Всем и каждому известна обида, злость на обидчика, разочарование. Это прожигающее изнутри, болезненное, ядовитое чувство, которое отравляет хорошее отношение к человеку. Данную эмоцию чаще всего можно испытать к человеку, от которого ждешь совершенно других поступков, доброго отношения, поддержки, в голове складывается реальность о том, как человек должен думать и относится к тебе. Чаще всего из-за того, что наше представление и реальность расходятся, мы легко обижаемся и не понимаем, почему так произошло.
Очень важно научиться прощать человека, отпускать ситуацию и не таить внутри себя отравляющее чувство. Нужно суметь отпустить боль и мысли о том, как же так вышло и как он, она или они могли. Это будет правильный и милосердный поступок и в первую очередь в отношении самого себя.
Злость, месть, пересуды и жалость к самому себе – следствие того, что мы не простили обиду и лелеем её последствия внутри, не можем сбросить этот груз и поступить великодушно. Прощение, сострадание, любовь к ближнему, не смотря ни на что – это то, чем следует руководствоваться, даже в тот момент, когда сделать это так непросто. При ином исходе, разум, сердце, душа – все отравлено едким чувством, теряется способность трезво мыслить, поступать правильно. Обида мелкими шагами меняет нас и превращает в нечто, чем мы быть никогда не хотели.
Мы начинаем отталкивать от себя сначала обидчика, потом других близких людей, которые по нашему разумению нас в какой-то момент обидели, ссоримся и уже с трудом можем остановиться, теряем себя и путь к себе. Кроме того, очень важно уметь прощать не только других, но и себя. Лучше попросить прощения, а если человек не хочет слышать слов извинения, он не готов сейчас простить, следует дать ему время. Попросить прощения чуть позже и если все-таки не удалось достучаться до человека, простить себя, сделать выводы, как нужно поступать правильно и идти дальше.
Затаенные обиды, злость, грусть, тоска, самоедство являются источниками болезней и саморазрушения.
Дабы аргументировать эту позицию хочу обратиться к зарубежной литературе, к произведению Виктора Гюго » Отверженные».
В данном романе описана нелегкая судьба бывшего каторжника Жана Вольжана. За украденный им хлеб он пробыл в заключении почти двадцать лет. Кров и ночлег ему дает епископ Мириэль. В ответ на его милость Вольжан крадет у него фамильное серебро. Епископ же не заявляет на него, а напротив покрывает его перед полицией, сказав, что отдал свое фамильное серебро по доброй воле и тем самым спасает Вольжана от каторги.
От впечатления и изумления поступком Мириэля, восхищаясь его состраданием и великодушием, Жан начинает жизнь сначала. Принимает решение стать честным человеком, и судьба начинает благоволить Вольжану. Он запускает собственную фабрику и, впоследствии, даже становится городским мэром.
Существуют поступки, которые очень сложно простить, даже близкому человеку, иногда это кажется невозможным. Несмотря на это, стоит постараться простить обиду, облегчить сердце человеку и перестать тащить это тяжкое бремя самому.
Сочинение 2
Прощение необходимо каждому человеку, в определенные моменты жизни. Каждый из нас допускает ошибки, которые требуют сострадательности и прощения.
Обиды несут вред организму и способны разрушать человека изнутри. Когда простить трудно, то только и думаешь о собственной обиде. Постоянно накручиваешь себя и стараешься понять, за что тебя покарала жизнь и почему человек поступил именно подобным образом.
Она постепенно занимает все мысли, кроме того побуждает действовать. В одной мудрой книге говориться: «Не простить человека, значит взять его грехи на себя». Зачем вам грехи постороннего человека? Разве он не достоин нести их сам? Простить человека, значит снять с себя ношу лишнего груза и идти по жизни с достаточно легкой душой.
Возможно обидевший нас человек, даже и не думает о том, что нанес нам непоправимую травму и живет привычной для себя жизнью, не подозревая, что кто-то регулярно думает о его поступке.
Обычно, обида возникает из-за того, что наши ожидания о человеке не соответствуют реальности и действительности. Нужно учиться принимать людей такими какие они есть на самом деле, не ожидать от них чудес. Все мы обладаем определенным набором качеств, они могут проявляться как с положительной, так и с отрицательной стороны, они могут как нравиться окружающим людям, так и раздражать их, обижать и приводить фактически в бешенство.
В таком случае прощение просто необходимо, оно позволяет человеку полноценно жить и смотреть на вещи объективно. Простить человека, сильно задевшего чувства, достаточно непросто. Самым лучшим способом является благодарность.
Найти то, за что человека, который нас обидел, можно похвалить и поддержать, ободрить и сделать доброе дело, искренне и от души.
Возможность подарить благо позволяет полностью справиться с отрицательными эмоциями, которые возникают внутри нас. Порой достаточно просто подписать открытку или просто сказать спасибо, за то, что человек позволяет развивать нам прекрасные качества, например, такие как терпение и доброту.
Прощение позволяет полноценно жить и радоваться простым вещам, которые нас окружают. Не позволяйте лишнему сору омрачать ваши будни, которые могут быть прекрасными. Прощать – непросто, но жизненно необходимо, чтобы находить возможность радоваться жизни и быть прекрасным другом, опорой и поддержкой, способной поддержать в трудной ситуации.
11 класс
Другие сочинения:
Почему важно уметь прощать?
Несколько интересных сочинений
- Критика о рассказе Господин из Сан-Франциско Бунина и отзывы о произведении
Горький обращаясь в письме к Бунину писал, что с большим трепетом читал рассказ Господин из Сан-Франциско. Писатель считал Бунина великим поэтом и писателем, самым лучшим в своей полной суеты жизни.
- Конфликт Чацкого и фамусовского общества сочинение
«Горе от ума» — комедия 19 века. В ней А.С. Грибоедов представил публике сатиру на московское общество дворян. Автор смог показать столкновение двух разных поколений. Данное противостояние можно увидеть
- Образ и характеристика Дарьи Пинигиной в повести Прощание с Матерой Распутина
Очень много произведений написано про любовь к «малой родине», одним из таких является повесть Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Это произведение про любовь, память к предкам, уважение и преданность традициям
- Сочинение Массовый героизм (рассуждение)
Массовый героизм – это мужество, смелость, патриотизм, проявленные большим количеством людей.
- Сочинение Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита Булгакова
В произведении Булгакова М.А. основной герой пишет свою книгу, то есть получается, как бы книга в книге. Главы, события которых происходят в Ершалаиме в книге «Мастер и Маргарита» сопоставляются с бытием в городе Москва.
Для православных верующих наступает Прощеное воскресенье. В этом году оно выпало на 1 марта. Прощеным оно называется потому, что в этот день люди просят прощения друг у друга, чтобы с чистой душой вступить в Великий пост. Он начнется в понедельник, 2 марта и продлится семь недель, до самой Пасхи, которая в этом году отмечается 19 апреля. Во всех храмах Русской православной церкви в этот день совершается особый чин прощения – после вечерней службы священники выходят к пастве и просят друг друга и всех прихожан простить их.
О том, зачем и у кого надо просить прощения, а также как правильно это делать, рассказала в интервью «МИР 24» историк, ученый секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института Юлия Балакшина.
– Юлия Валентиновна, у кого же все-таки нужно просить прощения в этот день?
Юлия Балакшина: В жизни Православной церкви есть такой особый день перед началом Великого поста, когда принято – в первую очередь среди людей верующих – просить друг у друга прощения. И люди нецерковные, у которых жива совесть и есть хотя бы интуиция веры, любят этот день и рады воспользоваться тем поводом, который им дает церковь, чтобы что-то выправить в своей жизни.
Важно, в первую очередь, просить прощения у тех людей, отношения с которыми по каким-либо причинам стали сложными, которых мы вольно или невольно обидели. Ведь простить, сделать простым – в переводе со славянского значит «сделать прямым», «выпрямить». И все это особенно важно, если речь идет о близких людях, наших друзьях, с которыми мы почему-либо не смогли сохранить открытость и доверие.
А православная традиция дает нам такой замечательный повод для примирения, восстановления и обновления дружбы и отношений с родными.
Когда-то Солженицын сказал, что потребность и жажда приносить покаяние и просить прощения – это такой особый дар русского народа. Он вспоминал, что для нашего народа день Прощеного воскресенья всегда был особо значимым и к нему люди готовились особенно благоговейно и трепетно. Может быть, это еще могло бы вернуться в нашу традицию.
– А как правильно это делать – просить прощения?
Ю. Б.: Хоть и есть определенные церковные правила, но мне кажется, что человек здесь свободен действовать по зову своего сердца.
Конечно, лучше просить прощения при личной встрече глаза в глаза, чем через всякие виртуальные средства: телефон, скайп, соцсети. Если всерьез нужно что-то исправить, то важно найти время, чтобы приехать к человеку и, глядя ему в глаза, произнести: «Прости меня за все мои вольные и невольные прегрешения» или «Прости меня за все, чем я тебя вольно или невольно обидел или огорчил».
Но бывают ситуации, когда человек живет в другом городе и встреча глаза в глаза невозможна, тогда мы, наверное, можем позвонить по телефону. Но главное, чтобы это было от сердца.
– Что делать, если человек чувствует себя правым и после конфликта не хочет просить прощения?
Ю. Б.: Как человек церковный, я бы посоветовала в таком случае помолиться. Сила прощения – не просто наша собственная, это сила Божьей любви, которая в нашем сердце зажигается, поэтому я бы попросила Господа, чтобы Он помог и самой искренне простить другого человека, и постараться увидеть ситуацию во всей сложности, в том числе и его глазами, ведь в конфликте часто бывают виноваты обе стороны, пусть и в разной мере, и, как правило, каждому есть за что просить прощения.
У прощения есть такой эффект свечек, которые зажигаются друг от друга. Если человек всерьез, глубинно просит прощения, то это очень вдохновляет, открывает сердце другого, и там, где был камень, вы можете обрести ответный источник любви. Но кому-то нужно начать этот труд прощения.
– Почему такой день бывает только раз в году?
Ю. Б.: Наверное, было бы хорошо, если бы мы помнили слова Писания «Не зайдет солнце во гневе вашем» и умели всегда просить прощения сразу, до захода солнца, но, к сожалению, это не всегда удается. И в наших отношениях становится все больше каких-то разрывов, отчужденности, нарастает дух претензии, обиды друг к другу. Свою жизнь надо от этого очищать. Потому что эти разрывы разрушают и лично каждого из нас, и мир, в котором мы живем. И вот в помощь людям, которые сами, может быть, не решаются пойти на этот подвиг покаяния и прощения, церковь предлагает такой день накануне Великого поста, когда стараются делать все, чтобы этот дар любви и прощения был в человеческом сердце. Ведь Великий пост – это время особой сосредоточенности и приближения к Богу и ближнему.
Это может быть трудной работой, требующей времени
Когда к людям несправедливо относятся, естественной реакцией является эмоциональная боль. В конце концов, мы имеем право на справедливое отношение, и боль об этом сигнализирует.
Иногда эта боль приводит к злости и негодованию, а иногда и к ненависти. Ради того, чтобы прекратить внутренние терзания и восстановить отношения, некоторые решают простить.
Прощение — сознательное решение быть добрым по отношению к тем, кто не был добр к вам. Это может быть трудной работой, требующей времени.
Простить — это не просто принять быстрое решение «я тебя прощаю», после которого сразу все становится хорошо. Прощающему понадобится время, чтобы проработать этот процесс, увидеть человечность в обидчике, развить сострадание по отношению к нему и восстановить доверие.
Простить — это не значит искать оправдания нечестному поведению или не стремиться к справедливости или обязательно мириться до того, как доверие обосновано.
Когда обиженные люди принимают решение простить и понять что это, они руководствуются шестью разными мотивами. По мере того, как я описываю каждую из причин, попробуйте определить какая из них свойственнее вам.
Подход № 1. Самое типичное выражение, которое я встречаю в беседах, популярных медиа и даже в журнальных статьях — это «прощение ради себя». Если человек чувствует, что его разрушает непрерывная злость, прощение — один из поддерживаемых наукой методов избавиться от этой злости. Мотив — забота о себе.
Хотя злость может не исчезнуть полностью, люди часто говорят о том, что злость их больше не контролирует. Несмотря на то, что прощение и правда сокращают злость, это не значит, что такое следствие определяет прощение или процесс прощения.
Иногда люди ранят нас из-за собственной уязвимости
Нет ничего плохого в том, чтобы простить ради избавления от злости, потому что это и вправду хорошая забота о себе. Если у кого-то болит колено — обращение за помощью не эгоизм, а забота о собственном благе. Нам просто нужно быть острожными, учитывая насколько популярным стал этот подход к прощению, не стоит думать о прощении как о процессе лишь ради самого себя.
Почему? Потому что это может исказить значение прощения как моральной добродетели. Моральные добродетели существуют для других людей. Например, практиковать справедливость — это давать другим то, что они заслуживают. Быть терпеливым — это воздержаться от осуждения того, кто движется не в той скорости, которую вы считаете приемлемой. Моральные добродетели выражают добро по отношению другим, так же и прощение.
Подытожим этот подход: Я прощаю ради самого себя. Это вовсе не позорно, а подразумевает, что мне больно и я должен с этим что-то сделать.
Подход № 2. Если моральные добродетели — это для других, тогда один из подходов к прощению — это сознательно простить ради другого человека — обидчика. В этом случае, простить — это дать руку человеку, который (метафорически) упал в яму. Прощающий дает второй шанс ради другого человека.
Иногда люди ранят нас из-за собственной уязвимости. Когда мы понимаем это, мы развиваем сострадание к другому человеку, и поэтому нашей мотивацией становится помощь другому, чтобы он смог превозмочь эти раны, и они не были переданы другим.
Подытожим этот подход: Я прощаю ради того, кто обидел меня.
Подход 3. Тут прощающий думает скорее путем «обоим/и», чем «одному из/или». Прощение — это и для обидчика, и для того, кого обидели ради возобновления и укрепления отношений.
Прощение в этом случае нуждается в процессе примирения, вдобавок к подходу к прощению, как к моральной добродетели. В то время как прощающий добр по отношению к тому, кто не был добр к нему, обидчик в свою очередь должен испытать угрызения совести (или внутреннюю печаль), раскаяние (извинения) и воздаяние (попытаться все исправить в разумных пределах). Прощение — обидчик просит прощения — примирение, а уже тогда — стать командой.
Подытожим этот подход: Я прощаю в надежде на лучшие отношения.
Подход № 4. После того, как люди практикуются в прощении еще и еще, на протяжении месяцев или лет, они часто говорят мне, что узнали много нового о внутренней боли. Они начинают видеть, что в мире слишком много уязвимости и это побуждает их внести свой вклад в уменьшение этой боли.
Научно подтвержденный путь к уменьшению боли, следующей за несправедливым отношением — это простить. Поэтому люди не только прощают, чтобы уменьшить свою собственную боль и боль другого, но у них появляется дополнительная мотивация — донести идею прощения другим.
Эта мотивация выходит за грани одного случая прощения. Мотивация — это возможность повлиять на исцеление других людей, которые не были замешаны в первоначальном оскорблении прощающего.
Подытожим этот подход: Я прощаю и говорю о прощении, чтобы преуменьшить боль как можно большего количества людей.
Подход № 5. Прощение — это самоцель. В этом случае людей не заботит эффект прощения по уменьшению боли, потому что они делают это просто потому, что это добро.
Вне зависимости от последствий прощения, вне зависимости от того уменьшает ли это боль или улучшает состояние — это добро, поэтому человек это делает.
Как акт любви к другим, это достаточная причина для его практического применения. Я считаю, что, когда людей мотивирует к прощению этот бескорыстный подход, тогда их самоопределение начинает меняться в позитивную сторону.
Вместо того, чтобы думать о прощении как о действии, эти люди начинают считать прощение стилем жизни, способом относиться к другим с безусловной любовью. Их самоопределение принимает новую форму: «Я тот, кто может любить несмотря на боль».
Подытожим этот подход: Я прощаю, потому что прощение — это добро и самоцель.
Подход № 6. Так как многие исповедуют веру в трансцендентное, то, что их мотивирует, находится за гранью облегчения или восстановления в этом мире. Некоторые прощают, потому что их система верований это поощряет.
В этом контексте, зачастую, чтобы быть прощеным богом, обиженному человеку нужно самому простить. Как лицензированный психолог, я считаю, что этот подход может тревожить некоторых людей.
Я говорю это потому, что знаю такой тип мышления: «О нет, мне лучше простить или меня не простит бог, и я буду обречен на вечное осуждение». Однако изучив эту систему верований, чтобы увидеть, могу ли я развеять эту тревогу, я выявил, что многие неправильно понимают проблемы, исходящие из веры. Размышляя о призыве религии к прощению, я понял, что тип мышления, который я описал выше — неправилен.
Возьмем, например, «Молитву господню» в христианстве, где люди просят простить их так, как они прощают своим должникам. Выдернув это из контекста, нацелившись именно на эту часть молитвы, сама идея кажется мрачным и довольно пугающим приказом.
Однако в более широком контексте — все это о любви. В конце концов, тот, кто молится, начинает с одних из самых интимных и любящих слов, говоря: «Отче наш». Другими словами, молящийся говорит: «Я в любящих отношениях. Мой любящий отец ценит прощение. Из любви к нему, я хочу делать тоже самое. Поскольку я люблю своего отца, я буду прощать и буду прощен». Это петиция любви, а не тягостная обязанность. Мотивация здесь — любить бога и показать это через прощение.
Подытожим этот подход: Я прощаю из любви к богу.
Эти подходы не взаимоисключающие. Некоторым людям нужно больше чем одна причина, чтобы простить.
Шесть подходов к прощению: для себя, для других, для возобновления отношений, для преуменьшения боли в мире, ради самого прощения, и/или ради любви бога.
Какой из них ваш основной подход и почему?
Перевод НВ
Публикуется с разрешения автора. Републикация полной версии текста запрещена
Оригинал
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ
Есть разные способы борьбы с этими эмоциями, — как направленные внутрь, то есть, предполагающие управление собой, своим состоянием, так и направленные во внешнюю среду, ставящие целью достижение более гармоничных отношений с теми, кто нас окружает. В некоторых случаях одним из таких способов, которые можно отнести к категории «внутренних», становится прощение.
Почему внутренних — потому что мало сказать «Я тебя прощаю», можно вообще этого не говорить, важно то, что при этом происходит у вас в голове и в сердце. Понятно, что в каких-то ситуациях масштабы проступка, в нашем представлении, не позволяют даже думать о том, чтобы простить человека, его совершившего. Однако даже в этом случае умение прощать полезно и необходимо — разумеется, прежде всего для вас самих.
Во-первых, прежде чем простить, вам придется проделать некоторую работу, иногда несложную, иногда весьма длительную и кропотливую, разбирая по косточкам сложившуюся ситуацию, задавая себе множество вопросов и приобретая в результате понимание того, что руководило человеком, совершившим проступок, и почему вы восприняли это именно таким образом — разозлились или обиделись. Если человек вам дорог, то результаты вашей работы помогут сделать отношения с ним более доверительными и радостными. Но даже если речь идет о случайном персонаже в вашей жизни, то полученный опыт, возможно, откроет вам некоторые внутренние нюансы (особенности реакций на те или иные поступки и слова), знания о которых можно с успехом применять и в близких отношениях.
Реклама
Во-вторых, прощая, мы как бы подводим черту под всем, что произошло, завершаем ситуацию и помещаем ее в свой мысленный «архив». Мы признаем, что такой факт имел место в нашей жизни, что мы сделали из него необходимые выводы и больше не собираемся к нему возвращаться. Таким образом удается избежать многократных бесполезных повторений одних и тех же ситуаций и разговоров, которые, не порождая ничего нового, заставляют снова и снова переживать неприятный опыт. Чтобы начать движение к позитивным впечатлениям, нужно сначала закончить и осмыслить то, что порождает негативные.
В двух случаях умение прощать необходимо.
Первый — ситуации, когда была допущена ошибка. Предположим, в гостях вы случайно опрокинули содержимое своего бокала, стакана или чашки на колени соседу. Естественной вашей реакцией будет извиниться и попытаться устранить проблему. Тот же принцип работает в любых других условиях, когда вы пострадали случайно. Не стоит раздувать ошибку другого человека до мировых масштабов (если, конечно, вы уверены, что это случайность).
Второй случай — отношения между близкими людьми, в основном членами семьи. При любом их характере важно помнить, что родственные связи мы не выбираем сами, поэтому максимум, что мы можем — попытаться сделать эти отношения такими, какими нам бы хотелось их видеть, а если не получается — принимать их такими, какие они есть. Пускай с этой несложной по исполнению привычкой ваша жизнь будет более радостной.
Теги: взаимоотношения, отношения в паре, прощение, отношения, психология
В детстве нас заставляют прощать. Например, когда соседский мальчик забирал игрушку, его заставляли извиниться, а вас – простить его. Но ведь это ничего не решало. Вы все равно могли еще долго таить на него обиду.
Во взрослой жизни мы ждем извинений, но чаще всего не дожидаемся.
Даже когда перед нами извиняются, мы все равно помним, что человек сделал – это как доказательство нашей истории. Мы несем этот багаж тех, кто обидел нас, всю свою жизнь. И после каждого неправильного человека этот груз становится все больше и больше, так что мешает нам жить.
Но есть те, кто умеет прощать даже тех, кто этого не заслуживает. Они могут это сделать, потому что знают, что…
1. Иначе вы застрянете на месте. Непрощение – значит держать обиду, презрение и недовольство. Это значит держать в себе боль. Мы постоянно прокручиваем в себе сценарий тех событий, которые нас обидели. Снова и снова, вместо того, чтобы сфокусироваться на более приятных перспективах.
2. Прощение нужно вам, а не обидевшему вас человеку. В этом вся суть. Мы думаем, что прощение касается другого человека. Что это снимет у них камень с души. Но на самом деле прощение важно для вас самих. Без прощения вы не сможете двигаться дальше. Вы прощаете, чтобы отпустить и не жить прошлым.
3. Прощение должно быть для всех, а не только для тех, кто извинился. Иначе в чем смысл прощения? Сильные люди прощают даже тех, кто этого не заслуживает. Иначе ваша затаенная обида будет отражаться и на других окружающих вас людях, это станет вашей травмой и комплексом, недоверием к людям.
4. Простить – значит отпустить. Только простив вы примиритесь с прошлым так, чтобы оно не мешало вашему будущему. Когда вы отпускаете прошлое и былую боль, вы освобождаете место для новых эмоций и чувств.
Почему нужно прощать даже тех, кто этого не заслуживает