Родился 13 марта 1918 года, в городе Вильно
Философ, культуролог и публицист. Автор многочисленных философских работ, распространявшихся Самиздатом и оказавших в 1960—1970-е гг. огромное влияние на мировоззрение либеральной интеллигенции.
С семи лет жил и учился в Москве. В 1940 г. окончил Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ) по отделению русской литературы, занимался Достоевским. Студенческая работа П. о Достоевском была оценена преподавателями как антимарксистская, кандидатская диссертация уничтожена после его ареста в 1949 г. как «документ не относящийся к делу». В 1941 г. пошел на фронт добровольцем, был ранен. В 1950 — 1953 гг.в Каргопольлаге (ст. 58-10, осужден на 5 лет, освобожден по амнистии, в 1958 г. реабилитирован). В 1953 — 1956 гг. сельский учитель в Краснодарском крае. Вернувшись в Москву, избрал работу библиографа, стал сотрудником Библиотеки общественных наук (ФБОН). В 1959 умерла первая жена П., И.И. Муравьева, память о которой долгое время вдохновляла философское и литературное творчество П.
К 1953 — 1959 гг. относятся первые эссе П. («Пережитые абстракции») — работы, построенные в традиционной форме философского диалога, но аранжированные современными реалиями сталинского концлагеря.
Венгерские события 1956 г. и травля Пастернака произвели на П. сильное впечатление, вызвав мысли о прямом, политическом противостоянии режиму (вплоть до эксперимента с подпольем и участия в вооруженной борьбе, если таковая стихийно начнется). В 1959-60 гг. вокруг П. образуется нечто вроде полуподпольного философско-исторического и политэкономического семинара («слегка законспирированного, но без всякой организации»). Среди участников семинара — многие активисты «Маяковки», в частности —В. ОСИПОВ. Опыт этого философско-политического полуподполья был оценен П. как отрицательный. Между тем состоявшееся в 1960 г. знакомство с А.И. ГИНЗБУРГОМ, Н.Е. ГОРБАНЕВСКОЙ, Ю.Т. ГАЛАНСКОВЫМ открывало иную перспективу: неподцензурную деятельность, главное в которой — «совершенная открытость и свобода от страха». Новое настроение было связано с «Синтаксисом», со свободным и творческим духом, царившем и среди новых знакомых, и среди художников-«лианозовцев», с которыми П. общался в это же время.
Большое значение для формирования мировоззрения П. имела встреча в 1960 г. с поэтом З.А. Миркиной, ставшей его женой. По словам П. его собственные «взгляды и взгляды Зинаиды Александровны развивались в постоянной перекличке и могут рассматриваться как одно целое».
Начиная с 1962 г., П. публикует в научных изданиях статьи по востоковедению и сравнительной культурологии (в центре его интересов — духовная жизнь Индии и Китая), выступает с докладами и лекционными курсами в различных научных учреждениях и высших учебных заведениях. Одновременно он пишет ряд эссе на различные культурно-исторические и социально-политические темы, получившие широкое распространение в Самиздате. Сильный резонанс вызвали эссе «Квадрильон» и «Нравственный облик исторической личности»), вошедшие в «Феникс-66» Ю.ГАЛАНСКОВА. В 1967 — 68 гг. оба эссе перепечатаны за рубежом, в журнале «Грани».
П. поддерживает отношения с инакомыслящими различных направлений, участвует в неофициальных научных семинарах. В 1970 г. посещал семинар, собиравшийся на квартире В.Ф. Турчина. Позднее А.Д.САХАРОВ говорил об этом семинаре в своих «Воспоминаниях»: «Наиболее интересными и глубокими были доклады Григория Померанца — я впервые его тогда узнал и был глубоко потрясен его эрудицией, широтой взглядов и «академичностью» в лучшем смысле этого слова..Основные концепции Померанца..: исключительная ценность культуры, созданной взаимодействием усилий всех наций Востока и Запада на протяжении тысячелетий, необходимость терпимости, компромисса и широты мысли, нищета и убогость диктатуры и тоталитаризма, их историческая бесплодность, убогость и бесплодность узкого национализма, почвенности».
В 1968 г., после того, как П. поставил свою подпись под «Письмом 224-х» в поддержку «Обращения к мировому общественному мнению » Л.И. БОГОРАЗ и П.М. ЛИТВИНОВА в защиту ГИНЗБУРГА и ГАЛАНСКОВА, его лишают возможности защитить диссертацию в Институте стран Азии.
В 1972 г. в Мюнхене работы П. выходят отдельным изданием («Неопубликованное»). С 1976 г. прекращается публикация научных статей П. в советских изданиях. В то же время его работы широко распространяются в самиздате и перепечатываются в зарубежной эмигрантской печати, в т.ч. в журналах «Континент», «Синтаксис», «Страна и мир».
Во второй половине 1970-х П. близок к редакции самиздатского журнала «Поиски», публикует там свои новые эссе. Все написанное подписывает собственным именем, не прибегая к псевдонимам.
В своих публицистических работах П. защищает идеи личной свободы и европейского демократизма, выступает противником идолов «крови и почвы», новой волны национализма. Последовательное и энергичное отстаивание этой позиции сделало его одним из наиболее заметных оппонентов право-консервативного течения в диссидентстве. Особенное значение имела многолетняя полемика П. с А.И. СОЛЖЕНИЦЫНЫМ («Человек ниоткуда», «Страстная односторонность и бесстрастие духа», «Сон о справедливости возмездия», «Стиль полемики» и др. П.; «Образованщина» и др. Солженицына.). Солженицын обрушился на плюрализм П., третируя его как беспочвенного советского «образованца»; П. резко критиковал «страстную односторонность», дух мстительности и непримиримости у Солженицына, его почвеннический утопизм. Расходясь с почвенниками, П. был близок кругу правозащитников. В «Информационном бюллетене » №1 Комитета защиты Татьяны ВЕЛИКАНОВОЙ, выпущенном вскоре после ее ареста (конец 1979 г.), было опубликовано эссе П. «Накануне юбилея Молоха» (имеется в виду 100-летие со дня рождения И.В.Сталина). Оно завершалось словами: «наш общий долг – противостоять тени Сталина, которой приносятся в канун столетнего юбилея эти новые жертвы. Еще несколько голов на гекатомбу из 30, 40 или 60 миллионов».
Фрагменты из книги П. «Сны Земли», опубликованные в №№ 6-7 «Поисков», следствием по делу «Поисков» были квалифицированы как клеветнические.
Публицистика и политическое поведение П. вызывали усиленное внимание со стороны КГБ. В конце 84-ого года П. был предупрежден по Указу от 25.12.1972 в связи с публикацией своих произведений за границей. 15 мая 1985 года был произведён обыск в квартире,где П. хранил свой архив. Архив был конфискован. В том же году в Париже напечатан полный текст «Снов Земли».
С началом Перестройки в 80-х годах в российской периодике публикуется большое число эссе П.; выходит в свет несколько философских и литературоведческих книг: «Открытость бездне. Встречи с Достоевским», «Лекции по философии истории», «Собирание себя», «Выход из транса» (сборник эссе и культурологических статей за многие годы), «Образы вечного» (в соавторстве с З.А. Миркиной). В это время П. получил возможность выступать с докладами и лекционными курсами, в том числе в ВУЗах (Российский гуманитарный государственный университет, Университет истории культур).
На протяжении всей своей жизни, совершив переход «от марксизма к идеализму» («Я начал комментировать Достоевского по Марксу, а закончил толкованием Маркса по Достоевскому»), П. пришел к обоснованию религии и глубинной философии как основ человеческого бытия.
Отказ от наукообразных и мифологизирующих идеологий, «самостоянье» личности в религии и культуре, путь вглубь себя взамен растворения в массе – таков предложенный П. выход из духовных и политических кризисов современности.
«Только новый дух, найденный в собственной глубине, может нас вывести из трясины. И об этом, собственно говоря, идет речь во всех моих книгах».
Свою жизнь Григорий Померанц описал в книге «Записки гадкого утёнка».
Григорий Соломонович Померанц умер 16 февраля 2013 года, накануне своего 95-летия.
Похоронен в Москве на Даниловском кладбище.
Молодой следователь и Иркутска приезжает в отдаленную деревню Сохатовка для расследования участившихся в деревне самосудов:
«Есть много разных способов казней. Но я не слышал о том виде расправы, с которым столкнулся в 1930 году в Сохатовке. Здесь клали вора на спину оленя, крепко привязывали и отпускали зверя в тайгу. Избавляясь от докучливой ноши, олень катался с ней по земле, бил ее о суки, рвал о деревья…»
Деревня со своими нравами и архаичными законами.
Деревня мрака и суеверий.
Каждый шаг живущего в Сохатовке расписан приметами и обычаями.
«Она посадила в печь хлебы, а потом то и дело подходила к ведру с холодной водой и мочила в ней руки.
— Зачем это вы? — не выдержал я.
— Чтоб пропекся,- объяснила она.
— А это зачем? — снова спрашивал я, когда она отрезала от хлеба почерневшие корки и с отвращением долго жевала их.
— Чтоб уродился здоровенький… «
Деревня, фактически не существующая на картах СССР, не платящая налоги, край света даже для сбившихся с пути.
Деревня, где председатель сельсовета по совместительству работает попом:
«- Ну, а еще что вам приходится делать в роли попа?
— Да всякое делаю. Не хуже знахарки. И язвы лечу, и мужнину любовь сохраняю… В общем, что с меня требуют, то я и делаю. Принесет, например, баба гривенник, я благословлю его ей, она в ботинок положит и носит под пяткой, чтобы мужа тянуло не из дома, а в дом. Вот вам и сбереженье любви.»
Деревня, в которой одна книга — потрепанная библия.
Цитировать это мракобесный ужас из повести можно бесконечно:
«Я спросил, что делают здесь люди зимой вечерами, если не шьют и не вырезают из дерева. Он ответил, что спят. Я спросил, сколько человек может спать. Он ответил, что если на душе нет грехов, то спать можно всегда. Я спросил, есть ли у кого-нибудь в деревне часы. Он ответил, что были у одного человека, но уже года три как испортились.»
Посыл читателю понятен. Образованный человек попадает в архаичное общество, которым правят несколько людей-оборотней. Под видом веры предков, они навязывают всему обществу свои ложные ценности.
Это и есть власть жрецов
Полная монополия на знания, человек не должен знать элементарных законов естествознания, астрономии, физики, логики. Он должен быть глуп и управляем через «обычаи предков». А кто решает взбунтоваться против обычаев, тот мигом, под возгласы жрецов-сектантов превращается в изгоя, которого необходимо истребить изощренным способом.
Главный вопрос для меня — А сколько на карте СССР 20-30-е годы было таких жрецов-оборотней, которые держали власть над деревней или поселком?
Сколько было таких, которые уничтожали человека только за то, что он коммунист и несет знание в деревню и соответственно нарушит их монополию на власть?
Сегодня эти «Оборотни» — невинные жертвы сталинизма.
А власть жрецов продолжается.
Содержание
Полезные свойства померанца
Состав и наличие полезных веществ
В плодах померанца содержатся органические кислоты (яблочная, лимонная, галловая, салициловая), углеводы, гликозиды (изогесперидин, гесперидин и др.), относящиеся к веществам с Р-витаминной активностью.
Эфирное масло, получаемое из цветочков (нероли), имеет очень приятный запах. В его составе есть сложные эфиры гераниола и линалоола, лимонен, а также придающий маслу нежный аромат метиловый эфир антраниловой кислоты.
Эфирное померанцевое масло из кожуры зрелого плода содержит лимонен, мирцен, γ-терпинен, α- и β-пинены, фелландрен, камфен и прочие вещества.
Эфирное масло, получаемое из незрелых плодов, как и продукт из свежих цветков, производят с помощью перегонки с водяным паром или способа анфлеража (экстракция жирным маслом). Эфирное масло из померанцевой кожуры получают посредством прессования без нагревания.
Полезные и лечебные свойства
Сушеную померанцевую цедру в давние времена, когда еще не было известно об искусственных ароматизаторах, считали изысканным лакомством, которое немногие могли себе позволить.
Сейчас измельченную кожуру настаивают на водке или спирту, получая таким образом хорошее средство для повышения аппетита. В ряде стран особо популярна померанцевая водка, которая не вызывает похмелья.
Кожура плодов померанца хорошо укрепляет мышцы желудка и сердца. Для этого надо высушить ее и растолочь в ступке. 10 граммов такого готового порошка надо принимать с водой. Благодаря такому лекарству пройдет аритмия сердца и рвота.
Померанец ценится и за его очищающие свойства. Он имеет сильные лимфодренажные свойства, устраняет причины атеросклероза. Спазмолитические свойства плода успешно справляются с приступами головной боли, мигренью, мышечными судорогами. При головных болях советуют приготовить мазь на основе померанца. Для этого измельченную кожуру смешивают с уксусом. Готовую мазь надо наложить на виски.
Также померанец имеет слабые антикоагуляционные свойства, уменьшая время свертываемости крови и препятствуя образованию тромбов.
Померанец также обладает желчегонным, антисептическим и обезболивающим действием, оказывая противовоспалительное и противоревматическое действие на человеческий организм. Если употреблять померанец, то можно добиться более быстрой регенерации любых тканей, укрепления памяти, вылечить сухой кашель. Давно известны антиспазматические, потогонные и слабительные свойства померанца. Семена этого растения употребляют при болях в груди, в лечении воспаления яичек и грыжи.
Из плодов померанца выжимают сок, обладающий отличными бактерицидными свойствами. Им советуют полоскать горло при ларингите, ангине и прочих простудных заболеваниях. Если пошла кровь носом, то тампон, смоченный соком померанца, неглубоко запихивают в нос.
Известно и противогрибковое свойство плодов. Масло из померанца ― один из компонентов в лечении грибков, слизистой полости рта. В составе зубной пасты с комплексом экстрактов трав и плодов померанцевое масло помогает уничтожению бактерий, а также эффективно в профилактике заболеваний десен. Им пользуются и для лечения заражений кожи: грибковые инфекции, микоз кожи, стригущий лишай. Это масло также успешно борется с климатическим дерматитом и гипергидрозом.
Померанец используется и для лечения гипертонии, а также как снимающее похмельный синдром средство. Перепонки, которые отделяют дольки плода, применяют как средство для укрепления сердечной мышцы и нервной системы.
Семена плода размельчаются в кашицу и прикладываются к месту укуса змеи или ядовитого насекомого.
Благодаря синефрину, обладающему хорошим адренергическим действием, померанец включают в составы препаратов для снижения веса. Являясь агонистом бета-адренорецепторов и оказывая общее стимулирующее воздействие на организм, синефрин повышает давление и частоту сокращений сердца, усиливает термический эффект еды, а потому должен способствовать похудению. Правда, результативность приема таких препаратов пока не доказана.
В арабских странах с давних времен померанец применяли как антидепрессант. Считалось, что он тонизирует, успокаивает и улучшает настроение. В особенности рекомендуют ароматы этого плода женщинам: масло улучшает психо-эмоциональное состояние, пробуждает чувственность.
Масло померанца широко применяют для снятия повышенной нервной возбудимости, приступов неврастении и тревожности, при утрате аппетита и нарушениях сна.
Готовят при бессоннице сбор с цветками померанца. Для этого берут 10 граммов корня валерианы, такое же количество листьев хмеля и мелиссы. Добавляют в полученную смесь 10 граммов померанцевых цветков и перемешивают. Дальше берут порядка 2 чайных ложечек этого сбора и заливают стаканом крутого кипятка. Эту массу ставят на 5 минут на огонь, накрыв крышкой. Принимать такой чай нужно по одной чашке в теплом виде вечером. По желанию в чай можно добавить немножко меда.
Эффективным считается и успокаивающий сбор из цветов померанца. Для его приготовления необходимо соединить 20 граммов листочков мелиссы с 10 граммами зверобоя, добавить к ним 10 граммов цветов померанца и 5 – плодов шиповника. Потом столовую ложку сбора заливают 100 граммами кипятка и ставят на 5 минут на огонь. Процедив чай, принимают его трижды в сутки по чашке.
Чтобы приготовить травяной сбор для повышения аппетита, надо взять 10 граммов померанцевой кожуры, столько же шиповника и травы золототысячника. 1 чайную ложечку такого сбора ошпаривают стаканом кипятка. После этого оставляют настояться хотя бы на 5 минут и процеживают. Принимают чай в теплом виде перед едой.
Чтобы получить полезную померанцевую водку, нужно взять чайную ложечку высушенной кожуры плода и залить ее двумя стаканами обычной водки. Эту смесь надо настаивать на протяжении двух недель. Процедив этот напиток, его используют как компресс или растирание при проблемах с суставами и травмах.
Использование в косметологии
В косметической индустрии померанец применяется для изготовления лосьонов, кремов, дезодорантов, а также разнообразных средств для волос и в качестве добавки для ванн. В парфюмерии запах этого плода является основой для самых разнообразных парфюмерных средств.
Шампуни и бальзамы, изготовленные на основе масла померанца, могут помочь устранить проблемы с перхотью и потерей волос, зудом и раздражением кожи головы, сухостью и слабостью волос после химического и теплового воздействия (окрашивание, завивка, длительное воздействие лучей солнца).
Померанец используется как мощнейшее антицеллюлитное средство. Сухой его экстракт помогает ускорить процесс расщепления жиров, улучшая микроциркуляцию и обмен веществ в зонах, где есть целлюлит, а также повышая упругость кожи.
Восстанавливает померанец и упругость кожи, тонизирует, устраняет угревую сыпь, сокращает поры, активно борется с черными точками. Масло из этих плодов применяется в программах омоложения, а также практикуют использование померанца для ухода за поврежденной и сухой кожей.