Во все времена были девушки, которых интересовали не молодые сверстники, а опытные мужчины. Часто объектом любви юных особ становятся учителя и преподаватели. Уголовное право не оставляет вопросов, если речь идет о связи с детьми, но все гораздо сложнее, если ученица старших классов влюбляется в молодого учителя, а студентка или студент в профессора университета. Как и почему начинается роман с учителем, и к чему он приводит, выяснила корреспондент «МИР 24».
С появлением в школе новой учительницы жизнь одиннадцатиклассника Игната Калинина меняется раз и навсегда: с первого взгляда он понимает, что Ульяна Сергеевна – любовь всей его жизни. Но учительница не воспринимает чувства парня всерьез. Все надежды – на взрослую жизнь, которая начнется после выпускного. Но не тут-то было. На Игната вешают убийство лучшего друга.
«Одна из причин зарождения чувств между педагогом и учеником – это идеализация образа учителя в глазах ученика. Учителя всегда оказывают большое влияние на детей. А на молодых учителей, ярких, интересных, выделяющихся на фоне остальных педагогов, подростки всегда смотрят с обожанием, восхищением. Когда грань стирается, и дистанция исчезает, отношения выходят за рамки «учитель-ученик», а обожание и восхищение могут превратиться в желание обладать человеком», – рассказал психолог и руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов.
Молодые учителя, оказавшись в школе, часто не умеют держать дистанцию. Они, желая подружиться со школьниками, общаются с ними «на одном языке», и тем самым совершают ошибку, считает эксперт.
«Другая причина – недостаточная дистанция между учителем и учеником. Только представьте: в школу приходит молодая учительница, вчерашняя выпускница ВУЗа. Разница в возрасте между ней и старшеклассниками минимальна. Кроме того, она еще не умеет правильно вести себя с детьми, подростками, не научилась держать дистанцию. При этом старается найти общий язык с детьми, подружиться, разговаривать «на одном языке». Конечно, для многих ребят женщина становится объектом «тайной любви». Некоторые же смельчаки рискуют флиртовать, оказывают знаки внимания, пытаются ухаживать и так далее», – говорит Иванов.
Психолог объясняет, что мальчики-подростки, флиртуя с молодыми учительницами, в первую очередь, стремятся продемонстрировать свою «крутизну» одноклассникам.
«Чаще это делается даже больше «для куража» – мальчишки демонстрируют свою взрослость. Что на фоне гормональных изменений подростков является вполне обычным явлением. Учителя же, особенно молодые, просто не знают, как себя вести с влюбившимися учениками. Они или боятся обидеть отказом, или же сами влюбляются. С точки зрения морали, такие романы всегда порицаются. Ситуации индивидуальны, но редко такая пара найдет поддержку в лице коллег или родителей ученика. А вот давление будет серьезное. И не важно, кто выступил инициатором любовной связи», – комментирует Олег Иванов.
Внимание со стороны учителя, не важно позитивное оно или негативное, помогает заработать авторитет в классе. Но почему некоторые преподаватели намеренно идут у них на поводу? Психолог Лиля Правда считает, что все дело в неудавшейся личной жизни и низкой самооценке.
«В возрасте 13 лет у детей меняется приоритет мнений. Чтобы показать свой авторитет, они начинают привлекать внимание учителей. Бывает, что учитель часто хвалит школьника или наоборот ругает. Не важно какой посыл, суть в том, что личность конкретного ребенка чаще других в центре внимания. У детей это воспринимается как высокий статус в коллективе. А для учителя «флирт» с учеником – самоутверждение. Ведь ему удалось обратить на себя внимание молодого и беспечного поколения. Иногда учителя отвечают взаимностью из-за не до конца прожитой школьной любви или неудач в личной жизни», – заметила психолог.
А вот девочки часто влюбляются в педагогов из-за эдипального конфликта, считают психологи. Например, если родители рано развелись, то девочка будет стремиться найти мужчину, похожего на отца.
«В таком случае девочка просто найдет мужчину, похожего на отца. Например, учителя. И будет пытаться его соблазнить. И если учитель «отключит» голову, забудет все, чему его учили в педвузе на курсе психологии, то девочке не повезет во второй раз. Во взрослом возрасте она окажется рядом с мужчиной, который воспользуется ее иллюзиями. Девочка повзрослеет, заработает на психотерапию и несколько лет будет разбираться, почему личная жизнь не ладится», – прокомментировала психотерапевт Юлия Колонская.
Чтобы не возникало проблем из-за «запретной любви», психологи рекомендуют педагогам игнорировать внимание учеников и доступно объяснять, что никаких отношений быть не может. Даже если чувства оказались взаимными, стоит взять их под контроль, так как в подобного рода отношениях ответственность полностью лежит на взрослом. И причина не только в возрасте – это и разные социальные роли, и жизненный опыт.
Что касается влюбленности студенток в своих преподавателей, то здесь чаще всего причина кроется в желании девушки найти мужчину, который взял бы ее под опеку. Она идеализирует педагога, восхищается его умом. На фоне сверстников такой мужчина выглядят солиднее и интереснее, замечает психолог Ольга Романив.
«Конечно, бывает так, что преподаватели отвечают взаимностью. В хороших вузах за такое работника по головке не погладят, это неправильно, и вообще часто запрещено уставом высшего учебного заведения. Но это жизнь, и уставы, к сожалению, соблюдаются не всегда. Думаю, все помнят случай с доцентом Соколовым и его аспиранткой, которую он расчленил, бросив пятно позора на весь исторический факультет СПБГУ. Этот роман не был ни для кого секретом. Но на него закрывали глаза, потому что подобные романы были, есть и, скорей всего, будут», – сказала она.
Если преподаватель и студентка решат пожениться, то исход, как и в любой паре, может быть разным.
«Многое зависит от того, какие цели ставили перед собой вступающие в брак. Если студентка или аспирантка решает связать свою судьбу с преподавателем гораздо старше себя, то тут всегда присутствует доля холодного расчета. Потому что это статус, возможность остаться на кафедре, заниматься тем, что нравится. Это гарантирует прочность союза, если преподаватель не заведет новый роман с другой студенткой. Но и молодая супруга может банально «вырасти» и захотеть других отношений», – заключила психолог.
Содержание
- Ученик влюбился в учительницу: нормально ли это и что делать
- Причины влюбленности ученика
- Как могут проявляться чувства
- Как быть учительнице
- Советы ученику
- Рекомендации родителям подростка
- Специфика системы взаимоотношений «учитель-ученик», как фактор учебной мотивации младших школьников
- ЭтикаЧто делать, если знаешь о романе преподавателя и ученика?
- Анализ эффективности обучения с применением цифровых технологий
- Взаимоотношения между учителем и учеником – это старомодно или актуально?
- Взаимоотношения между учителем и учеником – что это такое?
- Секрет успешного управления классом
- Можно ли этому научиться?
- Литература:
Ученик влюбился в учительницу: нормально ли это и что делать
Здравствуйте, уважаемые читатели. Возможно, ранее вы слышали такую фразу: «подросток влюбился в учительницу», а может и сами столкнулись с таким явлением. О подобных случаях мы и поговорим в данной статье. Вы узнаете, по каким причинам это может происходить. Выясните, что в таких ситуациях делать учителю, ученику, а что родителям.
Причины влюбленности ученика
Многие мужчины рассказывают о том, что их первой любовью была учительница в школе.
- Специалисты утверждают, что подростки могут влюбляться в учителей по причине нехватки любви в семейном кругу. Таким образом молодой человек ищет замену вне дома. Неудивительно, что его выбор останавливается на учительнице, которую он видит каждый день, которая о нем заботиться. Мальчику начинает казаться, что он влюблен, но это не так.
- Гормональная перестройка. Парни взрослеют, в их организме начинается усиленная выработка гормонов. А это приводит, как к психологическим, так и к физиологическим изменениям. Проблема в том, что ровесницы мальчишек еще не достигают полового созревания, они не выглядят привлекательно в глазах юноши. А когда подросток видит учительницу, взрослую женщину, с привлекательными формами, он не может устоять. По факту, это не любовь, а сексуальное влечение.
- Мудрость учительницы. Мальчик может восхищаться интеллектом педагога. Ему интересно слушать, что она говорит. Он бы делал это вновь и вновь. Парень старается не пропускать ни одного ее слова, ее предмет становится самым любимым.
- Учительница вызывает уважение. Чувство симпатии возникает из-за того, что подростку нравится преподаватель, но не как женщина, а как человек. Но парень не осознает это, и принимает ощущаемые чувства за любовь.
- Юмор девушки. Если учительница часто улыбается, смеется, она являет собой проявление позитивных эмоций. Мальчишке кажется, что он влюблен.
Как могут проявляться чувства
Парень может проявлять свои чувства, преподнося подарки, цветы, конфеты
Демонстрация чувств подростком может быть различной:
- у кого-то любовь живет в мыслях, молодой человек ее тихо переживают, никому о ней не говоря;
- кто-то может открыто написать признание в любви своей учительнице и вложить его в тетрадку по контрольной;
- некоторые индивиды способны во всеуслышание заявлять о своих чувствах при всех одноклассниках;
- парень может одаривать учительницу подаками, при этом не говорить о своих чувствах, а благодарить за хорошую работу;
- современные ребята могут признаваться в любви в социальных сетях или при помощи SMS. Сообщения могут быть и анонимными.
У нас в школе был такой случай. Мальчик, который учился в десятом классе, влюбился в свою учительницу английского языка. Она была старше его на восемь лет, и у нее уже был ребенок. Любовь парня была настолько сильной, что он не хотел отступать, его не интересовало мнение окружающих, разница в возрасте, и то, что он был учеником, а она учительницей. Целый год он добивался ее внимания, красиво ухаживал. В итоге все закончилось тем, что по окончанию школы у них закрутился роман и буквально через полгода, когда парню исполнилось 18 лет, они поженились. И по сей день живут вместе. Но этот случай скорее исключение из правил, чем привычное дело.
Как быть учительнице
Если учительница проявляла слишком много нежности и заботы по отношению к учащимся, ей необходимо стать строже, но не к одному ученику, а ко всему классу Для учителя данная ситуация может быть запутанной и сложной. Для ребенка она является катастрофической.
Женщина, которая сталкивается с подобным явлением, может растеряться. Проблема в том, что молодые педагоги не всегда понимают, как правильно реагировать на знаки внимания учеников, что делать.
- Кто-то решается заявить при всех детях о том, что имеет любимого человека и в ближайшем будущем ожидается помолвка. Однако лучше не прибегать ко лжи.
- Недопустимо быть резкой, грубо отшивать подростка, ведь можно ранить нежную психику. Но и быть излишне мягкосердечной также не стоит, ведь ребенок может подумать, что у него есть шанс.
- Самым правильным поведением является определение границ дозволенности. Нужно показать детям, кто главный в классе. Бесспорно, так учительница не станет для всех другом. Но у строгого педагога количество поклонников уменьшится.
- Недопустимо говорить что-то по типу «мне нужно подумать» или «давай вернемся к этому разговору, когда ты повзрослеешь». Так Вы даете надежду.
- Отказывайтесь от подарков, преподносимых учеником. Но, если парень дарит цветы по случаю 8 марта или дня учителя, то подобный отказ будет неправильно понят окружающими. Если молодой человек встречает Вас возле дома, не стоит принимать подарки, не нужно давать лишние надежды. Лучше сразу заявить, что Вы не испытываете к нему ответных чувств. Подросток испытает боль, но со временем он успокоится, сможет пережить «трагедию». Если учительница начнет мямлить, запинаться, не будет знать, что говорить, мальчишка решит, что она стеснительная, и с еще большим запалом примется за ухаживания.
- Нужно быть осторожной, отталкивая влюбленного парня. Он может быть обладателем неустойчивой психики, и подобный отказ сможет привести к мыслям о суициде и даже его свершению. У парня с крепкой психикой — к нежеланию ходить в школу, как минимум посещать урок некогда любимого педагога.
- Учительница, которая ответила на чувства ученика, возлагает на себя непомерную ответственность, ведь она взрослый человек и полностью отдает отчет своим действиям. Тогда как ребенка переполняют чувства, и он не может адекватно оценивать свои поступки.
У взрослого мужчины, который был влюблен в свою учительницу, останутся воспоминания о том, как она отнеслась к его чувствам. Если учительница проявляла к ученику уважение, выстраивала доверительный контакт, но не переступала границы дозволенного, у парня сложится положительный опыт, на который он будет опираться во взрослой жизни, выстраивая отношения с женщинами. Если она была бестактной, относилась к чувствам подростка неуважительно, была грубой, парень будет расти травмированным. Унижение от того, кому он доверился, кем восхищался, ранят его очень глубоко, и отрицательно отразятся на взаимоотношениях с противоположным полом во взрослой жизни.
Учительница может грубо ответить на чувства, проявляемые подростком, и тогда не исключено развитие подавленности, суицидальных мыслей.
Советы ученику
Если Вы видите, что учительница заботливо к Вам относится, не исключено, что подобное поведение является демонстрацией ее материнского инстинкта.
- Необходимо понять, что учительница — взрослая женщина, у которой наверняка есть любимый человек, а возможно и муж. Лучше обратить внимание на своих сверстниц.
- Не стоит забрасывать педагога сообщениями. Неизвестно, как она отреагирует. Учительница может вызвать родителей в школу.
- Нужно осознать, что вспыхнувшие чувства — это гормональный всплеск, а не настоящая любовь, и в жизни еще появится девушка, которая позволит ощутить истинные ощущения.
- Вы можете оказывать знаки внимания, при этом не стоит рассчитывать на что-то большее, чем дружеские отношения.
- Постарайтесь отвлечься, определитесь с хобби или запишитесь в спортивную секцию. Сейчас важно на что-то переключиться. Энергию, затрачиваемую на страдания, необходимо направить в нужное русло.
- Нужно осознать, что страдания по учительнице в большей степени являются надуманными и вымышленными. Подобное поведение — попытка ощутить себя взрослым.
- Если Вы влюблены, осознайте, что учительница, скорее всего, не ответит взаимностью. Ученик для нее всего лишь ребенок.
- Подобные отношения не могут нормально восприниматься окружающими, они неправильные. Ваши друзья будут насмехаться, если узнают, что Вы влюбились во взрослую тетку.
Любовь с продолжением отношений может иметь место в ситуации с учеником, который незначительно младше своей учительницы. Например, он учится в одиннадцатом классе, а она только пришла преподавать после университета.
Рекомендации родителям подростка
Родителям необходимо быть тактичными. Но и не стоит оставлять ситуацию без своего участия
Важно, чтоб мама с папой вовремя заметили, что их ребенок влюбился во взрослую женщину, ведь в противном случае они не будут понимать, по какой причине в его жизни произошли серьезные изменения.
- Родители могут поддержать своего отпрыска при помощи слов и напутствий.
- Недопустимо указывать на то, что мальчик занимается ерундой, что не стоит обращать внимание на прелести учительницы, что в школе нужно думать об уроках.
- Крайне важной для мальчика-подростка является отцовская поддержка. Необходимо, чтоб папа объяснил, что возникшие чувства — временное явление, этап взросления.
- Отец может рассказать о том, что и сам когда-то был влюблен в учительницу, но на его пути появилась мама, и теперь он счастлив.
Теперь Вам известно, если ученик влюбился, как необходимо действовать. Если сами являетесь учащимся школы и ощущаете влюбленность по отношению к педагогу, разберитесь в себе, действительно ли это те чувства или просто всплеск гормонов. В любом случае не стоит торопиться и активно действовать. Помните о том, что Вы подросток, а она взрослая женщина и у нее своя жизнь.
Специфика системы взаимоотношений «учитель-ученик», как фактор учебной мотивации младших школьников
«Счастлив тот учитель, которого понимают ученики. И счастливы те ученики, которых понимает их учитель. Взаимопонимание — залог успеха всякого воспитания, всякого Учительства.
Я не случайно пишу слово Учительство с большой буквы. Подлинное учительство свято. Что может быть важнее в социальной жизни, чем передача опыта, — эстафета поколений, эстафета памяти, эстафета культуры…» (Д.С.Лихачев).
Если рассматривать вопрос об отношениях в системе «учитель-ученик», необходимо, в первую очередь, рассмотреть разнообразные подходы к трактованию понятия «отношения».
Отношения — это сознательная связь личности с различными сторонами жизни, которая выражается в действиях, реакциях и переживаниях. Отношения являются движущей силой личности, определяя степень интереса, желаний, силу эмоций и потребностей. В более точном понимании учебное взаимодействие (отношения, возникающие в процессе учебной деятельности) характеризуется активностью, целенаправленностью, осознанностью взаимодействия в системе «учитель-ученик». Также можно говорить о том, что отношения в системе «учитель-ученик» — это система взаимосвязанных действий, которые осуществляются учителем и учащимися в процессе учебной деятельности с учетом использования ими специализированных знаковых форм во взаимном общении, которые приняты в системе образования. К этим формам относятся, например: педагогический этикет, общая культура, учительский и ученический такт, стандартные коммуникативные ситуации, вербальная и невербальная коммуникация, диалогическая компетенция и пр. В связи с этим систему отношений «учитель-ученик» можно рассматривать как систему социально-психологического взаимодействия, и ее необходимо строить с учетом специфики общения по соответствию с определенным моментом на конкретном этапе развития отношении, учитывая индивидуальные и возрастные характеристики учащихся.
Система отношений «учитель-ученик» — непрерывный процесс, в основе которого более эффективным и приемлемым оказывается деятельностный, дружеский, демократический стиль общения — сотрудничество. В ходе формирования и становления учебной деятельности младших школьников формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений учащихся.
Вообще процесс педагогического общения условно можно представить формулой «деятельность» — «взаимодействие» — «общение» — «контакт». Исходя из этого, общение можно разделить на следующие виды: резонансное общение
– появляется тогда, когда партнеры понимают друг друга и обмениваются личностно-смысловой информацией на основании появившихся от восприятия
чувств. Интересы учеников к уроку учителя можно проследить, наблюдая за их реакцией: одобрительные возгласы, утвердительные кивки головой и т.д.
Стегматное общение не подразумевает под собой раскрытия внутреннего мира партнеров, при общении происходит использование особых знаков. Этикетное общение определяется путем наблюдения ряда ритуалов: приветствие педагога стоя, формулировки прощания по окончании занятия и т.д. Раппортное общение: например педагог, делая замечание нерадивому ученику, изначально знает, что ответ не последует. Референтное общение появляется тогда, когда получаемая информация оценивается с собственных позиций индивида. Для улучшения познавательной активности на уроке учитель намеренно создает ситуацию такого общения, предлагая учащимся проблемные вопросы, которые требуют высказывания собственной позиции отвечающего и это находит поощрение со стороны учителя. Стиль общения представляет собой индивидуально-типологические особенности взаимодействия учителя и обучающегося, выражает коммуникативные возможности учителя, а также достигнутый уровень взаимоотношений в системе «учитель-ученик».
Стили педагогического общения (С.А. Шеин):
1. Доверительно-диалогический стиль характеризуется высокой степенью активности, эффективного общения педагогическим оптимизмом учителя, а также его стремлением сотрудничать с обучающимся, профессионализму и личностному росту, индивидуальностью подхода в обучении.
2. Альтруистический стиль выражается в полной самоотдаче учителя в работе с учениками, понимании учащихся, отзывчивости. Но, к сожалению, в этом стиле имеется несколько отрицательных моментов, которые связаны со слабым выражением рефлексии, отсутствием стремления к личностному росту, в замене учителем активности учащихся личной активностью.
3. Конформный стиль выражается в поверхностном общении учителя с учениками, малой выраженностью педагогических коммуникативных целей учителя, внешней доброжелательностью, при этом, с внутренним безразличием или тревожностью учителя, ориентацией на репродуктивную деятельность учащихся, лабильностью или полным ее отсутствием, недостаточной самооценкой учителя.
4. Пассивно-индифферентный стиль заключается в замкнутости преподавателя, невысоком уровне чувствительности к состоянию обучающихся, завышенной самооценке, или, наоборот, в низком ее уровне
5. Рефлексивно-манипулятивный стиль это эгоцентрическая направленность педагога, высокая требовательность и потребность в достижениях, хорошее знание сильных и слабых сторон учащихся в сочетании с собственной закрытостью, высокой самооценкой, неискренностью.
6. Авторитарно-монологический стиль определяется ориентированностью преподавателя на принуждении требовательности согласия с ним при игнорировании личной точки зрения отдельного учащегося или же класса в целом, стереотипизацией педагогических действий.
7. Конфликтный стиль определяется педагогическим пессимизмом, раздраженное импульсивное отвержение учащихся, жалобы на их враждебность, «неисправимость».
Взаимоотношения в системе «учитель-ученик» складывается из следующих действий:
· Умение использовать каналы воздействий для снятия напряженности во взаимоотношениях со школьниками;
· Искусство выбора методов и стилей педагогического воздействия;
· Формирование учителем гуманистических отношений на уроке;
· Выбор учителем эффективных средств по осуществлению воспитательного, развивающего и обучающего аспектов цели;
· Создание социально-психологических механизмов общения и взаимопонимания учителя с учащимся;
· Создание учителем благоприятных условий для раскрепощения личности учащегося, возможности выражения его потенциальных способностей, творчества и инициативы;
· Поиск путей к вырабатыванию положительных эмоций в учебном процессе;
· Владение методами контроля;
· Ученики и учитель: взаимопонимание-взаимодействие-сотрудничество;
· Создание комфортной атмосферы на уроке путем вовлечения в учебную деятельность всех учащихся класса;
· Создание нестандартных ситуаций на уроке, демонстрация достижений каждого учащегося на каждом занятии, а также умение создать благоприятную атмосферу для каждого обучающегося;
· Проявлять в себе умение хвалить любого учащегося на каждом уроке, даже за маленькие достижения и успехи.
Кроме стилей выделяют несколько моделей общения учителя и учащихся (И.М.Юсупов) .
Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают разнообразные модели общения. Если стиль общения это более устоявшее типологическое образование, то модель общения имеет чаще ситуативный характер. Но при частой повторяемости одной и той же модели происходит ее закрепление в поведении, и она может перейти в соответствующий стиль общения.
Модели общения И.М.Юсупова :
1. Диктаторская модель «Монблан» выражается в отстраненности от учащихся. Функции учителя сводятся лишь только к информационному сообщению. В результате такой модели у учащихся возникает психологический дискомфорт или образуется полное отсутствие контакта с учителем;
2. Модель «Китайская стена» выражается в слабой связи между учителем и учащимися в связи с отсутствием желания к сотрудничеству. В формате данной модели контакт учителем устанавливается таким образом, чтобы подчеркнуть свою статусность, в связи с чем у учащихся не появляется интерес к предмету, что ведет к невозможности формирования учебной мотивации, а также способствует формированию полного равнодушия в отношении личности учителя вообще;
3. Модель дифференцированного внимания «Локатор» проявляется в избирательном отношении к обучающимся. Учитель ориентируется на конкретных детей: талантливых, слабых или аутсайдеров. Эта модель появляется в связи с чем, что учитель не умеет сочетать индивидуальный подход с фронтальным способом обучения. В результате происходит доминирование ситуативного контакта и нарушение взаимодействия в системе «учитель-коллектив-ученик».
4. Монорефлексивная модель «Тетерев» выражается в замкнутости учителя самого на себе, речь его монотонна, полное отсутствие реакции на слушателей. Слышит лишь себя, не дает возможности учащимся вступать в дискуссию. В результате образуется логический вакуум.
5. Модель гиперрефлексивная. Для учителя важно то, как воспринимается преподносимая им информация учащимся. Межличностные отношения возводятся в абсолют, из-за этого учитель всегда сомневается в правильности своего поведения.
6. Модель глубокого реагирования «Робот». Учителем выстраивается жесткий алгоритм общения, имеет место безупречная логика преподнесения материала, одновременно с этим учитель совершенно не учитывает ситуацию и психологическое состояние учащихся.
7. Авторитарная модель «Я сам». Учебный процесс фиксируется полностью на учителе. Основу такого поведения составляет подавление, а как следствие — безынициативность учащихся.
8. Модель активного взаимодействия «Союз» — модель, основанная на дружеском взаимодействии и мажорном настроении.
В младшем школьном возрасте детям нравится обучаться, и отношение к учителю формируется из общей мотивации в учении. Учитель для учащихся в этом периоде является высшим авторитетом, и от его отношения зависят переживания школьника. Разумеется, дети любят и уважают учителя изначально за то, что он учитель, а также, потому что он обучает, но одновременно с этим учащиеся имеют определенные ожидания по отношению к нему, и, если учитель не оправдывает этих ожиданий, дети испытывают неудовлетворенность. Учащиеся относятся к учителю некритически, и любое сказанное слово — закон. Но, при этом, учащиеся хотят, чтобы учитель был требовательным и строгим.
В школьной практике учителю зачастую приходится сталкиваться с отрицательными эмоциональными реакциями учеников на отметки, замечания, требования, трудности, связанные с учебной деятельностью. Зачастую учитель не может определить источник этих реакций, при этом, с одной стороны, этот показатель неблагополучия в воспитании, а с другой — сами влияют на отношение учащегося к мотивации в обучении, школе, учителю, на сформированность взглядов и интересов школьника, а также на становление его как личности. Эти переживания могут привести к тому, что любое педагогическое воздействие на учащегося может стать практически невозможным, и, разумеется, в связи с этим, происходит разрушение мотивационной сферы в обучении. Зачастую это приводит к полному отрицанию желания посещать школу или выполнять домашнее задание, теряется рабочая активность на уроках.
Серьезной, очень существенной помехой в нормативном построении отношений взрослого мира и мира детства может показаться тот факт, что учитель обращает внимание в большей степени на обучение, на поведение ребенка, и абсолютно не придает значение тому, что чувствует обучающийся. А при этом значимость создания благоприятных эмоциональных отношений в процессе формирования эмоциональной сферы личности учащегося является неопровержимый и существенный в направлении формирования мотива учебной мотивации, в связи с чем становится целесообразно глобальное рассмотрение вопроса роли взаимоотношений в формировании эмоциональной сферы учащегося и ее влияния на формирование учебных мотивов.
ЭтикаЧто делать, если знаешь о романе преподавателя и ученика?
Невозможно всё измерять в соответствии со стереотипом о том, что ученик всегда испытывает давление со стороны преподавателя. Но, конечно, учитель не должен нарушать всем понятные этические нормы. При этом рассказывать об отношениях своей одноклассницы с учителем руководству школы точно не стоит, это может оставить неизгладимый след на репутации человека. А вот обсуждать с конкретным человеком его связь с учителем или нет — уже ваш личный выбор.
Юная девушка может влюбиться в своего 40-летнего преподавателя из-за того, что он соответствует придуманному образу её идеального мужчины. Это может быть пример отца, антипример отца. Допустим, все качества, которые противоположны отцу, собираются в учителе, и он сразу привлекает внимание.
Вообще, люди до 25 лет часто приписывают объекту влечения очень много каких-то дополнительных положительных качеств. Человек начинает объективно оценивать партнёров чуть позже, принимая в расчёт возраст, социальное положение и другие факторы. Но наших детей пока не учат думать головой, а учат подчиняться, поэтому и случаются такие ситуации. В стенах школы вообще сложно говорить о любви, обстановка не располагает.
А вот взрослого человека на сексуальные отношения толкают определённые причины, это не просто иллюзии подростка. Сорокалетний мужчина может пойти на отношения с 16-летней девочкой из-за нереализованности в личной жизни. Если у мужчины есть женщина, соответствующая его возрасту и потребностям, есть семейная и интимная жизнь, зачем ему заниматься сексом с девочкой-подростком? Это свидетельствует о проблемах: человек начинает приглядываться, думать, что сможет воспитать себе жену или почувствовать себя молодым через сексуальный контакт с девочкой или мальчиком.
В любом случае такие отношения не имеют будущего, и они вызывают очень много вопросов у окружающих. К тому же тот, кто старше, будет стремиться подавлять младшего. Бывает, что 16-летний подросток находится на психологическом уровне 25-летнего взрослого и отношения складываются удачно, но это случается очень редко.
Несмотря на всеобщую цифровизацию, преподавание и обучение и сегодня остаются аналоговыми процессами. В современных исследованиях, посвященных преподаванию, все больше внимания уделяется аспекту взаимоотношений между учителем и учеником. Поскольку качество этих взаимоотношений является одним из самых важных факторов, влияющих на эффективность обучения, над ним следует беспрестанно работать.
Цифровизация школы сегодня у всех на устах. Считается, что этот процесс способен принести улучшения и повлиять на все сферы обучения, будь то достижения учеников, их мотивация и, возможно, даже всеобщая доступность образования. Так, автор-дидактик Аксель Кроммер рассуждал в своей статье в журнале Magazin Sprache о том, что планшеты и интернет – это не просто новые полезные инструменты. По его мнению, реальные преимущества цифровых технологий заключаются не в том, что они позволяют быстрее достигать старые цели, а в том, чтобы «открывать совершенно новые горизонты целей». Зарождающаяся «культура цифровых технологий» погружает «все общество в новую питательную среду мышления, в которой даже такие понятия, как «обучение» и «знание» приобретают новые значения».
Действительно ли соответствует реальности то, что кажется таким привлекательным? Действительно ли цифровизация приведет к революции в сфере образования? Правда ли, что через 10 лет образовательный процесс в школе изменится до неузнаваемости? Никто не в состоянии предугадать или точно предсказать будущие перемены; нам самим доведется быть свидетелями этого развития. В любом случае, современные исследования указывают на совершенно иные тенденции.
Анализ эффективности обучения с применением цифровых технологий
Новозеландец Джон Хэтти в своем исследовании «Видимое обучение» (2009/2017) утверждает, что по сравнению со средним показателем прогресса в обучении без применения цифровых технологий (0,4),эффект от обучения с применением цифровых технологий(за некоторым исключением) немного ниже среднего. Решающее значение, по мнению исследователя, имеют не средства обучения и ресурсы, а степень вовлеченности учащихся в образовательный процесс и импульс, который дает учитель для основательного изучения материала. Практически неважно, у каждого ли ученика есть собственный ноутбук (0,16), однако даже использование при фронтальной работе на уроке интерактивных учебных видео оказывается реально полезным (0,54). На уроках по предметам естественнонаучного цикла также можно отметить более важную составляющую, чем применение информационных технологий (0,23), но они позволяют более продуктивно решать специфические педагогические задачи (0,57).
Это как раз и свидетельствует о невозможности избежать или игнорировать антропологически обусловленный аналоговый характер обучения. Невозможно не брать его во внимание, если хочешь быть более или менее успешным в этом мире, пусть значение «цифры» в нем только растет. В этой связи медиавед Ральф Ланкау отмечает: «Никто не учится в цифровом виде». Вместе с тем, потенциал новых инструментов для школы неоспорим. С их помощью можно разнообразить задания и индивидуализировать или персонализировать обучение; их использование может способствовать более глубокому пониманию материала и появлению дополнительных возможностей для обратной связи и сотрудничества. И все же совершенно иное, самостоятельное создание новых взаимосвязей пока невозможно себе представить.
Взаимоотношения между учителем и учеником – это старомодно или актуально?
Хэтти обращает внимание на важный аспект, который зачастую остается недооцененным. Он отмечает: «Взаимоотношения между учителем и учеником являются одним из самых сильных факторов, влияющих на успеваемость обучающихся». Или, как выразился нейробиолог Йоахим Бауэр: «Человек является мотивационным наркотиком номер один для другого человека». В виде короткой перифразировки для школы: «Обучение – это прежде всего вопрос взаимоотношений».
Берусь ли я как ученик за трудные вопросы или преждевременно сдаюсь, готов ли я работать над сложными темами, получается ли у меня временно забыть про усталость, раздражает ли меня сосед по парте – все это во многом зависит от взаимоотношений с учителем.
В свою очередь, имидж учителя и его открытость влияют на его собственное чувство удовлетворенности от работы. То, как преподаватель справляется с разными учениками, доставляет ли преподавание ему радость даже спустя десятилетия – все это сильно зависит от того, нравятся ли ему в принципе дети и молодые люди – «обычные» и «трудные», во всей их незрелости, с их достоинствами и недостатками; интересны ли они ему по отдельности, способен ли он им сопереживать, может ли управлять учебными группами непринужденно и уверенно даже при разборе сложных тем и в ситуациях крайнего напряжения.
Потсдамское исследование работы учителей 2005
Взаимоотношения между учителем и учеником – что это такое?
Хотя во взаимооношениях между учителем и учеником кроется секрет успеха обучения и удовлетворения от работы, им уделяется недостаточно внимания в процессе подготовки педагогов. Качество взаимоотношений не является чем-то предначертанным или раз и навсегда данным. Развитию и поддержке взаимоотношений можно научиться. Важно не дать им перейти в личную область; они должны быть и профессиональными. Ученикам нужен учитель как некоторый взрослый визави в обучении: они хотят, чтобы их воспринимали как отдельных личностей, поддерживали и направляли.
Это, в частности, может проявляться в том, что учитель интересуется своими учениками и ценит каждого из них, он поддерживает работу учеников и задает уточняющие вопросы, знает сильные и слабые стороны каждого обучающегося и, соответственно, признает или поощряет их; за пределами классной комнаты учитель и ученик могут общаться на личные темы; преподаватель следит за жизнью класса, умеет признавать свои ошибки, не раздражается и не унижает учеников. Все это, конечно же, не означает, что он превращается в «закадычного дружка» своих учеников.
Секрет успешного управления классом
А если в классе 30 совершенно разных учеников – как можно выстроить отношения с каждым из них? И если ежедневно бывает по шесть-семь уроков? К счастью, у учащихся всех возрастов есть что-то общее: они внутренне ориентированы на компетентного учителя и хотят его внимания и признания. Педагогу просто нужно знать об этом и без стеснения быть для детей авторитетом. Когда отношения корректные, тогда учеников легко и просто увлечь, даже в жаркую погоду, даже если материал скучный. Таким образом, эффективное управление классом – это вопрос не техники, а, скорее, внутренней позиции лидерства, которая проявляется в каждом высказывании и решении.
Можно ли этому научиться?
Мастерству выстраивания межличностных отношений невозможно научиться с помощью набора готовых рецептов; оно развивается и шлифуется в ходе профессиональной деятельности. Эти отношения очень хрупкие, их легко испортить или разрушить. Начинающие учителя часто не понимают, воспринимают ли обучающиеся их всерьез; опытные же преподаватели страдают от стресса, профессионального выгорания. Помехой для взаимоотношений могут быть и личные качества учителя: например, перфекционизм или слишком большая дистанцированность; или если педагог хочет добиться признания учеников или избежать конфликтов и ведет себя нерешительно, застенчиво, не проявляет лидерских качеств.
Если ученики мешают вести занятие, учитель, как правило, принимает это на свой счет и начинает думать: «Раз эта ученица всегда задает такие странные вопросы, наверное, она меня терпеть не может», или: «Этот ученик своими дурацкими шутками постоянно срывает урок», или «Никто не ценит мою дотошную подготовку к уроку». И тогда у учителя портится настроение, или он начинает палить из пушек по воробьям. На самом деле, возможно, девочка просто хотела поделиться своими интересными мыслями на эту тему, а мальчик – отвлечься от собственных трудностей в понимании. Альфред Адлер, пионер педагогической глубинной психологии, дал важные советы, как воспринимать такие помехи как субъективные решения и направлять неблагоприятную энергию в полезное русло.
Литература:
Блекманн Паула и Ланкау Ральф (издание 2019): Цифровые средства обучения. Полемика. Вайнхайм: Beltz.
Драйкурс Рудольф (2009): Психология в классе. Штуттгарт: Klett-Cotta.
Фельтен Михаэль (2016): Только помощник в обучении? Ерунда, учитель! Хвала управлению занятием. Берлин: Cornelsen.
Фельтен Михаэль (3-е издание 2014, совместно с Эльзбет Штерн): Эффективное преподавание. Как получать пользу от педагогических исследований в повседневной школьной жизни. Берлин: Cornelsen.
Хехлер Оливер (2017): Деликатное преподавание: персона учителя – формирование отношений – успеваемость. Штуттгарт: издательство Kohlhammer.
После громкой истории с профессором СПбГУ Олегом Соколовым, признавшимся в убийстве своей аспирантки-подруги, в обществе остро встал вопрос: а можно ли преподавателям университетов встречаться со студентами? Татьяна Ускова исследовала ситуацию и поговорила с феминистками — преподавательницами, студентками и психологами — о том, чем могут быть опасны подобные романы.
«Мне бы не хотелось этого человека подставлять. Даже после того, как это заканчивается, люди остаются в одних и тех же кругах. И, например, если я дам тебе интервью, как бы я ни старалась скрыть подробности, там будет понятно, кто это. Я думаю, вся твоя лента примерно с похожими историями, и искренне понимаю людей, которым сложно говорить об этом».
Это мне рассказала знакомая, у которой в студенчестве были отношения с преподавателем.
Романтические и сексуальные отношения преподавателей и студентов в вузах — этически «серая зона». Иерархически преподаватель стоит выше студента и может использовать свое служебное положение, чтобы влиять на него: манипулировать, в случае расставания угрожать плохими оценками или даже отчислением.
Единой позиции в мире по этому поводу не выработано: в каких-то университетах такие отношения запрещены, а где-то разрешены, но с ограничениями. В России в большинстве университетских уставов эти ситуации попросту не прописаны.
Однако громкая история убийства 24-летней аспирантки СПбГУ Анастасии Ещенко заставила общество заговорить об этом. В убийстве обвиняется ее преподаватель и любовник, 63-летний доцент университета (уже уволенный), историк Олег Соколов. Какую роль в смерти девушки могли сыграть неравные отношения преподавателя и студентки, допустимы ли такие коммуникации в вузе, и должно ли руководство вуза как-то их пресекать?
Невидимая «норма»
Рита (имя изменено в целях анонимности — «МБХ медиа») учится в МГУ, ей 22 года, и она встречается с преподавателем. По ее словам, в следующем году они собираются пожениться. С мужчиной студентка познакомилась во время учебной практики, на одной из студенческих вечеринок — некоторые преподаватели тоже туда ходят. Встретившись с преподавателем на одной из таких «посиделок», Рита разговорилась с мужчиной.
У обоих — и студентки, и преподавателя — есть дети от предыдущих отношений. Рита говорит, что это стало одной из общих тем для обсуждения; сошлись они и на почве одних интересов в науке и общих хобби. Несмотря на то, что сама девушка тогда находилась в других отношениях, вскоре она их разорвала: «На вторую неделю знакомства с преподавателем я поняла, что с ним я чувствую себя как дома, что эти бесконечные тусовки с моим тогдашним молодым человеком не дают мне возможности проводить время с ребенком. Я хочу нормальную семью. Я бросила парня, и у меня начались отношения с преподавателем, который сразу положительно отнесся к ребенку, к моим условиям жизни и взглядам».
На вопрос, не волновало ли ее, что возлюбленный ведет занятия в вузе, Рита отвечает, что ему не так много лет — «всего 36», — а во время учебного процесса они четко держат субординацию. «В среде преподаватель-студент мы не показываем отношений.
Но когда занятия кончаются, мы оба взрослые, совершеннолетние люди со свободой выбора отношений».
Это нужно не только для разделения личных и служебных отношений, рассказывает Рита, но и чтобы избежать слухов, которые могут навредить положению в университете обоих. Однако непосредственный начальник ее партнера ничего плохого в их отношениях не видит, не осуждает и поддерживает влюбленных.
Хотя статистики нет, отношения преподавателей и студентов, по-видимому, очень распространены. После убийства Ещенко «Русская служба BBC» поговорила с преподавателями вузов о допустимости таких отношений. Один из коллег Соколова, профессор СПбГУ Павел Кротов рассказал изданию, что «все три раза женился на студентках», ничего плохого в этом не видит и считает, что такие браки, как правило, счастливые. Олег Соколов. Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Хоровод из студенток
Элла Россман, приглашенный преподаватель Высшей школы экономики и активистка, говорит, что точных данных о том, насколько распространены такие отношения, нет, но сама она знает о нескольких таких случаях. Элла считает, что подобные отношения могут сильно отличаться друг от друга. В одном случае это может быть любовь, а в других — использование служебного положения преподавателем, который ставит романы со студентками «на поток»:
«Мне кажется, есть большая разница между тем, когда действительно происходит какая-то влюбленность и люди внезапно оказываются близки друг другу, и ситуациями, когда у нас серийно преподаватели встречаются со студентками, и у них по пять человек-фавориток по очереди проходит. То есть когда это такое «хобби», или «увлечение». Различие заметно по тому, как сами преподаватели реагируют на ситуацию: в первом случае они пытаются разрешить возможные конфликты интересов, во втором это воспринимается как норма».
Преподавательница считает, что такие «хобби» разрушительно действуют на университетскую среду: «Институт фаворитизма приводит к тому, что студенты начинают думать: без этого они не продвинутся и не найдут какой-то общий язык с преподавателем. Ведь все обычно знают, что происходит на факультете или на программе. С другой стороны, возможен конфликт интересов, когда в исследованиях продвигают не самых умных, а пассий преподавателя».
Хотя Элла признает, что бывают романы с участием преподавательниц-женщин (она слышала об одном таком), в подавляющем числе знакомых ей случаев фигурируют сотрудники-мужчины. Элла считает, что такое соотношение может быть связано с представлением о «настоящей» маскулинности, сложившимся в России.
«Тот же Соколов, который убил студентку, он же не зря в Наполеона наряжался. У него были все атрибуты, необходимые для манифестации такой маскулинности.
Он был — в глазах других — крутой профессионал, такой весь из себя лидер, поднимал это движение реконструкторов, вел их «к великому будущему». Еще один атрибут этой маскулинности — это куча девушек, которые одна за другой сменяются, — объясняет Элла. — Для мужчин это может быть показателем статуса, доказательством, что они «хоть куда», что они «еще могут»».Олег Соколов. Фото: Андрей Гореловский / ТАСС / Архив
Сомнительное согласие, невозможность разорвать отношения и объективация
Анна Сапунцова учится в магистратуре Оксфордского университета, поступила она туда после обучения на филологическом факультете МГУ. Прямого запрета на романтические или сексуальные отношения между преподавателями и студентами в Оксфорде нет, но на мой вопрос, насколько там распространена такая практика, Анна отвечает:
«На практике отношений студентов и преподавателей почти не бывает. Хотя такие отношения прямо не запрещены, их очень мало. Я не знаю ни одного случая вокруг меня. Это очень опасная территория, потому что непонятно, в какой мере студент может дать свое согласие, если он в зависимом положении».
По словам студентки, в Оксфорде каждый первокурсник обязательно проходит мастер-класс по согласию («consent workshop»), на котором обсуждаются неочевидные случаи харассмента: это нужно для защиты и просвещения студентов от потенциального насилия. В университетское определение харассмента входят и коммуникации, произошедшие без полного согласия — то есть «не вполне консенсуальные» отношения («not truly consensual»).
«Что значит not truly consensual? Когда кто-то согласился на отношения, но чувствует, что это было под давлением, что это не его или ее свободное решение», — объясняет Анна.
Не вполне консенсуальными могут быть и романтические отношения с преподавателем, считает студентка: «И из того, что я видела сама в Москве, и из всего, что я об этом читала, следует, что в подавляющем большинстве случаев это ситуация абьюза.
Я стараюсь сейчас осторожно формулировать и допускаю, что в редких-редких случаях это хорошая история, но в большинстве случаев речь идет о заведомо неравных отношениях».
Марина Эрлих, психолог кризисного центра «Сестры», с Анной согласна. Она рассказала «МБХ медиа», что считает такие отношения априори неравноправными, так как у преподавателя есть власть над студентом — поставить зачет, поддержать научную работу и помочь с академической публикацией, а есть власть этого не делать или даже создать препятствия в обучении и научной деятельности, и студент оказывается зависимым от партнера:
«Студентка зависима, а значит уязвима, и бывает поставлена перед выбором: например, остаться без стипендии (не иметь возможности продолжать исследования, быть отчисленной и так далее) или «согласиться» и удовлетворить желание преподавателя. Согласие это в кавычках, т.к. оно вынужденное и больше похоже на вымогательство».
Даже начатые по согласию, такие отношения могут давить на студента невозможностью выхода из них. Татьяна Никонова, феминистка и автор блога Nikonova.online, считает, что хотя в каждой паре все происходит индивидуально, и сами отношения могут быть равноправными, опасность зависимости в них в любом случае существует:
«Что происходит с молодыми студентками, если они хотят разорвать отношения с преподавателями? — объясняет Никонова. — Если очень повезет, то все будет гладко, если не повезет, у него будет власть сделать все, что угодно. Вплоть до того, что студентка вылетит из вуза и не сможет заниматься деятельностью, которую выбрала. Если она попытается придать это огласке, то за ней может закрепиться репутация «добилась всего через постель», даже если все академические успехи ее собственные. Она находится в крайне уязвимом положении».
Таким положением студента легко воспользоваться, а сами отношения могут оказаться более опасными и склонными к абьюзу. «Если человек склонен к насилию, это может проявиться в любой сфере, но чаще с людьми в более слабой позиции, уязвимыми и зависимыми от него», — объясняет Марина Эрлих. По словам психолога, опыт такой коммуникации с преподавателем для студентки может остаться травматичным на всю жизнь. Об этом часто говорят и в западных странах.
Несмотря на собственные отношения с преподавателем, Рита тоже считает, что подобные романы чаще «серийны», у преподавателя это «не первая» студентка, а такие взаимодействия могут быть более склонны к абьюзу и манипуляциям. «У нас на факультете была такая история с моей подругой, когда она была первокурсницей. У нее не было с преподавателем никаких половых отношений, он просто морочил ей голову. Ввел ее в заблуждение насчет своих планов на нее и ничего не говорил о наличии у него девушки. А потом ее просто не взяли на кафедру, на которую она хотела», — рассказывает девушка.
Марина Эрлих считает, что такие коммуникации со студентами со стороны преподавателя могут рассматриваться как насилие:
«В широком смысле насилие это отношение к женщине как к объекту удовлетворения потребностей, отрицание ее права на чувства, на желания и потребности, низведение до положения неодушевленного предмета, — объясняет психолог. — Когда преподаватель использует студентку, он тем самым подтверждает, что ее интеллект, душевные качества, ее личность ничего не стоят, никому не важны».Фото: Михаил Гребенщиков / Коммерсантъ
Почему студентки влюбляются?
«Когда люди начинают учиться тому, что им интересно, и попадают в новую среду, они оказываются захвачены учебой и этим процессом, могут испытывать много эмоций, в том числе по отношению к людям, которые с ними этими знаниями делятся», — говорит Элла Россман.
В целом ситуация влюбленности в преподавателя, считает Элла, нормальна и для многих является частью биографии. Татьяна Никонова с ней солидарна: «Во-первых, преподаватель — это человек, который делает то, чем интересуется студентка. Во-вторых, он обладает гораздо большим количеством знаний, в силу возраста это гораздо более опытный человек, а опытные люди привлекательны. Поэтому получается такое «бинго», и в результате очень легко влюбиться. И это нормально. Мы видим человека, облеченного властью, имеющего авторитет, и который делает нашу жизнь гораздо более интересной, чем она была до того», — объясняет Никонова.
Нормализации таких влюбленностей и отношений, считает Татьяна, способствуют гендерный аспект в научной среде:
«Если мы посмотрим на количество женщин с высшим образованием в России, то увидим, что их больше вроде на треть. (По данным Федеральной службы государственной статистики, высшее образование в России имеют 58% женщин и 42% мужчин. — «МБХ медиа»). Но если мы посмотрим, что происходит с учеными степенями и с преподавательским составом, мы увидим, что там большой перекос мужчин. То есть женщинам туда, наверх, в принципе очень трудно добираться».
Элла Россман в разговоре со мной предположила, что кроме того, студенты, которые чувствуют себя уязвимо, могут думать, что подобные отношения помогут им добиться чего-то в научной среде.
Влюбленность в преподавателя — нормальная ситуация для университета, считает Элла. «Просто нужно ли это доводить до настоящих отношений, это большой вопрос, — говорит преподавательница. — Студенты на волнах этой влюбленности иногда стремятся к таким отношениям, но дальше уже вопрос о действиях самого преподавателя, как он себя поведет в этой ситуации».Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Инструменты защиты студентов
Элла Россман говорит, что сейчас в российских университетах не хватает адекватных инструментов, позволяющих разрешать подобные конфликты и обеспечивать безопасность студентов и сотрудников в случаях насилия и принуждения; институтов, которым сотрудники и студенты доверяли бы, и в которых велась бы работа и дискуссия, как решать такие сложные этические ситуации и обеспечивать эмоционально безопасную и здоровую среду в вузе.
Подобные инструменты есть, по словам Анны Сапунцовой, в Оксфордском университете. В официальных документах написано, что такие отношения настоятельно не рекомендуются, но вместо прямого запрета на сами отношения — который рассматривается как вмешательство в личную жизнь сотрудников и обучающихся, — университет обязан обеспечивать безопасность обеих сторон. Для разрешения конфликта интересов вступившие в отношения преподаватель и студент перестают взаимодействовать в учебном процессе.
«Если уж как-то так неудачно вышло, что люди оказались в романтических отношениях (хотя тут сразу вопрос, как это так вышло, почему они не остановились), то есть протоколы, как сообщить об этом университету, — рассказывает Анна. — За то, чтобы университет об отношениях знал и академической и профессиональной жизни участников не было нанесено урона, ответственен преподаватель. После этого вам в том числе перестроят расписание, чтобы вы минимально общались в профессиональном контексте. Преподаватель, у которого отношения со студентом, не может вести у него занятия, быть его научным руководителем и так далее».
Задача университета — не только безопасность обеспечить, но и хорошее образование, считает Анна. «А романтические отношения студентов и преподавателей вредят учебному процессу и привносят много сложностей», — добавляет студентка. «От них не должна зависеть жизнь человека, его образование, исследовательская карьера и профессиональное будущее», — заключает Элла Россман.
А пока никаких инструментов защиты нет, отношения преподавателей со студентами продолжают оставаться негласной «нормой», а в профессорской среде звучит расхожая фраза, похожая на пословицу: «Жены стареют. А студентки третьего курса — никогда».
Редактировал Семен Кваша
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.