11 ноября 2018 в 12:51
Денис Мартинович / TUT.BY
100 лет назад, 11 ноября 1918 года, в Компьенском лесу (во французской Пикардии) было заключено перемирие, которое считается окончанием Первой мировой войны. Кто участвовал в этом масштабном противостоянии, чем оно отличалось от других конфликтов и как повлияло на судьбу Беларуси? TUT.BY постарался ответить на эти и другие вопросы максимально просто.
Содержание
- Почему началась Первая мировая война?
- Кто воевал против кого?
- В чем особенность боевых действий во время Первой мировой?
- Почему Германия и ее союзники проиграли?
- Что происходило во время Первой мировой в Беларуси?
- Как Первая мировая война изменила карту мира?
- Почему белорусы слабо помнят об этом конфликте?
- В чем главный итог Первой мировой?
- Как Первая мировая война в перспективе повлияла на развитие Беларуси?
Почему началась Первая мировая война?
До начала Первой мировой Европа не знала войны более сорока лет — точнее, с 1871 года, когда завершился конфликт между Пруссией и Францией (вынесем за скобки периодические конфликты на Балканском полуострове).
На фоне технического прогресса и расцвета культуры казалось, что военные конфликты отошли в прошлое. Но, как любят говорить в таком случае, это было затишье перед бурей.
Тогдашний мир был колониальным. К примеру, к началу Первой мировой войны в Африке осталось всего два независимых государства: Либерия, созданная при поддержке США, и Эфиопия, отстоявшая свою независимость от Италии. Также в 1910-м автономию в составе Британского содружества получила ЮАР. Все остальные территории были разделены между европейскими державами.
Германия приступила к захватам позже других европейских стран. Ей требовались рынки сбыта для своей продукции, поэтому она выступала за передел мира. Франция и Англия, основные игроки на колониальном рынке, автоматически стали ее основными противниками.
Впрочем, не стоит считать Германию агрессором, а ее противников — несчастными жертвами. Территориальные претензии к соседям имели едва ли не все участники конфликта. К примеру, Франция мечтала вернуть Эльзас и Лотарингию, которые были потеряны после войны 1870−1871 годов. На территорию Османской империи, которая находилась в кризисе, претендовали основные европейские страны (к примеру, Россия мечтала о захвате Константинополя). Эти, а также множество других факторов (к примеру, союзные обязательства, милитаризм как основная политика европейских стран и др.) делали конфликт неизбежным.
Поэтому убийство австрийского эрцгерцога Фердинанда сербским националистом Гаврилой Принципом было всего лишь поводом для начала войны. Не случилось бы его, «великие державы» нашли бы другое подходящее событие.
Кто воевал против кого?
Немцы хоронят российских солдат, погибших в Нарочской операции у деревни Интока (апрель 1916 г., Поставский район). Фото: gazetaby.com
Как уже отмечалось, основным противником Англии и Франции являлась Германия. Вплоть до 1880-х годов союзником последней оставалась Россия. Но создание Германской империи, чрезмерное усиление этой страны и нежелание поддерживать российские интересы на Балканах сделали эти государства противниками.
Россия начала поиски новых союзников. С Францией удалось договориться быстрее и проще, поскольку между этими государствами было не так много спорных вопросов. В 1891 году обе страны заключили военный союз под именем «Сердечное согласие» (на французский переводится как «Антанта»). А вот с Англией Россия тогда боролась за влияние в Средней Азии и Иране. В результате Британия присоединилась к их союзу лишь в 1907-м.
Союз их противников сложился еще раньше. Германия и Австро-Венгрия заключили военный союз в 1879-м. В 1882-м к ним присоединилась Италия, также опоздавшая к дележке колониального пирога. Так возник Тройственный союз.
Именно в таких составах «тройки» соперников подошли к войне. Уже во время боевых действий случились перегруппировки. Италия перешла в лагерь Антанты. А Болгария и Османская империя присоединились к Тройственному союзу (превратившемуся в Четвертной).
Также на стороне Антанты выступили Сербия и Черногория, Япония и Румыния, в 1917-м к войне присоединились США, а также некоторые страны Африки, Азии, Южной и Латинской Америки.
В чем особенность боевых действий во время Первой мировой?
Свое название Первая мировая получила не просто так. Основные боевые действия разворачивались в Европе — на Западном и Восточном фронтах (Германия боролась там, соответственно, против Франции и России), а также на Кавказском, Салоникском (в Греции) и Итальянском. Но боевые действия также шли в Африке (на территории Мозамбика) и Азии (на территории современного Ирака, Израиля, Китая), а также на море.
Вторая особенность боевых действий — в их характере: война стала позиционной. Европу перерезали фронты, а противники организовали глубокоэшелонированную оборону, прорывать которую еще не научились (отдельные прорывы, как, например, Брусиловский, — скорее, исключение из правил).
К примеру, во время Нарочской операции русские войска всего за десять дней наступления потеряли 77,5 тысячи человек убитыми. При этом они максимально продвинулись вперед всего лишь на 9 км, а в итоге все равно вернулись на исходные позиции.
Неудивительно, что военных операций было сравнительно немного. Так, основные события Первой мировой на территории Беларуси — упомянутая Нарочская, а также Барановичская и Кревская операции. Большую часть времени занимало позиционное противостояние. Недаром знаменитый роман Ремарка получил название «На Западном фронте без перемен».
Во время Первой мировой противники впервые использовали отравляющие газы, а также танки и авиацию (время последних пришло во время Второй мировой).
Общий итог такой войны — 10 миллионов убитых и 20 миллионов раненых.
Почему Германия и ее союзники проиграли?
Вход немецких солдат в Минск. Губернаторский дом. Католический кафедральный костел. Башня-звонница. Февраль 1918 г. Скан открытки из коллекции Ольги Волковой
Еще в XIX веке судьба войн решалась в кровопролитных битвах (например, Аустерлиц или Ватерлоо определили, соответственно, триумф и крах Наполеона). А вот стратегической целью позиционной войны было истощение противника. Сравним эту ситуацию с армрестлингом. Два соперника не предпринимают резких рывков, а очень долго держат руки ровно, пока у одного из них не заканчиваются силы.
Ради объективности, противники периодически пытались решить судьбу войны удачной операцией. Но обычно та заканчивалась кровопролитием и минимальным продвижением вперед.
Германия и Австро-Венгрия изначально обладали меньшими ресурсами, чем их соперники. В условиях войны на два фронта их поражение было неизбежным. Понимая это, немецкие военные разработали «план Шлиффена», который предусматривал быстрый разгром Франции до того, как в войну вступит Россия. Но ряд факторов (в том числе быстрое вступление в войну России) сделали невозможным реализацию этого плана.
В 1918 году Германия выбила Россию из игры (заключив с ней Брестский мир). Казалось бы, осталось добиться победы лишь на Западном фронте. Но ресурсы страны были на исходе. К тому же годом ранее в войну вступили США, что сделало поражение Германии неизбежным.
Что происходило во время Первой мировой в Беларуси?
По разным источникам, от 800 до 923 тысяч белорусов были призваны в российскую армию. 70 тысяч из них погибли. Эти потери вполне сопоставимы с потерями Бельгии, которая считается одной из главных жертв Первой мировой.
В 1915 году немецко-российский фронт на два с половиной года стабилизировался по линии Двинск — Поставы — Сморгонь — Барановичи — Пинск. Беларусь стала ареной боевых действий (жертвы со стороны мирного населения составили около 60 тысяч человек), а западная часть страны оказалась под контролем немцев. Это привело к многочисленным реквизициям и грабежам (причем как со стороны немцев, так и русских — речь как об армии, так и о гражданской администрации).
По словам историка Владимира Богданова, российское командование применяло тактику выжженной земли.
— Старались не оставлять врагу ничего, за что он мог зацепиться. Вывозили оборудование, скот, имущество, разрушали заводы, фабрики, взрывали мосты. Люди делились воспоминаниями: когда в сентябре 1915 года немцы подходили к Сморгони, казаки дали местным жителям три часа на сборы и уход из города.
Власти писали расписки и обещали людям все возместить после окончания войны. Но наступили революционные времена, и об этих обещаниях никто, конечно, не вспомнил.
В результате многие белорусы стали беженцами Их общее число точно установить невозможно. Тем не менее известно, что на 1 июня 1916 г. беженцев насчитывалось 2 757 735 человек. Чуть менее половины из них (47,1%) составляли жители Беларуси. Два года спустя, весной 1918 года, в России находились 2 292 395 беженцев из белорусских губерний. Далеко не все из них вернулись на родину.
Как Первая мировая война изменила карту мира?
Реконструкция Нарочской наступательной операции. Фото: Игорь Матвеев
Изменения произошли кардинальные.
Главный итог войны — распад империй (Российской, Австро-Венгерской и Османской). Вместо них на европейской карте появились множество независимых государств. Некоторые народы ждали независимости долгие годы (например, поляки — со времен третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году).
Первая мировая стала ударом по монархиям. Вместо Германской империи возникла республика. Да и государственные образования, которые появились на месте Российской, Австро-Венгерской и Османской империй, первоначально создавались именно как республики (хотя позднее из-за слабости демократических институтов в них возникли авторитарные режимы).
После Первой мировой войны немецкие колонии перешли под контроль Великобритании и Франции. Кроме того, произошла серьезная «перекройка» европейских границ. При этом уже тогда были завязаны узлы будущих конфликтов. Многим государствам были переданы территории с компактным проживанием национальных меньшинств. Например, в состав Чехословакии вошел регион Судеты, в котором компактно проживали немцы. Позднее это дало повод Гитлеру для вмешательства в дела этой страны. Или, к примеру, в состав Польши были включены белорусские и украинские земли, которые не получили даже автономии.
Еще одним итогом войны стало появление Лиги Наций — своеобразной предшественницы ООН. Возникла организация, с помощью которой страны-победители стремились предотвращать военные действия и урегулировать споры между странами путем дипломатических переговоров. Но реальные механизмы обуздания государств-агрессоров так и не были сформулированы. Поэтому Лига Наций не смогла предотвратить Вторую мировую войну.
Почему белорусы слабо помнят об этом конфликте?
В Западной Европе Первую мировую до сих пор называют великой. Во многом потому, что воюющие страны понесли огромные потери. По некоторым подсчетам, в Первой мировой погибло вдвое больше британцев, втрое больше бельгийцев и вчетверо больше французов, чем во Вторую мировую.
Отличался и характер боевых действий. Французские и английские армии воевали на фронтах все четыре года. Тогда как во время Второй мировой Франция капитулировала достаточно быстро, а Сопротивление все-таки имело характер подпольной и партизанской борьбы.
Как ни цинично это прозвучит, но для политиков этих стран такие жертвы были оправданны. Ведь война завершилась Компьенским перемирием и последующим Версальским мирным договором. А вот Брестский мир, по которому Россия вышла из войны, был лишь одним из многочисленных событий для жителей этих стран.
Для Беларуси (как, впрочем, и для России и Украины) Первая мировая плавно перешла в революцию, борьбу за власть и бесконечную смену политических режимов. Эти события заслонили этот конфликт в сознании людей. А историки, исходя из идеологических установок, делали акцент на приходе большевиков к власти и рассматривали Первую мировую лишь как предпосылку к Октябрю 1917-го.
В чем главный итог Первой мировой?
Парад на площади Свободы перед генерал-фельдмаршалом Эрихом фон Фалькенхайном. Апрель 1918 года. Скан открытки из коллекции Ольги Волковой
Первая мировая создала предпосылки для Второй мировой. Причины этого попробую объяснить через отличия этих двух конфликтов.
При определенной схожести между двумя тоталитарными монстрами (сталинским СССР и гитлеровским Третьим рейхом) Вторая мировая война была действительно борьбой «ради жизни на Земле». Борьбой за свободу и независимость (Германия оккупировала ряд европейских стран от Дании и Норвегии до Польши и Чехословакии). Борьбой против античеловеческой нацистской идеологии, носители которой уничтожали целые народы (евреев и цыган).
Политика союзников по антигитлеровской коалиции (при всех многочисленных разногласиях) была общей: Германия должна быть денацифицирована, фашизм не должен возродиться. И эта позиция была понятна как большинству участников войны, так и их современникам в разных странах. В какой-то степени эти действия можно назвать восстановлением справедливости в память о людях, погибших или умерших во время боевых действий.
А вот Первая мировая война в целом была битвой агрессоров, равных друг другу. В этом конфликте практически не было правых и виноватых стран (возможно, за исключением Сербии). Наказание Германии и ее союзников было не способом восстановления справедливости, о которой в той ситуации речь не шла, а всего лишь попыткой переложить ответственность на чужие плечи.
Проиграй Франция и Великобритания, именно они платили бы репарации, были бы вынуждены отдать Германии часть своих территорий (включая колонии). В любом случае среди проигравших возникло бы стремление реванша. Поэтому будущий конфликт был неизбежен.
Как Первая мировая война в перспективе повлияла на развитие Беларуси?
Белорусское национальное движение стало серьезно развиваться только в начале ХХ века (заметно позже, чем у соседей), поэтому для большинства белорусов был характерен низкий уровень национального самосознания. В Беларуси так и не сформировалась национальная буржуазия, которая могла бы быть заинтересована в создании своего государства и финансировала бы его деятельность.
Возможно, постепенный рост самосознания произошел бы в мирное время. И тогда на повестку дня был бы сперва вынесен вопрос об автономии в составе Российской империи, а затем речь зашла бы и о независимости.
Но процессы пришлось форсировать в условиях войны. С одной стороны, белорусы смогли воспользоваться определенными противоречиями между другими нациями. Например, немцы, оккупировавшие Западную Беларусь, были не заинтересованы в развитии польского национального движения. Поэтому они разрешали открывать белорусские школы (чему противилась царская администрация). И самое главное, прекратила свое существование Российская империя, что позволило Беларуси сделать еще один шаг к независимости.
С другой стороны, неокрепшее белорусское национальное движение оказалось не готовым к резкому скачку (со стороны это напоминало ломку у подростка во время переходного возраста). Возможно, именно поэтому БНР (в отличие от соседей) не смогла реализоваться как полноценное государство.
Не будем забывать, что на территории Беларуси стоял фронт, а среди солдат были популярны большевистские настроения. Это во многом обусловило победу советской власти и последующее включение Беларуси в состав СССР.
По горизонтали
2. Была создана в течение 1941-1942 г, была названа антигитлеровской
5. Начальник Центрального штаба партизанского движения
6. 12.11.1914 Турция провозгласила «священную войну” против держав …
7. Палестина являлась подмандатной территорией
8. Требования одного государства к другому выполнить определенные условия,которое сопровождается угрозой применения силы в случае отказа — это.. .
12. Индустриализация способствовала превращению Россию в … . Государство
14. Глава делегации Соединенных Штатов Америки на первой конференции «большой тройки»
15. Военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в 1882 году
16. Июнь -август 1916 г какой прорыв был
17. Министр иностранных дел Германии, подписавший договор с ссср 23 августа 1939 г
18. Начальником Польского государства стал
20. Государственная политика, основанная на использовании военной силы для разных форм внешнеполитической экспансии
22. 29.9. 1918г. из войны вышла какая страна
23. Это слово немецко-фашистское командование запретило упоминать на оккупированной территории
24. Командующий северо-западным фронтов в годы Первой мировой войны, на которого историки возложили вину за гибель 2-й армии
25. Отрицание войны и насилия
По вертикали
1. генерал, ком. 2-й армией северо-западного фронта, чья армия погибла 30 августа 1914 г.
3. Тип англ. линейного корабля, созданный в ответ на морскую программу Германии
4. Характер первой мировой войны
9. Легендарный военачальник Гражданской войны, маршал, нарком обороны в 1925-1940 гг?
10. Крупнейшее морское сражение в Первой мировой
11. Командующий Донским фронтом в Сталинградской битве и Центральным — в Курской
13. Странна которая агрессивно хотела передела колоний и сфер влияния
19. Конструктор, под руководством которого был разработан самолет ‘Илья Муромец’
21. Стремление пересмотреть итоги проигранной войны
Первая мировая война – одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Она продолжалась более 4 лет. В ней участвовало 38 стран из 59, обладавшим в то время государственным суверенитетом. Под ружье было поставлено 73,5 млн. человек.
Не будет преувеличением сказать, что мировая война явилась продолжением политики территориальных захватов, которую проводили крупнейшие державы. Российская империя не хотела этой кровопролитной войны. Но избежать участия в ней было невозможно, несмотря на все усилия русского императора Николая II. Любая договоренность с Тройственным союзом требовала от России немалых уступок…
Наша страна никогда не отмечала этот день как памятный. Президент Российской Федерации В.В. Путин в 2012 году подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России». В соответствии с этим перечень памятных дат России дополняется датой 1 августа – Днем памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов.
Вопросы викторины:
1. Назовите точные даты начала и окончания Первой мировой войны.
2. Название Первая мировая война появилось лишь в 1939 году. А как современники называли эту войну?
3. Он поэт, гвардеец, доброволец, улан, гусар, разведчик, был награжден «солдатскими» Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени. В первый год войны он написал такие строки:
Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня.
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
Назовите фамилию поэта?
4. 26 августа 1914 года авиатор штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров протаранил самолет австрийского пилота Розенталя, который вел воздушную разведку передвижения русских войск. О подвиге русского летчика писала вся мировая пресса. Что он своим талантом летчика-новатора открыл в истории авиации?
5. Где и кем в годы войны впервые были применены газовая и химическая атака?
6. Битва при Вердене – одна из самых кровопролитных военных операций в Первой мировой войне, чем она закончилась?
7. В результате Брусиловского прорыва на Юго-западном фронте летом 1916 г. были подорваны силы австро-венгерской армии, и она уже до конца войны не могла вести активные действия. Почему он так называется? И почему вошел в историю мирового военного искусства?
8. Назовите фамилию писателя, который во время первой мировой войны был солдатом трех армий – Австро-венгерской, Чехословацкого корпуса в России и Красной армии. Около трех лет он провел на Украине. Самое известное его литературное произведение – «Похождение бравого солдата Швейка во время мировой войны».
9. Самое известное произведение этого английского писателя было задумано на полях Первой мировой войны. Он был офицером Ланкаширского полка, участвовал в одном из самых крупных сражений на реке Сомме, был ранен. И в госпитале сделал первые наброски произведения «Властелин колец». Назовите фамилию писателя.
10. Из какого стихотворения Анны Ахматовой эти строки?
Пахнет гарью. Четыре недели
Торф сухой по болотам горит
Даже птицы сегодня не пели.
И осина уже не дрожит.
11. У поэта Александра Блока есть такие строки:
Петроградское небо мутилось дождем,
На войну уходил эшелон.
Без конца – взвод за взводом и штык за штыком
Наполнял за вагоном вагон.
Как называется стихотворение?
12. Какой герой романа Дмитрия Фурманова начал свою военную карьеру в Первую мировую войну, а в гражданскую командовал 25–й стрелковой дивизией, погиб в 1919 году при попытке переплыть реку Урал?
Ответы на вопросы вы можете найти в книгах на выставке «Дни воинской славы и памятные даты России» в центральной городской детской библиотеке:
1) Всемирная история в 24 томах. Т. 19. Первая мировая война. — Минск: Литература, 1997.
2) Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. 3 История России. ХХ век. – Москва: Аванта+, 1996.
3) Кубаев М. Н. Сто великих побед России / Михаил Кубаев. – Москва: Вече, 2010.
4) Первая Мировая война 1914 – 1918 годов / Авт. – сост.:Авдеева и др. – Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014.
Ждем ответы до 1 сентября по электронной почте: children.ru@bk.ru
или приносите по адресу:
ул. Механизаторов, 6. второй этаж.
Часы работы с 10.00-18.00
выходные: воскресенье, понедельник.
Ответы на вопросы викторины принимаются организаторами конкурса в электронном виде в течение суток – с 12-00 часов 16.04.2014 до 12-00 часов 17.04.2014 по e-mail: bsk@nios.ru.
Вопросы опубликованы на сайтах: www.bsk.nios.ru и www.nios.ru
Викторина «Новониколаевск и новониколаевцы в Первой мировой войне» проводится в рамках реализации проекта «Библиотека сибирского краеведения» и приурочена к памятной дате – 100-летию начала Первой мировой войны.
Организаторы – Главное управление образования мэрии города Новосибирска и МКОУ ДОВ Городской центр информатизации «Эгида».
В викторине могут принять участие учащиеся 8-11 классов всех видов и типов образовательных учреждений Новосибирска.
Ответы участников, отправленные позднее указанного срока (17 апреля 12 часов) либо не отвечающие другим требованиям Положения, не рассматриваются Организатором викторины.
Ответ на каждый вопрос оценивается по 5-ти бальной системе. Работы, набравшие максимальное количество баллов, становятся победителями.
Правильные подробные ответы на вопросы викторины «Новониколаевск и новониколаевцы в Первой мировой войне» будут выложены на сайтах www.bsk.nios.ru и www.nios.ru 18 апреля 2014 года.
Итоги викторины подводятся Оргкомитетом до 8 мая 2014 года, а церемония награждения проводится не позднее 16 мая 2014 года.
Победители викторины будут награждены дипломами и ценными подарками.
Контактная информация
Викторина
«Новониколаевск и новониколаевцы в Первой мировой войне 1914-1918гг.»
Вопросы
1. Как первоначально называлась Первая мировая война?
2. Какие лозунги и призывы, родившиеся в Первую мировую войну, использовались во время Великой Отечественной войны?
3. Как назывался и как называется теперь Дом-памятник жертвам Первой мировой войны в Новосибирске?
4. Какой женщине-героине Первой мировой войны хотят установить бюст в Новосибирске?
Тыл
5. Какие полки были сформированы, в основном, из новониколаевцев?
6. Какую часть населения Новониколаевска составляли военные в период Первой мировой войны?
7. Какие боеприпасы изготавливали в Новониколаевске во время войны?
8. Какое химическое оружие и из какого сырья хотели производить в Новониколаевске?
9. Сколько госпиталей было в Новониколаевске? Сколько человек одновременно находилось там на лечении?
10. Эпидемии каких болезней пережил Новониколаевск в период Первой мировой войны?
11. Какие промышленные предприятия были построены в Новониколаевске во время Первой мировой войны?
12. Какие спецоперации планировала германская разведка на Транссибе? Какие меры безопасности были предприняты в Новониколаевске?
13. Каких Героев встречал Новониколаевск 15 ноября 1915 года?
Фронт
14. Какой подвиг совершили солдаты и офицеры 53-го Сибирского стрелкового полка?
15. В каких крупных военных операциях принимал участие 41-й Сибирский стрелковый полк? В каком сражении, потеряв почти весь личный состав, полк отразил наступление превосходящих сил противника? Назовите имена Героев.
16. Назовите имена новониколаевцев – полных Георгиевских кавалеров.
17. Назовите основные отличия сибирских стрелков от других частей Русской Армии?
18. Кто из офицеров 41-го Сибирского стрелкового полка был удостоен Золотого Георгиевского оружия за храбрость?
Интеллектуальная викторина
«Первая мировая война: события и лица»
Школьный тур
Пояснительная записка
В рамках подготовки к участию в межмуниципальной научно-практической конференции «Великая забытая война», с целью развития творческих инициатив по изучению и пропаганде истории России, расширения знаний и кругозора по военной истории России, формирования качеств патриота и гражданина проводится интеллектуальная викторина «Первая мировая война: события и лица». Школьный тур викторины является отборочным среди учащихся 9-11 классов.
-
Цель и задачи
Викторина проводится с целью возрождения исторической памяти о героях «забытой» Первой мировой войны 1914-1918гг.; формирования исторического самосознания, чувства патриотизма у подрастающего поколения, развития познавательной активности школьников в изучении истории России.
Задачи:
-
повысить интерес к культурно-историческому наследию России;
-
стимулировать стремление детей к получению новых знаний;
-
развить навыки и умения школьников в поиске нужной информации.
-
Разработку и оценку заданий викторины осуществляет жюри в составе:
-
Участники Викторины
В викторине принимают участие учащиеся школы 9- 11 класса.
-
Сроки и порядок проведения Викторины:
Заявка участников принимается до 10 ноября 2014г.
Викторина проводится 12 ноября 2014 года.
-
Подведение итогов и награждение победителей Викторины
По итогам интеллектуальной викторины определяются два победителя, набравшие наибольшее количество баллов.
Победители награждаются дипломами и рекомендуются для участия в районном этапе викторины
«Первая мировая война: события и лица».
7. Дипломы победителей школьного тура викторины подписываются директором школы.
Интеллектуальная викторина «Первая мировая война: события и лица»
I. Тест
1.Когда началась первая мировая война? а) 1914 б) 1915 в) 1907 г) 1916
2.Сколько стран принимало участие в первой мировой войне? а) 32 б) 25 в) 38 г) 20
3.Когда Россия вышла из первой мировой войны? а) 1915 б) 1918 в) 1919
4.Когда к войне присоединились США? а) 1914 б)1916 в) 1915 г) 1917
5.Основной причиной к началу войны послужило….
А) Возвышение германской расы Б) Убийство Франца Фердинанда В) Потопление Лузитании
6.Когда Германия объявила войну России
А) 1 августа 1914 г. Б) 9 ноября 1915 г. В) Апрель 1914г. Г) 29 июля 1915г.
7. 29 июля 1914г. Россия объявляет о __________________
А) Выходе из войны Б) Брусиловском прорыве В) Всеобщей мобилизации
8. Когда впервые было применено газовое оружие
А) Сентябрь 1914 Б) Апрель 1915 В) Декабрь 1916 Г) Май 1917
9.Кем впервые было применено газовое оружие
А) Османская Империя Б) Франция В) Япония Г) Германия
10. Когда произошел Брусиловский прорыв
А) Июнь 1916г. Б) 29 июля 1914г. В) Июль 1916г. Г) Апрель 1915г.
11.Верденская мясорубка была в
А) 1915 Б) 1918 В) 1916 Г) 1917
12. В 1914г. немцы форсировали через _____________
А) река Сомма Б) река Марна В) река Обь Г) Крепость Верден
13.Весной 1915г. к Антанте примкнула _______________
А) Османская Империя Б) Сербия В) Италия Г) Франция
14. План Германии по ведению войны __________________________
15. Советское правительство заключило Брестский мир с Германией в _____________________.
II. 1. Установите последовательность событий.
А) объявление Австро-Венгрией войны Сербии.
Б) объявление Германией войны России.
В) начало всеобщей мобилизации в России
Г) убийство в Сараево.
Д) объявление Англией войны Германии
Е) вторжение Германии на территорию Бельгии.
Ж) объявление Германией войны Франции.
З) объявление Японией войны Германии.
2. Вставьте пропущенные слова в тексте обозначенные буквами.
3. Установите соответствие между странами и целями, которые они преследовали в Первой мировой войне:
А) Россия |
1) сохранить мировое господство |
4. «Кто есть кто?» Чем известны военные и политики времен первой мировой войны:
В.Вильсон, Ллойд-Джордж, Вильгельм II, Франц-Иосиф, М. Алексеев, А.Брусилов, Л.Корнилов.
5. Назовите фамилии и имена » белых генералов» прославившихся в войне.
6. Назовите фамилию поэта который был награжден «солдатскими» Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степеней. Начало Первой мировой войны он принял с воодушевлением, в первый день войны с Германией написал следующие строки:
Два Рима было во вселенной,
О, Русь! Создай мечом твоим
Вовек незыблемый, нетленный,
Последний, всеславянский Рим.
7. Русский ас, который вторым применил воздушный таран, при этом оказавшись первым летчиком, который сумел после этого выжить. Всего он сбил 32 вражеских самолета (в личных и групповых боях).
Ответы
А |
В |
Б |
Г |
Б |
А |
В |
Б |
Г |
А |
В |
Б |
В |
14)План Шлиффена (Блицкриг)