Резонансное убийство ребёнка в Екатеринбурге оказалось связанным с сектой «Ученики Христа». Чем грозят обществу такие объединения, мы обсудили с гостями инфошоу «События. Итоги дня» на ОТВ.
Содержание
Когда нажимается «тревожная кнопка»
Игорь Мороков, уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области: В России выстроена система наблюдения за детьми. Она начинается с образовательных учреждений. Для преподавателей есть инструкции о том, чтобы обращать внимание на поведение детей. Если педагог почувствовал что-то неладное (это может быть речь, встревоженность, иногда синяки и шишки), он обращается к своему руководителю и при необходимости в комиссию по делам несовершеннолетних.
У нас хватает педагогических технологий, чтобы установить причину происхождения синяка, поэтому полиция – это совсем крайний вариант. Когда принимается решение комиссией по делам несовершеннолетних, к родителям и детям отправляются социальные работники.
Соседям нужно бить тревогу, когда проявления жестокости носят не единичный, а системный характер – когда постоянно слышны плач, крики. Если родитель один раз шлёпнул ребёнка, это не повод обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних. Я думаю, это главный орган, который сегодня сможет комплексно решать такие проблемы.
Что такое секта
Алексей Старостин, доцент кафедры теологии УГГУ: Существует масса определений секты. Суть в том, что это религиозная группа, которая обычно отделяется от главного учения и развивает собственную доктрину. Она во многом противоречит той религии, из которой вышла. Хотя сегодня существуют не только и не столько религиозные секты, сколько коммерческие культы, в которых есть момент религиозного погружения – например, идея заработка и единения коллектива.
История, которую мы обсуждаем – очень дикая, но давайте вспомним девяностые годы, когда после распада Советского Союза и краха коммунистической идеологии наш народ находился в идеологическом вакууме и полной растерянности. Тогда были популярны всевозможные мистические вещи – гадалки по телевизору, экстрасенсы и новые религиозные движения, которые не был традиционными для нашей страны и вдруг хлынули сюда из-за рубежа. Религиозные учителя собирали целые стадионы, дома культуры.
Сейчас этого гораздо меньше. Дело в том, что в пакете законов Яровой-Озерова есть глава 3.1, которая регулирует миссионерскую деятельность. На сегодняшний день очень редко можно встретить на улице человека, который будет тебе раздавать религиозную литературу и открыто привлекать в свою организацию. Это можно делать, но есть определённая процедура, которую надо соблюдать.
Контроль сознания
Жестокость сект продиктована их религиозными доктринами. История знает десятки примеров сект тоталитарного типа, которые полностью контролируют сознание и доводят своих адептов до сумасшествия, разорения, членовредительства и даже массовых самоубийств. Человеку, который находится в угнетенном состоянии, советуют: «Сходи, послушай, тебя научат, тебе помогут». Люди, которые находятся в поиске, подпадают под очарование харизматичного лидера.
Уберечь от беды
Игорь Мороков: Многое идёт от близкого окружения. У нас возникали ситуации, когда мамы или тёти обращались и говорили: «Посмотрите, мы видим какую-то опасность, она начала регулярно посещать какие-то непонятные места, она начала себя вести не так, как всегда, не совсем привычно».
Алексей Старостин: Они становятся либо замкнутыми, либо начинают активно втягивать своих близких в это религиозное учение. Есть две интересные поговорки: «У каждого человека есть свой гуру и не дай Бог вам его встретить» и вторая: «Если в семье появляется праведник, все остальные становятся мучениками». Тут два варианта – либо он замыкается в себе, либо активно проповедует.
Пока религиозные организации не нарушают закон, они не могут быть привлечены к какой-либо ответственности. Здесь стоит обращаться либо к психологу, либо в ту традиционную религию, к которой семья принадлежала. Иногда достаточно, чтобы священнослужитель поговорил с этим человеком и помог расставить точки над «i», скорректировать личность, и тогда человек вернётся в русло традиционной конфессии.
Пишет мне Бойцова Ольга:
Мирослав, у нас в приходах Православных церквей беда. Пришла секта Классические беседы. Во главе стоит Ирина Шамолина. Работает в патриархии советником Дмитрия Смирнова по вопросам семейного образования. Я была в этой организации. Очень сомнительного качества образование за деньги. Но что страшно. Во-первых, они используют очень страшную книгу для деток 12 лет. Сыщик логических ошибок. Эта книга свободно продается на сайте «Центр поддержки семейного образования». Прилагаю несколько цитат. Они извинились, сказали что исправят, хоть там через страницу просто про убийства говорится, но дети в нашем храме по ней занимаются. И еще в 80 городах, в основном в православных приходах. Стоит людям начать критиковать программу (в том числе и священникам), как они налетают и начинается травля тех, кто посмел критиковать. Программа создана протестанским мессионером Ли Бортнис, которая не скрывает своих целей: прозолетизм с помощью программы. Шамолина утверждает, что переделала ее на православную. Я нашла американский блог, где мамы, ушедшие из Классических бесед общаются анонимно, так как организация начинает их травлю. У нас небольшая группа тех, кто пытается бороться с напастью. Но на наши письма в патриархию нет никакой реакции. Дмитрий Смирнов активно общается с Шамолиной, но только на тему семейного образования. Программу Классические беседы он не благословлял. К нему ходили — говорит: разбирайтесь сами. Я очень вас прошу, посоветуйте, что делать, к кому обратиться?
Я пока только ответил: Дорогая Ольга, это книги шизофреников для шизофреников (шизо- френос — расщепление мозга) Ни взрослым, ни детям нельзя мыслить в таких категориях. Я думаю, нужно писать в Патриархию, в Отдел церковного образования, в Московскую Духовную академию и семинарию, ведущим богословам, начиная с Осипова, Скурата, Сидорова, митр. Иллариона (Алфеева), протодиакона Андрея Кураева, прот Артемия Владимирова и проч,чтобы они дали свое заключение. И с этими заключениями — снова в Патриархию. Я думаю, они быстро все это прекратят.
Библиотека » Тоталитарные секты » Вербовка в секту
© И. Олейник, В. Соснин
Ситуации, в которых происходит попытка вербовки в тоталитарную секту, в основном можно отнести к двум типам: а) уличная вербовка, б) вербовка на работе или месте учебы.
Уличная вербовка
К вам обращается аккуратно одетый, вежливый и подчеркнуто доброжелательный человек, сидящий рядом с вами на скамейке или идущий вам навстречу. Кстати, эта ситуация может произойти не только на улице, но и на пороге вашей квартиры. Нередко уличные вербовщики работают «благообразной парой», причем стиль общения с вами этих напарников будет несколько различаться.
Вербовщик обязательно спросит у вас разрешения поговорить с вами и после пары фраз общего характера затронет тему Бога, возможностей духовного развития и мобилизации скрытых в человеке сил. Для повышения шансов на ваш отклик во входном блоке информации у него часто также присутствует тема несправедливости современного мира.
Уличная вербовка — это нижний этаж системы «ловли душ». В чем-то такой прием можно уподобить попрошайничеству у прохожих (только у вас выпрашивают не деньги, а вхождение в устойчивый контакт). Объекты вербовки здесь достаточно случайны. Ведь подолгу болтать на улице с незнакомцем на духовные темы есть время разве что только у пенсионеров, безработных или бездельников.
Из воспоминаний бывшего члена «Церкви Единения»: «Мы охотились за «идеальным новопосвященным». Он должен был примерно соответствовать следующему описанию: от восемнадцати до двадцати четырех лет, серьезный, оптимист, идеалист, верующий, с крепким здоровьем, ищущий истину и смысл жизни, с открытым характером, холостяк, не имеющий крепких связей с семьей, постоянного жилья, профессии».
Случайную уличную вербовку можно назвать «охотой аутсайдеров из одной системы на дезориентированных аутсайдеров из другой системы». Уличные вербовщики не самые квалифицированные, с низким уровнем посвящения и в большинстве случаев — с нулевым уровнем участия в прибыли. Они производят впечатление терпеливых, действующих в соответствии с инструкцией «роботов общения». Кстати, чтобы быстрее занять должную позицию и с наименьшими потерями выдержать психологическое давление уличного вербовщика, задайте себе контрольный вопрос: «А хотел бы я быть похожим на него и точно также, как и он, целыми днями слоняться по улицам в попытках завербовать прохожих?»
Самый эффективный инструмент вашей безопасности — это изначальная твердость и принципиальность занимаемой вами позиции.
Распознание довольно однообразных ходов уличного вербовщика для человека житейски сколько-нибудь опытного — дело, в общем-то, нехитрое. Относитесь к подошедшему к вам для душевного разговора сектанту точно так же, как к представителям торговых фирм, рекламирующим прохожим на улице залежалый товар под видом самого модного и «крутого». Самая разумная стратегия — быстро выйти из разговора, сославшись на занятость, усталость и т. д. А еще лучше вообще не вступать во взаимодействие с любезно-навязчивыми незнакомцами. Не стоит брать на память о встрече ни предлагаемой литературы, ни — тем более — оставлять вербовщику свой адрес или телефон.
Поддерживать общение с уличным вербовщиком имеет смысл только в том случае, если по каким-то причинам вы хотите попытаться «оторвать» его от пагубного влияния секты. Но для эффективного решения этой крайне непростой задачи нужно обладать достаточно серьезной квалификацией. Если у вас для этого нет соответствующей специальной подготовки, самое разумное — вежливо, но твердо оборвать развитие случайно возникшего контакта. Если же у вас, несмотря на наше предостережение, из любопытства или потребности поспорить все же возникает желание вступить в контакт, то хорошим пособием для экспериментирующих на этой стезе может служить небольшая книжка Александра Дворкина «10 вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным».
Вербовка на работе или месте учебы
Эта ситуация психологически сильно отличается от предыдущей. Хотя бы потому что возможности влияния вербовщиков на вас выстраиваются уже не случайным «наскоком», а завязаны на регулярном общении и использовании знаний о каких-то ваших конкретных проблемах. Противостояние вербовке на работе или месте учебы, как правило, требует от вас большего напряжения и сосредоточенности, чем в случае уличного столкновения с сектантами.
Рассмотрим подробнее типичные ситуации.
Ситуация первая. Вы ищите работу и вам ее на вполне устраивающих вас по зарплате условиям предлагает какая-то фирма. Есть только одно «но» — вы видите, что ваша потенциальная работа как-то связана с символикой, литературой или ритуалами некой нетрадиционной религии. Вы можете принять решение сразу отказаться от этого варианта работы или начать здесь работать и получать оговоренную зарплату, не обращая особого внимания на специфические атрибуты на новом рабочем месте.
Делая этот непростой и крайне ответственный выбор, учтите, что тоталитарные секты не только не заботятся о вашем праве на свободу получения информации, не только скрывают от вас часть правды о себе, но напрямую лгут и манипулируют информацией о последствиях ваших контактов с сектой.
Допустим, какая-то фирма, находящаяся под влиянием кришнаитов, предлагает вам вполне прилично оплачиваемую работу по сборке мебели или какого-то другого изделия. Но для поддержания трудового ритма вы должны будете слушать кришнаитские песнопения и на рабочем месте. Вы имеете право принимать только традиционную для кришнаитов пищу, чтобы якобы не осквернять помещение. О последствиях принятия этих, на первый взгляд, не очень значимых условий, вам никто из работодателей не скажет. А они очень серьезны, ведь вольно или невольно войдя в систему их ритуалов, вы подвергаете себя программированию на подчинение секте.
После непрерывного слушания на рабочем месте кришнаитских молитв в течение 2-3 месяцев у вас в голове будет постоянно вертеться только: «Харе Кришна, Кришна харе». А если вы поначалу будете отказываться от кришнаитской еды, то на голодный желудок (вам ведь не позволят в перерыве есть обычную для вас еду) перепрограммирование вашего сознания произойдет еще раньше, потому что у вас будет меньше энергии для сопротивления информационно-психологическому давлению. Тогда вопрос об уровне вашей зарплаты отпадет сам собой — вы будете «пахать» на родного работодателя бесплатно и с неизбывной благодарностью за заботу фирмы о вас. Так что решайте сами — иметь дело с нетрадиционно набожными работодателями или нет.
Ситуация вторая. Вам предлагают пройти бесплатные (или почти бесплатные) курсы по обучению эффективному менеджменту, маркетингу, отношениям с общественностью, психологии общения или новым философским течениям.
Для начала вспомните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и задайтесь вопросом, в чем же заключается интерес организации к вам. Если в самом деле занятия будет проводить квалифицированный специалист по заявленной проблематике, что же — его рабочее время ничего не стоит? Стоит ли терять время и откликаться на подобное сомнительное предложение? Если вразумительного ответа на этот прямой вопрос вы не получите или он будет содержать туманные рассуждения о бескорыстной благотворительности, будьте готовы встретить в качестве специалиста представителя одной из тоталитарных сект. И в этом случае самый разумный ответ — спокойный, но бескомпромиссный отказ от предлагаемых услуг.
Если вы случайно попали на какую-то лекцию и видите, что в аудитории, где будет проходить занятие, или непосредственно перед ней, вам предлагают купить книги по дианетике, оккультной духовности, а также амулеты, благовония, ауди- и видеокассеты с записями выступлений «живых богов» и т. д., можете смело разворачиваться и уходить. Потому что на лекции вам наверняка начнут навязывать информацию соответствующего направления.
См. также:
- Почему люди тянутся в тоталитарные секты
- Иерархия тоталитарной секты: «Живые боги» и администраторы, или Власть и Деньги
Традиционно религия является одной из важнейших областей человеческого сообщества. В статье 9 «Свобода совести, мысли религии» Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод определено: «Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц» . Каждый человек определяет собственную религиозно-мировоззренческую позицию. Обязательным условием отношения человека к религии является установление принадлежности к тому или иному вероисповеданию либо атеизму. Вероисповедание заключается в принадлежности к какой-либо религии, церкви, конфессии или религиозному объединению, имеющему собственные вероучение, культ, организацию. Свобода совести и свобода вероисповедания являются традиционными свободами, защищаемыми уголовным правом, за исключением случаев преступного злоупотребления правом.
В международных правовых актах определены основные положения о религиозной свободе человека. В частности, ст. 18 Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.) и ст. 30 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. провозглашают право граждан на религиозные и общественные объединения неотъемлемым правом человека и гражданина. Часть 3 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливает, что свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.
В статье 13 Конституции РФ закреплен запрет на создание общественных объединений, цели и действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В области уголовно-правовой охраны противодействие указанному негативному явлению непосредственно закреплено в ст. 239 УК РФ.
Ранее приверженность к определенному вероучению, не признаваемому в качестве государственного или не одобренному со стороны государственной власти, признавалось по русскому уголовному законодательству преступлением. Криминализация и пенализация деятельности сектантов во многом предопределялась политическими причинами и условиями того времени, поскольку, как правило, принадлежность к нетрадиционному вероисповеданию рассматривалась прежде всего как политическое посягательство на основы существующей государственной власти, частью которой выступала власть религиозная.
Криминальное сектантство в России существует достаточно длительный период времени и первые упоминания о ересях встречаются уже на рубеже XIII–XIV вв. Но широкое распространение оно получило со второй половины XVIII в. . Как правило, данное преступное явление последовательно и жестко преследовалось государственной властью. В частности, упоминание о борьбе с ересью и расколом содержится в Соборном уложении 1649 г., Своде законов уголовных Российской Империи 1832 г., Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и т.д. Это объясняется тем, что политический и социальный протест народных масс, прежде всего крестьянства, имел религиозную основу. Поэтому регламентация уголовной ответственности в русском уголовном законодательстве за указанное деяние традиционно осуществлялась казуистическим путем.
В советский период истории уголовного права необходимо отметить три существенных обстоятельства, характеризующих борьбу с сектантством: во-первых, с 30-х гг. по 50-е гг. ХХ столетия сектантство преследовалось как политическое (контрреволюционное) преступление против Советского государства (самостоятельный состав преступления отсутствовал); во-вторых, только в УК РСФСР 1960 г. впервые появилась статья, предусматривающая ответственность за религиозное сектантство как организованную форму преступной деятельности, направленной против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения (ст. 227); в-третьих, ответственность предусматривалась за групповую преступную деятельность, за организацию или руководство преступной группой либо за активное участие в ней, соучастие.
В настоящее время российский уголовно-правовой подход в данной сфере характеризуется вмешательством со стороны государства: карает деяния, посягающие на религиозную свободу и свободу вероисповеданий, при этом не стараясь поддерживать или подавить распространение какой-либо религии, за исключением объединений, имеющих преступный характер. Актуальность проблемы уголовного противодействия криминальному сектантству объясняется тем, что данное посягательство направлено на интересы не только общественной нравственности, но и общественной безопасности, права и свободы отдельных граждан, их здоровье и право собственности.
Сектантство признается криминальным только в случае установления непосредственного запрета на данную деятельность, наказуемость за совершение которой предусмотрено в российском уголовном законе. Если ранее криминализация определялась способом прямого упоминания такого-то вероучения как запретного, то в настоящее время криминальным признается религиозное или общественное объединение, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний.
Российское государство вновь столкнулось с проблемой сектантства с начала 90-х гг. В нашей стране происходил процесс стремительного, стихийного, интенсивного и массового распространения этой разновидности преступной деятельности, чему во многом способствовала принятая Законом РСФСР от 18 октября 1991 г. №1763- декриминализация посягательства на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов, предусматривавшегося ст. 227 УК РСФСР 1960 г. . В 1993 г. данная ошибка была исправлена: Законом РФ от 27 августа 1993 г. в ст. 1431 УК РСФСР была закреплена уголовная ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан . Но время уже было потеряно. Причиной повторной криминализации указанного деяния явилось распространение на территории РФ различных религиозных течений, которые нашли сотни тысяч последователей в России. «Традиционные» российские секты были оттеснены конкурентами, многие из них утратили прежнее значение и влияние. К сожалению, следует согласиться с выводом, что «бывший «совок», который еще в середине восьмидесятых вгрызался в гранит марксистско-ленинской философии и имел пятерку по научному атеизму, в начале девяностых ударился в мистику» .
А.В. Наумов отмечает, что ст. 239 УК РФ устранила слишком широкие пределы уголовно-правового вмешательства в духовную жизнь человека ранее, согласно ст. 227 УК РСФСР 1960 г., едва ли не любую религиозную проповедь можно было отнести к преступлению . С одной стороны, следует согласиться с тем, что духовные интересы человека должны находиться вне пределов уголовной ответственности, но, с другой стороны, декриминализация дала в ряде случаев основания для неоправданной реабилитации.
Думается, что законодатель допустил неточность, так как в ст. 35 УК РФ, предусматривающей формы соучастия, не выявил соотношения с формами соучастия объединения, посягающего на личность и права граждан. А никакого сомнения в том, что данное объединение является формой или видом соучастия, нет. Возникает также проблема о соотношении данного объединения с организованной группой, преступным сообществом (преступной организацией), экстремистским сообществом и экстремистской организацией. Скорее всего объединение по своему содержанию является разновидностью организованной группы, поэтому оно обладает признаком устойчивости. В связи с этим, на наш взгляд, необходима соответствующая доработка ст. 35 и 239 УК РФ.
В части 1 ст. 239 УК РФ говорится об общественном или религиозном объединении, создание которого, руководство или участие в котором образуют состав преступления, если деятельность данного объединения сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний. Диспозицию ч. 1 ст. 239 УК РФ следовало бы дополнить положением о том, что деятельность сопряжена с угрозой применения такого насилия, а равно с причинением значительного ущерба гражданину.
Под объединением, посягающим на личность и права граждан, следует понимать структурно оформленную культовую преступную группу, созданную в форме общественного или религиозного объединения, характеризующегося устойчивостью, деятельность которого сопряжена с применением насилия над гражданами или с иным причинением вреда их здоровью, а равно с угрозой применения такого насилия либо побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно с причинением значительного ущерба гражданину.
На сегодняшний день сектантская деятельность характеризуется скрытностью, повседневностью, избирательным подходом к новообращенным, масштабностью, выработкой новых методов и форм вербовки, поскольку в российском общественном массовом сознании в некоторой мере выработаны механизмы неприятия такого сложного социального явления, как сектантство. Криминальными являются только часть сект, но прежде всего именно криминальные секты характеризуются энергичностью экспансии и высокой степенью общественной опасности. Поскольку указанное криминальное явление имеет устойчивые исторические традиции, есть и «традиционный слой» людей, которые поддерживают сектантов в силу социальных, политических и культурных причин. Перечень деяний криминального сектантства с течением времени менялся, как изменялся и государственный подход в области противодействия, но одно оставалось неизменным – сектантство рассматривалось как особо опасное преступное посягательство, затрагивающее не только сферу религии, но и отношения государственной власти и политики. К настоящему времени многие деяния, связанные с криминальным сектантством, декриминализированы, но главное остается неизменным – совершенно оправданно, что отдельные секты признаются преступными. Уголовная ответственность за сектантство имеет исключительный характер, так как в первую очередь речь идет не о преследовании определенных идей, воззрений, взглядов как инакомыслия, а той деятельности, которая их сопровождает, влекущей преступные последствия в виде причинения вреда здоровью, хищения чужого имущества и т.д.
Способы приобщения (вербовочные технологии) достаточно разнообразны: скудная диета, истина сообщается постепенно, только до определенного информационного уровня, максимальное ограничение сна и свободного времени, длительная изоляция, система поощрений и наказаний, запрет на общение с определенными лицами, формирование эмоциональной неустойчивости. Устанавливаемый контроль сознания – это процесс, который предполагает набор методик, определяющих то, что человек думает, чувствует и как действует. В результате человек становится контролируемым. В итоге воздействия у адепта утрачивается способность думать и действовать независимо и самостоятельно . Избавление от самостоятельного мышления – обязательное условие пребывания в криминальной секте. Таким образом, вырабатывается не просто зависимая от сообщества личность, а личность подконтрольная, которая может быть как потерпевшим, так и преступником одновременно. Первоначальными методами контроля сознания выступают «бомбардировка любовью», т.е. психологический прием, приветливость, бесплатная раздача религиозной литературы, повышенное внимание, формирование собственной исключительности, учет личностных качеств, обман, установление приоритета ощущений над осознанием происходящего. В целом следует оценивать характер деятельности объединения, посягающего на личность и права граждан, как конвейерный.
Уголовно-правовое противодействие в указанной области характеризуется до сих пор неоправданной мягкостью назначаемых видов наказаний и ограниченностью их выбора: создание объединения либо руководство им признаются преступлением средней тяжести, а участие в секте – преступлением небольшой степени тяжести, при этом в санкциях ст. 239 УК РФ упомянуты только три вида наказания – штраф, ограничение свободы и лишение свободы.
Думается, что в случае декриминализации сектантства административный запрет не окажет серьезного предупредительного воздействия, поскольку сектам присущ конспиративный характер деятельности. А.С. Павлов отмечал, что еще Иоанн Златоуст «…требует христианской любви к еретикам, восстает против телесных наказаний, которым они подвергались, но одобряет законные ограничения их, именно – запрещение их богослужебных собраний и отнятие у них церквей» .
Сектантство опасно и тем, что порождает религиозную ненависть или вражду как низменные мотивы, проистекающие из суеверий и заблуждений, местных обычаев (кровная месть и т.п.), религиозный фанатизм и нетерпимость, активное неприятие образа жизни неверующих или инаковерующих, отрицание свободы совести и вероисповеданий и др. Сектантство предлагает каждому верующему пожизненное воздаяние, т.е. высшую божественную справедливость в зависимости от исполнения или неисполнения определенных религиозных заповедей, в том числе и преступных.
Незначительное количество зарегистрированных преступлений по ст. 239 УК РФ во многом объясняется тем, что российское криминальное сектантство в настоящее время является примером организованной преступной деятельности, противодействие которой крайне затруднительно.
Следует отметить, что в российском уголовном законодательстве исторически прослеживается тенденция смягчения применяемых наказаний за криминальное сектантство, что объясняется постепенным уменьшением значимости религии в общественной жизни, сектантства в частности.
В целом криминализация сектантства – это исторически обусловленные процесс признания общественно опасной формой индивидуального и группового поведения, обусловленного культовой общностью участников, закрепление его в уголовном законе в качестве преступного и наказуемого. Целесообразность, вынужденность и обоснованность криминализации обусловлены объективными потребностями общества и государства.
Таким образом, криминализация деятельности сект необходима, поскольку речь идет не о преследовании за нетрадиционные религиозные убеждения, отвергаемые государством, а о преступлениях, совершаемых религиозными или общественными объединениями, направленными против личности и собственности, основанными на культовой основе, и является значимым средством правового механизма противодействия злоупотреблению правом в форме сектантства.
Библиографический список
Bibliograficheskijj spisok