пустошь в начале текста
советская рок–группа, в которой играли Крусанов и Рыбин
часть текста, выделен. отступом
абкин
Абрам (1903—83) российский физикохимик, открыл фотосенсибилизированную полимеризацию
аблай
(?-1781) казахский хан Среднего жуза
казахский хан Среднего жуза
аблин
Евг. (родился в 1928) российский скульптор-монументалист, живописец, график
российский скульптор-монументалист, живописец, график, автор мозаики и рельефов в московском Олимпийском бассейне
аблов
сов. библиотечный деятель, работавший в Ивано-Вознесенской губернии
абнет
перевязь, которую надевали еврейские первосвященники во время богослужения
абома
искусственное, преждевременное прерывание беременности
убийство неродившегося ребенка
искусственное прерывание беременности
узаконенное избавление от наследников
скажите по-латински «выкидыш»
именно эта операция описана в новелле Цвейга «Амок»
губительное последствие неудачной контрацепции
избавление от будущего младенца
хирургическое вмешательство, не дающее человеку выбиться в люди
вид детоубийства во чреве матери
избавление от плода
бывает после залета
избавление от зародыша
операция у гинеколога
абрам
в анекдотах о евреях — муж Сарры
имя арапа Петра Великого
имя мужчины, в том числе и Бориса Березовского, говорящее о том, что он отец всех народов
мужское имя: (еврейское) великий отец народов
имя кинорежиссера по фамилии Роом
режиссер Роом по имени
имя российского военного и государственного деятеля по фамилии Ганнибал
персонаж оперы французского композитора Ш. Гуно «Ромео и Джульетта»
имя кинорежиссера Роома
еврейский герой русских анекдотов
персонаж произвединия У. Шекспира «Ромео и Джульетта»
анекдотичный муж Сары
муж Сары из анекдотов
муж Сары в анекдотах
Ибрагим на еврейский манер
имя арапа Ганнибала
имя Ганнибала при Петре I
ибрагим, принявший иудаизм
герой анекдотов про евреев
отец Владимира Этуша
обычное имя для еврейского мальчика
еврейский аналог мусульманского Ибрагима
имя для Рабиновича
герой анекдотов о евреях
настоящее имя Авраама Руссо
еврей из русских анекдотов
истинно еврейское мужское имя
анекдотич. муж Сары
самое нормальное еврейское мужское имя
обычное имя героя еврейских анекдотов
достойное имя для достойного еврея
имя режиссера Роома
анекдотический муж Сары
папа Владимира Этуша
абраша ставший взрослым
взрослый тезка Абраши
хорошее имя для еврейского юноши
еврейское мужское имя
известное мужское имя
обычное имя для еврейского юноши
имя Ганнибала при Петре 1
еврей в анекдотах
супруг Сары в анекдотах
еврей, герой анекдотов
подходящее имя для еврейского юноши
нормальное имя для еврейского юноши
супруг Сары из анекдотов
полная форма имени Антошка
какое имя можно получить, если перемешать буквы в слове «амбра»?
мешанина из букв слова амбар
анаграмма к слову «амбар»
полная форма имени Абраша
достойн. имя для достойного еврея
анаграмма к слову «амбра»
чем не имя для еврея?
еврейск. аналог мусульм. Ибрагима
хорошее имя для еврея
мешанина из букв слова амбра
достойн. имя для еврейск. мальчика
обыч. имя героя еврейских анекдотов
подходящ. еврейск. юноше имя
абрау
самое большое пресноводное озеро Краснодарского края
винный поселок Краснодара
озеро близ Новороссийска
озеро Краснодарского края
абред
в мифологии валлийских кельтов одно из названий Потустороннего мира (Кельт.миф.)
абрек
в период присоединения Кавказа к России — горец, участвовавший в борьбе против царской администрации и русских войск (первоначально — изгнанник из рода, который вел скитальческую жизнь, разбойник)
в период присоединения Кавказа к России: горец, участвовавший в борьбе против царских войск и администрации
в прошлом у народов Северного Кавказа изгнанник из рода
герой Л. Н. Толстого «Казаки»
горный разбойник (кавказское)
изгнанник из рода у народов Северного Кавказа, ведущий разбойничью жизнь
кавказский боевик, не подчинявшийся еще российскому императору
у кавказских горцев так называют удальца, рыцаря, русские же придают этому слову значение налетчик, разбойник
у народов Кавказа — воин-одиночка
у народов Кавказа — изгнанник из рода, ставший скитальцем или разбойником
головорез среди горцев
повстанец на Кавказе
кавказский изгой, ставший разбойником
персонаж повести Л. Н. Толстого «Казаки»
изгой, ставший разбойником
партизан-разбойник на Кавказе
горец, борец против царя
горец, изгнанный из рода
разбойник на Северном Кавказе
разбойник с большой грузинской дороги
изгнанник из рода (кавказ.)
джигит с большой дороги
изгой кавказского племени
изгой на Кавказе
бомж среди джигитов
горец вне закона
изгнанник из рода на Кавказе
мешанина из букв слова бекар
что можно получить из слова бекар, если в нем поменять местами «буквы»?
разбойник с большой грузинск. дороги
партизан-разбойник с Кавказа
анаграмма к слову «бекар»
поменяйте буквы в слове «бекар»
абрин
токсин, вырабатываемый некоторыми растениями
абрис
в геодезии схематический план, сделанный от руки
схематически зарисованный план местности
очертание предмета, контур
лаконичное изображение, предварительный набросок
конфигурация, контур, эскиз
силуэт предмета, его контур
контурное изображение предмета
кроки, эскиз, очертание предмета
линейное очертание предмета
анаграмма к слову «Рибас»
мешанина из букв слова «Рибас»
кроки, эскиз, очертан. предмета
поменяйте буквы в слове «Рибас»
абруй
предводитель восстания бедноты в Согде
абула
на какой реке стоит латвийский город Смилтене?
абунг
(самоназвание) народ в Индонезии
абура
обозначение жиров в японской кухне
абхаз
лицо кавказской национальности
представитель коренного населения Абхазии (самоназвание — апсуа)
представитель народа ближнего зарубежья
человек, который называет себя «апсуа»
кавказец из Сухуми
находится справа от Сочи
абцуг
в карточной игре в банк — каждая пара карт при метании направо и налево (нем. abzug — отъезд, отход)
шлак, получаемый при выделении из веркблея золота, серебра и олова
шлак, получаемый при выделении из веркблея золота
шлак при очистке золота
остаток при очистке золота
нечистые шлаки, образующиеся при зейлеровании
абшид
отставка, увольнение со службы; предупреждение об отставке
увольнение со службы, отставка
письменное свидетельство об увольнении, отставке
увольнение со службы
авааз
глобальная общественная организация, занимающаяся организацией кампаний по изменению климата, правам человека, защите животных, коррупции, бедности и конфликтам
аваби
съедобный одностворчатый моллюск (рода Haliotis), раковина которого по форме напоминает человеческое ухо
Слово из 5 букв, первая буква – «С», вторая буква – «О», третья буква – «Р», четвертая буква – «Д», пятая буква – «И», слово на букву «С», последняя «И». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.
Отгадайте загадку:
Своих глаз нет, А видит далеко. Показать ответ>>
Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. Показать ответ>>
Сговорились две ноги Делать дуги и круги. Показать ответ>>
Другие значения этого слова:
Случайная загадка:
Редька разная бывает. А такую кто узнает? Длинный хвостик — вкусный он! Называется .
Случайный анекдот:
Шеф безопасности Хусейна призывает всех двойников Саддама и говорит:
– Есть две новости – плохая и хорошая. Хорошая: Саддам жив! Плохая: взрывом ему оторвало руку.
Знаете ли Вы?
Вращающаяся дверь была придумана в 1888 году.
Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн
Последняя бука буква «и»
Ответ на вопрос «Итальянский комик «, 5 букв:
сорди
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова сорди
Герой итальянского кино
Популярный актер итальянского кино
Звезда итальянского кино
Итальянский актер и режиссер
Итальянский киноактёр и режиссёр («Белый шейх», «Страшный суд», «Итальянец в Америке»)
Итальянский актёр, который наряду с Тото считается знаменитейшим из комиков итальянского кино
Определение слова сорди в словарях
Примеры употребления слова сорди в литературе.
Кумиры кино – Бурвиль, Тото, Фернандель, Альберто Сорди – сыграли на комедийной канве трагедию человека-клоуна.
Источник: библиотека Максима Мошкова
В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».
У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.
Продолжение после рекламы:
Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.
Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.
Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.
Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.
Брифли существует благодаря рекламе:
Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.
Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.
Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.
Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он-взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.
Продолжение после рекламы:
На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.
Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.
Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.
Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем — что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.
Тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.
Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.
ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ НОВЫХ МУРОМСКИХ святых ЧУДОТВОРЦЕВ, БЛАГОВЕРНОГО, И ПРЕПОДОБНОГО, И ДОСТОЙНОГО ПОХВАЛЫ КНЯЗЯ ПЕТРА, НАРЕЧЕННОГО ВО ИНОЧЕСТВЕ ДАВИДОМ, И СУПРУГИ ЕГО, БЛАГОВЕРНОЙ, И ПРЕПОДОБНОЙ, И ДОСТОЙНОЙ ПОХВАЛЫ КНЯГИНИ ФЕВРОНИИ, НАРЕЧЕННОЙ ВО ИНОЧЕСТВЕ ЕФРОСИНИЕЙ
БЛАГОСЛОВИ, ОТЧЕ
К. Маковский. Боярский свадебный пир
I
Есть в Русской земле город, называемый Муромом. Правил в нем когда-то благоверный князь по имени Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий, сделал так, что крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя. Долго продолжалось такое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказала обо всем, что с ней произошло, князю, мужу своему. Злой змей же силой овладел ею.
Князь стал думать, как поступить со змеем, но был в недоумении. И вот говорит жене: «Раздумываю, жена, но не могу придумать, чем одолеть этого злодея? Не знаю, как убить его? Когда станет он говорить с тобой, спроси, обольщая его, вот о чем: ведает ли этот злодей сам, от чего ему смерть должна приключиться? Если узнаешь об этом и нам поведаешь, то освободишься не только в этой жизни от смрадного дыхания и шипения его и всего этого бесстыдства, о чем даже говорить срамно, но и в будущей жизни нелицемерного судью, Христа, тем умилостивишь». Слова мужа своего жена накрепко запечатлела в сердце своем и решила она: «Обязательно сделаю так».
И вот однажды, когда пришел к ней этот злой змей, она, крепко храня в сердце слова мужа, обращается к этому злодею с льстивыми речами, говоря о том и о другом, а под конец с почтением, восхваляя его, спрашивает: «Много всего ты знаешь, а знаешь ли про смерть свою — какой она будет и от чего?» Он же, злой обманщик, обманут был простительным обманом верной жены, ибо, пренебрегши тем, что тайну ей открывает, сказал: «Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча». Жена же, услыхав эти слова, накрепко запомнила их в сердце своем и, когда этот злодей ушел, поведала князю, мужу своему, о том, что сказал ей змей. Князь же, услыхав это, недоумевал — что значит: смерть от Петрова плеча и от Агрикова меча?
А у князя был родной брат по имени Петр. Как-то Павел позвал его к себе и стал говорить ему о словах змея, которые тот сказал жене его. Князь же Петр, услыхав от брата своего, что змей назвал того, от чьей руки ему надлежит умереть, его именем, стал думать без колебаний и сомнений, как убить змея. Только одно смущало его — не ведал он ничего об Агриковом мече.
Было у Петра в обычае ходить в одиночестве по церквам. А за городом стояла в женском монастыре церковь Воздвижения честного и животворящего креста. Пришел он в нее один помолиться. И вот явился ему отрок, говоря: «Княже! Хочешь, я покажу тебе Агриков меч?» Он же, стремясь исполнить задуманное, ответил: «Да увижу, где он!» Отрок же сказал: «Иди вслед за мной». И показал князю в алтарной стене меж плитами щель, а в ней лежит меч. Тогда благоверный князь Петр взял тот меч, пошел к брату и поведал ему обо всем. И с того дня стал искать подходящего случая, чтобы убить змея.
Каждый день Петр ходил к брату своему и к снохе своей, чтобы отдать поклон им. Раз случилось ему прийти в покои к брату своему, и сразу же от него пошел он к снохе своей в другие покои и увидел, что брат его у нее сидит. И, пойдя от нее назад, встретил он одного из слуг брата своего и сказал ему: «Вышел я от брата моего к снохе моей, а брат мой остался в своих покоях, и я, нигде не задерживаясь, быстро пришел в покои к снохе моей и не понимаю, каким образом брат мой очутился раньше меня в покоях снохи моей?» Тот же человек сказал ему: «Господин, никуда после твоего ухода не выходил твой брат из покоев своих!» Тогда Петр уразумел, что это козни лукавого змея. И пришел он к брату и сказал ему: «Когда это ты сюда пришел? Ведь я, когда от тебя из этих покоев ушел и, нигде не задерживаясь, пришел в покои к жене твоей, то увидел тебя сидящим с нею и сильно удивился, как ты пришел раньше меня. И вот снова сюда пришел, нигде не задерживаясь, ты же, не понимаю как, меня опередил и раньше меня здесь оказался?» Павел же ответил: «Никуда я, брат, из покоев этих, после того как ты ушел, не выходил и у жены своей не был». Тогда князь Петр сказал: «Это, брат, козни лукавого змея — тобою мне является, чтобы я не решился убить его, думая, что это ты — мой брат. Сейчас, брат, отсюда никуда не выходи, я же пойду туда биться со змеем, надеюсь, что с божьей помощью будет убит лукавый этот змей».
И, взяв меч, называемый Агриковым, пришел он в покои к снохе своей и увидел змея в образе брата своего, но, твердо уверившись в том, что не брат это его, а коварный змей, ударил его мечом. Змей же, обратившись в свое естественное обличье, затрепетал и умер, обрызгав блаженного князя Петра своей кровью. Петр же от зловредной той крови покрылся струпьями, и появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь. И пытался он у многих врачей во владениях своих найти исцеление, но ни один не вылечил его.
II
Прослышал Петр, что в Рязанской земле много врачей, и велел везти себя туда — из-за тяжкой болезни сам он сидеть на коне не мог. И когда привезли его в Рязанскую землю, то послал он всех приближенных своих искать врачей.
Один из княжеских отроков забрел в село, называемое Ласково. Пришел он к воротам одного дома и никого не увидел. И зашел в дом, но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошел он в горницу и увидел удивительное зрелище: за ткацким станком сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц.
И сказала девушка: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!» Юноша же, не поняв этих слов, спросил девушку: «Где хозяин этого дома?» На это она ответила: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».
Юноша же не понимал слов девушки, дивился, видя и слыша подобные чудеса, и спросил у девушки: «Вошел я к тебе и увидел, что ты ткешь, а перед тобой заяц скачет, и услыхал я из уст твоих какие-то странные речи и не могу уразуметь, что ты говоришь. Сперва ты сказала: плохо, когда дом без ушей, а горница без очей. Про отца же и мать сказала, что они пошли взаймы плакать, про брата же сказала — «сквозь ноги смерти в глаза смотрит». И ни единого слова твоего я не понял!»
Она же сказала ему: «И этого-то понять не можешь! Пришел ты в дом этот, и в горницу мою вошел, и застал меня в неприбранном виде. Если бы был в нашем доме пес, то учуял бы, что ты к дому подходишь, и стал бы лаять на тебя: это — уши дома. А если бы был в горнице моей ребенок, то, увидя, что идешь в горницу, сказал бы мне об этом: это — очи дома. А то, что я сказала тебе про отца и мать и про брата, что отец мой и мать пошли взаймы плакать — это пошли они на похороны и там оплакивают покойника. А когда за ними смерть придет, то другие их будут оплакивать: это — плач взаймы. Про брата же тебе так сказала потому, что отец мой и брат — древолазы, в лесу по деревьям мед собирают. И сегодня брат мой пошел бортничать, и когда он полезет вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Если кто сорвется, тот ведь с жизнью расстанется. Поэтому я и сказала, что он пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».
Говорит ей юноша: «Вижу, девушка, что ты мудра. Назови мне имя свое». Она ответила: «Зовут меня Феврония». И тот юноша сказал ей: «Я слуга муромского князя Петра. Князь же мой тяжело болен, в язвах. Покрылся он струпьями от крови злого летучего змея, которого он убил своею рукою. В своем княжестве искал он исцеления у многих врачей, но никто не смог вылечить его. Поэтому повелел он сюда себя привезти, так как слыхал, что здесь много врачей. Но мы не знаем ни имен их, ни где они живут, поэтому и расспрашиваем о них». На это она ответила: «Если бы кто-нибудь потребовал твоего князя себе, тот мог бы вылечить его». Юноша же сказал: «Что это ты говоришь — кто может требовать моего князя себе! Если кто вылечит его, того князь богато наградит. Но назови мне имя врача того, кто он и где дом его». Она же ответила: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»
Юноша быстро возвратился к князю своему и подробно рассказал ему обо всем, что видел и слышал. Благоверный же князь Петр повелел: «Везите меня туда, где эта девица». И привезли его в тот дом, где жила девушка. И послал он одного из слуг своих, чтобы тот спросил: «Скажи мне, девица, кто хочет меня вылечить? Пусть вылечит и получит богатую награду». Она же без обиняков ответила: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». И вернулся человек тот и передал князю своему, что сказала ему девушка.
Князь же Петр с пренебрежением отнесся к словам ее и подумал: «Ну как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жены!» И послал к ней, молвив: «Скажите ей — пусть лечит как умеет. Если вылечит, возьму ее себе в жены». Пришли к ней и передали эти слова. Она же, взяв небольшую плошку, зачерпнула ею хлебной закваски, дунула на нее и сказала: «Пусть истопят князю вашему баню, и пусть он помажет этим все тело свое, где есть струпья и язвы. А один струп пусть оставит непомазанным. И будет здоров!»
И принесли князю эту мазь, и велел он истопить баню. Девушку же он захотел испытать в ответах — так ли она мудра, как он слыхал о речах ее от отрока своего. Послал он к ней с одним из своих слуг небольшой пучок льна, говоря так: «Эта девица хочет стать моей супругой ради мудрости своей. Если она так мудра, пусть из этого льна сделает мне сорочку, и одежду, и платок за то время, пока я в бане буду». Слуга принес Февронии пучок льна и, вручив его ей, передал княжеский наказ. Она же сказала слуге: «Влезь на нашу печь и, сняв поленце, принеси сюда». Он, послушав ее, принес поленце. Тогда она, отмерив пядью, сказала: «Отруби вот это от поленца». Он отрубил. Она говорит ему: «Возьми этот обрубок поленца, пойди и дай своему князю от меня и скажи ему: за то время, пока я очешу этот пучок льна, пусть князь твой смастерит из этого обрубка ткацкий стан и всю остальную снасть, на чем будет ткаться полотно для него». Слуга принес к своему князю обрубок поленца и передал слова девушки. Князь же говорит: «Пойди скажи девушке, что невозможно из такой маленькой чурочки за такое малое время смастерить то, чего она просит!» Слуга пришел и передал ей слова князя. Девушка же на это ответила: «А это разве возможно — взрослому мужчине из одного пучка льна за то малое время, пока он будет в бане мыться, сделать сорочку, и платье, и платок?» Слуга ушел и передал эти слова князю. Князь же подивился ответу ее.
Потом князь Петр пошел в баню мыться и, как наказывала девушка, мазью помазал язвы и струпы свои. А один струп оставил непомазанным, как девушка велела. И когда вышел из бани, то уже не чувствовал никакой болезни. Наутро же глядит — все тело его здорово и чисто, только один струп остался, который он не помазал, как наказывала девушка. И дивился он столь быстрому исцелению. Но не захотел он взять ее в жены из-за происхождения ее, а послал ей дары. Она же не приняла.
Князь Петр поехал в вотчину свою, город Муром, выздоровевшим. Лишь оставался на нем один струп, который был не помазан по повелению девушки. И от того струпа пошли новые струпья по всему телу с того дня, как поехал он в вотчину свою. И снова покрылся он весь струпьями и язвами, как и в первый раз.
И опять возвратился князь на испытанное лечение к девушке. И когда пришел к дому ее, то со стыдом послал к ней, прося исцеления. Она же, нимало не гневаясь, сказала: «Если станет мне супругом, то исцелится». Он же твердое слово дал ей, что возьмет ее в жены. И она снова, как и прежде, то же самое лечение определила ему, о каком я уже писал раньше. Он же, быстро исцелившись, взял ее себе в жены. Таким-то вот образом стала Феврония княгиней.
И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди.
III
По прошествии недолгого времени князь Павел скончался. Благоверный же князь Петр после брата своего стал самодержцем в городе своем.
Бояре, по наущению жен своих, не любили княгиню Февронию, потому что стала она княгиней не по происхождению своему, Бог же прославил ее ради доброго ее жития.
Однажды кто-то из прислуживающих ей пришел к благоверному князю Петру и наговорил на нее: «Каждый раз, — говорил он, — окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!» И вот благоверный князь Петр, желая ее испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку свою. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав ее, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он ее больше никогда не испытывал.
Минуло немалое время, и вот однажды пришли к князю бояре его во гневе и говорят: «Княже, готовы мы все верно служить тебе и тебя самодержцем иметь, но не хотим, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими. Если хочешь оставаться самодержцем, пусть будет у тебя другая княгиня. Феврония же, взяв богатства, сколько пожелает, пусть уходит куда захочет!» Блаженный же Петр, в обычае которого было ни на что не гневаться, с кротостью ответил: «Скажите об этом Февронии, послушаем, что она скажет».
Неистовые же бояре, потеряв стыд, задумали устроить пир. Стали пировать и вот, когда опьянели, начали вести свои бесстыдные речи, словно псы лающие, отрицая Божий дар святой Февронии исцелять, которым Бог наградил ее и по смерти. И говорят они: «Госпожа княгиня Феврония! Весь город и бояре просят у тебя: дай нам, кого мы у тебя попросим!» Она же в ответ: «Возьмите, кого просите!» Они же, как едиными устами, промолвили: «Мы, госпожа, все хотим, чтобы князь Петр властвовал над нами, а жены наши не хотят, чтобы ты господствовала над ними. Взяв сколько тебе нужно богатств, уходи куда пожелаешь!» Тогда она сказала: «Обещала я вам, что, чего ни попросите, — получите. Теперь я вам говорю: обещайте мне дать, кого я попрошу у вас». Они же, злодеи, обрадовались, не зная, что их ждет, и поклялись: «Что ни назовешь, то сразу беспрекословно получишь». Тогда она говорит: «Ничего иного не прошу, только супруга моего, князя Петра!» Они же ответили: «Если сам захочет, ни слова тебе не скажем». Враг помутил их разум — каждый подумал, что, если не будет князя Петра, придется ставить другого самодержца: а ведь в душе каждый из бояр надеялся самодержцем стать.
Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой, он по Божьим заповедям жил, соблюдая их, как богогласный Матфей в своем Благовествовании вещает. Ведь сказано, что, если кто прогонит жену свою, не обвиненную в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует. Сей же блаженный князь по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить.
Злочестивые же бояре эти приготовили для них суда на реке — под этим городом протекает река, называемая Окой. И вот поплыли они по реке в судах. В одном судне с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек этот, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с помыслом. Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил.
Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода».
После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям.
Когда приспел вечер, пристали они к берегу и начали устраиваться на ночлег. Блаженный же князь Петр задумался: «Что теперь будет, коль скоро я по своей воле от княженья отказался?» Предивная же Феврония говорит ему: «Не скорби, княже, милостивый Бог, творец и заступник всех, не оставит нас в беде!»
На берегу тем временем на ужин князю Петру готовили еду. И повар его обрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А когда закончился ужин, святая княгиня Феврония, ходившая по берегу и увидевшая обрубки эти, благословила их, сказав: «Да будут они утром большими деревьями с ветвями и листвой». Так и было: встали утром и нашли вместо обрубков большие деревья с ветвями и листвой.
И вот когда люди собрались грузить с берега на суда пожитки, то пришли вельможи из города Мурома, говоря: «Господин наш князь! От всех вельмож и от жителей всего города пришли мы к тебе, не оставь нас, сирот твоих, вернись на свое княжение. Ведь много вельмож погибло в городе от меча. Каждый из них хотел властвовать, и в распре друг друга перебили. И все уцелевшие вместе со всем народом молят тебя: господин наш князь, хотя и прогневали и обидели мы тебя тем, что не захотели, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими, но теперь со всеми домочадцами своими мы рабы ваши и хотим, чтобы были вы, и любим вас, и молим, чтобы не оставили вы нас, рабов своих!»
Блаженный князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли.
IV
Когда приспело время благочестивого преставления их, умолили они Бога, чтобы в одно время умереть им. И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, и велели сделать из одного камня два гроба, имеющих меж собою тонкую перегородку.
В одно время приняли они монашество и облачились в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией.
В то время, когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма Пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: «О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь». Он во второй раз послал сказать: «Недолго могу ждать тебя». И в третий раз прислал сказать: «Уже умираю и не могу больше ждать!» Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию еще не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божии в двадцать пятый день месяца июня.
После преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви Пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста, говоря, что так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви Святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме Пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви Пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества Святой Богородицы, как повелели они сами — в едином гробе, который Бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление.
Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им.
Радуйся, Петр, ибо дана тебе была от Бога сила убить летающего свирепого змея! Радуйся, Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась! Радуйся, Петр, ибо, струпья и язвы нося на теле своем, мужественно все мучения претерпел! Радуйся, Феврония, ибо уже в девичестве владела данным тебе от Бога даром исцелять недуги! Радуйся, прославленный Петр, ибо, ради заповеди Божьей не оставлять супруги своей, добровольно отрекся от власти! Радуйся, дивная Феврония, ибо по твоему благословению за одну ночь маленькие деревца выросли большими, покрытыми ветвями и листьями! Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь, прожили; за это и Христос осенил вас Своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед владыкой Христом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!
Мы же молим вас, о преблаженные супруги, да помолитесь и о нас, с верою чтущих вашу память!
Помяните же и меня, прегрешного, написавшего все то, что я слышал о вас, не ведая — писали о вас другие, сведущие более меня, или нет. Хотя и грешен я, и невежда, но на Божию благодать и на щедроты Его уповая и на ваши молитвы к Христу надеясь, работал я над трудом своим. Желая вам на земле хвалу воздать, настоящей хвалы еще и не коснулся. Хотел вам ради вашего кроткого правления и праведной жизни сплести венки похвальные после преставления вашего, но по-настоящему еще и не коснулся этого. Ибо прославлены и увенчаны вы на небесах истинными нетленными венками общим владыкой всех Христом. Ему же подобает вместе с безначальным его Отцом и с Пресвятым, Благим и Животворящим Духом всякая слава, честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.