Философия П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882 — 1937) — последователь философии всеединства Соловьева, крупнейший представитель русской религиозной философской мысли, энциклопедически образованный человек, полиглот, обладавший блестящими дарованиями и работоспособностью, за что современники называли его «новым Леонардо да Винчи”.
П. Флоренский был прежде всего религиозным философом и оставил большое количество трудов по теологии, истории философии и культурологии. Среди них: «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи”, «У водоразделов мысли. Черты конкретной метафизики”, «Культ и философия”, «Вопросы религиозного самопознания”, «Иконостас”, «Космологические антиномии И. Канта” и др.
Главное произведение П. Флоренского — «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи” (1914). Название работы связано с древним летописным преданием, согласно которому в 1110 г. над Печорским монастырем явилось знамение, столп огненный, который «весь мир виде”. Столп огненный — это вид ангела, посылаемый волею Божией вести людей путями промысла, как во дни Моисея огненный столп ночью вел Израиль. Главная идея книги «Столп ….” состоит в обосновании мысли, что существенное познание Истины есть реальное вхождение в недра Божественного Триединства. То, что для субъекта знания есть истина, то для объекта его есть любовь к нему, а для созерцающего познания (познание субъектом объекта), — красота.
«Истина, Добро и Красота” — эта метафизическая триада есть не три разных начала, а одно. Это одна и та же духовная жизнь, но под разными углами зрения рассматриваемая. Как отмечает П. Флоренский, «духовная жизнь как из «Я” исходящая, в «Я” свое сосредоточие имеющее — есть Истина. Воспринимаемая как непосредственное действие другого — она есть Добро. Предметно же созерцаемая третьим, как вовне лучащаяся, — Красота. Явленная истина есть Любовь. Самая любовь моя есть действие Бога во мне и меня в Боге, — пишет Флоренский, — ибо безусловная истинность Бога именно в любви раскрывает себя… Любовь Божия переходит на нас, но знание и созерцательная радость — в Нем же пребывает.
Для П. Флоренского характерно изложение религиозно-философских идей не от своего имени, а как выражение церковной незыблемости истины. Истина для Флоренского — не условная величина, не средство манипуляции сознанием, а абсолютная ценность, связанная с религиозным сознанием. Абсолютная истина является продуктом веры, которая опирается на церковный авторитет.
Особенность религиозно-философской позиции Флоренского состоит в стремлении найти нравственную основу для свободы духа в господстве православных религиозных догматах и авторитетах.
Центром религиозно-философской проблематики П. Флоренского является концепция «метафизического всеединства” и «софиология”. Его замысел — построить «конкретную метафизику”, основанную на собирании мирового религиозного и научного опыта, т. е. цельную картину мира через узрение соответствий и взаимное просвечивание разных слоев бытия: каждый слой находит себя в другом, узнает, выявляет родственные основания. Эту задачу Флоренский пытается решить на базе «философско-математического синтеза”, цель которого он видел в выявлении и изучении некоторых первичных символов, фундаментальных духовно-материальных структур, из которых слагаются различные сферы реальности и в соответствии с которыми организуются разные области культуры. Физический мир у Флоренского тоже двойственен. Космос — это борьба двух принципов: Хаоса и Логоса. Логос — это не просто разум, но и культура, как система ценностей, которая есть не что иное, как предмет веры. Ценности такого рода имеют вневременной характер. Природа для Флоренского — не феномен, не система явлений, а подлинная реальность, бытие с бесконечной мощью сил, действующих в ней же, а не извне. Лишь в христианстве природа является не мнимым, не феноменальным бытием, не «тенью” какого-то иного бытия, а живой реальностью.
Наиболее сложным в теологической теории П. Флоренского считается понятие Софии, Премудрости Божией, которую он рассматривает как вселенскую реальность, собранную воедино любовью Бога и озаренную красотой Святого Духа. Флоренский определяет Софию как «четвертую ипостась”, как великий корень целокупной твари, творческую любовь Божию. «В отношении к твари, писал он, София есть Ангел-Хранитель твари, идеальная личность мира”.
В своей деятельности и творчестве П. Флоренский последовательно выражает свою жизненную задачу, которую он понимает как «проложение путей к будущему цельному мировоззрению”.
На мировоззрение П. Флоренского оказала большое влияние математика, хотя он и не пользуется ее языком. Он видит, в математике необходимую и первую предпосылку мировоззрения.
Важнейшую черту мировоззрения П. Флоренского составляет антиномизм, у истоков которого он ставит Платона. Сама истина у Флоренского есть антиномия. Тезис и антитезис вместе образуют выражение истины. Постижение этой истины-антиномии есть подвиг веры «познание истины требует духовной жизни и, следовательно, есть подвиг. А подвиг рассудка есть вера, т. е. самоотрешение. Акт самоотрешения рассудка и есть высказывание антиномии”.
Одним из столпов философского мировоззрения Флоренского является идея монадологии. Но в отличие от Лейбница, монада — это не метафизическая сущность, данная логическим определением, а религиозная душа, которая может выйти из себя через отдающую, «истощающуюся” любовь. Это отличает ее от монады Лейбница как пустого эгоистического самотождества «Я”.
Развивая идеи космизма, Флоренский углубляет тему борьбы космических сил порядка (Логос) и Хаоса. Высшим примером высокоорганизованной, усложняющейся силы является Человек, который стоит в центре спасения мира. Этому способствует культура как средство борьбы с Хаосом, но не вся, а лишь ориентированная на культ, т. е. на абсолютные ценности. Грех — это хаотический момент души. Истоки космического, т. е. закономерного и гармонического, коренятся в Логосе. Космическое начало Флоренский отождествляет с божественным «Ладом и Строем”, которые противостоят хаосу — лжи — смерти — беспорядку — анархии — греху.
Решая проблему «Логос побеждает Хаос”, Флоренский отмечает «идеальное сродство мира и человека”, их пронизанность друг другом. «Трижды преступна хищническая цивилизация, не ведающая ни жалости, ни любви к твари, но ждущая от твари лишь своей корысти”. Итак, Хаосу способны противостоять: «вера — ценность — культ — миропонимание — культура”. В центре данного процесса космизации стоит человек, находящийся на вершине и грани двух миров и призывающий силы мира горнего, которые единственно способны стать двигательными силами космизации.
В своем творчестве религиозно-философского мыслителя и ученого-энциклопедиста П. Флоренский как бы воплощал тот идеал целостного знания, который искала русская мысль на протяжении всего XIX и ХХ вв.
Мы давно договорились до того, что если ваша речь построена из правильных слов, несущих правильный образ, она неизбежно и сама собой приводит вас к правильным действиям.
Так же мы давно договорились, что нас не интересует русский, немецкий, казахский или какой-либо ещё язык – нас интересует именно РОДНАЯ РЕЧЬ, та, которая явилось основой всех современных языков на планете.
И первым правилом этой нашей РОДНОЙ РЕЧИ было – ЕСЛИ ВЫ УПОТРЕБЛЯЕТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ СЛОВА, НЕСУЩИЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗ, ТО ОНИ САМИ СОБОЙ ПРИВОДЯТ ВАС К ПРАВИЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ.
Проверим?
Смотри, ты зажёг у себя, как я думал, давно потухший и протухший огонь – тему рептоидов. Но все многолетние, разговоры в этой теме в тех словах и названиях, которые употребляют сторонники рептоидной темы, не приводят нас ни к чему.
Почему?
Потому и только потому, что слово рептоид не содержит устойчивого в веках и понятного всем образа, который бы автоматически приводил к соответствующему действию.
Не напоминай мне про картинки, я помню схожесть образа, сводимый к образу драконов – дальше что?
Давай вызовем драконов на битву?
Как, на основе каких критериев ты собрался делить человечество на рептоидов и людей?
Атропический дерматит? Острые ушки или большие клыки?
Всё, считаю эту тему закрытой, и предлагаю к ней в приличном обществе больше не возвращаться.
За одним исключением – но это не здесь и вряд ли мы успеем до этого дойти – что происходит в пространстве планеты на частотах дегенеративных душ?
Итак, рассматриваем то же самое, но имея ключом корень ДЕ.
ДЕгенерация человечества через разгул ДЕмократии приводит к ДЕградации социума и цивилизации.
Иллюстрация – текущие события в Европе. Повторю.
ДЕГЕНЕРАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЧЕРЕЗ РАЗГУЛ ДЕМОКРАТИИ ПРИВОДИТ К ДЕГРАДАЦИИ ОБЩЕСТВА И ЦИВИЛИЗАЦИИ.
ВСЁ.
За этими словами тысячелетний опыт человечества борьбы с этой проблемой и тонны диссертаций, книг и исследований любителей.
И за этими словами автоматически следуют простые и безхитростные действия, по давно и чётко определённым критериям – по плодам их определите вы их.
Зачем искать сложного – ищи простого.
Элементарно, помимо бритвы Оккама применим форточку Овертона.
Остановить разгул демократии уже не под силу никому. Нас заклюют даже бабушки у подъездов, если не правильно подойти к делу.
Первое.
Необходимо создать абсолютно легитимное общественно политическое движение под прямым и жёстким названием «Убивал, насиловал, грабил — смерть”.
Имеющее своей целью единственное – возвращение в Конституцию России смертной казни за эти преступления.
Официальный девиз и кричалка общества «Не убей, не блядуй, не воруй” или коротко «Не греши” в повторе.
Да, придётся ввести слово блядуй в оборот или попросить специалистов заменить его на сходное, с таким же ударом по сознанию.
Тёрки могут быть только с РПЦ. Ибо даже Папа, я тебя уверяю, в развивающихся событиях должен быть рад появлению, хоть какого-то болта, на котором ещё можно закрутить гайку.
Официальная атрибутика общества – БОРОДА. Повторю ещё раз для не разобравших – БОРОДА. И полицейский фонарь-дубинка, к ручке которого на очень крепкой, но тонкой цепочке, прикреплена маленькая такая метёлка.
Официальный транспорт общества – белый УАЗ Патриот, без надписи Патриот, тем более в латинице.
Отсюда официальная позиция общества – ВНЕ (ещё раз) принципиально ВНЕ ВСЕГО, кроме одной цели – ВОЗВРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИЮ РОССИИ СМЕРТНОЙ КАЗНИ ЗА УБИЙСТВО, ИЗНАСИЛОВАНИЯ И ГРАБЕЖИ.
Больше ничего на первом этапе, форточка Овертона не позволяет всё и сразу.
Даже этого много, сначала бы подготовить общественное мнение, но телевизор мы никогда не увидим и нас в телевизоре без Папы тоже. Причём, смотри экий парадокс, общество к этому готово и просит (смотри коммент у себя, мой ответ на который так и не добрался до вопрошателя, этот текст для него тоже), но нельзя — у нас по этим статьям должно быть всё тихо – это слова твоего читателя.
Надеюсь, ты заметил, что за правильными словами, несущими правильный образ, автоматически последовало требуемое действие по легко определяемым, я бы даже сказал – по известным веками, критериям.
Я опубликую это у себя для того, чтобы ты перепостил.
Своим друзьям миллионерам, изрядно ссущим будущего — а Швейцария ворота сейчас закроет, и входной билет туда будет от ярда франков — закидушку за общество закинул – посмотрим. Остаётся Австралия с Новой Зеландией, но там лето зимой – жесть.
И парень тот, вопрошающий – а выживем ли? – может перепостить это у себя или не делать этого – это и будет ответом на его собственный вопрос.
То же касается и всех твоих читателей – не делайте этого и всё будет толерантно, демократично и по нарастающей, это к гадалке не ходи.
Ну и «загад, который на догад не богат” или «заглядывая в форточку Овертона” – бред этот может быть одним из краеугольных камней той, будущей России, которая скрыта во мраке и ужасе неизбежно грядущих перемен.
И, брат мой, обрати внимание – никаких рептоидов здесь нет.
Классно ты вброс этот сделал – получай обратку. Здорово вы с подругой поработали.
Спасибо.
Павел Флоренский Свиридова Г. И. (Кострома)
Идеи русского философа П. А. Флоренского находят отклик в душе и понимание у человека нашего времени. Рассмотрим его суждения по ряду философских вопросов. Один из них — понимание диалектики.
1. Философское миропонимание включает не только представления о бытии, но и воссоздает многообразие связей, развитие бытия. Диалектика как учение о развитии даёт глубокое понимание мира как связанного целого, помогает осмыслить тенденции его изменения. П. А. Флоренский отмечает связь диалектики с философией: «Философия, как дело творчества (но не как предмет преподавания), философия совершенно неотделима от диалектики, т. е. от процесса вглядывания и, следовательно, мысленного углубления и вживания в реальность. Величайшие образцы философского творчества — лучшие достижения диалектики»1.
П. А. Флоренский высказывает свое мнение и о понятии диалектика: «Слово диалектика в его широком значении — жизненного и живого непосредственного мышления, в противоположность мышлению школьному, т.е. рассудочному, анализирующему и классифицирующему. Это — не речь о процессе мысли, а самый процесс мысли в егo непосредственности — трепещущая мысль, демонстрируемая «ad oculus» (лат. наглядно)».
«В чём же смысл диалектики? — рассуждает далее П. А. Флоренский. — В целостности. Тут нет отдельных определений, как нет и отдельных доказательств. Что же есть? — Есть всё нарастающий клубок нити созерцания, сгусток проникновений, всё уплотняющийся, всё глубже внедряющийся в сущность исследуемого предмета»2. Эти мысли обогащают представления о диалектике.
2. Наряду с суждениями о диалектике П. А. Флоренский как философ размышляет и о терминах, их роли для науки. Известно, что философское мышление открывает всеобщие черты, отношения, присущие не отдельным видам явлений, а всеобщему бытию. Эти знания выражаются в универсальных формах человеческого мышления — понятиях, терминах. Они — итог познания мира на данный момент времени. «Научная речь, — считает П. А. Флоренский, — выкованное из повседневного языка орудие, при помощи которого овладеваем мы предметом познания. Суть науки — в построении или, точнее, в устроении терминологии. Слово, ходячее и неопределённое, выковать в удачный термин — это и значит решить поставленную проблему. Всякая наука — система терминов. Поэтому жизнь терминов и есть история науки… Изучить историю науки — это значит изучить историю терминологии. Термины — это какие-то границы, какие-то межи мысли»3. Это мнение способствует выбору пути в познании наук.
3. Не менее важно, на наш взгляд, то, что П. А. Флоренский уделяет значительное внимание другому философскому вопросу — о душе человека. XX век показал, что насильственное навязывание только материалистического мировоззрения ведёт к серьезным издержкам в духовном развитии, На сегодняшний день упущено многое в духовном воспитании людей. Постоянно слышим о телесных потребностях человека: упорно рекламируют пищу, одежду, обувь и т. п., но о роли духовной жизни человека, о её значении говорят слишком редко. Ценность же человека измеряется не ценой его материальных благ, а тем, что он реально собой представляет, каковы его человеческие качества, что он может дать людям. «Честь, порядочность, совесть — это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек — не человек»4.
В разъяснениях и доказательствах некоторых частностей к сочинению «Столп и утверждение истины» в разделе «Сердце и его значение» П. А. Флоренский приводит выдержки из статьи П. Д. Юркевича, в которой он указывает на источник духовной жизни человека: «Сердце есть средоточие душевной и духовной жизни человека… душевных чувствований, волнений и страстей. Сердце есть исходное место всего доброго и злого в словах, мыслях и поступках человека… оно составляет глубочайшую часть нашего существа»5. В этом разделе П. А. Флоренский дает обоснование своему мнению, обращает внимание на особую роль сердца в жизни человека, на его душу.
4. Следующий философский вопрос о жизни и смерти человека. Он занимает центральное место во всей культуре человечества. Человек может размышлять на эту тему. Она вызывает сильнейшие эмоциональные потрясения, затрагивает глубины внутреннего мира. Знание о грядущей смерти влияет на духовное развитие, обостряет вопрос о смысле и цели жизни, определяет «линию поведения», поступки человека, его взаимоотношения с миром. П. А. Флоренский в разделе «Время и Рок» излагает свое понимание жизни и смерти: «Существование во времени по существу своему есть умирание, — медленное, но неуклонное, наступление Смерти. А Смерть — ничто иное, как более напряжённое, более эффективное время, более обращающее на себя внимание Время. Живя — умираем, умирая — живём. Умирание есть условие жизни. Не бывает настоящего без прошедшего; не бывает жизни без смерти. Смерть завита в акт рождения, и рождаемое — тленно. Рождение и смерть — полюс одного»6. В этих словах отражение истины и призыв к примирению с неизбежным.
5. Важна здесь оценка П. А. Флоренским религии. В наше сложное время человек особенно нуждается в душевном равновесии, в опоре, в вере. На источник душевного равновесия указал П. А. Флоренский. Он пишет о сущности религии: «Религия есть, — или, по крайней мере, притязает быть художницей спасения, и дело её — спасать. От чего же спасает нас религия? — Она спасает нас от нас — спасает наш внутренний мир от таящегося в нём хаоса. Она улаживает душу. А водворяя мир в душе, она умиротворяет и целое общество, и всю природу.
Так, хотя и внешний мир не оставлен религией, однако настоящее место её — душа… религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение. Спасение… есть равновесие душевной жизни»7, — подчёркивает П. А. Флоренский.
Несомненно, идеи известного русского философа П. А. Флоренского внесли значительный вклад в сокровищницу русской философской мысли, оказали и оказывают влияние на умы людей и их духовную жизнь.
Дом Павла Александровича Флоренского (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
В Сергиевом Посаде (бывшем Загорске) множество духовных мест, ставших одновременно достопримечательностями этого города. Один из таких объектов, привлекающих внимание туристов, — Дом Павла Александровича Флоренского на Дворянской улице (сегодня — улица Пионерская), в котором жила семья талантливого ученого, богослова, поэта и священника. Его назвали «русским Леонардо» из-за открытий и изобретений в философии, богословии, филологии, искусствознании, математике, физике, этнографии, музееведении, электротехнике, геологии, опережающих время.
Летом 1990 г. в Сергиевом Посаде на доме № 19 по улице Пионерской, в котором в период времени с 1915 по 1933 гг. жил П. А. Флоренский, была открыта памятная доска, и дом внесли в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
Павел Александрович Флоренский (1882—1937) родился в Евлахе (Елисаветпольская губерния, сейчас — Азербайджан) в многодетной, живущей замкнуто семье. Семнадцатилетний Павел Флоренский, окончивший гимназию с золотой медалью, вдруг осознает, что познание истины возможно только с верой в Бога. Блестяще закончив в 1904 г. Московский университет (физико-математический факультет) и познакомившись с епископом Антонием (Флоренсовым), Павел решает посвятить свою жизнь богослужению, приезжает в Сергиев Посад для получения образования уже в Московской духовной академии, живет в несохранившемся маленьком доме на Петропавловской улице (сейчас улица Первой Ударной Армии) и на целое тридцатилетие посвящает свою жизнь Троице-Сергиевой лавре.
В 1910 г. Павел Флоренский вступает в брак с сельской учительницей начальной школы Анной Михайловной Гиацинтовой. Семья заселяется на Штатно-Садовую улицу (сейчас — Фаворского), где спустя год рождается их первый ребенок Василий, а еще через год Флоренского возвели в сан священника. И в 1915 г. он с домочадцами переезжает в дом напротив лавры на Дворянской улице (сегодня — Пионерская), где родились еще четверо детей.
В доме № 19 на Пионерской улице в гостях у Флоренского часто бывали: былинник Б. Шергин, поэт М. Волошин, философ С. Булгаков, художники, ученые, музыканты. В саду дома весной 1917 г. художник Михаил Нестеров увековечил в своем полотне «Философы» портреты Флоренского и Булгакова.
В послереволюционные годы Флоренский служит в комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, после закрытия которой приглашается на работу в Главэлектро и в ВСНХ, где сделал крупные научные открытия, разработал теорию и практику использования полупроводников, создал карболит (новый вид пластмассы). Но на службу в советские учреждения отец Павел ходил в подряснике священника.
В 1928 г. отца Павла арестовывают, но быстро отпускают по ходатайству супруги Максима Горького. Но в 1933 г. священнику вменили в вину приверженность контрреволюции и отправили в ссылку на Дальний Восток, а через год перевели на Соловки в лагерь особого назначения. А в 1937 г. тройка НКВД приняла решение расстрелять священника Павла Флоренского.
Летом 1990 г. в Сергиевом Посаде на доме № 19 по улице Пионерской, в котором в период времени с 1915 по 1933 гг. жил П. А. Флоренский, была открыта памятная доска, и дом внесли в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
Как добраться до Дома Флоренского
Удобнее добираться на общественном транспорте (автобусов идет очень много) до остановки «Белый пруд» или «Улица Карла Маркса», а там прогуляться пешком.