Е.А. Колосова
Проблемы сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне у современных детей и подростков
В статье представлены результаты межрегионального исследования детей и подростков, посвященного теме Великой Отечественной войны. Главными источниками передачи информации о Великой Отечественной войне для юных являются семья и школа. Появление новых механизмов сохранения памяти о Великой Отечественной войне, наряду с традиционными, оказывает все большее влияние на заинтересованность детей и подростков данной темой, а также на доступность информации о событиях той далекой войны для новых поколений.
Ключевые слова: историческая память, война, детство, чтение.
Великая Отечественная война — важнейшая составляющая Второй мировой, имеющая всемирно-историческое значение. Отечественная война — целая историческая эпоха, вместившая экономические, политические, идеологические, военные, социальные, психологические теории и практики, идеалы, цели, интересы, невиданный патриотизм и героизм1. Новое подрастающее поколение детей, родившихся в начале XXI в., воспринимает эту войну как далекую историю. Однако историю своей страны необходимо знать и не забывать ради будущего. Историческая память о войне 1941-1945 гг. — общенародная ценность, которая формирует духовный капитал России, ее целостность и историческую значимость на мировой арене.
В самом общем виде историческая память — это устойчивая система представлений о прошлом, бытующих в общественном сознании. Ей свойственна не столько рациональная, сколько эмоциональная оценка прошлого. С этих позиций историческая память делит события на хорошие и плохие, она обладает инерционной устойчивостью, сравнительно стабильна, но подвержена и изменениям. Представления о прошлом, сформированные прежде, могут
© Колосова Е.А., 2016
меняться под влиянием различных факторов2 на микро-, мезо- и макроуровнях.
Основными каналами трансляции исторической памяти являются семья, школа, СМИ, государство. В современном обществе трансформируются механизмы сохранения и актуализации пластов исторической памяти и появляются новые механизмы формирования исторической памяти с использованием информационных технологий.
В 2015 г. Россия отметила 70-летний юбилей победы в Великой Отечественной войне. Российская государственная детская библиотека инициировала межрегиональное исследование «Тема Великой Отечественной войны в чтении детей и подростков». Исследование проходило в Липецке, Ставрополе, Севастополе, Симферополе и Москве. Основной целью исследования было выявить, насколько современные дети и подростки испытывают необходимость в изучении истории войны; осуществляется ли передача памяти о событиях войны и ее участниках в семьях; читают ли дети и подростки книги о войне и как относятся к произведениям военной тематики. В опросе приняли участие 585 детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет: 59 % — девочки, 41% — мальчики.
Для большинства детей и подростков слова «Великая Отечественная война» это, прежде всего, великий подвиг России, который нельзя забывать (77%). На втором месте «память о погибших в сражениях за Родину» (61%), на третьем — «уважение к ныне живущим ветеранам и участникам войны» (42%), далее «трагическое и страшное событие в судьбе нашей Родины» (33%), «чувство боли и страдания за безвременно ушедшие жизни миллионов людей» (27%), «неотъемлемая часть моей жизни, истории моей семьи, истории моей страны» (20%), «сострадание к людям, которых затронула война» (17%). И только для 10% — это история давно минувших дней. Для каждого эта Война значит что-то свое, но при этом есть некие общие представления о том, что она значит для истории нашей страны.
Конечно, школьное образование, уроки истории дают ученикам знания об этом важном и трагическом событии в жизни страны, однако они не являются единственными источниками информации для детей. Память о событиях тех лет передается из поколения в поколение в каждой семье, поэтому большинство респондентов (84%) указали родителей и родственников, еще 70% опрошенных детей ответили, что получают такую информацию от учителей, по 52% получают знания от ветеранов и библиотекарей, 11% — от друзей и знакомых.
В качестве источников информации о Великой Отечественной войне дети в основном указывали книги (82%) и школьные учеб-
ники (60%). Однако роль кинофильмов, сериалов также весьма велика (66%), поскольку большинство информации современные дети получают из телевизора и Интернета (50%). Наименее популярными источниками информации оказались газеты и журналы (25%), доступ к которым предоставляется в специализированных библиотеках.
В процессе передачи исторической памяти важна непосредственная коммуникация, обсуждение исторических событий, героев, подвигов. Чаще всего дети обсуждают тему Великой Отечественной войны в кругу семьи, среди родителей и родственников — 75%, на школьных уроках, с учителями обсуждают тему войны 61% респондентов, 36% обсуждают войну с библиотекарями, еще 33% обсуждают эту важную тему с ветеранами и 31% с друзьями и знакомыми. Отметим, что четверть опрошенных детей и подростков ни с кем не обсуждают тему войны 19411945 гг.
Современные учителя включают в школьную программу различные мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, проводятся общегородские и районные мероприятия. В год 70-летнего юбилея Победы также проводилось большое количество культурно-исторических мероприятий, посвященных этой теме; проводились они не только в школе, но и на самых разных культурно-образовательных площадках. Наиболее часто дети встречались с ветеранами (72%), посещали выставки (52%), участвовали в школьных конференциях (38%), в библиотечных мероприятиях участвовала половина (52%) опрошенных. В свободных ответах дети указали, что посещали концерты, митинги и парад в честь Дня Победы.
Одним из основных источников, который формировал историческое сознание и чувство патриотизма, способствовал сохранению памяти поколений, всегда была литература о войне.
Среди мест, где дети и подростки берут книги о Великой Отечественной войне, лидирующие позиции занимают городские и школьные библиотеки (60% и 51% соответственно). 41% опрошенных детей и подростков книги данной тематики имеют дома, в домашней библиотеке (в основном жители Москвы и Севастополя). Только 15% детей и подростков указали, что покупают книги в книжном магазине, это преимущественно жители Москвы. Возможно, это объясняется тем, что в книжных магазинах книги дорого стоят, тогда как в библиотеках доступ к книгам предоставляется бесплатно. Кроме того, ассортимент книжных магазинов в регионах не всегда может удовлетворить спрос на узкоспециализированную тему.
Сегодня на книжном рынке существует огромное количество как отечественных, так и зарубежных книг о Великой Отечественной войне3 — это и переиздания произведений советских авторов, и книги современных писателей, поэтому представляется интересным узнать, какие книги выбирают дети.
Респонденты назвали более 200 наименований разных произведений (повести, романы, стихи и др.). В подавляющем большинстве назывались книги отечественных авторов, многие из них включены в школьную программу по литературе, также встречаются и зарубежные — например, «Дневник Анны Франк», книги Кристине Нёстлингер «Лети, майский жук!», тетралогия Аники Тор «Остров в море».
Большинство опрошенных детей называли несколько книг. Это может говорить об их начитанности, погружении в тему и интересе к нашей истории этого периода. Нередко респонденты помнили только название произведения, но не могли назвать автора, или же указывали только писателя, не конкретизируя, какое из его произведений они читали, например «Рассказы Ивана Сударева». Наиболее читаемыми оказались книги, уже ставшие классикой литературы о войне: В. Катаев «Сын полка», Б. Васильев «А зори здесь тихие» и «Завтра была война», А. Твардовский «Василий Тёркин».
Примечательно, что кроме классических произведений, в списке встречаются современные книги, в том числе написанные в жанре фэнтези (например, «Мы из будущего» А. Шевцова). Несмотря на то что современные авторы не часто обращаются к теме Великой Отечественной войны, она по-прежнему актуальна, и хорошо написанная книга обязательно находит своих читателей.
Не обошлось и без пробелов в знаниях детей о литературе, посвященной Великой Отечественной войне. Эти ответы встречались у детей из разных городов. Респонденты указывали романы Э.М. Ремарка «Три товарища» и «Триумфальная арка», роман Л. Толстого «Война и мир» и стихотворение М. Лермонтова «Бородино». Такие бросающиеся в глаза несоответствия могут указывать на поверхностный интерес некоторых детей к истории не только Великой Отечественной войны, но и страны в целом. Соответственно некоторые дети отождествляют Великую Отечественную войну со Второй мировой войной, другие не отличают и от Первой мировой; а для кого-то слились в одно события 1812 г. и 1941-1945 гг.4
Как известно, дети и подростки — это та категория читателей, которые ищут в книге приключения, динамичный сюжет и ярких героев. Им важно, чтобы было «не скучно». Наиболее привлекательным в книгах о войне, которые прочитали респонденты, оказался динамичный сюжет (47%), яркие характеры, необычные судьбы
(34%). Но самое интересное для ребенка, познающего мир, — каков же предел человеческих возможностей. Поэтому преодоление трудностей человеком как самый привлекательный фактор в книге отметили 46% юных читателей. Треть респондентов привлекает описание военного быта и неизвестные факты истории и меньше привлекает главный герой.
Тем не менее любые исторические события всегда связаны с выдающимися людьми, остающимися в памяти поколений. В теме событий Великой Отечественной войны нельзя было обойти данный вопрос. Имя Г.К. Жукова по-прежнему знают и помнят, некоторые даже читали его мемуары в столь юном возрасте. Наиболее известными из юных героев, имена которых дети называли чаще других — это Шура и Зоя Космодемьянские. Также небезызвестен среди читателей и подвиг Александра Матросова. Часть респондентов указывали имена пионеров-героев: Вали Котика, Зины Портновой, Нади Богдановой, Лёни Голикова, Люси Герасименко, Марата Казея, Муси Пинкензона, Саши Бородулина, Толи Шумова, Кости Кравчука и др. Очевидно, судьбы своих сверстников, отдавших жизнь за Отечество, очень близки юным читателям, истории их подвигов не могут не вызывать сопереживания и восхищения. Были названы и участники подпольной антифашистской комсомольской организации «Молодая гвардия» Ульяна Громова и Сергей Тюленин. Также дети называли и других героев войны и полководцев, таких как К. Рокоссовский, И. Конев, И. Баграмян, И. Кожедуб, М. Неделин, В. Кондаков, А. Покрышкин и многих других.
Знают опрошенные и воинов-земляков, защищавших свои земли от врага. Наряду с маршалами и признанными героями той страшной войны ребята называли и своих дедушек, пусть и не отмеченных высокими наградами, но внесших свой посильный вклад в общее великое дело.
Сравнение читательской культуры детей из разных городов на тему Великой Отечественной войны показало, что существуют некоторые универсальные показатели. Дети и подростки из Ставрополя, Липецка, Севастополя, Симферополя и Москвы, несмотря на географическую удаленность, знают и читают практически одни и те же книги о войне, называют имена одних и тех же героев военных лет, чьи подвиги увековечены в общей культурно-исторической памяти нашего народа и передаются из поколения в поколение на протяжении уже 70 лет.
Однако есть и серьезные отличия, возникающие в силу экономического и социального уровня развития каждого отдельного региона. Доступность литературы, комплектование библиотечных
фондов и книжных магазинов, возможности, обеспеченные местными властями, развитие и проникновение новых информационных технологий в сферу образования — все это влияет на историческую память о Великой Отечественной войне и на интерес к этой теме новых поколений.
Примечание
2 Историческая память: преемственность и трансформации («круглый стол») // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 78.
Что хранит в себе оперативная память
Оперативная память играет важную роль: во время работы компьютера в ней хранятся текущие данные, которые необходимы процессору в тот или иной момент времени. Например, когда вы запускаете какую-нибудь программу, она в первую очередь загружается с жесткого диска в оперативную память и только после этого становится доступной для процессора.
Допустим, вы поработали в какой-то программе и вдруг решили поиграть в очень интересную игру. Для простоты предположим, что вы сначала закрыли свою программу, после чего запустили игрушку. При этом данные, связанные с программой, выгружаются из оперативной памяти, а информация об игре загружается в «оперативку». То есть уже данные игры (а не программы) станут доступны для процессора, что и позволит вам насладиться именно игрой.
Усложним пример. Допустим, вы запустили несколько программ (или игр) одновременно. При этом все связанные с запущенными приложениями данные загрузятся в оперативную память (конечно, если ее объема для этого достаточно). В зависимости от того, на какую конкретно программу вы решили переключиться, процессор обратится именно к тем ячейкам памяти, в которых хранятся данные, связанные с этой программой.
Соединяем узнанное воедино
Как мы уже упоминали, процессор «общается» с оперативной памятью не напрямую, а через специальную микросхему на материнской плате, которая называется северным мостом. При этом процессор, северный мост и оперативная память соединены между собой почти сотней очень тоненьких проводников, которые и называются системной шиной (FSB), о которой мы также уже говорили.
«Для чего вообще нужна оперативная память? – спросите вы. – Почему бы процессору не работать напрямую с файлами программ, хранящимися на жестком диске компьютера?»
Дело в том, что тогда бы возникли серьезные проблемы со скоростью работы компьютера. Пока все существующие в природе жесткие диски работают медленнее оперативной памяти в тысячи раз. Вот и приходится сначала загружать необходимые данные в намного более быструю оперативную память, чтобы процессор мог с ними нормально работать.
Внимание!
Нужно четко представлять, что оперативная память является энергозависимой. Это означает, что, как только вы выключите компьютер (или вдруг пропадет электричество), все данные из оперативной памяти пропадут.
По-английски оперативная память называется Random Access Memory (RAM), что переводится как «память с произвольным доступом». Что это за произвольный доступ? Будем разбираться, как говорится, «на пальцах».
Данные в оперативной памяти хранятся в так называемых ячейках. Каждая ячейка имеет индивидуальный адрес, который состоит из номеров строки и столбца, в которых расположена эта ячейка. Таких ячеек очень много (миллионы), и вместе они составляют двумерную матрицу.
Так вот, произвольный тип доступа оперативной памяти означает то, что если процессору вдруг понадобились данные из ячейки какого-нибудь стотысячного столбца и двухсоттысячной строки, ему не нужно последовательно перебирать все предыдущие тысячи столбцов и строк, чтобы добраться до искомой ячейки. Поиск и обращение к нужной ячейке происходят непосредственно и за счет этого очень быстро, что, согласитесь, достаточно благоприятно влияет на скорость работы.
Иными словами, сочетание «произвольный доступ» означает, что скорость доступа к конкретной ячейке не зависит от ее физического расположения в памяти.
Для сравнения
К примеру, на так называемых ленточных носителях информации реализован последовательный доступ. При таком типе доступа, чтобы прочитать содержимое ячейки (блока) под номером 1000, устройству чтения первым делом необходимо обнаружить начальную ячейку (для чего перемотать магнитную ленту к началу), потом последовательно отсчитать 999 блоков и только после этого произвести чтение из нужной ячейки.
Зададимся вопросом: «Что собой представляет оперативная память или, говоря более понятным языком, как она выглядит?» Это плата с расположенными с двух сторон прямоугольными микросхемами, в которых непосредственно и находится оперативная память (рис. 4.6).
Рис. 4.6. Плата оперативной памяти (один из видов)
На материнской плате оперативная память устанавливается в специально предназначенные для этого слоты (рис. 4.7).
Рис. 4.7. Слоты для оперативной памяти
Следует иметь в виду, что для каждого вида модулей оперативной памяти существуют собственные слоты. То есть вы не сможете, к примеру, установить память SDRAM в слот для DDR SDRAM, и наоборот.
Примечание
Не пугайтесь. Чуть позже вы узнаете, что означают загадочные аббревиатуры SDRAM и DDR SDRAM.
Впрочем, как самостоятельно устанавливать оперативную память на материнскую плату, мы рассмотрим в главе 11, а пока поговорим о ее основных характеристиках и видах.
Объем оперативной памяти
Самой понятной для обычного пользователя характеристикой памяти является ее объем. Как мы уже упоминали, объем современных плат памяти измеряется сотнями мегабайт. Чтобы ваш компьютер работал эффективно, он должен быть «вооружен» достаточным количеством оперативной памяти.
Если перевести наш разговор в русло сухих фактов, то вы узнаете, что для работы в операционной системе Windows XP неплохо бы иметь минимум 256 Мбайт «оперативки» (это необходимый минимум, комфортно работать с таким объемом памяти не получится), а лучше – 512 Мбайт. Если же компьютер работает под управлением Windows Vista, памяти понадобится значительно больше, то есть никак не меньше 512 Мбайт. А если вы хотите насладиться всеми прелестями полупрозрачного и трехмерного интерфейса Vista, придется начинать плясать от 1 Гбайт.
Быстродействие и производительность
Вы уже знаете, что самым быстрым устройством компьютера является процессор. Поэтому задача роста производительности ПК сводится не столько к повышению тактовой частоты ядра процессора, сколько к увеличению скорости работы остальных устройств, чтобы процессор не так долго простаивал, ожидая своих неторопливых коллег.
Оперативная память хоть и работает намного быстрее других внутренних устройств компьютера, все равно сильно отстает от скорости процессора. В связи с этим производители памяти все время пытаются всячески увеличить ее скорость.
Основным параметром быстродействия оперативной памяти является время доступа. Это время, которое проходит между моментом, когда чипсет дает запрос о содержимом ячейки памяти, и моментом, когда к нему возвращается ответ.
Время доступа измеряется в наносекундах. Напомним, что 1 нс = 10–9 с. Такие промежутки времени могут показаться вам неимоверно малыми, но для процессора они все равно остаются очень большими.
Величина, обратная времени доступа, называется тактовой частотой. Этот параметр является более наглядным, так как позволяет реально сравнить скорость работы процессора и оперативной памяти. Например, устаревшие уже типы «оперативки» имели время доступа около 15 нс, что соответствовало тактовой частоте 60 МГц. Современные же типы памяти могут работать с тактовыми частотами 1066 МГц и выше.
Помимо скорости, оперативная память характеризуется таким важным параметром, как производительность (она же – теоретическая пропускная способность). Как производительность процессора зависит от разрядности системной шины, так производительность оперативной памяти зависит от разрядности шины памяти.
Разрядность шины памяти – это количество бит (байт), которые память может одновременно записать или прочитать за раз. Большинство современных типов памяти имеют разрядность шины 64 бита (8 байт) (хотя есть и выше).
Производительность оперативной памяти определяет количество информации, которое память способна принять или выдать за 1 секунду. И вычисляется она простым умножением разрядности шины памяти на скорость памяти.
Но не будем слишком глубоко вдаваться в технические тонкости. Вычислять быстродействие и производительность оперативной памяти вы вряд ли будете, скорее всего, просто купите ту, которая подходит к вашей материнской плате.
Типы памяти и виды модулей памяти
За годы развития компьютерной техники разработчики оперативной памяти постоянно ломали (и до сих пор ломают) голову над тем, как сделать свой продукт более быстрым и производительным. В этой книге мы опустим все технические подробности, любопытные читатели могут найти массу литературы по данному вопросу. На данный момент вам необходимо иметь представление об основных типах памяти (и модулях, в которых они реализованы).
• FPM RAM (Fast Page Mode RAM) – память с так называемым быстрым страничным обменом использовалась в первые годы компьютерной эры. Как мы уже упоминали, оперативная память представляет собой многомиллионную матрицу ячеек. Для ускорения доступа к оперативной памяти она разбивалась на так называемые страницы. Это позволяло увеличить скорость доступа к данным в случаях, когда изменялся только номер столбца ячейки, а номер строки оставался неизменным. Время доступа FPM RAM составляло 200 нс.
• В 1995 году появилась память EDO RAM (Extended Data Output RAM), то есть оперативная память с расширенными возможностями вывода. EDO RAM была усовершенствованной версией FPM RAM. Время доступа данной памяти составляло уже 50 нс, но все равно было еще очень и очень большим (по сравнению со скоростью работы процессоров).
Эти два типа памяти безнадежно устарели и вряд ли уже когда-либо вам встретятся. Хотя, если вам попадется один из первых компьютеров на базе процессора Pentium Pro…
• В конце 1990-х годов производители памяти осчастливили пользователей компьютеров памятью нового типа SDRAM (Synchronous Dynamic RAM) – синхронная динамическая память. Данная память функционировала значительно быстрее предшественниц (время доступа составляло 6–9 нс) за счет синхронизации своей работы с системной платой. Память SDRAM хоть и считается уже морально устаревшей, однако ее все еще довольно часто можно встретить на не очень новых компьютерах. К тому же найти данную память в продаже не так легко.
• Следующим витком эволюции оперативной памяти стала DDR SDRAM. Аббревиатура DDR означает Double Data Rate – удвоенная скорость передачи данных. Как можно догадаться из названия, данная память работает в два раза быстрее SDRAM, и это действительно так. Память DDR SDRAM (и ее потомки) используется практически на всех современных компьютерах. Такая популярность памяти DDR SDRAM объясняется тем, что она способна работать с большинством современных системных плат, функционирующих на высоких частотах.
• Нетрудно предположить, что память DDR2 SDRAM и DDR3 SDRAM – это дальнейшее развитие DDR SDRAM. Эти типы различаются некоторыми технологическими особенностями, но нам это не так интересно. Просто запомните, что DDR2 работает быстрее, чем DDR, а DDR3 – быстрее, чем DDR2.
• Некоторое время лидером в быстродействии являлась память RDRAM (Rambus Dynamic RAM) – динамическая память от компании Rambus. Она работала на частотах 400 и 533 МГц и очень дорого стоила. Из-за своей дороговизны RDRAM не получила широкого распространения и встречается в некоторых компьютерах на базе уже несколько устаревшего процессора Pentium 4. Другие же производители материнских плат решили использовать более доступную память DDR SDRAM.
Вот такие типы памяти существовали либо существуют на рынке компьютерных технологий.
Теперь поговорим о модулях оперативной памяти. Под модулем мы будем понимать плату, на которой расположены микросхемы памяти (см. рис. 4.6). Модули отличаются друг от друга размерами и формой (форм-фактором). Вам могут встретиться модули памяти трех видов: SIMM, DIMM и RIMM.
• Модули SIMM (Single Inline Memory Module – модуль памяти с однорядным расположением выводов) являются устаревшими, так как именно на них реализовывалась память FPM и EDO. Данные модули производились в двух вариантах: 30– и 72-контактные (рис. 4.8).
Рис. 4.8. 30-контактный (сверху) и 72-контактный (снизу) модули SIMM
Отличительной особенностью модулей SIMM являлось то, что их нельзя было устанавливать на материнскую плату по одиночке или в нечетном количестве: 72-контактные модули располагались только парами, а маленькие 30-контактные – группами по четыре штуки. При нарушении этого правила материнская плата просто «не видела» память.
• Модули DIMM (Dual Inline Memory Module – модуль памяти с двухрядным расположением выводов) появились вместе с памятью SDRAM. Эти модули имеют 168 контактов и поддерживают скорости работы 66, 100 и 133 МГц. С появлением памяти DDR SDRAM появились 184-контактные модули, работающие на частоте от 200 МГц. Кстати, на рис. 4.6 изображен именно модуль DIMM.
Хоть 168– и 184-контактные модули DIMM и одинаковы по размерам, они имеют некоторые различия в форме. Это сделано именно для того, чтобы нельзя было установить модуль DIMM с памятью SDRAM в слот для памяти DDR SDRAM и наоборот.
• Как вы уже догадались, модули RIMM поддерживают память RDRAM. Они имеют 184 контакта, такие же размеры, как модуль DIMM, однако и ряд специфических особенностей конструкции (рис. 4.9), которые не позволят установить их в слот для модулей DIMM.
Рис. 4.9. Модуль RIMM
Подытоживая разговор об оперативной памяти, хочется отметить, что все описанные выше параметры вы, как правило, можете найти прямо на модуле памяти. Производители указывают их на специальных наклеечках. Там должна быть приведена информация о емкости модуля памяти, ее типе, быстродействии, рабочем напряжении питания, а также название фирмы-изготовителя. Если вам кто-то попробует продать память без такой наклейки, советуем ее не покупать – наверняка вам пытаются подсунуть какую-нибудь дешевую подделку.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
Содержание
- Убей в себе «слактивиста”
- Сам себе СМИ
- Оперативная память
- 6.3. Сам себе Спилберг (DVD-студия Windows)
- Заведите себе врага
- Процессор и оперативная память
- 8.2. Как представлять себе программы на Прологе
- ПИСЬМОНОСЕЦ: Сам себе «Компьютерру»
- 1.3.3. Оперативная память
- Резюме: Не подпускать к себе конкурентов
- Глава 12 Я противоречу сам себе
Убей в себе «слактивиста”
Убей в себе «слактивиста” Те, кого заворожили возможности «цифровой” политической деятельности, увы, редко могут отличить ее от «слактивизма”, или «диванного активизма”. Эта опасная разновидность слишком часто ведет к беспорядочным гражданским связям (обычно в
Сам себе СМИ
Сам себе СМИ Метки: СМИ, пользовательский контентЖурнал Time в 2006 году присвоил звание «Человек года» интернет-пользователю как таковому, вынеся на свою обложку зеркальный монитор с надписью You, в котором отражается тот, кто взял в руки журнал. Редакция Time тем самым хотела
Оперативная память
Оперативная память Минимальным необходимым объемом оперативной памяти для работы с программой Premiere Pro считается 512 Мбайт для работы с видео формата DV и 2 Гбайт для работы с видео формата HDV.Оперативная память, как и процессор, влияет на быстродействие всей системы в целом,
6.3. Сам себе Спилберг (DVD-студия Windows)
6.3. Сам себе Спилберг (DVD-студия Windows) DVD отличается от CD не только большой емкостью, это еще и особый формат. Он поддерживает создание меню, ускоренную и замедленную перемотку (очень ускоренную и очень замедленную), «перелистывание» разделов… Словом, если вы смотрите фильмы
Заведите себе врага
Заведите себе врага БоритесьИногда лучший способ узнать, каким должно быть ваше приложение — это узнать, каким оно не должно быть. Пусть это будет врагом вашего приложения, и вы будете видеть свет, на который вы должны идти.Когда мы решили создать систему управления
Процессор и оперативная память
Процессор и оперативная память Для комфортной работы с Pinnacle Studio 11 в Windows XP разработчики рекомендуют наличие в системе процессора Intel Pentium или AMD Athlon с тактовой частотой не ниже 1,4 ГГц (для комфортной работы желателен процессор с частотой не ниже 2,4 ГГц).Для работы в Windows Vista
Оперативная память Оперативная память (оперативное запоминающее устройство, ОЗУ, «мозги», «оперативка») – микросхемы, используемые процессором для временного хранения данных при выполнении расчетов. В подавляющем большинстве случаев такая память представлена в виде
8.2. Как представлять себе программы на Прологе
8.2. Как представлять себе программы на Прологе Одной из характерных особенностей Пролога является то, что в нем допускается как процедурный, так и декларативный стиль мышления при составлении программы. Эти два подхода детально обсуждались в гл. 2 и затем многократно
ПИСЬМОНОСЕЦ: Сам себе «Компьютерру»
ПИСЬМОНОСЕЦ: Сам себе «Компьютерру» Сергей ВильяновВот Евгений Антонович обрадовался, получив камеру в подарок. Приятно. А своему другу-то чего приятное не стал делать? Взял бы и подарил. Была бы дружба крепче.И еще непонятна фраза «ушел в руки друга по цене,
Оперативная память Именно оперативная память оказывает очень большое влияние на производительность системы. Компьютер даже с самым мощным процессором будет крайне медленно «ворочаться», если в его памяти тесно приложениям и данным. В таком случае система будет
1.3.3. Оперативная память
1.3.3. Оперативная память Почему эта память — оперативная? Потому что она нужна при выполнении оперативных задач, например открыть Word, запустить почту, посмотреть картинку, поиграть в Квейк и т. д.В оперативную память (ОЗУ, оперативное запоминающее устройство) загружаются
Оперативная память Оперативная память – одно из устройств, от объема и скорости работы которого зависит быстродействие всего компьютера. Ее задача – своевременное предоставление процессору необходимой информации.Наиболее популярны модули памяти DDR2 SDRAM
Резюме: Не подпускать к себе конкурентов
Резюме: Не подпускать к себе конкурентов В данном случае проблема была обнаружена до возможного нанесения ущерба. Конечно, обнаружить такие проблемы во время профилактического аудита безопасности соседних систем удается не во всех компаниях. Многие из них вообще не
Оперативная память Из предыдущего раздела должно быть понятно, что процессор – это устройство, обрабатывающее данные, которые хранятся в памяти. В этом разделе главы мы поговорим об одном из типов компьютерной памяти – оперативной памяти, или ОЗУ (рис. 3.2). Рис. 3.2.
Глава 12 Я противоречу сам себе
Глава 12 Я противоречу сам себе Разбираются разновидности вычислительного способа мышления, определяется реалистичный вычислительный подход к нему.Культура вычислительного подхода к природеВ Кремниевой долине можно встретить буддистов, анархистов, поклонников культа
По прибытии на место, первое, что увидели кадеты, были бескрайние холмы с величественно возвышающимся в центре каменным исполином – Мемориалом Славы. Из краткой лекции, проведенной директором кадетского корпуса В.Н. Диденко, кадеты узнали, что авторами этого сооружения являются бакинский скульптор Э. Шамилов и ростовские архитекторы В.И. и И.В. Григор. Это первый памятник, воздвигнутый на месте кровавых боев, открыт 7 мая 1980 года.
Мемориал Славы представляет собой две бетонные подковообразные стены, символизирующие 130-ю и 416-ю стрелковые дивизии, освобождавшие эти места. Каменные фигуры советских солдат, уходящие в бесконечную высь, как будто напоминают современному поколению о том, какой ценой была завоевана победа. Расположение монумента также неслучайно: на этом месте во времена Великой Отечественной войны находились окопы, пулеметные гнезда и блиндажи советских войск.
Почтив память павших воинов-освободителей, делегация кадетского корпуса направилась вглубь военно-исторического комплекса. Далее экскурсионный маршрут проходил через интерактивную площадку для военной техники, где наряду с другими экспонатами находится довольно редкий танк времен ВОВ – Т-26, который в Ростовской области представлен впервые. Интересен тот факт, что несколько лет назад этот танк нашли поисковики в хуторе Евсеевском Усть-Донецкого района. На протяжении 77 лет он находился под водой и только в сентябре 2019 года был поднят на поверхность и, пройдя реставрацию, занял свое почетное место на Самбекских высотах.
Далее кадеты посетили военно-исторический музей, в 11 выставочных залах которого размещаются экспозиции, рассказывающие о ходе Великой Отечественной войны, о боевых действиях в районе Миус-фронта и о том, как проходила жизнь обычных солдат и офицеров в окопах и блиндажах.
Заключительным этапом маршрута стала Аллея Славы, где захоронены останки павших воинов-освободителей и стела «Журавли», символизирующая навернувшихся из боя защитников нашего Отечества.
Побывав в этом уникальном месте, увидев и ощутив огромную значимость создаваемого военно-исторического комплекса для нашего народа, нельзя не согласиться со словами губернатора Ростовской области о том, что «Самбекские высоты – это дань памяти о бойцах и командирах фронтов Великой Отечественной войны, тружениках тыла и обо всех тех, кто своей кровью и своим самоотверженным трудом приближал Победу, это линия обороны в наших сердцах и нашей памяти от исторического беспамятства».
Пресс-служба Белокалитвинского кадетского корпуса.
Екатеринбуржец Сергей Павлович Мальков принес в редакцию «РГ» нетолстую пачку листков. Ничего из ряда вон выходящего, ни тайн, ни интриг, ни разоблачений. Это просто воспоминания его отца Павла Кузьмича Малькова о некоторых эпизодах войны. И одновременно потрясающая в своей бесхитростности и, как сейчас принято говорить, «эксклюзивности» история, потому что рассказана она не очередному журналисту и не на встрече с молодежью, а дома, за столом или на завалинке, собственному сыну.
Серега с самых малых лет всем детским книжкам предпочитал отцовские рассказы — о дедах и прадедах, о том, как жили до войны, как воевали и как привыкали потом к мирной жизни. Род Мальковых обосновался в деревне Троицкой Курганской области. Там и революцию встретили, и коллективизацию пережили, и голод, и на войну оттуда уходили мужики — отцы и сыновья. Ушел рядовым и Павел Мальков — едва обучившийся грамоте мальчишка из многодетной семьи (в школу ходили до первых холодов, потому что обуви в доме не было), впервые досыта поевший хлеба и каши за год учебы в ФЗО. И первым его солдатским университетом стал пункт подготовки солдат в Чебаркуле. Выдали шинели, обмотки и буденовки, кормили раз в день замешанным с мукой кипятком и выдавали по 125 граммов хлеба из опилок. А в свободное время изучали устройство винтовки Мосина и были мало что понимающей массовкой на едва ли не ежедневных судилищах, когда того или иного солдатика за жалобы на голод и прочие выступления против советской власти специальная комиссия приговаривала к наказанию по 58-й статье УК.
Добровольцы рвались на фронт. И зимой 41-го восемнадцатилетний Паша принял свой первый бой под Новгородом, на озере Ильмень. Командир поставил задачу: наступая колоннами, приблизиться к противнику, на льду перестроиться в шеренги и выбить врага с занятых позиций. Паше досталась многократно простреленная шинель, а вот винтовки, как и многим другим, попросту не хватило. Словно в замедленной съемке он видел, как на ровном льду шквал огня уносит одну за другой шеренги заморенных, вшивых безоружных солдат. Его спасло то, что он шел далеко, в девятой шеренге и, раненый, упал за гору трупов. Он не умел молиться: батюшка из его деревни ушел, после того как в соседней попа привязали к лошади и гоняли ее по селу, пока тот не умер. Но за ночь, проведенную на ильменском льду, другой раненый солдат научил его читать «Отче наш». Через несколько дней, после прихода эшелона с новобранцами, еще одна такая же «атака», но на этот раз с винтовкой, и в третьей шеренге — и еще одно ранение. О бессмысленности этих наступлений «шеренгами», понятное дело, никто не заикался.
Они учились воевать и, голодные, едва передвигающиеся, доползали до немецких окопов и шли врукопашную на сытого, здорового врага. Резали, душили, топили в мерзлой жиже, в крови. Потом сидели и смеялись ртами-впадинами, смеялись! И снимали с убитых ранцы: там были одеяла, спички, еда на пару дней и даже невиданный доселе шоколад. Поэтому Павел Кузьмич не мог смотреть фильмы о войне с упитанными, до зубов вооруженными солдатами — такое это было вранье!
Потом Павел Мальков был разведчиком, не раз ходил за линию фронта. Судьба бросала его в самые страшные жернова — котел в Мясном Бору, куда попала армия генерала Власова, Курская битва, форсирование Днепра, на всю ширину красного от крови… И красивая сытая Европа — Венгрия, Румыния, Австрия: какие они маленькие, сокрушался Павел Кузьмич, не успеешь войти — и снова граница! И мечты о том, как вернутся домой и заживут так же сытно — каждому дадут по бесплатной корове, по козе и по гусю…
Еще была присланная матери похоронка. После контузии и клинической смерти он стал видеть, как ото рта только что умершего человека отлетает светящееся облачко… Это душа, объяснил потом, много лет спустя, атеисту Павлу знакомый священник.
И, конечно, была мирная жизнь. Женился Мальков, дети пошли. Выучился на тракториста. Работали в те годы так, что порой кровь шла носом — будто воевали. Но зато отдыхали, праздновали всей деревней!
— Как они пели, как плясали, как выпить умели! — удивляется Сергей Павлович. — Нужно было не умереть, настрадаться, наработаться, чтобы выплеснуть душу в этом веселье. Как отец любил жизнь, любил ловить карасей и сажать яблони, разводить пчел, прививать деревья, да хоть на пару с другом изобретать двухметровое ружье! Отец прожил девяносто три года и очень хотел жить. Он, всегда рассказывавший мне о самом страшном, больше не желал слышать о смерти.
Вот и этому бы научиться у стариков нынешним нытикам, изнемогающим от груза придуманных и оттого неразрешимых проблем. Успеть их выслушать и научиться…
Ради самих себя
На днях на одном из местных интернет-форумов прозвучал вопрос: «А почему вы не расспрашиваете своих родителей о войне, репрессиях, об истории?»
— Чтобы знать историю, рассказы бабок-дедов не особо помогут, — считают одни.
— Не хочу. Мне больно и тяжело это слушать, — говорят другие.
Но подавляющее большинство все же думает иначе:
— Знаем историю своей семьи достаточно хорошо. Правнуки прадедов не застали, но теперь мы до них историю семьи доносим.
— Все спрашивала, мне интересно было. Дед со стороны папы погиб под Сталинградом, 23 года ему было. Мой сын на него очень похож, прямо одно лицо.
— Наши родные прожили очень трудную, драматичную жизнь. И мы это помним и ценим. А еще во время ВОВ погиб мой дядя, папин старший брат. Он ушел на войну осенью 41-го года, как только исполнилось 18 лет, не вернулся, умер в плену в 44-м. После него не осталось никого. Если не будем помнить мы… Нельзя не помнить.
И в самом деле нельзя. Хотя бы ради самих себя, потому что самые лучшие и безропотные рабы получаются из манкуртов — из тех, кто не помнит.
О личном
— Мам, кто это? — дочь с недоумением смотрит на портрет незнакомого мужчины в обрамлении гвардейской ленты.
— Твой прапрадедушка. Игнатий Лазаревич Черепанов, участник Великой Отечественной войны.
Что я знала о своем прадеде? В Гражданскую служил у Буденного командиром взвода, был любимцем женщин. В 1943-м деду Игнату было уже 45. Что подтолкнуло отца пятерых детей записаться в армию добровольцем, неизвестно. Знаем только, что в составе тяжелого самоходно-артиллерийского полка он дошел до Германии, потерял глаз. От других ранений Бог миловал. И вообще здоровья отвел немерено — когда в 1968-м прадед погиб в результате несчастного случая, выяснилось, что у него никогда не было медкарты.
Моя мама долго искала фотографию для «Бессмертного полка» в семейных альбомах. Нашла одну, 1946 года. На ней дед Игнат в гимнастерке, но без наград.
— Он не хотел рассказывать о войне. Медали после смерти мужа баба Клава отдала одному из десяти внуков, орден забрал старший сын. Там их следы и потерялись.
В рабоче-крестьянских семьях мемуары писать было не принято, поэтому, когда появился портал «Память народа», я попыталась найти там хоть что-то про Игнатия Черепанова. В разделе «Герои войны» вбила в строку поиска фамилию, имя — выпало 25 однофамильцев. И только один из них был Лазаревич. Скупая регистрационная карточка: призван Щучье-Озерским РВК Молотовской области, в часть прибыл 18 июля 1943-го, член ВКП(б), русский, образование — семь классов, звание — красноармеец. Буквы в приказах отпечатаны на машинке, не очень четко, но аккуратно, сверху размашисто красным карандашом важные пометки и подпись командира. Я помню ощущение азарта: а что еще? И удивление: а ведь прадед у меня, оказывается, геройский был. Почему же мы, правнуки, ничего об этом не знали?
Первую медаль «За отвагу» Игнатий Черепанов получил через четыре месяца после призыва — за то, что «при наступлении на город Фастов (Киевская область) вместе с экипажем уничтожил 2 «Тигра», 2 «Фердинанда» и до 60 солдат и офицеров противника, тем самым помог наступлению части». Вторую — летом 1944-го. За это время от рядового он успел дорасти до старшего сержанта.
2 февраля 1945 года, судя по всему, выдалось тяжелым. Небо под местечком Гоннорельд пылало от огня фашистской артиллерии и авиации. Почему экипаж самоходки СУ-122 оказался отрезанным от других, история умалчивает, но именно он первым прорвался в городок и в одиночку удерживал оборону до подхода пехоты. За этот подвиг заряжающий Черепанов получил орден Красной Звезды. А спустя два месяца и орден Отечественной войны II степени — за храбрость при наступлении на Мальхов. Именно в этом бою дед Игнат был ранен. Война для него закончилась 21 апреля 1945-го.
По номерам частей можно проследить весь его боевой путь: Воронежский фронт, 1-й Украинский, 1-й Белорусский. На карте флажками отмечены самые важные операции. Ошибки, конечно, встречаются: в датах, названиях. Например, вместо Нижнеиргинского сельсовета — Нижне-Ергинский, год рождения то 1898, то 1897. Так что тем, кто только начинает поиск, я советую не опускать руки, просматривать все варианты, которые предлагает компьютер.
Подготовила Наталия Швабауэр