Содержание
- Искусный костоправ
- Ленинские принципы беспощадности
- Святой в сумасшедшем доме
- Возвращение
- Жития святых. Преподобный Амфилохий Почаевский.
- Со своей паствой
- «Убивайте мене, а його не зачипайте!»
- «Живая стена»
- «Без статьи и трибунала»
- Акафист преподобному Амфилохию Почаевскому
- Кондак – 1
- Избранниче Христов и обители Почаевския новый чудотворче, скорбящих скорый утешителю и недужных благодатный целителю, преподобне отче Амфилохие, любовию восхваляюще богоугодное житие твое, песнь благодарения о тебе Богу приносим. Ты же яко дерзновенный к Нему молитвенник и теплый о нас ходатай, испроси всем с верою к тебе приходящим, от душевных и телесных зол свобождение, да выну зовем ти:Радуйся, преподобне отче Амфилохие, теплый наш заступниче и предивный целебниче.
- Икос – 1
- Архангелу Рафаилу, молитвы страждущих Богу приносящему и здравие благодатию Его с небесе подающему, уподобяся преподобне, яко врач изрядный явился еси, исцеляющий наша недуги многоразличныя. Мы же, поминающе преславное твое житие, тако вопием ти:
- Радуйся, земли Волынския святое прозябение;
- Радуйся, родителей благочестивых чадо благословенное.
- Радуйся, измлада в вере истинней воспитанный; радуйся молитвенное делание и телесное воздержание издетска возлюбивый.
- Радуйся, от юности своея во благочестии просиявый;
- Радуйся, добродетели родителей своих унаследивый.
- Радуйся, искусному врачеванию, отцем своим, обученный; радуйся, благоговению и кротости матери своея подражати тщавыйся.
- Радуйся, супротив похоти плоти, хранением девства и чистоты подвизавыйся; радуйся, на похоть очес целомудрием вооруживыйся.
- Радуйся, гордости житейской смиренномудрием противуставый;
- Радуйся, Христовы заповеди боголюбия и братолюбия исполнивый.
- Радуйся, преподобне отче Амфилохие, теплый наш заступниче и предивный целебниче.
- Кондак – 2
- Видев на себе десницу Божию, выну тебе покрывающую, и скоротечность жития сего разумев, вся прелести мира лукаваго отвергл еси и на святую гору Почаевскую пришел еси, да всего себе в жертву Творцу своему в чине иночестем принесеши, непрестанно поя Ему: Аллилуия.
- Икос – 2
- Разума совершенна взыскаху в тебе православнии людие, видящии богоугодное твое житие. Ты же от обилия в сердце любве Христовы возымел еси о них отчее попечение. С высоты же небесныя дар духовнаго разсуждения восприим, сей достойно употребил еси в научение духовно младенствующим, сего ради похваляем тя, глаголющи:
- Радуйся, смотрения Зиждителева исполнителю;
- Радуйся, о спасении ближних попечителю.
- Радуйся, Духа Святаго стяжателю;
- Радуйся, во тме неверия блуждающих просветителю.
- Радуйся, скорбящих и обремененных утешителю;
- Радуйся, ревностный христиан окормителю.
- Радуйся, Церкве земныя воителю;
- Радуйся, полков демонских прогонителю.
- Радуйся, святых отец последователю;
- Радуйся, еретиков льстивых обличителю.
- Радуйся, покаяния учителю;
- Радуйся, от рабства греховнаго свободителю.
- Кондак – 3
- Силою Божиею укрепляемый, на высоту безстрастия мужественно возшел еси, блаженне, таже от Господа многия благодатныя дары прияв, спасению ближних ими послужил еси, смиренномудренно воспевая Щедродателю Богу: Аллилуия.
- Икос – 3
- Имея врачеваний дарование, воистину, яко новый источник благодати, на горе Почаевстей явился еси, отче Амфилохие, к тебе бо во множестве различными недуги страждущии, с верою и упованием усердно притекаху, и силою благодатных молитв твоих, безмездно здравие приемше, в радости благодарения взываху:
- Радуйся, силою Вышняго препоясанный неисцельныя недуги врачевати;
- Радуйся, Того же властию оболченный и мертвыя воскрешати.
- Радуйся, слепыя зрячия сотворяющий;
- Радуйся, глухим слух и немым язык отверзающий.
- Радуйся, кости сокрушенныя исправляющий;
- Радуйся, хребты сляченныя укрепляющий.
- Радуйся, сухия руце и нозе токов жизни исполняющий;
- Радуйся, огнем опаленная телеса обновляющий.
- Радуйся, язвы и смрадныя струпы телесныя очищающий;
- Радуйся, уды плоти растлевшия, и отсеченны быти имущия, чудесне врачующий.
- Радуйся, разума лишившымся, молитвами к Богородице, ум здравый подающий;
- Радуйся, страждущих от дух нечистых, именем Иисусовым свобождающий.
- Кондак – 4
- Даром прозрения, внезапу от Господа дарованным, буря нашествия иноплеменных тебе известися, с сего же часа издалеча зрел еси души и судьбы к тебе приходящих. И яко ревности о благочестии исполненный, грехи нераскаянных даром сим кротко обличал еси, да принесше достойный плод покаяния, чистым сердцем воззовут Богу: Аллилуия.
- Икос – 4
- Евангельских словес благоразумнаго слышателя и сих мудраго исполнителя, зрим в тебе преподобне. Ихже ради на путь самоотвержения, лишений и скорбей ревностно возшел еси и за Христом неуклоно шествовал еси. Мы же, нерадящии о таковом восследовании своему Спасителю, во умилении и сокрушении сердец зовем ти:
- Радуйся, желание быти со Христом выну имевый;
- Радуйся, Того Единаго взыскати непрестанно тщавыйся.
- Радуйся, монашескаго послушания строгий исполнителю;
- Радуйся, на ниве Христовой ревностный делателю.
- Радуйся, светозарное светило, руководящее нас ко спасению;
- Радуйся, граде, стоящий верху горы, к нему же вернии притекают.
- Радуйся, солию благочестия, мир от растления душевнаго сохраняяй;
- Радуйся, многих ревности по Бозе исполняяй.
- Радуйся, кротость и смирение Христово возлюбивый;
- Радуйся, небесный покой еще в земнем житии обретый.
- Радуйся, реко благодати Божия;
- Радуйся, из неяже и ныне верою напояемся.
- Кондак – 5
- Боготечный защитник храма Святыя Живоначальныя Троицы в Лавре святей показался еси, егоже от осквернения и запустения защитив, безбожныя гонители от дому молитвы дерзновенно отгнал еси и верныя люди до крове стояти за веру Христову призвал еси, безбоязнено поюще Триипостасному Богу: Аллилуия.
- Икос – 5
- Видевше в тебе хулители злочестивии ревностнаго защитника обители Почаевския, и споборника крепкаго народу Божию разумевше, досады суще делателие безумнии, потщашася соделати тя немощна, страждуща и безчестна; мы же песнь хвалы приносим ти глаголюще:
- Радуйся, за безбоязненное веры исповедание пострадавый;
- Радуйся, за Бога в Троице Святей славимаго, во узилище влекомый.
- Радуйся, заушения в подражание Господу Иисусу приявый:
- Радуйся, с бесными и буими затворенный.
- Радуйся, в жестоких мучениях долготерпевый;
- Радуйся, в лютых злостраданиях не роптавый.
- Радуйся, на мучители твоя не озлобивыйся;
- Радуйся, любве божественныя преисполненный.
- Радуйся, в долговременных злоключениях духовно бдевый и моливыйся;
- Радуйся, Богородицу на помощь выну призывавый.
- Радуйся, все упование свое на Господа возложивый;
- Радуйся, в вере и надежде своей не посрамивыйся.
- Кондак – 6
- Проповедник покаяния и жития благочестнаго учитель показался еси, отче Амфилохие. Прежде бо исцелений телесных, исцелял еси души к тебе приходящих, от грехов и беззаконий. К сему же научал еси, яко скорби и болезни постигают нас за презрение жития богоугоднаго, егоже покаянием взыскати призывал еси, да сих избавльшеся, в радости воспоем: Аллилуия.
- Икос – 6
- Возсиял еси разсуждением духовным, от Господа тебе дарованным, егоже на душепопечение направляя, рабскаго плена работы страстем послушающих тя, благодатно свобождал еси. Ныне же достохвальная словеса от нас приими:
- Радуйся, смирения и любве мечу обоюдоострый, козней вражиих посечение;
- Радуйся, Апостолов подражателю, веры православныя утверждение.
- Радуйся, мужественный подвижниче, обетов монашеских ревностное исполнение;
- Радуйся, Ангелов собеседниче и ангельский образ носящих наставниче.
- Радуйся, верный рабе Божий, исповедников наследниче;
- Радуйся, отче милосердый, преподобных сопричастниче.
- Радуйся, священниче Богом поставленный, Жертву Безкровную за люди непорочно приносити;
- Радуйся, пастырю добрый, душу свою за словесныя овцы Христовы готовый положити.
- Радуйся, врачу благодатный, водою и брашном, молитвою освященными, болящия исцелявый;
- Радуйсядостойный пресвитере, силою благодати Божия скоро тем помогавый.
- Радуйся, Богодарованный источниче, животворный и целительный;
- Радуйся, любве Христовы преисполненный, падшия возставивый и отчаявшияся ободривый.
- Кондак – 7
- Хотя в сердце своем со Христом соединитися, непрестанно имя Его Сладчайшее усты призывал еси и огнем благодати Божия душу свою в достойный храм Сему предочистил еси. Сего ради и нас научаеши, ум и сердце от мира греховнаго отвращати и к Богу устремляти, дабы в вечном радовании пети Ему: Аллилуия.
- Икос – 7
- Новое зерцало апостольскаго уготования и желания разрешитися и со Христом быти явился еси, преподобне, егда беззаконнии и неблагодарнии на монастырском кладбище хотяху тя, неповиннаго умертвити. Но подвигом любве жертвенныя, сокелейника твоего Иринарха, от неумолимыя смерти спасен был еси. Сим образом и мы, в преданости Богу утверждаеми, глаголем ти сице:
- Радуйся, Христа от юности своея возлюбивый;
- Радуйся, душу и живот свой Ему всецело предавый.
- Радуйся, волею своею Господу поработивыйся;
- Радуйся, в непрестаннем уповании на Него утвердивыйся.
- Радуйся, прежде смерти для мира греховнаго умерый;
- Радуйся, жизнь вечную еще в земнем телеси во Христе обретый.
- Радуйся, образе совершенныя веры и любве; радуйся, зерцало непостыднаго упования.
- Радуйся, смирения Христова наследниче;
- Радуйся, милосердия Его подражателю.
- Радуйся, непрестанную память о смерти стяжавый;
- Радуйся, сетей вражиих сею избегнувый.
- Кондак – 8
- Странное чудо является, блаженне, имя твое вкупе с Преблагословенной Богородицей и преподобным Иовом, молитвенно призывающим: малое бо приносяще вам прошение, абие таковым сугубым предстательством, от велиих скорбей и недугов приемлем скорое избавление, да вопием о вас Богу радующеся: Аллилуия.
- Икос – 8
- Весь любве Божественныя исполнен, свято окормлял еси людей множества, яко к старцу духоносному, во изгнание твое, в Мало-Иловицкую весь, к тебе притекающих. Ты же нужды их милостивно удовляя, к житию богоугодному многих приобщил еси. Тако и мы житием твоим, в истине и благочестии утверждаеми, зовем ти сице:
- Радуйся, новый безсребренниче, болезни наша исцеляющий;
- Радуйся, благовестниче изрядный, веру правую в земли нашей утверждающий.
- Радуйся, служителю Божий, всем себе поработивый и многи ко Христу приведый;
- Радуйся, подвижниче кроткий, обидящих тя милующий и любящий.
- Радуйся, пастырю богомудрый, разум спасения людем подающий;
- Радуйся, старче благодатный, души нераскаянных обновляющий.
- Радуйся, отче святый, сердца чад ко отцем обращающий;
- Радуйся, учителю покаяния, кающимся совесть омывающий.
- Радуйся, пророче Бога живаго, страждущим милость изливающий;
- Радуйся, громе богогласный, враги веры устрашающий.
- Радуйся, простоты стяжателю, премудрыя века сего посрамляющий;
- Радуйся, Истины служителю, смиренным разум озаряющий.
- Кондак – 9
- Всяких зол и скорбей, житие твое бысть исполнено, преподобне, имиже демони и злыя люди уязвити тя тщашася, но ничтоже успеша, обретше в тебе твердый столп веры и неиссякаемый источник любве, в нихже паче возрастая и сугубыя благодати сподобляяся, даже до кончины своея блаженныя, в благодушии пел еси Богу: Аллилуия.
- Икос – 9
- Всякий день и час многия молитвы возносил еси, отче, ко Пречистой Владычице нашей Богородице, Ея величие и матернюю любовь к нам грешным восхваляюще. Ныне же тя о обители твоей, купно со Иовом преподобным, теплаго заступника и неотступнаго молитвенника к Ней разумеюще, тако вопием ти:
- Радуйся, избранниче Божия Матере;
- Радуйся, святыя обители Ея преславный воине.
- Радуйся, чудотворную икону Пречистыя свято почитавый;
- Радуйся, и следу стопы Ея десныя, благоговейно покланявыйся.
- Радуйся, славу Приснодевы на всяк день воспевавый;
- Радуйся, на милость Ея упование свое полагавый.
- Радуйся, в подвизех монашеских и трудех исповеднических Иову преподобному достойне подражавый;
- Радуйся, отца сего святаго, чудотворения дар восприявый.
- Радуйся, на жатву духовную Господем посланный;
- Радуйся, на ниве Христовей рачительно потрудивыйся.
- Радуйся, Царя Небеснаго благоволения искавый;
- Радуйся, мирския славы и хваления, юродством бегавый.
- Кондак – 10
- Спасения нашего и ныне наставник буди преподобне, да зряще нетленное тело твое, от суетных и ложных мира сего отбегати научаемся; леность и небрежение о душе своей, трудом и молитвою попирая; о чистоте плоти и духа тщатися, всем сердцем поучаемся, в надежди спасения, поюще Богу: Алиллуия.
- Икос – 10
- Стена нерушимая от находящих зол был еси, преблаженне: скорбящих утешая, болящих исцеляя, бесы изгоняя, и от напастей сохраняя. Даже до днесь силу Божию в тебе сущую, всем с верою и любовию к тебе приходящим являеши, подвизая в благодарности пети тебе:
- Радуйся, отче, яко еще живу ти сущу людие земли русския к тебе притекаху;
- Радуйся, яко и ныне, потоцы народов святыя Руси, ищущих исцелений у цельбоносных мощей твоих, не оскудевают.
- Радуйся, богоборцев лукавых обличителю; радуйся, богопротивнаго нечестия искоренителю.
- Радуйся, мир Божий в себе стяжавый;
- Радуйся, сладость сию неизреченную вкусити, многих сподобивый.
- Радуйся, в истинном смирении сердце свое утвердивый;
- Радуйся, сим оружием, купно с молитвою, демоны поразивый.
- Радуйся, Отцу Небесному сыновне послуживый;
- Радуйся, истинный Христа Спасителя учениче.
- Радуйся, благозвучный Духа Святаго органе;
- Радуйся, чистое Святыя Троицы жилище.
- Кондак – 11
- Песнь благодарения во всех обстояниих скорбнаго жития своего, Подвигоположнику Христу, непрестанно приносил еси, угодниче Божий, мы же, обретше в тебе таковаго пред Богом заступника, и в находящих напастех защитника, по образу твоему, в скорбех и радостех своих, прилежим выну воспевати Господеви: Алиллуия.
- Икос – 11
- Светильник многосветлый явился еси, богоносе, зарями чудес и образом благочестия верныя просвещая. Но и по успении твоем не оскуде в тебе сия благодать, юже приходящим с верою ко гробу твоему щедро подаеши, да навыкнут славити Бога, всех чудес Источника, тебе же глаголати сице:
- Радуйся, безсребренников и чудотворцев приемниче;
- Радуйся, телес наших здравие и душ спасение.
- Радуйся, яко тобою от страстей телесных избавляемся;
- Радуйся, яко тобою сладостей духовных исполняемся.
- Радуйся, обители твоея и веси отеческия славная похвало;
- Радуйся, всех богомудрых премудрая доброто.
- Радуйся, многих от погибели исхитивый;
- Радуйся, безчисленных неврежденно сохранивый.
- Радуйся, бесов многоплачевное поражение;
- Радуйся, земли Волынския освящение.
- Радуйся, сияние, скорбный мрак разгоняющее;
- Радуйся, светило, тьму безбожия просвещающее.
- Кондак – 12
- Благодатию в горниле скорбей, яко злато очищенный, венцем исповедничества и преподобия блистающий, по скончании своем возвратился еси в обитель Почаевскую. Волею же Божиею во обретении нетленных мощей твоих в последняя лета нам явился еси, духовно всех утешая и пети Богу, дивному во святых Своих, воздвизая: Аллилуия.
- Икос – 12
- Поюще житие твое богоугодное и чудес множества, отче Амфилохие, восхвалити тя по достоянию недоумеем, но ведяще благоутробие твое к немощствующим, молимтися и ныне воспевающим тя ниспослати свою благостыню, да под молитвенным кровом твоим сохраняеми, в ревности о спасении, выну величаем тя звании сими:
- Радуйся, Богом Отцем предъизбранный;
- Радуйся, страдальческим житием предочищенный.
- Радуйся, душу свою за ближния полагавый;
- Радуйся, ныне же ю в раи обретый.
- Радуйся, Духа Святаго добротами блистающий;
- Радуйся, Того же благодатию благоухающий.
- Радуйся, многими исцеленьми от гроба твоего источаемыми, свыше свидетельствуемый;
- Радуйся, крестами облачными, в день земнаго прославления твоего явленными, от Небеснаго Отца прославленный.
- Радуйся, от Подвигоположника Христа увенчанный;
- Радуйся, с праведными сопричтенный.
- Радуйся, во обители небесней блаженствующий;
- Радуйся, у престола Святыя Троицы о нас ходатайствующий.
- Кондак – 13
- О преблаженне отче Амфилохие, дивный целебниче и притекающим к тебе скорый помощниче, не лиши и нас, смиренно к тебе припадающих, своего благодатнаго посещения: болезни наша исцели, скорби утоли, жизнь умири; да предстательством твоим ко Всевышнему Владыце, от всякаго зла и лукаваго действа избавльшеся, во веки веков поем Ему: Аллилуия.
- Сей кондак глаголем трижды, и паки: Икос 1 «Архангелу Рафаилу…», Кондак1
- «Избранниче Христов…»
- МОЛИТВА
- О, всеблаженне отче наш Амфилохие, земный Ангеле и небесный человече! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно: яви нам смиренным и грешным святое свое заступление; се бо грех ради наших не имамы дерзновения просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго, к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам от благости Его благопотребная дары душам и телесем нашим, веру праву, любовь ко всем нелицемерну, в злостраданиих терпение, тяжкими болезнями одержимым – от недугов исцеление, под бременем скорбей и напастей неудобоносимых падающих и жития своего отчаявшихся твоими молитвами получити скорое облегчение и избавление.
- Не забуди, блаженне отче, и обитель сию святую, в ней же подвизался еси, присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающихся в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Егда же приспеет наше от временнаго сего жития отшествие, и к вечности преселение, не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога Отца и Сына и Святаго Духа и твое вкупе с преподобным Иовом отеческое заступление во веки веков. Аминь.
- Акафисты
- Акафист преподобному Амфилохию Почаевскому
Монах-костоправ бесплатно лечил людей и был готов исцелить даже буйных сумасшедших, к которым его поместили при Хрущеве за то, что он защищал Почаевскую лавру от закрытия. Память святого – 12 мая
Схимонах Амфилохий и голуби. Фото с сайта brooklyn-church.org
Искусный костоправ
Лечить людей его научил отец. Крестьянин Варнава Головатюк из тернопольского села Малая Иловица был искусный костоправ. Его звали к больным не только со всей округи, но и за многие версты. Сын Яков (так звали в миру будущего схиигумена Амфилохия) часто ездил с ним. Отец вправлял сломанные кости, а сын держал больного.
Перед Первой мировой войной Якова призвали в царскую армию. Там он и выучился на фельдшера, что потом очень ему пригодилось.
На фронте Яков попал в плен, и стал работником у австрийского фермера. Фермер был не зверь и мироед, а добрый человек, и даже хотел отдать за Якова свою дочку. А тот очень тосковал по родине и бежал из спокойной альпийской деревушки домой.
Дома Яков решил жениться. Парень был добрый, работящий, красивый, хорошо пел и девушкам нравился.
Яков даже присмотрел себе девушку, но в душе не было мира: ведь с детства он мечтал о монашестве. О своих сомнениях Яков рассказал священнику сельского храма, и вскоре планы о женитьбе сами собой расстроились. Яков стал готовиться в монастырь.
В Почаевскую лавру он пришел в 1925 г., в 1932 году был там пострижен в монашество.
И в Почаеве прославился как костоправ. На одной свадьбе коляску жениха и невесты понесли лошади, и молодые разбились. Отец Иосиф буквально собрал их по кусочкам и выходил.
К нему потянулся народ. Пишут, что приезжало в день иногда до 100 подвод.
Наместник Лавры перевел его в домик на братском кладбище, чтобы поток народа не смущал монахов. Там отец Иосиф двадцать лет принимал посетителей.
Ленинские принципы беспощадности
Как-то осенью 1962 года старца вызвали в город Броды, за сорок километров от Почаева, к девочке со сломанной рукой. Пока старца не было в монастыре, там случилось неладное… Это были годы борьбы Хрущева с «религией».
В конце 1950-х, когда Хрущев утвердился у власти, он объявил, что в годы культа личности проявлялась, среди прочего, мягкотелость по отношению к попам, а вот теперь надо вернуться к ленинским принципам беспощадности к Церкви.
Храмы вновь стали массово закрывать. События вокруг Почаевской лавры — это центральный эпизод хрущевского гонения.
Взять да и закрыть старинную Лавру власти не решались. Не те времена, да и вражеские голоса будут слишком громко клеветать на советский строй. Поэтому надо монастырю перекрыть кислород и постепенно его извести. А как? А вот как: отнять хозяйственные строения, новых монахов принимать запретить, монахов, связанных с хозяйством, подловить на некотролируемом потоке наличности или использовании «левого» сырья и стройматериалов, у проповедников, старцев и молитвенников найти признаки сумасшествия и поместить в больницу и тогда поток богомольцев сам собой иссякнет.
Это была общая технология, которую на себе испытывали все действующие монастыри СССР того времени, тот же Псково-Печерский монастырь.
Пик борьбы властей с Почаевской лаврой пришелся на 1961-62 гг., к этому времени в Лавре из 140 монахов осталось менее 40. Остальных насильно выселяли из обители, забирали в армию, упрятывали в психбольницы. И вот в центре борьбы оказался отец Иосиф, которому к тому времени было 68 лет.
В день, когда о. Иосиф вернулся от больной девочки, он не успел еще отворить дверь своей келии, как к нему прибежал послушник и второпях рассказал, что собор отбирают, а начальник милиции уже отнял у наместника ключи. К тому времени сотрудники Почаевских управлений КГБ и МВД, действительно, уже вели себя в Лавре как хозяева. Бывало, уйдет монах в храм, вернется — келья опечатана, вещи вынесены, а его самого увозят за 40 км.
А начальник Почаевского отделения КГБ капитан Максимов так ответственно отнесся к поручному контролю над монахами, что даже проштудировал книги монастырской библиотеки перед тем, как изъять их и на допросах, начинал вещать отцам о том, что «послушание превыше поста и молитвы», а значит нужно уезжать, ну и, конечно, что «всякая власть от Бога».
Отец Иосиф поспешил к храму. Там было многолюдно, у дверей храма стояли с десяток милиционеров с капитаном Максимовым. Старец подошел к нему и неожиданно вырвал из его рук связку ключей. Отдавая их тут же стоявшему молодому наместнику Августину, сказал: «На, тримай і нікому не віддавай».
Недоумевающим милиционерам кинул: «Архієрей — хазяїн Церкви! А ви? геть звідси! Люди, гонитъ їх!», — обратился он к местным жителям.
Воодушевленные призывом любимого батюшки, люди кинулись брать жерди и устремились на милиционеров, которые в испуге бросились бежать к Святым вратам.
Своим мужеством и смелостью отец Иосиф Троицкий собор отстоял. Прошло не более недели, и ему отомстили. Рассказывал Почаевский игумен Серафим, в то время привратник: «В конце сентября, когда я дежурил у ворот, ко мне подошел отец Иосиф и сказал: «Відкривай браму. Зараз «чорний ворон» приде за Йосипом!», — и ушел в корпус. Я открыл в корпус врата и стал ждать «черного ворона», но никто не приезжал, и закрыл, подумав, что старец пошутил. Прошло два часа. Вдруг подъехала милицейская машина — «черный ворон». Милиционеры потребовали пропустить машину во двор».
Шесть человек милиционеров ворвались в келию к о. Иосифу, накинулись на него, повалили на пол, связали руки и ноги, рот заткнули полотенцем и потащили с третьего этажа во двор к машине.
Повезли за Тернополь в город Буданов, (более чем сто километров от Почаева) в областную психиатрическую больницу.
Святой в сумасшедшем доме
Отец Иосиф был не первым почаевским монахом, упрятанным в «психушку».
Раньше нескольких братий уже вызвали на медкомиссию в местный военкомат, там приписали психические заболевания и поместили в больницу. Лечили их так, что один из монахов умер в 35 лет.
О деле отца Иосифа особо говорили почаевские монахи, добравшиеся до Москвы с жалобой на бесчинства Патриарху Алексию I и Совету по делам религий. Сохранился их диалог с уполномоченным совета по Москве А.С. Плехановым.
Отказываясь рассмотреть их жалобу, он сослался на ее неправильное оформление: «Что вы расписываетесь за всех, пишите за себя, что вы указываете на Иосифа, что его забрали в психбольницу. Вы знаете, что он там в лавре делает, он народ лечит. Какое он имеет право лечить? У него нет медицинского образования, его судить надо».
Монахи извинились: «Извините, конечно, мы не имеем юридического образования и не знаем, какой вид должна иметь жалоба, мы в простоте сердца изложили, что в Почаеве произошло, что над нами издеваются и нам не дают жить.
Монахов мы перечислили по именам для большей ясности, в том числе и старца игумена Иосифа, а что он лечит людей, мы этого не касались: но если вас это возмущает, то можно подметить, что действительно он не имеет медицинского образования, но он отличный костоправ, лучше образованных, и никому вреда не принес, а многие его благодарят за помощь, почему он и заслуживает уважения в народе. Мы можем написать в форме, как вы прикажете».
Отца Иосифа в больнице постригли и побрили, а потом велели снять крест, но он отказался. Тогда санитары сами сорвали его и ночью раздетого повели в палату буйных душевнобольных.
Палата освещалась слабой электролампочкой. Сорок человек (все нагие) спали, когда старец вошел. Бесы говорили в них: «Зачем ты сюда пришел? Здесь не монастырь!» Он им ответил: «Ви самі мене сюди привели».
Ему кололи препараты, от которых распухало все тело, особенно ноги. Кожа чуть не лопалась. Вспоминая все это, закрывал старец руками лицо.
Люди, узнав, где находится отец Иосиф, начали писать главному врачу Будановской больницы письма с просьбой выпустить старца, который незаконно содержится с душевнобольными, тогда как сам может лечить таковых.
Прошло три месяца его пребывания в больнице. Как-то в палату вошел санитар, принес халат и тапочки, велел старцу одеться и следовать за ним в кабинет главного врача. В кабинете были и другие врачи. Ему предложили сесть.
— Можете ли вы лечить тех больных, которые находятся в нашей больнице?
— Можу.
— Тогда вылечите их!
— Добре.
Отец Иосиф предложил им отпустить его в монастырь или послать кого-нибудь, чтобы привезти святое Евангелие, крест и облачение (ризу, епитрахиль, поручи), чтобы он смог служить водосвятные молебны и бесы сами уйдут через окна и двери. И еще добавил, что через две недели ни одного больного здесь не останется (их было более 500 человек).
— Нет! Вы нам без молебнов лечите.
— Так неможливо вилікувати.
— А почему?
Старец и ответил, что когда солдат идет в бой, ему дают оружие: винтовку, патроны, гранаты. Наше же оружие на невидимого врага — святой крест, святое Евангелие и святая вода!
Отца Иосифа увели снова в палату, где он продолжал нести свой мученический крест. Все, кто знал отца Иосифа, не переставали хлопотать об его освобождении. Писали везде, даже в Москву, и … надеялись.
Как-то раз снова пришел в палату санитар и снова принес отцу Иосифу халат и тапочки. Он пошел с ним в кабинет главврача, где, кроме него самого, было еще двое мужчин и женщина. Как потом выяснилось — члены московской комиссии.
Старцу вежливо предложили сесть и спросили, давно ли он стал монахом. В ответ услышали, что родился монахом. На вопрос, почему оказался в этой больнице, рассказал о том, как отроком часто ходил к старичку-соседу, который читал Библию и говорил, что придет время, когда дракон будет воевать с Церковью. Ему было интересно узнать это. И вот теперь он видит, как дракон воюет с Церковью. Женщина на такой ответ усмехнулась, многозначительно переглянулись и мужчины. А отца Иосифа снова увели в палату…
Но люди не отступались. Все писали и писали заявления с просьбой освободить его из больницы, и это удалось.
Возвращение
В Почаевскую лавру он приехал в пиджаке, без бороды. Сразу же пошел к Стопе Божьей Матери, к чудотворной иконе и к мощам Преподобного Иова. Люди, услышав, что вернулся отец Иосиф, побежали за ним; его знали повсюду и все. На следующее утро он служил Литургию. Люди плакали. После отец Иосиф поселился у своего племянника в родной Иловице.
Узнав, где находится старец, начали съезжаться к нему люди, одержимые разными недугами. Отец ежедневно служил водосвятные молебны и исцелял людей.
Обеспокоены притоком больных людей в село, власти настроили родственников против него. Племянник избил его и бросил на болотах. Бедный старец едва выжил, тогда же его и постригли в схиму с именем Амфилохий.
Схимонах Амфилохий продолжал лечить. По его молитвам вернулся слух к девушке, которую когда-то в детстве сильно побила мачеха. Одна жительница Почаева избежала ампутации, угрожавшей ей из-за начавшейся гангрены. Известен и случай, когда прозрела слепая девочка. Есть свидетельство того, как старец вернул к жизни 13-летнего подростка, находившегося в состоянии клинической смерти.
Прп. Амфилохий Почаевский скончался 1 января 1971 г. Когда на отпевании давали ему последнее целование, то у гроба исцелилась сломанная рука женщины. Костоправ…
Сейчас Почаевская лавра снова в сложном положении. Вокруг ее судьбы идет горячий спор. Власти Тернопольской области хотят сделать ее музеем.
Жития святых. Преподобный Амфилохий Почаевский.
Шел 1962 год. Через помещения Будзановского замка – бывшего монастыря, а ныне психиатрической больницы – вели связанного больного. Он едва волочил ноги, на голове и лице были следы порезов и ссадин. Пациента из палаты для «особо буйных», где он содержался, вели в кабинет главврача. Больного звали отец Иосиф. Месяц назад, будучи монахом Почаевской Лавры, он, увидев, как толпа милиционеров окружила Троицкий Собор, вырвал ключи из рук одного из них, вернул их архиерею и выгнал милицию из Лавры. Через два дня за ним приехал воронок.
Санитары удалились, оставив связанного, обритого, остриженного, дрожащего больного наедине с главврачом. Перед отцом Иосифом сидел высокий, худой человек лет пятидесяти с вытянутым, бледным лицом и сверлящим взглядом.
Врач:
Добрый день… Яков Головатюк, не так ли? Или отец Иосиф?
Как Вы себя чувствуете на новом месте?
О. Иосиф:
Не жалуюсь. Вот только от инъекций ваших… мысли путаются и тело болит, так что отвечать Вам мне трудно.
Врач:
Это необходимо для Вашего душевного здоровья!
О. Иосиф:
Мое душевное здоровье в полном порядке.
Врач:
Нам виднее, отец мой. Вот скажите, не Вы ли на целый отряд милиции, который, так сказать, с миром пришел в Лавру, с поручением от государственных мужей (!), натравили прихожан, как собак?
О. Иосиф:
Это не собаки, а верные сыны и дочери Лавры. А милиция ваша не с миром, а с мечом пришла, чтобы Храм Троицкий у нас отнять и святой Алтарь обесчестить!
Врач:
Они Вас послушали, голубчик, отец Иосиф. Это Вы их призвали к бунту.
О. Иосиф:
Я к бунту не призывал, а защищать Святую Обитель – долг каждого христианина.
Врач:
Помилуйте, отец мой, куда им про священный долг помнить! Вы им сказали, они послушались. Вас ведь святым считают!
О. Иосиф:
Я святой? Какой же я святой! Я грешник!
Врач:
А правда, батюшка, что Вы больных исцеляете?
О. Иосиф:
Исцеляю не я, а Господь Бог. А исцеление от недугов люди по своим молитвам и вере получают. И то не все. Кое-кому телесное здравие и повредить может, к гибели души привести.
Врач:
Исцеляете, значит. А скажи-ка мне, батюшка, могли бы Вы вылечить всех наших больных?
О. Иосиф:
Бог по молитвам нашим исцелит! Велите принести Святое Евангелие и облачение, чтобы можно было отслужить водосвятный молебен. Увидите, после молитвы бесы сами выйдут из людей!
Врач:
Нет, батюшка, Вы нам без молебнов лечите!
О. Иосиф:
Так невозможно вылечить. Ведь когда солдат идет в бой, он берет винтовку, патроны, гранаты. Наше оружие – Святой Крест, Святое Евангелие, Святая Вода.
Врач:
Не можешь, значит, Яков Варнаввович!…Что же молчите? Ну, покажите чудо, батюшка, чтобы и я смог уверовать и отпустить вас! Что? Не можешь, значит? Евгений Степаныч! Поместите-ка нашего голубчика в изолятор дня на три. Посмотрим, может, руки у него развяжутся … на добрые дела…
Появились санитары, чтобы отвести его туда, куда ему не хотелось идти. Отец Иосиф смотрел в угол комнаты. Ему вспомнилось Евангелие от Луки: «Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему… Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату».
От советской карательной психиатрии избавила отца Иосифа неожиданно появившаяся в больнице Светлана Аллилуева – дочь Сталина. В свое время старец вылечил ее от душевного недуга, и Аллилуева решила прийти на помощь батюшке в минуту, когда он в этом так нуждался.
Вскоре отец Иосиф принял схиму с именем Амфилохий.
Преподобный Амфилохий Почаевский прожил удивительную и тяжелую жизнь, полную любви и страданий за Христа. На Украине его имя вспоминают с не меньшим трепетом, чем имена великих древних православных подвижников. Преподобный Амфилохий, в миру Яков Головатюк, родился в 1894 году, в селе Малая Иловица в большой семье врача-костоправа Варнаввы. Помогая отцу во время операций на фронтах Первой Мировой войны, он чувствовал боль раненых, как свою, и всеми силами старался хоть как-то облегчить их страдания. По совету Духовного отца, Яков поступил послушником в Почаевскую Лавру и принял постриг с именем Иосиф. В Почаевской Лавре он прожил около двадцати лет, посвятив жизнь служению Богу. За твердую веру и любовь к ближним отец Иосиф получил от Бога дар прозорливости и исцеления. С тех пор он не только возвращал зрение слепым и слух глухим, но помогал также людям избавиться от тайных душевных недугов. Поток посетителей к отцу Иосифу не прекращался, очереди тянулись километрами. Иногда число паломников достигало пятисот человек в день, несмотря на строгие запреты советской власти. Отцу Иосифу, позже старцу Амфилохию, пришлось не однажды пострадать за Христа. Агенты КГБ пытались его расстрелять, врачи-психиатры – повредить его разум, сломать волю, собственный племянник покушался на его жизнь, но Бог чудом спасал Своего подвижника. Амфилохия Почаевского не стало в 1971 году. Похоронили его на кладбище в родной Почаевской Лавре. В 2002 году, по просьбам верующих и согласно решению Священного Синода Украинской Православной Церкви, схиигумен Амфилохий Головатюк был причислен к лику святых. Во время эксгумации оказалось, что тело, пролежавшее в земле более 30 лет, осталось нетленным. Мощи преподобного Амфилохия перенесли в Почаевскую лавру, где они и покоятся по сей день.
На Украине имя этого святого значит столько же, сколько в России имена наших великих подвижников. В Почаевской Лавре его почитают наравне с преп. Иовом, и это имеет особое значение, поскольку старец Амфилохий – наш современник. Здесь, на земле, его не стало в 1971 году.
А, между тем, и житие, и известные свидетельства об его молитвенной помощи сравнимы с житиями величайших святых, и кажутся достойными пера Симеона Метафраста(1). Плоды его монашеского подвига – одно из самых ярких и убедительных свидетельств того, что благодать в Церкви Православной не оскудевает, что «Господь вчера и днесь, и во веки Тот же».
Со своей паствой
Прошло двенадцать лет с тех пор, как мощи старца Амфилохия из Успенской Почаевской лавры на Украине были обретены нетленными. Их целостность и состояние примерно такие же, как у святых, почивающих в пещерах Киево-Печерской лавры. Старец как будто уснул, и произошло это не в 1971 г., а совсем недавно. В Церкви он прославлен как «преподобный», т.е. уподобившийся Господу в самых высоких добродетелях, но не будет преувеличением сказать, что жизнь его с момента прихода в монастырь до самого конца была непрекращающимся исповедническим подвигом.
Только люди достигшие духовной зрелости вправе произнести слова, которые однажды просто и сами собой вышли у оптинского иеромонаха о.Василия (Рослякова), – «хорошо было бы пострадать за Христа». Вспомним, даже такой великий святой, как Святитель Филарет Московский в молитве к Господу произносит со смирением: «…Не дерзаю просить ни креста, ни утешения! Только предстою пред Тобою…»
Готовность пострадать за Христа – удел совершенных. И, вот, старец Амфилохий был из тех, кому с полным сознанием пришлось нести мученический крест не однажды.
Вопрос о том, кому «не угодил» монах для верующих людей, в общем-то, не первостепенный. Одни вели его на расстрел, истязали в психиатрической лечебнице, избивали до полусмерти, другие отдавали распоряжения об этом… Важнее другое: поистине, несчастнейшие люди – те, кто становятся исполнителями воли духов зла, независимо от внешних – политических, идеологических или каких-либо иных мотивов. Истинная причина подобной ненависти открывается до конца, опытно, а не чисто умозрительно, в Почаеве, возле его мощей.
К престольному празднику в честь Успения Пресвятой Богородицы в лавру ежегодно приходит многотысячный крестный ход из Каменец-Подольского, и среди этого множества в сопровождении родственников – весьма необычные больные. Недуг этот не укладывается в картину эпилепсии. Как правило, он обостряется при приближении к святыням. Это невозможно отнести и на счет «актерского мастерства»: каждый в состоянии отличить произвольный, даже самый профессионально-исполненный крик, от крика нестерпимой боли, непроизвольного.
«Особые» больные рычат, издают потоки площадной брани по отношению к святым, и при этом особенно оскорбительные эпитеты достаются преподобному Амфилохию.
Впечатление не из легких, особенно когда подобный «набор» несется из уст хрупкой девочки, которую пытаются удержать несколько мужчин. Сила у больных такая, что не во всех случаях помогают и металлические наручники.
Самое сложное для сопровождающих – подвести их к мощам. В тех случаях, когда удается, эти страдальцы обычно успокаиваются. Проходит несколько минут, и пришедшие в сознание не помнят о своем недавнем состоянии.
Поклонение честным мощам – начало исцеления духовного. Впереди – исповедь, причастие, особый церковный чин – отчитки. В монастыре о подобных случаях говорят: «Гнал нечистых батюшка при жизни своей, гонит и сейчас. Не выносят они его присутствия.»
Старцу Амфилохию была дана особая благодать. Он обладал несомненной прозорливостью, даром молитвенного исцеления, освобождения одержимых, и брань его с невидимым миром, где действуют духи, была – «не на жизнь, а на смерть». Ему мстили и неотступно преследовали те, кого он опалял своей молитвой.
«Убивайте мене, а його не зачипайте!»
Шел 1947 год. Позади осталась страшная война, и уцелевшие в ней надеялись на то, что послевоенный мир станет мудрей и лучше. Казалось, и для Церкви наступило время благоприятное. После долгих гонений в храмах зазвучала молитва, открыли двери духовные учебные заведения, понемногу стали возвращаться из мест заключения освобожденные священники. Однако политическое «потепление», обязанное военным условиям, оказалось временным, а изменение стратегии в отношении Церкви относительным.
Ушли в прошлое показательные процессы над духовенством, теперь в них не было и необходимости: основная часть духовного сословия была физически уничтожена в период 20-х – 30-х годов. Но одновременно «достойной преемницей» Соловков стала созданная в к.40-х – нач. 50-х система Сиблага, как и предыдущая поглотившая миллионы жизней(2), а дела «возбуждающих опасения» священников решались уже в порядке «индивидуальном» и часто «внесудебном».
Так было и на этот раз, когда в келью иеромонаха из Почаевской лавры ворвались неизвестные вооруженные люди. Вели себя вызывающе, дерзко, поставили под дуло автомата и повели. В чем состояла «вина» человека, жившего уединенно в маленьком домике при монастырском кладбище и довольствовавшегося только самым необходимым? Для «конвоиров» достаточно было то, что он был одним из тех священников, к которым люди едут издалека.
Отца Иосифа, – таково было монашеское имя преп. Амфилохия до принятия схимы, – знали, благодаря его способности исцелять в тех случаях, когда не оставалось надежды получить помощь от врачей. Лечебная практика батюшки началась еще до его прихода в монастырь. Когда-то у сельского лекаря он выучился искусству костоправа.
А в начале 30-х, когда он был уже в постриге, случай открыл в нем умелого доктора и дерзновенного молитвенника. Лаврский иеромонах буквально «собрал» и поставил на ноги разбившуюся молодую пару: во время сельской свадьбы лошади понесли, и коляска, где сидели новобрачные, опрокинулась, причинив им тяжелые травмы. Усердие о. Иосифа, подкрепленное молитвой, произвело чудеса, и с тех пор к нему вереницей потянулись посетители. Чтобы не доставлять беспокойство монастырской братии, батюшка по благословению отца наместника перешел в отдельный домик. Лечение больных в сочетании с оказанием духовной помощи стало его постоянным «послушанием». В иные дни он принимал до 500 человек.
С началом Великой Отечественной войны поток посетителей увеличился. Было замечено, что иеромонах Иосиф безошибочно предсказывал, к кому вернуться мужья и сыновья, а кого ожидают потери. Этому предшествовали двадцать лет, проведенные в послушании и молитвенном подвиге. Внутренняя сторона монашеской жизни – пост, бдения, молитвенное правило, – была скрыта от посторонних глаз, явными оказались духовные плоды.
Отец Иосиф получил и еще один дар – видеть воочию и изгонять нечистых духов. И вторжение незваных гостей в 1947 г. не стало для него неожиданностью. Батюшка не сопротивлялся, даже тогда, когда у ворот ему объявили о том, что ведут расстреливать. Попросил разрешить ему помолиться. Прочел «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Верую», и начал читать по себе самом отходную, как вдруг другой лаврский монах – отец Иринарх бросился под дуло автомата: «Кого ви хочите убити?! Знаете, якiй вин чоловик? Вiн весь свiт спасае. Убивайте мене, а його не зачипайте!»(3) Что произошло с комбригом в этот момент, сказать трудно, только настроение его переменилось, и, высвободив оружие, он отпустил обоих.
«Живая стена»
В следующий раз смерть подступила совсем близко в 1962 году. В стране прогремело разоблачение «культа», начались «оттепель» и одновременно – возобновленная яростная атеистическая кампания. Новая «волна» докатилась и до Почаева, и однажды угроза уничтожения нависла над Троицким собором.
Когда же милицейский отряд во всеоружии стоял у дверей храма, и парализующее действие страха сковало присутствующих, отец Иосиф принял на себя всю ответственность за последующие события. Выхватив ключи от храма из рук начальника, и поспешно передав их наместнику, он призвал братию и прихожан оказать сопротивление погромщикам. В ход пошли колья, в считанные минуты вокруг о. Иосифа образовалась «живая стена», и собор отбили. А батюшку ожидала расправа.
Арестовали его ночью в собственной келье, и на «воронке» доставили в психиатрическую больницу, позаботившись и об «особых условиях» содержания. Место для него определили в палате буйных больных. На этот раз пришлось тяжело: от препаратов, которые ему вводили насильно, распухало все тело и лопалась кожа, и то, что отец Иосиф выдержал все, само по себе, было случаем исключительным. Поддерживала его только молитва: ни Евангелие, ни распятие передать в больницу врачи ему так и не позволили.
И, все-таки, особым промыслом старец был освобожден(4). Однако план вывезти старца за рубеж не осуществился. Отец Иосиф потихоньку ушел из квартиры во Львове, где его скрывали от возможных преследований.
«Без статьи и трибунала»
Возвращаться в Почаев было слишком опасно, и он поселился у племянницы в селе Иловица. Укрыться надолго ему, конечно же, не удалось: народ моментально освоил новое направление маршрута, а отказать просящим батюшка не мог. Ежедневно служил Водосвятные молебны. Случаи исцелений были необыкновенны. По молитвам о. Иосифа вернулся слух к девушке, которую когда-то в детстве сильно побила мачеха. Одна жительница Почаева избежала ампутации, угрожавшей ей из-за начавшейся гангрены. Известен и случай, когда прозрела слепая девочка. Есть свидетельство того, как старец вернул к жизни 13-летнего подростка, находившегося в состоянии клинической смерти.
Бывало, что «открывались глаза» и у стойких атеистов, когда дело касалось их собственных детей.
В отчаянии обратился как-то к о. Иосифу секретарь обкома. Диагноз, поставленный врачами его 18-летнему сыну, звучал как приговор: саркома. Старец предупредил, что лечение будет только духовным: молебны, святая вода, освященная пища. Через несколько недель от болезни не осталось и следа, а отец в благодарность распорядился выделить для удобства паломников маршрутный автобус Кременец – Малая Иловица.
Местные власти, обеспокоенные притоком людей в село, стали настраивать родственников против старца.
В декабре 1965 г. о. Иосифа ожидало новое испытание. Один из родственников завел его на окраину села к болотам, и жестоко избив, оставил умирать в ледяной воде. Восемь часов пролежал старец без помощи, пока его не обнаружили духовные чада. Опасаясь, что он не доживет до утра, его в ту же ночь отвезли в Почаевскую лавру, где постригли с именем Амфилохия, в честь святителя Амфилохия Иппонийского. Схима – это «край», определение – на жизнь или на исход. Старец пошел на поправку, и еще несколько лет служил людям в великом ангельском образе.
В Почаеве рассказывают, что кончина о. Амфилохия была насильственной и вызванной отравлением. Не раз старец говорил, что среди его послушниц есть «Иуда», но когда люди, страдавшие от поведения одной из его «помощниц», просили его удалить ее от себя, батюшка только смиренно призывал их терпеть, поскольку и сам он терпит.
У святых отцов в разных вариантах встречается мысль о том, что превозмочь диавола умом и хитростью невозможно. Зло коварно и могущественно, и победить его в мире можно только, взойдя на крест, через сознательное уподобление Христу. Но «проигравший» по счету лукавому, бесовскому, у Бога восстает в нетлении, венчается великой славою и имеет дерзновение молиться за многих.
1 Симеон Метафраст (Symeon Metaphrastes) (2-я половина 10 в.), византийский писатель. Составитель минология, сводного корпуса греческих житий святых (148 текстов), приспособленного к церковному календарю.
2 Ценнейшие исторические свидетельства об условиях содержания в одной из ее частей — Озерлаге принадлежат протоиерею Алексию Кибардину, состоявшему в духовнических отношениях с преп. Серафимом Вырицким. (См.: Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. С.-Пб., 2008. С. 306-317).
3 С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2. C. 62
4 Есть сведения о том, что его освободила тогда из больницы дочь Сталина, Светлана Аллилуева, в благодарность за то, что батюшка исцелил ее от душевного недуга. (Жизнеописание Святого угодника Божия последних времен. // Свято-Успенская Почаевская лавра. С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2. С. 63)
Использованные и рекомендуемые для чтения источники и литература:
Акафист преподобному Амфилохию Почаевскому
Кондак – 1
Избранниче Христов и обители Почаевския новый чудотворче, скорбящих скорый утешителю и недужных благодатный целителю, преподобне отче Амфилохие, любовию восхваляюще богоугодное житие твое, песнь благодарения о тебе Богу приносим. Ты же яко дерзновенный к Нему молитвенник и теплый о нас ходатай, испроси всем с верою к тебе приходящим, от душевных и телесных зол свобождение, да выну зовем ти:Радуйся, преподобне отче Амфилохие, теплый наш заступниче и предивный целебниче.
Икос – 1
Архангелу Рафаилу, молитвы страждущих Богу приносящему и здравие благодатию Его с небесе подающему, уподобяся преподобне, яко врач изрядный явился еси, исцеляющий наша недуги многоразличныя. Мы же, поминающе преславное твое житие, тако вопием ти:
Радуйся, земли Волынския святое прозябение;
Радуйся, родителей благочестивых чадо благословенное.
Радуйся, измлада в вере истинней воспитанный; радуйся молитвенное делание и телесное воздержание издетска возлюбивый.
Радуйся, от юности своея во благочестии просиявый;
Радуйся, добродетели родителей своих унаследивый.
Радуйся, искусному врачеванию, отцем своим, обученный; радуйся, благоговению и кротости матери своея подражати тщавыйся.
Радуйся, супротив похоти плоти, хранением девства и чистоты подвизавыйся; радуйся, на похоть очес целомудрием вооруживыйся.
Радуйся, гордости житейской смиренномудрием противуставый;
Радуйся, Христовы заповеди боголюбия и братолюбия исполнивый.
Радуйся, преподобне отче Амфилохие, теплый наш заступниче и предивный целебниче.
Кондак – 2
Видев на себе десницу Божию, выну тебе покрывающую, и скоротечность жития сего разумев, вся прелести мира лукаваго отвергл еси и на святую гору Почаевскую пришел еси, да всего себе в жертву Творцу своему в чине иночестем принесеши, непрестанно поя Ему: Аллилуия.
Икос – 2
Разума совершенна взыскаху в тебе православнии людие, видящии богоугодное твое житие. Ты же от обилия в сердце любве Христовы возымел еси о них отчее попечение. С высоты же небесныя дар духовнаго разсуждения восприим, сей достойно употребил еси в научение духовно младенствующим, сего ради похваляем тя, глаголющи:
Радуйся, смотрения Зиждителева исполнителю;
Радуйся, о спасении ближних попечителю.
Радуйся, Духа Святаго стяжателю;
Радуйся, во тме неверия блуждающих просветителю.
Радуйся, скорбящих и обремененных утешителю;
Радуйся, ревностный христиан окормителю.
Радуйся, Церкве земныя воителю;
Радуйся, полков демонских прогонителю.
Радуйся, святых отец последователю;
Радуйся, еретиков льстивых обличителю.
Радуйся, покаяния учителю;
Радуйся, от рабства греховнаго свободителю.
Кондак – 3
Силою Божиею укрепляемый, на высоту безстрастия мужественно возшел еси, блаженне, таже от Господа многия благодатныя дары прияв, спасению ближних ими послужил еси, смиренномудренно воспевая Щедродателю Богу: Аллилуия.
Икос – 3
Имея врачеваний дарование, воистину, яко новый источник благодати, на горе Почаевстей явился еси, отче Амфилохие, к тебе бо во множестве различными недуги страждущии, с верою и упованием усердно притекаху, и силою благодатных молитв твоих, безмездно здравие приемше, в радости благодарения взываху:
Радуйся, силою Вышняго препоясанный неисцельныя недуги врачевати;
Радуйся, Того же властию оболченный и мертвыя воскрешати.
Радуйся, слепыя зрячия сотворяющий;
Радуйся, глухим слух и немым язык отверзающий.
Радуйся, кости сокрушенныя исправляющий;
Радуйся, хребты сляченныя укрепляющий.
Радуйся, сухия руце и нозе токов жизни исполняющий;
Радуйся, огнем опаленная телеса обновляющий.
Радуйся, язвы и смрадныя струпы телесныя очищающий;
Радуйся, уды плоти растлевшия, и отсеченны быти имущия, чудесне врачующий.
Радуйся, разума лишившымся, молитвами к Богородице, ум здравый подающий;
Радуйся, страждущих от дух нечистых, именем Иисусовым свобождающий.
Кондак – 4
Даром прозрения, внезапу от Господа дарованным, буря нашествия иноплеменных тебе известися, с сего же часа издалеча зрел еси души и судьбы к тебе приходящих. И яко ревности о благочестии исполненный, грехи нераскаянных даром сим кротко обличал еси, да принесше достойный плод покаяния, чистым сердцем воззовут Богу: Аллилуия.
Икос – 4
Евангельских словес благоразумнаго слышателя и сих мудраго исполнителя, зрим в тебе преподобне. Ихже ради на путь самоотвержения, лишений и скорбей ревностно возшел еси и за Христом неуклоно шествовал еси. Мы же, нерадящии о таковом восследовании своему Спасителю, во умилении и сокрушении сердец зовем ти:
Радуйся, желание быти со Христом выну имевый;
Радуйся, Того Единаго взыскати непрестанно тщавыйся.
Радуйся, монашескаго послушания строгий исполнителю;
Радуйся, на ниве Христовой ревностный делателю.
Радуйся, светозарное светило, руководящее нас ко спасению;
Радуйся, граде, стоящий верху горы, к нему же вернии притекают.
Радуйся, солию благочестия, мир от растления душевнаго сохраняяй;
Радуйся, многих ревности по Бозе исполняяй.
Радуйся, кротость и смирение Христово возлюбивый;
Радуйся, небесный покой еще в земнем житии обретый.
Радуйся, реко благодати Божия;
Радуйся, из неяже и ныне верою напояемся.
Кондак – 5
Боготечный защитник храма Святыя Живоначальныя Троицы в Лавре святей показался еси, егоже от осквернения и запустения защитив, безбожныя гонители от дому молитвы дерзновенно отгнал еси и верныя люди до крове стояти за веру Христову призвал еси, безбоязнено поюще Триипостасному Богу: Аллилуия.
Икос – 5
Видевше в тебе хулители злочестивии ревностнаго защитника обители Почаевския, и споборника крепкаго народу Божию разумевше, досады суще делателие безумнии, потщашася соделати тя немощна, страждуща и безчестна; мы же песнь хвалы приносим ти глаголюще:
Радуйся, за безбоязненное веры исповедание пострадавый;
Радуйся, за Бога в Троице Святей славимаго, во узилище влекомый.
Радуйся, заушения в подражание Господу Иисусу приявый:
Радуйся, с бесными и буими затворенный.
Радуйся, в жестоких мучениях долготерпевый;
Радуйся, в лютых злостраданиях не роптавый.
Радуйся, на мучители твоя не озлобивыйся;
Радуйся, любве божественныя преисполненный.
Радуйся, в долговременных злоключениях духовно бдевый и моливыйся;
Радуйся, Богородицу на помощь выну призывавый.
Радуйся, все упование свое на Господа возложивый;
Радуйся, в вере и надежде своей не посрамивыйся.
Кондак – 6
Проповедник покаяния и жития благочестнаго учитель показался еси, отче Амфилохие. Прежде бо исцелений телесных, исцелял еси души к тебе приходящих, от грехов и беззаконий. К сему же научал еси, яко скорби и болезни постигают нас за презрение жития богоугоднаго, егоже покаянием взыскати призывал еси, да сих избавльшеся, в радости воспоем: Аллилуия.
Икос – 6
Возсиял еси разсуждением духовным, от Господа тебе дарованным, егоже на душепопечение направляя, рабскаго плена работы страстем послушающих тя, благодатно свобождал еси. Ныне же достохвальная словеса от нас приими:
Радуйся, смирения и любве мечу обоюдоострый, козней вражиих посечение;
Радуйся, Апостолов подражателю, веры православныя утверждение.
Радуйся, мужественный подвижниче, обетов монашеских ревностное исполнение;
Радуйся, Ангелов собеседниче и ангельский образ носящих наставниче.
Радуйся, верный рабе Божий, исповедников наследниче;
Радуйся, отче милосердый, преподобных сопричастниче.
Радуйся, священниче Богом поставленный, Жертву Безкровную за люди непорочно приносити;
Радуйся, пастырю добрый, душу свою за словесныя овцы Христовы готовый положити.
Радуйся, врачу благодатный, водою и брашном, молитвою освященными, болящия исцелявый;
Радуйсядостойный пресвитере, силою благодати Божия скоро тем помогавый.
Радуйся, Богодарованный источниче, животворный и целительный;
Радуйся, любве Христовы преисполненный, падшия возставивый и отчаявшияся ободривый.
Кондак – 7
Хотя в сердце своем со Христом соединитися, непрестанно имя Его Сладчайшее усты призывал еси и огнем благодати Божия душу свою в достойный храм Сему предочистил еси. Сего ради и нас научаеши, ум и сердце от мира греховнаго отвращати и к Богу устремляти, дабы в вечном радовании пети Ему: Аллилуия.
Икос – 7
Новое зерцало апостольскаго уготования и желания разрешитися и со Христом быти явился еси, преподобне, егда беззаконнии и неблагодарнии на монастырском кладбище хотяху тя, неповиннаго умертвити. Но подвигом любве жертвенныя, сокелейника твоего Иринарха, от неумолимыя смерти спасен был еси. Сим образом и мы, в преданости Богу утверждаеми, глаголем ти сице:
Радуйся, Христа от юности своея возлюбивый;
Радуйся, душу и живот свой Ему всецело предавый.
Радуйся, волею своею Господу поработивыйся;
Радуйся, в непрестаннем уповании на Него утвердивыйся.
Радуйся, прежде смерти для мира греховнаго умерый;
Радуйся, жизнь вечную еще в земнем телеси во Христе обретый.
Радуйся, образе совершенныя веры и любве; радуйся, зерцало непостыднаго упования.
Радуйся, смирения Христова наследниче;
Радуйся, милосердия Его подражателю.
Радуйся, непрестанную память о смерти стяжавый;
Радуйся, сетей вражиих сею избегнувый.
Кондак – 8
Странное чудо является, блаженне, имя твое вкупе с Преблагословенной Богородицей и преподобным Иовом, молитвенно призывающим: малое бо приносяще вам прошение, абие таковым сугубым предстательством, от велиих скорбей и недугов приемлем скорое избавление, да вопием о вас Богу радующеся: Аллилуия.
Икос – 8
Весь любве Божественныя исполнен, свято окормлял еси людей множества, яко к старцу духоносному, во изгнание твое, в Мало-Иловицкую весь, к тебе притекающих. Ты же нужды их милостивно удовляя, к житию богоугодному многих приобщил еси. Тако и мы житием твоим, в истине и благочестии утверждаеми, зовем ти сице:
Радуйся, новый безсребренниче, болезни наша исцеляющий;
Радуйся, благовестниче изрядный, веру правую в земли нашей утверждающий.
Радуйся, служителю Божий, всем себе поработивый и многи ко Христу приведый;
Радуйся, подвижниче кроткий, обидящих тя милующий и любящий.
Радуйся, пастырю богомудрый, разум спасения людем подающий;
Радуйся, старче благодатный, души нераскаянных обновляющий.
Радуйся, отче святый, сердца чад ко отцем обращающий;
Радуйся, учителю покаяния, кающимся совесть омывающий.
Радуйся, пророче Бога живаго, страждущим милость изливающий;
Радуйся, громе богогласный, враги веры устрашающий.
Радуйся, простоты стяжателю, премудрыя века сего посрамляющий;
Радуйся, Истины служителю, смиренным разум озаряющий.
Кондак – 9
Всяких зол и скорбей, житие твое бысть исполнено, преподобне, имиже демони и злыя люди уязвити тя тщашася, но ничтоже успеша, обретше в тебе твердый столп веры и неиссякаемый источник любве, в нихже паче возрастая и сугубыя благодати сподобляяся, даже до кончины своея блаженныя, в благодушии пел еси Богу: Аллилуия.
Икос – 9
Всякий день и час многия молитвы возносил еси, отче, ко Пречистой Владычице нашей Богородице, Ея величие и матернюю любовь к нам грешным восхваляюще. Ныне же тя о обители твоей, купно со Иовом преподобным, теплаго заступника и неотступнаго молитвенника к Ней разумеюще, тако вопием ти:
Радуйся, избранниче Божия Матере;
Радуйся, святыя обители Ея преславный воине.
Радуйся, чудотворную икону Пречистыя свято почитавый;
Радуйся, и следу стопы Ея десныя, благоговейно покланявыйся.
Радуйся, славу Приснодевы на всяк день воспевавый;
Радуйся, на милость Ея упование свое полагавый.
Радуйся, в подвизех монашеских и трудех исповеднических Иову преподобному достойне подражавый;
Радуйся, отца сего святаго, чудотворения дар восприявый.
Радуйся, на жатву духовную Господем посланный;
Радуйся, на ниве Христовей рачительно потрудивыйся.
Радуйся, Царя Небеснаго благоволения искавый;
Радуйся, мирския славы и хваления, юродством бегавый.
Кондак – 10
Спасения нашего и ныне наставник буди преподобне, да зряще нетленное тело твое, от суетных и ложных мира сего отбегати научаемся; леность и небрежение о душе своей, трудом и молитвою попирая; о чистоте плоти и духа тщатися, всем сердцем поучаемся, в надежди спасения, поюще Богу: Алиллуия.
Икос – 10
Стена нерушимая от находящих зол был еси, преблаженне: скорбящих утешая, болящих исцеляя, бесы изгоняя, и от напастей сохраняя. Даже до днесь силу Божию в тебе сущую, всем с верою и любовию к тебе приходящим являеши, подвизая в благодарности пети тебе:
Радуйся, отче, яко еще живу ти сущу людие земли русския к тебе притекаху;
Радуйся, яко и ныне, потоцы народов святыя Руси, ищущих исцелений у цельбоносных мощей твоих, не оскудевают.
Радуйся, богоборцев лукавых обличителю; радуйся, богопротивнаго нечестия искоренителю.
Радуйся, мир Божий в себе стяжавый;
Радуйся, сладость сию неизреченную вкусити, многих сподобивый.
Радуйся, в истинном смирении сердце свое утвердивый;
Радуйся, сим оружием, купно с молитвою, демоны поразивый.
Радуйся, Отцу Небесному сыновне послуживый;
Радуйся, истинный Христа Спасителя учениче.
Радуйся, благозвучный Духа Святаго органе;
Радуйся, чистое Святыя Троицы жилище.
Кондак – 11
Песнь благодарения во всех обстояниих скорбнаго жития своего, Подвигоположнику Христу, непрестанно приносил еси, угодниче Божий, мы же, обретше в тебе таковаго пред Богом заступника, и в находящих напастех защитника, по образу твоему, в скорбех и радостех своих, прилежим выну воспевати Господеви: Алиллуия.
Икос – 11
Светильник многосветлый явился еси, богоносе, зарями чудес и образом благочестия верныя просвещая. Но и по успении твоем не оскуде в тебе сия благодать, юже приходящим с верою ко гробу твоему щедро подаеши, да навыкнут славити Бога, всех чудес Источника, тебе же глаголати сице:
Радуйся, безсребренников и чудотворцев приемниче;
Радуйся, телес наших здравие и душ спасение.
Радуйся, яко тобою от страстей телесных избавляемся;
Радуйся, яко тобою сладостей духовных исполняемся.
Радуйся, обители твоея и веси отеческия славная похвало;
Радуйся, всех богомудрых премудрая доброто.
Радуйся, многих от погибели исхитивый;
Радуйся, безчисленных неврежденно сохранивый.
Радуйся, бесов многоплачевное поражение;
Радуйся, земли Волынския освящение.
Радуйся, сияние, скорбный мрак разгоняющее;
Радуйся, светило, тьму безбожия просвещающее.
Кондак – 12
Благодатию в горниле скорбей, яко злато очищенный, венцем исповедничества и преподобия блистающий, по скончании своем возвратился еси в обитель Почаевскую. Волею же Божиею во обретении нетленных мощей твоих в последняя лета нам явился еси, духовно всех утешая и пети Богу, дивному во святых Своих, воздвизая: Аллилуия.
Икос – 12
Поюще житие твое богоугодное и чудес множества, отче Амфилохие, восхвалити тя по достоянию недоумеем, но ведяще благоутробие твое к немощствующим, молимтися и ныне воспевающим тя ниспослати свою благостыню, да под молитвенным кровом твоим сохраняеми, в ревности о спасении, выну величаем тя звании сими:
Радуйся, Богом Отцем предъизбранный;
Радуйся, страдальческим житием предочищенный.
Радуйся, душу свою за ближния полагавый;
Радуйся, ныне же ю в раи обретый.
Радуйся, Духа Святаго добротами блистающий;
Радуйся, Того же благодатию благоухающий.
Радуйся, многими исцеленьми от гроба твоего источаемыми, свыше свидетельствуемый;
Радуйся, крестами облачными, в день земнаго прославления твоего явленными, от Небеснаго Отца прославленный.
Радуйся, от Подвигоположника Христа увенчанный;
Радуйся, с праведными сопричтенный.
Радуйся, во обители небесней блаженствующий;
Радуйся, у престола Святыя Троицы о нас ходатайствующий.
Кондак – 13
О преблаженне отче Амфилохие, дивный целебниче и притекающим к тебе скорый помощниче, не лиши и нас, смиренно к тебе припадающих, своего благодатнаго посещения: болезни наша исцели, скорби утоли, жизнь умири; да предстательством твоим ко Всевышнему Владыце, от всякаго зла и лукаваго действа избавльшеся, во веки веков поем Ему: Аллилуия.
Сей кондак глаголем трижды, и паки: Икос 1 «Архангелу Рафаилу…», Кондак1
«Избранниче Христов…»
МОЛИТВА
О, всеблаженне отче наш Амфилохие, земный Ангеле и небесный человече! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно: яви нам смиренным и грешным святое свое заступление; се бо грех ради наших не имамы дерзновения просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго, к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам от благости Его благопотребная дары душам и телесем нашим, веру праву, любовь ко всем нелицемерну, в злостраданиих терпение, тяжкими болезнями одержимым – от недугов исцеление, под бременем скорбей и напастей неудобоносимых падающих и жития своего отчаявшихся твоими молитвами получити скорое облегчение и избавление.
Не забуди, блаженне отче, и обитель сию святую, в ней же подвизался еси, присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающихся в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Егда же приспеет наше от временнаго сего жития отшествие, и к вечности преселение, не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога Отца и Сына и Святаго Духа и твое вкупе с преподобным Иовом отеческое заступление во веки веков. Аминь.
Еще молитвы Схиигумену Амфилохию Почаевскому:
Акафисты
26 октября — празднование Иверской иконы Божьей Матери (#Афон).
К Иверской иконе Божией Матери обращаются при утешении в бедах, пожарах, умножении плодородия земли,напастях. Этот образ поможет каждому обрести внутреннюю чистоту. К Ней можно обратится с молитвой и пагубные желания будут преодолены, сердце успокоится.
ТРОПАРЬ:
От святой иконы Твоей, о Владычица Богородица, излечения и лекарства в изобилии подаются всем с верой и любовью приходящим к ней. Также и мою болезнь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело излечи благодатью Твоей, Пречистая.
МОЛИТВА Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»
О Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода, Цари́це Небесе́ и земли́! Вонми́ многоболе́зненному воздыха́нию душ на́ших, при́зри с высоты́ святы́я Твоея́ на нас, с ве́рою и любо́вию поклоня́ющихся пречи́стому о́бразу Твоему́. Се бо, грехми́ погружа́емии и скорбьми́ обурева́емии, взира́юще на Твой о́браз, я́ко живе́й Ти су́щей с на́ми, прино́сим смире́нная моле́ния на́ша. Не и́мамы бо ни ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о, Ма́ти, всех скорбя́щих и обремене́нных! Помози́ нам, не́мощным, утоли́ скорбь на́шу, наста́ви на путь пра́вый нас, заблужда́ющих, уврачу́й и спаси́ безнаде́жных, да́руй нам про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре и тишине́ проводи́ти, пода́ждь христиа́нскую кончи́ну и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́ яви́ся нам милосе́рдая Засту́пница, да всегда́ пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, я́ко благу́ю Засту́пницу ро́да христиа́нскаго, со все́ми угоди́вшими Бо́гу. Ами́нь.