- Пантеизм, деизм, теизм Конспект лекций по основному богословию для 1-го класса семинарии
- Пантеизм С.В. Булгаков
- Пантеизм прот. Олег Давыденков
- Пантеизм А.И. Осипов
- Теизм и пантеизм прот. Николай Боголюбов
***
Пантеи́зм (от греч. πᾶν (пан) – всё, и θεός (теос) – бог, божество) – философское учение, основанное на идеях:
1) о Боге как безличном начале;
2) о причастности всех существующих вещей Божественной субстанции (сущности).
Пантеизм имеет 4 основные формы:
- теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия;
- физиомонистический пантеизм, согласно которому существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования;
- трансцендентный (мистический) пантеизм, который обычно обозначают как панентеизм;
- имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах.
***
«Пантеизм — это прежде всего форма атеизма» (Шопенгауэр).
1) Пантеизм не является стройной системой мировоззрения. В принципе, это название объединяет множество самостоятельных направлений. Общим связующим стержнем классических пантеистических концепций служит убеждённость в том, что основу всего мироздания составляет единая Божественная субстанция. В строгом смысле существует только одна эта субстанция. Она является причиной самой себя, вечна, не подвержена делению, всецело заключена вся во всём. Многочисленные вещи обнаруживают лишь её всевозможные проявления. Все эти вещи индивидуально изменчивы и все вовлечены во всеобщее мировое движение.
«Природа… — отмечал Джордано Бруно, — есть не что иное, как Бог в вещах». «Порожденное и порождающее… и то, из чего происходит порождение, всегда принадлежат к одной и той же субстанции» (Изгнание торжествующего зверя; О причине, начале и едином).
Согласно утверждению Бенедикта Спинозы, предметы умопостигаемого и чувственного мира являются лишь аспектами или модусами единого Божественного Существа. Даже протяженность — атрибут бесконечного Бога.
2) Несмотря на то, что пантеистическое учение строится на уверенности в существовании Бога, многие идеологи сближают его с атеизмом. И это не удивительно. Ведь роль Единого Бога, декларируемая этим учением, фактически сводится к роли первоосновы вселенной. Материалисты же видят первооснову в вечно существующей, вечно движущейся материи (по сути, наделяя её сверхъестественными Божественными свойствами). Отсюда и возможность сопоставления пантеизма с «научным» материализмом.
Кроме того, пантеистической проповедью о том, что Бог не творил мир из ничего и вообще не является Личностным Духом, обессмысливается церковная жизнь, обессмысливается и личная молитва как средство общения с Мировладыкой. Через это пантеисты сближаются с атеистами по духу мятежности и богоборчества.
3) В действительности же пантеизм представляет собой форму самого изощрённого идолопоклонства. Ибо пропагандируя, что всё существующее причастно субстанции Бога, пантеисты, по сути, обожествляют вселенную, как в целокупности, так и каждую её малую часть: звезды, животных, камни, деревья, пищевые отходы и даже нечистоты (ср.: Бенедикт Спиноза: «Кроме Бога нет и не может быть представлена никакая субстанция» (Этика, положение XIV)).
Чем движимы представители этого учения в первую очередь — желанием унизить Создателя или стремлением возвеличить себя? — сказать трудно. Но вот один пример. Если Адам, захотев стать как Бог, разумел под этим греховным желанием уподобление Ему в мудрости, пантеисты не просто «уподобляют» себя Богу, но и силятся доказать, что они уже — боги по естеству.
См. также: Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция»
***
См. БОГ, АБСОЛЮТ, МОНОТЕИЗМ
Модуль 1.
1. Основными чертами философии В.С. Соловьева являются …
1) религиозность
2) материализм
3) софийность
4) радикализм
2. Автор термина «философия» – это __________.
ОТВЕТ: Пифагор
3. Основоположник рационалистического метода в новоевропейской философии …
1) И. Кант
2) Ф. Бэкон
3) Б. Паскаль
4) Р. Декарт
4. Раздел философии, в котором рассматриваются вопросы бытия, – это __________.
ОТВЕТ: онтология
5. Термин «философия» в переводе с греческого:
а) любовь к власти;
б) любовь к деньгам;
в) любовь к мудрости;
г) любовь к детям.
6. Учение о причинно-следственных связях – это __________.
ОТВЕТ:
7. Учение о ценностях – это _______.
ОТВЕТ: аксиология
8. По мнению древнегреческого философа Сократа, главной целью философии является …
1) познание Вселенной как единой органической целостности
2) позитивное знание
3) религиозное знание
4) познание человеком самого себя
9. Философское учение о том, что Бог и мир тождественны — это …
ОТВЕТ:
10. Хронологическая последовательность периодов развития философской мысли:
21) Средневековая философия;
12) Античная философия;
43) Философия эпохи Просвещения;
34) Философия эпохи Возрождения;
55) Марксистская философия.
11. Предмет или явление, имеющее важность и значимость для людей и в определенных условиях оказывающееся ориентиром их жизни:
а) мировоззрение;
б) ценности;
в) убеждения;
г) идеалы.
12. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в философии …
1) Марксизма
2) Нового времени
3) Просвещения
4) Античности
13. Раздел философии, изучающий отношение материального и духовного – это __________.
ОТВЕТ:
14. Функция философии, способствующая формированию у человека представлений об основных ценностях, называется …
1) методологической
2) эвристической
3) прогностической
4) аксиологической
15. Философом, рассматривающим в качестве сверхчеловеческого духовного начала мировую волю, является …
1) Платон
2) Дж. Беркли
3) А. Шопенгауэр
4) Демокрит
16. Установите соответствие между представителями древнегреческой философии и онтологической проблематикой.1). Гераклит 2). Пифагор3). Парменид 4). Демокрит 5). Платон
1) универсальность изменений в мире
2) атомы, движущиеся в пустоте
3) числа и их соотношения
4) неподвижность и единство сущего
5) умопостигаемые идеи и чувственно-конкретные вещи
17. Устойчивая система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе называется …
ОТВЕТ:
18. Основное отличие позиции реализма от номинализма заключалось в том, что…
1) номиналисты были последовательными агностиками, а реалисты нет
2) реалисты были атеистами, а номиналисты – креационистами
3) реалисты признавали самостоятельное существование общих свойств, а номиналисты нет
4) номиналисты были сторонниками монотеизма, а реалисты – политеизма
19. Термин «Будда» в переводе с санскрита означает:
а) просветленный;
б) божественный;
в) истинный;
г) святой.
20. _________ могут быть индуктивными и дедуктивными.
ОТВЕТ:
21. Форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов, называется…
1) понятием
2) суждением
3) описанием
4) словом
22. Концепцию «Сверхчеловека» в философии сформулировал …
1) С.Кьеркегор
2) Э. Кассирер
3) Ж.-П. Сартр
4) Ф. Ницше
23. Памятник китайской письменности, комментарии к которому положили начало философии Древнего Китая:
а) «Ли — цзин» («Записки об обрядах»);
б) «Ши — цзин» («Книга песен и гимнов»);
в) «Шу — цзин» («Книга истории»);
г) «И-цзин» («Книга перемен»).
24. Принцип «недеяния» в даосизме:
а) следование естественному пути;
б) необходимое вмешательство в происходящее;
в) планирование своих действий;
г) полная бездеятельность.
25. Общей для науки и философии чертой, является …
1) человеческое понимание мира
2) рациональный характер
3) личностный характер
4) вера в сверхъестественное
26. Философия Платона имеет характер…
1) материализма
2) скептицизма
3) субъективного идеализма
4) объективного идеализма
27. Автором произведения «Философия общего дела» является …
1) Н. Фёдоров
2) Н. Данилевский
3) Вл.Соловьев
4) Н. Бердяев
28. Значение принципа «жень» в конфуцианской философии:
а) позиция золотой середины;
б) гуманность, человеколюбие;
в) активное отношение к миру;
г) интерес к естествознанию.
29. Значение термина «Дао» в китайской философии:
а) естественный закон вещей;
б) состояние всеобщего благоденствия;
в) сыновняя почтительность;
г) верность правителю.
30. Создателем классического психоанализа является …
1) К. Юнг
2) Э. Фромм
3) З. Фрейд
4) А. Адлер
31. Необратимость является характерным свойством …
ОТВЕТ:
32. Стремление любые проблемы разрешать по образцу алгоритмов технического знания называется…
1) техницизм
2) технология
3) технократия
4) технофобия
33. Основа всего сущего (по мнению Пифагора) – это _________.
ОТВЕТ: число
34. Античный философ, представитель атомистического учения:
а) Протагор;
б) Гераклит;
в) Демокрит;
г) Анаксимандр.
35. Диалог с целью обретения истины — это
ОТВЕТ:
36. Гуманистический антропоцентризм полагает сущностью человека и проявлением его равенства с Богом…
1) творчество
2) бессознательное
3) совесть
4) космическую универсальность
37. Цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, ее «закат», «упадок», рассматривал …
1) О. Шпенглер
2) К. Маркс
3) В.С. Соловьев
4) Н.Я. Данилевский
38. Основатель этики в античной философии:
а) Сократ;
б) Фалес;
в) Платон;
г) Аристотель.
39. Предметом изучения социальной философии является…
1) сущность общества, специфика его бытия
2) познание, источники и формы знания
3) сущность и природа человека, специфика его бытия
4) бытие, формы и способы бытия мира
40. Теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания — …
ОТВЕТ:
41. Центральная категория философии Платона – это ____________.
ОТВЕТ: идея
42. Античный философ, автор диалога «Государство» – это ____________.
ОТВЕТ Платон
43. Правители в идеальном государстве (по мнению Платона):
а) ремесленники;
б) воины;
в) аристократы;
г) мудрецы.
44. Науки и предметы их исследования, выделенные Аристотелем: 1) логика; 2) физика; 3) этика; 4) эстетика; 5) риторика:
21) природа;
42) искусство;
33) человеческое поведение и его нормы;
54) красноречие;
15) законы и формы мышления.
21) «Метафизика»;
42) «Поэтика»;
33) «О душе»;
54) «Риторика»;
15) «Первая аналитика».
46. Функция философии, которая выражается в обобщении окружающей действительности, создании мыслительно-логической схемы, системы окружающего мира, называется …
1) гносеологической
2) прогностической
3) воспитательно-гуманитарной
4) мыслительно-теоретической
47. Философское направление, к которому принадлежали Плотин, Порфирий, Ямвлих:
а) неоплатонизм;
б) стоицизм;
в) гностицизм;
г) кинизм.
48. Учение о предопределении истории и судеб людей божественной волей называется …
1) креационизмом
2) сотериологизмом
3) ревеляционизмом
4) провиденциализмом
49. Философское направление, считающее, что сущность человека в своей действительности есть совокупность общественных отношений, называется …
1) марксизм
2) неокантианство
3) неотомизм
4) неопозитивизм
50. Ранняя средневековая христианская философия, в основе которой лежат учения «Отцов церкви» – это _________.
ОТВЕТ: патристика
51. Этап средневековой европейской философии IX-XIVвв.:
а) патристика;
б) софистика;
в) апологетика;
г) схоластика.
52. Характерной чертой русской идеалистической философии является…
1) антропоцентризм
2) строгость логических построений
3) детальная разработка гносеологии
4) системность
53. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов:
а) найти рациональные доказательства веры;
б) исследовать природу;
в) исследовать социальную действительность;
г) сформировать христианскую философию.
ОТВЕТ:реализм
55. Универсалии в средневековой философии:
а) аргументы в пользу бытия Бога;
б) общее, присущее всем конкретным объектам;
в) все реально существующие индивидуальные объекты;
г) каждая вещь, как единство общего и частного.
56. Мыслитель, осуществивший синтез христианского вероучения и неоплатоновской философии:
а) Фома Аквинский.
б) Филон Александрийский;
в) Альберт Великий;
г) Августин Блаженный;
57. Древнейшей формой постижения реальности человеком является…
1) искусство
2) миф
3) наука
4) философия
58. Основоположником учения об атомном строении материи является…
1) Аристотель
2) Эпикур
3) Протагор
4) Демокрит
59. Основателем монадологии является …
1) Барух Спиноза
2) Томас Гоббс
3) Рене Декарт
4) Готфрид Вильгельм Лейбниц
ОТВЕТ:
61. Философия, утверждающая, что Высшая реальность есть не безличная сущность, а Личный Бог – Троица (единосущие при трех ипостасях):
а) буддийская;
б) античная;
в) христианская;
г) арабо-мусульманская.
62. Картина мира, возникшая на основе абсолютизации законов механики, называется …
1) биологической
2) религиозной
3) механистической
4) социальной
63. Креационизмом называется …
1) идеалистическое учение о сотворении мира
2) биологическое учение о сверхъестественном происхождении живых существ
3) течение утверждающее, что мир появился в результате «большого взрыва»
4) религиозная концепция, считающая, что мир сотворен Богом
64. Объектом познания, с точки зрения диалектического материализма, является (-ются)…
1) феномены сознания
2) фрагмент объективной или субъективной реальности, на которую направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта
3) «комплекс ощущений» субъекта познания
4) «вещь-в-себе»
65. Средневековые философы полагали, что человек, как и Бог, обладает свободой:
а) разума;
б) веры;
в) воли;
г) чувств.
66. Философ Средневековья, систематизатор схоластики:
а) Фома Аквинский;
б) Августин Блаженный;
в) Ансельм Кентерберийский;
г) Пьер Абеляр.
67. Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является…
1) осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений
2) рассмотрение человека как самостоятельной, независимой от общества сущности
3) рассмотрение человека исключительно как духовного существа
4) осмысление человека как социального существа
68. Философы эпохи Средневековья:
а) Фома Аквинский;
б) Николай Кузанский;
в) Роджер Бэкон;
г) Николай Коперник.
69. Направление в теологии и философии католицизма, основанное Фомой Аквинским, – это ________.
ОТВЕТ: томизм
70. Культура определенной социальной группы, отличающаяся системой ценностей, традиций, обычаев, правил поведения, особенностями речи, называется …
1) доминирующей культурой
2) субкультурой
3) национальной культурой
4) контркультурой
71. Страна, в которой впервые стало складываться гуманистическое мировоззрение:
а) Германия;
б) Италия;
в) Россия;
г) Нидерланды.
72. Идейные течения, появившиеся в эпоху Возрождения:
а) антропоцентризм;
б) гуманизм;
в) персонализм;
г) космизм.
73. «Отец гуманизма» в Италии:
а) Данте Алигьери;
б) Джованни Боккаччо;
в) Франческо Петрарка;
г) Лоренцо Валло.
74. Философ эпохи Возрождения, родоначальник идеи «пантеизма»:
а) Николай Кузанский;
б) Джордано Бруно;
в) Николай Коперник;
г) Томазо Кампанелла.
75. Основные черты натурфилософии эпохи Возрождения:
а) развитие астрономических знаний;
б) распространение идей деизма;
в) развитие схоластических знаний;
+г) исследование земных (физических) законов.
76. Главная причина общественных катаклизмов, указанная в учениях философов-утопистов (Т. Кампанелла, Т. Мор):
а) недостаток знаний;
б) деятельность правителей;
в) человеческое несовершенство;
г) частная собственность.
77. Главный фактор, определивший формирование философии Нового времени:
а) развитие протестантизма;
б) развитие естественных наук;
в) становление абсолютной монархии;
г) подъем революционного движения.
78. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая и культурная интеграция человечества называется…
1) идеологизация
2) глобализация
3) информатизация
4) технологизация
79. Характерной чертой мифологической картины мира является…
1) вера в единого бога
2) рассмотрение предельно общих, начальных оснований бытия
3) стремление экспериментально подтвердить представления о происхождении мира и человека
4) синкретизм знаний и верований, фантазии и реальности
80. Философ Нового времени, автор высказывания «Мыслю, следовательно, существую» – это _________:
ОТВЕТ: Декарт
81. Главный атрибут материи, по мысли Рене Декарта:
а) делимость;
б) протяженность;
в) вечность;
г) изменчивость.
82. Основной метод научного познания, согласно Декарту, – это ________.
ОТВЕТ: дедукция
83. Источник человеческого знания, согласно Джону Локку:
а) вера;
б) опыт;
в) интуиция;
г) мысль.
84. Укажите понятие, противоположное по смыслу понятию «истина».
1) «гипотетическое знание»
2) «предрассудок»
3) «заблуждение»
4) «ложь»
85. Соответствие философов и направлений: 1) Р. Декарт; 2) А. Бергсон; 3) Ф. Бэкон; 4) Б. Спиноза; 5) Д. Локк:
31) эмпиризм;
12) рационализм;
43) пантеизм;
24) интуитивизм;
55) сенсуализм.
86. Соответствие философов и эпох: 1) Платон; 2) Р. Декарт; 3) И. Кант; 4) Ж.-Ж. Руссо; 5) Ф. Аквинский:
41) Французское Просвещение;
32) Немецкая классическая философия;
ПАНТЕИЗМ (от греч. pan — все и teos — бог) — философское учение, согласно которому бог и природа объединены или тождественны. Элементы пантеизма можно проследить в древнекитайской и особенно древнеиндийской философиях. В древнегреческой философии принципы пантеизма были сформулированы Ксенофаном (конец 6 — начало 5 веков до н. э.), объявившим богом весь мир, постигаемый разумом в его целостности. Ксенофан впервые в истории общественной мысли, характеризуя религиозно-политеистические представления греков об антропоморфных богах, выдвинул тезис, сыгравший большую роль в последующем развитии атеистической мысли, о том, что боги создаются людьми по своему образу и подобию. В эллинистически-римскую эпоху пантеизм со значительными элементами материализма был присущ натурфилософским воззрениям стоиков. В средние века наблюдались 2 разновидности пантеизма — натуралистический пантеизм (растворение бога в природе) и мистический пантеизм (растворение природы и человека в боге). Нередко обе эти разновидности пантеизма причудливо переплетались в мировоззрении одного и того же мыслителя; одним из таковых был Иоанн Скот Эриугена (810-877). Мистический пантеизм, провозглашавший возможность для каждого человека без посредничества официальной церкви душевно познать бога, стал основой многих народно-еретических движений. Крупнейшим представителем мистического пантеизма в начале 16 века был Томас Мюнцер. Натуралистический пантеизм, тяготеющий к материализму, достиг значительного развития лишь с эпохи Возрождения. Его представителями были Николай Кузанский (у которого были сильны и мистические мотивы), итальянские и немецкие натурфилософы 16-17 веков. У итальянского мыслителя Дж. Бруно учение о бесконечном боге, отождествленным с природой, стало учением о бесконечности природы. Еще более радикальные материалистические и атеистические выводы под формой пантеизма были сделаны голландским мыслителем 17 века Б. Спинозой. Натуралистический пантеизм также переходил в материализм у немецких мыслителей 18 века (И. Г. Гердер, И. В. Гёте). Ватиканский собор 1869-1870 годов проклял пантеистов как еретиков и безбожников. В современную эпоху, когда восторжествовал как научное мировоззрение диалектического материализм, всякие пантеистические построения — безусловный шаг назад.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН — ПЕРГАМ. 1967.