Искра

Если и случится согрешить – верь в милосердие Божие

Обличение

by adminon 07.10.202007.10.2020

Содержание

  • Морфологические и синтаксические свойстваПравить
  • ПроизношениеПравить
  • Семантические свойстваПравить
    • ЗначениеПравить
    • СинонимыПравить
    • АнтонимыПравить
    • ГиперонимыПравить
    • ГипонимыПравить
  • Родственные словаПравить
  • ЭтимологияПравить
  • Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить
  • ПереводПравить
  • БиблиографияПравить

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

будущ. прош. повелит.
Я обличу́ обличи́л
обличи́ла
—
Ты обличи́шь обличи́л
обличи́ла
обличи́
Он
Она
Оно
обличи́т обличи́л
обличи́ла
обличи́ло
—
Мы обличи́м обличи́ли обличи́м
обличи́мте
Вы обличи́те обличи́ли обличи́те
Они облича́т обличи́ли —
Пр. действ. прош. обличи́вший
Деепр. прош. обличи́в, обличи́вши
Пр. страд. прош. обличённый

об-ли-чи́ть

Глагол, совершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4b. Соответствующий глагол несовершенного вида — обличать. Участники ситуации, описываемой с помощью обличить:

субъект (им. п.), объект (вин. п.), вина (в + предл. п.).

Корень: -облич-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть .

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. сделать явной чью-либо виновность, преступность; высказать правду о чьём-либо дурном поступке, поведении и т. п.; разоблачить; осудить ◆ Он затеял почти богословское опровержение пушкинской речи с позиций строгого православия и обличил Достоевского прямо в ереси. С. Г. Бочаров, «Из истории понимания Пушкина», 1998 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. устар. сделать известным, явным нечто скрываемое ◆ Но архимандрит, зная, что вотчина населена и если будет отдана эконому, то вместе с нею под власть эконома должны будут перейти поселённые в этой вотчине люди, воспротивился и хотел обличить обман. Н. И. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Выпуск третий: XV—XVI столетия», 1862—1875 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Ольга Александровна, не совладев с собою и не найдя в себе силы переговорить с гражданами и обличить перед ними свою несостоятельность к продолжению гражданского образа жизни, просто-напросто решилась убежать к мужу, как другие убегают от мужа. Н. С. Лесков, «Некуда», 1864 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

СинонимыПравить

  1. изобличить; частичн.: разоблачить, уличить, обвинить
  2. разоблачить, раскрыть

АнтонимыПравить

  1. покрыть, отмазать (жарг.)

ГиперонимыПравить

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • существительные: обличитель, обличительница
  • прилагательные: обличительный, обличительский
  • глаголы: обличать, обличаться

ЭтимологияПравить

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    • Английскийen: expose; show up; denounce
    • Испанскийes: acusar (de), convencer
    • Украинскийuk: викрити
    • Чешскийcs: usvědčit; odhalit

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      • Обличение цитаты из Библии
      • Обличение Сокровищница духовной мудрости
      • Обличение прп. Оптинские старцы
      • Обличение свт. Тихон Задонский
      • Обличение прав. Иоанн Кронштадтский
      • Осуждение, обличение и рассуждение архиеп. Иоанн
      • Обличение и опровержение лжеименного знания cвщм. Ириней Лионский
      • Осуждение, обличение и рассуждение архиеп. Иоанн
      • Обличение на иудеев свщм. Ипполит Римский

      ***

      Обличе́ние – (сорвать, снять маску или личину) – указание человеку (группе людей, народу) на совершение им греха и объяснение или акцентирование внимания на пагубности такой практики.

      Обличение должно быть связано с состраданием и любовью к человеку, обличению должна предшествовать молитва, целью обличения должно быть исправление греха самим грешником или предупреждение от подобного поведения окружающих.

      ***

      священник Александр Любимов:
      Грань между обличением и осуждением проходит там, где разделяются грех и добродетель. Путаем мы обличение и осуждение по той причине, что, как правило, не знаем, что такое правильное обличение, и говорим обычно лишь об осуждении. Обличать должно с любовью… Делать это можно только конкретно, ответственно, обоснованно, и притом так, чтобы это вело к исправлению, и вообще имело благие последствия…
      Здравое обличение является абсолютной необходимостью для нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Осуждение же всегда является злом… Осуждая других людей, человек поступает по своей злобе и другим страстям. Если же он осуждает зло в себе – то это ведет его к покаянию и вере… Если мы, не обращая внимания на собственное зло, обличаем его в других – то свидетельствуем этим лишь о собственном лицемерии (Мф.7:5). Именно оно и подменяет обличение осуждением. Собственно, осуждение людей и является мнимой борьбой с внешним злом, на которую подвигает человека его собственное внутреннее зло. Обличение же должно исходить из желания побеждать зло добром (Рим.12:21). Однако прежде чем рассуждать об обличении других, каждому из нас надо задуматься о том, отношусь ли я сам к разумным, которые с благодарением принимают обличение, или к нечестивым, которые получают лишь раны, и не имеют в сердце ничего, кроме ропота и озлобления (Притч.9:9)? Всех нас постоянно обличает сам Господь – через нашу совесть, и через те внешние скорби, которые попускаются нам праведными судами Божиими. Они попускаются как естественные последствия наших грехов, и являются, таким образом, обличением и вразумлением от Господа. Именно о том, чтобы нам самим иметь достаточно благочестия и мудрости, чтобы принимать праведное обличение от Господа, и с благодарением нести свой крест, мы и должны позаботиться в первую очередь. Без этого наши рассуждения об обличении других будут лишь свидетельством нашего лицемерия и злобы.

      ***

      священник Александр Краснов:
      Осуждение и обличение – два понятия, между которыми очень часто ставится знак равенства, подразумевая, что они несут один нравственный смысл. Но так ли это? О грехе и пагубности осуждения знает каждый. Слова Христа: «Не судите, да не судимы будете…» (Мф.7:1) цитируют даже не открывавшие Евангелие. Гораздо реже мы вспоминаем другие слова Спасителя – об обличении согрешившего и о том, как это «делать не согрешая самому: вначале – один на один, потом при одном – двух свидетелях, а уж не послушает… скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник». (Мф.18, 15-17.). Так что это, противоречие? Отнюдь. Слово «суд» наиболее часто в писании используется в смысле определения, постановления, приговора (Нав.24:25. Суд.4:5; 13:12. 2Цар.8:15 и т.д.). Следовательно, осуждение – есть вынесение этого определения или приговора. Обличение же является открытием, доказательством, и доказательством твердым и неоспоримым (Евр.1:1). Несколько отвлеченно это можно представить себе так: один человек говорит: «На улице очень плохая погода, все грязно и мерзко от идущего дождя», а другой: «На улице идет дождь». Понятно. И если осуждение ближнего, как сугубо личное мнение, большей частью, ошибочное и глупое, как все не рожденное любовью и не согласное со Словом Божиим, является разрушителем бытия, то без обличения нормальное течение жизни невозможно. Приведу такой пример – с автодорог убраны знаки предупреждения о ямах, поворотах и т. п., результат такого действа не заставит себя ждать и понятен каждому. Исходя из важности обличения, Апостол Павел и говорит своим ученикам: «Увещевай и обличай со всякой властью» (Тит.2:15; 1Тим.5:20; 2Тим.4:2). Но если о яме на дороге всякий может предупредить, то обличение в духовной жизни – вещь весьма не простая и даже опасная. Господь дал необходимое предупреждение: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Мф.7:2). Побудительными мотивами могут быть только ревность к Славе Божией и любовь к ближнему. Поэтому, Апостол призывает обличать грехопадения людские только тех, чья святая жизнь во Христе ему была известна. Блаженный Феофилакт сравнивает обличение с хирургической операцией – с резанием (Толк. на «К Тит» 2:15) после которого требуется и мягкое врачевание пластырем молитвы. Называет Святитель и сугубые грехи, нуждающиеся в таком крайне сильном врачевании: «…прелюбодеяние, воровство, хищничество, волшебство». (Толк. «К Тит. 2:15). Сами Апостолы обличали. (Фил.3:18, 2Фес.3:2, Тит.2:15). Обличали и Святые Отцы. Скажем, Святитель Николай и св. Спиридон Тримифундский обличали арианство. Папе Мартину (14 апреля) еретики-монофизиты и язык вырезали не вынеся обличений святаго мужа. Преп. Иов Почаевский (28 августа, 28 октября) всю жизнь боролся обличением с католицизмом и униатством. И эти примеры можно продолжать до бесконечности от мучеников первых веков до мучеников последних лет. Практически у всех православных богословов есть творения или часть их, имеющие обличительный характер.

      ***

      архимандрит Амвросий (Юрасов):
      Можно ли делать замечание человеку, если он неправ? Премудрый Соломон говорит: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч.9:8). Если человек с живой душой, разумный, так, когда ему подскажешь, он возрадуется, возлюбит нас. Но если человек безумный, его трогать нельзя.

      Всего найдено: 4

      Вопрос № 281724

      Подскажите пожалуйста, как правильно расставить знаки препинания в таком предложении:
      Песня в дороге мне словно воздух нужна.
      P.S. Везде предлагают абсолютно разные варианты(
      Заранее благодарю. С уважением Елена

      Ответ справочной службы русского языка

      Сочетание нужен как воздух является фразеологизмом. По общему правилу фразеологизмы не обособляются.

      Однако еще Д. Э. Розенталь отмечал: «Запятая в этих случаях обычно отсутствует, если сравнительный оборот выступает в роли сказуемого. Когда же речь идет именно о сравнительном обороте, то в одинаковых условиях запятая может быть, а может и не быть». И еще: «Вопрос о пунктуации при сравнительных оборотах, в частности при сравнениях идиоматического характера , не может решаться в отрыве от характера самих оборотов (сравнения общеязыкового типа или художественные сравнения, иногда индивидуально-авторские), состава устойчивых сочетаний, как он представлен в толковых и фразеологических словарях, и т. д.».

      Вот несколько примеров, которые приводит Д. Э. Розенталь: В третьем батальоне прямое попадание в окоп. Сразу одиннадцать человек как корова языком слизала (Сим.). — …Во дворах, под сараем всё чисто, как корова языком слизала (Сер.); Тогда вдвоём с тобой мы разыграли бы жизнь как по нотам (М.Г.). — План, выработанный командиром… был в тот день разыгран, как по нотам (Пол.)

      Другой специалист по пунктуации – Н. С. Валгина – допускает обособление фразеологизмов «если имеются некоторые отклонения в употреблении устойчивых оборотов (порядок слов, подмена слов в устойчивых словосочетаниях и др.)». Вот ее примеры: А на мосту, как черт, черный взметнулся плащ (Цвет.). — ср.: черный как черт.

      В предложении Песня в дороге мне словно воздух нужна некоторые отклонения в употреблении фразеологизма имеются: как заменено на словно, порядок слов нарушен. Значит, обособление фразеологического оборота возможно.

      Вопрос № 279663

      Подскажите, пожалуйста, выделяется ли запятыми выражение «как воздух»: не хватает(,) как воздуха. Благодарю

      Ответ справочной службы русского языка

      В этом сочетании запятая ставится. Но: необходим как воздух.

      Вопрос № 273086

      Подскажите, насколько целесообразна здесь постановка запятых:
      Для жизни ты, как воздух, мне нужна.

      Ответ справочной службы русского языка

      Запятые не нужны. Нужен как воздух – устойчивое сочетание, запятые не ставятся.

      Вопрос № 240688

      Здравствуйте! Очень срочно! Посдкажите, вернали пунктуация в слоганах:
      1. Выбор, естественный (,) как воздух.
      2. Проектируем для вас, строим (,) как себе.

      Ответ справочной службы русского языка

      Возможные варианты: Выбор естественный, как воздух. Проектируем для вас, строим как себе.

Вера
0

Свежие записи

  • Антиклерикальный
  • Космонавт в скафандре, фото
  • Воспитание в неполной семье
  • Церковь о домовых
  • Рассказ о школе 1 класс

Свежие комментарии

    Архивы

    • Ноябрь 2020
    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020
    • Декабрь 2019
    • Ноябрь 2019
    • Октябрь 2019
    • Сентябрь 2019
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Апрель 2019
    • Март 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июль 2018
    • Июнь 2018

    Рубрики

    • Вера

    Страницы

    • Карта сайта
    © Copyright 2020 Искра. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .