«Святые» с квадратными нимбами
Что является обязательным атрибутом православной иконы? Правильно — нимб. Так в Православии называют круг, расположенный за головой святого и указывающий на святость этого человека. Мы настолько привыкли, что нимб круглый, что иные его формы нас могут удивить и ввести в недоумение.
Именно в таком состоянии оказался я, когда передвигаясь по храму святого мученика Димитрия в Салониках, обнаружил изображения людей с квадратными нимбами. Пришлось провести собственное небольшое расследование. И вот что удалось выяснить.
Оказалось, что нимб как таковой, как знак особого статуса, пришел в христианство из античной культуры. Греки и римляне изображали своих богов с круглыми нимбами за головой. Делали они это не случайно. Нимб мы иногда еще называем аурой или ореолом. Оба этих слова восходят к латинскому слову «аурум» — золото. Аура – то, что сияет, как золото.
Золото, как известно, непосредственно связано с огнем, в котором очищается от примесей. Огонь, как и золото, сияет. В античности символом огня был круг. Вот так круг стал обозначать ауру и превратился в нимб как обозначение сияния, исходящего от человека. А потом перешел в христианское искусство как обозначение святости. С этим разобрались.
Откуда тогда взялся квадратный нимб? Ответ на этот вопрос тоже имеется. Если круг в древности обозначал огонь и его сияние, то квадрат служил обозначением земли. У квадрата четыре угла, как у света четыре стороны. Квадрат устойчив как сама земля. У греков даже была поговорка «квадратный человек”, в том смысле, что человек уверенно стоит на ногах.
Квадрат в результате стал символом жизни как таковой. В переложении церковного искусства квадратный нимб стал обозначать то, что в данном месте изображен еще живой человек, современник художника. Квадратный нимб, если хотите, служил рамкой вокруг его портрета. Обычно с квадратными нимбами изображались благотворители храма или члены правящей династии — то есть люди, заслужившие уважение, но святыми не являющиеся. Таков смысл квадратных нимбов.
Дальнейшая история омофора или головного покрова Пречистой Девы связана со старинным французским городом Шартр, который находится в 90 километрах к юго-западу от Парижа.
История города восходит к середине I тысячелетия. Приблизительно к этому же времени относится строительство в Шартре первой церкви. А спустя некоторое время в Шартре появилась одна из самых драгоценных реликвий христианства – покров Богородицы. Предание утверждает, что именно этот покров был на Богоматери в момент рождения Иисуса Христа.
Покрову Богоматери, пребывавшему в Шартре, приписывали много чудодейственных событий. В 911 году под стенами Шартра появились норманны. Тогда произошло первое чудо, связанное с покровом. Шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил покров на городской стене, и норманны, как свидетельствует старинная хроника, обратились в бегство.
Второе чудо в Шартре произошло в 1194 году, когда Шартрский собор, где хранилась священная реликвия, был практически уничтожен трехдневным пожаром. Но ларец, в котором хранился покров Пречистой Девы Марии, уцелел! Его успели перенести в подземный тайник-часовню. После пожара, в 1194 году, в Шартре началось строительство нового собора. От старого храма уцелела лишь часть, она бережно сохранена. Фасад собора украшен великолепными каменными барельефами. На одном из этих барельефов, над правыми вратами Королевского портала, изображено Положение ризы Богородицы в ковчег. Много раз повторяется изображение ризы Богородицы и на рельефах алтарной части храма.
Дата публикации или обновления 21.01.2017
Символ — это мост, который связывает видимое, земное и небесное, переводя одно в другое. Искусство иконописи не является автономным, оно есть часть Литургической тайны и источает таинственное присутствие мира видимого и невидимого.
В своей подлинно символической ценности икона превосходит искусство, но также и объясняет его. Можно безоговорочно восхищаться творениями великих мастеров всех времен, считая их вершиной искусства. Но икона находится несколько в стороне, так же, как и библия по отношению к мировой литературе. Чрезмерная красивость явно вредит иконе, отвлекая внутренний взгляд от раскрывающейся Тайны.
Красота иконы заключается в чрезвычайно строгом иерархическом равновесии цвета, отдельных форм, света, линий. Это особый язык, элементы которого коренятся в Софии и выражают ее точно так же, как слова выражают мысль.
Символика цвета в иконе также, как и композиция и пластика, отражают Божественную премудрость. У каждого цвета свое место, свое значение. Цвета в иконе никогда не смешивались. Спектральный анализ показал, что цвета в древней иконе накладывались один на другой. Происходило свечение нижнего слоя из-под верхнего. Тем самым иконописец получал возможность получать необходимое количество цветовых оттенков для наиболее полного раскрытия образов. Так достигалось гармоничное переложение цвета тварного Мира на икону.
Основной цвет в иконе золотой, символизирующий свет царствия Божия. Порой он заменяется желтым и охристым. Ассист — тонкие линии на одеждах Богородицы, Христа, Ангелов, святых — это нетварный Свет, присутствие самого Божества в сиянии Божественных лучей.
Пурпурный цвет был очень важен в Византийской культуре, он принадлежал Царственным особам, только император мог надевать одежду пурпурных оттенков, восседать на пурпурном троне. Этот цвет присутствует в иконах на одеждах Богородицы, Христа Спасителя.
Красный цвет — цвет животворной энергии, любви, именно он стал символом Воскресения — победы жизни над смертью. В красных одеждах изображены святые мученики, отдавшие свою жизнь ради любви ко Христу. Крылья серафимов на древних иконах также пишутся красным цветом, означающим пламенеющую любовь к Богу.
Белый цвет всегда являл собой святость и чистоту. Поэтому на иконах в белых одеждах изображались праведники и ангелы.
Синие — это цвета небесной сферы и означали высшую созерцательную энергию. Синий цвет считается цветом Богородицы. Фоны росписей во многих храмах, посвященных Богородице, выполнены синими цветами. Этот цвет в соединении с пурпурным дает вишневый. Матерь Божия изображается в синих или вишневых одеждах, цвета которых означают соединение Земного и Небесного Мира.
Зеленый цвет — цвет обновления всего живого. Позем (земля на иконах) — обычно зеленых оттенков.
Черный цвет очень редок в иконе, открыто он присутствует лишь при изображении Ада, пещеры, могилы. Он обозначает отсутствие Божественного света.
Серый — смешение белого и черного никогда не использовался с в иконе, т.к. добро и чистота не входят в смешение со злом.
Чистота и ясность красочного слоя иконы всегда свидетельствовали о чистоте духовного состояния иконописца.
И наоборот, серые, ахроматические, неясные оттенки ликов, одежд Святых и фонов говорят о художественной и духовной незрелости иконописца.
Прекрасное — это не только то, что вам нравится и приятно для глаз; истинно прекрасное, прежде всего, питает ум и просветляет душу. Раскрывая икону, наделяя каждую форму определенным цветом, древний художник вводил в икону софийное содержание, т.е. краски мудрости. Это было не слепое выкрашивание одежд и ликов какими угодно цветами, но цветами, наделенными живой силой мысли и образа.
Влияние цвета на человеческую душу огромно. И он воздействует на нее не менее, чем звук Правильно «звучащие», премудро гармонирующие цвета порождают мир, покой и любовь. Неясные, резкие, дисгармоничные — разрушение, тревогу, печаль. Очень важно с самого начала развития художественных навыков иконописца привить чувство цветовой гармонии, которое заложено в самой окружающей нас Богосотворенной природе.
Елена Аникеева, член Союза художников России
Православная газета «Благовест» № 12 (228) декабрь 2012 г., издается по благословению митрополита Рязанского и Михайловского Павла
В начало
Статьи — ОСНОВЫ ВЕРЫ
Иконы бывают: венчальные, житийные, праздничные, святые, семейные, именные. Их назначение понятно из их названия. А вот что такое ме́рная икона?
«Ме́рная» икона получила такое название потому, что делается индивидуально по мерке ребенка: ее высота в точности соответствует росту младенца при рождении, а ширина — ширине его плечиков на тот момент. Например, родился ребёнок 50 см, значит и доска для такой иконы будет сделана ровно 50 см. На иконе изображается святой — покровитель новорожденного в полный рост. Какого именно святого выбрать для написания, подскажет православный календарь или так называемые Святцы. Смотрят ближайшую дату почетания Святого с таким же именем, к дате рождения.
От именной иконы мерная отличается тем, что создается строго по мерке конкретного человека и предназначается только для него. Тип и предназначение иконы несложно определить и по внешним признакам — на именных иконах, как правило, представлен портрет святого или его поясное изображение, «мерная» же икона — это всегда изображение святого в полный рост. Считалось, что такая икона создана только для одного человека и не может передаваться по наследству. Немаловажно, что этот дар неповторим — мерную икону можно получить только раз в жизни — при крещении младенца.
Традиция создания мерных икон возникла в России XVII—XVIII веков: в это время мерные иконы создавали только для отпрысков царской семьи. До нашего времени в музеях сохранилось не более 20-25 подобных дореволюционных икон. Больше всего сохранившихся мерных икон происходит из Архангельского собора Московского Кремля — великокняжеской и царской усыпальницы, где они помещались над надгробиями. В XXI веке в России традиция написания мерных икон была воскрешена и стала массовой. Только в Москве и Подмосковье более 50 иконописных сообществ загружены заказами мерных икон.
Обычно на мерной иконе изображают того святого, имя которого носит ребенок. Кроме того, на иконе могут быть дополнительные изображения: крестных родителей ребенка, близких родственников, а также храма, в котором происходило крещение. Таким образом, иконописец создает единый художественный образ, который служит человеку напоминанием об одном из главных событий его жизни.
Перед созданием иконы иконописец должен поститься, и, как правило, на этап создания и освящения уходит не менее 40 дней. Как и 100 и 200 лет назад мастер использует деревянную доску — обычно липовую, реже — кленовую, еловую, ольховую или сосновую. Доска должна быть тщательно проклеена животным или рыбьим клеем, а краски, которыми пишут мастера, имеют практически тот же состав, что и 500 лет назад.
Мерная икона является зримым воплощением самой горячей заботы о благополучии и счастье малыша. Ведь, получая её, ребенок обретает постоянную персональную защиту от любых бед. Известны многочисленные случаи, когда буквально один взгляд, одно прикосновение к ней приносило облегчение, исцеление. В великий день крещения едва ли найдется более уместный и более возвышенный, поистине царский, подарок новорожденному. Ведь такие иконы писались и дарились на крестины царским детям.
Преподнести такой подарок можно в любое время, как до крещения так и после. В самом таинстве Крещения, икона участия не принимает. Можно подарить в любой день, на первый день рождения, именины, по случаю Пасхи, праздника Троицы, Рождества.