04 апреля 2014
3D модели памятника из утвержденной проектной документации
20 марта 2014 г. Работы над рельефом знамени «Уходящие на фронт»
Рельеф на знамени «Проводы на фронт»
Прообразом сестры милосердия является Елизавета Федоровна.
17 февраля 2014 г. Готовые детали, лепка, формовочные работы
Рельеф на знамени «Двуглавый орел»
Лепка фигуры офицера (скульптор Андрей Ковальчук)
Фигура офицера у знамени
Лепка рельефа на знамени «Уходящие на фронт»
Рельеф на знамени «Проводы на фронт»
Формовочные работы
В 2014 г. исполняется 100 лет с начала Первой мировой войны, одного из самых трагических событий в истории человечества. В России называли ее Великой войной, Второй Отечественной. Президентом подписан федеральный закон, которым вводится День памяти российских воинов, погибших в 1914-1918 гг., создан Оргкомитет по подготовке юбилейных торжеств. Среди первых приоритетных мероприятий Российского военно-исторического общества — сооружение Памятника погибшим российским воинам.
Участие России в 1-ой мировой войне — одна из важных страниц военной истории, которая не получила достаточного освещения. Не оценена и роль нашей страны в этой войне. Сегодня для многих россиян Первая мировая является неизвестной и безымянной. А она дала героев, которые воевали во славу российского оружия, пожертвовали свои жизни за «Веру, Царя и Отечество». Стоит вспомнить, что добровольно ушли в армию писатель В.В. Вересаев, поэт Н.С. Гумилев, не менее 30 тыс. учителей, большое число врачей. Среди прославленных героев можно назвать Александра Казакова — выдающегося авиатора, который в марте 1915 г. остался жив после воздушного тарана (впервые в мире!), при этом сбив немецкий «Альбатрос». На полях сражений прославились российские полководцы, среди которых Брусилов, Алексеев, Келлер, Деникин, хотя у нас они чаще упоминаются в контексте событий Гражданской войны.
Российская армия понесла и самые большие потери из всех стран-участниц войны. На алтарь Отечества были положены жизни свыше 885 тыс. воинов (погибших и без вести пропавших), ранено — 2,75 млн, пленено — 3,4 млн (по данным ЦСУ СССР, 1925 г.).
Вернуть память о них — наш долг потомков. В сооружении Памятника соединятся боевые и нравственные традиции Отечества, долг Памяти его защитникам, славным героям и полководцам. С инициативой сооружения памятника выступили потомки погибших — члены Российского военно-исторического общества. Обращение Общества было поддержано Министерством культуры РФ и Правительством Москвы. К 1 августа 2014 года, 100-летию со дня начала Первой мировой войны, памятник будет установлен в Москве, в Парке Победы на Поклонной горе.
Со 2 апреля по 16 сентября 2013 г. проводился конкурс на лучший проект памятника (на нашем сайте прошло интернет-голосование за лучший проект).
С 23 июля 2013 г. в выставочном комплексе государственного Исторического музея можно было ознакомиться с работами всероссийского конкурса на архитектурно-скульптурное решение памятника.
С 17 августа выставка продолжила работу в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., где можно было не только оценить пятнадцать лучших проектов, но и осмотреть будущее место расположения памятника в Парке Победы.
Победил в конкурсе проект скульптора А.Ковальчука.
Российским военно-историческим обществом открыты счета для сбора пожертвований на создание памятника «Российским героям и воинам, павшим в годы Первой мировой войны».
А у себя мы помним о них?
Парк рядом с московской станцией метро «Сокол», на месте Братского кладбища, только в 1990-х стал мемориальным. С 1915 года здесь хоронили воинов, погибших от ран в госпиталях. Хоронили сестер милосердия, попавших под пули на передовой. Уже после революции — хоронили красноармейцев. А в 1930-е все 18 тысяч холмиков сровняли с землей, чтобы окончательно вычеркнуть «империалистическую войну» из памяти.
Войну, которую на открытках начала ХХ века называли Второй Отечественной.
На бывшем кладбище, а теперь — парке — сохранилось единственное захоронение — студента Сергея Шлихтера, вольноопределяющегося 266-го Пореченского пехотного полка. Почему одно и почему именно его, мы расскажем в ближайшее время.
«Увечный воин» — это название кинематографа, построенного 100 лет назад в Воронеже организацией инвалидов войны. Здание сохранилось, название — нет. Теперь это кинотеатр «Пролетарий»…
Недавно в Москве поставлен памятник воинам Первой мировой — на Поклонной горе. В Петербурге мемориал солдатам открыли в 2014-м — рядом с Витебским вокзалом. С него отправлялись поезда на фронт. С этого вокзала можно доехать до Царского Села, где недавно отреставрировали Ратную палату. Теперь там музей — как это и задумывалось в 1917 году.
Но история — она ведь не только в бронзовых памятниках и пушках на постаментах. Она — в пачках писем, перетянутых грубой тесьмой и сохранившихся на чердаках и антресолях. В старинных скрипучих семейных альбомах. Бравые усатые солдаты с Георгиевскими крестами на груди смотрят с легкой усмешкой: «Что же ты, братец, не узнал меня?»
В октябре «Родина» презентовала проект «Дорогие мои» и попросила всех делиться семейными историями и фото предков — тех, кто воевал на Первой мировой, тех, кто ждал их дома. Посмотрите, сколько старинных фотокарточек нам прислали, прочитайте эти скудные, но дорогие каждому строки.
Английский режиссер Питер Джексон, автор «Властелина колец» и «Кинг-Конга», всегда интересовался историей Первой мировой, на которой воевал его дед. Сэр Джексон снял удивительный документальный фильм о Первой мировой. Он отсмотрел десятки часов военной кинохроники и сотни интервью с ветеранами, которые записаны в 1960-х. При помощи специалистов расшифровал, что говорят друг другу солдаты на кадрах, замедлил изображение. Сделал его цветным. И Первая мировая стала как будто понятнее, потому что цвета, люди, эмоции — такие же, как сейчас.
— Когда работаешь над восстановлением кадров, видишь живых людей. И они ничем не отличаются от нас с вами, — подтвердил сэр Джексон в интервью ВВС после недавней премьеры фильма.
Его решено показать во всех британских школах. Жаль, что не в наших.
Ведь за каждым кадром чудится и русская речь. Несмотря на то, что кто-то сто лет назад попытался стереть «ту» войну из нашей памяти.
Давно замечено, что в России, в отличие от других стран – участниц Первой мировой, не только практически не сохранилось памятников о ней, но и сама память как будто исчезла. Только к 100-летию начала войны, в 2014 году, ее начали всерьез возрождать на государственном уровне, но конфликт на Украине затормозил этот процесс. И все же август принес сразу две хорошие новости, связанные с мемориалами Первой мировой войны в Москве.
Во-первых, на Поклонной горе был открыт памятник героям Второй Отечественной. Во-вторых, из московской мэрии донеслись известия о намерении пересмотреть разрешенный ранее проект строительства торгово-развлекательного центра в границах территории Братского кладбища, крупнейшего исторического мемориала Первой мировой войны в Москве.
Содержание
На Поклонной и на Братском
Я не художественный критик и не возьмусь оценивать эстетические достоинства нового памятника на Поклонной горе;
его стилистика напоминает мне давно исчезнувший памятник генералу Скобелеву на нынешней Тверской площади, о котором современники отзывались в духе «это скульптурная фотография, а не монумент».
Стилистика эта вполне соответствует общему тону всех изваяний Поклонной горы. Это такое зачарованное в художественном отношении место, что, появись на нем сегодня, допустим, статуя работы Микеланджело, Кановы, Мартоса или Опекушина, она смотрелась бы там инородным телом. Но, впрочем, главное в том, что в Москве все же появился памятник героям Первой мировой.
Что касается Братского кладбища на «Соколе» – видимо, московская мэрия, пусть и с некоторым запозданием, осознала, что в год 100-летнего юбилея начала Первой мировой войны разрешать и начинать строительство коммерческого торгово-развлекательного комплекса на территории крупнейшего военного мемориала, мягко говоря, неуместно. А попросту говоря, кощунственно.
И на Тверской, 13, решили прислушаться к резолюциям Общественной палаты, многочисленным обращениям общественных организаций и жителей района. Обычно в подобных случаях, когда городом даны частным инвесторам и девелоперам обязательства и гарантии, чиновники разводят руками: и рады бы, мол, да неустойки таковы, что городская казна не выдержит. Но история с реконструкцией кинотеатра «Ленинград», на месте которого должно было развернуться доходное строительство, подтверждает, что для мэрии невозможного мало.
Во всяком случае, недавнее письмо Москомархитектуры сообщает в ответ на запрос депутата Госдумы Андрея Туманова: «В связи с многочисленными обращениями граждан в правительство Москвы с категорическими возражениями против увеличения параметров кинотеатра «Ленинград» на заседании Рабочей группы ГЗК по вопросам градостроительной деятельности 19.05.2014 г. поручено департаменту городского имущества г. Москвы рассмотреть вопрос отмены сделки по продаже здания кинотеатра «Ленинград» и подготовить предложения по разработке альтернативной схемы решения вопроса».
Хочется верить, что альтернативной схемой решения станет создание в бывшем кинотеатре экспозиции об истории Братского кладбища и его захоронений, о роли Москвы в Первой мировой войне.
Москва военная: 1914–1918 годы
Такой экспозиции в городе нет, а Москва ее заслужила, потому что памятники Первой мировой возводила не по столичной должности, а по праву фактически прифронтового города. И эта ее роль, как, впрочем, и памятные места, связанные с войной 1914–1918 годов, основательно забыты.
Москва была связана с фронтами Второй Отечественной тысячами зримых и незримых нитей: здесь лечились в десятках госпиталей, больниц, специально открытых и оборудованных лазаретов десятки тысяч раненых.
Здесь похоронены на разных кладбищах более 15 тыс. погибших и умерших от ран солдат и офицеров.
Здесь формировались и отправлялись на фронт пополнения; здесь работали военные учреждения и тыловые команды ушедших на фронт частей.
Это целая история военной Москвы 1914–1918 годов, и у этой истории есть свои памятные места и здания, пока что описываемые и изучаемые энтузиастами. Госпитали, больницы, воинские присутствия, призывные и сборные пункты, казармы, кладбища, воинские храмы. В конце 2013-го – начале 2014-го комиссия по культуре Общественной палаты, которая провела несколько слушаний по мемориалам Первой мировой, не раз обращалась к московским властям с призывом организовать выявление этих памятных мест и зданий, их постановку на государственную охрану. Никакой реакции на эти предложения пока не последовало, но эту работу не поздно начинать и сегодня.
Несостоявшиеся мемориалы столицы
Необходимо помочь и тем общественным объединениям, которые на протяжении многих лет пытаются возродить сохранившиеся московские мемориалы Первой мировой. На Семеновском воинском кладбище, которое сровняли с землей и превратили в сквер, как и Братское, еще несколько лет назад, при «благоустройстве», рабочие выкапывали кости и надгробия. Те, кто послал их устанавливать в сквере детские качели, горки и лавочки, конечно же, не имели понятия о том, что это за место.
Общественникам и приходу храма Воскресения в Семеновском тогда удалось спасти останки солдат, привлечь к работам археологов Мосгорнаследия, огородить мемориальную зону. После этого в Мосгорнаследие был представлен выполненный – по заказу не города, а общественности – акт государственной историко-культурной экспертизы, определявший статус и границы достопримечательного места «Семеновское кладбище».
Прошло несколько лет, но городские власти так и не приняли решения о постановке на госохрану этого старейшего (здесь хоронили солдат еще в петровские времена) военного мемориала Москвы.
В Сокольниках на улице Матросская Тишина реставрирован храм Благовещения, «что при Саперном батальоне», – часть комплекса воинских казарм начала ХХ века, располагавшихся через улицу. Приход мечтает создать при храме мемориальный сквер и сам собирает средства на памятник, не получая никакой помощи от властей. В 2013 году военно-строительный инвестор, не получив даже никаких согласований городских органов власти, начал снос здания воинских казарм (Матросская Тишина, 10) и, несмотря на попытки общественников предотвратить беззаконие, довел его до конца.
Поразительно: реставрируют воинский храм и проектируют сквер с памятником защитникам Отечества, а через улицу крушат экскаватором подлинное здание, где эти самые защитники жили и служили Отечеству!
Проект памятника погибшим в войнах за Отечество солдатам и офицерам–»преображенцам»
ИТАР-ТАСС/ Михаил Метцель
На Преображенской площади тем временем практически восстановили взорванный в 1964 году храм Преображения Господня, тесно связанный с историей гвардейского Преображенского полка. У стен храма также планируется поставить памятник погибшим в войнах за Отечество солдатам и офицерам–»преображенцам», но пожертвований пока не хватает.
Памятник в Вязьме
Нет пока никаких известий и о намерениях возродить главный русский монумент Первой мировой войны в городе Вязьме Смоленской области. Он был открыт 16 июня 1916 года, еще до окончания войны. Жители Вязьмы и солдаты расквартированных в городе запасных полков Западного фронта, на чьи средства возводился памятник, спешили увековечить память павших героев. Сохранилась даже трогательная кинохроника открытия вяземского монумента: волнующиеся лица, парадный марш солдат по площади…
В отличие от монументов нынешнего времени, в вяземском памятнике не было помпезности: это был высокий шестигранный обелиск, увенчанный городским гербом.
Он украшен был вензелями императора Николая II. На обелиске были выбиты фамилии героев Первой мировой войны – уроженцев Вязьмы, например сестры милосердия Риммы Ивановой, кавалера двух Георгиевских крестов, погибшей на фронте в 1915 году. В честь героев рядом с обелиском был разбит бульвар.
В 1920-е годы памятник погибшим на «империалистической» войне был уничтожен, а бульвар переименовали в Красноармейскую улицу.
Главный русский монумент Первой Мировой войны в Вязьме был открыт 16 июня 1916 года, еще до окончания войны. Пока не восстановлен
«На той войне незнаменитой»
Давно отмечено, что в России, в отличие от других стран–участниц Первой мировой, не только практически не сохранилось ее памятников, но и сама память о ней как будто исчезла. Причины этого часто видят в идеологии большевизма, который по ходу военных действий призывал к «поражению своих правительств», а после их окончания заклеймил эту войну как «империалистическую», захватническую, не отвечавшую интересам страны – стало быть, и героев у такой войны быть не могло. Безусловно, в таком объяснении есть правда, но далеко не вся.
Мне хочется прибегнуть здесь к помощи видного русского историка Михаила Покровского, некогда лидера целой школы «историков-марксистов», впоследствии «развенчанного» за излишний схематизм в построениях и «вульгарный социологизм». Конечно, теории о «торговом капитализме» в России XVI века у современных профессиональных историков успехом не пользуются, но к оценкам событий, которых Покровский был современником, стоит прислушаться.
«Империалистская война, – писал Покровский в 1928 году в предисловии к одноименной книге, – у нас в СССР забыта больше, чем где бы то ни было… больше даже, чем в Соединенных Штатах, которых война коснулась раз в десять легче, чем старой России. Две революции, Февральская и Октябрьская, и гражданская война закрыли в памяти современников то, что было раньше, ибо все более раннее отрезано от последующего у нас так четко, как нигде в другом месте… История как таковая не в почете в наши дни, как никогда не бывает она в почете на фоне победоносной революции. Старое сожжено дотла: стоит ли вспоминать, из чего была сделана сгоревшая постройка?»
Покровский был прав: память о Первой мировой была буквально выжжена из сознания современников, а значит, и потомков. Примерно так же, как
огонь Великой Отечественной войны выжег из исторического сознания народа и «освободительный поход» 1939-го, и Халхин-Гол с озером Хасан, и финскую кампанию. Почему и сказано у Твардовского – «на той войне незнаменитой».
Именно поэтому, листая старые подшивки, не сразу понимаешь, что это знакомую нам с детства «империалистическую» войну там называют Великой и Второй Отечественной.
И только через сто лет мы начинаем понимать почему.
Автор — координатор «Архнадзора», член Совета при президенте РФ по культуре и искусству