Целостность описывается в словаре как качество, которому свойственны честность и строгие моральные принципы. Такие люди надежны, искренны и добры. По большому счету, мы все должны стремиться быть такими.
Кстати, каждый из нас хотел бы, чтобы его окружали исключительно порядочные люди. Но как вы можете знать, что кого-то можно считать по-настоящему таким человеком? Это качество, конечно, нельзя подделать или имитировать, но есть несколько верных способов, которые помогут определить, что перед вами — порядочный человек.
Предлагаем вам ознакомиться с основными моделями поведения, которые проявляются у порядочных людей. Если они есть у ваших друзей или коллег — наши поздравления.
Итак, 10 признаков того, что человек – действительно порядочен.
Содержание
- Берет ответственность за свои поступки.
- Для них потребности других людей – превыше собственных.
- Всегда придут на помощь.
- Думают о других людях хорошо.
- Они честны во всем, даже в мелочах.
- Всегда проявляют благодарность.
- Они скромны.
- Всегда признают свои ошибки.
- Они надежны.
- Всегда доброжелательны.
- Новое видео:
- Пацаны
- Пацанские компании
- Вожаки
- Девушки
- Определение порядочности
- Достоинства порядочности
- Недостатки порядочности
- Примеры порядочности
- Это интересно знать
- Итоги
- Алла Лаврикова, кандидат философских наук
- Быть, а не казаться!
Берет ответственность за свои поступки.
Порядочные люди поступают именно так, поскольку они чрезвычайно честны. Если вы видите, что кто-то, чтобы ни случилось и как бы ни складывались обстоятельства, всегда отвечает за свои слова и поступки – этот человек порядочен, будьте уверены.
Это, кстати, не всегда так просто, учитывая насколько сложна наша жизнь, но это единственно правильная дорога. И они выбирают ее, хотя и понимают, как тяжело им будет.
Для них потребности других людей – превыше собственных.
В нашем мире, который насквозь пропитан индивидуализмом, довольно сложно найти людей, для которых благо других будет на первом месте.
Человек, для которого потребности других людей – превыше собственных, реально порядочен. И, конечно же, он так поступает не ради признания и благодарности. Таким людям просто важно так поступать – что бы ни происходило.
Всегда придут на помощь.
Сет Мейерс, доктор психологии, говорит, что волонтерское движение – вот где следует искать по-настоящему порядочных людей. Это все потому, что они никогда не жалеют времени на то, чтобы помочь другим людям. Они всегда рады сделать что-то ради тех, кому повезло в жизни меньше, чем им. Более того – это делает их счастливыми.
Когда надо поработать вместе над тем, чтобы сделать свою страну лучше, или помочь в местной столовой для бедных, тут всегда на помощь приходят порядочные люди. Они всегда – первые, и всегда – преданы общему делу.
Думают о других людях хорошо.
Сет Мейерс также подчеркивает, что целостные люди никогда не спешат с выводами относительно других людей. Они всегда дают им шанс объясниться и продолжают отношения, даже если мнения и взгляды других людей не совпадают с их собственными.
Ведь они прекрасно понимают, что не все в этом мире такое, каким кажется, и каждый человек имеет свою позицию, которая заслуживает на то, чтобы быть услышанной. Потому они выступают за презумпцию невиновности, а не за поспешные и часто беспочвенные обвинения.
Они честны во всем, даже в мелочах.
Маленькая ложь может быть заманчивой, если подумать: «Так ничего страшного, это ж один раз». Но целостные люди никогда не поддаются этому импульсу. Порядочность — значит честность, и они остаются такими каждый день, в каждом поступке или мысли. Цените это качество в людях – оно бесценно в наше время.
Всегда проявляют благодарность.
Мы привыкли считать, что благодарность еще надо заслужить, просто так ею никто не разбрасывается. А вот целостные натуры благодарят абсолютно всех людей – даже первого встречного. Они знают, что каждый человек заслуживает уважения и того, чтобы с ним обращались по-человечески. Порядочные люди никогда не бывают грубы с официантами и другими работниками сферы обслуживания.
Они скромны.
Порядочный человек может гордиться своими достижениями, и это правильно, но в то же время – он чрезвычайно скромен. Другими словами, такие люди чудесно понимают разницу между такими понятиями как «уверенность» и «высокомерие». Они знают, что первое – это сила, а второе – недостаток.
Они чудесно выучили свои сильные стороны, и используют их для того, чтобы стать еще лучше.
Всегда признают свои ошибки.
Кому нравится признаваться в том, что ошибся или заблуждался? Это совсем не весело, ты чувствуешь себя униженным, уязвленным… Но только не для порядочных людей! Они не видят проблемы в том, чтобы признать свои ошибки, когда они действительно допустили их.
Вы легко узнаете таких людей по готовности признать первыми, что они ошиблись. Порядочные люди всегда готовы извинится, если виноваты.
Они надежны.
Порядочные люди всегда держат слово и выполняют взятые обязательства. Если они говорят, что вы в чем-то можете на них положиться, знайте, что слово свое – сдержат, что бы ни случилось.
Порядочность – это всегда быть лучше, чем ты можешь, и надежность – часть этого стремления. Порядочные люди никогда не забудут о вас, если пообещали помочь. Вы можете быть в этом уверены.
Всегда доброжелательны.
Кроме всего прочего, порядочные люди – добры. Они не из тех, кто говорит одно, а за пазухой носит камень. Для них такое поведение просто непонятно. Порядочные люди знают, что настоящая сила – в доброте, и следуют этому правилу всю свою жизнь.
«Настоящая порядочность – это делать правильные вещи, узнает кто-то об этом или нет», — Опра Уинфри.
Помните, порядочные люди поступают так только потому, что считают это поведение правильным. Они не ожидают наград и признания! В этом их великолепие и красота!
Новое видео:
Подростки всегда сбиваются в группы. Улица становится для них второй школой и начальной моделью микрокосма (и в данном случае под улицей, конечно, подразумевается не географическое пространство, а определенная среда). Здесь всегда царили свои порядки и правила, существовал своеобразный кодекс чести пацана.
Пацаны
Образ такого парня идеализировался, это был этакий рыцарь улицы, который добивался успеха в жизни потому, что следовал определенным неписаным правилам. Пацан был обязан «отвечать за базар”, то есть должен был быть готовым отстоять свои слова по любому поводу и всегда выполнять обещанное. Отсюда родилась присказка «Пацан сказал – пацан сделал”. Для него было недопустимо проявить трусость, он всегда был готов к драке и трудностям жизни.
Обычно первые шаги в таком микросоциуме дети делали начиная лет с 6-8, когда уже более-менее осознавали себя в окружающей среде. Романтизация пацанов делала их образ очень притягательным, они становились объектом для подражания.
Иерархия была очень строгая – право называться пацаном надо было заслужить. После этого обладателю подобного звания уже нельзя было совершать поступки, которые делать «западло”, или же совершать их незаметно для окружающих. В самом начале становления пацана однократное нарушение им правил могли простить и просто объяснить, что так делать нельзя, но если он снова попадался на нарушении, то его изгоняли из общества пацанов. Что лишало его множества возможностей, связанных с этим.
Немаловажным атрибутом был внешний вид. В отличие от субкультур панков, рокеров или рэперов, пацан должен был одеваться опрятно. Некоторые элементы одежды или аксессуары являлись знаком принадлежности к конкретной группировке, и если их использовал кто-то из мальчишек, не принадлежащих к группе, встреча с её членами могла для него плохо закончится. Например, в 2006 году молодые люди определяли принадлежность по цвету предметов одежды, например, шнурков или толстовок, а современные подростки вычисляют «своих-чужих” по марке одежды. Причем незнакомца в определенной одежде сначала проверят на прочность, и если он даст слабину, то его побьют.
Пацанские компании
Каждая уличная группировка имела свою территорию, и её охрана была одной из главных задач компании. Наверняка каждый из парней хоть раз в жизни оказывался в такой ситуации, когда ватага агрессивно выглядящих сверстников с вызовом спрашивала его: «Ты с какого района?” Защита «своей” территории также регламентировалась целым списком правил.
Первое и основное правило звучит как знаменитый девиз мушкетеров из романа Александра Дюма: «Один за всех и все за одного”. Если пацан становился объектом нападения, он мог рассчитывать на помощь и отмщение со стороны своих соратников. Примечательно, что даже здесь существовал свой порядок: либо чужакам «забивали стрелку”, т.е. указывали время и место для драки, либо совершались вылазки на вражескую территорию с целью застать обидчиков врасплох. При этом пацаны вели себя в какой-то степени благородно и даже во время рейдов мести не атаковали одиночек.
Бывали случаи, когда после нападения группы чужаков в ходе ответного рейда ловили одного из противников и использовали его потом в качестве заложника, чтобы остальные члены его группировки пришли ему на выручку и завязалась драка.
Все столкновения по негласному договору проходили без применения какого-либо оружия, типа палок, кастетов и ножей. За их использование наказывали даже свои: бойкотировали или били. Ещё более жесткое наказание ждало тех ребят, которые показывали себя трусами, – таких могли и вовсе выкинуть из сообщества, что лишало их всех преференций, которые обеспечивала принадлежность к компании. При этом к традициям пацанских группировок часто уважительно относились и представители старших поколений: известен случай, когда на двоих ребят напали сверстники из соседнего района, один из них был избит, а второй испугался и сбежал, но чтобы его не выкинули из группировки, он пришел извиняться перед вожаком вместе со своим отцом.
Вожаки
В пацанских группировках лидеры, выполнявшие роль руководителей и судей, свой статус получали разными способами. Один из самых распространенных – доказать, что ты самый сильный. Физическая мощь позволяла доминировать над остальными участниками группировки. В этой связи нередко первенство принадлежало самому старшему члену группировки.
Ещё одним типажом, который мог стать лидером в пацанской среде, был дипломат. Такие ребята, как правило, не отличались физической силой и не были мастерами в драке, однако с помощью своей харизмы им удавалось подчинть себе остальных членов шайки. Они занимались урегулированием конфликтов как внутри своей группировки, так и с другими группировками.
Ну и третьим типажом вожаков были агрессивные парни. Они не выделялись ни силой, ни дипломатическими способностями, однако не боялись проявлять агрессию, причем делали это «красиво” и с выдумкой. Возглавляемые такими ребятами компании любили «наезжать” на какого-нибудь неместного взрослого с провокационным требованием, например, купить кирпич.
Девушки
Законом для пацана было неагрессивное поведение по отношению к девушкам – бить их строго воспрещалось. То есть в местах отдыха парень мог подойти к девушке и слегка развязным тоном сказать ей: «Эй, герла, пойдем со мной, ты понравилась!”, но это было проявлением не агрессии, а симпатии. Примечательно, что к дракам между девушками из разных компаний пацаны относились нормально. При этом, если женская потасовка становилась слишком жестокой, парни, как правило, разнимали барышень.
Никогда не нападали на парня из чужого района, когда он шел под руку с девушкой, – это было табу. Даже если молодой Казанова дерзил пацанам. Но на обратном пути ухажера поджидали неприятности. Если же девушка, идущая в паре с парнем, грубила и дерзила пацанам, то отвечать за её слова приходилось её спутнику.
Неприемлемым у пацанов считалось грубое и неуважительное отношение к матери. Как бы мать не ругала, пацан должен был вести себя с ней почтительно – никогда не оскорблять и не жаловаться на неё друзьям.
Разговор с гопником
Слово «гопник» происходит от известного выражения «гоп-стоп», что на языке воровского мира — фене, означает грабеж, незаконное завладение материальными ценностями.
Гопники — это не совсем преступники, как часто принято считать. Они ведут очень тонкую тактику. Вначале «наезжают» на жертву словами, тем самым прощупывают ее, внушают страх или замешательство, а уже потом стараются получить выгоду для себя, например, забрать какие-то ценности: карманные деньги, мобильный телефон, часы. А еще лучше сделать так, чтобы стоящий перед ними человек сам их отдал. Хотя гопник может ничего и не взять, ему крайне важно ощутить свое превосходство и заставить себя бояться.
В разговоре с гопником не стоит взывать к общечеловеческой морали и цитировать законы Конституции. Гопники живут по своим законам — законам улицы и воровского мира. В том и есть их козырь, что они с самого начала навязывают жертве свои правила и заставляет играть по ним на своем поле. Но так как их правил, понятий и выражений мы, обычные люди, не знаем, лучший способ общения с гопотой — это как можно меньше отвечать на их вопросы и не давать о себе конкретной информации. Ведь чем больше ты с ними разговариваешь, тем больше они получают возможностей за что-то зацепиться.
Давай подробно рассмотрим вариант стандартного сценария встречи с уличным гопником, которым с нами поделился знакомый эксперт в области уличных конфликтов.
1. «Эй, пойди сюда!»
Фразы типа: «Эй, постой!» или «Пойди сюда!» — это уже отчасти агрессия, вторжение на твою личную территорию, начало психологической борьбы. Так тебя уже прощупывают, проверяют из какого ты теста. Главное — не трусить раньше времени, даже если ты явно уступаешь в силе, не спешить с выводами и ни в коем случае не подходить. Кто начинает действия, тот и должен их обосновывать, поэтому подходить должен обязательно он. Этим «приглашением» тебя пробуют на зуб, поэтому сопротивляться лучше в начале. Первое впечатление самое важное, поэтому нельзя его испортить. Можно стоять или же идти дальше куда шел. Уверенно и твердо, не опуская головы и глаз, желательно не сутулиться и выпрямить спину.
Как ты сам понимаешь, ответы типа «Сам иди сюда!» не годятся, если только ты не чемпион по боевому самбо. Грубые фразы спровоцируют открытый конфликт. А именно этого они от тебя и ждут. «Чего грубишь?», «Че какой дерзкий?» и пошло-поехало. Не давай им дров для огня.
Если говорят: «Ты что, не слышишь?», «Оглох?», не отвечай на эти вопросы, используй нулевую реакцию. Это следующая проверка «лох» ты или «нормальный пацан». В ответ тупо морозишься, будто ты не понимаешь в чем дело, будь спокоен, будто за твоей спиной армия здоровых богатырей.
Твои первые слова:
— Что-то случилось? Мы знакомы? Я тебя не знаю!
При таком спокойствии собеседник тебя, конечно, не забоится, но, по крайней мере, уже будет в некоторой степени опасаться. У него невольно возникнет в голове вопрос: «Почему ты так спокоен? Может ты боксер, бандит, сын олигарха, сотрудник полиции без формы, местный авторитет, за которым 20 отморозков еще круче, чем он сам? Но кем бы ты не был, на лохопеда, которого можно развести, ты пока явно не похож».
Ни в коем случае не продолжай разговор резкими репликами типа: «Не собираюсь вообще с тобой разговаривать», «Какое тебе дело?», «Да кто ты такой, чтобы я отвечал?». Это уже для них грубость, она им и нужна. Говори только нейтральные фразы. Пока ты не дал формального повода для агрессии, ты вполне в комфортном положении.
2. Приветственное рукопожатие — метод лисы
Возможно, что ваша «милая беседа» начнется не с грубого наезда гопника, а с того, что он подойдет и дружелюбно протянет тебе руку. Поздоровается типа по-пацански (напоминает метод Лисы в русских сказках и баснях). Чего он хочет? Не исключено, что это один из главных трюков: после такого жеста «доброй воли» в дальнейшем, если ты вдруг резко захочешь прекратить с ним разговаривать и уйти, он получит возможность возмутиться тем, что ты перестал с ним общаться, что даст ему дополнительные очки: «Я к тебе по-пацански подкатил, клешнями потрясли. Было ж так!? Было! И парни вон все видели. Руку пожал, а потом ты начал понты мне кидать и не захотел разговаривать!» Поэтому для страховки лучше его вообще не трогать.
Да, очень трудно выдержать взгляд и протянутую руку, при этом не жать ее, ведь трафареты вежливости вбиты в нас глубоко с детства. Рука сама потянется, но держи ее. За маской дружелюбия может скрываться хитрый лис. Ведь не просто так он к тебе подошел. Значит что-то ему нужно. Помнишь народную мудрость о том, что ничего просто так не бывает? Так и у подхода этого индивида есть какая-то цель, причем точно для тебя невыгодная. Смотришь внимательно на него, чуть прищурив глаза:
— Ты кто? Я тебя не знаю. Мы разве знакомы?
Понимаю, что это трудно, тем более, если твой оппонент явно тебя крупнее или за его спиной толпа. Но ты имеешь на это право по его же понятиям: «правильный пацан» не пожмет руку первому встречному, не узнав вначале, кто перед ним стоит. В тюрьме, например, вообще за руку не здороваются. А порядки тюрьмы для гопника — это святое. И ты не обязан жать первую попавшуюся лапу. Можешь прямо так ему об этом и сказать. Так у него появятся подозрения, что ты знаешь порядки и правила другого мира, законы которого он чтит.
3. Наезд базаром
Дальше, после вступительного подхода и приветствия, от которого они уже получили первое впечатление о тебе, следует часть вторая — «наезд базаром» — очередной этап прощупывания.
1) Ты кто такой и сам откуда?
2) Есть 10 рублей?
3) Пиво пьешь, празднуешь что ли чего?
4) Чем по жизни занимаешься?
5) Уважаешь авторитетов? По каким понятиям живешь?
Вопросы могут быть разные, как дружелюбные, так и с наездом. Ни в коем случае не давай сразу ответа! Спокойно присмотрись и уверенно спроси: «Мы знакомы?»
Если непонятные вопросы гопника продолжаются, то дальше надо переходить в наступление: задавать конкретизирующие встречные вопросы, не отвечая на его.
— С какой целью интересуешься? (универсальный ответ)
— К чему эти вопросы? Тебе что-то конкретно нужно?
Важно понять и запомнить главное — чтобы на тебя напасть нужен повод. Агрессия без повода — беспредел даже для самих уличных гопников. Ведь если бы они были полными отморозками и хотели бы тебя избить, то сделали бы это сразу. От тебя ждут формальный повод и пытаются всячески его найти, спровоцировать его. Пока ты его не дал, ты в безопасности. Поэтому не иди ни на малейшую уступку — не отвечай ничего конкретно. Как только ты что-то отвечаешь, пускай даже самое нейтральное, но по сути вопроса — ты уже попадешься на удочку. И если после этого ты захочешь прервать разговор, у оппонента появляется «моральное право» обвинить тебя в неуважении к себе, получить тот самый повод перейти к предъявам в твой адрес. Ты ведь разговор в начале «поддержал», а потом отказался его развивать. «А это некрасиво, так не делают». Поэтому держаться лучше в начале.
Прямого ответа от него на свой встречный вопрос: «С какой целью…» ты, конечно, не получишь. Он будет выкручиваться и стараться прижать тебя. Возможна масса вариантов дальнейшего развития разговора с его стороны:
1) А что, западло с пацанами побазарить?
2) Че какой дерзкий?
3) Ты че грубишь?
4) Ты меня не уважаешь?
5) Я не понял, че за…?
В ответ на подобные фразы не оправдывайся! Во всех случаях нужно тупо продолжать гнуть свою линию. Ни в коем случае, не отвечай следующее: «Я тебя уважаю, но…», «Я не грублю, но…». Твое «но» будет сразу расценено как слабость. Никаких «нет», «не», и тем более «но».
Действовать дальше лучше следует так:
— Западло с нормальными пацанами побазарить?
— Ты не ответил на мой вопрос.
— Собираешься по беспределу наехать?
— Ты меня в чем-то обвиняешь?
— Просто ответь на мой вопрос. Имею право ПОИНТЕРЕСОВАТЬСЯ!
— А я чисто для себя интересуюсь!
Внимание! Именно «ПОИНТЕРЕСОВАТЬСЯ», а не «СПРОСИТЬ». «Спросить» имеет двойной смысл на языке фене: спрашивают с кого-то за что-то, это сразу же будет расценено как наезд. Поэтому лучше вообще в подобном разговоре не употребляй это слово.
— Имею право спросить.
— Что? Спросить с меня? За что? Обоснуй!
Все, повод найден.
«Для себя интересуюсь» — дежурная стандартная фраза-ответ уличных прилипал на вопрос: «С какой целью интересуешься?» Как только ты услышал подобное, значит, враг дрогнул (или ему нечего сказать). Типа получается, что он просто так подошел поинтересоваться для себя и ничего личного. Теперь главное не перегнуть палку.
Цель его подката была, конечно же, прощупать и наехать. Но этого он никогда не признает, ведь наезд без повода в его кругах также осуждается. Поэтому перед наездом он делает всяческие попытки проверить, кто стоит перед ним, а дальше на основании полученной информации решает, какой найти повод.
Возможно, цикл вопросов может повториться снова в разных вариациях. Просто держись своей позиции — кто начал разговор, тот и должен обосновать причину.
Поэтому на очередное «Западло с нормальными пацанами побазарить?» или «А чего вопросом на вопрос отвечаешь?», справедливо можешь сказать ему, что кто подошел и начал разговор, то и должен объяснить причину, а то это не по понятиям и похоже на беспредел, а правильные пацаны не чинят его на ровном месте! Так ты задаешь вопрос, который заводит его в тупик — он не может ответить, но, по его же правилам, он обязан это сделать.
Или можешь прямо сказать: «Шныря надыбал?» или «Проверка на лоховскую масть?» А затем продолжить говорить ему о том, что косяков за тобой нет и по жизни ты правильный пацан, а это похоже на наезд по беспределу! После этого, вероятно, у гопника появится мысль о том, что ты не какой-нибудь «лох», «оленевод» или заумный «очкозавр», а человек, который живет по понятиям (ну или, по крайней мере, который знает их). После этого гопник станет осторожнее.
Как уже было сказано, многие из гопников не полные отморозки, а вполне адекватные пацаны, бить никого без повода не станут. Они хотят наткнуться на жертву, которая под давлением сама дрогнет и все отдаст. У них, также как и у других живых существ, есть биологический инстинкт самосохранения, они не хотят вступить в конфликт с человеком, от которого могут получить проблемы. Поэтому они тонко проверяют свою жертву, чтобы понять, с кем имеют дело. И самый лучший вариант — с самого начала правильно себя поставить, показать твердость и не говорить ничего лишнего.
4. Осторожное заключение
После того как у гопника не получилось найти повод, чтобы докопаться до тебя, быть проигравшим и находиться в дурацком положении ему, конечно, не захочется, поэтому есть два варианта развития дальнейших событий:
1) От безысходности он начнет драться с тобой, что перенесет его в разряд правонарушителей (с точки зрения закона) и беспредельщиков (с точки зрения понятий). Но это ему, скорее всего, будет не нужно, потому что если бы хотел избить, то сделал бы это сразу.
2) Он начнет говорить, что цель была иная — познакомиться, пообщаться чисто по-дружески, то есть попытается как-то реабилитироваться, уйти от «промаха», перевести результат игры в ничью. Думаю, это тебя вполне устроит, поэтому дай ему эту возможность:
— Не знаешь меня? Ну так давай познакомимся!
После того как ты представился, а затем и он, уже можно жать руку.
Если он добавит: «Хочу с тобой как с нормальным пацаном познакомиться» или «Вижу, ты нормальный пацан», ты заработаешь себе бал. Ведь он сам назвал тебя «нормальным пацаном», а это для гопников не простые слова.
— Дай закурить (позвонить, 10 рублей)!
— Слушай, я тебя не знаю.
— Тебе впадлу что ли?
— Проверка на лоховскую масть? (Наехать на меня хочешь?)
— Я тебя как нормального пацана прошу!
Бал твой! Он оправдывается и называет тебя «нормальным пацаном». Если есть сигареты и не жалко дать, то можешь угостить. После его последних слов лохом, с которого стрясли сигарку, выглядеть ты точно не будешь. Если нет сигарет, скажи, что рад бы был помочь, но не куришь.
Если ты все сделал правильно и перевернул ситуацию, не дав себя сломать, то вполне разумно оперативно попрощаться и уходить. Иначе ощущение поражения может вызвать с его стороны новую волну нападок. Жми руку, желай удачи и сразу же уходи.
Внимание! После знакомства и рукопожатия могут снова последовать циклы очередных вопросов. Не исключено, что само знакомство было только уловкой, поэтому до самого конца надо быть бдительным и не расслабляться. Сколько бы таких циклов ни было, твоя задача одна — не предоставлять повод. Не оправдываться, не отвечать на вопросы, не выполнять просьбы, не срываться на высокие тона. Оставайся вежливым и спокойным. В случае его ухода от конкретизирующего вопроса продолжай требовать ответа. Задавай вопросы типа: «Это наезд по беспределу?», «Решил проверить на лоховскую масть?».
И напоследок, как только удалишься от него в своем направлении — не оборачивайся, не глазей на гопника. Это может быть расценено им не совсем правильно, что может повести за собой продолжение неприятного разговора.
И так. Как правильно общаться с теми кто владеет острым языком АУЕ и может отжать у вас вещи, а потом и вовсе отпизидить. Речь пойдет не о ситуации, всегда по крайней мере надо думать своей головой, а я напишу обычно как происходит, ведь я просмотрел много видео и статей, а потом вовсе сравнил все с реальной жизнью, теперь обобщил и напишу статью.
1) Вам кричат, типо: «эй парнишка, погоди».
Вы останавливайтесь и поворачиваетесь, обратного пути нет или дергайте педади пока пизды не дали если боитесь, но бояться не надо, они замечают это.
2) Протянут вам руку, но не жмите её, не надо, порядочный пацан всяким незнакомцам руку не жмёт.
Дальше могут последовать вопросы, я напишу практически все, вопросы будут в разной последовательности, а вы можете выучить это, не могу же я предуагадать что скажет ,,ауешник».
А-ты кто по жизни?
В- я пацан порядочный.
А-в чём заключается твоя порядочность?
В-я не блядский, не гадский, не мусорской.
А-обоснуй, как ты понимаешь это?
В-не блядский-не фаршмак, родным своим помогаю, не гадский-друзей не кидаю, помогу чем смогу при просьбе, не мусорской-ментам не сдаю других, проблемы свои сам решу, без ментов.
(мое мнение щас было-правильное скорее всего)
А-хорошо, ты конкретный?
В-я пацан конкретный.
А-в чём заключается твоя конкретность?
В-конкретно отвечаю на твой интерес.
А-хорошо. (дальше могут последовать загадки с зоны, ответы на них вы можете свободной найти в интернете)
После того как ответили:
А-ты по каким понятиям живешь, по людским или по воровским?
В-(НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ГОВОРИТЕ ПО ВОРОВСКИМ, ЕСЛИ ВЫ КОНЕЧНО НЕ СИДЕЛИ И ВОРОМ В ЗАКОНЕ НЕ БЫЛИ, А ИНАЧЕ ВАС ИЗОБЬЮТ И ОТНИМУТ ВСЕ ЧТО МОЖНО, ВЕДЬ ДАЖЕ НЕКОТОРЫЕ АУЕШНИКИ НЕ ЗНАЮТ КАКОГО ЭТО-ЖИТЬ ПО ВОРОВСКИМ ПОНЯТИЯМ.
В-по людским понятиям ОБЩАЮСЬ(а если 18 лет есть, то скажи ЖИВУ)
А-а что в твоём понимании-людские понятия?
В-(Тут у каждого свои понятия, но так как я общался с зэком и чуть не отхватил пиздюлей за то что я сказал про людское, я напишу что сказал он, правильно, по его словам)
В-не бью просто так, родным и пожилым помогаю, несу добро в мир, не унижаю и за спиной не говорю про человека плохое, косяков за собой не имею.
А-хорошо, а у тебя есть хуй?
В-я пацан, хуй есть.
А-на сколько % ты уверен в том что у тебя есть хуй?
А-обоснуй за каждый 1% процент.
(это какая то математическая хуйня у них, поэтому отвечайте проще)
В-а ты в моих словах сомневаешься?
А- (тут могут последовать 2 варинта)
В-ну тогда давай отойдем, я тебе хуй покажу.
2. А-нет, не сомневаюсь.
В-тогда интереса нету.
Всё, дальше или вместо хуя может быть вопрос про % с порядочностью.
Тут скорее один вариант, но важно при этом нагонять на гопника.
А-на сколько % ты порядочный?
А-обоснуй за каждый 1%.
В-а ты кем являешься, мы не знакомы.
В-я тебе до этого все обосновал, думаю, ты не глухой, а ты кем являешься?
А-(он скажет, а дальше начинайте так же как и он до этого гнать на него)
После этой ,,битвы» могут быть 3 варианта:
1) он назовет свое имя, или попросит познакомиться и протянет тебе свою руку, тогда можно пожать ,,лапы» и уйти.
3) он нападет, но в глазах своих ,,товарищей» будет чертом, но за то вы сохраните свою честь и достоинство.
Всегда будьте бдительны, если останетесь на время с его компанией, и в разговорном и в физиологиеском виде.
Никогда не оправдывайтесь, никогда не сомневайтесь, никогда не употребляйте мат, не лезьте драться.
Спрашивают с лохов, если он будет употреблять мат, например «блядь», то скажите «ты во мне блядь увидел», он скажет «либо нет, либо будет оправдываться», если нет-значит назовите его пиздаболом и то, что он за свои слова не отвечает, а если будет оправдываться, то скажите: «чего оправдываешься, косяк за собой видишь, натворил что то?», если скажет ,,нет», то назовите его пиздаболом р скажите что оправдываются те-кто натворил что то, блядское, гадское или мусорское.
В конечном итоге скажу, это все может произойти с вами, улучшайте свор боевые навыки, общайтесь с людьми знающими за АУЕ, качайтесь, тогда к вам могут и не подойти вовсе. 🙂
Ситуаций в жизни много по АУЕ, но я попытался рассказать основное. Так что всем удачи и пока.
Порядочность в жизни человека важна и необходима.
Не так часто мы можем встретить в современном мире порядочных людей. Они особенно ценятся и уважаются обществом, но не все могут сказать кто же такой порядочный человек.
Можно сказать, что в порядочности скрыто сразу несколько других положительных качеств, а именно:
- Ответственность
- Доброта
- Человечность
- Благородство
- Великодушие.
Помимо выше сказанного порядочность включает в себя честность к окружающим людям, но не резкое высказывание правды, ведь главное не навредить чувствам другого. Порядочный человек не способен к предательству, злу, агрессии и прочим аморальным поступкам, чувствам.
Определение порядочности
Порядочность — качество, присущее людям, которое характеризуется ответственностью к своим действиям, словам и поступкам, старанием не нанести вреда другим людям своей персоной. Порядочность – культурное, этически правильное поведения человека в обществе, основой которого является гуманное отношение к чувствам и поступкам человека, не теряя при этом честности и справедливости.
Достоинства порядочности
Порядочный человек всегда уважаем другими. Какие бы люди его не окружали, пусть даже самые непорядочные, низкие и аморальные, они будут проявлять к нему глубокое уважение в любой ситуации. Это качество несет за собой уверенность в себе и своих честных и справедливых поступках. Нет необходимости сомневаться и метаться от одного решения к другому, если человеком управляет порядочность, именно она толкает встать на сторону справедливости.
Обретение моральной свободы от всего зла и искушений, которые случаются в жизни. Душа всегда наполнена добротой и решимостью. Человека, обладающего данным качеством, нельзя назвать «пустышкой». «Подобное притягивается к подобному» — так гласит народная поговорка. Это значит, что порядочный человек в основном окружает себя такими же честными, добрыми и благородными друзьями. Ведь он способен отбирать из толпы людей с положительными и отрицательными качествами.
Недостатки порядочности
У порядочности, помимо достоинств, существуют и недостатки, а именно:
- Избыток качества. Это проявляется в чрезмерном следовании своим жизненным принципам, порой даже во вред родным и близким. Это может происходить в случае, когда принцип противоречит желанию сердца.
- Чувство одиночества. «Белая ворона» — так можно сказать о порядочном человеке. Он выделяется из толпы, и благодаря этому, другим людям тяжело его понять и принять.
Безусловно этих недостатков может и не быть, если уметь в меру следовать своему качеству и не заставлять насильно следовать ему других.
Понятие порядочности простыми словами для детей
Родители, безусловно, должны рассказывать детям о том, что такое порядочность. Объяснять, что это доброта и честность, неспособность совершать плохие поступки по отношению к другим людям.
Примеры порядочности
Порядочного человека видно из толпы благодаря ряду его привычек, поступков, поведению:
- Порядочный человек всегда поступает по совести и честности
- Никогда не унизит другого человек и не поставит его в неловкое положение
- Старается сохранить чистоту своей чести и не давать поводов для осуждения другим людям
- Если это мужчина, то его отношение к женщинам отличается культурой и заботой.
Это интересно знать
- В 20 веке интеллигентами стали называть людей образованных, продвинувшихся по карьерной лестнице в сфере образования, науки, литературы или искусства. На самом же деле Интеллигент – это не тот, кто получил высшее образование или достиг высот в карьере, а человек, прежде всего, порядочный.
- Так же интересно, что во все времена порядочным людям было трудно пробиться к власти. Таких людей либо не допускали до высоких чинов, либо быстро снимали с них.
Итоги
концептологические и лингвокультурологические исследования
порядочность: понятие, олово и образ
Сергей Григорьевич ВОРКАЧЕВ,
доктор филологических наук, профессор кафедры научно-технического перевода Кубанского государственного технологического университета, е-mail: svork@mail.ru
Исследуется вербализация представлений о порядочности в лексикографии и в афористическом корпусе русского языка, описываются модели ее метафоризации. Устанавливается, что словарные толкования порядочности осуществляются преимущественно через двойное семантическое отрицание, а синонимический ряд прилагательного «порядочный» включает аксиологически разнородные лексические единицы. Наблюдения над вербализацией порядочности в афористике свидетельствуют об аксиологической неоднозначности этой категории морального сознания и о ее неригористичности, а наблюдения над ее метафорическим представлением — о частотности метафо-ризации свойства ее градуативности.
Ключевые слова: порядочность, толкование, синонимический ряд, афоризм, метафора.
honesty: concept, word and image Sergey G. VORKACHEV,
Doctor of philology, professor of the science-tech translation department, Kuban state technological university,
е-mail: svork@mail.ru
Key words: honesty, interpretation, synonymic series, aphorism, metaphor.
Частотность появления лексем порядочность и порядочный человек в современной русской речи в последние десятилетия заметно снизилась. Судя по текстам современного русского языка, порядочность причисляется к пережиткам, объявляется «реликтовым чувством», «старомодным понятием» и «устаревшим качеством души», а, как известно, выпадение из речевого обихода какого-либо слова, как правило, указывает на утрату общественной значимости той реалии, к которой оно отправляет.
Слово «порядочность» отсутствует в этимологических словарях, и это понятно: его «внутренняя форма» вполне прозрачна, и его происхождение не требует каких-либо изысканий. В то же самое время, как представляется, нуждается в объяснении семантический переход от порядка как «правильного, налаженного состояния, расположения чего-либо» к «неспособности к низким поступкам» . Как представляется, missing link — недостающее семантическое звено — присутствует в толко-
вом словаре Владимира Даля — это ряд значений прилагательного «порядочный»: «порядочный, идущий порядком, по порядку, сряду… Порядочный человек, любитель порядка, или ведущий, держащий себя изрядно, прилично, как должно» , где наглядно представлен перенос упорядоченности «вещного» мира на мир духовный, мир нравственных ценностей и поведенческих норм.
Порядочность — это не отдельное моральное свойство личности, такое как доброта, честность, скромность и пр., но ее интегральное, обобщенное свойство: склонность поступать в межличностном общении в соответствии с полным набором этических норм и поведенческих правил, то, что в английском языке передается словом integrity — an uncompromising adherence to a code of moral, artistic or other values — «бескомпромиссное следование нормам моральных, художественных или иных ценностей». В отличие от норм права нормы порядочности опираются не на закон, а на обыденное моральное сознание, носят «светский», а не религиозный характер, т. е. не предполагают веры в Закон Божий. В то же самое время этические нормы, составляющие кодекс порядочности, не столь ригористичны, как нормы философской этики, и при определенных обстоятельствах допускают исключения.
Конечно, наиболее близким идеографическим синонимом «порядочности» является «моральность», зафиксированная в толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой как существительное, производное от прилагательного «моральный» в значении «высоконравственный, соответствующий правилам морали» с пометой «книжн.» . Это слово присутствует и в словаре Т. Ф. Ефремовой в качестве производного от прилагательного «моральный в значении «содержащий в себе нравоучение, поучение»» с пометой «устар.» . В то же самое время частотности появления лексем «порядочность» и «моральность» в современной русской речи совершенно несопоставимы: если частность «порядочности» составляет 4.82 ipm при ранге 13995 , то «моральность» вовсе не фиксируется частотными словарями; если в Национальном корпусе русского языка «порядочность» представлена 892 вхождениями, то «моральность» лишь 44 .
Порядочность — это свойство характера порядочного человека, о производности этого имени свидетельствует, в частности, отсутствие в некоторых словарях прямого толкования слова «порядочность»: оно представлено как дериват соответствующего прилагательного («свойство порядочного» — ; «свойство по прил. порядочный» — ).
На фоне морали как совокупности этических норм, «правил для воли, совести человека» , порядочность предстает как субстантивация некого диспозитивного предиката: предрасположенность, способность соблюдать подобные нормы.
«Порядочность», как и «справедливость», отсутствует в паремическом фонде русского языка, сформированного в лоне крестьянского этоса, и этот факт представляется свидетельством относительной новизны появления «светской этики» в русском национальном сознании. В то же самое время эта этика в достаточно представительном объеме присутствует в афористике: корпус афористических высказываний1, содержащих имена «порядочность» и «порядочный человек», составляет где-то семь десятков единиц.
Наблюдения над вербализацией порядочности в афористике свидетельствуют, прежде всего, о ее аксиологической неоднозначности: теоретически ее достоинства восхваляются («Если я человек порядочный, то это потому, что порядочность сама по себе хороша, а не потому, что мне за это воздастся» -Голсуорси), в то время как практически признается ее житейское неудобство («Порядочный человек всегда простак» — Марциал; «Секрет успеха в жизни связан с честностью и порядочностью: если у вас нет этих качеств — успех гарантирован» — NN) и трудность соблюдения ее требований («Труднее быть в течение недели порядочным человеком, чем героем в течение пятнадцати минут» — Ренар). Здесь же констатируется ее дефицит в современной жизни: «Порядочных людей не так мало, как вы думаете — их гораздо меньше» (NN).
В афористике порядочность совершенно определенно связывается с этикой и моральными качествами личности: «Порядочен тот, кто свое право измеряет своим долгом» (Лакордер); «По-настоящему порядочный человек не только всегда поступает по совести, но и еще никогда об этом не жалеет» (NN); «Порядочного человека отличают две вещи: способность чувствовать вину и умение быть благодарным» (NN); «Совесть и порядочность глазами не видны, но их отсутствие бросается в глаза» (Смирнов).
Здесь неоднократно отмечается неригористичный характер требований порядочности, в том числе и через парадоксальность его семантического представления: «Порядочный человек — это тот, кто делает гадости без удовольствия» (Светлов); «Порядочного человека можно легко узнать по тому, как неуклюже он делает подлости» (Жванецкий).
Отмечается также врожденностиь и неблагоприобретаемость предрасположенности к соблюдению этических норм: «Порядочность совершенно конкретная нравственная категория, это внутреннее, совершенно объективное качество, с ним надо родиться» (NN); «Порядочность — это не пиджак, который надевают по выходным и праздничным дням, а в будние дни снимают. Она — либо есть, либо ее нет» (Тулеев).
Наблюдения над лексикографическим представлением порядочности показывают, что ее толкование осуществляется, главным образом, путем negatio duplex — двойного семантического отрицания: порядочность — «неспособность к низким антиморальным, антиобщественным поступкам» ; «неспособность к низким поступкам» . Тем самым в ее семантизации присутствует некая «страдательность», пассивность. В то же самое время толкование антонима порядочности — непорядочности — через соответствующее прилагательное участвует лишь одно лексическое отрицание: «непорядочный — способный на бесчестные, низкие поступки» , что, как представляется, свидетельствует о психологической первичности для сознания как раз непорядочности, проявления которой наводят человека на мысль о необходимости некого идеального кодекса поведенческих норм, как это происходит, например, с парой «справедливость-несправедливость», где «ведущей» выступает именно несправедливость (см.: )
Для объяснения эволюции речевого употребления лексических единиц «порядочность» и «порядочный человек», как представляется, стоит обратить внимание на фиксацию толковыми словарями преимущественно советской эпохи «классового» лексико-семантического варианта прилагательного «порядочный»: «обладающий свойствами, присущими буржуазно-дворянским слоям общества, благородный (устар., теперь ирон.)». ; «принадлежавший к дворянским слоям общества» ; «принадлежащий к дворянским слоям общества; по рождению благородный» .
По данным лексикографии синонимический ряд, в который включено прилагательное «порядочный» в этическом значении («честный, приличный, соответствующий принятым правилам поведения» — ; «честный и благородный, ведущий себя в соответствии с принятыми в обществе нормами поведения; не способный на низкие поступки» — ; «честный, заслуживающий уважения, не способный на низкие поступки» — ; «нравственно достойный, заслуживающий уважения» — ), состоит из единиц «добропорядочный, доблестный, возвышенный, высокий, достойный, джентльменский, рыцарский, бескорыстный, великодушный, честный, чистосердечный, правдивый, прямой, прямодушный, нравственный, высоконравственный, моральный, благонравный, добронравный, целомудренный, совестливый, добросовестный, беспорочный, приличный, благоприличный, пристойный, благопристойный, благовидный, благолепный, благообразный, благочинный, бонтонный, комильфотный, корректный, вежливый, скромный, безукоризненный, безупречный, неподкупный» (см.: ).
Как можно видеть, в этом ряду стоят аксиологически разнородные лексические единицы: общеоценочные (доблестный, возвышенный, высокий, достойный, безукоризненный), общеэтические (нравственный, высоконравственный, моральный, благонравный, добронравный, целомудренный, совестливый, беспорочный) и отправляющие к конкретным моральным качествам человека (честный, чистосердечный, правдивый, прямой, прямодушный, приличный, благоприличный, пристойный, благопристойный, благообразный, благочинный, бонтонный, комильфотный, корректный, вежливый, скромный, неподкупный). Как представляется, эта семантическая разнородность указывает как на «холичность» этической оценки в семантике этого прилагательного как общей суммы оценок поведенческих и моральных качеств человека, так и на ее многофакторность.
Как и любая абстракция, порядочность в языковом сознании «материализуется» с помощью метафоры (в качестве иллюстрационного материала использовались тексты «Национального корпуса русского языка»). При помощи метафоры не только «овеществляются», наглядно моделируются абстрактные категории (см.: ) — сам факт регулярной метафоризации подобных категорий свидетельствует об органичности и исконности для языкового сознания самих этих абстракций (см.: ).
Чаще всего метафоризуется такое свойство порядочности, как градуативность, превращающаяся в измеряемость, и тогда появляются «эталон, мерило, диапазон, единица, уровень, порог и пр. порядочности»: «Но он учил меня не столько экономике, сколько отношению к людям. Этот человек — эталон порядочности» (Карьера, 2000.02.01); «Именно от крикета ведут свою родословную те принципы спортивной этики, которые стали для англичан основами подобающего поведения, мерилом порядочности» (Овчинников); «В случае неудачи, а шансы на неудачу неограниченные, кроме презрения в ее глазах, этот способ пробуждает чувство гражданственности и рыцарства в любом прохожем в диапазоне порядочности или качеств, его внешне заменяющих» (Ибрагимбеков); «А потому физики, люди ученые, по своим правилам придумали единицу порядочности: «один тамм». Вот и я предложил для театрального народа ввести также свою единицу порядочности и назвать ее «один плятт»» (Алешин); «Уровень его порядочности был явно выше тогдашней нормы» (Бовин); «В душах многих людей сохранился определенный порог порядочности, переступить через который они не могли даже по приказу дуче» (Вестник США, 2003.12.10). Количественные параметры порядочности «материализуются» через уподобление ее малоразмерным объектам либо путем «вертикализации» шкалы ее измерения: «Маленький лоскуток порядочности» (Блаженный); «Послушай, если в тебе есть еще хоть капля порядочности, ответь мне сейчас: ты виделась с ним здесь?» (Вербицкая); «Новиковцы были людьми высокой порядочности и, разумеется, Карамзина выгородили: нет, он пустился в вояж даже вопреки их советам» (Эйдельман); «В глубокой порядочности Мацнева Саблин был уверен» (Краснов).
В овеществлении порядочности достаточно часто встречается «пневмометафора» — уподобление ее некой летучей газообразной субстанции: «Товарищество, несомненно, приносило большую пользу, придавая Корпусу дух большой порядочности, и его боялись куда больше, чем начальства» (Редигер); «После громадной пустой залы с колоннами мне было как-то по себе в этом небольшом уютном доме, в котором не было на стенах олеографий и прислуге говорили вы, и все мне казалось молодым и чистым, благодаря присутствию Лиды и Мисюсь, и все дышало порядочностью» (Чехов); «На самой чистенькой улице, где все пахнет порядочностью, где остролистые тропические деревья стесняются, что они растут в кадках, нас принял любезный комиссар и осведомился о наших намерениях» (О. Мандельштам); «Атмосфера порядочности, чистого русского языка — вот что было главным в семинаре Паустовского» (Бакланов).
Появляются здесь также фото-, хромо- и гидрометафоры: «Помочь их друзьям и единомышленникам (которые когда-то были и ее партийные товарищи) она ничем не могла, но аура бесспорной порядочности, если и не прозорливости, окружала ее» (Берберова); «Чтобы придать свиданию хоть какой-нибудь оттенок порядочности, он вдруг останавливается на пути к двери и, спохватившись, произносит…» (Успенский); «И действительно, когда он в этой шинели, то ощущает сейчас особую приятность: нет мехового запаха, мягко, руку щекочет атлас подкладки, всего проникает струя порядочности, почета, власти» (Боборыкин).
Врожденность порядочности материализуется через приписывание ей формы носителей наследственности («Но известно и другое: гены порядочности дают такие же всходы» — Жизнь национальностей, 2003.06.18). Она уподобляется чему-то вкусному («Самое скверное то, что ты утратил всякий аппетит порядочности» — Мамин-Сибиряк; «Подозреваю, эта беспримесная и беспощадная чистота его жанра, всегда рано или поздно оборачивающегося предательством, и была причиной его эмиграции, попытки найти в мире место, где голый артистизм не есть лишь ложка, которой можно испортить бочку меда этики и гражданской порядочности, но, увы, похоже, он промахнулся, и нет таких мест на земле» — Климонтович), реифицируется («И напасть на него — значит, напасть как бы на само знамя порядочности» — Трифонов; «Возможно, остатки порядочности и удержали бы его от столь низкой неблагодарности в отношении женщины, дарившей его своим вниманьем.» — Леонов; «Кроме того, по словам автора, какой-то отпечаток порядочности замечался во всем его неуклюжем существе» — Добролюбов; «Винные пары сняли ту гладенькую и чистенькую оболочку порядочности и сдержанности, которая так присуща людям этой категории в трезвом их состоянии» — Крестовский).
Порядочность отождествляется с таким вполне «наглядным» качеством, как чистоплотность («Наверное, порядочность, внутренняя чистоплотность и сближали его с Казиным» — Вознесенский), как живое существо, она болеет и умирает («Но, почти превратившись уже в политика, фактически из состояния клинической смерти порядочности и здравомыслия, он таки нашел в себе силы вернуться к достойной жизни» — Лебедь, 2003.11.01), и от нее самой, как от болезни, можно умереть («Стараюсь
припомнить, встречала ли в кино за 26 лет человекообразных? Пожалуй, один Черняк — умерший от порядочности» — Щеглов).
Итак. Наблюдения над вербализацией порядочности в афористике свидетельствуют о ее аксиологической неоднозначности — теоретически ее достоинства восхваляются, в то время как практически признается ее житейское неудобство — и связи с моральными качествами личности. Здесь неоднократно отмечается неригористичный характер требований порядочности, в том числе и через парадоксальность его семантического представления, а также врожденность и неблагоприобретаемость предрасположенности к соблюдению этических норм.
Наблюдения над лексикографическим представлением порядочности показывают, что ее толкование осуществляется, главным образом, путем двойного семантического отрицания. Тем самым в ее семан-тизации присутствует некая «страдательность», пассивность. В то же самое время толкование антонима порядочности — непорядочности — через соответствующее прилагательное участвует лишь одно лексическое отрицание, что свидетельствует о психологический первичности для сознания как раз непорядочности, проявления которой наводят человека на мысль о необходимости некого идеального кодекса поведенческих норм. Синонимический ряд, в который включено прилагательное «порядочный» в этическом значении, включает аксиологически разнородные предикаты: общеоценочные, общеэтические и отправляющие к конкретным моральным качествам человека. Как представляется, эта семантическая разнородность указывает как на «холичность» этической оценки в семантике этого прилагательного как общей суммы оценок поведенческих и моральных качеств человека, так и на ее многофакторность.
Как и любая абстракция, порядочность в языковом сознании «материализуется» с помощью метафоры. Чаще всего метафоризуется такое свойство этой категории, как градуативность, превращающаяся в измеряемость. В овеществлении порядочности достаточно часто встречается «пневмометафора» — уподобление ее некой летучей газообразной субстанции, появляются здесь также фото-, хромо- и гидрометафоры, врожденность порядочности материализуется через приписывание ей носителей наследственности. Она уподобляется чему-то вкусному, отождествляется с таким вполне «наглядным» качеством, как чистоплотность, как живое существо, она болеет и умирает, и от нее самой, как от болезни, можно умереть.
ЛИТЕРАТУРА
1. АбрамовН. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений . М., 1999. URL: http://www.gramota, 2003
2. Воркачев С. Г. Правды ищи: идея справедливости в русской лингвокультуре. Волгоград: Парадигма, 2009. 190 с.
3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. СПб.: Диамант, 1998.
4. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: в 2 т. М.: Русский язык, 2001.
5. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 1998. 1536 с.
6. Национальный корпус русского языка. URL: www.ruscorpora.ru
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Госиздат иностранных и национальных словарей, 1953. 848 с.
8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1998. 944 с.
9. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981-1984.
10. Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. / под ред. А. И. Чернышева. М.-Л.: АН СССР, 1951-1965.
11. Словарь языка Пушкина: в 4 т. М.: Госиздат иностранных и национальных словарей, 1956.
12. Успенский В. А. О вещных коннотациях абстрактных существительных // Семиотика и информатика. М., 1979. Вып. 11.
13. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: в 4 т. М.: Астрель-АСТ, 2000.
14. Чернейко Л. О. Гештальтная структура абстрактного имени // Филологические науки. 1995. № 4.
15. Шаров С. А. Частотный словарь русского языка . Российский НИИ искусственного интеллекта.
Критерии и оценки
Алла Лаврикова, кандидат философских наук
Замечали ли вы, что в повседневной жизни мы часто употребляем слова, которые содержат нашу оценку моральных качеств того или иного человека: «добрый», «злой», «хороший», «честный», «эгоистичный», «чуткий», «несправедливый» и так далее. Эти слова стали как бы разменной монетой общения, почему-то вытеснив из нашего повседневного лексикона такое емкое слово, как «порядочный».
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова «порядочность» трактуется как «честность, неспособность на антиморальный, низкий антиобщественный поступок». Формулировка эта позволяет утверждать, что вопрос о степени порядочности человека может быть решен не простым перечислением тех или иных его моральных черт, а путем выявления наиболее значимых, определяющих все другие качества его личности.
Хорошо известно, что жить в обществе и быть от него свободным нельзя, то есть сущность и содержание личности человека определяются всей совокупностью общественных отношений, характерных для данного общества. Следовательно, главным показателем нравственности личности является сочетание в ней личных и общественных интересов, ее активная жизненная позиция. Ничто так не возвышает личность, как сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения.
Вот это качество личности, на мой взгляд, и служит исходной нормой для определения порядочности человека.
Порядочность как отражение нравственной позиции человека в любых, подчас конфликтных ситуациях проявляется в справедливом и честном выборе им решения в соответствии с сознанием его ответственности перед обществом, системой взглядов на идеалы, долг, честность, совесть, принципиальность, добро и зло, смысл жизни.
Я совершенно сознательно и с полной уверенностью в своей правоте ставлю ответственность человека за все, что исходит от него самого и что происходит рядом с ним, на первое место среди слагаемых понятия «порядочность».
Ответственность на современном этапе общественного развития приобретает не только глубокий социальный, но и нравственный смысл. Ибо ответственность как черта характера, как важнейший побудитель деятельности человека зависит прежде всего от его. жизненной, нравственной позиции, а также от уровня его образованности и культуры. Ответственность и долг – составные элементы порядочности, потому что именно сознание ответственности и долга обязывает человека серьезно и вдумчиво относиться к своим действиям и поступкам. В этой связи вспоминается письмо учительницы Анны М., которая, утверждая на литературных примерах одно, в жизни, не задумываясь над последствиями своих поступков, проявляет непоследовательность, безответственность, проще говоря, непорядочность. Анна М. пишет, что она «должна», заметьте – должна, покрывать хулиганский поступок в классе, только чтобы не придавать его огласке в районе, и, следовательно, защищать честь школы. По-видимому, Анна М. не совсем четко уяснила для себя, что такое «честь школы» и ее собственная честь классного руководителя. Думается, честь и авторитет учителя пострадают гораздо больше не оттого, что в классе совершен хулиганский поступок, а оттого, что этот поступок скрывается. Ведь учителю, формирующему детские души, важно ни на минуту не забывать о тех моральных последствиях, какие это укрывательство будет иметь для школьников. Напрасно она пытается утешить себя тем, что мнение ее учеников о ней не изменилось. Их отдаленность – свидетельство того морального ущерба, который нанесла учительница своим ученикам. И потому на вопрос Анны М. «Как дальше жить, что думать о себе самой?» хочется ответить: надо быть порядочным человеком, а не казаться таковым, а это значит, что надо поступать и вести себя в соответствии с осознанным общественным долгом.
Истинная порядочность служит человеку своеобразным «компасом» в его повседневном поведении, ибо наши моральные качества находят свое материализованное воплощение в конечном счете в наших поступках. А это значит, что о моральном облике человека, уровне сознательности и порядочности можно и должно судить только по поведению его в коллективе, в семье, на улице и т. д. Причем оценка человека – порядочный он или нет – может быть объективной только тогда, когда учитывается
вся совокупность его черт, качеств и поступков. Заметьте: мы часто сталкиваемся с людьми, которые на работе являют пример добросовестного отношения к труду, к товарищам. Но как только человек оказывается вне коллектива, где его хорошо знают, с ним происходит своеобразное перевоплощение: он может не уступить в трамвае место инвалиду, не пропустить вперед женщину с ребенком, дома проявлять грубость и бестактность по отношению к жене, к соседям, к собственным детям. Происходит как бы раздвоение личности: один человек – на работе, совсем другой – дома. Истинная же порядочность проявляется не в единичном поступке, а во всем поведении личности, являясь его мотивом.
Трудно говорить о порядочности и в том случае, если человек не считается с интересами общества, пренебрегает своими обязанностями, становится на потребительские позиции, не внося своего вклада, доли своего труда в решение задач, стоящих перед обществом. Поэтому именно в коммунистическом отношении к труду находит свое выражение еще одно слагаемое понятия «порядочность».
Нет слов, приятно чувствовать себя справедливым, великодушным, гуманным и проще всего проявлять эти качества на словах. Но от слов до дела, как известно, большой шаг. Есть люди, которые называют себя честными, порядочными, однако не считают зазорным прихватить с работы банку белил, кусок проволоки или еще что-нибудь для собственного дома или дачи. Такие поступки, как правило, определяются психологией – «государство у нас богатое, не обеднеет». Мы должны твердо сказать подобным «рачительным хозяевам»: суть понятия «честность» всегда неизменна. Она определяется взглядами на жизнь, среди которых нетерпимость к существованию за чужой счет, за счет общества у порядочного человека всегда на первом месте.
«Внутренние тормоза», моральные запреты, воспитанность – все это не
врожденные, а приобретенные качества, результат социального становления личности, которое начинается с воспитания в семье, а затем продолжается в том коллективе, где человек сначала учится, а потом работает. Коллектив, его моральная чистота, его товарищеская нравственная атмосфера играют огромную роль в формировании личности человека.
Быть, а не казаться!
Евгений Моряков, Герой Социалистического Труда, токарь Ленинградского завода строительных машин
Дать однозначный ответ на вопрос «Что значит – порядочный человек?», по-моему, трудно. Хотя, я думаю, можно было бы сказать и так: быть порядочным – это значит быть Человеком. Человеком именно с большой буквы.
«Смена», конечно, не случайно начала дискуссию на эту тему. Действительно, сегодня мы почему-то очень редко произносим хорошее старое слово – порядочность. А ведь именно оно, на мой взгляд, является основополагающим качеством человеческой личности.
Мы призываем людей быть честными, отзывчивыми, принципиальными, трудолюбивыми, совершенно забывая о том, что все эти качества составляют емкое понятие «порядочный».
Посмотрите характеристику, которую выдают человеку на работе. Что угодно будет в ней написано: дескать, он и передовик производства, и лучший рационализатор, и морально устойчив, и женат, и имеет детей, и так далее, и тому подобное, но только никогда вы не найдете фразы – человек он порядочный. Почему? Разве порядочность не главная человеческая добродетель?
- Страницы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- следующая
- Версия для печати
- В закладки
- Вставить в блог
Представьтесьили зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.