Содержание
Морфологические и синтаксические свойстваПравить
будущ. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | обличу́ | обличи́л обличи́ла |
— |
Ты | обличи́шь | обличи́л обличи́ла |
обличи́ |
Он Она Оно |
обличи́т | обличи́л обличи́ла обличи́ло |
— |
Мы | обличи́м | обличи́ли | обличи́м обличи́мте |
Вы | обличи́те | обличи́ли | обличи́те |
Они | облича́т | обличи́ли | — |
Пр. действ. прош. | обличи́вший | ||
Деепр. прош. | обличи́в, обличи́вши | ||
Пр. страд. прош. | обличённый |
об-ли-чи́ть
Глагол, совершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4b. Соответствующий глагол несовершенного вида — обличать. Участники ситуации, описываемой с помощью обличить:
субъект (им. п.), объект (вин. п.), вина (в + предл. п.).
Корень: -облич-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть .
ПроизношениеПравить
- МФА:
Семантические свойстваПравить
ЗначениеПравить
- сделать явной чью-либо виновность, преступность; высказать правду о чьём-либо дурном поступке, поведении и т. п.; разоблачить; осудить ◆ Он затеял почти богословское опровержение пушкинской речи с позиций строгого православия и обличил Достоевского прямо в ереси. С. Г. Бочаров, «Из истории понимания Пушкина», 1998 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- устар. сделать известным, явным нечто скрываемое ◆ Но архимандрит, зная, что вотчина населена и если будет отдана эконому, то вместе с нею под власть эконома должны будут перейти поселённые в этой вотчине люди, воспротивился и хотел обличить обман. Н. И. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Выпуск третий: XV—XVI столетия», 1862—1875 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Ольга Александровна, не совладев с собою и не найдя в себе силы переговорить с гражданами и обличить перед ними свою несостоятельность к продолжению гражданского образа жизни, просто-напросто решилась убежать к мужу, как другие убегают от мужа. Н. С. Лесков, «Некуда», 1864 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
СинонимыПравить
- изобличить; частичн.: разоблачить, уличить, обвинить
- разоблачить, раскрыть
АнтонимыПравить
- покрыть, отмазать (жарг.)
ГиперонимыПравить
ГипонимыПравить
Родственные словаПравить
Ближайшее родство
- существительные: обличитель, обличительница
- прилагательные: обличительный, обличительский
- глаголы: обличать, обличаться
ЭтимологияПравить
Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить
- Английскийen: expose; show up; denounce
- Испанскийes: acusar (de), convencer
- Украинскийuk: викрити
- Чешскийcs: usvědčit; odhalit
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»
- Обличение цитаты из Библии
- Обличение Сокровищница духовной мудрости
- Обличение прп. Оптинские старцы
- Обличение свт. Тихон Задонский
- Обличение прав. Иоанн Кронштадтский
- Осуждение, обличение и рассуждение архиеп. Иоанн
- Обличение и опровержение лжеименного знания cвщм. Ириней Лионский
- Осуждение, обличение и рассуждение архиеп. Иоанн
- Обличение на иудеев свщм. Ипполит Римский
ПереводПравить
Список переводов
БиблиографияПравить
- Для улучшения этой статьи желательно:
***
Обличе́ние – (сорвать, снять маску или личину) – указание человеку (группе людей, народу) на совершение им греха и объяснение или акцентирование внимания на пагубности такой практики.
Обличение должно быть связано с состраданием и любовью к человеку, обличению должна предшествовать молитва, целью обличения должно быть исправление греха самим грешником или предупреждение от подобного поведения окружающих.
***
священник Александр Любимов:
Грань между обличением и осуждением проходит там, где разделяются грех и добродетель. Путаем мы обличение и осуждение по той причине, что, как правило, не знаем, что такое правильное обличение, и говорим обычно лишь об осуждении. Обличать должно с любовью… Делать это можно только конкретно, ответственно, обоснованно, и притом так, чтобы это вело к исправлению, и вообще имело благие последствия…
Здравое обличение является абсолютной необходимостью для нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Осуждение же всегда является злом… Осуждая других людей, человек поступает по своей злобе и другим страстям. Если же он осуждает зло в себе – то это ведет его к покаянию и вере… Если мы, не обращая внимания на собственное зло, обличаем его в других – то свидетельствуем этим лишь о собственном лицемерии (Мф.7:5). Именно оно и подменяет обличение осуждением. Собственно, осуждение людей и является мнимой борьбой с внешним злом, на которую подвигает человека его собственное внутреннее зло. Обличение же должно исходить из желания побеждать зло добром (Рим.12:21). Однако прежде чем рассуждать об обличении других, каждому из нас надо задуматься о том, отношусь ли я сам к разумным, которые с благодарением принимают обличение, или к нечестивым, которые получают лишь раны, и не имеют в сердце ничего, кроме ропота и озлобления (Притч.9:9)? Всех нас постоянно обличает сам Господь – через нашу совесть, и через те внешние скорби, которые попускаются нам праведными судами Божиими. Они попускаются как естественные последствия наших грехов, и являются, таким образом, обличением и вразумлением от Господа. Именно о том, чтобы нам самим иметь достаточно благочестия и мудрости, чтобы принимать праведное обличение от Господа, и с благодарением нести свой крест, мы и должны позаботиться в первую очередь. Без этого наши рассуждения об обличении других будут лишь свидетельством нашего лицемерия и злобы.
***
священник Александр Краснов:
Осуждение и обличение – два понятия, между которыми очень часто ставится знак равенства, подразумевая, что они несут один нравственный смысл. Но так ли это? О грехе и пагубности осуждения знает каждый. Слова Христа: «Не судите, да не судимы будете…» (Мф.7:1) цитируют даже не открывавшие Евангелие. Гораздо реже мы вспоминаем другие слова Спасителя – об обличении согрешившего и о том, как это «делать не согрешая самому: вначале – один на один, потом при одном – двух свидетелях, а уж не послушает… скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник». (Мф.18, 15-17.). Так что это, противоречие? Отнюдь. Слово «суд» наиболее часто в писании используется в смысле определения, постановления, приговора (Нав.24:25. Суд.4:5; 13:12. 2Цар.8:15 и т.д.). Следовательно, осуждение – есть вынесение этого определения или приговора. Обличение же является открытием, доказательством, и доказательством твердым и неоспоримым (Евр.1:1). Несколько отвлеченно это можно представить себе так: один человек говорит: «На улице очень плохая погода, все грязно и мерзко от идущего дождя», а другой: «На улице идет дождь». Понятно. И если осуждение ближнего, как сугубо личное мнение, большей частью, ошибочное и глупое, как все не рожденное любовью и не согласное со Словом Божиим, является разрушителем бытия, то без обличения нормальное течение жизни невозможно. Приведу такой пример – с автодорог убраны знаки предупреждения о ямах, поворотах и т. п., результат такого действа не заставит себя ждать и понятен каждому. Исходя из важности обличения, Апостол Павел и говорит своим ученикам: «Увещевай и обличай со всякой властью» (Тит.2:15; 1Тим.5:20; 2Тим.4:2). Но если о яме на дороге всякий может предупредить, то обличение в духовной жизни – вещь весьма не простая и даже опасная. Господь дал необходимое предупреждение: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Мф.7:2). Побудительными мотивами могут быть только ревность к Славе Божией и любовь к ближнему. Поэтому, Апостол призывает обличать грехопадения людские только тех, чья святая жизнь во Христе ему была известна. Блаженный Феофилакт сравнивает обличение с хирургической операцией – с резанием (Толк. на «К Тит» 2:15) после которого требуется и мягкое врачевание пластырем молитвы. Называет Святитель и сугубые грехи, нуждающиеся в таком крайне сильном врачевании: «…прелюбодеяние, воровство, хищничество, волшебство». (Толк. «К Тит. 2:15). Сами Апостолы обличали. (Фил.3:18, 2Фес.3:2, Тит.2:15). Обличали и Святые Отцы. Скажем, Святитель Николай и св. Спиридон Тримифундский обличали арианство. Папе Мартину (14 апреля) еретики-монофизиты и язык вырезали не вынеся обличений святаго мужа. Преп. Иов Почаевский (28 августа, 28 октября) всю жизнь боролся обличением с католицизмом и униатством. И эти примеры можно продолжать до бесконечности от мучеников первых веков до мучеников последних лет. Практически у всех православных богословов есть творения или часть их, имеющие обличительный характер.
***
архимандрит Амвросий (Юрасов):
Можно ли делать замечание человеку, если он неправ? Премудрый Соломон говорит: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч.9:8). Если человек с живой душой, разумный, так, когда ему подскажешь, он возрадуется, возлюбит нас. Но если человек безумный, его трогать нельзя.
Всего найдено: 4
Вопрос № 281724 | ||
Подскажите пожалуйста, как правильно расставить знаки препинания в таком предложении:
Песня в дороге мне словно воздух нужна.
P.S. Везде предлагают абсолютно разные варианты(
Заранее благодарю. С уважением Елена
Ответ справочной службы русского языка
Сочетание нужен как воздух является фразеологизмом. По общему правилу фразеологизмы не обособляются.
Однако еще Д. Э. Розенталь отмечал: «Запятая в этих случаях обычно отсутствует, если сравнительный оборот выступает в роли сказуемого. Когда же речь идет именно о сравнительном обороте, то в одинаковых условиях запятая может быть, а может и не быть». И еще: «Вопрос о пунктуации при сравнительных оборотах, в частности при сравнениях идиоматического характера , не может решаться в отрыве от характера самих оборотов (сравнения общеязыкового типа или художественные сравнения, иногда индивидуально-авторские), состава устойчивых сочетаний, как он представлен в толковых и фразеологических словарях, и т. д.».
Вот несколько примеров, которые приводит Д. Э. Розенталь: В третьем батальоне прямое попадание в окоп. Сразу одиннадцать человек как корова языком слизала (Сим.). — …Во дворах, под сараем всё чисто, как корова языком слизала (Сер.); Тогда вдвоём с тобой мы разыграли бы жизнь как по нотам (М.Г.). — План, выработанный командиром… был в тот день разыгран, как по нотам (Пол.)
Другой специалист по пунктуации – Н. С. Валгина – допускает обособление фразеологизмов «если имеются некоторые отклонения в употреблении устойчивых оборотов (порядок слов, подмена слов в устойчивых словосочетаниях и др.)». Вот ее примеры: А на мосту, как черт, черный взметнулся плащ (Цвет.). — ср.: черный как черт.
В предложении Песня в дороге мне словно воздух нужна некоторые отклонения в употреблении фразеологизма имеются: как заменено на словно, порядок слов нарушен. Значит, обособление фразеологического оборота возможно.
Вопрос № 279663 | ||
Подскажите, пожалуйста, выделяется ли запятыми выражение «как воздух»: не хватает(,) как воздуха. Благодарю
Ответ справочной службы русского языка
В этом сочетании запятая ставится. Но: необходим как воздух.
Вопрос № 273086 | ||
Подскажите, насколько целесообразна здесь постановка запятых:
Для жизни ты, как воздух, мне нужна.
Ответ справочной службы русского языка
Запятые не нужны. Нужен как воздух – устойчивое сочетание, запятые не ставятся.
Вопрос № 240688 | ||
Здравствуйте! Очень срочно! Посдкажите, вернали пунктуация в слоганах:
1. Выбор, естественный (,) как воздух.
2. Проектируем для вас, строим (,) как себе.
Ответ справочной службы русского языка
Возможные варианты: Выбор естественный, как воздух. Проектируем для вас, строим как себе.