7 июня (25 мая по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Пятница 6-й седмицы по Пасхе (то есть шестой недели после Светлого Христова Воскресения). День постный. Сегодня на трапезе благословляется рыба. В Русской Церкви совершается празднование памяти множества святых, но только десять из этих угодников Божиих известны по именам. Далее коротко расскажем о них.
***
Главным церковным событием этого дня является празднование Третьего обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. По церковному преданию эта история связана с очень интересными событиями в истории Империи Ромеев (Византии) первой половины IX века от Рождества Христова. Именно на этот период приходится последняя волна иконоборчества (ереси, отвергающей православное учение о необходимости почитания икон, а также мощей святых).
Третье обретение главы Крестителя Господня Иоанна
В связи с тем, что на императорском и патриаршем престолах в Константинополе в те годы находились еретики, а с другой стороны, византийские земли подвергались постоянным нападениям сарацин из Арабского халифата, православные люди решили спасти одну из величайших святынь. Честную главу Иоанна Крестителя, усеченную ещё при земной жизни Христа мечом палача по указанию разгульных царя Ирода, царицы Иродиады и царевны Саломеи, против распутства которых выступал этот величайший из пророков, перенесли в Команы и скрыли в земле (около 810–820 годов от Рождества Христова). Вероятно, в церковном предании речь идёт об Абхазских Команах, в которых в 407 году почил находящийся в ссылке святитель Иоанн Златоуст.
После восстановления почитания икон в Константинополе, произошедшем в 843 году, святителю Игнатию, Патриарху Константинопольскому во время ночной молитвы чудесным образом было явлено место сокрытия честной главы Иоанна Крестителя. Предстоятель сообщил об этом императору Михаилу III (к слову, именно в годы его правления равноапостольные братья Кирилл и Мефодий просветили Светом Христовой веры славянские народы). В 850 году император организовал экспедицию в Команы, где святыня была обретена в том самом месте, которое было указано Патриархом.
По той причине, что честная глава Иоанна Крестителя до этого уже дважды утрачивалась и обреталась, именно это событие и празднуется 7 июня по новому стилю как Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В церковной традиции этот праздник является «полиелейным», то есть относится к числу таких праздников, которые хотя и не именуются «великими», тем не менее являются значимыми, а потому совершаются торжественные полиелейные утрени.
***
Также 7 июня совершается память следующих святых:
Священномученик Ферапонт, епископ Кипрский (подвижник IV века от Рождества Христова, погибший в годы антихристианских гонений Римского императора Диоклетиана);
Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский (знаменитый православный проповедник, автор многих богословских сочинений, мужественно проявивший себя как архипастырь, духовно окормлявший русские войска, в том числе и на поле боя, в годы Крымской войны и скончавшийся в 1857 году).
Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский. Фото: www.pravoslavie.ru
На этот же день приходится память двух святых из числа Новомучеников и исповедников Церкви Русской: преподобномученицы Елены (Коробовой), монахини, павшей жертвой богоборческих гонений в 1938 году, и преподобномученика Тавриона (Толоконцева), инока, претерпевшего многие мучения от безбожников и скончавшегося в Новоозерской исправительно-трудовой колонии Вологодской области в 1939 году.
***
Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
Иоанн Предтеча
После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука – Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской – в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.
В дни равноапостольного царя Константина Великого (+ 337, память 21 мая), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.