Иеромонах Фотий Мочалов на днях проезжал в поезде мимо Твери, и кто-то сделал необычное фото — батюшка сидит в вагоне у окна, держит в руках рацию, а за окном — храм Александра Невского, который расположен у железнодорожного вокзала. Эту фотографию вместе с развёрнутой цитатой старца Паисия о монахах-радистах отец Фотий опубликовал на своих страницах в соцсетях. После победы в шоу «Голос» иеромонах стал популярным, выступает с концертами и ведёт для поклонников блоги.
Виды Твери вдохновили отца Фотия на размышления о роли монаха в обществе, вернее, о его служению обществу. Он цитирует старца Паисия Святогорца, который проводит аналогию между радистом на войне и монахом в миру. А позывной «монаха радиста Матери-Церкви» — «душа».
Иеромонах Фотий – регент монастырского хора, победитель телевизионного шоу «Голос» и единственный российский священнослужитель, который получил популярность после участия в музыкальном телешоу. На «Слепых прослушиваниях» он исполнил арию Ленского из оперы «Евгений Онегин», после чего попал в команду Григория Лепса.
Сейчас монах Фотий дает концерты в городах России, а церковное руководство не запрещает ему музыкальную деятельность.
Метки: монах фотий, иеромонах фотий, проезжая тверь, мимо твери, монахи радисты, шоу голос, победитель шоу голос
Содержание
Биография
Иеромонах Фотий – монах, регент монастырского хора, победитель телевизионного шоу «Голос» и единственный священнослужитель России, который получил популярность после участия в музыкальном телешоу. Монах щепетильно относится к подбору материала для исполнения. В репертуаре Фотия любимые слушателями русские романсы, классические эстрадные хиты прошлого века, арии из популярных опер, классика рока и признанные зарубежные хиты.
Детство и юность
Виталий Мочалов родился в Горьком (сейчас Нижний Новгород) 11 ноября 1985 года в нерелигиозной семье. В школьном возрасте посещал местную музыкальную школу, где учился вокалу и игре на фортепиано. Кроме того, мальчик пел в школьном хоре, часто солировал. С детства Мочалов мечтал стать композитором и писать музыку и песни. В подростковом возрасте, когда голос начал ломаться, Виталий посещал церковную школу, где также пел в хоре.
View this post on Instagram
Иеромонах Фотий (Виталий Мочалов) в детстве с младшим братом Павлом
После окончания неполной средней школы Мочалов поступил в местное музыкальное училище, где выбрал отделение музыкальной теории. Но проучиться успел только один год. Вместе с семьей юноша эмигрировал в немецкий город Кайзерслаутерн. Там Виталий не забросил музыку и пение: он обучался игре на органе. Молодой музыкант участвовал в органных концертах и зарабатывал игрой на этом инструменте на католических и протестантских службах.
Монашество
Через 3 года Виталий возвратился в Россию и поступил на службу в Боровский Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев монастырь в Калужской области. Там мирской молодой человек принял постриг и стал сначала иноком под именем Савватий.
View this post on Instagram
Иеромонах Фотий
В начале 2011 года был рукоположен в сан иеродиакона, а в 2012-м пострижен в мантию уже под именем Фотий. В середине 2013-го Фотий получил сан иеромонаха.
Впоследствии иеромонах Фотий стал регентом Свято-Пафнутьева монастыря.
Музыка и телепроекты
Любовь к музыке и пению не оставили его. Насельник Свято-Пафнутьева монастыря Фотий заново открыл для себя пение, когда начал посещать уроки педагога по вокалу Виктора Твардовского, который занимался обучением монастырских певчих. По словам Фотия, он прошел у своего московского преподавателя курс по его авторской методике и смог «настроить» голос.
View this post on Instagram
Иеромонах Фотий в шоу «Голос»
Позже священник Фотий несколько лет занимался вокалом, используя упражнения Твардовского, специально разработанные для него и записанные на кассету. Развив вокальное мастерство, исполнитель стал давать камерные концерты, а также выпустил 2 диска, куда вошли кавер-версии ряда популярных песен.
В 2013 году Фотий решил участвовать в проекте «Голос». Заявку на шоу иеромонах подал еще в 2-м сезоне и получил приглашение на кастинг, но не решился попросить благословения у митрополита Калужского и Боровского Климента. В этом году монах не участвовал в телешоу. В 2015-м Фотий снова отправил заявку и снова получил приглашение. На этот раз Первый канал написал официальное письмо на имя митрополита, в котором просил отпустить монаха Фотия участвовать в музыкальном конкурсе. Разрешение было получено, и Фотий появился в «Голосе».
Иеромонах Фотий — «Ария Ленского»
Впервые в истории телевизионного шоу «Голос» священник появился в качестве конкурсанта. Иеромонах Фотий на «Слепых прослушиваниях» исполнил «Арию Ленского». Это сложная в исполнении композиция из оперы «Евгений Онегин».
Как утверждает иеромонах, на участие в конкурсе его благословил духовный отец – схиархимандрит Власий. Он оказывает Фотию молитвенную поддержку. С радостью поддержала участие в шоу и братия монастыря вместе с митрополитом Калужским и Боровским Климентом.
Иеромонах Фотий попал в команду Григория Лепса, который повернулся к нему после «Слепых прослушиваний». Священник говорит, что рассчитывал попасть в команду Александра Градского, так как ближе всего ему академическое исполнение.
View this post on Instagram
Иеромонах Фотий и Григорий Лепс
Члены жюри тепло встретили необычного конкурсанта. Александр Градский защищал священника, когда Григорий Лепс задавал ему провокационные вопросы. А Василий Вакуленко (Баста) по окончании конкурса взял у отца Фотия благословение.
В последних этапах самого популярного музыкального проекта России иеромонах Фотий оправдал доверие Лепса, принявшего его в свою команду. С первых выступлений исполнитель уверенно шел к победе. На этапе «Поединки» он выступил в дуэте с Эллой Хрусталевой, спев музыкальный хит «Canto della terra». Во время «Нокаутов» обойти соперников ему удалось благодаря романсу Михаила Глинки «Я помню чудное мгновенье».
Иеромонах Фотий и Элла Хрусталева — «Canto della terra»
В четвертьфинале музыкант покорил зрителей и жюри песней «По дороге в Загорск», в полуфинале он представил на суд зрителям мужскую версию романса на стихи Марины Цветаевой «Реквием» («Монолог»), в финале Фотий исполнил «Спокойной ночи, господа» и спел в дуэте с Григорием Лепсом «Лабиринт».
Впервые за 4 сезона проект «Голос» выиграл священнослужитель. Как песню победителя Фотий выбрал не русские романсы, которые принесли монаху победу, а исполнил иностранную композицию «Per te».
Иеромонах Фотий и Григорий Лепс — «Лабиринт»
Патриарх Кирилл одобрил победу и поздравил иеромонаха. В поздравительном слове глава Церкви напомнил Фотию о монашеских обязательствах и попросил сохранять настрой и духовное состояние. По мнению патриарха, поклонники Фотия оценили не только голос монаха, телезрители голосовали за сам образ, тянулись к святости. Монах доказал, что эстрадное пение и служении Церкви совместимы и могут принести плоды, но теперь и верующие, и неверующие настороженно ждут, как изменят слава и популярность монаха-музыканта.
В начале 2016 года поклонники поющего монаха заволновались из-за опасности больше не услышать Фотия. В СМИ поступила информация, что священноначалие запретило ему продолжать участие в концертах и музыкальных фестивалях. В сентябре вопрос об иеромонахе обсуждался на собрании игуменов и игумений в храме Христа Спасителя в Москве.
Иеромонах Фотий — «Спокойной ночи, господа»
Священнослужители были озабочены, что монах набрал популярность, пользуется славой и заработал большой капитал. Возмущение иерархов вызвали даже не песни Фотия, а то, что он дает интервью, став неофициальным голосом церкви. Например, на вопрос журналистов, почему он начал петь, монах сетовал на скуку в монастыре.
Конфликт разрешил патриарх Кирилл. Он разрешил Фотию продолжить выступления, так как популярность монаха, по мнению патриарха, привлекла поклонников к православной вере. Кроме того, собранные на концертах средства, из-за которых иеромонаха обвинили в сборе капитала, пошли на восстановление храмов, нуждающихся в финансовой помощи.
Последние новости из жизни иеромонаха только радуют поклонников. Фотий дает концерты в городах России, а церковное руководство больше не пытается запретить музыкальную деятельность монаха.
«Вечерний Ургант» — Иеромонах Фотий
18 марта 2016-го монах появился на Первом канале в телепередаче «Вечерний Ургант». В разговорном шоу иеромонах не отказался спеть и исполнил композицию «Alejate».
16 апреля 2017 года монах снова появился на телевидении в православной передаче «Душевная вечеря» с игуменом Лукой.
16 мая иеромонах Фотий дал концерт в Кирове на сцене ДК «Родина». Перед выступлением музыкант посетил Александровский костел, где попросил разрешения сыграть на органе. Иеромонах учился игре на этом инструменте, но у него 16 лет не было возможности снова прикоснуться к органу.
View this post on Instagram
После того как разрешение было получено, Фотий исполнил увертюры Иоганна Себастьяна Баха, а также сыграл вместе с музыкантом Александром Тевелевым. Радостью по этому поводу иеромонах поделился с поклонниками через свой аккаунт в «Инстаграме».
31 мая монах выступил в Пскове. Музыкант исполнил старинные романсы и хиты эстрады. 7 июня 2017 года состоялся сольный концерт певца в Москве, в «Крокус Сити Холле». Гостями Фотия стали коллеги по «Голосу» – Витольд Петровский, Гела Гуралиа, Рената Волкиевич. Позднее в интервью иеромонах упоминал о том, что впервые выступал перед таким количеством публики, что для него оказалось волнительно.
View this post on Instagram
Спустя год там же состоялась премьера оратории митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею», где партию тенора исполнил монах Фотий. В концерте участвовали 350 музыкантов, среди которых были артисты 5 хоровых коллективов, инструменталисты и солисты.
С момента окончания проекта «Голос» репертуар певца пополнился произведениями различных жанров и эпох. Среди рок-композиций, которые исполняет монах, числятся хиты «Maybe I, maybe you» группы Scorpions, «Город, которого нет» Игоря Корнелюка, «Love of my life» Фредди Меркьюри. Фотий выучил также грузинскую песню «Тбилисо», норвежскую «Научи меня путям Твоим». Вместе с композитором Александром Морозовым записал песни «Малиновый звон» и «Горница», а Евгений Крылатов подарил музыканту композицию «Будь со мною».
Иеромонах Фотий — «Будь со мною»
С концертами Фотий посетил города Беларуси, Узбекистана, Германии, США. Также певец выпустил пластинку, куда вошли 15 романсов русских композиторов – Александра Даргомыжского, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Михаила Глинки.
В беседе с репортерами иеромонах сообщает, что больше не будет участвовать в музыкальных телешоу. «Голос» стал для его творческой биографии тем трамплином, который позволил поднять планку вокального мастерства. Сегодня музыкальная жизнь Фотия насыщена событиями, что отражается на его посещении монастырских служб. Несмотря на то, что музыкант часто отсутствует в обители, начальство на его концертную деятельность смотрит снисходительно.
Личная жизнь
Личная жизнь иеромонаха Фотия – это служение церкви и жизнь духовная. Соратники священника утверждают, что у него твердый характер, хотя выглядит он довольно мягким и даже стеснительным человеком. В свое время он, будучи в монастыре, вынужден был принять решение о службе в армии. Но из-за проблем со зрением ему отказали.
«Пока все дома» — В гостях у иеромонаха Фотия
Фотий (Виталий Мочалов) отлично знает немецкий и английский языки. А еще он исполняет песни на грузинском, японском, итальянском и сербском. В свободное время работает в монастырском издательстве, занимается версткой и дизайном. Монах также увлекается созданием фото и видеомонтажом.
После победы на телешоу «Голос» Фотий был вынужден наряду с жизнью монаха начать вести светскую жизнь. У иеромонаха зарегистрирована личная страница и официальная группа во «ВКонтакте», аккаунт в «Инстаграме», микроблог в «Твиттере» и официальный канал на «YouTube», где выложены видео с выступлений иеромонаха.
View this post on Instagram
Также Фотий регулярно ведет трансляции в «Перископе», где обсуждает с поклонниками повседневные темы, устраивает видеопрогулки, показывает, как готовит ужин или ездит на машине. Такая активность для верующих людей стала аргументом в пользу того, что Церковь может быть современной, близкой и интересной молодежи.
Монах отличается хорошим чувством юмора. Например, Фотий выложил в «Инстаграм» видео, где музыкант исполняет романс в микрофон, а потом невозмутимо съедает девайс – микрофон оказался шоколадным. Его подписчики оценили шутку.
Иеромонах Фотий сейчас
Сейчас победитель проекта «Голос» продолжает совмещать служение Богу и концертную деятельность. В начале 2019 года певец успел побывать в Калининграде, Уфе, на Рождественском концерте в Перми. Фотию выпала честь открывать юбилейный концерт композитора Александра Морозова.
View this post on Instagram
Иеромонах Фотий в 2019 году
В конце февраля он впервые выступил в театральном зале ММДМ с программой «Вечер романса». На концерте прозвучали произведения «Жаворонок», «Сирень», «Здесь хорошо», «Ночь печальна», «Не ветер, вея с высоты» и другие сочинения русских композиторов.
На апрель назначено очередное исполнение оратории «Страсти по Матфею», в котором вновь принял участие иеромонах Фотий.
Дискография
- 2016 – «Романсы»
«На отца Фотия небось едете посмотреть?» — с хитрецой во взгляде — уж мы-то знаем, зачем туда все стремятся, — и одновременно с радостной улыбкой угадывали жители Боровска, показывая нам дорогу к монастырю.
Проживающие окрест гордятся теперь уже известным всей стране монахом: как-никак победитель конкурса «Голос» и практически сосед. Пусть живет за каменной стеной, пусть давал церковные обеты, отделившие его от мирских, но все равно свой, местный! «Передавайте ему привет! — говорят они и снова улыбаются, — он — милейший, хотя, конечно, человек Божий».
Виталий Мочалов, потом иеродиакон Савватий и, наконец, иеромонах отец Фотий — в свои 30 лет имеет уже третье имя и проживает, соответственно, третью жизнь. Его участие, а потом и победа в телепроекте вызвали горячую дискуссию: уместно ли монаху выходить на сцену? Но победителей, как известно, не судят, и даже в итоге патриарх Кирилл отца Фотия за победу, а значит, и за участие в конкурсе похвалил.
Но шоу завершилось. И священнослужитель вернулся в родную обитель…
Мы направились непосредственно в дом к отцу Фотию — в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Иеромонах любезно встретил нас у входа и провел внутрь.
Келья отца Фотия — комната примерно метров десять с двумя окнами — расположена на первом этаже братского корпуса. «Это не совсем удобно, — замечает наш собеседник, — в окна можно заглянуть, поэтому я завешиваю их полотенцами. Жалюзи мне не нравятся, они не полностью закрывают проемы».
В келье, помимо традиционной монашеской обстановки, у священника имеется звукозаписывающая аппаратура, которую ему частично подарили, а что-то купил он сам. Звукоизоляция в монастыре прекрасная — на то и традиционно толстые монастырские стены, а вот звукорассеивания наш собеседник добивался сам: «Я оклеил с помощью монтажной пенки потолок и стены коробками из-под яиц, которые брал из трапезной. В кельях тишина, но, слышите, эхо есть комнатное. Чтобы добиться полностью «сухого» звука, без отражения, как в подвале, для записи нужен как раз такой эффект, я заказывал специальные поролоновые панели. Разместил их на потолке и на стенах».
Непременный ритуал: кормление птиц в монастыре.
Необычный предмет для монашеской кельи и плазма — подарок за участие в шоу. «Вообще монашествующим телевизор иметь не положено, — пожимает плечами наш собеседник, — ну, получается, он у меня оказался волею случая. Никто телевизор отбирать не собирается».
Внутрь кельи отец Фотий нас не пригласил.
— Женщинам нельзя, — объяснил спокойно, без тени сожаления или извинения — просто поставил в известность.
Но и монахам, перед тем как войти в чужую келью, нужно прочитать молитву и услышать в ответ «аминь». Только наместник и благочинный имеют право входить в кельи, даже если ответа не последовало.
— Отец Фотий, а может, нам головы надо покрыть? — спохватились мы, когда сняли шапки и расположились в гостевой комнате при монастырском издательстве.
— Здесь необязательно, вы же не в храме.
— Вас… м-м-м… не смущает, что мы раскрыты?
— Нет, — говорит он без малейшей эмоции.
— Отец Фотий, жениться вам, разумеется, нельзя, а дружить с женщиной можно?
— Конечно, — он наконец-то даже немножко рассмеялся. — У меня больше подруг, чем друзей. Это те, кто работает в монастыре, и те, с кем познакомился через православную дружину.
— А мирских друзей много?
— Мало, я — необычный человек, мне трудно подружиться и сохранить эти отношения.
— Кто в монастыре ваш самый большой друг?
— В принципе мы все здесь друзья. Ближе всех мне отец Макарий. Мы примерно в одно и то же время пришли в монастырь. Вместе шли по этому пути, пели на клиросе.
— Мы знаем, что вы увлекаетесь фотографией. Есть какая-то необычная? Может, увековечившая церковный быт?
— У меня нет конкретного жанра. Если мне кажется что-то красивым, что-то радует глаз, это я и фотографирую. У нас есть монастырские фотоаппараты, я к делу стараюсь подходить профессионально. Что касается удачных снимков, я бы выделил мои фотографии с голубями. Некоторые я загружал в Инстаграм.
Отец Фотий особо выделяет свои фотографии с голубями. Фото: Фотий (МОЧАЛОВ)
— При входе в монастырь нас встретил рыжий пес, видно, что обласканный. У вас есть в монастыре домашние питомцы?
— Собак на территорию монастыря не пускают, да и особой любви к ним у меня нет. Я больше привечаю кошек. У меня жили в келье, но как-то не ужились. В таком маленьком пространстве кошке тяжело. Были такие моменты, что отсюда их просто увозили. У меня был личный кот Зайчик, любил приходить в редакцию, где я часто работаю. Но он всем мешал, забирался на стол, пачкал листы грязными лапами. Его увезли, но он жив, здравствует, все у него хорошо.
— Не скучаете? Может, вернуть котейку?
— Для меня это была большая обуза, мне и так привезли его без моего согласия. Я кота приютил, но не знал, что будут такие проблемы.
— Может, цветы тогда разводите или огородик держите?
— За редакцией у меня действительно разбит садик, где я высаживаю цветы и различные травы: несколько сортов мяты, чабрец, тархун, котовник, который взял у знакомой. Сам там перепахиваю землю, прореживаю ростки.
Мы разговариваем, а монастырь между тем живет своей жизнью. Вот забегает служительница в светлом платочке. Спрашивает, как нас зовут, из какого издания, и, услышав, что из «МК», радуется так, как будто мы в феврале ей лично привезли корзину спелой клубники:
— Ах, как я счастлива, что вы напишете про отца Фотия! Через него к людям идет вера! А вы, может, чаю хотите?
Мы, если честно, хотим, но отказываемся, отец Фотий уже рассказал походя, что завтрака у монашествующих нет. И, хотя чаю попить можно, но лично ему не хочется — он привык принимать пищу два раза в день. Первый раз после акафиста — молебна, посвященного либо преподобному Пафнутию Боровскому, устроителю этой обители, либо в среду, пятницу, субботу — Божьей Матери. Молебен начинается в 12.00 и длится примерно 40 минут. И потом монахи уже только ужинают после вечерней службы, которая заканчивается в семь-восемь часов вечера. Мяса братия монастыря не ест.
— Спать ложитесь рано?
— Чаще, наоборот, поздно. Бывает, я засиживаюсь и тогда вообще не ложусь. Ведь в 5.30 начинается братский молебен, это общая молитва, небольшое богослужение, которое длится минут 15 и в котором участвует вся братия монастыря. Один священник — настоятель например — служит. А другие, в том числе хор, поют.
— Пропустить утреннюю службу совсем нельзя?
— По физическому состоянию бывает, что молебен пропускают. Но если вдруг проспал, то это — неуважительная причина, потом с тебя могут потребовать объяснительную.
— Вы будильник заводите или колокол будит?
— Я будильник завожу. Кто-то просит позвонить из привратной, с проходной. Есть колокольный звон, он проходит в другой части монастыря, у нас два братских корпуса. Бывает, что не слышно. Потому что в окнах у нас стеклопакеты.
После братского молебна начинается чтение часов, потом литургия. Все это заканчивается в 8.30–9.00. Днем можно прикорнуть, но сейчас сложно, постоянно звонят то журналисты, то знакомые.
Отец Фотий говорит тихо, неспешно, иногда заметно, что вопросы вызывают у него тайное удивление: как можно этого не знать или про такое спрашивать? — но чувства свои наш собеседник скрывает и отвечает подробно, без утайки, демонстрируя монашеские выдержку и смирение.
«Мое послушание — петь»
Обитель, где живет и служит отец Фотий, была основана еще в середине пятнадцатого столетия Пафнутием Боровским. Подворье обнесено высокой крепостной стеной, в которую встроены разнокалиберные башни. У каждой свое название: Круглая, Оружейная, Поваренная, Георгиевская, Сторожевая и Тайницкая. Прогуливаясь по длинному коридору крепостной стены, через узкие окошки-бойницы можно разглядеть окраины Боровска.
В монастыре живут около тридцати монахов и трудников, работающих здесь за еду и молящихся о своем спасении. Как водится, к церковной обители прибиваются разные люди — сидельцы, те, кто в силу каких-то обстоятельств потерял кров, просто ищущие веру или себя. На паперти привычно просят милостыню нищие. Получив от паломников мелочь, покупают здесь же, на территории, хлеб, который выпекает монастырская пекарня. А он здесь особенный, его аромат буквально разлит в воздухе. Тесто для хлеба замешивают на закваске без добавления дрожжей. Также для нужд братии и паломников в монастыре пекут печенье, булочки и пирожки. Лучше всего они идут в трапезной с чаем, настоенным на травах.
Во время великих праздников, таких, как День памяти преподобного Пафнутия и Рождество Пресвятой Богородицы, в монастырской трапезной накрывают столы для всех желающих.
— Отец Фотий, какие в монастыре бывают послушания?
— У всех разные. Можно пойти в трапезную, помогать готовить, это называется келарить. Можно стоять на свечном ящике, принимать записки от прихожан. Можно убираться в храме, дежурить, наливать в лампы масло. Следить за чистотой.
— Пожелания учитываются?
— Бывают встречные интересы. Если человек говорит, например, что он хорошо стирает, его ставят в прачечную. Ручная стирка не требуется, у нас стоят автоматические стиральные машины, есть своя котельная.
При распределении послушаний учитываются физическая сила, состояние здоровья, профессия, наличие свободных людей, инструмента… Я, к примеру, сразу сказал, что хотел бы на клирос. И мне дали послушание — петь. Я с хором занимаюсь, регентую, но в праздники есть главный регент. Хор наш поет на литургии или на вечерней службе.
Непосредственное место служения отца Фотия — центральный храм, Рождественский собор, где проходят все основные службы. Входя внутрь, мы уже надеваем платки, пользуясь случаем, покупаем свечки и ставим их перед образами. Свечи здесь лежат в открытом доступе — за них просто опускают деньги в ящик для пожертвований. Со стен смотрят старинные образа, роспись купола вызывает восхищение.
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь.
— Отец Фотий, исповедоваться вам можно? Мы перед тем, как войти в монастырь, поговорили с паломниками, все стремятся исповедоваться отцу Власию. Почему не вам?
— Исповедовать может любой священник. Но не каждый может стать кому-то духовником. Это личный выбор. Тогда человек становится чадом, и духовник за него в ответе. Паломников в монастырь приезжает очень много, в том числе и из Москвы, но в основном действительно к отцу Власию, одному из самых почитаемых старцев. Он сейчас в отъезде, будет только в марте.
— У вас есть духовные чада?
— Нет. Просто пока никто не просит меня об этом. Я еще молодой и неопытный. Я только два года священник.
— Но люди у вас исповедуются?
— Конечно. В некоторые дни я бываю помогающим священником, тогда я принимаю исповеди, совершаю требы.
— Это тяжело психологически, дать прощение от лица Всевышнего?
— Я бы не сказал, что это что-то шокирующее. Нужно подходить с глубоким пониманием к каждому человеку. Даже если ты не знаешь ответа на его проблему, все равно надо постараться подсказать ему, как дальше жить. Самое главное в исповеди — это, конечно, момент покаяния. Исповедь — не сеанс у психотерапевта. Человек должен прийти и очистить свое сердце, свою совесть.
— Может священник сказать: «Ты не готов, иди молись»?
— Люди приходят на исповедь, чтобы подготовиться к причастию. И если человек готовится причащаться, а у него духовное состояние не очень хорошее, я ему могу сказать: «Давайте вы причаститесь через недельку».
— Между собой монахи исповедуются?
— Да, священнику, которому они доверяют. Я исповедуюсь отцу Власию.
— Говорят, что именно он стал прообразом отца Анатолия из фильма Павла Лунгина «Остров». А бывало, что он вам говорил, что надо еще помолиться?
— Может, один раз и было.
— Ваша жизнь как-то изменилась в монастыре после того, как пришла популярность? Стало больше людей приходить на службу? Или, быть может, молоденькие девушки стали выбирать вас для исповеди?
— Специально ко мне никто не приезжает. Спокойно продолжаю ту же самую жизнь, какую вел и до этого.
— Вы не боялись, что вы вдруг станете популярным священником?
— Нет, я об этом не размышлял. Чтобы быть популярным священником, нужно сначала заработать: потрудиться на этом поприще, много читать проповедей, проводить бесед, чтобы люди потянулись к тебе именно как к священнику, а не как к звезде. Конечно, если я где-то выступаю на молодежных встречах, люди охотно собираются и слушают меня.
Но чтобы я каждый день видел прибавление паствы своей, такого нет.
— Это вас огорчает или кажется закономерным и правильным?
— Я думаю, что все органично и, слава Богу, что вокруг меня не ходят толпы народа. Иначе бы я не справился, потому что уже не хватает сил ни на что. Очень много приходится интервью давать, ездить, выступать. Я еще и в соцсетях успеваю отвечать, обновлять контент на своих аккаунтах.
— Используете соцсети и выступления для проповеди?
— Это как раз таки и есть инструмент влияния. После шоу полезно будет использовать известность, новый статус для того, чтобы проповедовать, привлекать людей ко Христу, к спасению. Говорить им какие-то вещи, которые они раньше не знали. Пока многие интересуются, спрашивают.
— Вы так активны в соцсетях. Девчонки там к вам не пристают?
— Мне много пишут. В контакте — 10 тысяч друзей. По 5 тысяч сообщений приходит. Если есть физическая возможность, я, конечно, отвечаю, затрагиваю многие темы, но если вижу, что вопрос какой-то праздный, не отвечаю вовсе.
— Деньги от ваших выступлений могут поступать на счет монастыря? Это допускается?
— Это надо специально обговаривать. Но пока я выступаю почти что на благотворительных условиях. Есть райдеры на быт, покушать там или какая-то карманная денежка. Но, конечно, я пока не достиг такого уровня, чтобы получать серьезные гонорары.
— Вы допускаете корпоративные выступления?
— В корпоративах я точно участвовать не буду. Мне на это просто не дадут разрешения в монастыре.
— Даже если эти деньги (а гонорары там достаточно солидные) вы станете тратить на монастырские нужды?
— Да, я могу получить приличные деньги. Но это несоизмеримо с репутацией, которую могу потерять. Если состоятся какие-то мероприятия, на которых мне будут выплачивать гонорары, естественно, я буду задумываться, как правильно распределить их.
— Вы имеете право решать, как распорядиться гонорарами?
— Да, могу решать сам.
— Деньги у вас часто просят?
— Людям кажется, что сейчас я стал звездой, и значит, у меня есть финансовая возможность помогать. И знакомые часто спрашивают, и фонды благотворительные обращаются. Но это не так, денег у меня нет.
— Какой реакции на участие в шоу вы ждали от патриарха?
— Я ожидал всего чего угодно. Например, даже что он вознегодует. Но все закончилось позитивно. И это только пошло на пользу Церкви.
— Зачем вам нужен был вообще этот конкурс, вы какую себе цель ставили?
— Удивить. Цели победить не было. Я даже подумывал, чтобы сойти с конкурса в определенный момент, дать дорогу другим участникам. Потому что была опасность того, что будут говорить — и говорят, — что я только из-за подрясника выигрываю.
— Если вы, не дай бог, конечно, вдруг потеряли бы голос, вы восприняли бы это как трагедию или как некий знак свыше?
— Я восприму это как должное. Значит, Господь закрыл мне эту дорогу. Конечно, для меня это будет ударом, вызовет депрессию. Потому что голос — мой хлеб. То есть не совсем хлеб, мы здесь на полном обеспечении. Хлеб — в том смысле, что он делает меня тем, кто я есть. То есть без голоса я практически уже никто. Победил на проекте и вдруг потерял голос — это будет позор для меня и, может быть, даже для Церкви.
— То есть ваша ответственность перед Церковью с победой возрастает?
— Да, и мои амбиции какие-то будут затронуты. Все-таки я творческий человек.
— Разве монах может иметь личные амбиции?
— Как человек — может.
«Дети — это большой подвиг. Это еще сложнее, чем в монастырь уйти»
Мы беседуем в монастырской редакции. Отец Фотий показывает нам выпуски еженедельника «Вестник», газеты «Боровский просветитель», православного журнала для детей «Кораблик». Он занимается версткой и набором текстов, отвечает за оформление и дизайн. Бывает также, что ведет видеосъемку, а потом с помощью монтажа создает небольшие фильмы.
За решетчатыми окнами виден монастырский дворик. На высокой колокольне отбивают время башенные часы.
А внутри помещение, где мы сидим, напоминает офис. На столе стоит компьютер, разложены пачки бумаг, на стене висит календарь и портрет патриарха, на окнах — стеклопакеты. И никакого запаха кадила.
— С детства знали, что будете монахом? Это ведь очень серьезное и в чем-то страшное решение для человека.
— Для меня это не было чем-то страшным. Я к этому шел осознанно. И я не уходил в монастырь, а приходил в монастырь. Для меня это было стремлением именно к новой жизни. Не закрыться просто от мира, не убежать от каких-то проблем, у меня все хорошо складывалось, а именно начать новый путь и служить Богу.
— Когда вы пришли к вере, у вас семья все-таки не религиозная?
— Мама у меня воцерковленная, глубоко верующая. То, что я решил уйти в монастырь, для нее было радостью. Как мать, она, конечно, переживала, что я отдаляюсь. Между нами теперь большое расстояние. Сейчас она в Германии, я — в России. Она и рада, и скорбит.
— Она не хотела бы сюда переехать?
— Хочет, но пока нет возможности.
— Вы один ребенок в семье?
— Есть брат. Он не музыкант, не монах. У нас очень теплые отношения. С профессией он пока не определился, ищет себя. Пытался учиться, но программа в университете оказалась сложной для него. Пока подрабатывает где придется.
— Почему вы изначально уехали в Германию?
— Решили эмигрировать, изменить условия жизни. Сначала сестра бабушки переехала в Германию, потом перебралась бабушка, ухаживала за ней, следом и нас перетянула.
— Тяжело было в Германии жить?
— Может, было только в первый год. Немецкий язык я немного знал, учил в школе, любил его и сам в свободное время изучал. Но этого оказалось мало, чтобы свободно общаться. Надо учитывать, что в каждой провинции свой диалект. Даже если вы закончите факультет иностранных языков, приедете в тот же Кайзерслаутерн, где мы жили, вы мало что поймете из разговора местных жителей.
— Какими иностранными языками вы владеете?
— Немецким, английским, также изучал греческий.
— Пока жили в Германии, не тянуло на родину?
— Ностальгия, конечно, была. Россия ни с чем ведь не сравнится. Хотелось приехать сюда, но не остаться. В Германии были все возможности для развития и реализации. Я учился играть на органе. Это вообще была моя мечта. Но именно с решением пойти в монастырь и связано было возвращение в Россию. Я уже прислуживал в храме, батюшка с нашего прихода, отец Евгений, поговорил с правящим архиереем от Московского патриархата — архиепископом Берлинским и Германским Феофаном, — и он посоветовал выбрать именно Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Ехать к отцу Власию.
Монастырская редакция, где отец Фотий занимается версткой, а также отвечает за дизайн.
Я приехал сюда уже с рекомендацией, познакомился с местным игуменом, отцом Серафимом, он сейчас стал владыкой, епископом. Он принял меня с радостью. Я приехал в монастырь в декабре, отец Власий тогда отсутствовал. У меня было время подумать, поразмышлять. Еще действовала виза в Германию, я мог вернуться. Я спросил отца Власия: «Как мне быть?» Он ответил: «Оставайся в монастыре».
— Вы не ответили — почему все–таки выбрали этот путь?
— Это моя личная тайна. Бывают у человека такие судьбоносные решения. Он приходит к какому-то заключению. Взвешивает ценности, смотрит, что лучше. Для меня лучше было пойти в монастырь. Я понял выгоду, если так можно выразиться. В миру мне сулило, может быть, стать музыкантом, органистом или композитором, и неизвестно, как бы еще я зарабатывал. Музыкантом быть тяжело. И все эти мирские ценности — популярность, цветы, деньги… А в монастыре ты получаешь духовные ценности, которые на много порядков выше.
Как сказано в Евангелии, «человек, найдя жемчужину, продает все и приобретает сокровище». Именно поняв, что жемчужина скрыта здесь, я оставил все, что у меня есть в миру, как бы продал все это — и получил свою драгоценную жемчужину.
— И вам не жалко, что у вас не будет детей?
— Да мне как-то все равно. Дети — это большой подвиг. Это еще сложнее, чем в монастырь уйти. Мне кажется, что я просто не семейный человек.
— Но ведь вы даже хотели служить в армии?
— Я хотел отдать долг Родине, честно пойти, сдаться в военкомат. Но все получилось опять же чудесно, по промыслу Божьему, которому я всегда доверяю. Мне предложили пойти в «православный полк» в Арсаках Владимирской области, где располагается часть инженерных войск, арсенал и есть казарма с домовым храмом. Так исторически сложилось, что на территории гарнизона находится Свято-Смоленская Зосимова пустынь. В мужской монастырь, основанный Зосимой, можно попасть только через КПП части.
Я там пробыл несколько месяцев в качестве призывника, пока делал документы, пока проходил комиссию в военкомате. Мы пели в солдатском хоре, давали концерты, много ездили, были, в частности, в Минске и Бобруйске. Отбор молодого пополнения и допризывную подготовку там фактически проводит отец Варнава. У него было большое искушение забрать меня в часть. Даже после того как меня комиссовали по зрению. Он хотел, чтобы я учился в их регентской школе, чтобы потом стал руководителем солдатского хора. Но я посоветовался с отцом Власием. Он сказал: «Возвращайся в монастырь, тебе надо поступать в семинарию». В том же году я поступил в Калужскую духовную семинарию и проучился там 5 лет. Жил в монастыре, учился заочно, получил духовное образование.
— А что у вас было со зрением?
— У меня зрение было -10 и -11. В 2011 году я сделал операцию по лазерной коррекции зрения.
«Если меня призовут отдать машину монастырю — я так и поступлю»
Наш разговор все время прерывается — у отца Фотия постоянно звонит телефон. Вот и снова наш собеседник долго и основательно отвечает на вопросы сотового абонента. «Достается вам от журналистов?» — спрашиваем мы, когда разговор наконец окончен. «Это звонили устроители турне», — любезно объясняет отец Фотий.
— Репертуар для предстоящего тура по стране выбрали церковный или мирской?
— Там, конечно, мирские произведения. Это те песни, которые я исполнял на проекте, плюс несколько итальянских песен, которые я пел ранее.
— Про участие на «Евровидении» вы думали?
— Не знаю, это был бы очень дерзкий ход… Об этом надо обязательно спрашивать патриарха. Но если бы меня туда отпустили — я бы поехал. А там… как Бог даст. Я все эти события воспринимаю как чудо. Но я считаю, что все в жизни надо делать постепенно, сначала зарекомендовать себя в России, показать, что ты действительно можешь, а потом уже думать о заграничных выступлениях.
— Общаетесь сейчас со своим наставником, Григорием Лепсом?
— Я был приглашен к нему домой. У него большая коллекция икон, как в Третьяковской галерее.
— Вас впечатлило это собрание или вам показалось неправильным собирать иконы как коллекцию?
— Григорий Лепс — верующий человек, у него есть много вопросов, он человек ищущий. Я не думаю, что он просто коллекционирует иконы без веры.
— Вы как-то оказали влияние на его духовный рост?
— Он человек самодостаточный, и я не имею права как-то влиять на него. Я всячески избегал моментов, когда можно было бы читать какие-то нравоучения. Думаю, что Григорий Лепс и так все прекрасно понимает, просто его образ жизни не всегда позволяет быть ему благочестивым. Да и зачем быть благочестивым напоказ? Все ведь должно быть в сердце, это твое личное отношение к Богу.
— Но другой наставник, Баста (Василий Вакуленко), например, брал у вас благословение.
— Да, все время брал. Он тоже в свое время прислуживал в алтаре, подкован в духовном плане. У меня со всеми наставниками были хорошие, приятельские отношения. Александр Градский, например, всячески старался помочь, относился ко мне объективно, говорил, что у меня не самый лучший голос на проекте, но в целом мой образ приятен зрителю — и они будут голосовать за меня.
— У вас среди участников были свои фавориты?
— Я болел за Ренату Волкиевич, которая приехала на конкурс из Польши. У нее очень хорошие вокальные данные. Мы с ней подружились. Также мне очень нравились Витольд Петровский и Армен Авджан, у которых тоже были большие шансы пройти в финал.
— Вы могли отказаться исполнять какую-то песню?
— Мог. Но я не отказывался, принимал все как данность. Раз такую песню дали — значит, на то воля Божья. Хотя многие песни были не в привычном мне жанре.
— Последней тройке исполнителей на проекте вручили сертификаты на поездку на двоих во Францию. Вы планируете им воспользоваться?
— Он лежит у меня. Поездка рассчитана на три дня, но ее нужно согласовать с митрополитом.
— Если надумаете, кого с собой возьмете в поездку, может, друга, отца Макария?
— Ему также надо будет писать прошение. Это осложнит положение. Может, и один поеду, а может, и маму возьму с собой.
— Вы получили в подарок ключи от нового автомобиля. Вам его уже привезли?
— Машина еще не сошла с конвейера. На программе была ее презентация.
— Это будет ваша личная машина?
— Я давал обет нестяжательства, поэтому, если меня призовут отдать ее монастырю, — я так и поступлю. Не призовут, буду пользоваться, у меня есть права на вождение машины.
— Отец Фотий, о чем вы мечтаете?
— У меня мечты достаточно реализуемые. Когда-то я мечтал о рояле, о машине, а также проехаться по Америке. Все это исполняется…
Мы остаемся на вечернее богослужение. В храме Рождества Богородицы, построенном царем Федором еще в 1586 году, прекрасная акустика. Поет монастырский хор. Голоса монахов, отражаясь от потолка, окутывают каждого из молящихся. И внешний мир куда-то исчезает.
Одна из прихожанок, кивая на отца Фотия, говорит тихо: «От избытка сердца глаголют уста». Не потому ли россияне отличаются от европейцев, что на конкурсе голосуют не за эпатажную женщину с бородой, а выбирают скромного священника с ангельским голосом?
Татьяна Федоткина Светлана Самоделова
Подпишитесь на наши новости в Google News