Сентябрь во всем мире считается месяцем по предотвращению самоубийств. Случаи суицидов детей и подростков всегда вызывают особенно сильные эмоции и большое количество вопросов. Как утверждает статистика, Украина занимает одно из ведущих мест в Европе по количеству самоубийств. Смерть от суицида занимает второе место в Украине после естественной смерти и смерти от внешних причин. Большинство совершивших самоубийство – подростки и молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет. Это статистика уже свершившихся суицидов, которая не учитывает неудачные попытки, а их в 7 раз больше! Ирина Савельева, практический психолог, психоаналитик, рассказывает о тревожных признаках, которые сигнализируют родителям о той опасности, в которой находится ребенок, а также анализирует причины суицидов подростков, у которых, казалось бы, все есть.
Содержание
Кто такие подростки
С наступлением подросткового возраста дети начинают пробираться к взрослости, но делают это зачастую как будто бы на ощупь. В этот период усиливаются те проблемы, которые были заметны и раньше, в детстве. И даже если ваш подросток был прекрасным и безобидным ребенком, не стоит рассчитывать, что пубертат пройдет легко и незаметно. Просто этому этапу развития присущи некоторые изменения и сложности. Меняется гормональный фон, происходят физиологические изменения, могут возникать проблемы с кожей — это все влияет на восприятие подростком себя. Для некоторых молодых людей их внешний вид, вес, отношение к нему других подростков становятся центральной проблемой. В этот период переосмысливаются отношения с родителями, и если раньше, будучи ребенком, для него главными людьми были мам с папой, то теперь он разворачивается в сторону сверстников и уже они определяют вектор его интереса.
Признаки, которые говорят нам об опасности
Обеспечение безопасности ребенка в любой сфере — это родительская обязанность и ответственность. Нужно быть готовыми к трудностям, находить время, а иногда и силы, для поддержания отношения с вашим «сложным» подростком.
Всегда важно обращать внимания на изменения в вашем ребенке, особенно, если это не единичные случаи. Правда, не всегда изменения в поведении и самочувствии ребенка будут нам говорить о том, что у него депрессия или же он думает о суициде, но в любом случае мы должны быть внимательны к тому, что происходит.
Обращаем внимание на:
- то, что не свойственно именно вашему ребенку (отказ от любимой еды, одежды, частую смену настроения или изменение в поведении: был общительным, а стал замкнутым или слишком агрессивным, — то есть все то, что было привычным и любимым долгое время, в какой-то момент резко меняется или отвергается);
- частые жалобы, что у него что-то болит;
- речь, особенно, если она стала эмоционально неокрашенной;
- то, что часто слышим ответ «мне все равно»;
- резкий переход от бунта или сопротивления к смирению;
- то, если поведение и речь становятся более провокативными.
Неважно, говорит ли ребенок о реальном суициде или пытается привлечь внимание — поговорите с ним, а возможно, прямо спросите: «О чем ты сейчас говоришь? Ты имеешь ввиду суицид?»
Сегодня очень просто найти информацию о способах совершения суицида, буквально рецепты и, самое ужасное, людей, которые будут поддерживать идею, что смерть — это выход из любой ситуации. Мы не можем оградить детей от всего мира, и вокруг них всегда будет много различного рода провокаций, но подросток, который не испытывает постоянного непонимания и одиночества, будет более устойчив к ним.
Важно:
- активно напоминать про свою поддержку;
- давать понять, что вы замечаете, что его что-то беспокоит;
- говорить о том, что «мы здесь, если нужна помощь»;
- вы можете не понимать, как и о чем он страдает, но главное — показать, что вам не все равно;
- не игнорировать угрозы, которые бросает вам ребенок;
- не откладывать разговор на потом, а говорить в тот момент, когда заметили, что что-то не так;
- давать ему знать, что вы открыты для любого разговора, даже неприятного, и вы не испугаетесь и не станете паниковать.
Почему суицид?
За попытками суицида могут стоять сложности в отношениях с близкими, неуверенность в своей ценности и значимости, отсутствие друзей, не взаимная любовь, непринятие в группе.
Для подростка эти проблемы кажутся непреодолимыми, а боль, которую они причиняют, невыносимой. Самоубийство может стать актом отчаяния. Причина такого шага лежит в подростковой депрессии. Иногда суицидальные попытки носят как будто бы демонстративный характер, с их помощью подростки хотят изменить ситуацию, в которой находятся. Им кажется, что они все контролируют (правильно рассчитали не смертельную дозу снотворного, угрозу выпрыгнуть из окна и т.д.), но такие попытки могут закончиться действительно трагично.
Суицидальные попытки могут совершать дети, у которых, казалось бы, все есть. Под «все» мы часто понимаем то, что у них есть родители, дом, хорошие условия жизни, возможность обучения и отдыха. И вдруг такое! Как так может быть?!
Дело в том, что иногда мы подменяем понятия «быть счастливым» на «иметь все», а подростку, кроме материальных благ и, часто, просто номинального присутствия родителей, нужно реальное участие в его жизни, принятие и внимание в этот непростой для него период.
С помощью таких попыток подросток может пробовать обратиться к вам за помощью, показать, насколько ему тяжело. Важно, чтобы он смог переводить действия в слова, то есть вместо того, чтобы совершать травматические акты, рассказать «историю своей депрессии». И родители могут в этом помочь своему ребенку, научить обдумывать происходящее. Создать пространство между травматическим событием и переходом непосредственно к действию: нанесению порезов, самокалечению, девиантному поведению или самоубийству. И тогда, перед тем как действовать, он сможет остановиться и подумать что происходит.
О депрессии
Дети могут прямо жаловаться на ощущение безнадежности и пустоты. При депрессии можем отметить у подростка:
- изменение аппетита
- жалобы на бессилие;
- изменение веса;
- навязчивые мысли;
- сильную усталость;
- утрату интереса;
- нарушение сна
- подавленность;
- чувство собственной никчемности.
Депрессивное состояние у подростков может маскироваться девиантным поведением, нарушением пищевого поведения, нанесением порезов, гиперактивностью. Печаль сменяется гневом, бешенством, которые, в свою очередь, будут переходить в действие. Эти симптомы появляются там, где депрессивное состояние отрицается или избегается.
Иногда подросток может ощущать, что его оставили в одиночестве с его страданиями, с агрессией, с которой он не может справиться. А когда сложившиеся отношения в его окружении достаточно хорошие, то и психологические проблемы, возникающие в процессе развития, решаются. Он приобретает уверенность в надежности отношений. Он чувствует себя в безопасности и имеет свободу мыслить и поступать, зная, что будет иметь поддержку. И это помогает приспосабливаться к жизни. Ведь неудача приспособления в целом или отсутствие необходимой поддержки вызывают у подростка невообразимую тревогу. Накопление негативного опыта приводит к ощущению покинутости и одиночества.
Очень важно родителям обладать доверием по отношению к подростку. Особенно на протяжении продолжительного времени в его становлении. Если родители в этот момент отказывают ему в доверии, то подросток, потеряв его, лишает доверия себя. Они как бы отнимают у него опоры в момент, когда он начинает учиться ходить в опасном месте.
Если у вас как у родителей возникают сложности в этот момент, не бойтесь обратиться за поддержкой к специалисту, ведь на чаше весов может оказаться жизнь вашего ребенка, а это перевешивает страх и сомнение в том, нужна ли вам эта помощь.
— Читайте также: Опасные игры: Смерть как модное увлечение
Как часто хочется скрыться от своих проблем куда-нибудь подальше. Но вряд ли это получится, даже если мы выберем другой конец Земли.
Мы часто относимся к проблеме, как к чему-то стороннему: «Вот я, а вот моя проблема». Бывает и так: «Вот мои проблемы, а вот я». До тех пор, пока в нашей голове существует такое разделение, проблемы остаются.
Можно обижаться на жизнь, злиться, бороться с ними. А можно признать, что они есть. И не где-нибудь рядом, а в нас самих. Порою с этим невозможно согласиться:
— Как так? Ведь у меня украли деньги!
— Мне изменили!
— Меня обманули!
— Меня оскорбили!
— Почему же проблема — во мне?
Реклама
В какой-то мере мы всегда являемся отражением того, что с нами происходит, своего отношения к жизни.
Вместо бури эмоций задайте себе следующие вопросы:
- Зачем проблема возникла в моей жизни?
- Что она мне дает?
- Что я могу сделать для ее решения?
- Что я не могу сделать?
Получить ответы на первые два вопроса очень важно. Ведь если вы не задумаетесь над этим, то урок, который дала вам жизнь, не пройден. Возможно, поэтому некоторые люди постоянно «притягивают» неприятности. Жалуясь на несправедливость, они даже не замечают, что жизнь «вызывает их к доске» вновь и вновь и «ставит двойки» за не выученные уроки.
Реклама
Примите случившееся как данность. Подумайте, что сейчас зависит от вас? И сделайте это! А затем «отпустите» мысли о проблеме. Наша реальность все время меняется. Если спустя какое-то время вы поймете, что сделали не все, действуйте! А затем предоставьте событиям идти своим ходом. Со временем проблема либо разрешится, либо перестанет ею быть.
Жизнь всегда идет оптимистам навстречу! Не стоит «загонять» проблему вглубь себя. Это — «мина замедленного действия». Если не хватает собственных ресурсов для решения проблемы, примите помощь друзей или специалистов. Но не перекладывайте на них её решение. Люди никогда не сделают то, что зависит только от вас.
Конечно, есть вещи, которые вам не подвластны. Но, как гласит одно из правил НЛП: «Вселенная — дружественная среда». Предоставьте и ей свою часть работы.
Реклама
Энергетическую подпитку любой проблеме даем мы сами, причем из собственных резервов. И в том, что она разрастается, а наши силы иссякают — только наша заслуга. Вся работа происходит исключительно в нашей голове. Так что мы легко можем сделать «из мухи слона» или же поступить иначе.
К примеру, «включить любопытство»: увидеть какие-то подсказки, подумать, что полезного можно извлечь. Почувствовать себя исследователем. Такой прагматичный подход очень помогает.
Можно поступить «с точностью до наоборот»: перестать испытывать к проблеме интерес. Так как где интерес — туда и направлена энергия. Без вашего внимания проблема может угаснуть.
Известный психотерапевт Милтон Эриксон иногда использовал подобный прием. Как-то к нему обратилась мама подростка, у которого все лицо было в юношеских прыщах. Он посоветовал ей отправиться с ним на лыжный курорт, но сделать так, чтобы за все время, что они там будут, подросток ни разу не посмотрел в зеркало. Спустя две недели «результат был налицо» и на лице тоже!
Наша личная свобода заключается в том, что мы можем научиться испытывать нужные нам эмоции и состояния и освобождаться от живущих в нас страхов, ненависти, обид и ограничений. И это еще один путь к тому, чтобы избавиться от проблем.
Реклама
Это не так просто, но вполне возможно. Мы в состоянии управлять эмоциями. В состоянии получать и анализировать «обратную связь» от мира. Это всего лишь вопрос осознанности и постоянной тренировки. Со временем наш навык перейдет в область бессознательного, и столько усилий уже не потребуется.
Есть два пути: в «зависании» в проблеме и в её решении. Наша степень свободы — в выборе движения в ту или иную сторону.
Мы часто действуем в соответствии со стереотипами, по привычным шаблонам. Поэтому одни обрастают проблемами, как «снежный ком», рассматривая мир как «место выживания и больших сложностей». А другие, даже при серьезных испытаниях, все время возрождаются, «как птица Феникс из пепла». Все свои жизненные трудности они превращают в бесценный опыт и используют себе во благо.
Реклама
Осознание того, по какому пути ты движешься, очень важный шаг для избавления от проблем.
Кто-то считает, что его проблемы разрешатся, если в его жизни появится любимый. Но такая жизненная позиция — это «побег от реальности» и не самый лучший способ перекладывания своих задач на другого человека. Очередная иллюзия и очередные разочарования… Часто мы считаем, что наши проблемы исчезнут, если у нас будут деньги (машина, жилье, хорошая работа). Жизнь доказывает иное.
Мы не можем получить счастье извне, пока не «откроем» его в себе. Может, поэтому во многих странах с высоким жизненным уровнем так много случаев депрессий.
Мы часто даже не задумываемся, что же на самом деле делает нас счастливыми? А оказывается, что это самые простые вещи. Иногда это — тихий летний вечер, глоток свежего воздуха после больничных стен, чай, заботливо приготовленный любимым человеком, солнечный луч, скользящий по щеке, радостные глаза ребенка или неторопливая беседа в кругу друзей.
Мы чувствуем себя счастливыми, когда живем в согласии с собой и с благодарностью принимаем жизнь во всех ее проявлениях. И тогда мы испытываем резонанс с миром. Мы уже не задумываемся над вопросом: «Как избавиться от проблем?» Мы видим в них лишь подсказки Вселенной.
Теги: жизненные позиции, проблемы, решение проблем, стереотипы, отношение к жизни, жизненные трудности
Быть подростком — работа не легкая. В последнее время подростки подвержены депрессиям и попыткам суицида гораздо больше, чем раньше. Причины могут быть разные: проблемы в школе, недопонимание с родителями, первая любовь и даже смартфоны. Как вести себя в ситцуации, когда подросток говорит, что он не хочет жить, давайте разбираться вместе с психологом Никитой Григорьевым.
В чем может быть причина?
Я регулярно имею дело с такими подростками. Есть один вопрос, который я задаю их родителям: «когда в последний раз вы смотрели своему ребенку в галаза и говорили фразы «я тобой горжусь», и «я тебя люблю»». Как правило, у родителей два ответа – никогда и каждый день. И то и то может стать тем самым перекосом. Почему в принципе подростки это делают? Очень часто – это способ показать, что ему плохо. Когда подросток говорит словами – его не понимают, поэтому надо кричать, потом плакать.. а потом мозг заставляет подростка превратится в жертву, чтобы его заметили, и поняли, что его надо спасать. Второй вариант – детей наоборот слишком сильно опекают. Они привыкли всю жизнь видеть картинку, что на них все сыпется с неба. И стоит им где-то оступиться – мама и папа их сразу спасают. По мере взросления растут и запросы. И вот ребенку например 14 лет, он хочет пойти с друзьями попить пива, а родители не пускают. Он будет кричать и плакать, и если родители все равно не будут пускать – ребенок начинает шантажировать смертью. Обычна причина лежит либо в гиперопеке либо в недоопеке.
Получается шантажировать суицидом – это нормальное явление для подростков?
Это случается не редко.
Всегда ли виноваты родители?
Я очень часто говорю такую фразу: виноваты не дети – виноваты родители. У детей всего лишь нормальная реакция на то, что происходит у них в жизни. И виноваты не родители, а родители родителей, потому что они их так воспитали и вырастили. И не родители родителей, а тех родителей. Если мы будем искать виноватых, то по этой цепочке мы можем дойти до Адама с Евой. Если виноваты все, то не виноват никто. Вопрос не в том, кто виноват, а в том, что с этим делать? Как только мы начинаем тыкать пальцами в того, кто виноват – это все превращается в скандал, который не решает проблему. Виноваты все, и виноват никто.
Как родителю понять, действительно ли намерения ребенка серьезны, или это игра на публику?
Ни у кого нет хрустального шара, который бы предсказывал будущее. Как правило, это всегда начинается с игры на публику. И если ребенок видит, что ему не удается испугать словами – ему приходится пугать какими-то действиями. Как правило, в большинстве случаев, когда люди совершают суицид (подростки или взрослые), они делают это так, чтобы был шанс их спасти. Они руководствуются идеей, что люди увидят, и поймут, как им плохо, наконец-то поймут их и начнут относиться к ним иначе. Только проблема в том, что очень часто подростки сами не понимают, что им нужно. Им просто плохо. Они живут в иллюзии, что им кто-то что-то должен, что и приводит к тем самым суицидальным тенденциям. Если искать виноватых, то это наша биология – жажда счастья.
Если ребенок в порыве переживаний подросток начинает плакать, то как реагировать родителям?
Самое худшее, что может сделать родитель – это произнести фразу: «почему ты плачешь». Это значит, что ребенок должен остановится, и рационально объяснить родителям, что его слезные железы раздражаются по причине жесткой фрустрации вызванной тем-то и тем-то. Родители часто задают этот вопрос, потому что они не знают, что с этим делать. Они пытаются смотреть на ситуацию рационально: сейчас я пойму почему он плачет, устраню эту проблему и ребенок не будет плакать. Но детям в этот момент нужно совсем не это, им нужно, чтобы их обняли, что они хорошие, они — молодцы, они не одиноки, и что родитель сможет помочь, когда ребенок успокоится и расскажет в чем проблема.
Бывает так, что ребенок не может слезами получить ту самую эмоциональную поддержку в виде простого объятия, и ему приходится идти на более жесткие шаги, чтобы выпросить это.
А если ребенку это не надо?
Всем детям это надо. Это физиологическая потребность. Мы все выросли в такой среде, где принято разделять «человек-ребенок» («я» — последняя буква в алфавите, много хочешь – мало получишь, и прочее в надменной манере). На самом деле мы недооцениваем насколько детям тяжело. Когда мы привыкли, что к нам так обращались, мы тоже так обращаемся. И когда ребенок становится взрослее, он хочет, чтобы с ним считались, и ему уже не хочется, чтобы с ним обращались в такой манере. В любом случае надо найти какой-то баланс, и уходить от крайностей «избалованность» и «недобалованность».
Как разговорить ребенка, чтобы узнать причину слез?
Каждый родитель хочет узнать причину слез сразу – это неправильно. Ребенку нужно дать право на эмоции. Он имеет право не справляться, грустить. Проблема в том, что родитель думает, что он может сразу же разговорить ребенка. Главное – не разговорить. Чем больше мы пытаемся достать из ребенка, тем больше он уходит в собственный мир, потому что он видит, что ему пытаются не помочь; из него пытаются сделать «удобного», и на его внутренние переживания всем наплевать. Идея не в том, чтобы разговорить, а идея в том, чтобы показать, что он нужен, что его будут любить даже тогда, когда он слабый, когда он не справляется. Если он плачет и не хочет говорить, он может об этом не говорить. Но нужно дать понять, что ребенок может плакать и вы его любите, но не сможете понять до тех пор, пока не узнаете в чем дело. Нужно разговаривать с ребенком: «если я вижу день за днем, что ты плачешь – я волнуюсь; если я не буду знать в чем проблема – я не смогу тебе помочь; я волнуюсь за тебя, мне хочется тебе помочь, но пока я не знаю причины – лучшее, что я могу сделать – это жалеть тебя, но бесконечно я это делать тоже не смогу».
Конечно, родителям придётся разобраться в чем проблема, и почему ребенок плачет. Но часто тот самый вопрос «почему ты плачешь» означает — у нас нету времени разбираться. Назови причину и мы её устраним. И действительно, есть ситуации, которые требуют вмешательства родителей. Но нужно понимать, что мир взрослого — это рациональный мир. Мир ребёнка — это мир эмоций. И если с позиции взрослого, ситуация требует рационального решения, то со стороны ребёнка, помощь нужна именно эмоциональная.
То есть не просто устранить проблему, а услышать «Я с тобой, я помогу тебе, я тебя защищу». Без этих слов, дети чувствуют себя беззащитными (именно на эмоциональном уровне), как бы родители не старались помочь рационально.
Как помочь ребенку?
Нужно понимать, что дети делают это не назло, а они действительно боятся, что родители им не помогут. Иногда дети действительно не могут объяснить, почему они плачут. Им нужно просто чтобы их пожалели.
Лучшая помощь – это не рациональное решение проблемы, а эмоциональная поддержка. Когда ребенок видит, что его принимают даже тогда, когда он плачет. Если послание, которое исходит от родителей – это действовать по схеме «перестань плакать любыми способами». Детские слезы, угрозы самоубийства – это способ ребенка показать родителям, что ему нужна помощь. Лучшая помощь – это подойти и сказать, что ребенок хороший, и вы его любите несмотря ни на что.
Количество детских самоубийств в России резко выросло — за минувший год было зафиксировано на 100 случаев больше, чем в 2017 году. По мнению экспертов, виноваты в этом как родители, так и учебные заведения, которые оказывают на детей слишком сильное давление и не могут найти с ними общий язык. Почему подростки предпочитают уходить из жизни, а не обращаться за помощью, до чего школьников доводят экзамены и как вернуть им желание жить, — разобралась «Газета.Ru».
Количество детских самоубийств в России резко увеличилось в 2018 году и достигло почти 800 случаев. Такова статистика Следственного комитета, на которую обратили внимание в аппарате уполномоченного по правам ребенка в РФ.
По данным ведомства, число детских суицидов в России за год выросло почти на 14%. «Если в 2017 году было зафиксировано 692 детских суицида, в 2018 году — 788», — сообщила детский омбудсмен Анна Кузнецова.
Такие тенденции говорят о том, что дети предоставлены сами себе и никто не придает должного значения их проблемам, считает она. «Проблемы, которые их волнуют, не волнуют никого. Какая и чья роль здесь ключевая, но, наверное, это принципиальная задача, на вопрос которой нужно найти ответ», — пояснила Кузнецова.
Ссылаясь на данные исследования аппарата, она также отметила, что 44% московских подростков не имеют целей в жизни и ничем не интересуются. Их основные развлечения — прогулки по городу или времяпрепровождение в интернете. Особенно обостряется ситуация летом, когда у детей появляется огромное количество свободного времени, которое им нечем заполнить. Поэтому они либо идут на преступления, либо разочаровываются в жизни.
«Это сигнал огромный и крик такой о помощи со стороны наших подростков, нашего подрастающего поколения», — заключила детский омбудсмен.
С трудными жизненными обстоятельствами столкнулась восьмиклассница из города Сафоново. В ноябре 2018 года она покончила с собой в подъезде жилого дома. По данным СМИ, незадолго до смерти 14-летняя школьница оставила две предсмертных записки. Одну — для полиции, с ее именем, фамилией и адресом места жительства. В другой она попросила прощения у мамы и сестры, а также завещала похоронить ее в школьной форме. Одежду при этом она заранее погладила и повесила в шкаф.
После смерти девочки Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по статьям «Халатность» и «Доведение до самоубийства». По данным ведомства, школьница проживала в квартире с сестрой и матерью, которая работала санитаркой в районной больнице. Семья была в сложном финансовом положении и обращалась к местным властям за помощью. Следователи также выяснили, что на девочку оказывалось психологическое давление в школе.
По словам ее старшей сестры, издевки одноклассников были связаны с состояние здоровья подростка — она имела лишний вес и была инвалидом по зрению. Как пишет «МК», школьный психолог не принимал девочку на консультацию, а учителя лишь предлагали ей не обращать внимания на оскорбления одноклассников.
«Очевидно, что должностные лица, которые были обязаны вникать в проблемы ребенка, не приняли всех возможных мер для предотвращения трагедии», — подчеркнули в СК.
Покончить с собой в ноябре 2018 года также решил одаренный московский школьник. По данным сайта СК РФ, семиклассник отлично справлялся со всеми дисциплинами в школе, однако не смог выучить стихи и впал в отчаяние. Не ответив на уроке и получив неудовлетворительную оценку, он пришел домой после занятий и покончил с собой.
В результате трагедии уголовное дело по факту доведения до самоубийства завели на учительницу, поставившую ребенку двойку. Статья предусматривает максимальное наказание в виде 15 лет тюрьмы. Педагогу также грозит лишение права вести преподавательскую деятельность на срок до 10 лет. Расследование обстоятельств дела продолжается.
По мнению экспертов, в большинстве случаев суицид становится для детей способом импульсивной эмоциональной разрядки из-за двойного воздействия со стороны родителей и учебных заведений. Такого мнения придерживается детский суицидолог Центра экстренной психологической помощи Геннадий Банников.
«Проблема мне видится том, что сейчас все больше и больше требований к детям со стороны образовательных учреждений. Повышаются требования и со стороны родителей, которые хотят от подростков того, что они зачастую сделать не могут — даже на физиологическом уровне. Например, с самого раннего возраста уже начинают отдавать их в секции и кружки, которые дают большую нагрузку», — рассказал он «Газете.Ru».
Общей тенденцией для всей страны является низкая выявляемость тревожно-депрессивных состояний, с которыми сталкиваются многие подростки, подчеркнул эксперт. Чаще всего дети страдают от депрессии, однако сами не понимают свое состояние и не могут обратиться за помощью, так как боятся встретить непонимание.
«Это происходит из-за того, что большинство родителей просто не верит в то, что у детей возможна депрессия, и списывают их странное поведение на «возрастной кризис». Поэтому не хотят и не обращают внимание на состояние своего ребенка», — пояснил Банников.
Отсутствие доверительных отношений с родителями также является серьезной предпосылкой для суицидов среди детей: молодежь просто не замечает интереса к своей жизни и впоследствии теряет его. «Дети могут страдать годами, в то время как до этого нет никому дела, — подчеркнул эксперт. — Им некуда обратиться, не с кем поговорить о том, что их волнует».
По мнению специалиста, начальным этапом решения проблемы могут стать специальные кабинеты кризисной помощи, куда дети смогут обращаться за оперативной и профессиональной помощью. При этом они должны четко понимать, что это не просто врачи, которые могут их поставить на учет, создав ряд проблем для дальнейшей жизни.
«Вопрос связан с тем, что дети просто боятся, что их поставят на учет. Не понимают, что будет дальше. В связи с этим, на мой взгляд, существует необходимость создания некой системы оказания психологической помощи непосредственно по месту жительства, чтобы дети всегда знали, куда они могут прийти и просто обсудить то, что их волнует», — заключил Банников.
Примечательно, что 20% детских самоубийств приходится на май – время сдачи Государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ). Таковы данные Единой межведомственной информационной системы.
«Перфекционизм родителей и высокие требования к подростку могут способствовать восприятию ЕГЭ или ОГЭ как непреодолимого препятствия и спровоцировать суицидальные переживания», — прокомментировали статистику в подведомственном Министерству просвещения Центре защиты прав и интересов детей.
В связи со страшной статистикой в ведомстве решили организовать профилактику самоубийств среди подростков. Так, в апреле 2019 года для педагогов был подготовлен сценарий собрания, на котором родителям учеников 9–11 классов расскажут о нежелательности давления на детей в период экзаменов. Это время и так наполнено стрессом и негативными переживаниями ребенка, которые могут привести его к депрессии, подчеркнули специалисты.
Отмечается, что особое внимание родителей должно быть приковано к таким проблемами подростков, как отсутствие друзей, плохая успеваемость и несчастная любовь. Озаботиться также стоит мрачными высказываниями, фиксацией ребенка на теме смерти, а также на его негативной оценкой себя и будущих перспектив. Родителям рекомендуется сохранять спокойствие, участвовать в жизни подростка, а также проводить с ним разговоры на тему его переживаний.