В статье в хронологической последовательности описаны основные события 366-летнего процесса, результатами которого стали перенос кафедры митрополита из Киева в Москву и возвышение последней как духовного и политического центра Руси.
1157 г. Андрей Юрьевич Боголюбский перемещает икону Богородицы Вышгородской (позднее Владимирской) из Вышгорода (8 км. от Киева) во Владимир (Владимиро-Суздальское княжество). По преданию, икона была написана евангелистом Лукой на доске стола Тайной Вечери. Икона была почитаемой и чудотворной. Сообщается, что Сама Богородица явилась князю Андрею с одобрением его действий. На первый взгляд, событие малозначимое. Однако оно стало пророческим, что показывает дальнейший ход истории.
1169 г. Андрей Юрьевич Боголюбский отправил объединённое войско на Киев. Город был взят приступом впервые в своей истории и разорен. Разорению подверглось всё, кроме храмов. Все церковные ценности были организованно перемещены в Ростово-Суздальскую землю.
Причиной политики Андрея в отношении Киева могло быть желание прекратить междоусобицы на Руси. За Киев шла постоянная борьба русских князей с частой передачей города из рук в руки. Уязвимость Киева со стороны южных степей усложняла обстановку постоянными набегами кочевников. В борьбе за Киев погиб отец Андрея, Юрий Долгорукий.
После взятия Киева Андрей сажал туда второстепенных князей, пытаясь понизить статус города. Но князья не удерживались, а его брат, Глеб, был отравлен в Киеве. Вскоре Андрей также был предательски убит группой заговорщиков из своих приближенных слуг. Несмотря на гибель Боголюбского, вектор перемещения центра духовной и политической силы из Киевской в Ростово-Суздальскую Русь проявился уже достаточно отчётливо.
1223 г. Джэбэ и Субэдэй наносят поражение объединенным войскам русских князей на реке Калке в рамках разведывательного рейда вокруг Каспийского моря. Попутно разорив Крым и напав на Волжскую Булгарию, монголы через степи Казахстана вернулись в Монголию. Киев не был затронут. Поражение на Калке показало, что ослабленная междоусобицами Русь не может противостоять мощной централизованной военной организации. Монголы явно указали Руси на ее слабые места. Русские князья не воспользовались этим уроком и временем, которое им было отмерено до следующего сокрушительного удара. Дальнейшие события говорят сами за себя.
1240 г. Батый и Субэдэй взяли Киев приступом и разорили город.
1242 г. Митрополит Киевский Кирилл III редко бывает в Киеве по причине крайнего запустения разрушенного города.
1246 г. Католический миссионер Плано Карпини, проезжавший в Золотую Орду через Киев, отмечает страшное запустение города. Разруха в Киеве может быть объяснена как жестокой осадой в 1240 году с применением монголами камнеметных орудий, так и отсутствием экономической возможности поддерживать состояние уцелевших каменных строений в связи с монгольским порабощением.
1299 г. Максим, митрополит Киевский, переезжает во Владимир по причине разорения и запустения Киева. В летописи указывается причина в нежелании митрополита терпеть притеснения со стороны монголов. Историк С. М. Соловьев отмечает, что Максим принял решение переместить кафедру после окончательной потери югом России своего статуса с разорением Киева, упадком Галича и Волыни.
1324 г. Гедимин, князь литовский, в рамках борьбы с монголами напал на Киевскую землю, взял Киев и посадил своего наместника. В этом же году монголы совершили успешный ответный поход на Литву. Киев, являющийся в то время малозначительным городом, продолжал платить дань Орде.
1325 г. Петр, митрополит Киевский, по просьбе Ивана Калиты переносит митрополичью кафедру из Владимира в Москву.
1362 г. Великий князь литовский Ольгерд, пользуясь «великой замятней» в Золотой Орде, разбивает монголо-татарских наместников в Киевской земле в битве на реке Синюхе. Результатом битвы стало присоединение большей части современной Украины, включая Киев, к Великому княжеству Литовскому.
1375 г. Болгарин Киприан «ябедничает» на действующего митрополита Алексия и интригами добивается своего рукоположения в Константинополе в сан митрополита Киевского при живом Алексии. Приезжает в Киев, который находится под властью литовского князя и тщетно пытается добиться своего признания у новгородцев и московского князя
1410 г. Фотий, митрополит Киевский, жил в Киеве (сентябрь 1409 — февраль 1410), занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского. Видя, что престол митрополита не может находиться в Киевской земле, всё более подпадавшей в зависимость от католической Польши, по примеру прежних русских митрополитов, перенесших своё местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий на Пасху 1410 года прибыл в Москву.
1437 г. Иоанн VIII Палеолог, византийский император, лично явился в Италию в отчаянной попытке получить помощь от Запада в защите от турок-османов.
1439 г. В Италии происходит Ферраро-Флорентийский собор, на котором была принята уния с Римской католической церковью. Её подписали присутствовавшие на соборе Иоанн VIII Палеолог (византийский император), Григорий III Мамма (Патриарх Константинопольский) и Исидор (митрополит Киевский, грек или болгарин по происхождению)
1441 г. Исидор, митрополит Киевский, прибыл в Москву, взят под стражу, осуждён на соборе русского духовенства за то, что подписал унию. С молчаливого согласия Василия II Тёмного опальный митрополит бежал в Тверь, а затем прибыл в Литву.
1448 г. Московский поместный собор осудил Флорентийскую унию и поставил на Русскую митрополию Рязанского епископа Иону.
1449 г. Великий князь литовский Казимир IV, под властью которого находилась Киевская земля, заключил с московским великим князем Василием II мирный договор, который разделил сферы влияния в Восточной Европе.
1449 г. умирает Иоанн VIII Палеолог и императором Византии становится Константин XI Палеолог, который объявляет себя сторонником православия и противником унии.
1451 г. Константин XI Палеолог формально восстановил православие.
1451 г. Григорий III Мамма, Патриарх Константинопольский, изгнан Константином XI за униатство. Григорий III Мамма, будучи сторонником унии Византии с Римом, присутствовал на Ферраро-флорентийском соборе и горячо защищал необходимость церковного единения между Востоком и Западом. Его позиция была расценена некоторыми, как измена православной церкви, что инициировало против него сильнейшее недовольство верующих, и он вынужден был удалиться в Рим, где и скончался в 1459 году.
1452 г. Видя изменения в политике Византии, Василий II Тёмный заготовил для отсылки императору Константину XI Палеологу доклад, с оправданием самостоятельного поставления у себя митрополита. Все предыдущие митрополиты ставились Константинопольским патриархом. Митрополит Иона был поставлен Московским поместным собором по причине принятия Константинополем унии с Римским католичеством, что фактически означало отход от православия. Теперь, когда Константинополь возвращался в православие, Василий II хотел получить утверждение митрополита Ионы со стороны Константинопольского патриарха.
1452 г. Константин XI Палеолог, теснимый осаждавшим Константинополь султаном Магометом II, в отчаянии снова бросился в объятия унии и начинает переговоры с римским папой.
1452 г. Василий II Тёмный не отсылает доклад из-за изменений в политике Константина XI и начала его переговоров с римским папой.
1453 г. Мехмед II взял Константинополь.
1453 г. Константин XI Палеолог героически погиб, обороняя Константинополь. Последние сохранившиеся в истории слова императора были: «Город пал, а я ещё жив», после чего, сорвав с себя знаки императорского достоинства, Константин бросился в бой как простой воин и был убит.
Константинополь был взят турками. Православные патриархи были снова восстановлены в Константинополе, но они очутились в такой зависимости от турок, с которой никак не могли смириться русские люди. Поэтому падение Константинополя послужило для Руси мощным толчком к установлению своей фактической независимости от патриархов.
1458 г. При Казимире была учреждена Киевская православная митрополия с центром в Вильне, первоначально униатская, с 1470 года в ведении вселенского патриарха Константинополя (в то время как московская митрополия сохраняла автокефалию).
1492 г. Зосима, митрополит Московский, формулирует основы концепции «Москва — Третий Рим».
1523 г. Монах Филофей сформулировал концепцию «Москва-Третий Рим». Процесс переноса духовного и политического центра из Киева в Москву был полностью завершен и идеологически осмыслен.
В 1299 году — 720 лет назад — глава Русской православной церкви митрополит Максим перенес свою резиденцию из Киева во Владимир. Этим своим решением владыка Максим навсегда подтвердил авторитет Владимира как исторической столицы Руси и обозначил перенос центра православия и русской государственности на северо-восточные земли.
Странствующий митрополит
В те времена глав Русской православной церкви — митрополитов Киевских — назначал константинопольский патриарх. До падения Константинополя и появления своих русских патриархов было еще очень далеко.
Когда и где родился митрополит Максим, доподлинно неизвестно. Но летописи сообщают, что он был греком, в 1283 году назначен митрополитом Киевским вместо скончавшегося Кирилла.
На Руси было нестабильно. Князья продолжали междоусобные войны, но уже с участием татаро-монголов, которые установили политический контроль над большинством русских земель. При такой обстановке митрополиту как центральной фигуре невозможно было просто сидеть в своей резиденции. Вот владыка и разъезжал по стране. Достаточно вспомнить, что предшественник Максима митрополит Кирилл умер, находясь в Переславле-Залесском.
Реальная политическая и военная сила сместилась с юга на северо-восток. Киев был уже не тот. Хотя, судя по всему, Максим сначала планировал по обычаю базироваться именно там. Сразу после прибытия к новому месту службы митрополит отправился на переговоры в Золотую Орду к хану Туда-Менгу, ведь кроме всего прочего глава русской церкви был порученцем византийского иерарха и императора.
Исторический факт: ханы в целом уважительно относились к православной церкви. Она была освобождена от уплаты дани, в том числе и этим, считают ученые, объясняется расцвет монастырей в то время. Кстати, в столице Орды Сарае действовала православная епархия, охватывающая даже земли кочевников на востоке.
Во град Богородицы
Урегулировав отношения с ханом, митрополит Максим вернулся в Киев. Там он в 1284 году объявил сбор русских епископов, но решение уехать из Киева уже зрело. Есть данные, что сначала владыка направился в Брянск, а уже потом во Владимир. К этому времени ордынский хан назначал великого князя Владимирского как самого главного из князей на Руси. Хотя на верховенство претендовали и Переславль, и Тверь.
По всей видимости, именно политические причины сподвигли Максима на переезд. Историк Соловьев также пришел к этому выводу: «Максим сделал решительный, окончательный шаг, которым ясно засвидетельствовал, что жизненные силы совершенно отлили с юга на север, и… Киев потерял прежнее значение и благосостояние».
Но летописец думал иначе. Дескать, митрополит больше не желал терпеть в Киеве притеснения со стороны татаро-монголов. Но кто от татарского вмешательства был застрахован во Владимире?
Изменение 300-летней традиции пребывания митрополичьей резиденции можно было оправдать только знамением свыше. И оно случилось!
Митрополиту Максиму, как гласит его житие, уже во Владимире «во время сна явилась Богородица и похвалила его за решение перевести кафедру в Ее град». Как тут не вспомнить о видении Андрея Боголюбского, после которого Владимир и стали называть городом Богородицы.
В знак особого покровительства Дева Мария подарила владыке Максиму омофор (плат, который часто изображается на иконах Божьей Матери — Прим. авт.). Проснувшись, митрополит обнаружил этот омофор в своих руках.
Владимирский князь Андрей Александрович, сын Невского, велел изготовить для омофора золотой ковчег. И тот будто бы хранился в Успенском соборе вплоть до нападения на Владимир татарского отряда Талыча в 1411 году. По преданию, тогда омофор где-то спрятал ключарь собора Патрикей, от которого враги так и не дознались про тайники с реликвиями (киноверсия этих событий показана в фильме Тарковского «Андрей Рублев» — Прим. авт.).
В память о чудесном видении митрополита была написана икона — Богоматерь Максимовская. Она считается чудотворной.
Дела и слова Максима
Итак в 1299-м митрополит Максим переселился «с клиросом и с всем житием своим» во Владимир. Владимирскую епархию он возглавил сам, а местного епископа Симона перевел в Ростов Великий. С той поры до XVIII века Владимирская епархия входила в Митрополичью, затем Патриаршую, а еще позже Синодальную область.
Из важнейших дел митрополита Максима современникам особо запомнилось, что в 1300 году он лично возвел в Новгороде в сан архиепископа очень почитаемого там святителя Феоктиста.
Именно владыка Максим создал нынешнюю систему постов для православных. Кроме Великого поста установил Апостольский (Петров), Успенский и Рождественский посты и утвердил условия соблюдения постных дней по средам и пятницам.
Максим особо призывал паству к церковным, венчанным бракам, которыми, видимо, в эпоху потрясений многие пренебрегали. «Пишу и о том, чтобы вы, чада мои принимали жен от святой Соборной и Апостольской Церкви, жена для спасения человеческого. Если же держите их в блуде, без венчания: что за помощь тебе? Нет, упрашивай и понуждай их, пусть, стары ли или молодые оне, венчаются в церкви», — настаивал митрополит в своем сочинении «Правила о постах и хранении брака».
В 1301 году состоялась еще одна дальняя и знаковая поездка, но уже далеко на юг — митрополит Максим побывал в Константинополе на патриаршем соборе.
Но это все дела религиозные. А было и участие владыки Максима в делах мирских. Митрополит то ли не уловил зарождающегося московского тренда российской государственности, то ли почему-то был не согласен с возвышением Москвы. А жесткую борьбу за ханский ярлык на великое княжение Владимирское тогда вели московский князь Юрий Данилович и тверской князь Михаил Ярославич (позже канонизированный). Митрополит поддержал тверского претендента и сам посадил на великокняжеский престол Михаила Ярославича во Владимире в 1304 году.
В 1305 году митрополит Киевский и Владимирский Максим скончался и был с почестями похоронен в Успенском соборе. Позже он был канонизирован в лике святителей и вошел в Собор владимирских святых.
После смерти Максима владимирский период пребывания митрополичьей кафедры во Владимире продолжался недолго. Следующим митрополитом стал волынский игумен Петр. Новый митрополит пусть не сразу, но поддержал москвичей. Михаил Тверской после победы над московско-татарским войском был вызван в Орду и там убит в 1318 году. А в 1325 году митрополит Петр перевел свою резиденцию в Москву «по просьбе» Ивана Калиты.
…Двадцать шесть лет митрополиты Русской церкви жили во Владимире и отсюда вели правление. Максим своим переездом из Киева завершил то, что начал Андрей Боголюбский в XII веке. Центр русской государственности и православия закрепился на северо-востоке. Прошли века — изменилось все, но знаковое событие более чем 700-летней давности аукается и сегодня: последствия отъезда Киевского митрополита во Владимир стали аргументом в церковных спорах между Москвой, Киевом и константинопольским патриархом по поводу подчинения православной церкви на Украине.
8 Октябрь 2018
Объединение русских земель вокруг Москвы (XIV – первая четверть XVI вв.)
1263–1303 гг. – княжение первого московского князя Даниила Александровича, младшего сына Александра Невского.
1293 гг. – «Дюденева рать» – поход татаро-монгольского войска на Русь, разгром 14 городов, включая Москву, с целью новых поборов и требованием неукоснительной уплаты дани. Разорение Русской земли.
1299 г. – переезд митрополита Максима с клиром из Киева во Владимир-на-Клязьме. Владимирское княжество становится религиозным центром Руси.
1301 г. – присоединение Даниилом Александровичем Коломны к Московскому княжеству.
1303 г., 4 марта – скончался первый московский князь Даниил Александрович, младший сын Александра Невского.
1303–1325 гг. – княжение в Москве Юрия Даниловича, присоединившего Можайск к Московии.
1312 г. – принятие Золотой Ордой мусульманства как государственной религии.
1313–1342 гг. – правление хана Узбека в Золотой Орде, усилившего феодальный гнет над Русью.
1318 г. – поход московского князя Юрия Даниловича и монгольских войск на Тверь с целью установления политического единовластия на Руси.
1325 г. – трагическая смерть в Золотой Орде Юрия Даниловича Московского.
1325–1340 гг. – княжение Ивана Калиты в Москве.
1327 г. – подавление Калитой антиордынского восстания в Твери и начало его сотрудничества с татаро-монголами с целью усиления Великого княжества Московского.
1328 г. – получение Калитой от монгольского хана ярлыка на великое княжение и права сбора дани вместо баскаков. Выстроен Московский Кремль. К Московскому княжеству присоединены территории Русского Севера.
1328 г. – перенесение митрополичьего стола из Владимира в Москву что означало окончательное превращение Москвы в религиозный и политический центр Русской земли.
1337 г. – основание Сергием Радонежским Обители на берегу реки Кончура. С 1345 г. – Троице-Сергиев монастырь. С 1742 г. – Троице-Сергиева лавра.
1340–1353 гг. – княжение Симеона Ивановича Гордого в Москве, стремившегося продолжить политику отца и расширить, насколько возможно, территорию Московского княжества.
1353–1359 гг. – княжение в Москве Ивана II Красного, допустившего политическое ослабление Московского княжества, усиление новгородской вольницы, внутреннее неустройство православной церкви.
1359–1389 гг. – княжение в Москве Дмитрия Ивановича Донского.
1368–1375 гг. – успешная война с Литвой и присоединение Тверского княжества, а также северо-восточной Руси. Стремление к освобождению Русской земли от ордынского ига.
1377 г. – поражение застигнутых врасплох русских войск на реке Пьяне от монгольских войск, которыми было разграблено Нижегородское княжество и взята Рязань.
1378 г. – битва на реке Воже. Победа Москвы над ордынскими войсками. Московское княжество окрепло и открыто перестало повиноваться ордынскому владычеству После этого обе стороны начали готовиться к решающему сражению, собирая последние силы и заручась поддержкой возможных союзников.
1380 г., 8 сентября – Куликовская битва. Победа русских войск над татаро-монголами под началом хана Мамая стала поворотным пунктом в борьбе русского народа с игом Золотой Орды. Великий князь Дмитрий Иванович собрал в народное ополчение представителей почти всех земель Северо-Восточной Руси, которых благословил на битву преподобный Сергий Радонежский. Сражение началось поединком русского воина инока Пересвета и монгольского богатыря Челубея, в котором погибли оба. Куликовская битва стала началом национального освобождения народов Евразии от господства Золотой Орды. Важным следствием Куликовской битвы было усиление роли Москвы в образовании Русского централизованного государства.
1382 г. – разорение Москвы Тохтамышем. Возобновление русскими княжествами выплаты дани Орде.
1389–1425 гг. – княжение Василия I Дмитриевича, продолжившего объединительную политику Дмитрия Донского.
1393 г. – присоединение Нижнего Новгорода к Москве. Глава Суздальско-Нижегородского княжества стал фактическим наместником Великого князя Московского Василия Темного.
1395 г. – разорение Тимуром и окончательное крушение Золотой Орды.
1389–1425 гг. – княжение Василия I Дмитриевича. Присоединение Суздальско-Нижегородского княжества к Москве.
1410 г., 15 июля – битва при Грюнвальде. Польско-литовские войска нанесли поражение Тевтонскому ордену крестоносцев.
1417–1428 гг. – эпидемии чумы на территории Руси.
1422 г., 27 сентября – заключение мирного договора между Тевтонским орденом, Польшей и Литвой.
1425–1462 гг. – княжение Василия II Темного. Дальнейшее политическое усиление Москвы.
1433–1453 гг. – вооруженная борьба между Василием II Темным и звенигородско-галичским князем Юрием Дмитриевичем и его сыновьями за Московское великое княжение. Усиление противоречий в великокняжеской верхушке в связи с выбором путей и форм государственного строительства Русского государства в обстановке татарских набегов, литовской экспансии, политической и экономической консолидации как великих (Московского, Тверского, Рязанского), так и удельных (Галичско-Звенигородского, Можайского) княжеств.
1439 г. – Флорентийская уния – соглашение, заключенное на церковном Соборе во Флоренции об объединении католической и православной церквей на условиях признания православной церковью католической догматики и главенства папы Римского при сохранении православных обрядов. Акт об унии подписал русский митрополит Исидор. Русское духовенство и великий князь Василий II Темный отказались принять Флорентийскую унию, Исидор был низложен.
1462–1505 гг. – княжение Ивана III, сына Василия Темного.
Вступление на великокняжеский престол Ивана (Иоанна) III в 1462 г. названо временем Московской Руси, или Великорусского государства.
В княжение Иванова преемника были присоединены к Москве Псков с его областью (1510 г.), в 1514 г. – Смоленское княжество, наконец, в 1517–1523 гг. Черниговское и Северское княжества были включены в число непосредственных владений Москвы.
Завершение территориального собирания северо-восточной Руси Москвой превратило Московское княжество в национальное великорусское государство и таким образом сообщило Великому князю Московскому значение национального великорусского государя.
Вследствие этого изменилось внешнее положение Московского княжества. До сих пор оно почти со всех сторон было прикрыто от внешних врагов русскими же княжествами или землями вольных городских общин. Так, с севера Москва прикрывалась Тверским княжеством; с северо-востока и востока – Ярославским, Ростовским и до конца XV в. – Нижегородским; с юга – Рязанским и мелкими княжествами по Верхней Оке; с запада – Смоленским, с северо-запада – землями Новгорода и Пскова.
С половины XV в. все эти внешние прикрытия исчезают, и Московское княжество остается один на один с иноземными государствами. В связи с этой переменой во внешнем положении княжества изменилась и внешняя политика московских князей.
Со времен Ивана III московская политика выходит на более широкую дорогу: Московское государство заводит дипломатические отношения с иноземными, западноевропейскими государствами: Польшей, Литвой, Швецией, с орденами Тевтонским и Ливонским, с императором германским и др.
Таким образом, благодаря новым территориальным приобретениям московских князей, во-первых, изменилось внешнее положение Московского княжества, во-вторых, усложнились задачи внешней московской политики. Теперь, когда Русь образовала на своей земле единое политическое целое, встал вопрос о политическом объединении и всей Русской земли. И отсюда уже произрастает вековая борьба соседних славянских государств: Руси и Польши. Простой перечень войн Москвы с Польшей, а затем и с Литвой при Иване III и двух его ближайших преемниках показывает, сколько тяжелого исторического предвидения было в его крымском заявлении. (Он заявил в Крыму, что у Москвы с Литвою прочного мира быть не может, пока московский князь не воротит своей отчины, всей Русской земли, что за Литвой; что борьба будет перемежаться только перемириями для восстановления сил, чтобы перевести дух.) Итак, две войны произошли при самом Иване III, две при его сыне Василии, одна в правление Васильевой вдовы Елены Глинской, а при Иване IV война с Ливонией, сопровождавшаяся продолжительной войной, точнее говоря, двумя войнами, с Польшей, поглотившими около 20 лет его царствования. Всего же за девяносто лет (1492–1582 гг.) не менее сорока ушли на борьбу с Литвой – Польшей. Такова была цена создания нового, сильного Русского государства на карте Европы в начале XVI в.
1466–1472 гг. – путешествие Афанасия Никитина по Персии, Индии и Турции. «Хождение за три моря» – широко известный памятник древнерусской литературы – рассказывает о путешествии в Индию русского купца, описавшего жизнь далекой экзотической страны, быт и нравы ее народа.
1469 г. – первое упоминание в русских летописях города Чебоксары (сейчас столица Чувашской Республики).
1470—1480-е гг. – строительство новых укреплений и соборов Московского Кремля.
1471 г. – поход Ивана III на Новгород. Битва на реке Шелони и присоединение Новгородской феодальной республики к Москве.
1472 г., 12 ноября – Иван III берет в жены племянницу императора Византии Софью (Зою) Палеолог, делает гербом Руси привезенного ею византийского двуглавого орла, выступив в качестве преемника Византии.
1474 г. – присоединение к Москве Ростовского княжества.
1476 г. – Иван III перестает платить дань Орде.
1478 г. – присоединение к Москве Новгородской земли.
1480 г. – «стояние на реке Угре». Падение монголо-татарского ига. После освобождения Русской земли Московское княжество включило в свой состав земли, остававшиеся еще самостоятельными.
1485 г. – присоединение к Москве Тверской земли, что создало противовес политическим притязаниям Великого княжества Литовского на русские территории. Иван III стал именоваться «великим князем всея Руси».
1497 г. – Судебник Ивана III – сборник законов Русского государства; кодифицировал нормы обычного права, уставные грамоты, княжеские указы, способствовал централизации государства; основа общерусского права. Судебник ввел уплату пожилого при уходе крестьянина (крестьянский выход), а также установил единый срок перехода крестьян от одного владельца к другому – Юрьев день (26 ноября).
1503 г. – церковный собор. Отказ Ивана III от идеи секуляризации церковных земель и поддержка светской власти иосифлян.
1505 г. – смерть Ивана III.
1505–1533 гг. – правление Василия III, продолжившего политику отца и деда по созданию единого централизованного государства.
1510 г. – присоединение Пскова к Москве.
1512–1522 гг. – русско-литовская война – война между Великим княжеством Московским и объединенными силами Великого княжества Литовского и Польского королевства. Мир 1508 г. был временной передышкой, так как обе стороны были недовольны его результатами. Василий III готовился к новому столкновению. К этому его подталкивало и начавшееся крымско-литовское сближение. Опасаясь вероятной войны на два фронта, Василий решил не дожидаться, пока Литва и Крым объединят свои силы. Поводом стали слухи о плохом обращении в Литве с сестрой Василия – Еленой (вдовой литовского князя Александра), а также весть о том, что Сигизмунд способствовал нападению крымских татар на южные российские рубежи. В 1512 г. государь выступил в поход. Так началась самая длительная и, по мнению ряда историков, самая кровопролитная из русско-литовских войн.
1514 г. – присоединение к Москве Смоленска, более 110 лет находившегося под властью Литвы.
1521 г. – объединенные силы крымских и казанских татар совершили поход на Москву, разорили Подмосковье и получили дань.
1521 г. – присоединение Рязанского княжества к Москве. Образование крупнейшего по тем временам в Европе государства, известного с XVI в. под названием Россия.
1522 г. – присоединение Новгород-Северского княжества к Великому княжеству Московскому.
Сергей Сергеевич Иванов
Наталия Олеговна Трифонова
История России IX–XXI веков в датах
Другие новости и статьи
» Опыт формирования и становления воинской дисциплины в армии
Медаль «Генерал армии Хрулев» «
Запись создана: Понедельник, 8 Октябрь 2018 в 17:23 и находится в рубриках Кашеварная часть.
метки: история, Москва
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика
В конце XIII века митрополит Максим перевез православную кафедру из разоренного Киева во Владимир. Через несколько лет, с 1305 года новый митрополит Петр из Владимира часто ездил в Московское Царство. В это время там правил Иван Калита. Перенос резиденции митрополита в Москву произошел, прежде всего, из-за доверительных отношений между духовником Петром и князем Иваном.
В 1325 Иван Калита становится единоличным московским князем. В этот же год митрополит Петр переносит кафедру в Москву. Таким образом, Московское княжество становится единым центром православия на Руси. Кроме того, историки говорят о ряде важных последствий:
- Москва укрепляется как политический и религиозный центр;
- В княжестве отсутствовали собственные епархии, поэтому перенос резиденции не ограничивал чьих-то интересов и прошел без конфликтов;
- Власть Московского княжества выдало льготы для священнослужителей и митрополита;
- Из Москвы православное духовенство Руси могло на равных общаться с Константинополем;
- Таким образом, митрополит расширял свои полномочия на все земли, которые концентрировались вокруг Москвы.
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
А) «В первые же годы своего правления князь добился того, что в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра. Он сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что этот святитель жил в Москве больше, чем в других местах. Пётр умер и был погребен в ней. Гроб святого мужа был для Москвы так же драгоценен, как и пребывание живого святителя: выбор Петра казался внушением Божьим. Другие князья хорошо видели важные последствия этого явления и сердились; но поправить дело в свою пользу уже не могли. Во все продолжение своего правления князь ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличить свои владения, с другой — оказывать влияние на князей в прочих русских землях. В этом помогала ему более всего начавшаяся вражда между Тверью и Ордой. Княживший в Твери князь Александр Михайлович принял участие в народном восстании, в котором тверичи убили Чол-хана и перебили всю его свиту. Узбек очень рассердился, узнав об участи Чол-хана, и, по некоторым известиям, послал за московским князем, но, по другим известиям, московский князь поехал в Орду сам, торопясь воспользоваться тверским происшествием. Узбек дал ему ярлык на великое княжение и 50 000 войска. Присоединив к себе еще князя суздальского, московский князь пошел в Тверскую волость; татары пожгли города и села, людей повели в плен и, по выражению летописца, положили пусту всю землю Русскую. Спаслись лишь Москва да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 гривен серебра и множество даров. Александр бежал в Новгород, потом в Псков, но и оттуда его вынудили уехать в Литву. Обстоятельства продолжали благоприятствовать Москве…..»
Б) «…Князь же великий, распределив полки, повелел им через Оку-реку переправляться и при казал каждому полку и воеводам: «Если же кто пойдет по Рязанской земле, — не коснитесь ни единого волоса!» И, взяв благословение от архиепископа коломенского, князь великий перешел реку Оку со всеми силами и отправил в поле третью заставу, лучших своих витязей, чтобы они сошлись со сторожей татарской в степи…. Князь же Олег Рязанский услышал, что князь великий соединился со многими силами и следует навстречу безбожному царю Мамаю да к тому же вооружен твердо своею верою, которую на бога-вседержителя, всевышнего творца, со всею надеждой возлагает. И начал остерегаться Олег Рязанский и с места на место переходить с единомышленниками своими, так говоря: «Вот если бы нам можно было послать весть об этой напасти к многоразумному Ольгерду Литовскому, узнать, что он об этом думает, да нельзя: перекрыли нам путь. Думал я по старинке, что не следует русским князьям на восточного царя подниматься, а теперь как все это понять? И откуда князю помощь такая пришла, что смог против нас трех подняться?» Князь же Ольгерд Литовский, в согласии с прежним замыслом, собрал литовцев много и варягов, и жмуди и пошел на помощь Мамаю. И пришел к городу Одоеву, но, прослышав, что князь великий собрал великое множество воинов, — всю русь и словен, да пошел к Дону против царя Мамая, — прослышав также, что Олег испугался, — и стал тут с тех пор недвижимо, и понял тщетность своих помыслов, о союзе своем с Олегом Рязанским теперь сожалел, метался и негодовал, говоря: «Если человеку не хватает своего ума, то напрасно чужого ума ищет: никогда ведь не бывало, чтобы Литву поучала Рязань! Ныне же свел меня с ума Олег, а сам и пуще погиб «.
1) Речь в отрывке идет о князе московском Юрии Даниловиче.
2) рязанскому князю Олегу и литовскому князю Ягайло не удалось принять участие в битве на стороне ордынцев
3) победа князя Дмитрия Ивановича над Мамаем окончательно избавила русские земли от необходимости выплачивать Орде дань
4) Речь идет о князе, которого прозвали «собирателем земли русской»
5) Перемещение кафедры митрополита из Владимира в Москву при Иване Калите сделало её духовной столицей Руси
6) События, описываемые в отрывке, произошли во второй половине XIV в.