Содержание
Обязательно ли болезнь ребенка является следствием грехов его родителей? Как относиться к болезни и инвалидности ребенка? Мнения священников
В нашем обществе до сих пор процветает настороженное и отстраненное отношение к инвалидам. И то, что о проблемах инвалидов говорят гораздо чаще, чем лет 20 назад, мало что меняет – с одной стороны, нравы многих обычных граждан смягчаются, с другой – то и дело отторжение по отношению к инвалидам подогревается периодическими публичными высказываниями не вполне адекватных людей.
Многим памятны, например, выступления журналиста Алексея Никонова, полагающего, что у родителей должно быть право на умерщвление «бракованного» ребенка. К сожалению, у Никонова оказалось немало сочувствующих. То и дело звучат еще и огульные обвинения в адрес родителей детей-инвалидов – дескать, сами виноваты, пьяницы и наркоманы, вот и дети у вас больные рождаются. Хотя любой, кто мало-мальски «в теме», знает, что инвалиды часто рождаются во вполне социально адекватных семьях, а многие дети инвалидами не рождаются, а становятся, в том числе и из-за неквалифицированных действий врачей.
Однако в церковном обществе есть и специфические проблемы, связанные с темой детской инвалидности. Иногда и здесь можно услышать заявления, не всегда соответствующие даже ветхозаветным представлениям о человеческой личности и человеческих взаимоотношениях. Лейтмотив – тема вины родителей. И поскольку вина порой приписывается в том числе и тем, кто старается вести себя в соответствии с христианской нравственностью, уместно было бы вспомнить, а то и перечитать ветхозаветную же книгу Иова. А пока предлагаем вам несколько комментариев санкт-петербургских священников и не только по поводу двух мнений, которые можно услышать в церковной среде.
— Обязательно ли болезнь ребенка является следствием грехов его родителей?
Иерей Константин Щербак, клирик храма Св. Димитрия Ростовского подворья Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря:
— Если мы отталкиваемся от Священного Писания, то сразу вспоминается фрагмент из 9-й главы Евангелия от Иоанна, когда ученики Христа видят слепого от рождения человека и спрашивают Господа: «Кто согрешил, он или родители его?». А Христос отвечает, что «не согрешил ни он, ни родители его, а это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9:1-3). Здесь подчеркивается идея о том, что иной раз не стоит искать прямую связь между конкретными грехами человека или его ближайших родственников и состоянием его здоровья.
В определенном смысле ветхозаветный принцип ответственности за грехи предков присутствует и в нашей жизни – об этом говорит та же генетика. Но не нужно здесь искать каких-то прямых связей, все не так поверхностно и рационально. Ведь есть примеры, когда у «непутевых» родителей рождаются очень неплохие дети – и в нравственном плане, и в творческом, и в плане здоровья. А сколько людей в этом мире, которые внешне полноценны и физически здоровы, но их нравственный облик оставляет желать лучшего?
Все люди составляют некий единый духовный организм. Просто, находясь на низком уровне духовной жизни, мы этого не чувствуем. А чем выше уровень духа, тем больше мы чувствуем соборность. По христианским представлениям о человеке мы связаны не только с нашими ближайшими родственниками, но с гораздо более широким кругом людей. У апостола Павла в 5-й главе послания к Римлянам мы читаем о нашей болезненности и смертности, о том, что смерть перешла во всех человеков от Адама потому, что «в нем все согрешили» (Рим. 5:12). То есть все люди причастны природе Адама. Соответственно, искаженность этой природы проявляет себя в очень своеобразных метаморфозах в каждом из нас. А кто и в каком поколении получит какие-то повреждения своей человеческой природы, остается для нас тайной и до конца не может быть познано.
Надо сказать, что у каждого человека есть и некоторые предрасположенности, унаследованные им от своих предков – темперамент, болезненные склонности (например, к алкоголизму), которые при определенных условиях могут с легкостью получить развитие в жизни человека. Но, с другой стороны, нравственный облик человека формирует не только и не столько генетический фонд, но воспитание. И, наверно, нравственное состояние человека даже каким-то таинственным образом может влиять и на его генетику.
Как относиться к людям, которые имеют какие-то болезненные отклонения? Этот вопрос стоял во все времена. В классической античной культуре считалось, что тех, кто не способен приносить пользу обществу и государству, нужно уничтожать. Но евангельский взгляд на человека иной: если человек родился, не важно, какой он – в нем есть живая душа. И человек ценен просто потому, что он человек, а жизнь в этом мире – это только ступенька к переходу в вечность. Христос облагодатствовал ветохозаветные представления о человеке в духе любви. И если мы видим человека, который нуждается, не нужно задумываться, кто у него родители, и почему он таким родился – важно, что и в этом человеке есть образ Божий. Поэтому и в притче о Страшном Суде Христос говорит, что если мы помогли больному, значит, мы помогли Ему. А у человека условно полноценного часто бывает так, что его любви и сострадания попросту не хватает для того, чтобы принять людей, внешне выглядевших неполноценными. И мы начинаем себе придумывать всякие лишние вопросы.
Иерей Даниил Василевский, настоятель храма Св. Марии Магдалины при Детской городской больнице №2, исполнительный директор благотворительного фонда Св. Димитрия Солунского:
— Болезнь — это посещение Божие. Как говорят на Афоне: «Здоровье – дар Божий, болезнь – дар бесценный». Господь ближе к тем, кто болеет и страдает. Служа в детской больнице, можно наблюдать, как болезнь духовно преображает ребенка и родителей. Иногда, глядя, как терпеливо, благородно детки переносят страдания, ловишь себя на мысли, что эти ангелочки страдают за наши грехи. Недопустимо исследовать, за какие грехи родителей или других близких страдает ребенок. Когда-то Господь сказал Антонию Великому, задумавшемуся о промысле Божием в жизни людей: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно».
В моей практике было несколько случаев, когда умирали младенцы, родители которых не были связаны узами брака. И ни в коем случае нельзя говорить здесь о Божией каре. Нет! Скорее, можно сказать, что в наше неустроенное, сложное время, нам очень внимательно надо следить за тем, чтобы не отходить от Бога, не лишаться Его милости и поддержки. А бывало, что Господь забирал деток у очень благочестивых родителей. Да, это непостижимо! Но твердо мы знаем, что Господь ждет нашего покаяния, исправления и особенно слышит материнскую молитву. Вместе с тем, мы, родители, должны помнить, что здоровье ребенка во многом зависит от нас. Сколько болезней дети получили только из-за неправильного питания, неправильного образа жизни, увлечения компьютером!
Иерей Андрей Битюков, настоятель храма имя Св. Мчц. Раисы Александрийской при Институте детской гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой:
— Мы живем в Новом Завете, и просто абсурдно в наше время думать, что болезнь ребенка – наказание за грехи родителей. Думаю, больной ребенок – это для его родителей еще один шанс стать святыми. Любая болезнь – самого человека или близких ему людей – ставит его перед своего рода «стенкой» между ним и очень большим злом, которое человек не может преодолеть, и Господь знает об этом. И поэтому весь потенциал человека, его сердца, его ума, сосредотачивается на этом ребенке. Если ты будешь отворачиваться, будешь только терять, будешь с этим ребенком – будешь приобретать.
Я знаю такой пример: человек не сел в тюрьму, не сошел с ума, не пострадал физически просто потому, что у него из троих детей двое – инвалиды. Все, кто пытался втянуть его в какие-то авантюры, уже получили по заслугам, а у него был постоянный тормоз – «Мне надо к детям». И это избавило его от многих несчастий. Ведь в этой ситуации, если человек к ней правильно относится, происходит множество чудес. Важно только понять: «Этого ребеночка мне дал Господь, чтобы мы вместе пришли к Нему». Конечно, это тяжело – особенно потому, что наше общество не подготовлено к восприятию таких детей и таких ситуаций. Слава Богу, появляются сообщества неравнодушных людей. Но родители особого ребенка должны понимать, что эта ситуация дана им для чего-то, а не за что-то. Слова Иоанна Златоуста: «Тот, кто с терпением переносит свои болезни, недалек от святости» касаются непосредственно того человека, который правильно оценил подобную ситуацию в своей жизни и ведет себя соответственно.
— В среде верующих людей можно встретить такое мнение о попытках реабилитации детей с различными отклонениями: «Если Господь с самого начала чего-то не дал, то и не надо пытаться это получить». Как вы это прокомментируете?
Отец Андрей Битюков:
— Неизвестно, когда у человека может произойти ментальный сдвиг. Вот многие, наверно, читали книгу Рубена Гальего «Черное на белом». И, например, из этой книги можно понять, что иногда в самой несчастной и жалкой телесной оболочке скрывается колоссальный потенциал. К тому же, родители должны понимать, что рано или поздно они состарятся, так что их усилия, потраченные на хоть какую-то медицинскую и социальную реабилитацию ребенка, отнюдь не напрасны. Если их ребенок сможет как-то сам себя обслуживать, они смогут умереть спокойно.
Иерей Даниил Всилевский:
— Можно продолжить: если голодный, то не кормить, а раз раздетый, то и не одевать. Но это фашизм. И виноват в болезни ребенка не Бог, который «не дал», а виновато наше общество, то есть мы сами: например, не воспитали хороших акушерок, не научили мамочку правильно питаться, не дали ей возможность не работать во время беременности, рекламировали сигареты и алкоголь и так далее. Помогать больным – это заповедь нашего Господа Иисуса Христа. Знаю мамочек, которые, усыновив сложных, больных, отстающих в развитии детей из детского дома, своей заботой и терпением реабилитировали их и сделали полноценными людьми.
Феодосий Амбарцумов, председатель правления благотворительного фонда «Православная детская миссия»:
— Вот пример. Год назад мы взяли из детского дома девочку-инвалида в очень тяжелом состоянии. Первое время было очень трудно. Мы стали каждое воскресенье возить ее к протоиерею Иоанну Миронову. Он сам много раз говорил нам, что нужно делать, к каким врачам обращаться, какие делать процедуры. Сейчас ребенка не узнать. Бог очевидным образом дает ей исцеление.
Протоиерей Александр Дягилев, настоятель храма Св. Блгв. Кн. Александра Невского в Красном Селе:
— У любого ребенка есть потребности, а у ребенка с отклонениями потребности повышенные. Уход от удовлетворения этих потребностей со стороны родителей — это уход с креста. То же можно сказать о новорожденном, который еще не умеет говорить: «Раз Бог не дал — зачем его учить говорить?».
Ощутить счастье здоровья как божественного дара легче тому, кто пережил страдания в болезни. Страдания боли, беспомощности, страха.
Болезнь лишает человека беззаботного существования, легкого бытия, безоглядного пользования собою, благами мира сего. Болезнь лишает человека чего-то фундаментального – ощущения ценности и радости бытия.
Болезнь ставит под сомнение, а есть ли эта радость? Не призрачно ли фундаментальное ощущение жизни – ценность бытия, или, как говорят христианские психологи, самоценность. В болезни самоценность неочевидна. Больной пребывает в постоянном сомнении, а есть ли радостная жизнь, если боль и страдания так ощутимы и очевидны, если здоровье так относительно, если возможность быть самим собой прервана, осмеяна, обесценена.
ервое и очевидное духовное испытание, ожидающее человека в болезни – проверка жизнестойкости, жизнелюбия, радости ощущения своего бытия. Болезнь все это подвергает сомнению. Как говорила одна тяжело больная женщина, «неужели есть жизнь, в которой ничего не болит?». Испытание болезнью – это испытание твердости веры в жизнь! Веры в бесценный дар жизни. Веры в Подателя жизни! Болезнь как бы восстает на дар, желает поглотить его, обесценить.
Требуется духовное усилие, духовный подвиг, устойчивость в вере и волевое трезвение, чтобы удержать в себе жизнестойкую веру и жизнелюбивое самоощущение.
Если болезнь – это только испытание, только проверка жизнелюбия, то духовная задача болезни – устоять в «неочевидном», устоять в вере в силу жизни, верить в Божественный дар.
* * *
Болезнь для человека – искажение его природного, должного образа жизни. Человек должен быть цел – целен, целостен, исцелен. И потому Иисус, придя в Галилею и позже в Иудею, первым делом исцелял всех, а потом проповедовал им. Потому врач – служение божественное, служение должное, служение праведное. Человек должен быть исцеленным, исцеленным от всех болезней.
Но что делает человека больным. Конечно же, нет возможности перечислить всё множество факторов: биологических, экологических, физиологических, психологических, поведенческих, нравственных. Можно выделить лишь основные источники болезненности человека и человеческого рода в целом. Родовое наследие, искаженная (зараженная) природа, но главное – поведение человека. Последнее есть образ греха, родового и личного.
Грех – одна из самых весомых причин болезней, но причина неочевидная. Нельзя указать конкретный грех, который мог быть причиной конкретной болезни. Причинно-следственная связь греха и болезни опосредованная, причем цепь таких опосредований чаще всего скрыта от сознания, длинна и символически запутанна.
Например, связь алкоголизма и цирроза печени может быть понятной, но нередко болезнь не наступает, потому что на это влияет ещё несколько факторов. Сами факты ненаступления болезни вследствие развитого алкоголизма заставляют сомневаться в связи «грех-болезнь».
Иногда, наоборот, наступление болезни «указывает» на причины, на грехи, однако усмотреть их не представляется возможным. Нередко больному говорят: «Покаяйся и исцелись. Бог не бывает несправедлив!» Так говорили Иову его друзья, но праведник не признал себя виноватым, и причину болезни видел в воле Бога. Это заставляет нас смотреть на связь грех-болезнь как на фундаментальную, но неосознаваемую, невидимую.
Однако некоторые святые, праведники и подвижники, видели в себе эту связь и могли говорить о себе (и только о себе), за что они страдают. Так и каждый больной может о себе предположить, что его болезнь может быть связана с конкретными поступками, делами, выборами и решениями.
Это особенно актуально при заболеваниях души, психических и личностных отклонениях. В этих случаях ещё труднее увидеть, а иногда увидеть и признать, признаться себе в связи избранных стратегий и наступивших изменений психики. Но как бы ни было тяжело найти «корень страстей» своих болезней, задача такая будет оставаться духовно обязательной для зрелого духовного пути. Поиск духовной и житейской причин собственной болезни – задача духовного исцеления.
Грех – как условие, как рыхлая, «благодатная» почва, на которой вырастает болезнь. Болезнь – как симптом и уродец. Как приспособление к почве. Болезнь – как вынужденность.
Болезнь ставит человеку духовную задачу – понять, что скрывается за ней, какое явное, а чаще неявное нарушение, искажение правды, природы вещей, несоответствия Божьему замыслу за ней стоит.
Человек может оказаться в трудном поиске правды о себе, о своем несоответствии, о грехе. Но это возможно только в том случае, если система ценностей включает в себя понятия ответственности за выбор, за поступок и понятие греха как ошибки, неисполнения заповеди, как поступка против Бога. Если же такой системы ценностей у человека нет, он может оказаться перед стеной непонимания. И тогда даже вопрос «за что это мне?» будет неуместным. Духовное измерение открывает здесь перспективу найти смысл, отказ от смысла болезни – закрывает смысловой горизонт.
Итак, можно предположить, что смысл болезни в том, чтобы получить возможность изменить что-то в своей жизни. В противном случае страдания как духовный шанс окажутся напрасны.
* * *
Наступление болезни часто связано с болью и страданиями. Страдания изменяют сознание. Нарушается привычный образ жизни. Исчезают многие возможности наслаждаться жизнью, получать удовольствие, радоваться и быть счастливым. Все это еще и еще раз изменяет сознание. Следует сказать, что больной – это человек с измененным состоянием сознания, как человек в трансе или гипнозе. И это объективная трудность для человека, попавшего в болезнь, заболевшего.
Больной воспринимает мир и себя самого сквозь мутную и нечистую призму такого измененного сознания, и его восприятие ошибочно, неверно, искажено. А потому оно может порождать ошибки, грехи, трагедии. Больному человеку очень трудно удерживать себя способным к трезвомыслию, к адекватности и критичности. В противном случае больной становится сущим наказанием для самого себя и близких. Это тем более относится к болезням психическим и духовным. Потому так важно, несмотря на болезнь, сохранить трезвомыслие, адекватность и ответственность.
Итак, третья духовная задача в болезни – адекватность сознания как особая, сверхъестественная духовная работа.
НАКАЗЫВАЕТ ЛИ БОГ ВАС БОЛЕЗНЯМИ ЗА ГРЕХ?
Если да, то как далеко Он может зайти? Почему христиане об этом спорят и как ответ на этот вопрос влияет на ваши доходы — читайте ниже.
Удар по религии № 2.
Давно уже я не писал постов на тему духовной свободы или свободы от религии. Но сегодня я стал все чаще встречать, среди моих дорогих братьев и сестер, страдающие души, которые доверили свою веру или упование, не проверенным и не доказанным утверждениям, основой для которых стала Библия.
Несколько лет назад я смотрел одну передачу, где два влиятельных пастора поспорили о том, кто же все таки стоит за болезнями, проклятиями и неудачами в жизни христиан.
Один пастор утверждал, что за этим стоит Бог, который не может допустить того, чтобы христиане вели себя как попало. Другой пастор призывал смотреть на то, что делал Иисус, и доверять тому, что Иисус не пошлет болезни, проклятия или разрушения христианам.
Для того, чтобы выяснить истину, дает болезни Бог людям или нет, все участники передачи договорились опираться на единственный авторитет — это Слово Божье, то есть 66 канонических книг Библии.
Все согласились, что Библия — это слово Божье.
Пастор, который верил, что Бог не дает болезней, процитировал место писания о том, что «ранами Его мы исцелились» (1-е Петра 2:24), и сказал о том, что Иисус исцелял больных, и вот мол, сейчас для всех верующих действует это место писания.
Другой пастор, посмотрел на него строго, и процитировал второзаконие:
«Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа, Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными» (Книга Второзаконие 28:58,59)
И потом он задал вопрос: «Это чье слово?» -его уверенность была так сильна, что другой пастор слегка смутился, и (как мне показалось) не очень уверенно сказал: «это Божье Слово».
(Я не буду утверждать, что помню их диалог дословно, но смысл хорошо помню. Поэтому в свободной форме, дальше приведу выдержки из их разговора).
Пастор, который верит в то, что Бог не дает болезней, попытался продолжить: «Но это же было в Ветхом Завете. Сейчас у нас другой завет с Богом.»
Но другой пастор, который верит в то, что Бог может стоять за болезнями и проклятиями, возразил ему:
«Вы хотите сказать, что Бог в Новом Завете отрекся от Своей природы, и не наказывает грех? Вы утверждаете, что христиане могут грешить как им вздумается, и Бог просто промолчит?»
Так, как пастор, который верил в то, что Бог не дает болезней, не понимал того, что пытался отстоять, его аргументы про то, что сейчас уже новый завет, выглядели очень слабо и жидко. А вот его оппонент, напротив, был намного убедительнее и строже.
После этой передачи моя жизнь в очередной раз круто изменилась. Но сначала я этого не понял, потому что не понимал, как неправильная вера рождает неправильную жизнь.
Сначала я стал верить в то, что каждое препятствие в моей жизни возможно является намеком от Бога о том, чтобы я успел покаяться в каком-нибудь своем грехе или грехе моих предков.
Позже, я вообще перестал сопротивляться проблемам, поражениям и симптомам, потому что не был уверен, что я достаточно чист, чтобы стоять пред Богом и просить о милости, исцелении и финансах.
Все сферы моей жизни начали увядать, так как я не видел смысла пытаться что-то строить, пока не разберусь с Богом насчет своих грехов, неверности, и возможно, грехов своих предков.
Сразу добавлю, что я не вел аморальный образ жизни. Я просто не знал, прощал ли Бог мне мои мысли, лукавство, гордость или еще что-нибудь эдакое. Как итог, у меня около 2-х с лишним лет не было работы.
Я был абсолютно убежден в том, что Бог взыщет с меня за все, что я сделаю не по Слову. Я стал говорить «нет” почти всем своим житейским желаниями и потребностям. Мне все это казалось мирским, суетой и плотью.
Чуть позже начались жестокие психические расстройства, панические атаки и проблемы со здоровьем.
До этой передачи я был христианином уже 8 лет. У меня все органично развивалось. Свой бизнес, евангелизационное служение, активная церковная и молитвенная жизнь.
Но вскоре, я стал христианским бомжом, который не был уверен в Боге, не был уверен в завтрашнем дне, и страдал от множества заблуждений, долгов и психических расстройств.
Почему так произошло?
Потому что неправильная вера производит неправильную жизнь. А вера происходит от слышания Слова Божия. Ну или того, что мы считаем словом Божьим.
Два пастора больших харизматических церквей поспорили, но авторитетом в их споре они выбрали «библию как слово Божье”. А это в корне не правильное основание для выявления доктрин или других истин для христиан.
Для того, чтобы вам объяснить, почему я так считаю, позвольте вам предложить необычный способ толкования Библии. Но прежде чем я коснусь его, прошу вас внимательно обдумать все, что напишу ниже.
Библия не является «Словом Божьим”.
Это звучит очень провокационно. Но подумайте вот о чем.
Библия не является Словом Божьим, а содержит Слово Божье. И если быть совсем точным, указывает на Слово Божье.
Почему?
Потому что Иисус Христос — Слово Божье. Но Иисус — это не библия.
«Слово было Бог”.( Иоанна 1:1)
Слово Божье — это личность, а не буква. Бог хотел познакомить нас с Личностью, а не с инструкциями. И причина, по которой фарисеям не был открыт Христос, потому что они искали в писании инструкции и букву, а не личность. О чем Христос и поговорил с ними:
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.”
(Св. Евангелие от Иоанна 5:39)
Вне всякого сомнения, Библия содержит в себе и послание о личности Христа и инструкции Христа.
Но у христиан есть одна проблема, они любят больше получать инструкции, чем получать личность. Вы наверняка знаете много христиан, которые стремятся выполнять инструкции, но среди них не так много, кто знает Личность Того, кто дал эти инструкции.
Без понимания Христа, как центральной темы писания, невозможно правильное толкование библии. Ранее, в другой статье, я уже спрашивал: библия — это рецепт или пища?
А это зависит от того, знаете ли вы Христа как слово Божье.
Сама по себе библия, как книга — полностью противоречит себе самой. Потому что в одной ее части вы можете прочесть о том, что без обрезания не угодить Богу, а в другой ее части: «Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
(Послание к Галатам 5:2)
Первым на этом обратил внимания Мартин Лютер, с чего потом и началась реформация. В одной части библии речь шла о спасении через соблюдение инструкций, а в другой через веру в личность.
Тогда церковь буквально была повергнута в шок от того, что ветхий и новый завет отличаются друг от друга не только исторически, но и теологически. К сожалению, и сегодня не каждый христианин понимает эту разницу. И многие спорят с нами, мол как это так вы смеете утверждать, что библия противоречит сама себе. Она не может противоречить, иначе бы зачем ее тогда дал Бог? — спрашивают нас.
Наши критики говорят, что такими «историями” мы разрушим веру новообращенных в богодухновенность библии, и мол много кто претыкается. Если и вы так думаете, то это только потому, что вы не были на нашем 4-х дневном онлайн интенсиве «Библия без правил”.
Я скажу так, если новообращенный может думать головой, то читая библию, он очень скоро обнаружит, что в этой книге хватает противоречий. И эти противоречия как раз таки и являются одним из основных аргументов атеистов против нас и библии. Зайдите в интернет и столько всего узнаете, что удивитесь.
Одна из причин, из-за которых мы проводим наш интенсив «библия без правил» , как раз и заключается в том, чтобы объяснить почему столько противоречий и как доверять библии, с учетом всего выше описанного.
Самое большое количество противоречий кроется в непонимании разницы между ветхим и новым заветом.
Мы устраняем эту проблему с помощью откровения о контексте заветов.
Новый завет заменил собой весь ветхий завет.
Это просто.
В ветхом завете Бог обещал наказать засухой каждого, что считается злым в Его глазах.
Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его… то.. Вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, доколе не будешь истреблен. (Второзаконие 28:15;24)
В Новом Завете, Иисус объясняет, что теперь Бог «посылает дождь на праведных и неправедных.»
(Матфея 5:45)
Это очевидное противоречие. Объясните, так Бог будет посылать грешникам дождь или нет? Где правда?
Как верить за рост доходов, если вы верите в то, что Бог не дает дождя за грехи? А кто из вас без греха?
Включайте мозги :).
Хотя наиболее «умные” считают, что ветхий завет — это буква, а новый — это дух. Но это не совсем так. Если вы читаете библию без понимания Христа, видя в ней только инструкции, то ваше сердце становится ветхозаветным. Вы думаете, что живете по духу, только потому что читаете новый завет?
Благодаря ветхозаветному сердцу, что новый, что ветхий завет — все это просто буква.
Библия не является «словом Божьим” без понимания Христа.
В нашей школе мы обучаем изучению библии в контексте заветов. Где главной темой становится Христос, который отражает сердце Бога Отца. А правильное понимание сердца Отца — это основа финансового исцеления.
Мы называем такой метод толкования — «Библия без правил”.
Приглашаем вас посетить бесплатный 4-х дневный онлайн интенсив, где я, Александр Ривер (Мосейчук) подробно расскажу о том, что такое контекст заветов, как читать библию по духу, и почему Христос — это не библия:).
Для того, чтобы зарегистрироваться на интенсив, напишите в нашу группу, в сообщения цифры 123 — и бот вас зарегистрирует автоматически.
Бесплатный интенсив начнется через 3 дня. И будет идти через день.
Это будут вебинары в 19:00 по Киеву и в 20:00 по МСК.
Запись конечно же будет!
Нередко в личных беседах, а еще чаще в интернете на форумах неверующие оппоненты упрекают меня да и все христианство в рабской психологии. Дескать, ваша Библия только и делает, что пугает людей, заставляя их мыслить с позиции страха и раболепства. «Вы даже добрые дела совершаете по причине трепета перед своим божком, — говорят они, — А мы вот свободно, без внешних угроз и указаний, несем благо человечеству». Пока обдумываешь эти упреки, как на зло, встречается прихожанин, который уверен, что ребенок родителей N родился больным по причине того факта, что зачат был во время поста — «вот Бог и наказал», — многозначительно заключает он. За что наказал!? Кого наказал!? Как можно жить с такими чудовищными мыслями?
Да, для всех очевидно, что дети иногда страдают за грехи своих родителей, и даже рождаются больными из-за них, но вина их, скажем так, не юридическая (отец/мать согрешили, а ребенку отвечать), а наследственная (генетическая). Достаточно посмотреть на отпрысков алкоголиков и наркоманов, чтобы в этом убедиться. В этом случае, я вполне могу назвать наказанием Божиим бестолковых родителей, но можно ли Бога считать виновником этих страданий? Не Он ли через Библию предупреждает об опасности порочного образа жизни? Но не всегда прослеживается и эта связь. Есть примеры страдания детей по непостижимым для нас причинам, но это ни как не гнев Божий и Его наказание. Лично для меня это тайна. Все наши попытки ее приоткрыть, будут тщетными усилиями, и нужно терпение, когда эту тайну откроет Он Сам.
Не знаю, принял ли мои доводы единоверец, но подобные суеверия встречаются среди верующих и церковь с этим борется.
Разбитый от таких выводов брата по вере, ищешь отдушину в Священном Писании и сталкиваешься с текстами, грозящими геенной огненной, скрежетом зубов и плачем ослушникам Господних заповедей. По закону жанра, здесь мне бы впору ужаснуться, сорвать пелену со своих глаз, прозреть всю «чудовищность» веры, ну и стать бесстрашным обличителем пороков Церкви.
Прям готовый сценарий для современных антихристианских фильмов, в которых примерно так и строятся все сюжеты. Многие не окрепшие умы и прогибаются под напором такой пропаганды. Не удивлюсь, если кто-то из наших читателей тоже так видит веру христиан. Впрочем, ладно. В действительности, как это обычно в жизни и бывает, все не так просто. Да, в Библии есть немало мест, стращающих людей небесными карами и да — в Церкви есть верующие, которые из страха преисподней держат себя в рамках приличия, но…
За годы служения священником я убедился в словах, что есть три, скажем так, психических состояний верующих, из которых они служат Господу. Одни это делают как рабы, другие как наемники и еще одни — как дети. «Рабы» — это те, кто делает добрые дела уклоняясь от зла, из страха быть наказанным Богом. Они боятся, что если ослушаются Его, то заболеют, обеднеют, потеряют работу и прочее, в конце концов попадут в ад. Это самое тяжелое и уязвимое состояние из трех. И чем человек быстрее из него вырастет, тем лучше, а еще лучше вообще в него не вступать.
Чуть другое положение, но не на много лучшее, это состояние «наемников». Эти люди служат Богу, делая добрые дела, уже не из страха наказаний, но из расчета получить Божию награду за свое усердие. Они хотят попасть в рай, иметь хорошее здоровье, благосостояние семьи, быть успешным и т.д. Как наемник за выполненную работу желает получить плату, так и эти ожидают себе Божьих благословений. Наверное, всё это они получат, но хорошего в их мировоззрении мало.
Ну и третье понимание Бога, это когда человек служит своему Небесному Отцу как сын (дочь). Эти люди не боятся попасть в ад, они не рассчитывают оказаться в раю, они делают добро ради самого добра, потому что это есть Божие и это правильно. Всё что с ними происходит и хорошее и плохое, они принимают с благодарением и из всего извлекают духовную пользу. Ничто их не может поколебать в их вере. Это совершенное состояние, к которому Церковь призывает стремиться всех своих чад.
Люди разные бывают по своему внутреннему настрою. Кому-то, чтобы остаться человеком, временно необходим бич страха, кому-то сладкая приманка рая, ну а кто-то дышит только Богом. Все что ужасает ранимые натуры в Библии (ад, червь неусыпаемый, холод и проч.,) продиктовано именно разными характерами людей, а не тем, что Бог действительно жаждет боли своим творениям. Каждый в Писании находит то, что ему близко. Да, и ад, и рай существуют, но они не совсем таковы, как многие себе представляют. Но это уже другая история.
КАК МОЛИТЬСЯ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА?
В жизни каждого из нас порой наступают такие моменты, когда мы просто не можем не молиться. Даже те из нас, кто совсем не верит в Бога, обращается к Создателю в такие кризисные моменты с простой, но такой отчаянной просьбой о помощи. Но при этом большинство из нас, даже тех, кто уже давно доверился Христу, не сможет ответить на вопрос о том, как именно нам стоит молиться в таких ситуациях. Ведь эти молитвы настолько естественны в моменты испытаний, что нам трудно их как-то описать. Мы просто просим об исцелении или восстановлении, и всё, не зная даже, как правильно молиться, да и не задаваясь даже вопросом о том, как разговаривать с Богом в такие минуты.
Никогда не позволяйте проблеме запугать вас. Вместо этого пусть она мотивирует вас молиться.
— Рик Уоррен «40 дней молитвы»
Однако, когда мы смотрим на пример молитвы Христа в такой ситуации, мы замечаем, что в ней намного больше глубины, чем в наших отчаянных просьбах. В одиннадцатой главе Евангелия от Иоанна мы как раз сталкиваемся с подобного рода молитвой Спасителя. Его близкий друг Лазарь недавно скончался. Христос скорбит по своему товарищу. Он оплакивает друга, даже несмотря на то, что знает, что вот-вот его воскресит. Всматриваясь в этот пример, мы видим, как, молясь об исцелении или прося о восстановлении, молитвой мы исцеляем прежде всего свои сердца, наполняя их доверием Богу.
Некоторые, однако же, говорили: «Неужели Он, Который открыл глаза слепому, не мог сделать так, чтобы этот человек не умер?» Иисус, все еще печальный, пошел к могиле. Это была пещера в скале, ко входу которой был привален камень. «Уберите камень», – велел Он. Марфа, сестра умершего, сказала: «Господи, но там ведь уже тяжелый запах – Лазарь четыре дня как в могиле». Тогда Иисус сказал: «Разве Я не говорил тебе, что если ты будешь верить, то увидишь Божью славу?» Тогда камень убрали. Иисус же посмотрел на небо и сказал: «Отец, благодарю Тебя за то, что Ты услышал Меня. Я знаю, что Ты всегда слышишь Меня, но Я сказал это ради тех, кто стоит здесь, чтобы они поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, Иисус громко позвал: «Лазарь, выходи!» Умерший вышел. Его руки и ноги были обвязаны погребальными полотнами, а лицо закрыто платком. «Развяжите его, пусть он идет, – сказал Иисус».
(Евангелие от Иоанна 11:37-44)
ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ:
Мы настолько привыкли полагаться на себя и свои силы, что порой даже в кризисных ситуациях нам сложно молиться Богу. В такие минуты мы, скорее, верим в поговорку «на Бога надейся, а сам не плошай», чем действительно доверяемся Творцу. Как будто где-то в глубине души у нас есть стойкое убеждение, что мы больше достойны доверия, чем наш Любящий Небесный Отец. И лишь тогда, когда мы уже понимаем, что наших сил недостаточно, мы действительно обращаемся к Богу.
Господь же жаждет, чтобы мы полагались на Него целиком и полностью. В последние мгновения Своей земной жизни, когда Бог Отец не ответил на Его мольбы, Иисус несмотря ни на что вверяет Свою жизнь и Свою смерть в руки Своего Небесного Отца. Он практически выдыхает в агонии этот крик, ставший Его последней молитвой на земле:
Иисус громко крикнул: «Отец, в Твои руки Я отдаю Мой дух!» Сказав это, Он испустил дух.
(Евангелие от Луки 23:46)
Христос в смерти доверился Богу, чтобы я в любых испытаниях полагался на Него. Это не означает, что я ничего не делаю, но это значит, что всё, что я предпринимаю в эти кризисные мгновения, я воспринимаю прежде всего как молитву. Я обращаюсь к Богу с просьбой о помощи, но я также призываю Его и благословить мои усилия, целиком и полностью полагаясь во всём лишь на Него. Я делаю это, потому что я во всём в своей жизни доверяю Ему.
Был ли момент в вашей жизни, когда бы вы обратились к Творцу с этой тихой молитвой покаяния, в которой вы попросили бы у Него прощения за свои грехи? Сделайте это прямо сейчас, обратитесь к Нему с такой молитвой! Расскажите об этом шаге веры, приняв таинство святого водного крещения.
ВО ЧТО МЫ ВЕРИМ:
Как Дух помогает нам молиться?
Поскольку мы не знаем, о чем нам следует молиться, Дух помогает нам в нашей немощи, наделяя нас способностью понимать, за кого, о чем и как должна твориться молитва, пробуждая и оживляя в наших сердцах (хотя и не во всех, не всегда и не в равной мере) те понятия, чувства и благодатные дары, которые требуется для исполнения этой обязанности.
(Полный Вестминстерский катехизис 1647-го года, вопрос №182)
ЭТО СТОИТ ЗАПОМНИТЬ:
…Не бойтесь и не ужасайтесь… Ведь битва эта не ваша, а Божья
(2 Книга Паралипоменон 20:15)
ПРИМЕНЕНИЕ:
Оказавшись в кризисной ситуации, буквально между жизнью и смертью, царь Иосафат объявил пост по всей стране и начал молиться. Его молитва по сей день является примером того, как мы взываем к Господу в кризисных ситуациях, когда нам очень нужна Его помощь и ответ.
…Господи, Бог наших отцов, разве Ты не Бог, Который на небесах? Ты правишь всеми царствами народов. В Твоей руке власть и мощь, и никто не может противостоять Тебе. Бог наш, разве Ты не прогнал обитателей этой земли перед Твоим народом, Израилем, и не отдал ее навеки семени Авраама, Твоего друга? Они жили в ней и построили в ней святилище для Твоего имени, говоря: «Если к нам придет беда, будь то меч, наказание, мор или голод, мы предстанем пред Тобою перед этим храмом, который называется Твоим именем, и воззовем к Тебе в нашем горе, и Ты услышишь и спасешь нас». Но вот явились жители Аммона, Моава и горы Сеир, чьи земли Ты не позволил завоевать израильтянам, когда они вышли из Египта, и они свернули в сторону от них и не погубили их. Взгляни же, чем они воздают нам, явившись, чтобы выгнать нас из наших владений, которые Ты дал нам в наследие. Бог наш, неужели Ты не осудишь их? Ведь у нас нет сил, чтобы противостать этому огромному войску, которое идет на нас. Мы не знаем, что нам делать, но глаза наши устремлены на Тебя.
(2 Паралипоменон 20:6-12)
Вот пять простых шагов, что мы можем почерпнуть для себя в молитве Иосафата в безвыходной ситуации, когда его страна была на грани краха в войне:
- Объявите пост. Это может быть воздержание от еды на какое-то время или отказ от определённых продуктов питания. Или вы можете исключить из своей жизни вещи, которые отвлекают вас от ваших взаимоотношений с Господом, будь то сериалы, социальные сети или сверхурочная работа.
- Обращаясь к Богу, напомните себе о том, что Бог услышит нас, простит нас и ответит нам.
- Открыто признайтесь в своей несостоятельности и неспособности решить те проблемы, с которыми вы столкнулись. Положитесь на Божьи средства в решении вашей проблемы. Признайте свою несостоятельность
- Оставьте волнение, найдя успокоение в своём доверии Господу.
- Ожидайте, что Бог обратит ваше сражение в Свою славу. Начните уже сейчас благодарить и славить Его за это!
…мы получаем величайшее наслаждение от благ, которыми одаривает нас Бог, сознавая, что получили их по нашим молитвам… нужно молиться для того, чтобы Божье провидение утвердилось в наших сердцах благодаря тому, что мы постигаем на опыте в силу своих скромных способностей. Ибо мы видим, что Бог не только не оставляет нас и даёт нам искать Его и молить в нужде, но и что в его власти, выслушав нас, помочь верным Ему. И мы видим, что Он не питает их пустыми обещаниями, но поддерживает, когда это необходимо, своею рукою. По всем этим причинам Отец, полный любви, никогда не засыпает и не перестаёт действовать, но порой подаёт знаки, чтобы побудить нас к молитвам и прошениям, поскольку это необходимо из-за нашей лености и забвения.
— Жан Кальвин «Наставления в Христианской вере», книга III, глава 20 «О молитве»