Жительница США, потерявшая отца, регулярно отправляла сообщения на номер телефона мужчины. Американка рассказывала, как у неё прошёл день, делилась эмоциями, и однажды ответ всё-таки пришёл. Это был вовсе не привет с того света, но менее трогательным послание от этого не становится.
Студентка Честити Паттерсон из штата Арканзас 25 октября опубликовала на своей страничке в фейсбуке скриншот сообщения, которое отправила на номер своего умершего папы, и ответ на него. Мужчина, по словам 23-летней девушки, умер ещё четыре года назад, но несмотря на это, американка продолжала каждый день писать ему СМС и рассказывать, как у неё идут дела. Тот день, когда Паттерсон наконец получила реакцию на послания, предшествовал годовщине ухода из жизни отца, пишет Fox News. Так что сообщение Честити получилось достаточно длинным и трогательным.
Привет, папа, это я. Завтра мне снова предстоит тяжёлый день. Я потеряла тебя вот уже четыре года назад, и не проходит ни единого дня, чтобы я по тебе не скучала. За этот короткий промежуток произошло много всего, но я уверена, что ты знаешь об этом, ведь я постоянно тебе рассказываю обо всём, — начала своё сообщение Честити.
Паттерсон далее описала самые значимые события в её жизни, случившиеся за четыре года. Девушка, по её словам, победила рак и с момента смерти отца больше не болела, ведь она начала лучше заботиться о себе. Она закончила колледж с отличием и сейчас снова учится.
В рассказе не обошлось и без печального. Так, Честити за это время успела влюбиться и остаться с разбитым сердцем («отец просто убил бы того парня», — написала девушка), но благодаря этому стала сильнее. Жительница Арканзаса потеряла всех своих друзей и «упала на самое дно», но нашла того, кто стал для неё спасением.
Также Паттерсон написала, что всё ещё частенько злит свою маму и не даёт ей расслабиться. Своих же детей у американки пока нет, и она боится свадьбы. Ведь рядом со студенткой в значимый день не будет отца, который проведёт её к алтарю и скажет, что всё в порядке.
У меня всё прекрасно, ты бы очень гордился той женщиной, какой я стала. Не-е-е-ет, мой острый язык и такое же отношение к жизни никуда не делись. И нет, я не набрала вес, мне лишь так кажется! Я просто хотела сказать тебе, что люблю тебя и скучаю!
Ответ оказался не менее длинным и слёзовыжимательным. Девушке написал мужчина по имени Брэд, который получил этот номер телефона после смерти отца Честити. Выяснилось, что незнакомец читал послания студентки все четыре года, и они помогали ему самому справиться с потерей близкого человека.
Привет, милая, я не твой отец, но последние четыре года я получал твои СМС. Я каждый раз с нетерпением жду твоих утренних сообщений и вечерних рассказов. Меня зовут Брэд, и в августе 2014 года я потерял дочь — она погибла в автоаварии. Твои сообщения помогали мне жить.
Брэд (судя по всему, верующий человек) написал, что каждый раз, когда он получал послания от Честити, он ощущал себя так, будто ему пишет Бог. По словам мужчины, он наблюдал за тем, как собеседница росла и проходила через многое. Он даже хотел ответить девушке, но не решался, боясь разбить ей сердце.
Незнакомец назвал студентку «удивительной женщиной» и признался, что хотел бы видеть, как его дочь стала бы такой же, как Паттерсон. Он поблагодарил девушку за её сообщения, сообщив, что она — «его маленький ангел».
Всё будет хорошо, заставляй себя бороться каждый день и дари людям свет, который тебе дал Бог. Мне очень жаль, что тебе приходится проходить через это, но, если это как-то поможет, я очень горжусь тобой!
Читайте на Medialeaks To be or not to be: как привить ребенку любовь к иностранным языкам, не выходя из дом
В конце СМС Брэд также заверил, что папа Честити был бы рад, узнав, что та завела ещё одну собаку, а не ребёнка (видимо, о пёселе студентка рассказывала в предыдущих посланиях). И написал, что ждёт нового сообщения от девушки.
Но мужчина, похоже, зря боялся, что его ответ сделает Паттерсон больно. Та в своём посте написала, что слова Брэда были знаком того, что «всё в порядке», и она наконец может отпустить отца. Публикация, кстати, так тронула пользователей фейсбука, что за несколько дней её репостнули больше 263 тысяч человек. В комментариях люди пишут, что плакали, читая сообщения, и надеются, что Честити продолжит переписку. Кто-то даже предложил американке попросить Брэда сыграть роль отца на её свадьбе.
Впрочем, без негативной реакции тоже не обошлось, и об этом в своём следующем посте рассказала сама Честити. Она также объяснила, что папа (его, кстати, звали Джейсоном) не был ей биологическим отцом, но дела это не меняет. Оказалось, что все четыре года девушка видела, что кто-то получает её сообщения. Также она расстроила некоторых комментаторов, заверив, что не намерена просить Брэда отвести её к алтарю на свадьбе. А в заключение публикации призвала людей ценить своих близких.
Так что любите тех, кто сейчас рядом с вами. И рассказывайте им всё, потому что, когда их уже не будет, будет слишком поздно просить прощения и говорить об истинных чувствах.
А вот близкие жителя Ирландии в день его похорон получили пранк с того света. Оказалось, смерть не помешала мужчине разыграть людей, и это так же смешно, как трогательно.
Иногда кажется, что шутить умеют и животные. Взять хотя бы хитрого собакена, который научился исчезать в стенах дома, а помогает ему идеальная маскировка, какой позавидовали бы и шпионы.
А чего смерти бояться? Все умрём. Столько хороших людей уже умерло, что и нам не грех в могилу лечь.
Комфорт и безопасность изменили нас. Порог боли и чувствительности современного человека сильно отличает нас от наших даже ближайших предков, и в этом нет ничего плохого, я и сам каждое утро восхищаюсь чудом горячей воды и благодарю Бога за свет и тепло. Но мы другие. Защитив себя и обезопасив жизни свои, кое в чем мы сделались более уязвимыми, а порой и беззащитными. Факт смертности – нашей и наших близких – мы теперь переносим куда тяжелее и болезненней, нежели наши прадеды.
В старину человека с детства приучали к мысли, что ему придётся похоронить родителей. И молодые люди знали, что доведётся не просто переживать утрату родителей, но именно – похоронить и сделать это красиво и правильно. А еще было чудесное слово «досмотреть», и достоинство детей оценивалось по тому, как они утешают своих умирающих близких, как успокаивают их угасающую старость. Подумайте: с детства к этому готовили. Не боялись детей испугать или шокировать. Как готовили? Говорили о смерти спокойно, как о чём-то естественном, не смягчая ее трагичности, не врали себе и детям, не прятались от нее. Старики собирали себе на смерть, готовили рубахи и платки – в чём в гроб положат, не боялись часто причащаться, не пугались писать завещаний и – плакали, конечно же, плакали – как же без этого? Кому же охота помирать? Столько дел! Столько работы! Но плач этот был правильным, он разрешался в особый ритуал, обряд – горе избывалось, обряжаясь в погребальные обычаи и традиции.
И не только к смерти родителей готовили от юности. Муж и жена – скорее всего кто-то пойдёт к Богу раньше, и уже во время венчания люди учились разлуке. Не ведая того, наши предки приучали своих детей к одному из самых изящных духовных упражнений. Покойный Сенека, наставник умирания, советовал своим ученикам: «Нам надо постоянно думать о том, что смертны и мы и любимые нами» (Письма 63,15). Думать – постоянно. Пребывать в памяти смертной. Не давать суете и малодушию спрятать от нас трагичности мира. Но Сенека говорит не просто о памяти смертной вообще, об отстранённом созерцании космического закона. Это созерцание конкретно. Философ призывал к перемене самого фокуса «смертельного созерцания». Верующих часто, иногда – справедливо, укоряют в эгоизме. В созерцании своей финальности действительно есть нечто эгоцентричное. Но в том, что умру я – нет еще большой трагедии. Порой смерти ждёшь, как избавления, отрады. Но – умрут любимые мною люди. Вот это по-настоящему ужасно. Мир полон боли, несчастий, болезней, но быть живым – это так хорошо.
Когда Софокл устами одного из своих персонажей говорит «высший дар – нерождённым быть» (Эдип в Колоне 1225), слушателя и читателя пронизывает космический холод, мурашки бегут по коже, одолевает и парализует благородная метафизическая тоска – до чего эпично, глубоко, красиво! И лишь истрезвившись от этой античной стужи, начинаешь понимать ложь этих слов. Да, ко мне, непомерно эстетствующему эгоисту эта фраза подойдёт, но разве я бы хотел, чтобы никогда на свет не появился мой ясноглазый племянник, или веселые братики, моя мама, мои добрые и терпеливые друзья, разве было бы хорошо, если бы они никогда не родились? Да, мир полон боли, горя, потерь, но эти люди – украшение человечества, вместе с ними даже в этот больной мир вошли и смысл и радость, и сквозь горе мы всё же радуемся, что кто-то славный побыл на этом свете пусть даже совсем чуть-чуть. Но как же больно от мысли, что однажды им всем придётся умереть.
«Человек начинается с плача по умершему». Так говорил покойный Мераб Мамардашвили. Не с плача по себе умершему или умирающему начинается человек, а с принятия и избытия смерти своих любимых. Этому плачу в хороших семьях приобщали с детства – чтобы человек в ребенке проснулся как можно раньше, чтобы через мужественное принятие смертности своей и своих любимых с первых дней своей жизни научиться принимать, благословлять этот мир, и – сопротивляться ему. Все наши близкие и друзья, любимые и хорошие – это люди, которых мы однажды потеряем. А еще – это люди, которые потеряют нас.
Однако «плач по умершему» это не просто красивый образ или стерильное духовное упражнение. У нас есть религия. Она учит нас правильному плачу по умершему, целительному плачу. Когда я только начинал служить священником, меня всегда смущали наши белорусские похороны: «профессиональные» плакальщицы, сложнейшие и разнообразнейшие ритуалы, особый панихидный распев и завывательная манера исполнять песнопения и потребность на грани одержимости «адправить пакойника» (помолиться за покойного) «як след» (как положено). Потом я понял, как же важен этот вой, эти эпические слёзы, «лишние» обряды.
Это – Белоруссия. Здесь было так много горя. В войну белорусы потеряли каждого четвертого, и, может быть, перенести нам все эти беды и помогла способность хоронить, «как положено». Не надо льстить себе: мы всего лишь люди – сколько бы вы не знали языков, какую бы изысканную литературу не читали, горе и боль, слёзы и утраты у нас у всех – человеческие. И эту боль надо уметь выплакать, провыть, прокричать.
Смерть – всегда не вовремя. Смерть застаёт нас врасплох. И нам нужно не только умом, но и самой кожей избыть это горе. Даже распоследние материалисты это, если не понимали, то чувствовали, изобретая гражданские панихиды и пресные минуты молчания. А в церкви – дым кадила, чтение бесконечных поминальных записок, столы с приношениями и запечатанная земля, и как запоют «Со святыми упокой», подхватит вся церковь этот скорбно-торжественный мотив, а потом разрешится в мужественный и трагичный мажор икоса восьмого гласа – «Сам Един еси Бессмертный, сотворивый и создавый человека». Выкричаться нам надо, пропеть, простонать сквозь слёзы и благодарную грусть. И интеллигентнейшая из русских женщин в минуту боли и утраты могла написать:
Буду я, как стрелецкие жёнки,
Под кремлёвскими башнями выть.
Современного человека, и, прежде всего ребенка, подростка со всех сторон ограждают от смерти, от самого факта и упоминания. Но ведь однажды ему предстоит проводить своих родителей в последний путь, и сделать он это должен «как следует». Религия есть некая культурная оформленность предельного человеческого опыта. Она дает не просто некий эмоциональный антидот, противоядие от чрезмерного потрясения, сознания необратимости, но само исполнение ритуала избывает скорбь, потому что кричим мы, плачемся Богу-Человеколюбцу, Утешителю сирот и смертников.
И Он не даёт нам ответов, как и пытливого Иова Он не уговорил, а только утешил – как? – не знаем ни мы, ни Иов. Дети, выросшие в семьях без подлинной религиозной традиции, более уязвимы, они беззащитны перед смертью, их не приучают с детства правильно переживать и осмыслять смерть и близких, и свою собственную. Наши панихиды, родительские субботы, грозные обряды, кутья, записочки и сорокоусты могут показаться ненужным усложнением, недостойным благородной евангельской истины. Но стоит ли от этого отказываться перед лицом всех наших утрат бывших и – непременно – будущих? А потому, смертнички мои, положу я в кадило побольше ладану и затяну длинную и громкую белорусскую панихиду, чтобы и живые, и мёртвые услышали и утешились скорой грядущей встречей.
Он знает, что папа умер, но хочет убедиться, что с ним все в порядке. Более грустного письма вы еще не читали
Читать в полной версии
Разлинованная бумажка, вырванная из школьной тетради. Неловкий детский почерк, рисунки на полях.
«Я уверен, ты знаешь, что меня взяла приемная семья, потому что мама больна. У меня заложено ухо с понедельника. Завтра мы уезжаем. Я очень скучаю по школе и по тебе».
Прочитав эти строки, житель Шотландии Стюарт Макколл не смог успокоиться. Самое грустное детское письмо на свете он обнаружил на обочине дороги, прикрепленным к воздушному шарику. Фотографию письма Стюарт выложил в социальные сети.
Место, где нашли письмо
Уже несколько дней вся Шотландия пытается разыскать автора этих строк: мальчика, попавшего в приемную семью после смерти отца и болезни матери.
«Привет, папа. Пишу тебе письмо, просто чтобы сказать, что я скучаю по тебе, и рассказать новости. Я уверен, ты знаешь, что меня взяла приемная семья, потому что мама больна. У меня заложено ухо с понедельника. Завтра мы уезжаем. Я очень скучаю по школе и по тебе. Я знаю, что ты на небесах, но ты в безопасности?
О, и прежде чем попрощаться, вот мои мечты и список желаний на Рождество. Моя мечта — это чтобы ты положил мне под подушку письмо, которое сам написал.
Список желаний на Рождество: ботинки, Astros (бейсбольная команда), сетка для игры в мяч, новый мяч Премьер-лиги, форма «Реал Мадрид» и кубик Рубика.
Пока, папа. Я люблю тебя».
Автора письма пока так и не нашли. Но если мальчика удастся отыскать, вся Шотландия готова подарить ему на Рождество подарки из его списка.
Когда умирает родной или близкий человек, слезы текут невольно. Плачет сама душа, ведь она живая. Сдерживать слезы в минуту горя невозможно. Смерть всегда застает нас врасплох.
Мрачная картина, олицетворяющая крайнюю степень человеческого уныния. Проведена параллель между состоянием души человека, который оплакивает умершего и темной кладбищенской ночью
Содержание
- Иисус Христос прослезился, когда получил известие о смерти Лазаря
- По умершему нельзя плакать, потому что безутешные слезы вредят здоровью
- От слез можно умереть, потому что они обостряют хронические заболевания
- Наша разлука с умершими временная, на все воля Божья
- Как правильно провожать умерших в последний путь
- Чем мы можем помочь усопшим
Иисус Христос прослезился, когда получил известие о смерти Лазаря
Сам Иисус Христос прослезился, когда получил известие о смерти Лазаря. Почему он заплакал, если знал, что Душа бессмертна?
Он увидел, как страдают близкие покойного, и посочувствовал их горю. Иисус прослезился и показал людям меру того, как нужно оплакивать усопших.
Спаситель в разговоре с учениками сравнивает смерть со сном. Он говорит, что идет «разбудить» Лазаря. (Евангелие от Иоанна).
У него не было причин скорбеть о смерти Лазаря. Для Иисуса воскресить друга было так же просто, как разбудить ото сна.
Беседа Спасителя с родственниками умершего. Иисус прослезился, потому что сострадал убитым горем родственникам, а не из-за смерти друга. Для Иисуса смерть — лишь сон, а разлука с умершим — временная
По умершему нельзя плакать, потому что безутешные слезы вредят здоровью
Некоторые люди не до конца понимают, почему нельзя плакать по умершему.
Полностью отказаться от слез в тяжелую минуту невозможно.
Горе потери следует глубоко осознать и пережить.
Эмоциональные переживания со слезами — это нормальная реакция человеческой психики на тяжелую утрату.
Но оплакивать покойного нужно в меру, чтобы не нанести вред ни себе, не ему. Нельзя изнурять себя страданиями и долго плакать по умершему.
Горькие слезы появляются от слабой веры в Господа, когда потерявшие близкого люди забывают, что жизнь родного человека со смертью не закончилась.
Человек перешел в иной мир, умерло только физическое тело.
От слез можно умереть, потому что они обостряют хронические заболевания
Можно ли умереть от слез? Неизжитое горе, которое выражается в слезах и страданиях приводит к болезням телесным и душевным. Вернуться к обычной жизни из такого состояния сложно.
Человек, который долго и глубоко страдает после смерти близкого, впадает в депрессию. У него обостряются хронические заболевания и появляются новые тяжелые недуги. Поэтому довести себя до исступления и умереть от слез, вполне возможно.
Наша разлука с умершими временная, на все воля Божья
Сразу после смерти покойные больше, чем при жизни нуждаются в поддержке близких людей.
Смерть приходит внезапно. Люди уходят в мир иной, не успев исповедоваться и раскаяться. Нераскаянные грехи тяготят умершего. Но свою судьбу, свой жизненный путь он изменить уже не может. Вот тогда родные и близкие оказывают ему молитвенную поддержку.
Постоянно оплакивать покойного вредит не только Вам, но и ему.
Покойному предстоят тяжелые испытания.
Он должен держать ответ за каждый прожитый день, за каждый неблаговидный поступок. А тут еще и близкие рыдают, вместо того, чтобы помолиться за него.
Вспомним строки Библии:
«Другой же из учеников Его сказал Ему:
Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов».
(Евангелие от Матфея)
Безусловно, здесь речь идет не о том, что Иисус не позволил ученику хоронить отца. Здесь говорится о неверующих людях — «мертвых душою». О том, что нужно следовать за Господом и верить, что мертвые не умирают, что наша разлука с ними — временная.
Те же, кто не верит, что душа живет после смерти физического тела — сами мертвы.
Еще один важный момент, который хочется подчеркнуть из приведенного эпизода священного писания. Ученик обращается к Иисусу с просьбой, но Господь отказывает ему.
Никогда нельзя забывать, что на все воля Божья. Ни один волос не упадет с вашей головы, без воли Господа на это.
Когда кто-то умирает — и на это воля Божья.
Поэтому смерть близких нужно принимать со смирением. Сильно плакать и страдать означает противиться воле Божьей. Неприятие воли Господа — грех.
«Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
Не две ли малые птицы продаются за ассарий?
И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц».
(Евангелие от Матфея)
Как правильно провожать умерших в последний путь
Некоторые люди заблуждаются, когда думают, что душераздирающие рыдания на похоронах — доказательство любви к покойному. Традиция громко оплакивать покойника пришла из язычества и не изжита до сих пор.
Православному христианину провожать умершего в последний путь следует спокойно и сдержанно.
Отпустите усопшего с любовью в сердце.
1.Чаще молитесь о душе покойника после отпевания и похорон. Первые 40 дней зажигайте церковную свечу и молитесь ежедневно. Можете это делать в храме, но можно и дома, как подскажет сердце. Главное, молитесь искренне.
Ведь Душа, которая недавно покинула тело, испытывает беспокойство и страх. После обычной жизни в человеческом теле, Душа не знает, что ждет впереди, куда определит Господь. После смерти человек дает ответ за всю прожитую жизнь, определяется его дальнейшая участь.
2. Просите Господа простить покойному грехи вольные и невольные. Сходите на Божественную Литургию в церковь.
В православной церкви есть дни для поминовения усопших — Родительские субботы. В эти специальные дни мы вспоминаем умерших, молимся о них, и тем самым напоминаем себе о смерти, которая придет ко всем.
В эти дни нужно молиться Господу обо всех умерших людях, не только о близких. Это такая дань живых мертвым.
Родительские субботы — особые церковные дни, когда принято вспоминать покойных и молиться об из спасении. В эти дни православные приходят на могилы умерших родственников, приносят цветы, раздают милостыню
3. Помяните усопшего на 3-й, 9-й и 40-й дни.
Феофан Затворник писал:
«Усопшие не вдруг свыкаются с новой жизнью.
Даже и у Святых некое время держится земляность.
Пока то она выветрится, требуется время большее или меньшее, судя по степени земляности и привязанности к земному.
Третины, девятины и сорочины указывают на степени очищения от земляности».
На годовщину смерти также устраиваются поминки, раздается милостыня, заказывается панихида.
«День смерти лучше дня рождения» — писал Блаженный Иероним Стридонский, и объяснил это тем, что рождение привязывает свободу души к телу, а смерть освобождает ее.
Чем мы можем помочь усопшим
Православные священники наставляют, что заботиться о своих умерших — христианский долг. Главная забота заключается в усердной молитве об упокоении души и о прощении грехов. Установите прочную молитвенную связь с усопшим человеком, и пережить потерю будет легче.
«Усопшие нуждаются в молитвах, как бедный в куске хлеба и чаше воды».
(Святитель Феофан Затворник).
Не нужно отчаянно страдать и лить слезы. Уныние — один из семи смертных грехов, духовная болезнь. Вера в Господа — лучшее лекарство от уныния.
Наш христианский долг — с верой в сердце заботиться о могиле усопшего, поминать его, заказывать панихиды, сорокоусты, читать псалтырь, ставить в храме свечи.
Панихида — богослужение по усопшему человеку. Этот церковный обряд над телом усопшего проводят перед преданием земле, затем на 3-й, 9-й, 40-й день, и на годовщину после кончины
Полезно очищать душу, причащаться, исповедоваться, читать жития Святых старцев. Делайте добрые дела в память об умершем близком человеке, раздавайте милостыню. Ведь вокруг так много живых людей, которым нужна помощь.
Лучшая панихида — наша добродетельная жизнь.
Дай Бог нам сил научиться жить без близкого человека, храня о нём долгую, светлую память.
Здравствуйте, Дмитрий!
Да, Авраам оплакивал усопших родственников, и не только он. В Торе можно также прочитать о том, как «пал Йосеф на лицо своего отца, и плакал над ним» (Берешит 50:1), «и скорбели скорбью великой» (там же 50:10). А также о том, как еврейский народ оплакивал тридцать дней Аарона (Бемидбар 20:29), а потом столько же дней Моше (Дварим 34:8).
И сегодня, если пойдете на еврейские похороны, проводимые согласно Закону, то и там увидите скорбь и плач. И если откроете по еврейскому Закону (Шульхан Арух, Йорэ Дэа 344:1), то там прочитаете: «Заповедано оплакивать умершего, как следует… Говорить о нем так, чтобы вызвать слезы». Среди источников этого закона упоминается именно скорбь и плач Авраама по Саре.
Не знаю, довелось ли Вам пережить потерю близкого родственника (если нет, то пусть этого, с Б-жьей помощью, еще очень долго не будет). Но трудно поверить, что в окружающем Вас обществе еще ни разу не умер знакомый или известный Вам человек и Вы не ощутили жалость к нему и печаль о том, что он ушел и больше Вы, по крайней мере, в этой жизни уже не встретитесь.
Но Вы задаете хороший вопрос: религиозный еврей должен знать, что есть будущий мир, а значит, умерший человек вовсе не «пропал», а перешел в мир иной. Действительно, как говорят мудрецы (Мегила 15а), «жемчужина пропала лишь для хозяев — сама она лежит там, где лежит». А такие праведники, как Сара, Яаков, Моше или Аарон, вообще, можно сказать, «отмучились» в этом мире, полном проблем и страданий, и теперь наслаждаются великой наградой в будущем мире. И какой смысл тут скорбеть? А что скорбящий потерял любимого человека — разве это не эгоистическая привязанность?
Этим вопросом задается и Рамбан (Дварим 14:1). Тора запрещает наносить себе увечья, скорбя по умершему, как было принято у многих народов, и при этом замечает: «Вы дети Б-га». Ибн-Эзра (там же) объясняет: нам, евреям, следует помнить, что мы «дети Б-га» и Он нас любит, поэтому все, что Он делает, к лучшему. Дети могут не понимать смысл того, что делает Отец, но они в любом случае уверены, что Он все делает правильно, и полагаются на него.
Но в то же время Рамбан отмечает: Тора запрещает лишь такие крайние формы выражения скорби. Плакать она не запрещает. Ибо в природе человека — плакать и печалиться при расставании с близкими. Причем не только, когда он умирает, но и когда он уезжает в далекую страну, где с ним будет невозможно (или трудно) поддерживать связь. Это свойство человеческой природы, и это нет смысла подавлять. Рамбан приходит к выводу: следует придерживаться золотой середины: скорбеть по умершему, но не слишком сильно. Так говорит и Талмуд (Моэд Катан 27 б) и устанавливает четкие рамки скорби: «Первые три дня — для плача и т.д.».
Итак, в природе человека — привязываться к близким людям и плакать при расставании — будь то смерть или просто отъезд. Это надо не подавлять, а только контролировать и придерживаться меры.
Но давайте действительно спросим: почему Б-г создал человека с такой природой? Почему разумом человек может принять Его абсолютную справедливость, но заставить сердце совсем не плакать не может? Ведь умерший в самом деле переходит в будущий мир, где ему положена либо справедливая награда, либо такое же справедливое наказание, так что ничего плохого не происходит. Почему же нам естественным образом жалко до слез и себя, и его?
Поставим вопрос шире: почему и при жизни человека, когда ему плохо, это вызывает у нас жалость и слезы? Почему, когда он становится жертвой насилия или несправедливости, нас переполняет возмущение? Ведь все от Б-га, значит, тот человек, так или иначе, заслужил страдания и ничего печального не происходит. Почему Б-г не дал нам силы взирать на это спокойно и смириться со всем, что происходит по Его воле?
А потому, что вовсе не с этой целью Он нас создал и не с этой целью показывает нам человеческие страдания. Если бы мы могли спокойно на все это взирать, то были бы черствыми и бессердечными и не сделали бы в своей жизни никакого добра. А Б-г желает, чтобы мы были достойными и добрыми, чтобы помогали нуждающимся и боролись против зла и несправедливости. Поэтому Он и заложил в нас естественную любовь к добру и справедливости и неприятие зла. А окружающий нас мир, в свою очередь, Б-г сделал весьма неидеальным, так что нам постоянно предоставляется возможность помогать людям, решать проблемы и бороться со злом — и в результате становиться достойными людьми.
Об этом сказано и в Талмуде (Бава Батра 10а). Великого мудреца раби Акиву спросили: почему Б-г создал бедняков? Раби Акива ответил: чтобы дать нам возможность помогать им и тем самым заслужить награду и спасение.
По этой же причине Б-г заложил в нас чувство жалости к беднякам и несчастным, а также в целом чувство братства и привязанности к людям. А также чувство, что смерть ужасна и трагична. Что именно ощущает умерший человек, нам понять при жизни практически невозможно. И даже бедняк и любой человек, нуждающийся в нашей помощи, может на самом деле не так сильно страдать, как нам кажется. Но это не наше дело — нам Б-г показывает людское страдание и дает чувство жалости к людям, и эти чувства мы должны не подавлять, а, напротив, развивать. Не принимать происходящие у нас на глазах беды и зло спокойно как деяния Справедливого Б-га, а, напротив, не выносить их и делать все, чтобы их не было — именно с этой целью Б-г нам их показывает. Справедливостью будет именно результат наших усилий по борьбе со злом, так Б-г дает нам шанс принять участие в Его справедливом управлении миром.
А если нам не удается добиться того, что кажется нам справедливостью, и становимся свидетелями страданий, а то и смерти человека, то как люди не можем полностью сдержать слез. Да, разумом мы должны признать, что в конечном счете все от Б-га и, если Он не позволил нам добиться своей цели, значит, в данном случае, истинная справедливость более сложна и скрыта, и понимает ее только Сам Б-г. Но сердцем мы должны искренне желать всем хорошей жизни и счастья, а при виде страданий и смерти естественным образом печалиться и плакать. Иначе, если бы мы могли спокойно принять, что все от Б-га, и если бы нам не было жалко умершего, то и при его жизни мы не стремились бы помочь ему и спасти его, и не были бы достойными людьми.
Именно так объясняет известный каббалист рав Яаков Гилель природу зла Сдома (Содома). Его жители из принципа не оказывали никому никакой милости, в их городе по закону нельзя было заниматься благотворительностью или принимать гостей. Откуда такое изуверство? Это результат вполне «правильных» умозаключений: все в мире от Б-га, и Он создал имущих и неимущих. Значит, на то Его Воля, чтобы существовало такое неравенство, чтобы одни были богатыми, а другие бедными. Поэтому любые попытки изменить эту ситуацию — нарушение Воли Б-га. Но это совершенно неверная трактовка Его Воли, и, придерживаясь такой логики, эти люди стали воплощением зла и жестокости. Напротив, Воля Б-га именно в том, чтобы мы стремились изменить ситуацию, представляющуюся нам несправедливой, помогали тем, кто естественным образом вызывает у нас жалость, и в процессе этого становились людьми.
Именно таким был Авраам. По словам мудрецов, абсолютное зло и жестокость Сдома не случайно проявились в мире именно в ту эпоху. Свет ощущается и ценится, только когда контрастирует с тьмой. Поэтому Б-г создал мир так, чтобы добро и зло существовали «одно напротив другого». Авраам был самим милосердием, а Сдом — самим его отрицанием. Тьма тотального зла Сдома была фоном, на котором ярко светилось тотальное добро Авраама.
Авраам посвятил всю жизнь гостеприимству и помощи людям, которых искренне любил и жалел. Горячо любил он и свою жену, был к ней привязан и всеми силами старался ей помогать, избавлять от страданий, сделать их совместную жизнь как можно более долгой и счастливой. Поэтому, когда в конце концов эта жизнь закончилась, то, несмотря на понимание, что в будущем мире Сара обретет блаженство, Авраам, тем не менее, не мог сдержать слез.
С уважением, Меир Мучник