Купить Житие и слова. Старец Порфирий Кавсокаливит. Издание Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. Обложка мягкая. Бумага газетная. 328 стр. Размеры 145х200х14 мм
Содержание
Житие и слова. Старец Порфирий Кавсокаливит
Описание
В трудные времена мы особенно нуждаемся в свидетельствах о Церкви, свидетельствах живых и правдивых, которые нам передают люди, живущие истиной, верой и всем сердцем любящие Христа.
Слово святых отцов и матерей, исходящее из подлинного церковного опыта, наставляет и успокаивает, рассеивает заблуждения, убеждает сердце, укрепляет совесть, оживляет веру, открывает новые горизонты и пути к жизни вечной, к благословенному Царству Отца, Сына и Святого Духа, к тому Царству, которое постигается нами опытно в православной литургии и богослужении.
Слово блаженного старца Порфирия — это слово святого отца, слово прозорливца, скромного, смиренного, простого и пламенного человека, жизнь которого была подлинным и настоящим свидетельством о Христе, об истине и радости Христовой. Это человек, который своим присутствием, любовью, молитвой и словом, советом и наставлением укреплял многих людей в часы немощи, скорби, печали, отступления и смерти.
Приснопамятный Старец — это богоносный отец наших дней, подлинный клирик и учитель, аскет, пламенно и духовно возлюбивший Христа и истинно послуживший человеку. Его учение глубоко пропитано духом и богословием Православной Церкви. В нем господствует Лик и Образ Христа и Спасителя всех нас.
Книга «Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и Слова», содержит многоценное миро жития и слов блаженного Старца и является существенным приношением для Церкви и современного человека.
Приснопамятный старец Порфирий ушел из этого мира, но в то же время остается и пребывает в нем благодаря своему слову, разрывающему преграды времени, благодаря своему примеру, своей святости и благодати, полученной от Христа — Жениха Церкви.
Мы призываем его молитвы и благословение на людей нашей митрополии, людей всех возрастов, на молодежь, на приходы и монастыри, на монашествующих и на весь благословенный наш народ. Одновременно призываем его благословение и на земную полноту всей Православной Церкви, которой он уже широко известен и почитается как святой.
Содержание на фото книги.
Прп. Порфирий Кавсокаливит
Порфирий (Байрактарис) Кавсокаливит (1906 — 1991), архимандрит, преподобный
Память 19 ноября (Греч. , Румын.) и в Соборе Эвбейских святых
В миру Евангел Байрактарис (Ευάγγελος Μπαϊρακτάρης), родился 7 февраля 1906 года в селении Айос-Иоаннис близ города Карист на острове Эвбея, Греция. Его родители были бедные, благочестивые крестьяне. Образование получил в двух классах начальной сельской школы. С самого детства помогал родителям заниматься хозяйством: пасти овец, работать в огороде. В восемь лет пошёл работать на угольную шахту, а затем за прилавок магазина.
Уже в отроческом возрасте его охватило желание посвятить свою жизнь монашеским подвигам. Прочитав житие святого Иоанна Кущника, так вдохновился жизнью преподобного, что решил подражать ему. В 13 лет он втайне от родителей отправился на Афон. Там он отдал себя в послушание двум добродетельным и духовно опытным старцам, жившим в Георгиевской келлии на Кавсокаливии принадлежащий Великой лавре. На Кавсокаливии он прожил в качестве послушника шесть лет.
Однажды утром его послали наколоть дров для печки. В их поисках юный послушник добрался до оврага, находившегося довольно далеко от скита Кавсокаливия, в котором он тогда жил со своими старцами. Когда мальчик начал рубить дрова, с ним случилось несчастье: с топора сорвалась рукоятка, и лезвие вонзилось ему в ногу, сильно ее поранив. Из раны хлынула кровь. Поблизости никого не было, и отрок был обречён на смерть от потери крови. Чувствуя смертельную опасность, он изо всех сил начал громко призывать на помощь Матерь Божию: «Пресвятая Богородица, помоги мне!». И кровь немедленно остановилась. Вскоре после этого он принял монашество с именем Никита .
Юноша хотел всю жизнь подвизаться на Афоне, но в возрасте 19 лет получил воспаление легких, которое перешло в плеврит. Старцы приказали ему оставить Афон и поехать лечиться. Пройдя курс лечения и почувствовав себя лучше, он вернулся на место пострига. Однако болезнь вновь дала о себе знать, и старцы, видя, что афонский климат может убить их ученика, послали его назад, не благословив возвращаться на Святую Гору.
Так, в 19-летнем возрасте он был вынужден вернуться на Эвбею и сначала подвизался в монастыре священномученика Харалампия в Авлонари, а потом в обители святителя Николая Чудотворца в Ано-Вафеа.
В возрасте 21 года был рукоположен во иеромонаха Синайским архиепископом Порфирием III, который дал ему свое имя.
Вскоре, несмотря на юный возраст батюшки, митрополит Каристский Пантелеимон назначил отца Порфирия монастырским духовником. Это послушание отец Порфирий нес в монастыре святого Харалампия до 1940 года. Многие из окрестных жителей обращались к нему, вереницы людей ждали своей очереди, исповеди длились часами без перерыва.
Прп. Порфирий Кавсокаливит
В 1938 году был возведён в сан архимандрита.
В 1940 году был назначен настоятелем церкви святого Герасима при Афинской поликлинике около площади Омония. За тридцать три года своего служения на этом месте отец Порфирий помог тысячам людей обрести душевный мир, многих из них по благодати Божией он исцелял от разного рода болезней.
После ухода на пенсию в 1973 году продолжал служить и исповедовать в древнем заброшенном храме святителя Николая в районе Пендели.
В 1978 году с ним случился инфаркт, он несколько месяцев прожил у своих друзей в Афинах, после чего в 1979 году поселился в районе Милеси, где и основал исихастирий Преображения Господня — большое подворье с храмом. Здания подворья начали строить в 1983 и строительство происходило постепенно .
Отец Порфирий никогда не оставлял надежды вернуться обратно на Афон. Когда в 1984 году он узнал, что последний обитатель родной для него Свято-Георгиевской келии оставил её и перешел жить в монастырь, он поспешил на Святую Гору, в Кавсокаливский скит.
К тому времени стали известны случаи прозорливости старца и исцелений по его молитве. Люди с разных концов Греции стремились получить его совет и благословение. В конце 1980-х годов по его благословению в Каламосе был создан мужской монастырь во имя преподобного Симеона Нового Богослова .
Могила преподобного Порфирия Кавсокаливита около Свято-Георгиевской келии на Кавсокаливии. Святая Гора Афон
Скончался 2 декабря 1991 года. По просьбе старца недалеко от келии для него была выкопана могила. В последнюю ночь своей земной жизни старец исповедался, после чего ученики стали читать канон на исход души, а затем по четкам келейное правило великосхимника. Последними словами старца стали евангельские строки: «Да будут все едино» (Ин. 17:21). Затем еле слышно он прошептал: «Гряди» и испустил дух.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Фреска
Оценки и почитание
Говоря о духовных дарованиях старца Порфирия, известный греческий старец Паисий Святогорец говорил: «У него цветной телевизор, а у меня только черно-белый».
27 ноября 2013 года Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о его канонизации с установлением памяти в день преставления 2 декабря н. ст. . Синодальным решением от 4-5 июля 2017 года его память была также включена в месяцеслов Румынской Православной Церкви.
Критика
Изданная в 2006 году на русском языке книга «Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова» подверглась резкой критике со стороны профессора А.И. Осипова . Среди прочего проф. Осипов цитирует слова старца Порфирия, приведенные в указанной книге:
два пути ведут нас к Богу: путь суровый и утомительный, с суровыми сражениями против зла, и легкий путь посредством любви. Многие люди избрали суровый путь, и «пролили кровь, чтобы принять Дух», доколе не достигли великой добродетели. Я нахожу, что самый краткий и верный путь — это путь любви. Им следуйте и вы… Не боритесь за то, чтобы изгнать тьму из клети своей души. Проделайте маленькое отверстие, чтобы проник свет, и тьма исчезнет. То же в отношении страстей и немощей. Не воюйте с ними, но преображайте в силу, презирая зло… Не нужно ни диавола бояться, ни ада — ничего. Должна царствовать любовь ко Христу… Оставьте все немощи, чтобы не узнал о них супротивный дух и не стал мучить вас и погружать в уныние. Не делайте никаких усилий к тому, чтобы освободиться от них… И не говорите: «Боже мой, освободи меня от того-то», — например, от гнева, тоски. Нехорошо молиться или думать о какой-либо определенной страсти… Не сражайтесь с искушением напрямую, не просите, чтобы оно ушло, не говорите: «Убери его, Боже мой!»
Далее проф. Осипов отмечает:
Господь заповедует бороться с грехом до крови (Мк. 9, 43-47). Церковь Великим постом призывает с земными поклонами молиться об очищении от праздности, уныния, любоначалия, празднословия, осуждения… Истинная любовь к Богу и ближнему приобретается только через борьбу со страстями, немощами, искушениями, через исполнение заповедей Божиих и покаяние, то есть всем тем, что противопоставляется «легкому пути» посредством любви. Может быть, с наибольшей точностью и силой отвечает на этот вопрос святой Исаак Сирин. Он решительно осудил неразумность стремления к любви подвижника, не препобедившего страстей путем суровых сражений против зла: «Нет способа возбудиться в душе Божественной любви… если она не препобедила страстей. Ты же сказал, что душа твоя не препобедила страстей и возлюбила любовь к Богу; и в этом нет порядка. Кто говорит, что не препобедил страстей и возлюбил любовь к Богу, о том не знаю, что он говорит. Но скажешь: не говорил я «люблю», но «возлюбил любовь». И это не имеет места, если душа не достигла чистоты. Если же хочешь сказать это только для слова, то не ты один говоришь, но и всякий говорит, что желает любить Бога… И слово это всякий произносит как свое собственное, однако же при произнесении таких слов движется только язык, душа же не ощущает, что говорит»
Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Икона с сайта Богослов.Ru
Представляет интерес доклад доктора богословия, главного редактора журнала «Синаксис» Афанасиоса Н. Папафанасиу, посвященный личности старца Порфирия . В частности, в нем говорится: …старец Порфирий не оставил почти ни одного письменного источника. В нашем распоряжении свидетельства людей, рассказы очевидцев, которые, естественно, являются весьма противоречивыми. В некоторых из них запечатлены суждения старца, в других мнения, которые он выражал из снисхождения к людям, а в третьих, что хуже всего, слова Порфирия преломляются так, чтобы подтвердить убеждения самого рассказчика! На данный момент с этим мы не можем ничего сделать, кроме осуществления уважительной (аккуратной) богословской работы, которая могла бы, возможно, со временем привести к истине… Старец Порфирий был совершенно не согласен с ведением фронтальной битвы со злом. Он считал, что тот предмет, к которому ты устремляешь ум, на который нацеливаешь свои силы, будет определять твое существование, идет ли речь о том, что ты любишь, или о том, что ненавидишь. Несомненно, старец был убежден, что жизнь христианина состоит в том, чтобы противодействовать делам сатаны, однако категорично настаивал на том, что сам человек должен обратиться ко Христу, к Его любви и свету. Этот свет и его распространение прогоняет тьму, а не борьба с тьмой как таковой. Непосредственная борьба с тьмой вводит в центр жизни «крестоносца» тьму, с которой, как предполагается, он сражается!.. Принципиальна его позиция относительно проблемы, которая беспокоила многих в Греции: вопрос о числе 666 и Антихристе. Старец Порфирий отказался ставить в центр своих попечений Антихриста. Он настаивал на том, что сила «печати» заключается не в механическом использовании чисел и символов, а в том, кого принимает человеческое сердце как своего господина… Старец Порфирий, очевидно, не был общественным богословом. Он был, как я сказал, садовником, делающим прививку, т.е. окулировщиком; и как таковой он привносит ключевые критерии. Его трезвая кротость радикально отличается от почти оскорбительного бреда ревностной агрессивности, которая процветает в наше время под предлогом защиты веры. «В нашем миссионерском усердии, – говорил он, – будем ненавязчивы… Немного слов… Лучшая миссия – это наш добрый пример, наша любовь, наша кротость». Свидетельства показывают, что старец Порфирий не вторгался в личное пространство человека. Он не говорил о Боге, если его не просили, и не спешил окроплять святой водой всех присутствовавших, когда не был уверен, что они этого хотят… Старец испытывал глубочайшее уважение к литургической жизни и к ее освящающей силе. Однако совсем по-детски однажды выразил свое несогласие со святым Андреем Критским, поскольку в его главном творении, Великом Каноне, преобладает скорбный взгляд, обращенный в преисподнюю, к смерти, в то время как сам Порфирий предпочитал обращать свой взор к любви Христовой. Когда его собеседница привела в противовес его словам пример из Канона, где святой Андрей повествует о св. Игнатии Богоносце (святом, который выразил пламенную любовь ко Христу), отец Порфирий сказал замечательную фразу: «О, это уже не Канон, это огонь. В этом Каноне пропал Песнописец! Его поглотил, снес святой Игнатий».
Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Греческая икона
Молитвословия
Тропарь, глас 8
Апо́cтольскою ре́вностию жи́тельствуя / и Христо́во имя непреста́нно призыва́я, всем любо́вь Бо́жию пропове́дуя, / вы́ну в той пребыва́л е́си, мно́гия дyши исцеля́я и ко Воскре́сшему приводя́. Те́мже, насле́довавый селе́ния святы́х, / потщи́ся и наста́ви нaс, да прии́дем и мы во объя́тия Божия, / ра́достно вопию́ще ти: // ра́дуйся, преподо́бне о́тче Порфи́рие.
Кондак, глас 3
Ра́дуйся, Афо́на смире́нное овча́, / Порфи́рие, Любве пропове́дниче, / мона́хов сла́во, святы́х удобре́ние. Óвому бо Духом даде́ся сло́во прему́дрости, // другому же слово ра́зума и де́йствия сил, тебе же ку́пно вся откры́шася яко таи́ннику Бо́жия благода́ти.
Литература
- Elder Porphyrios, Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 2001.
- Идеже хощет Бог. Жизнь и чудеса старца Порфирия, Изд-во Саратовской епархии, 2004.
- Цветослов советов, Пустынь новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2008.
Использованные материалы
- «Старец Порфирий Кавсокаливит: жизнеописание, наставления, чудеса», портал Православие.Ru, 29 ноября 2013:
- «Константинопольская Церковь канонизировала старца Порфирия (Байрактариса)», портал Седмица.Ru ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 28 ноября 2013:
- Житийная справка календаря православной энциклопедии Азбука веры:
- — молитвословия
«Όσιος Πορφύριος ο Καυσοκαλυβίτης ο διορατικός και θαυματουργός», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής,
Так по ст. «Старец Порфирий Кавсокаливит: жизнеописание, наставления, чудеса», портал Православие.Ru, 29 ноября 2013, . По заметке «Константинопольская Церковь канонизировала старца Порфирия (Байрактариса)», портал Седмица.Ru ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 28 ноября 2013, — в то время был пострижен в рясофор.
«Старец Порфирий Кавсокаливит», частный туристический сайт Лидии Левандовской,
Официальный сайт Каламосского монастыря преп. Симеона Нового Богослова,
«Канонизирован афонский старец Порфирий Кавсокаливит», портал Православие.Ru, 28 ноября 2013,
Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Малоярославец, 2006
Алексей Ильич Осипов. Об очень важном —
Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Малоярославец, 2006. Стр. 204
Доклад доктора богословия, главного редактора журнала «Синаксис» Афанасиоса Н. Папафанасиу, посвященный выдающейся личности старца Порфирия Кавсокаливита. Материал был представлен на XVIII Международной богословской конференции в Бозе (Италия) (8–11 сентября 2010 года); тема форума – «Общение и уединение» —
Воспоминания о святых старцах Порфирии, Иакове (Тсаликисе) и Паисии
Этими воспоминаниями о своих встречах со святыми старцами и о том, какую роль они сыграли в его жизни, митрополит Морфский Неофит (Масурас) поделился во время беседы с верующими в Свято-Преображенском монастыре (Милеси, Аттика) 7 июня 2018 года.
Митрополит Морфский Неофит (Масурас)
Я приехал в этот монастырь в 1981 году из любопытства. Здесь тогда уже подвизался святой Порфирий. Думается, он приехал в монастырь двумя годами ранее – в 1979-м. Он жил в комнатке, похожей на чулан. Это было маленькое помещение из бетонных блоков. В то время я был студентом второго курса, изучал право. Приехал сюда со своим другом с Родоса, который как-то сказал мне:
– Слушай, Омир (так меня тогда звали), поехали в Оропос: испытаем недавно купленный автомобиль.
Хари тогда купил себе дешевую подержанную машину. Он сказал мне:
– Поехали, встретимся со старцем Порфирием.
Я знал, что Хари был знаком с этим старцем. Я не был знаком с ним и поэтому спросил друга:
– Кто такой старец Порфирий?
Он ответил мне:
– Это современный святой.
– Святой?
Хоть я и был из благочестивой семьи, которая посещала церковь, каких много на Кипре, но я думал, что святость – это что-то древнее, уже давно исчезнувшее, такое эхо из прошлых веков, а в наше время людей святых уже нет, и те, кто твердят, что она существует, наверное, преувеличивают. Или, скорее всего, это такой благородный титул, не отражающий подлинной сути.
Как я уже сказал, мы сюда приехали с Хари из любопытства. Мы нашли старца в маленькой комнатке. Хари побыл у него некоторое время, а затем старец захотел встретиться со мной. Он сказал:
– Пусть тот высокий парень, который ждет на улице, зайдет ко мне.
Я вошел в его комнатку. И старец стал давать мне советы, как надо молиться. Он сказал мне:
– Когда будешь возвращаться домой, не стесняйся молиться. Веди себя ответственно. Я знаю, что ты сможешь это сделать. Ты так устроен. Открой Христу свое сердце. Говори с Ним, молись своими словами.
Поскольку я слышал, что все делятся с ним своими проблемами, я тогда задумался: «О какой своей проблеме я могу ему рассказать?» Я же приехал в этот монастырь из любопытства. И мне подумалось, что я все-таки должен его о чем-нибудь спросить. Я сказал ему:
– Знаете, батюшка, я учусь на юридическом факультете, но понял, что выбрал не ту специальность. Она мне не подходит, поэтому я брошу тут учиться.
– А что ты будешь делать дальше?
Я ответил ему:
– Поступлю на философский факультет. Меня очень интересует история. Но в последнее время, читая труды святых отцов, подумываю: а не поступить ли мне на богословский факультет?
«Нет! – решительно произнес старец. – Ты должен учиться. Твой диплом юриста будет необходим Кипрской Церкви»
Старец решительно произнес:
– Нет и нет! Ты должен продолжать учебу и получить диплом юриста. В будущем он будет необходим Кипрской Церкви.
Я был удивлен тем, что в некоторой степени он говорил пророческим образом.
Я, заикаясь, сказал:
– Как вы можете говорить, что Кипрская Церковь нуждается в моем дипломе?! Кем я буду, если Кипрская Церковь и ее архиепископ просят меня, чтобы я получил этот диплом?
Старец сказал мне:
– Ты должен продолжить свое обучение в университете. Сейчас ты неправильно мыслишь.
Он сказал:
– Архиепископ спросит: есть у тебя такой диплом? Ты должен получить его.
Я воскликнул:
– О чем вы говорите?! Пророчествуете, как сивилла?
Хочу пояснить для маленьких детей: сивиллы – это древние гадалки, жившие до рождения Иисуса Христа, которые предсказывали будущее. Неприлично было сказать старцу, тем более святому Порфирию, что он предсказывает, как гадалка.
И он сказал:
– Нет!
Меня впечатлило то, как он сразу описал ситуацию в ее православном измерении.
– Нет, сын мой, – сказал он, – я не гадалка, это Святой Дух говорит тебе, и ты должен слушать меня.
Я вздрогнул. Оторопел. Еще ни от кого я не слышал: «Это Святой Дух говорит тебе!» И он был убежден в своих словах.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит
Затем старец взял меня за руку и сказал:
– Омир, сын мой, ты должен слушать меня.
Когда он произнес мое имя, словно Святой Дух обратился ко мне. Я отступил, немного поплакал… И угадайте, чего я попросил у старца Порфирия? Исповедаться. Я никогда в своей жизни не исповедовался. Как я уже говорил выше, шел 1981 год, тогда мне было 19 лет. Вот что происходит, когда Святой Дух действует в человеке.
Мне так захотелось исповедаться – вот что происходит, когда Святой Дух действует в человеке Все мы, православные, имеем в себе Святого Духа с той минуты, когда принимаем Святое Крещение и особенно когда нас священник миропомажет. Он запечатывает нас «печатью дара Святого Духа». Мы запечатаны Святым Духом. Но потом мы взрослеем. Со временем мы восстаем против Святого Духа, но Он никогда не оставляет нас, разве только когда мы хулим Его. Тогда нам нужен рассудительный батюшка, чтобы он решил: необходимо ли нам снова миропомазаться, или же нужно «активировать» печать покаянием.
Я был впечатлен, потому что старец обратился ко мне по имени. Этот богоносный отец зажег во мне «пламя» Святого Духа.
Первое пламя, зажженное от «фитиля» Святого Духа, – это пламя покаяния и исповеди. Потом следует все остальное.
После этого он сказал:
– Не надо исповедоваться сейчас и вообще приходить ко мне на исповедь: мы с тобой слишком схожи. Я хочу, чтобы ты пошел к одному старцу – самому смиренному и благородному старцу в Греции. Ты поедешь в Эвбею, к старцу Иакову (Тсаликису).
Я никогда не слышал о старце Иакове (Тсаликисе) из Эвбеи. Я ответил старцу Порфирию:
– Пусть будет так, как вы благословите, батюшка.
Он сказал:
– Хочу, чтобы ты посещал меня время от времени, потому что ты заряжаешь меня своим энтузиазмом.
Позже я понял, что энтузиазм – это слово, которое содержит в себе Самого Бога. И этот святой хотел, чтобы всё то, что мы делаем, нравилось нам и вдохновляло нас. Что это значит? Активировать Святого Духа в себе, активировать пребывающее в нас, то есть Бога и Святого Духа. Поэтому всегда, когда мы вдохновляемся Богом, Святой Дух активируется в нас.
Я послушал старца Порфирия и поехал к старцу Иакову, и в конце концов всё то, что он сказал мне во время нашей первой встречи, стало для меня настоящим путеводителем в моей жизни. Прошли годы. Я ездил к старцу Иакову, и он стал моим духовным отцом.
Блаженный старец Иаков (Тсаликис)
В инфекционной больнице я встретил другого агнца Божиего – старца Евмения (Саридакиса), друга прокаженных, духовное чадо святого Никифора, который тоже был моим исповедником. И время от времени по разным поводам я посещал старца Порфирия.
Я хочу вам еще кое-что сказать. Когда мы с Хари уезжали, господин Арвантис, который сейчас справа от меня – а нам тогда было по 19–20 лет, – спросил нас:
– Вы встретились со старцем?
– Да, встретились, – ответили мы.
– И как, довольны?
– Конечно, довольны.
– Тогда почему вы не поможете старцу построить монастырь? Мало только радоваться его советам.
И мы начали помогать ему. Носили кирпичи – и сейчас получили «зарплату» за свои труды.
Вышло всё так, как сказал святой Порфирий: я получил диплом юриста. Я рассказал тогда ему, что у меня нет никакого желания быть юристом, я не переношу правоведение. Старец сказал мне:
– Омир, вооружись терпением. Научись быть терпеливым. Терпение – это Христова добродетель, которую ты должен усвоить. Учись терпению и изучай право в университете. И вместо четырех лет закончи его за пять.
«Научись быть терпеливым, – говорил отец Порфирий. – Терпение – это Христова добродетель» Старец пояснил:
– Ты полюбишь монастыри и будешь посещать их один за другим. Так что часть своего времени потратишь на такой вот религиозный туризм. И поэтому окончишь университет не за четыре, а за пять лет.
Так и произошло.
– В это время, – сказал старец Порфирий, – я буду живой, хотя ты услышишь, что я умер. Я не умру. А когда ты получишь диплом юриста, ты приедешь ко мне, и мы обсудим, надо ли тебе поступать на исторический или богословский факультет или лучше поехать туда, где ты научишься прикладному богословию.
Очевидно, он имел в виду монашество. Действительно, время от времени я слышал, что старец при смерти, что с годами его здоровье ухудшилось. Многие приезжали к нему, но он не принимал их. Некоторые люди спрашивали меня:
– Ты не поедешь к старцу Порфирию?
Я отвечал им:
– Нет, не поеду. Он не скоро умрет.
– Откуда ты это знаешь? – спрашивали они.
– Я еще не окончил университет, – отвечал я.
– Разве он будет ждать тебя?
– Да, он так сказал мне и дал мне слово: это наш, так сказать, уговор.
И позже, когда старцу стало лучше, я посетил его.
А когда все говорили, что он умер, я всегда отрицал это:
– Невозможно, чтобы старец Порфирий умер!
Я даже сказал на кипрском диалекте:
– Порфирий – как кошка, имеющая семь жизней.
Когда я посетил его, он в шутку пожурил:
– Ты не любишь меня, а любишь только Иакова.
В ответ я сказал ему:
– Я люблю вас, батюшка, ведь я вас послушал: все еще изучаю право и скоро стану юристом.
А старец произнес:
– Если бы ты любил меня, то не говорил бы, что я как кошка с семью жизнями.
И тогда я понял, что от старца Порфирия ничего не скроешь.
Он спросил меня:
– Как поживает старец Иаков?
– Хорошо, но болеет. У него проблемы с сердцем, и, наверное, он нуждается в кардиостимуляторе, но он еще не очень пожилой человек.
Старец Иаков был на 13 или 14 лет моложе его. Старец Порфирий сказал мне:
– Мы с ним умрем в одно время.
– Господи, помилуй! – произнес я. – Старец Иаков еще молодой!
И сказал про себя опять на кипрском диалекте: «Прикуси свой язык!»
А он ответил мне вслух:
– Нет, я не прикушу свой язык. Вот увидишь: всё будет так, как я говорю.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит
В конце одной хорошей книги о монастыре есть диалог между старцем и игуменией Порфирией. Когда старец в последний раз поехал на место своего упокоения, в Кавсокаливию, игумения Порфирия позвонила ему по телефону, мысленно возмущенно говоря себе: «Я думала, что он вернется, как это делал всегда, когда ездил на Афон. Он не в последний раз приезжал, он снова приедет в наш монастырь».
Кажется, они имели красивый способ общения – песнями, мантинадами, как говорят на Кипре. Она сказала старцу:
– Батюшка, когда приедете? Я жду вас.
Он что-то ответил ей. Не могу вспомнить, что точно он сказал матушке. Он сказал ей что-то в этом роде:
– Я превращусь в птицу и прилечу к твоей двери!
Настоятельница сказала ему, что старец Иаков умер. И действительно, первым умер старец Иаков, 21 ноября. И старец сразу же отвечает ей:
– Если Иаков умер, то через десять дней умру и я.
Так и произошло: 2 декабря умер старец Порфирий. Что это значит? А то, что этот человек умел читать между строк.
Мне однажды сказал г-н Георгий Арвантис: согласно святому Порфирию, есть много способов прочитать один текст; и очень важно, чтобы мы с помощью молитв и Святого Духа могли прочитать смысл, скрытый между строк. Хочу напомнить тем, кто помоложе, что раньше была популярна одна песня, в которой есть следующие слова: «Между строками скрывается Алексис». Не Алексис Ципрас, конечно, а какой-то другой Алексис. И это правильно. Потому что в частности в словах святых сокрыт дух, который требует разного прочтения их слов, поэтому здесь необходимо и просветление. И как я уже ранее говорил, я осознал, что святой Порфирий – это человек, чьи слова необходимо воспринимать очень серьезно. И когда он говорил: «Я умру вместе с твоим старцем». Так что когда игумения Порфирия сказала ему, что старец Иаков умер, он ответил ей:
– И я умру, поэтому не вернусь в Афины.
Ему был дан знак: «Когда старец Иаков умрет, то через десять дней и ты умрешь» Что это означает? Это означает, что Святой Дух заранее информировал его. Старец не знал день своей смерти, потому что Господь дает свободную волю даже и святым и не раскрывает точную дату события, которое должно произойти. Когда Церковь что-то предсказывает, то она не использует даты, а всегда использует знаки. Господь святому Порфирию дал знак, связанный со смертью старца Иакова: «Когда старец Иаков умрет, то через десять дней и ты умрешь». Поэтому, когда он услышал, что умер старец Иаков, он сказал то, о чем мы выше уже говорили.
То, что мне сказал святой Порфирий во время первой нашей встречи, мои дорогие отцы и братья, всё с точностью сбылось.
Я стал епископом. Это мне было предсказано не старцем Порфирием, а святым Иаковом, когда я сказал ему:
– Я не должен был становиться диаконом: у меня слабые руки. Может быть, мне надо было остаться просто монахом? Почему вы настояли, чтобы меня рукоположили в диаконы?
Тогда чудесным образом святой Иаков ответил мне:
– О чем ты говоришь?! Диакон! Разве отрекаются от благодати Святого Духа? Ты станешь не только диаконом, не только иереем, но скоро, после того как тебя рукоположат в священники, ты станешь епископом в стране, в которой ты родился.
И в 1993 году я стал священником. А спустя пять лет, в 1998 году, в очень молодом возрасте – в 36 лет – стал епископом на Кипре. Так слова старца Иакова в точности сбылись, как и слова святого Порфирия. Он мне сказал, что мой диплом юриста будет необходим Кипрской Церкви. И вот на первом заседании Синода, в котором я принимал участие, у нас возникла большая проблема: мы должны были провести расследование по поводу одного епископа. В то время был такой пункт в законе, согласно которому, если епископ провинился, то проводилось расследование: собиралась комиссия из трех епископов, и по возможности они должны были иметь дипломы правоведов.
Одним из епископов с дипломом юриста был митрополит Китонский. Второй епископ, сам согласившийся участвовать в комиссии, был покойный митрополит Киринейский Павел. Он изучал право. Третьего соответствующего этому правилу епископа не было. Точнее – им был я. Это было мое первое участие в заседании Священного Синода, и тогда мне было всего 36 лет. Того епископа, в отношении которого проводилось расследование, вероятнее всего, извергли бы из сана, а ему тогда было больше 70 лет. И моя совесть не позволяла мне проводить эти разыскания в отношении старика. Поэтому я предпочел молчать, надеясь, что другие участники заседания не вспомнят о том, что у меня есть диплом юриста. Но митрополит Китонский, у которого я служил диаконом, сказал мне:
– Неофит, почему ты молчишь? У тебя же есть диплом.
Я ответил:
– Как я могу быть членом этой комиссии? Я только что стал митрополитом, до недавнего времени был иереем, и меня приглашают судить архиерея намного старше меня?
Покойный архиепископ Хризостом стукнул рукой по столу и произнес:
– Митрополит Морфский, у вас есть диплом юриста?
– Да, есть, – ответил я.
– Ваш диплом необходим Кипрской Церкви. Ваш диплом необходим мне. Почему вы его прячете?
Архиепископ Хризостом I Кипрский
И тут я вспомнил слова святого Порфирия: «Архиепископу Кипра и Кипрской Церкви будет необходим твой диплом юриста».
Я тогда расчувствовался, хотя старался этого не показать, но из глаз моих брызнули слезы. Архиепископ подумал, что я заплакал из-за того, что он повысил на меня голос, и сказал:
– Простите меня, простите меня! Мы расстроили вас, да еще когда вы первый раз участвуете в заседаниях Синода.
А я дерзко ответил ему:
– Я плачу не из-за вас.
(Митрополит смеется.)
Он спросил меня:
– Тогда почему вы плачете?
То, что я сейчас вам скажу, важно знать. Это вступление. Все это случилось в октябре 1999 года, то есть в конце второго тысячелетия по Рождеству Христову. Архиепископ спросил меня:
– Почему же вы расплакались?
– Потому что, Ваше Высокопреосвященство, много лет назад, когда я был студентом второго курса юридического факультета, я встретил человека, которого звали Порфирием.
Он даже не слышал о нем. И я ему поведал, что мне сказал старец Порфирий. Архиепископ воскликнул:
– Господи, помилуй! Господи, помилуй! Существуют ли еще такие святые люди, как он?..
Вчера, в воскресенье, в храме святого Давида прошла официальная канонизация старца Иакова, с патриаршей Литургией. А когда-то старец Иаков был всего лишь молодым «беглецом» из Малой Азии и много лет считался свихнувшимся. Некоторые, даже люди церковные, насмехались над ним и называли его «слабоумным» и «глупой Марией» – так о нем говорили.
Сегодня все мы преклоняемся перед гробом святого Иакова и перед гробом великого ректора афонского монашества святого Паисия. Вы не можете себе представить, как было раньше, когда мы посещали его. Мы были молодыми. Когда мы приезжали к святому Паисию, то, бывало, сбивались с тропинки, стучали в ворота калив, и тогда выходили монахи и спрашивали нас:
– Куда вы идете?
– К старцу Паисию.
– Почему не ходите к хорошему старцу, а идете к этому обольщенному человеку?
Наверное, и вы слышали такие слова о нем? Поэтому даже в церковной среде эти святые люди должны были быть очень терпеливыми, потому что терпели злобу людей и демонов и наговоры народа, чтобы сегодня мы могли преклоняться перед их святостью, вдохновляться ею и наслаждаться. И если мы в какой-то степени ответственны, особенно сегодняшние епископы и иереи, то должны говорить о современных святых.
Если мы в какой-то степени ответственны, то обязательно должны рассказывать о современных святых Нет молодого человека, независимо от того, насколько он верующий, который бы, когда вы произнесете: «Паисий сказал…», не открывал бы уши и не ловил бы слова, как спутниковая тарелка. Если вы скажете ему: «Апостол Павел говорил…», он не будет вас слушать. Что это означает? Это означает, что необходимо начинать говорить молодым людям о современных святых.
Вот вы приехали сюда, чтобы послушать разговорчивого епископа с Кипра. Значит, вы благочестивые люди. И вероятнее всего, ваши родители – я говорю о тех, кто помоложе, –встречали современных святых нашей Церкви. Так или иначе, необходимо испытывать какую-то признательность, какое-то уважение, какую-то благодарность за тяжелый труд этих Божиих людей.
И если какие-то чувства есть у меня, то прежде всего это благодарность.
Моя мать говорила мне:
– Сынок, ты должен питать чувство признательности к людям, которые тебя облагодетельствовали, к людям, которые развили твой разум.
Послушайте, как раньше матери говорили. Когда ей было 90 лет, я попросил ее:
– Мама, сейчас, когда тебе уже 90 лет, расскажи мне что-нибудь, чтобы я запомнил это на всю жизнь.
Она ответила мне:
– Неужели Церковь рукоположила тебя в епископы для того, чтобы тебя наставляла старая женщина? Это ты должен научить нас.
Я сказал:
– Опыт – это нечто другое.
И мать ответила мне:
– Будь внимательным, не теряй свой ум.
И мать ответила мне: «Будь внимательным, не теряй свой ум» Об этом же – о хранении ума – заботились и святые Это указывает на то, насколько важным был ум для человека в прошлом. И все эти святые люди, а именно святой Порфирий, святой Иаков и святой Паисий, Георгий (Карслидис), София Подвижница… А также Евмений из больницы для прокаженных, святой Никифор, святой Анфим Хиосский и многие другие, как и великий Амфилохий, о котором патриарх сказал, что он может быть следующим подвижником, которого канонизируют. А еще великий миссионер, который в то же время был отшельником, – отец Филофей (Зервакос)… Как думаете, что сделали все эти люди? Они заботились о своем уме.
Александрийские философы, эти почитатели эллинской культуры и духа, увлеченные изучением наук, пошли к святому Антонию Великому, «профессору» святых уже 20 веков, и спросили его:
– Что вы, монахи, делаете здесь, в Нитрийской пустыне? Как вы убедили всех этих молодых людей уйти в пустыню, так что теперь без пользы пропадает столько интеллигентных умов?
Святой Антоний Великий «перевернул» вопрос и спросил их:
– А что делаете вы, философы из Александрийской библиотеки?
– Мы изучаем язык, изучаем все то, что сотворено и является причиной всего, что существует на земле. А вы что делаете здесь, в пустыне?
Он сказал им нечто подобное тому, что сказала мне моя мать.
– Мы, – сказал святой Антоний, – бережем свой ум. Заботимся о своем уме.
Вот что святой ответил философам.