Как это ни удивительно, грешат даже святые и священники. А ещё есть спорное верование, что уже самим фактом своего рождения человек грешит. Конечно, это одна из крайностей. Но всё же мало кто приходит к праведной жизни в самом раннем возрасте. А когда осознаём, то хочется как-то замолить, искупить грехи перед Богом. Есть ли такая возможность?
Содержание
- Грех — это нарушение законов Божьих
- Бывают смертные грехи и менее тяжкие
- Не всё плохое есть грех
- Искупить грех может только Господь, но человеку потребуется работать над собой
- Ещё один способ искупить грех — возместить урон жертве
- Отмолить грех нельзя
- Если Бог желает всем людям спасения и готов к всепрощению, то не значит ли это, что все унаследуют Царство Небесное?
- Но можно ли считать Господа всепрощающим, если известно, что спасутся не все?
- Не означает ли призыв к всепрощению (в том числе к прощению врагов) запрет на борьбу с врагом?
- Как согласуется идея всепрощения Божьего с христианским прощением и непротивлением злу силой?
- Чем отличается смертный грех от обычного?
- Что такое смертный грех?
Грех — это нарушение законов Божьих
Начнём с того, что же такое вообще грех. Тема это непростая. Какая-нибудь бабушка в церкви может авторитетно сообщить молодому прихожанину, что слушать модную музыку — грех, читать литературу ужасов — тоже, да и вообще всё американское — пагуба для души русского человека и неугодно Господу.
И увы, подобные предрассудки широко распространены и плохо отражаются на образе православного человека. Масштаб таких заблуждений сложно переоценить, а потому батюшкам надлежит с особой тщательностью препятствовать распространению такого мракобесия.
Грех — это прямое нарушение того, чему учил Господь, того, чего он требовал от человека. В первую очередь это, конечно, десять заповедей:
- Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
Моисей получает десять заповедей от Бога, нарушение которых — грех и требует от человека искупления
- Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. И помни, что был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
- Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.
С некоторыми изменениями текст повторяется в книге Второзакония (5:4–21). Это вызвано тем, что в основу Пятикнижия легло несколько источников. Частично они дублируют друг друга и оба сохранены в тексте. Но вернёмся к теме.
Список грехов не исчерпывается нарушением десяти заповедей, но любой другой грех может быть выведен из них. Например, нет заповеди «Не кури» или «Не наркомань», но любому разумному человеку ясно, что это нарушение заповеди «Не убивай», потому что всякое причинение вреда живому (в том числе и себе) — это способ приблизить его смерть.
Не все грехи — прямое нарушение 10 заповедей, но все из них выводятся
Каждый удар в драке — это дополнительный урон организму. Каждое переживание, которое мы доставили другому живому существу, — это его шаг к смерти.
Поэтому Иисус Христос довольно лаконично объясняет нам, как не грешить:
(Ин. 13:34)
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга»
Как мы понимаем, поступая из любви к себе и другим, человек никогда не совершит грех.
Бывают смертные грехи и менее тяжкие
Бог не подходит ко всему как бюрократ. Для каждого у него своя мера, а потому и есть разная градация грехов:
- Смертные грехи. Страшное и злое деяние, совершённое с полным осознанием последствий. Считается наиболее тяжким. Скажем, решили мы кого-то убить ради наживы и сделали это;
- Менее тяжкие грехи. Они совершаются тоже в полном осознании, но приносят меньше вреда. Например, дали нам сдачу в магазине на сто рублей больше. Бывает, что продавец обсчитался. Если деньги просто забрать, это будет кража. Вроде бы и мелкая, но всё равно грех;
- Крупные грехи по незнанию или неосторожности. Например, невнимательность водителя на дороге может привести к смерти пешехода. В самом поступке нет намерения убить, так что и судить этого человека нельзя как убийцу, но всё же он должен был взвешивать риски, а значит косвенно виновен и является грешником. А бывает, человек просто не знает всех нюансов какого-то оборудования, что может привести к катастрофе. Прямой вины тоже нет, но ясно, что нужно серьёзнее было подходить к своему делу;
Смертные грехи на картине Иеронима Босха
- Мелкие грехи. Это может быть, например, сказанное в сердцах оскорбление. Вроде бы и мелочь, но человеку неприятно, больно. Ударил кого-то в драке — тоже мелочь, но ведь нет в этом поступке божественной правды. И т.д;
- Вынужденные грехи. Тут самый известный пример — солдат на войне. Или же человек, на которого набросился маньяк с ножом. Не станем же мы молча смотреть, как пытаются, скажем, зарезать наших близких? Ясное дело, что понадобится защищаться и далеко не словом, а делом, причём не символически, а так, чтобы лишить врага способности взять реванш. А иногда и соврать бывает полезно, чтобы избежать ещё худших последствий. Увы, мы живём в испорченном в грехе мире. Иногда мы вынуждены выбирать из двух зол.
Тут нет единой меры чаш и весов. Нельзя ставит на одну чашу весов добровольного солдата-наёмника и того, кто совершает убийство для защиты своей семьи от бандитов. В жизни всё бывает.
Не всё плохое есть грех
Не всякий грех заслуживает разговора о нём. Не всякий важен для нашей духовной жизни. Одно дело — человек, который убил кого-то жизни, предал родных, украл нечто и т.д.
И совсем другое — некто, кто просто выражается матом. Никто не ангел. Об этом говорит даже Священное Писание:
(Екклесиаст 7:20)
«нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы»
(1-е Иоанна 1:8)
«если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас»
И нет нужды в том, чтобы бежать к священнику на исповедь по всякой ерунде. И среди батюшек случается сказать что-то для красного словца. Не надо полагать, что Бога может оскорбить то слово, существование которого Он сам предопределил, когда сотворил Вселенную.
Мы должны печься о будущем своей души, а значит бороться с действительно плохими сторонами своей сущности, а не погружаться в какие-то внешние мелочи.
Ну и нужно понимать, что есть грех, а есть просто сложные ситуации.
- Болезни. Часто путают грех чревоугодия с состоянием, когда человек болен. Если некто в силу психических расстройств злоупотребляет пищей, то он нуждается не в покаянии, а в лечении, ибо вины его в содеянном нет.
- Мотивы. Святые гибли за веру, но ведь мы не зовём их самоубийцами, верно?
Всего предусмотреть нельзя, а потому Господь призывает никого никогда не осуждать. Важно следить за своей жизнью. В конечном счёте важно не то, что человек совершил, а то, ради чего он это сделал.
Православие учит, что Христос искупил грех каждого раскаявшегося человека
Искупить грех может только Господь, но человеку потребуется работать над собой
Искупление греха — это процедура, которая происходит в два этапа. Причём невозможно её просто взять и провести, как некий технический процесс. Нужно раскаяние, искреннее. Мало убийце знать, что он грешник. Нужно ещё и искренне сожалеть о случившемся вплоть до мысли: «Если бы время вернуть назад, я бы так не сделал» или даже лучше: «Я бы хотел пострадать вместо того, кому причинил вред».
Когда человек находится в правильном умонастроении, ему предоставляется возможность искупить грехи. Конечно, это делает не сам человек. Нельзя просто так взять, купить за несколько тысяч рублей индульгенцию и стать снова праведным. Только Бог достаточно правомочен, чтобы снять с человека греховное бремя.
Но инициатор этого — сам человек.
Решив более не грешить, он должен покаяться перед священником. Батюшка вправе отпустить человеку грехи сам сразу, либо позволить исправить совершённое злодеяние какой-либо благочестивой деятельностью.
2-ой этап искупления грехов — праведная жизнь
Затем наступает второй этап. Иеромонах Иов (Гумеров) так говорит о нём:
«Когда речь идет о смертных грехах, необходимо различать: прощение грехов и врачевание души. В таинстве покаяния человек получает прощение грехов сразу, но здоровой душа становится не скоро. Можно провести аналогию с телом. Бывают болезни неопасные. Они легко лечатся и не оставляют никакого следа в организме».
Второй этап — это праведная жизнь, не возвращение к греху. Мы будто бы убрали у себя болезнь, но организм, который уже раз ей поддался, нуждается в укреплении иммунитета. И только духовная жизнь способна выстроить щит и не позволить человеку возвратиться в греховную пропасть.
Ещё один способ искупить грех — возместить урон жертве
Если грех допущен по отношению к кому-то, то справедливо не бежать за прощением к Богу, а пойти по самому сложному пути — прийти к тому, кому ты нанесён вред, и попросить дать шанс всё исправить.
В древней Ирландии от убийцы требовалось стать слугой родственников убитого
В древней Ирландии даже был такой закон, когда убийца должен был явиться в семью убитого и остаться там служить, чтобы возместить совершённое зло.
Если некто что-то украл, значит, нужно вернуть эту сумму. Что-то уничтожил — выстроить заново. Принёс зло — подарить радость.
Отмолить грех нельзя
Сама по себе молитва — это не заклинание. Нельзя взять на себя обязательство читать ежедневно пару подобных текстов и надеяться на отпущение грехов. Так это не работает. Молитва лишь укрепляет в воле и создаёт нужное умонастроение. Но она — не средство искупление и никогда таковым не станет. Грешнику в любом случае предстоит сложная внутренняя работа над собой.
- Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение архиеп. Аверкий (Таушев)
***
Всепроще́ние — 1) форма проявления Божественного милосердия, ниспосылаемого в мир; 2) дар Божий; освобождение человека от власти греха, оправдание его перед судом Божественной Правды. 3) высшая степень милосердия, проявляемого человеком в отношении недоброжелателей, обидчиков.
***
Если Бог желает всем людям спасения и готов к всепрощению, то не значит ли это, что все унаследуют Царство Небесное?
Бог, будучи Сам в Себе бесконечной Любовью и всесовершенным Добром, желает спасения каждому человеку.
Сын Божий незадолго до Крестных Страданий и смерти возвестил, что когда вознесен будет от земли, привлечет к Себе всех (Ин.12:32), вне зависимости от гражданства, национальности, пола, возраста, уровня образованности, социального положения.
Но значит ли это, что все вообще люди получат прощение?
Конечно же, нет. На данный счёт Мессия высказался ясно и определенно: нераскаянные беззаконники будут отделены от праведников (Мф.25:32) и пойдут в муку вечную (Мф.25:46).
Но можно ли считать Господа всепрощающим, если известно, что спасутся не все?
И можно, и нужно. Всепрощение Божье нельзя интерпретировать как акт внешнего, безусловного юридического избавления всех грешников от ответственности за грехи. Подобное всепрощение, если бы оно и действительно состоялось, было бы сродни всепопустительству. Ведь при таком положении вещей многие люди, вместо борьбы со своими страстями, напротив, скорее стали бы отваживаться на грех.
Благой и Премудрый Господь готов простить всякого грешника, но не безусловно, а через очищение, освящение, освобождение его от власти греха. Для этого Он основал Свою Церковь, призвал в неё все народы, вручил ей необходимые благодатные средства и непрестанно печётся о ней (Мф.28:19-20).
Итак, Бог хотя и желает всем людям спастись, однако не навязывает спасения силой, вопреки личным намерениям и стремлениям людей. Он ждёт от нас добродетельной жизни. Добродетельность же есть свободное и осознанное, а не принудительное делание добра.
Все те, кто действительно ищут прощения, имеют, по милосердию Божьему, основания и возможности возродиться новым (духовным) рождением в вечную блаженную жизнь, оставить беззаконие и обратиться к Добру.
В этом отношении Христос достаточно чётко провозгласил: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24).
Стало быть, не спасется тот, кто не хочет слушаться Бога, отказываться от греха, бороться с пороками, преображать свою жизнь. Грозное определение Страшного Суда явится для такого человека не результатом недостаточности высшего Божественного милосердия, а результатом его собственного душевного расположения (см. подробнее: Для чего Бог создал людей, имеющих мучиться в аду?).
Не означает ли призыв к всепрощению (в том числе к прощению врагов) запрет на борьбу с врагом?
Пример милосердия по отношению к враждующим людям не раз являл Сам Господь. Во времена Ветхого Завета Он неоднократно призывал иудеев, отступивших от веры и впавших в злостное идолопоклонство, к покаянию. При этом Бог обещал омыть и очистить их от скверны даже самых страшных, заскорузлых грехов (Ис.1:18).
Во времена Нового Завета Воплотившийся Сын Божий также призывал Своих учеников и последователей к прощению обидчиков. Искупление, совершенное Им через Крестные страдания и смерть, распространялось, в том числе, и на Его врагов (Ин.12:32).
Между тем, как в дохристианские, так и в Новозаветные времена, прощение Богом врагов было связано со стремлением обратить их от беззакония к праведности, от темного, погибельного пути к светлому, спасительному: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему» (Лк.17:3).
В случае упорного нежелания грешников обращаться от зла к добру, Бог грозил им суровыми карами.
Подражая Спасителю, Церковь всегда изъявляла готовность проявлять милосердие к врагам: как раньше, так и теперь двери Церкви открыты для всех.
Любой хулитель Христа, враг и гонитель веры имеет возможность быть принятым в её спасительное лоно. В этом проявляется всепрощение по отношению к врагам. Однако, сказанное не означает, будто Церковь должна спокойно взирать на тех своих врагов, которые не желают отбросить грехи и приобщиться к Добру.
Так, на протяжении всей своей истории Церковь боролась с еретиками и раскольниками. Правда, в этой борьбе главным средством служило не воинское облачение и оружие, а проникновенное слово.
Но известны и другие примеры, когда Церковь, в лице своих пастырей, благословляла христиан на кровопролитную воинскую брань. Так было перед Куликовской битвой, так было во время нашествия Наполеона.
Брань с врагом, в том числе не на жизнь, а на смерть, не противоречит Божественному призыву к милосердию и всепрощению: христианское милосердие не должно способствовать торжеству зла.
Сам Господь Саваоф, желая избавить сынов Израиля от напастей, делал это не безусловно, но ставя каждого перед нравственным выбором: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис.1:19).
Как согласуется идея всепрощения Божьего с христианским прощением и непротивлением злу силой?
Идея о всепрощении Божьем сопряжена с учением о таких Божественных свойствах как Любовь, Благость, Милосердие. В отношении к людям эти свойства обнаруживаются в том, что Бог всем без исключения желает только добра, готов изливать столько благости, сколько люди способны воспринять по свой сущности и духовно-нравственному состоянию.
Иногда идея о всепрощении интерпретируется и раскрывается в том смысле, что все люди, уверовавшие во Христа как в Бога и Спасителя, будут автоматически спасены. Иногда она рассматривается под более широким углом: все люди вообще рано или поздно наследуют Рай, вне зависимости от праведности или греховности. Согласно этой версии, мучения грешников после Страшного Суда будут носить временный характер; тяжесть и продолжительность мучений будет соответствовать уровню их греховности. На сегодняшний день такая эсхатологическая позиция отстаивается, главным образом, представителями ряда инославных общин, а также отдельными авторами, отождествляющими себя с Православием.
Однако, такая точка зрения не поддерживалась святыми отцами (за крайне редким исключением) и никогда не звучала от лица Вселенской Церкви. Всепрощение Божье нельзя отождествлять с попустительством. Бог Милостив, но это не значит, что Он никого никогда не наказывает. Другое дело, что Его наказание всегда бывает связано с Любовью, Премудростью, Благостью, Милосердием, всегда направлено к пользе наказуемого.
Призывая Своих учеников к прощению обидчиков, Господь, вместе с тем, учил их готовности терпеть и переносить оскорбления и обиды. В этом контексте становятся понятны слова: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:39). Именно так поступали Христа ради юродивые, блаженные, гонимые святые, страдальцы, бессребреники, мученики за веру.
Разумеется, озвучивая такую возвышенную заповедь, Бог не имел в виду, что она должна исполняться верующими с безусловностью; что христиане, вне зависимости от текущих обстоятельств, должны равнодушно и сверхтерпеливо взирать на всё, что ни совершают по отношению к ним или их ближним злодеи и нечестивцы, что они совершенно не вправе одергивать их, противодействовать их преступным порывам при помощи личных усилий или же сил общественного правопорядка, вооруженных сил.
Бог учил через апостолов: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему» (Лк.17:3). Повторим ещё раз: если покается, прости. Сам Христос показал нам пример благочестивого противления силой, сделав бич из веревок и изгнав нечестивцев из Храма (при этом опрокинув столы меновщиков и рассыпав их деньги) (Мф.2:15).
На протяжении своей длительной истории Церковь не раз призывала, воодушевляла и благословляла христиан на вооруженную борьбу. Множество сберегаемых в народной памяти имен защитников веры и (или) Отечества принадлежит прославленным Богом святым.
***
Cм. СПАСЕНИЕ, АПОКАТАСТАСИС, АД, РАЙ.
См. раздел О ГРЕХЕ
- Смертные грехи
- 8 смертных грехов и борьба с ними свящ. П. Гумеров
- Смертные грехи в Священном Писании И.Я. Гриц
***
Грех сме́ртный – грех, ведущий к погибели души, препятствующий реализации замысла Божия о человеке как о потенциальном наследнике Царства Славы.
Богочеловек Иисус Христос указывал «смертным» (непростительным) грехом «хулу на Духа Святого». «Говорю вам: «Всякий грех и хула будут прощены людям; но хула на Духа не будет прощена людям» (Мф.12:31-32). Под этим грехом понимается совершенно сознательное и ожесточенное противление человека истине – как следствие возникновения живого чувства вражды и ненависти к Богу. В этом состоянии человек, как существо нравственно свободное, психологически недоступен действию ниспосылаемой ему Свыше спасающей благодати.
Смертным является любой грех, который поработил волю человека, поэтому смертный грех рассматривается как качественное понятие и «законодательного» списка смертных грехов в Православии нет. В данном смысле перечень смертных грехов очень велик, исходя из склонности конкретного человека к тому или иному греху.
Святые отцы говорят: нет греха непростительного, есть грех нераскаянный. Любой нераскаянный грех – в некотором смысле смертный.
Часто под смертными грехами понимают восемь главных страстей.
***
Чем отличается смертный грех от обычного?
Различение грехов на смертные и не смертные весьма условно, ибо всякий грех, будь он малым или великим, разлучает человека с Богом, источником жизни, и человек согрешивший неизбежно умирает, хотя и не тотчас после грехопадения. Это видно из Библии, из повествования о грехопадении прародителей рода человеческого Адама и Евы. Не велик был (по нынешним меркам) грех вкусить плода от запретного древа, но через этот грех умерли и Ева и Адам, и по сей день все умирают…
Кроме этого, в современном понимании, когда говорят о грехе «смертном», то имеется в виду, что тяжкий смертный грех убивает душу человека в том смысле, что она становится неспособной к Богообщению до тех пор, пока не покается и не оставит этот грех. К таким грехам относятся убийство, блуд, всякая бесчеловечная жестокость, богохульство, ересь, оккультизм и магия, и т. д.
Но и незначительные, мелкие «не смертные» грехи могут умертвить душу грешника, лишить ее общения с Богом, когда человек не кается в них, и они большим грузом лежат на душе. К примеру, одна песчинка нам не в тягость, а если их накопится целый мешок, то этот груз придавит нас.
Что такое смертный грех?
Что такое смертный грех и чем он отличается от других «несмертных» грехов? Если ты повинен в смертном грехе и искренне покаешься в нем на исповеди, простит ли через священника Бог этот грех или нет? И еще хочется узнать: те грехи, в которых всей душой и сердцем покаялся на исповеди, и священник отпустил эти грехи, если больше их не совершать, за них не будет судить Бог?
Отвечает священник Дионисий Толстов:
Когда человек произносит такое словосочетание, как «смертный грех», тогда сразу же по логике мышления хочется задать вопрос: а что такое несмертный грех? Разделение грехов на смертные и несмертные – лишь условность. На самом деле любой грех смертный, любой грех – это начало погибели. Святитель Игнатий Брянчанинов перечисляет восемь смертных грехов (страстей, см. также ниже). Но эти восемь грехов – это лишь классификация всех возможных грехов, которые может совершить человек; это как бы восемь групп, на которые подразделяются все они. Авва Дорофей указывает, что причина всех грехов и их источник состоит в трех страстях: это себялюбие, сластолюбие и сребролюбие. Но, однако, этими тремя пороками не охватывается вся бездна грехов – это лишь начальные условия греховности. Так же и с теми восьмью смертными грехами – это классификация. Каждый грех должен быть уврачеван покаянием. Если человек принес искреннее покаяние в своих грехах, то, конечно, Бог ему простит исповеданные грехи. Именно для этого и существует исповедь. «Покайтесь и веруйте в Евангелие», – говорится в начале Евангелия от Марка. За раскаянный грех человек не понесет осуждения. «Не бывает греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного», – говорят Святые Отцы. Бог по своей неизреченной любви к роду человеческому установил таинство исповеди. И приступая к таинству покаяния, мы должны твердо верить, что Бог простит все наши грехи. Святитель Димитрий Ростовский говорил: «Покаявшиеся блудники вменяются с девственниками». Вот какова сила покаяния!
***
авва Марк (Из Благолюбия):
Смертный грех – это грех нераскаянный. Бог милостив и щедр, как никто другой. Но кто не кается, того даже Бог не прощает.
иеромонах Иов (Гумеров):
«Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные… Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.
«Выражение «смертный грех» имеет основание в словах св. апостола Иоанна Богослова (1Ин.5:16-17). В греческом тексте стоит прос фанатон – грех, который идет к смерти. Под смертью имеется ввиду духовная смерть, которая лишает человека вечного блаженства в Царстве Небесном».
священник Георгий Кочетков:
В Ветхом Завете ряд преступлений наказывался смертной казнью. Отсюда и возникло понятие смертного греха, т. е. такого поступка, следствием которого является смерть. При этом никакое достойное смерти преступление не может быть прощено или заменено выкупом (Чис.35:31), т. е. человек не может изменить своей участи даже покаянием. Такой подход возник из убеждения, что ряд поступков человек может совершить только в том случае, если он уже давно пребывает вне связи с Источником Жизни или, точнее, черпает вдохновение в источнике чуждом. Другими словами, если человек совершает смертный грех, то это значит, что он нарушил Завет и поддерживает свою жизнь за счет разрушения окружающего мира и людей. Таким образом, смертный грех – это не просто преступление, которое, согласно законодательству, карается смертной казнью, но и некая констатация того факта, что человек, совершающий такое дело, внутренне уже мертв и должен быть упокоен, чтобы от него не пострадали живые члены общины. Конечно, с точки зрения секулярного гуманизма такой подход весьма жесток, но такой взгляд на жизнь и человека чужд библейскому сознанию. Мы же не должны забывать, что в ветхозаветные времена не существовало иного способа прервать распространение тяжкого греха в народе Божьем, кроме такого, когда носитель смерти подвергается смертной казни.
святитель Игнатий (Брянчанинов):
«Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.
Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием…
Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, аще и умрет, оживет (Ин.11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!».
С.М. Масленников:
В 1 томе святителя Игнатия (Брянчанинова) есть перечень страстей с примерами их проявления, а в 3 томе имеется приведённый им перечень смертных грехов.
Мы сделали так: сравнили примеры грехов в страстях с примерами смертных грехов и оказалось, что смертные грехи входят у святителя в перечень грехов по каждой страсти в соответствие со своей страстью. Из этого уже легко сделать вывод: страсть – это болезнь души, подобная дереву, приносящему ядовитые плоды – грехи и некоторые из этих грехов наиболее тяжки, потому что даже при одноразовом проявлении они разрушают мир с Богом, отступает благодать – такие грехи святитель назвал смертными.