Совесть – это моральное сознание, внутренняя убежденность в том, что считается добром, а что злом. Она несёт полную ответственность за поступки и поведение человека. Цицерон утверждал: «Самое лучшее украшение – чистая совесть»
Из воспоминаний писателя Виктора Лыкова.
В Черноземье почитают время, когда зреет урожай зерновых культур. Хлеб – всему голова. В один из ярких солнечных дней я сидел на завалинке и любовался красками бархатного лета. Из потускневшего от времени дверного проема столетней деревянной избы ритмично постукивая суковатой палкой, выбрался на свет божий мой столетний отец. Я поднялся и усадил его рядом с собой. К глубокой старости он ослеп, но сохранил хорошую память и при особом расположении духа любил потолковать «за жизнь».
От разговора о богатом урожае и великолепной погоде мы незаметно перебросили мостик к человеку, его сущности.
— Человек будет похлеще всего того, что есть на земле, не – без иронии промолвил отец. – Он – каменная крепость, что снаружи, что изнутри. Тайком нарождается и тайком отходит. Куда? Неясно и неизвестно. Тоже тайна…
Отец, сомкнув седые брови, глубоко задумался, а затем застучал палкой по утоптанной земле. Воспользовавшись моментом, я задал вопрос, который давно хотел адресовать ему, но всё как-то стеснялся. А в ту минуту счёл уместным получить ответ на него.
— Папа, ты ровно век ходишь по нашей грешной, но прекрасной земле. Ты – обладатель богатейшего опыта общения с людьми. Ты сталкивался с ними в разной обстановке, и в разные периоды жизни, в военные и мирные годы. Скажи, что делает человека человеком? Кто или что управляет им? Как ты думаешь?
— А тут и думать нечего, – оживился отец. – Про совесть ты что-нибудь слышал? Слышал! Так вот, совесть держит человека в узде, как конюх строптивого жеребца лошадь и не позволяет ему размагнититься. На совести, помимо всякого Якова, держится и природа, да и наше с тобой благополучие. Хотя у неё самой два, у совести, скромных корня: добро и правда. Ими и живёт человек, без них он рухнет и не поднимется.
— Папа, да ты настоящий философ, больше того – мудрец!
— Дотянешь до вековой отметки – пророком станешь.
— Вот ты говоришь – совесть… Но ведь у многих людей, где была совесть, там теперь бурьян растет, и ничего – живут, процветают и даже совестливых ребят за чуб таскают.
— Живут-то живут, да не своей смертью умирают – большей частью от злости. Зло, сын, страшная штука – прямая дорога на погост. Когда в душе сидит кирпич, тогда и злоба, и войны, и революции, и болезни, и преступность.
— Совесть руками не потрогаешь, на весах не взвесишь, каждый из нас понимает её по-своему.
— Совесть не надо забалтывать, она или есть, или была, да сплыла. Я мыслю так: человек рождается с совестью, а если ей становится неловко, то она уходит от него, не приживается. Когда это случается, человеку знать не дано. Тут тоже есть какая-то тайна. Он упускает этот момент, не замечает его, вроде бы так и надо.
— Хорошо. Теперь скажи: все сто лет ты жил по совести?
— Нет, не всегда. Да, я – совестливый человек, но не знал границы совести. Для себя я их определил только на войне.
— И каковы эти границы?
— Очень простые. Их две: «можно» и «нельзя». Когда человек в полной исправности, то «можно» и «нельзя» сидят на одной лавке – уравновешивают друг друга. Равновесие между ними и есть совесть в чистом виде, как медицинский спирт.
Отец снова постучал палкой о землю, вздохнул и продолжил:
— Нельзя убивать человека, нельзя воровать, нельзя обижать, нельзя завидовать, нельзя врать, нельзя не платить пенсии, нельзя не сеять и не пахать, нельзя не трудиться, нельзя жить за счет других. Но можно дарить, уважать, ценить, сочувствовать, помогать, сострадать и жертвовать…
«Можно» и «нельзя» сидели и сидят в каждом человеке, в каждом сословии. У дворян была своя шкала совести, у крестьян – своя, у ратников – своя. Люди моего времени боялись позора и гнева общества: провинившимся не подавали руки при встрече, отворачивались и даже изгоняли из своего круга общения. Звук пощечины подлецу был чуть ли не смертелен.
О понятии «совесть» отец судил, исходя из своего жизненного опыта и личных внутренних ощущений. Он был малограмотным человеком, книг не читал и телевизор не смотрел. Однако точно усвоил, что «можно» и что «нельзя». Видимо, здравый смысл подсказывал.
Возвратившись из родного села в Москву, я обратился к словарям, чтобы окончательно и бесповоротно выяснить: как же они трактуют понятие «совесть» с научной точки зрения? Оказалось, разные специалисты обрамляют это понятие в разные слова, но приходят к одним выводам. Каким?
Совесть – есть не что иное, как моральное сознание, как внутренняя убежденность в том, что является добром, а что злом, и несет полную ответственность за поступки и поведение человека. Иными словами, совесть позиционируется в рамках категорий добра и зла на основе внутреннего убеждения личности. Если сравнить взгляды на понятие «совесть» моего отца, рядового гражданина, и ученых специалистов, то в принципе они совпадают, далеко не расходятся. Правда, у отца «совесть» представлена предельно конкретно – «можно» и «нельзя». Философы, психологи, педагоги и социологи рассматривают «совесть» в несколько иных ипостасях, т.е. более или менее абстрактно. Это их право, да и обязанность ко всему подходить всесторонне на основе существующих объективных законов.
Что касается меня, то я понимаю «совесть», как высоконравственный внутренний, стальной стержень человека, который удерживает его от всех искушений и соблазнов.
Совесть – это наш повседневный поводырь. Она не может ошибаться.
Совестливый человек остается верен совести до конца своей жизни, не предает ее. Поэтому спит спокойно, меньше болеет, дольше живет и входит в историю как незаурядная личность.
Может ли болеть совесть? Может, если индивидуум не обихаживает её, отпускает на самотек, и, как следствие, разброс и шатание в экономике, политике и духовно-нравственной сфере. Глядя на те, или иные «загогулины» наших дней, я все больше прихожу к выводу: в стране не столько кризис экономики, сколько кризис совести, кризис души. Понятие «нельзя» абсолютно девальвировалось и словно покинуло насиженное место за ненадобностью, уступив его лукавым рыночным отношениям, то есть понятию «можно». Можно беспардонно надувать, грабить белым днем, презирать, делать доллары из воздуха и переправлять их на заграничные счета, можно подрывать дома и заказывать убийства, можно грабить природные богатства и подкупать чиновников. Наступили дни, когда родители не стесняются детей, а дети – родителей, школьники избивают учителей, а учителя насилуют учеников.
Главное для бессовестных людей, успеть захватить доходное место и содрать с него жирный кусок. На всякие ритуальные танцы и лицемерные причитания даже времени не предусматривают: «голосуй, а то проиграешь!»
Отсутствие совести захватило экономические и духовные высоты. Все, что раньше совершалось в тайне, вдали от дурного глаза, сейчас выбрасывается на авансцену в абсолютной наготе. Адрес – мутный, оскорбительный телевизионный экран.
Смею утверждать: размывание совести и надругательство над ней – причины многих наших невзгод – от экономического кризиса до увеличения смертности. По той же причине не работают и наши законы, ибо они пишутся и принимаются для людей совестливых. У бессовестных калек совершенно иная психология. Поэтому создается впечатление, что мы на пути к новой опасной черте – постыдному образу жизни. Это же сущий абсурд, когда попираются законы и не исполняются судебные решения. Когда вводятся в заблуждение огромные массы людей. Когда нет доверия к служивому человеку. Когда зарастают поля и голодают люди. Когда в больницах нет лекарств. Когда спасти человека можно только за огромные деньги. Когда купаются в роскоши нувориши. Когда с протянутой рукой стоят пенсионеры. Когда автомобилисты стреляют друг в друга. Когда тысячи беспризорных и безнадзорных…
Почему и куда ушла совесть? Ответ простой и однозначный: ложь задавила, зло возобладало – по всем направлениям. Вспомним: чего только не было за минувшие тридцать лет? Ускорение, новое мышление, перестройка, распад страны, приватизация, частная собственность, ваучеры, рынок… Вместо созидательного дела – промывание мозгов и увод в тень колоссальных материальных средств. И до чего докатились? Законы пекутся, как в микроволновой печке, и практически не воспринимаются потому, что значительная их часть сотворена по типу двойного стандарта: кому-то за кражу мешка картошки – тюрьма, а кому-то за увод миллионов рублей с государственных счетов – почет и уважение.
Становление России, ее экономики и культуры следует начинать не с утверждения золотого червонца, а с обустройства совести всюду: во властных структурах, общественных организациях и движениях, средствах массовой информации, семье, школе, правоохранительных органах.
Особое место в культивировании совести принадлежит праву, которое, по определению, должны быть совестливым. Законы в первую голову обязаны строго уравновешивать извечную формулу «можно»-«нельзя».
Возьмём закон «О полиции», который требует от полицейских не только его профессионального, но и совестливого исполнения. Он отвергает двойные стандарты. Доверие к полиции возможно тогда, когда профессионализм и совесть полицейских при исполнении служебного долга будут уравновешивать друг друга. В противном случае кто-то останется у разбитого корыта с разбитой судьбой.
Для лечения совести больниц нет, и не может быть. От всякого рода потрясений избавить себя может только сам ее носитель.
«Почему же мы дрянь?» – спрашивал сам у себя великий Достоевский. И сам же отвечал: «Великого нет ничего». Он имел в виду и совесть.
Продвинутая часть людской массы поняла свалившуюся на нее свободу как вседозволенность, как разнузданность желаний, приводящей к рабской зависимости от похоти, денег и ложных авторитетов, а в конечном счете – к самоуничтожению.
Истинные намерения и поступки людей Достоевский измерял совестью. Мой отец в силу крестьянской малограмотности не читал гениального писателя, но понятия о том, без чего человеку жить нельзя, полностью с ним совпали. Наверное, потому, что совесть – и есть человек в истинном значении этого слова.
Бывший заместитель главного редактора газеты «Щит и меч», бывший заместитель начальника Объединённоё редакции МВД России, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РСФСР полковник милиции в отставке Лыков Виктор Михайлович скончался 23 марта 2019 года. Он всегда жил и трудился по совести…
Понятийный словарь
Совестливый (человек) – поступающий по совести, стыдящийся поступать несправедливо.
Однокоренные слова: совестить (разг., устар.), совеститься (разг.), совестно.
Совесть – чувство нравственности и ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Заимст. из ст.-слав. яз.: совесть, где оно является словообразовательной калькой греч. «ведать».
По словарю В.И. Даля, совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее создание добра и зла; прирожденная, правда. По В.И. Далю, слова нравственность и совестливость являются синонимами.
Стыд. 1. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка. 2. Позор, бесчестие. Стыдить, стыдливый, стыдно, стыдный.
По словарю В.И.Даля, стыд – чувство или внутреннее сознание предосудительного, уничижение, самоосуждение, раскаяние, смирение, внутренняя исповедь перед совестью; срам, позор, посрамление, поругание; это нравственное чувство.
Поступок – совершение кем-нибудь действий. Честный, доблестный, предосудительный, необдуманный, плохой, добрый, самоотверженный…
Нищий – очень бедный, неимущий, живущий подаянием.
Нищий духом. 1. Смиренный (устар.). 2. Лишенный внутренних интересов, духовно опустошенный (книжн.).
Душа – бессмертная, добрая, сильная, слабая, чужая, бедная, живая, чистая, злая, праздная…
Жалость. 1. Сострадание, соболезнование. 2. Печаль, сожаление. Общеслав. Буквально – «беречь, охранять от боли, мучений».
Покаяние (книжн.) – добровольное признание в совершенном проступке, в ошибке. Необходимо отличать покаяние от раскаяния, то есть сожаление о своих грехах. Каяться. Общеслав. От kajti. Буквально – «наказать себя», затем – «сознавать вину».
Достоинство. 1. Положительное качество. 2. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Заимств. из ст.-сл. яз. Производное от прил. Достинъ. – «достойный». Достойный от достой – «достоинство, сообразность». Буквально – «такой, какой следует, каким должен быть».
Сострадание – жалость, сочувствие, вынуждаемые чьим – н. несчастьем, горем. Значение приставки со- — «совместное участие в чем – л.» Ср.: со- чувствие, со – переживание, со- участие, то есть общность в чувствах, мыслях. Заимств. Из ст. – сл. Яз., в котором оно является словообразовательной калькой греч. Simpatia, которая в свою очередь восходит к pathos – «страдание, боль , страсть, чувства».
Любовь. 1. Чувство самоотверженной сердечной привязанности. 2. Склонность пристрастия к чему-н.
Мольба (высок.). 1. Горячая, страстная просьба. 2. Молитва, моление (устар.).
Скорбь (высок.). 1. Крайняя печаль, горесть, страдание. 2. Болезнь (устар.).
Вера. 1. Убежденность, уверенность в ком-чем-н. 2. Убежденность в существовании Бога. 3. То же, что религия.
Отзыв о рассказе Н.С. Лескова «Человек на часах»
Николай Семенович Лесков – замечательный русский писатель, автор таких удивительных произведений, как «Левша», «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда». В конце 80х годов XIX века был напечатан цикл рассказов под общим названием «Русские антики». В предисловии автор пояснил, что эти произведения являются своеобразным ответом на речь одного критика, который заявил, что «в русской душе не видно ничего, кроме дряни». Другое название цикла «Праведники». Один из рассказов мне запомнился еще в младшей школе – это «Человек на часах». Героя произведения – солдата Постникова – автор относит к «праведникам». А праведниками называют людей, которые следуют в жизни заповедям Христа.
Мне кажется, что главное слово в характеристике своего героя, автор выносит в название. Человек на часах, а не постовой. Рискуя своей жизнью, нарушив воинские обязанности и покинув свой пост, Постников спас тонувшего. Фамилия имеет корень с двойным смыслом: пост – духовный обряд очищения, пост – место несения службы в карауле. Непросто решает герой проблему нравственного выбора: его ждет суровое наказание за уход с караула у императорского дворца, но рядом погибает человек; он слышит крики утопающего и совершает подвиг бескорыстный и безымянный. Спасенного увезли в лечебницу, славу «спасителя» присвоил другой. Главная задача автора – показать читателю, что долг перед своей совестью, перед жизнью, всегда важнее.
Постников, солдат Измайловского, был из дворовых господских людей, «человек нервный и чувствительный». В произведении все его называют по фамилии. Автор не случайно, а намеренно называет своего героя человеком, так как в поступке проявляются именно человеческие качества. Он знает свой воинский долг: часовой ни под каким предлогом не может покинуть своей караульной будки. Все мысли в момент выбора свидетельствуют о честности и преданности долгу. Но чувство совести и сострадания, великое чувство милосердия побеждают в душе героя. Так проявляется в рассказе проблема гуманизма.
Автор сопоставляет своего героя с другими персонажами, чтобы показать его отличие от иных. Офицер Свиньин «выделялся» строгостью, если дело касалось службы и нарушения воинских обязанностей, поэтому требовал сурово наказать провинившегося. А другой караульный начальник Николай Иванович Миллер имеет некоторое сходство с героем: так как обладает «так называемым гуманный направлением, которое немножко вредило ему по службе…».
По столице поползли слухи, и возникла легенда, не имеющая ничего общего с действительностью. Особенно поражает то обстоятельство, что истинного героя и не пытаются найти.
А сам герой – солдат Постников, находясь в лазарете после экзекуции (200 розг за уход с поста), как пишет автор, «был доволен», потому что ожидал гораздо худшего. Писатель не осуждает прямо нравы столичных воинских и светских «владык», но его горькая ирония говорит читателю об истинном отношении и к Свиньину, и к Кокошкину, и к бравому офицеру, бесстыдно получившему медаль за солдатский подвиг. А восхищается смиренным героем, который любит добро просто для самого добра и не ожидает никаких наград, «Это прямые и надежные люди», — говорит Лесков.
Героями Н.С. Лескова стали простые, подчас незаметные люди: солдат, полицейский по прозвищу Однодум, мелкий канцелярский чиновник из маленького рассказа «Пигмей» и многие другие.
Традиция русской литературы – проявлять гуманизм, сострадать «маленькому человеку» началась с произведений Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», А.С. Пушкина «Станционный смотритель», продолжена Н.В. Гоголем, Ф.М. Достоевским, учит любить человека и делать добро.
Лингвистический практикум.
1. Сопоставьте толкование слов: праведник, блаженный, юродивый в различных источниках:
1) «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь, любящим Его» (Книги Нового Завета. Послание Иакова 1, 12)
2) «Блаженный – благополучный, счастливый» (Рим. 4, 7; Иак. 1, 12)
3) «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное» ( Матф. 5, 3; Лук. 6, 20) – Нищие духом, то есть считающие себя недостойными, а потому стремящиеся святой жизнью удостоиться высших благ небесных.
4) «Блаженными», или «юродивыми», называются святые подвижники, которые ради Христа и спасения своей души обдуманно принимают на себя образ человека, лишенного здравого ума, отказываясь от общепринятого образа жизни, скитаясь и нищенствуя.
5) «Праведники – или праведные – названия святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни, и в частности ветхозаветных, например «праведный Ной» и другие. Праведниками называют также лиц местночтимых как святых, но еще не канонизированных Церковью» (Полный православный богословский энциклопедический словарь)
6) «Блажной или блаженный – полоумный, шальной, взбалмошный; глупый, бестолковый, сбреховатый, вспыльчивый, крикливый, горячий, своенравный, шаловливый».
«Блаженный – благополучный, благоденствующий и благоденственный, счастливый, о человеке и о времени, случае; существительное – угодник Божий, законно живущий».
«Юродивый – безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми».
«Праведник – праведно живущий, во всем закону Божию поступающий, безгрешник» (В.И. Даль).
7) «Блажной (прост.) – взбалмошный, неуравновешенный, сумасбродный».
«Блаженный – 1. В высшей степени счастливый. 2. Не совсем нормальный (первоначально юродивый) (разг.)».
«Юродивый – 1. Чудаковатый, помешанный (разг.). 2. В суеверных представлениях: безумец, обладающий даром прорицания».
2. Почему героев Н.С. Лескова называют праведниками? Докажите или опровергните правоту этого суждения.
3. Напишите отзыв о рассказе Н.С. Лескова «Пигмей».
Выводы учителя
Главная черта лесковских героев – постоянная готовность придти на помощь другому человеку, а непонимание «самых простых обязательств» по отношению к людям, находящимся рядом, в глазах Лескова – серьёзнейшее зло.
Праведники Лескова ощущают себя лично ответственными за сохранность миропорядка, что означает верность России, её обычаям и традициям.
Праведник Лескова нравственно свободен от царящих вокруг мнений и этим привлекателен. По мысли писателя, «независимые люди всегда редки и всякому интересны». Они «евангельские беззаботливы о себе».
Праведники Лескова как бы возвышаются духом над удачей и неудачей.
Несосредоточенность на себе, полная растворенность в заботах и скорбях других людей – вот что составляет для Лескова исторически непреходящую ценность.
Настойчиво и с горечью говорит Лесков и о том, что русские праведники обречены на забвенье. И он утверждает с надеждой: «У нас не переводились, да и не переведутся праведные. Их только не замечают, а если стать присматриваться — они есть
Праведники в глазах «
Праведники в глазах Лескова – » своего рода маяки «. Память о них способна » воодушевить угнетенного человека, сообщить его душе бодрость » и даже » спасти его «. » Герой мой – личность узкая и однообразная, а эпопея его – бедная и утомительная «, — отмечал писатель. На лесковском герое с его праведностью и одновременно узостью – отпечаток трудной судьбы России.
» Прожить изо дня в день праведна долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага, гораздо труднее, чем бросится в бездну, как Курций, или вонзить себе в грудь пук штыков, как известный герой швейцарской свободы «.
По собственным словам писателя, его интересовали «тихие, тайный струи, которые текли под верхней рябью русских вод, кой – где проборожденных направленскими ветрами «.
Радостно было открыть для себя Лескова. Прибавилось света, веры и надежды. Душа наполнилась гордостью за своих предков, за наш богатейший язык.
А лесковские праведники, которые » сильнее других делают историю «, хотя и стоят вроде бы «в стороне от главного исторического движения «, вызывают восхищение и желание во многом походить на них.
Важными понятиями для каждого человека являются такие чувства, как совесть, доброта, милосердие, честность. Именно от наличия этих качеств зависит характер человека, его отношение к другим людям. Ниже представлено сочинение на тему «Совесть».
Что такое совесть?
Совесть – это чувство, которое хоть раз в жизни испытывал каждый. Совесть – это ощущения, которые может испытывать только человек. Это чувство, которое защищает нас от совершения злых поступков, предотвращает плохое поведение по отношению к окружающим.
Иногда бывает трудно удержаться и сохранять спокойствие при сильном стрессе или в накаленной обстановке. В такой ситуации мы можем грубо ответить или нахамить кому-то. То же самое происходит, когда рушатся важные планы. Но успокоившись, человек понимает, что вел себя слишком эмоционально, и окружающие ни в чем не виноваты. Тогда наша совесть просыпается и заставляет извиниться перед людьми, попавшимся под горячую руку.
У взрослых и ответственных людей чувство совести выражено сильнее, чем у детей. Взрослый человек понимает степень своей ответственности и заранее просчитывает последствия своих поступков. Но и ребенку можно и нужно объяснять, что совесть – важная составляющая взросления и развития личности.
Совесть регулирует поведение человека. Она помогает взаимодействовать в отношении с другими людьми. Мы не можем пройти мимо чужой беды именно благодаря совести и эмпатии. Очень часто человек может спасти и принести домой бездомного котенка или щенка, даже если он совершенно равнодушен к животным. Именно совесть не позволит пройти мимо друзей наших меньших, оказавшись в беде.
Но с этим чувством то же нужно уметь справляться. Плохо совсем не иметь совести, но и слишком совестливым людям тяжело живется. Они боятся отказать кому-то в малейшей просьбе, боясь, что человек обидится, и их потом будет мучить совесть. Во всем важен баланс, поэтому такое чувство, как совесть, должно быть развито у каждого человека.
Тема «совести» в произведениях русских классиков
Русские классики большое внимание уделяли теме совести в своих произведениях. Вся русская литература XIX века так или иначе затрагивает эту важную тему.
Одним из известных произведений, где эта тема актуальна, является «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Здесь главный герой мучается и испытывает чувство вины после убийства своего друга Владимира Ленского. Совесть мучает его и не дает покоя. он не может спать и решает покинуть знакомые места, чтобы забыть эту чудовищную ошибку. Это событие отдаляет от него влюбленную Татьяну Ларину, которая тяжело переживает гибель поэта. Татьяна Ларина в свою очередь тоже является очень совестливым человеком. после его признания в любви, она отказывает тему. И хотя она вышла замуж за нелюбимого человека, совесть не позволяет ей причинить боль тому, кто взял ее в жены.
В произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» также затрагивается тема совести. Родион Раскольников, убив старуху-процентщицу, мучается чувством вины за совершенное им ужасное преступление. Он, возомнив себя «Наполеоном», решил руководить судьбами других людей, посчитав, что жизнь жадной старухи не является ценной, и от ее смерти всем станет только лучше. Сделав такие выводы, он поверил, что не будет мучатся, когда совершит злодеяние. Однако его совесть сыграла с ним злую шутку. Это чувство настолько сильно овладело им, что он стал вести себя странно, стал чахнуть, болеть, постоянно находился в бреду. Единственным спасением для него стало признание своей вины и искупление этой вины посредством отправления на каторгу.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение-рассуждение «Что такое совесть?». Здесь дается определение этому понятию, приводятся рассуждения, хорошо ли быть бессовестным или слишком совестливым человеком. Также в статье рассматривается тема совести в произведении таких классиков, как А. С. Пушкин и Ф. М. Достоевский.
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
Мкртумян Н.Б. Был изучен феномен совести как социокультурной способности быть, существовать в современном социуме. Выявлены пути формирования совести как силы нравственного и духовного бытия людей. Обозначена специфика совести не только как силы самопорицания, но и как протест против превращения человека в средство простого манипулирования вещами и процессами. 264 KB Феномен совести нравственность гуманизм социум.
Критика способности быть (существовать) в современном социуме весьма значима для осмысления творческих потенций современной цивилизации, весьма хрупкой, но, вместе с тем, приоткрывающей возможности для реализации сущностных сил человека.
В этом плане критика морализующего сознания делает возможным более широкий взгляд на вещи, тем более, что само моральное сознание отличается антиномичным характером.
Можно сказать, как это уже замечает Гегель в своей «Феноменологии духа», что «моральное сознание существует и что никакого морального сознания» нет и не может быть. В этом плане значимость совести располагается «по ту сторону сознания», и, напротив, лишь в нём совесть, или значимость нравственного долга имеет место.
Заметим, что совестливость, или честность вообще, сама есть духовная идея в самом общем её виде, в котором она обращена ко всем людям в равной степени. А поэтому она действует собственной внутренней силой; без содействия личной любви индивида и даже уничтожая, насколько нужно, это личное самолюбие, она преобразуется в человеке в самобытную жизнь, влечет его к нравственным и социальным идеалам и, в конечном счете, объемлет все его мысли и поступки. Именно все его поступки, так как честность, очестливость (модусы совести!) есть идеи непосредственно социально-практические, детерминирующие собой внешнюю мнимо свободную деятельность человека.
Совесть, как живое и властвующее воззрение на мир, как способность противостоять всем эмпирическим соблазнам, обращается в своей сути к индивидуальной личности того, кто охвачен им и рассматривает её как существующую исключительно ради известного предназначения и, одновременно, как способ для достижения некой высшей нравственной цели. Человек призван чем-то быть и что-то делать; его временная жизнь должна оставить после себя в социальном и духовном мире некий непреходящий и «вечный» результат. Жизнь всякого особенного индивида есть особенный, ему одному присущий и от него одного требуемый результат. Так, совестливый человек смотрит на всякую личную жизнь людей во времени, в особенности на ту духовную жизнь, которая для него всех ближе.
Человек, обладающий совестью, рассматривает свою личную жизнь как непреложно определенную духовной, нравственной жизнью. Так он понимает свое предназначение, поскольку в этом состоит его сущность.
Актуальным здесь представляется вопрос о взаимосвязи сущностных характеристик человека с нравственным уровнем развития общества. Человек заключает в себе следующие компоненты сущностных сил: выход за пределы себя, постоянное стремление к совершенствованию, а также неспособность жить вне общества. Вместе они создают ту основу, на которой возвышаются мораль и ценности. Образование морали, необходимой для общественной организации жизни, обусловлено неудовлетворенностью собой, которая в дальнейшем приводит человека к самосовершенствованию, являясь своеобразным нравственным двигателем. Тут налицо два равноправных фактора, обуславливающих нравственность: утилитарный (благо как потребность общества) и духовный — потребность человеческой природы в трансцендировании или выходе из себя. Важнейшими составляющими самой нравственности и формирующим принципом ценностей выступает человеческая склонность к добру и злу.
Но совесть, как нам думается, не совпадающая в своем содержательном ключе, с нравственностью, всегда связана только с потенцией добра; потому она часто и бездейственна, т.е. вселяет беспокойство в человека по поводу целесообразности его поступков.
Нам думается, что совесть выводит бытие человека и общества за границы налично данного в силу того, что она обуславливает всю историю развития культуры и социума.
Сохраняя своё непреходящее значение, не выводимое из опыта повседневной жизни, она как бы «прочерчивает» траекторию возможного развития в будущем. Поэтому именно совесть выполняет наиболее полным образом человеческую функцию. Если оторвать совесть от творчества, то в духовном плане общество утратило бы ориентиры и эталоны в исторически совершаемом процессе очеловечивания человека.
Процесс гуманизации человека невозможен без полноценной жизни и деятельности в мире совести. Совесть придаёт жизнь духовному. Обеспечивая прорыв в будущее, совесть в то же время связана с настоящим в силу господства определенного типа общественных отношений. Связь идеальных образований и социальных отношений настолько прочна, что по содержанию и характеру жизни в нравственном мире можно судить об уровне развития самого общества. Совесть, связывающая идеальный и социальный миры, обеспечивает целостность общества. Руководствуясь принципом совести, человек участвует в производстве и потреблении творений человеческого духа, таким образом, что сам включается в целостность общественной жизни, творит часто «незримую ткань» социальных отношений.
Если совесть — своеобразный, но безошибочный индикатор состояния и типа общественных отношений, то о степени совершенства общества можно судить по тому, какова жизнь людей, если они подчиняются законам совести. Так, если индивид не поднимается до уровня универсально-всеобщего, если перестает руководствоваться интересами развития всего рода, если довольствуется ложной духовность, различными эрзац-формами духовной жизни, то такое общество откланяется от принципов совести и нравственности. Вместе с тем, мы должны отметить, что существуют границы нравственного чувства; «что же касается совести, то при всём огромном значении этого нравственного фактора он имеет один коренной недостаток. Дело в том, что совесть… совершенно подобна тому демону, которого внушениями руководился Сократ» . Как и этот демон, «совесть говорит нам, чего мы не должны делать, но не указывает нам того, что мы делать должны, не даёт никакой положительной цели нашей деятельности» . Если же мы, не ограничиваясь данной «отрицательной нравственностью», примем полное определение нравственного начала, в которое оказывается включённым и указание «положительной цели деятельности», то в этом случае мы «должны допустить, что с признанием этой цели как действительной необходимо связано убеждение в её осуществимости» .
Если требовать определенного и адекватного представления об окончательном состоянии человечества, то, разумеется, оно никому недоступно — и не столько по ограниченности человеческого ума, сколько потому, что само понятие совести содержит в себе логические трудности. Для сознательного участия в историческом процессе достаточно иметь идеальное представление о той предельной величине, к которой несомненно и непрерывно приближаются изменчивые, переменные величины человеческого развития, хотя по природе вещей никогда не в состоянии совпасть с нею. Об этом идеальном пределе, к которому реально двигается история, всякий вполне может получить достаточно ясное понятие, если только он обратится не к предвзятым мнениям и низменным инстинктам, а к тем выводам из исторических, культурных фактов, за которые ругается разум и свидетельствует совесть.
Совесть, как социокультурная способность быть, существовать в современном социуме, есть некое искусство понимать, предпонимать и обустраивать само бытие, сам жизненный мир человека.
В современном социуме есть некое искусство понимать и обустраивать бытие. Совесть обращена ко всем людям в равной мере, а потому она действует посредством собственной внутренней силы. Совесть преобразуется в человеке в самобытную жизнь, влечет его к нравственным и социальным идеалам. Совесть, как живое воззрение на мир, есть способность противостоять эмпирическим соблазнам и апеллировать к идее личности как способу достижения высшей нравственной цели. Обнаружено, что совесть человека, не совпадающая в своем содержательном ключе с нравственностью, связана не с самим добром, а лишь с потенцией добра. Потому она часто и бездейственна. Но в то же время она как бы «прочерчивает» траекторию возможного социального развития. Совесть, как «отрицательная нравственность» не «говорит» нам, чего мы не должны делать, но не указывает того, что должны совершить в будущем. Руководствуясь принципом совести, человек участвует в производстве и потреблении творений духовной жизни и посредством всего этого сам включается в целостность социальной жизни, воспроизводя «незримую ткань» социальных отношений.
Наличие совести в обществе и во внутреннем мире личности свидетельствует о той предельной величине, к которой несомненно приближаются весьма изменчивые, переменные величины человеческого развития, хотя в силу природы вещей никогда не в состоянии совпасть с нею. Совесть помогает человеку не только противостоять смертоносным силам природы, но и взаимодействовать с другими людьми. В данном плане совесть как гуманистическая общественная сила способна выступить сферой раскрытия творческих возможностей человека. Совесть, как способность быть, существовать в современном социуме, означает не только силу самопорицания, но и протест против превращения человека в средство простого манипулирования вещами и процессами. Совесть позволяет предотвратить опасный для человечества «взрыв» полагания нравственных смыслов. Данное полагание всегда было одновременно и социальными актами утверждения и самоограничения «Я» человека. В данном отношении социальный «взрыв» может повлечь за собой нарушение диалога «человек-культура», поскольку данный диалог основан на прогнозировании социальных и нравственных последствий принимаемых человеком решений.
В данном отношении можно выявить пути формирования совести как силы нравственного и духовного бытия людей в социокультурном бытии:
1) борьба с технократическим и субъективистским духом; 2) отход от различных форм псевдодуховности и восстановление понятия «истины» в полном её объёме и содержании; 3) поддержка стремлений человека и общества к объективно-лучшему, но всё-же как к предметному, социокультурному бытию. Так, «любовь к дальнему», или нравственная сила должного, как живое, одухотворённое действие, преображает социокультурную реальность. Совесть, при этом, как субстанциальная форма защиты общества от духовного волевого произвола индивидуума, есть в то же время и форма самоутверждения человека в современном социуме.
Список литературы
Библиографическая ссылка
Мкртумян Н.Б. СОВЕСТЬ КАК СПОСОБНОСТЬ СУЩЕСТВОВАТЬ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4565 (дата обращения: 29.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI