Ибо Я, Господ Бог, восхищаюсь целомудрием женщин.
Иаков 2: 28.
С латинского языка слово «celibates’» переводится как «неженатый». По сути, это означает безбрачие. Человек — мужчина или женщина — добровольно отказывается от супружеских отношений, физических контактов с лицами противоположного пола. К явлению целибата, как в прежние времена, так и в современном обществе, существует разное отношение, понимание, трактовка понятия. Одни люди считают безбрачие осознанным физическим ограничением человека. Иные — трактуют явление как духовный акт индивида. Третьи — воспринимают действие как модное течение, способствующее саморазвитию.
Разобраться в сущности парадигмы безбрачия и просто, и сложно одновременно. Особенно, если рассматривать явление с точки зрения женщины. Поможет в этом краткий исторический экскурс и анализ взглядов на рассматриваемый вопрос различных религий, документов, православных деятелей.
Содержание
- Исторический факт
- Современное понимание
- Целибат в православии
- Как принять целибат
- Особенности женского целибата
- Современное отношение к женскому безбрачию
- Ветхозаветные времена и древний мир
- Православие в Новозаветную эпоху
- Римо-католицизм
- Протестантизм
- Немонашеские Братства
- Принудительное безбрачие
- Литература
- Использованные материалы
- Монашество
- Целибат
- Христианский брак и монашество
- 7. МОНАШЕСТВО И МИР
- XII. Монашество
- На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
- 7. Монашество и мир
- МОНАШЕСТВО
- Гражданский брак похож на брак, но…
- Брак, семья и семейные ценности Вступление в брак
- 05.11.2015
- В Германии участились случаи, когда католические священники отказываются от обета безбрачия. Как немецкие католики реагируют на это и что думают по поводу целибата?
Исторический факт
Первые упоминания о целибате содержатся в правилах Эльвирского собора, датированных IV веком. Священнослужителям предписывалось пожизненно соблюдать обет безбрачия. Нарушители навсегда отлучались от церкви и даже на смертном одре не могли получить прощения. Информации о женском безбрачии древние документы не содержат.
Женский целибат рассматривался в контексте сохранения чистоты души и тела — отсутствия отношений с мужчинами до замужества и в случае смерти супруга. Строгих последствий нарушения целомудрия для женщин, как в отношении служителей церкви, не было. Обрядового содержания обет безбрачия не имел. Воспринимался как установленная моральная норма.
Существующие с языческих времён обеты распространены по миру и теперь.
Современное понимание
В наши дни целибат — это принятый по религиозным убеждениям, или иным соображениям обет безбрачия. Чаще рассматривается как составляющий элемент исповедуемой веры. Это показывают следующие примеры.
- Буддийские монахи не создают семьи ради духовного просветления, совершенствования, роста.
- Индуизм предусматривает постоянный или временный отказ от интимных отношений.
- Католическим священникам запрещено вступать в брак.
- В православии только сан епископа доступен монахам или целибатным священникам. Иные служители церкви вправе иметь семью. Обет безбрачия можно принять как временно, так и постоянно.
В отличие от древних устоев, современные мировые религии не считают греховной связь между мужчиной и женщиной, если таковая одобрена Богом — пара состоит в церковном браке. Для принятия обета не обязательно быть служителем церкви, не важен пол человека. Первичным посылом является желание посвятить жизнь служению Богу. Не отвлекать внимание души, тела на бытовые заботы о семье, детях.
Иные люди принимают целибат, чтобы отстраниться от мирской суеты, вести уединённую жизнь. Не всегда такое решение продиктовано исключительно религиозными убеждениями. Например, многие современные женщины, особенно подобное явление распространено в Индии, отказываются выходить замуж, вступать в отношения с мужчинами, чтобы посвятить себя любимому делу. Усмирив плоть, служат людям — преподают в школах, читают лекции, ведут занятия по медитации. Главная цель такого целибата в познании себя, окружающего мира, служении ближним, саморазвитии.
Целибат в православии
Православие предусматривает интересное с философской точки зрения отношение к целибату. Религия одновременно поощряет и браки, и отказ от них. Парадокс заключается в том, что принципиально разные способы поведения человека основаны на единой духовности. Особенное отношение к брачному союзу раскрывают правила VI Вселенского Собора, изданные в 680-м году. Суть состоит в следующем. Иисус включает в себя два естества — божественное (будучи единородным Сыном Божьим) и человеческое (имевший воплощение на земле). Человек, являясь образом и подобием Творца, имеет две воли: божественную — высшую и свою — человеческую. При этом, как в Христе, одно естество не противоречит другому, а оба связаны нераздельно и неизменно. Так и в человеке — личные желания не должны противоречить внутренней Божественной воле.
Потому православная церковь приветствует естественную потребность людей в любви, создании семьи, размножении, если это совершается в соответствии с Божьими Заповедями. В то же время ратует за духовное желание личности целиком посвятить жизнь служению Богу — принять целибат.
Первая практика целибата
В Русской православной церкви практика целибата начинается с личности Александра Васильевича Горского. С юных лет посвятил жизнь изучению православного учения. Добровольно от рождения сохранял девственность, но по личным убеждениям монашество не принимал. В дореволюционные годы не нашлось лучшего кандидата на должность ректора Московской Духовной Академии. Но Горский, будучи мирянином, по каноническим соображениям не мог возглавить духовную школу. Митрополит Московский и Коломенский Филарет убедил его обратиться в Синод с прошением о целибатном рукоположении. При этом сопроводил прошение трактатом «О прибавлении к творениям святых отцов и учителей церкви». Так впервые практика целибата была применена в православии. Получив церковный сан профессор Горский возглавил Академию, и руководил ею долгие годы.
Важное замечание
Церковь не рассматривает обет безбрачия вне контекста религии. Миряне могут принять целибат, но угодным Богу такой акт будет только при посвящении себя Ему.
Иные люди отказавшись от супружества, интимных отношений считают, что совершают благое дело. Между тем ведут нехристианский образ жизни — лгут, сквернословят, пьянствуют, своевольничают — нарушают Христовы Заповеди. Такое поведение не имеет отношения к православию. Скорее демонстрирует проявление таких грехов, как гордыня, себялюбие, чревоугодие, праздность.
Кроме того, когда человек даёт обет безбрачия, и не посвящает себя Богу — он нарушает указание Господа, прописанное в Евангелие — «плодитесь и размножайтесь».
Как принять целибат
Не существует особого ритуала, обряда для принятия безбрачия. Это может быть просто внутреннее решение с последующим изменением образа жизни. Если человек настроен более серьёзно, либо это предписано церковным уставом, при принятии монашества или хиротонии, обет безбрачия дают перед иконой Спасителя. Обещая хранить верность духовную и телесную только Ему.
Особенности женского целибата
Господь даровал женщине целомудрие и скромность. От того как воспользуется она этим даром — зависит человеческий род. Внутренняя сила женщины в её внешней слабости. Женское безбрачие, как правило, ассоциируется с монашеством. Но это не так. Действительно, приняв монашество женщина даёт обет не иметь отношений с мужчиной, не вступать в брак, не рожать детей. Такое желание продиктовано внутренней волей посвятить жизнь Богу. Эта воля основана на побуждении души хранить чистоту — сердца, мыслей, тела. Монашеский подвиг потому так и называется, что мирские потребности, желания приносятся в жертву приобретению радости души. Жертва — не значит насильственное действие. Это добрая воля. Потому церковь не одобряет желание иных женщин «уйти в монастырь» по причине неудачных отношений, разочарования в мужчинах.
Между тем ставить знак равенства между женским безбрачием и монашеством — не следует. Устои православной жизни предписывают женщинам не иметь отношений с противоположным полом вне брака — это считается грехом. Потому верующие женщины хранят целибат в надежде обрести угодные Богу супружеские отношения.
По сути обета женский целибат от мужского не отличается. Некоторая разница усматривается в поводе действия — в православной церкви женщины не принимают сан епископа, предписывающий целибатство в обязательном порядке.
Современное отношение к женскому безбрачию
В наше время женщины часто отказываются от семейных отношений. Сложно объяснить, чем вызвано такое решение. Общество по-разному относится к этому явлению. Одни считают, что это — дань моде, другие видят отчаяние в надежде создать семью, третьи полагают, что решение продиктовано искренним желанием посвятить себя служению Богу.
Рассматривая ситуацию в ключе православия, надо учитывать следующее. В христианстве женский целибат — не просто отказ от замужества, а способность находить в этом состоянии гармонию, упокоение, радость. Отсутствие супружеских отношений подразумевает ведение христианского образа жизни — соблюдение заповедей, ежедневная молитва, помощь ближним, посещение храма. Без этого декларация и фактический отказ от супружества — не имеют отношения к православному женскому целибату.
Безбрачие (или целибат от лат. caelibatus — «безбрачие мужчины,» от caelebs — «неженатый») — образ жизни отличающийся отказом от брака. Как термин гражданского и канонического права, различают безбрачие добровольное, обязательное и принудительное.
Ветхозаветные времена и древний мир
В Ветхом Завете, ввиду слов Господа по сотворении человека «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт 1, 28), брак считался состоянием почетным и обязательным, почему на безбрачие и бездетность обыкновенно смотрели с презрением. Священство наследовалось лишь от отца к сыну. Однако, уже в Ветхозаветные времена появились исключительные примеры безбрачия как проявления целомудрия — первым девственником Ветхого Завета называют пророка Илию. В этом смысле безбрачие явилось, наоборот, как особое состояние выше брачного.
В языческом мире классических Греции и Рима как религия так и государство осуждали безбрачие. Государство было заинтересовано в том, чтобы брачный союз снабжал его возможно большим количеством граждан и воинов, а религиозные верования заставляли заботиться о продолжении рода. Законодательные меры, направленные против безбрачия, существовали в Афинах и Спарте, в Риме холостых и вдовых облагали налогами, порицали, поощряли женатых преимуществами над холостыми. Подробный закон Августа «Lex Julia et Papia Poppaea», направленный на увеличение числа граждан обескровленной страны, стремился заставить граждан смотреть на законный брак, как на государственную повинность. Законом этим безбрачные вполне, а бездетные частично, ущемлялись в правах наследства по духовному завещанию. Совокупность мер, стеснительных по отношению к безбрачным и поощряющих к вступлению в брак, были отменены лишь святым императором Константином Великим и его преемниками под влиянием Христианства.
Однако, и в языческом мире понятие о безбрачии как составной части возвышенной духовной жизни появилось в буддизме. Его основатель, Гаутама Шакьямуни, сам оставил жену и детей для отречения от мира и наставлял своих учеников пребывать в безбрачии.
Православие в Новозаветную эпоху
Понятие о безбрачии как проявлении целомудрия проявилось в Новом Завете. Так, Христос говорит что те, кому это дано, делаются «скопцами для Царства Небесного» (Мф 19, 11-12). Хотя многие из апостолов были женаты (1 Кор 9, 5), апостол Павел оставался безбрачным и из его слов в I Послании к Коринфянам видно, что он склонялся на сторону безбрачия главным образом в силу того, что оно позволяет всецело предаваться духовной жизни, не нуждаясь заботиться о делах мира сего с целью угодить мужу или жене. Однако, он проповедует лишь такое безбрачие, которое предполагает наличие духовного целомудрия, лишенного чувственных похотей; тем, которые разжигаются страстью, он сам советует вступить в брак; наконец, целомудренное безбрачие представляется особой Божьей благодатью, которой одарены лишь некоторые (1 Кор 7, 1-2; 7-9; 32-34; 38). Исходя из этого учения о высоте безбрачия, в первые времена Христианства немалое число верующих посвятили себя воздержанию. В письме Игнатия к Поликарпу первый хвалит целомудренных, предписывая им, однако, не ставить себя поэтому выше своего епископа, который, по всему вероятию, имел жену. Афинагор в своей Πρεςβεία περι τών χριςτιανών (написанной в конце 176 года) говорит о тех, которые старятся в безбрачии с целью жить в более тесном общении с Богом. Силу учения о богоугодности безбрачной жизни можно видеть в самооскоплении Оригена и в похвале девственности в диалоге Convivium inter decem Virgines Мефодия Патарского, самого ярого противника Оригена. С течением времени и укреплением Христианства учение о безбрачии получало все большее распространение. Было много женщин, которые, посвящая себя девственной жизни, считали себя обрученными Господу. Безбрачие, как средство и следствие отречения от мира и борьбы со страстями, сделалось необходимыми признаком монашества.
С первых лет Христианства появился запрет на брак после вступления в духовенство. Это запрещение основывается на 25 каноне апостольском, который разрешает заключение брака после вступления в клир лишь певчим и причетникам. Неокесарийский Собор 315 года грозит лишением сана нарушителю этого правила, а Анкирский Собор 314 года разрешает диакону объявлять перед чиноположением о намерении вступить в брак, следовательно, и осуществить свое намерение после чиноположения. Церковные правила предоставляют лицам, принятым в клир безбрачными, жениться по их желанию во время прохождения низших церковнослужительских должностей, а от нежелающих требуют обета целомудрия перед вступлением в лик священнослужителей. Многочисленные примеры из истории и церковные правила говорят также о том, что Церковь всегда позволяла духовенству оставаться вовсе безбрачным, если это делалось ради подвига воздержания.
Однако, Церковь не сочла безбрачие обязательным для духовенства. Наоборот, апостол Павел указывает что епископом должен быть человек семейный, муж одной жены, умеющий руководить своей семьей, а потому способный руководить и паствой (1 Тим 3, 2, 4-5). В первые века Христианства упоминается много примеров женатых епископов, не говоря о священниках и диаконах. Уже с первых столетий Христианства Церкви пришлось бороться не только со древним презрением безбрачия, но и с другой крайностью презрения брака, связанной с дуалистическим учением гностиков об отрицании плоти. Апостольские правила указывают на совместимость святости священного служения и супружеской жизни, запрещая священнослужителям оставлять под предлогом благочестия своих жен. На I Вселенском Соборе многочисленные сторонники безбрачия, предположили воспретить поставленным в священнослужители продолжить брачное сожитие с женами, но Пафнутий, епископ Верхней Фиваиды, великий подвижник и девственник, убедил отцов Собора не налагать на посвященных столь тяжелого ига, могущего принести ужасный вред нравственности как самих священослужителей, так и оставленных ими жен. Гангрский Собор в середине IV века изрекает проклятие как хулителям Богом установленного брака всем тем, которые, подобно сторонникам Евграфия, епископа Севасты, не признавали силы священнодействий, совершаемых женатыми пресвитерами.
Высокое понятие о девственной жизни, позволяющей всецело посвятить себя духовной жизни и заботе о пастве, а также становление монашества, приобретшего высокое уважение в обществе и громадное влияние на церковные дела, обусловили с конца IV века ограничение на принятие епископского сана женатыми. Так установился обычай избирать только безбрачных епископов. В 410 году, будучи избран епископом Птолемаидским, Синесий специально оговаривал себе возможность продолжать брачное сожительство. С VI века этот обычай стал обязательным правилом первоначально в государственном, а затем в церковным законодательстве. Царь Иустиниан Великий предписал, чтобы в епископы поставлялись лица монашествующие или же не имеющие жен, либо разлучившиеся с ними. Трулльский Собор в 692 году постановил, чтобы жена возводимого в епископское достоинство, предварительно разлучившись с мужем своим по общему согласию, по рукоположению его в епископы вступала в монастырь, далеко отстоящий от места пребывания сего епископа, который, однако, обязан давать ей содержание. Кроме того, этот же Собор подтвердил разрешение иподиаконам, диаконам и пресвитерам, женившимся перед рукоположением, продолжать брачное сожитие с женами, угрожая вместе с тем священнослужителям, вступившим в брак после принятия священства, и епископам, продолжающим брачное сожитие, лишением сана. Таким образом в пределах Восточной Римской империи закрепилось разделение в среде духовенства на безбрачных архиереев и монахов и женатых священников и диаконов, вступающих в брак до рукоположения. Хотя это и не является требованием, мало-помалу на Востоке стали избирать епископов исключительно из монахов, вероятно ввиду убеждения, что монашеская дисциплина хорошо готовит к исполнению высоких обязанностей епископского сана.
На Западе, в Римской Церкви, тенденция к ограничению духовенства только кругом безбрачных оказалась сильней чем в пределах Восточной Римской империи. Первоначальные меры, направленные против брачной жизни духовенства, были приняты в Испании на Эльвирском Соборе 303 или 309 года, постановлениями которого было воспрещено диаконам, пресвитерам и епископам брачное сожитие с их женами. Отождествление безбрачия с целомудрием священнослужителей позволяет указывать на целый ряд папских посланий с порицанием нарушений последнего. Так, в письме папы Сириция к Емерию, епископу Таррагонскому от 385 года, являющемся первой декреталией, подлинность которой не подлежит сомнению, указано, что епископы, священники и диаконы, не соблюдающие целомудрия, не заслуживают никакого снисхождения, так как необходимо лечить железом (ножом) раны, не поддающиеся другим лекарствам. В двух декреталиях к епископам Руанскому Виктрикию и Тулузскому Екссуперию от 405 года папа Иннокентий I возобновил вышеприведенное запрещение, угрожая за нарушение его лишением сана. Святители Лев I (443) и Григорий I (590-604) продолжали проводить взгляды своих предшественников. Соборы Аравсионский (441), Арелатский 442 или 452), Турский (461), Толедский (653 и 659) установили каноны, утверждающие несовместимость брачной жизни со святостью духовного сана. Наконец, обет целомудрия стал формально обязательным для священников, диаконов и даже иподиаконов почти для всех Церквей Запада. Лишь Миланская Церковь в Ломбардии, опираясь на авторитет святителя Амвросия, до конца XI века держалась тех же правил что установились в Восточной Церкви. В других частях Римской Церкви старые обычаи брачной жизни держались не смотря на запреты. Много священников вступало в брак, иные открыто имели наложниц. В X-XI веках были женатые священники и даже епископы в Италии, Испании, Германии, Франции и Англии. Дунстан, архиепископ Кентерберийский (961—968), приказал женатым священникам разлучиться с женами и заместил монахами должности тех из них, которые отказались исполнить это приказание; но мера эта недолго имела влияние и вскоре другой Кентерберийский архиепископ, Ансельм, должен был снова предписать безбрачие священникам всей Англии на местном Соборе в Вестминстере в 1102 году. В 1018 году папа Венедикт VIII добился на Павийском Соборе постановления, по которому дети духовных, рожденные свободными женщинами, становились церковными рабами без права быть когда-либо отпущенными; в 1031 году Буржский Собор выработал в том же духе целый ряд канонов, отличающихся чрезвычайной строгостью. Того же взгляда на брак духовных лиц держался и Гильдебрандт, сумевший склонить на свою сторону и в этом отношении тех пап, которыми он так искусно руководил. После вышеуказанных мер, направленных против детей духовенства, последовали не менее строгие распоряжения относительно жен клириков. Лев IX (1048—1054) издал Constitutum de castitate clericorum (Положение о целомудрии клириков), по которому женщины, живущие с духовными лицами, признавались рабынями. Таким образом, ко времени разрыва Римской Церкви в 1054 году с Православием, на Западе уже несколько сот лет делались попытки абсолютизировать безбрачие духовенства.
Православная Церковь продолжала придерживаться устоявшего в Восточной империи порядка безбрачия для монашествующих (включая епископов) и брака для священников и диаконов. В русском языке первые получили название «черного,» а вторые — «белого» духовенства. На Руси долгое время брак был обязательным требованием к желающему принять священство. Из-за нечистой жизни многих вдовых священнослужителей святитель Московский Петр уже в XIV веке обязал овдовевших священников или диаконов постригаться в монахи, иначе ему запрещалось священнослужение. Это правило было повторено святителем Фотием в начале XV века и рядом Соборов (Московским 1503, Стоглавым 1551 и др.). Московский Собор 1667 года, хотя и признал это постановление практически полезным, однако отменил его как не согласующееся с канонами Вселенской Церкви. Впрочем, и после того овдовевшие священнослужители должны были иметь от своего архиерея особое разрешение на служение, а именно: священники — епитрахильные грамоты, а диаконы — орарные или постихарные. Правила эти были отменены в 1765 году. Однако и после этого неженатый, назначавшийся на приходское священнослужительское место, обязательно должен быть вступить в брак перед рукоположением, а вдовцы совсем не могли быть поставляемы; как неимение жены, так и второбрачие одинаково преграждали им доступ к священству. Лишь с 1869 года законом было разрешено поставлять в белом духовенстве на священнослужительские степени и безженных лиц (т. е. холостых и вдовых после первого брака), если они совершенно известны епархиальному архиерею своим усердием к церкви и вполне безукоризненной жизнью, притом имеют от роду не менее 40 лет.
Римо-католицизм
В пору отпадения от Православия, в Римской Церкви борьба с браком духовенства привела к тому, что нарушение обета безбрачия духовенства было объявлено ересью, а виновные назывались «николаитами», будучи приравнены к сектантам, анафематствованным в I веке. Папе Николаю II с помощью возбужденной монахами толпы удалось смирить упорство Миланской Церкви, ранее сохранявшей обычай брачного клира — на духовенство Церкви наложены были епитимии, а архиепископ же в знак своего смирения в 1059 году должен был принять участие в Соборе в Риме, на котором было запрещено мирянам слушать литургию, если ее служил священник, имеющий в доме своем женщину. Постановления эти были подтверждены папой Александром II (1059—1063), но на практике не имели большого значения, так как они не приводились в исполнение с надлежащей строгостью.
Утверждение полного безбрачия духовенства на законодательном уровне в Римской Церкви связано с деятельностью папы Григория VII (1073-1085), активного проводника Клюнийских реформ. В 1074 году он созвал в Риме Собор, на котором прежние постановления, касающиеся безбрачия духовенства, были подтверждены и дополнены запрещением входить в церковь священникам, виновным в «блудодеянии» (fornicatio), каковым термином одинаково обозначали как наложничество, так и брак. Григорий энергично взялся за приведение в исполнение этих правил и с целью побороть всякое противодействие созвал соборы в Эрфурте, Париже (1074) и Майнце (1075), которым поручил заставить священников немедленно разлучиться с их женами и наложницами. Эрфуртский и Майнцкий Соборы кончились замешательством, на Парижском Соборе все участвовавшие в нем формально отвергли папские распоряжения, признав их безрассудными, как требующие подвига, превышающего человеческие силы, наконец в иных местностях епископы прямо отказались объявить папские распоряжения пастве и подчиненному им духовенству. Но Григорий разослал повсюду легатов, снабженных обширными полномочиями, которые сумели возбудить народ против упорствующих священников. От многих епископов стали поступать жалобы на небывалые до тех пор обиды, наносимые народом духовенству, но папа остался непоколебим. С помощью монашеских орденов ему вскоре удалось побороть всякое сопротивление и заставить духовенство большинства Западно-Европейских государств подчиниться его решению. Этой победе папства немало способствовали в Германии феодальные князья и епископы, которые, находясь в постоянной борьбе с императорской властью, искали поддержки в папах.
Безбрачие духовенства, окончательно возведенное Григорием VII в церковный закон, долгое время не могло фактически установиться. После его смерти нередко еще встречаются на практике женатые священники, как об этом можно судить из распоряжения папы Урбана II (1089) и постановлений Соборов Реймсского (1119) и двух Латеранских (1123 и 1139). Кроме того, в различных местностях от времени до времени возобновлялось сопротивление духовенства в исполнении правил целибата, нередко вызывавшее даже вооруженные столкновения. Лишь в XII веке безбрачие клира утвердилось на Западе, а в более отдаленных от Рима государствах, как например в Венгрии и Польше, еще в XIII веке духовенство не подчинялось этому распоряжению римского престола. В Венгрии в 1267 кардинал Гвидон требовал, чтобы священники состояли в законном браке, хотя на будущее время вовсе запрещал им вступать в брак. В Польше заявленное кардиналом Петром в 1197 году на синоде гнезненского архиепископства папское распоряжение о безбрачии крайне возмутило участвовавшее в нем духовенство, которое чуть не убило представителя Рима. Князь Владислав Лясконский, побуждаемый буллами Иннокентия III, стал подвергать заключению и всячески угнетать непокорное духовенство в 1206 году. В последующей польской истории встречается немало примеров вступления в брак лиц духовных.
Хотя внешне главными мотивами полного безбрачия зачастую выставлялись нравственные и религиозные, сам папа Григорий VII сформулировал цель этой реформы в следующем положении: «Non liberari potest Ecclesia a servitute laicorum, nisi liberentur clerici ab uxoribus» («Церковь не может освободиться от подчинения мирянам, если клирики не освободятся от своих жен.»). Порвав узы духовенства с семьей, а через нее с государством, папство могло установить полную независимость от государства. При этом никто из римо-католических богословов не считает обязательного безбрачия духовенства ни Божественным установлением, ни догматом Церкви, и римо-католицизм неизменно позволял существование брачного духовенства среди униатов. Установление безбрачия духовенства на Западе, имевшее видимой целью поднятие всего духовенства до высоты идеала девственности, мало способствовало улучшению нравственности духовенства, которое, будучи лишено законных жен, во множестве скатилось к наложничеству или противоестественным связям. Известная распущенность нравах римо-католического духовенства XIV и XV веков, начиная с жизни пап тех лет, даже вызывала предложения открыто установить конкубинат для священников.
Ввиду этих нестроений, попытки сохранить унаследованные из прежней православной традиции порядки смыкаются с началом Реформации в среде римо-католицизма. Так, протесты против безбрачия римо-католического духовенства высказываются уже с начала XIV века; в конце его и в начале XV века чешские богословы во главе Матвеем Яновым, проникнутые Виклифовым учением, резко порицают обязательное безбрачие духовенства. В гуситском движении вопрос о целибате играл немаловажную роль, и, наконец, Пражскими компактами духовенству чешских утраквистов было предоставлено в виде исключения право вступать в брак; но Римская курия не признавала законной эту уступку, сделанную Базельским Собором. В Польше в XVI веке под влиянием из среды духовенства выступает немало противников безбрачия, между которыми первое место принадлежит Станиславу Оржеховскому, канонику Перемышловскому, который, вступив после посвящения в духовный сан в брак с Магдалиной Холмской в 1551 году, посвятил всю свою жизнь борьбе с безбрачием духовенства. В 1556 году Польский король Сигизмунд-Август от имени всего народа требовал от Павла IV отмены безбрачия духовенства. Король Фердинанд I также сарался устранить обязательное безбрачие и несколько потворствовал бракам духовенства через т.н. «Интерим» (Interim, 1548), встав на позицию временных «диспенсов» по особым нуждам в виде исключительной меры. Однако папа Пий IV с помощью иезуитов склонил императора не представлять этого дела на рассмотрение Тридентского Собора в 1563 году.
Постановлениями Тридентского Собора были определены те положения канонического права, которые до сих пор сохраняют свою силу в римо-католицизме. Безбрачие было поставлено выше брачного сожития каноном, грозящим анафемой тому, кто станет утверждать, что брачное состояние следует предпочитать безбрачию или же что последнее нисколько не лучше первого . Положения относительно безбрачия духовенства римского обряда позволяют женатым лицам быть посвященным в священнослужительские степени лишь в том случае, если их жены произнесут торжественный обет целомудрия; иподьяконы, дьяконы, священники и епископы, которые вступят в брак после рукоположения, лишаются должности и сана, брак же их признается недействительным; напротив, браки, заключенные церковнослужителями, считаются действительными если жены не были вдовами или разведенными.
Попытки добиться отмены этих правил были энергично отклонены папами Григорием XVI и Пием IX. Отрицание обязательного безбрачия стало одной из причин отложения от римо-католицизма старокатоликов. На II Ватиканском Соборе (1962—65) делались попытки пересмотреть вопрос, но папа Павел VI пресек обсуждение, но допустил к исполнению некоторых священнических функций диаконов, в том числе женатых. В 1967 папа подтвердил незыблемость и «святость» целибата.
Протестантизм
Реформация с начала полностью отказалось от безбрачия духовенства. В «Письме к христианскому дворянству германской нации» («Schrift an den christlichen Adel deutscher Nation,» 1520) Лютер обстоятельно обосновал принцип необходимости вступления духовенства в брак, а в 1525 решился подтвердить его собственным примером, что уже до него исполнили некоторые евангелические священники. Аугсбургское исповедание (арт. 23) и Апология (арт. 11), точно так же как и реформатские символические сочинения , а также и англиканство, основывают право духовенства вступать в брак на естественных условиях природы человека, Священном Писании и древнехристианском обычае, учитывая также последствия принужденного безбрачия в римо-католицизме.
Монашество почти вымерло в протестантизме до XIX века, после чего несколько возрадилось в англиканстве и лютеранстве, вместе с чем вновь появились миряне и духовенство принимающие безбрачие.
Немонашеские Братства
В средние века безбрачие на Западе стало существенным условием не только духовного состояния, но и принадлежности к рыцарским орденам, а первоначально и к членам Ганзейского союза. Оно также соблюдалось запорожскими казаками.
Принудительное безбрачие
Безбрачие может быть формой наказания для одного или обоих супругов. В значении карательной меры безбрачие известно римскому праву, по которому в тех случаях, когда брак расторгался за прелюбодеяние, виновному запрещалось вступать в брак с лицом, участвовавшим в прелюбодеянии. Восточно-римское законодательство допускало различие между мужем и женой: неверная жена по расторжении брака осуждалась на безбрачие, а неверный муж не подвергался этому наказанию.
Каноническое право Православной Церкви запрещает брак между участниками в прелюбодеянии лишь в том случае, если последнее учинено было по предварительному соглашению виновных с той именно целью, чтобы расторгнуть прежний брак одного из них и получить возможность соединиться между собой новым браком. По церковному праву Русской Православной Церкви при расторжении брака по причине прелюбодеяния виновный в нем супруг осуждается на безбрачие. У лютеран существовало временное принудительное безбрачие, соблюдаемое после смерти супруга.
В конце XIX века Россия и ряд западных государств в некоторых случаях предписывали карательное безбрачие. В России был также запрещен брак после 80 лет, а также 4-й брак.
Литература
Использованные материалы
- «Безбрачие,» энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- «Целибат,» Большая советская энциклопедия:
Брак, целибат и монашество
Христианская этика парадоксальна вообще, и в частности, потому, что брак и целибат, предполагающие, казалось бы, различные принципы поведения, основываются на едином богословии Царства Божьего, следовательно, на единой духовности.
В начале этой книги было показано, что особенностью христианского брака является преображение и видоизменение естественных отношений мужчины и женщины в вечные узы любви, не прерываемые смертью. Брак — таинство, потому что в нем — будущее Царство Божие, брак — это пир Агнца (Откр. 19, 7–9), в нем предвкушается и предызображается вся полнота единения между Христом и Церковью (Еф. 5, 32). Христианский брак видит свое завершение не в плотском удовлетворении, не в достижении определенного социального положения, а в эсхатоне — «конце всех вещей», который Господь готовит для Своих избранных.
Целибат — и особенно монашество — основаны на Писании и Предании Церкви, они непосредственно связаны с представлением о будущем Царстве. Сам Господь сказал, что когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут как ангелы на небесах (Мк. 12, 25). Но выше уже говорилось, что эти слова не следует понимать в том смысле, будто христианский брак уничтожится в будущем Царстве; они указывают лишь на то, что плотский характер человеческих отношений аннулируется. Так, Новый Завет неоднократно восхваляет безбрачие как предвкушение «ангельской жизни»: Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царствия Небесного, — говорит Христос (Мф. 19, 12). Великий образ святого Иоанна Крестителя, Апостола Павла и «ста сорока четырех тысяч», упомянутых в Апокалипсисе (Откр. 14, 3–4), служат достойным образцом бесчисленному множеству христианских святых, сохранивших чистоту девства во славу Божию.
Древние христиане и Отцы Церкви обращали особое внимание на девство, вероятно, это было естественной реакцией на половую распущенность языческого мира и отражением христианского эсхатологизма. Можно сказать, что монашество для многих его приверженцев было лучшим разрешением стоящих перед ними этических проблем. Но несмотря на это, Церковь сохранила не знающую компромиссов уникальную ценность христианского брака. Эта безоговорочность в признании таинства брака говорит сама за себя, если учесть, что лишь немногие церковные писатели признавали сакраментальный характер обряда пострижения в монахи. Эта непреходящая ценность брака нашла прекрасное выражение в творениях Климента Александрийского — одного из создателей христианского богословия (III век), а также великого Иоанна Златоуста (отрывки из их сочинений даны в Приложении).
И брак, и целибат, таким образом, являются путями евангельской жизни, предвкушением Царства, которое уже было явлено во Христе и проявится в своей силе в последний день. Вот почему мы можем признать только брак во Христе, скрепленный Евхаристией, и безбрачие «во имя Христа», несущие в себе эсхатологический смысл, — а не тот брак, что заключен случайно, как некий контракт или результат плотского наслаждения; не тот целибат, который принят по инерции или, что еще хуже, из безответственного эгоизма и самозащиты. Церковь благословляет монахов, аскетов, духовных людей, благословляет и христианские браки, но не имеет необходимости благословлять старых холостяков и старых дев.
Точно так же как христианский брак предполагает жертвенность, ответственность за семью, самоотдачу и зрелость, христианский целибат немыслим без молитвы, поста, послушания, смирения, милосердия и постоянных аскетических упражнений. Современная психология не обнаружила, что отсутствие сексуальной активности создает какие–либо проблемы; Отцы Церкви знали это очень хорошо и разработали великолепную систему аскетических упражнений, на которых строится монашеская жизнь и которые делают девственность и воздержание не только возможными, но и плодотворными. Они знали, в отличие от некоторых современных психологов, что присущий человеку инстинкт любви и размножения не обособлен от остальных проявлений человеческого бытия, а представляет собой центр его. Он не может быть подавлен, но может быть преображен, видоизменен и при помощи молитвы, поста и послушания во имя Христа направлен в русло любви к Богу и ближнему.
Кризис вокруг вопроса о целибате в католической Церкви вызван его принудительным характером, который лишает это служение одухотворенности и превращает его из естественной потребности в нечто невыносимое и излишнее. Служения, ежедневная месса, особый молитвенный образ жизни в изоляции от мира, в бедности и посте теперь католическим духовенством оставлен. Современный священник не особенно ограничивает себя в отношении удовлетворения материальных потребностей (пищи, комфорта, денег); он не соблюдает какую–то настоящую дисциплину молитвы. Но в таком случае его безбрачие утрачивает свой духовный смысл, то есть эсхатологический характер, указывающий путь к Царству. Как отличны от этого Царства обычно комфортабельные дома приходских священников, как несовместимы положения современной теологии — «вживание в мир», «социальная ответственность» — с путями достижения Царства! К чему же тогда целибат?
Но в православном понимании целибат, предпринимаемый исключительно с целью достижения епископского сана, еще более опасен в духовном отношении. Предание Церкви единодушно утверждает, что подлинная чистота и истинная монашеская жизнь осуществимы лишь в монастырском общежитии. Лишь очень немногие особо сильные личности могут сохранить безбрачие, живя в миру. Смирение — единственная добродетель, которая может облегчить их бремя; но, как мы все знаем, это одна из наиболее трудно достижимых и потому редчайших добродетелей.
Монашество всегда расценивалось православием как подлинное свидетельство Благовестия Христа. Монахи, как в свое время ветхозаветные пророки и первохристианские мученики («свидетели»), внесли достойный вклад в утверждение христианства. Личным примером просветленной, радостной, наполненной высшим содержанием жизни молитвы и служения, независимой от обстоятельств этого мира, монахи дали живое доказательство тому, что Царство Божие воистину внутри нас. Восстановление этой традиции имело бы совершенно особое значение для окружающего нас воинственно–секуляризованного мира. Нынешнее человечество, претендующее на полную самостоятельность, не просит помощи у христианства в своих поисках «лучшего мира». Однако оно может вновь заинтересоваться помощью Церкви, если последняя явит миру не только «лучшее», но и действительно новое и высшее бытие. Вот почему сейчас многие молодые люди, занятые поисками этого нового и высшего, находят его, в лучшем случае, в дзэн–буддизме, или, что хуже и чаще всего, — в наркотическом трансе, или других подобных средствах, приближающих к смерти.
Монахи были свидетелями о новой жизни. Если бы среди нас было больше подлинных монашеских общин, наше свидетельство было бы убедительнее. Однако новое творение Христово во всей его красоте остается доступным для всех нас через супружескую любовь, если только мы, вместе с Апостолом Павлом, примем брак «относительно ко Христу и Церкви».
Следующая глава >>
Монашество
Монашество В христианской традиции идеал безбрачия как подражания Христу нашел свое воплощение в монашестве.Время жизни Григория Богослова совпало с формированием монашества на христианском Востоке. Старшим современником Григория был Афанасий Великий, нарисовавший в
Целибат
Целибат Учение о целибате послужило одним из поводом для раскола между католицизмом и православием. Однако учение о целибате (от лат. caelebs – неженатый) не стало догматом Католической церкви. Обет безбрачия для всего духовенства ввел папа Григорий VII в конце XI в. для того,
Монашество …И не будут надевать на себя власяницы, чтоб обманывать Зах.13,4 Во времена жестоких гонений Нерона и Деция, многие христиане добровольно уходили в те глухие области, которые служили местом ссылки исповедников Христовых. Такими областями были: страшная пустыня
Христианский брак и монашество
Христианский брак и монашество Дети воспитываются дома, в семье, родителями, состоящими в христианском браке. Некоторые, может быть, сочтут уклонением от темы разговор о браке, настроившись говорить о детях, но для меня этот вопрос видится скорее как закладка
Глава VII. О вступлении в брак и о жизни в браке (1-9). О расторжении брачного союза, об обрезании и рабстве (10-24). Вступать ли в брак девам и вдовам? (25-40) 1-9 В Коринфской Церкви, в противовес прежней языческой распущенности нравов, некоторые христиане стали отстаивать ту мысль,
7. МОНАШЕСТВО И МИР
7. МОНАШЕСТВО И МИР Будучи общежительным монахом, пр. Симеон допускает однако, что существуют различные пути, ведущие к Богу, и они все хороши, если только спасение, цель монашеской аскезы, остается на первом плане. «Многие ублажили пустынническую жизнь, — пишет он, —
XII. Монашество
XII. Монашество В I и II веках подвижничество было явлением одиночным. Подвижники не составляли из себя отдельных обществ с определенными правилами жизни, но принимали на себя по своему собственному выбору разного рода обеты: одни принимали на себя обет девства, другие —
На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
1. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. Шел третий день после того дня, в который Христос призвал Филиппа (1:43). Этот день Христос уже проводил в Кане Галилейской, куда Он пришел, вероятно, потому, что
7. Монашество и мир
7. Монашество и мир Будучи общежительным монахом, пр. Симеон допускает однако, что существуют различные пути, ведущие к Богу, и они все хороши, если только спасение, цель монашеской аскезы, остается на первом плане. «Многие ублажили пустынническую жизнь, — пишет он, —
Монашество Монашеская жизнь в обителях Кавказской епархии находится в младенчестве, и трудно, чтоб она в скором времени могла выйти из этого состояния. Для иноческих духовных успехов необходимо мирное состояние обителей. Но обе мужские обители этого мирного состояния
Монашество В эпоху Иисуса существовало — хотя это и долгое время недостаточно принималось во внимание — хорошо организованное иудейское монашество. Уже из свидетельств иудейского историка Иосифа Флавия и известного современника Иисуса в Александрии — иудейского
МОНАШЕСТВО
МОНАШЕСТВО На протяжение многих земных воплощений мы готовим себя к тому, чтобы приступить к завершающей фазе своей личной эволюции, которая и есть истинное монашество. Подчеркиваю, что именно истинное, ибо очень многие люди разных стран лишь играют «в монахов», даже еще
Целибат Ольга, Эдуард История вопроса. Целибат – обет безбрачия, окончательно был принят Католической Церковью в XI веке. Монахи соблюдали его и раньше, но с XI века его соблюдают и священники. Очевидно, в Западной Церкви это было сделано, среди прочих богословских причин,
Гражданский брак похож на брак, но…
Гражданский брак похож на брак, но… Однажды мне на глаза попались данные социологического опроса в одном из регионов России. Результаты казались парадоксальными: среди опрошенных замужних женщин оказалось больше, чем женатых мужчин. Это странное на первый взгляд
Брак, семья и семейные ценности Вступление в брак
Брак, семья и семейные ценности Вступление в брак Итак, большинство священников женатые, только в брак они не вступают.Почему? Потому, что кандидат на рукоположение должен позаботиться о создании семьи заранее. Скажем так: тот, кто желает принять священный сан, должен либо
05.11.2015
В Германии участились случаи, когда католические священники отказываются от обета безбрачия. Как немецкие католики реагируют на это и что думают по поводу целибата?
«Дорогая община, я испытываю радость и облегчение от того, что смогу впредь открыто и честно выражать мои чувства к женщине, которую люблю!» — эти слова прозвучали 19 июля 2015 года под сводами старинной приходской церкви в Вайсенcберге на Боденском озере. После этого настоятель храма, Хельмут Гуггемос (Helmut Guggemos), последний раз поднял руку, чтобы благословить свою паству. Некоторое время в храме царила тишина. После чего разразились овации, почти все встали со своих мест, лишь несколько человек вышли из церкви.
В соответствии с действующими в католической церкви правилами, 45-летний теолог и священник Хельмут Гуггемос попрощался не только с паствой Вайсенсберга, но и с работой, которой отдал почти 20 лет жизни. «Если бы я мог оставаться священником, будучи женатым, я бы, несомненно, сделал это», — признался Гуггемос в интервью местной газете Lindauer Zeitung. Однако, несмотря на все более острую дискуссию о целесообразности целибата в условиях современного общества, католическая церковь настаивает на безбрачии тех, кто наделен правом совершать таинство литургии.
Петер Кемметер перешел в католицизм из евангелической церкви, уже имея детей
Случаи, когда желание иметь семью, внезапно вспыхнувшая любовь или просто стремление жить не по лжи «уводят» у церкви пастырей, учащаются: буквально одновременно с Гуггемосом при таких же обстоятельствах покинул свою общину в Вассербурге, что всего в десяти километрах от Вайсенсберга, священник Мартин Штайнер (Martin Steiner). Штайнер был любимцем прихожан, члены общины утверждают, что он был «лучшим священником в мире». Отца Мартина провожали с цветами и слезами. Меньше умиления вызвал случай в одной из общин под Кельном: пастырь также признался после воскресной проповеди, что «отдал свое сердце любви», но представил общине не спутницу, а спутника жизни.
Аугсбург, Бамберг, Мюнстер, Регенсбург — из самых что ни на есть католических городов Германии приходят аналогичные вести. В одном лишь Трирском епископстве за 2014 год подали прошение о сложении сана шесть священников.
Треть состоит в гражданском браке
Международная федерация женатых католических священников (организация, находящаяся в оппозиции к официальной церкви) исходит из того, что с 1964 по 1996 год во всем мире сложили сан 85 тысяч человек. Более точных и, главное, актуальных цифр, которым можно было бы доверять, не существует, поскольку официальный Рим в течение долгих лет крайне неохотно обрабатывал прошения о сложении сана. Отдавая себе отчет в сложности процедуры и необратимых последствиях для карьеры, многие священники и не пытаются сложить сан, а просто живут, как считают нужным, — часто с молчаливого согласия паствы.
Штефан Хартман, священник из Бамберга, сложил сан и признал свою 24-летнюю дочь
«Среди нас, священников, курсируют такие цифры: треть живет в гражданском браке, треть имеет гомосексуального партнера, и еще треть борется с одиночеством, как может», — говорит Флориан Вёс (Florian Wöss). Ему известны случаи алкоголизма, депрессий и иных душевных недугов среди коллег. Сам священник из Нойэттингена также недавно сложил сан из-за любви и только что начал работать школьным учителем. «Обет безбрачия не мешал мне до тех пор, пока я не влюбился», — признается Вёс, первым делом обзаведшийся страничкой в Facebook.
Впрочем, его отношение к целибату всегда было критическим: «Целибат — возможность, но не обязанность для священника. В ранней христианской церкви священники были женаты. Не хочу рассуждать о том, был ли женат Христос, но у апостола Павла была жена, у Петра имелась теща, а апостол Филипп выдавал замуж своих дочерей. Сексуальность лишь в куда более поздние времена начала считаться чем-то нечистым. Интересно, что эта сомнительная заслуга в большой степени принадлежит такому почитаемому отцу церкви, как Блаженный Августин. При этом сам Аврелий Августин был, как известно, изрядным плейбоем и половину жизни провел в конкубинате».
Папа Бенедикт XVI (на снимке со своим личным секретарем Георгом Генсвайном) в свое время не стал пересматривать обязательность целибата
«Могут ли пастыри жениться?»
«Да, вплоть до XI века целибат не был обязательным», — подтверждает Рихард Н. (имя изменено DW по просьбе собеседника), занимающийся в Кельнском епископате вопросами, связанными с выходом из сана. Причина окончательного установления целибата Павийским собором в 1022 году носила скорее меркантильный характер: наследство состоятельных клириков не должно было уходить из церкви. В Германии это решение было воспринято в штыки: например, клир епископства Пассау чуть не линчевал своего епископа за такую скверную весть.
Попытки отменить или хотя бы смягчить обет целибата предпринимались в католицизме неоднократно. В частности, в 1970-е годы с предложением рукополагать женатых в священники выступили два таких влиятельных немецких епископа, как Вальтер Каспер (Walter Kasper) и Йозеф Ратцингер (Joseph Ratzinger), будущий папа Бенедикт XVI. В 2008 году прекращения «табу на обсуждение целибата» потребовал председатель Конференции католических епископов Германии Роберт Цоллич (Robert Zollitsch), он же назвал целибат «не обязательным с теологической точки зрения».
«Однако я не думаю, что отмена целибата поможет решить вопрос с острым дефицитом священников, который испытывает наша церковь», — говорит Рихард Н. «И еще одно скажу вам: ни один человек, вышедший из сана, даже «по любви», не бывает вполне счастлив. Ведь служить — это призвание», — резюмирует он.
Цифры, которые говорят за себя
Согласно репрезентативному опросу, проведенному по заказу католической церкви Германии среди клириков, более трети ответили, что целибат «плохо влияет на их работу и жизнь». Каждый четвертый сожалеет о том, что принял обет безбрачия. Каждый пятый признается, что «страдает от эмоционального одиночества».
И наконец: 85 процентов немецких католиков не возражают против женатых священников у алтаря и считают, что принятие или неприятие целибата должно быть вопросом личного выбора. Но не обязанностью соискателя сана.
Семь смертных грехов показывают в монастыре Канон пороков
Нравственная концепция «главных греховных помыслов» сложилась в IV-V веках. Различные соблазны тогда приписывали определенным демонам, составив настоящий канон человеческих пороков. На старейшем экспонате выставки — черепке керамической вазы VI-VII века — фрагмент этого списка.
Семь смертных грехов показывают в монастыре Гордыня и плагиат
Этот башмак с длинным носом, изготовленный в XV веке, символизирует гордыню его хозяина. В 1353 году гражданам города Циттау грозил высокий штраф и отсечение слишком длинных обувных «носов». Еще один экспонат, иллюстрирующий этот порок, — докторская диссертация бывшего министра обороны Германии Карла-Теодора цу Гуттенберга, оказавшаяся плагиатом.
Семь смертных грехов показывают в монастыре Скупость не порок?
Алчность и скупость всегда идут рядом. Рекламный слоган дисконтного магазина бытовой электроники «Geiz ist geil!» («Скупость – это круто!») — что это? Смертный грех трансформируется здесь в рекламные обещания исполнения всех желаний чуть ли не задаром.
Семь смертных грехов показывают в монастыре Похоть и любовь
Изобретение противозачаточных таблеток сыграло очень важную роль в сексуальной революции конца 1960-х годов. Сексуальное раскрепощение придало распущенности и сладострастию статус вседозволенности, считает церковь. Но когда секс порочен? Если он не связан с любовью? Ответить на эти вопросы предлагается самим посетителям выставки.
Семь смертных грехов показывают в монастыре Гнев протестующих
Отстаивать свои права, бороться против устаревших общественных устоев, об этом мечтали участники молодежного движения 1968 года. Но его идейный вдохновитель Руди Дучке (куртка которого — экспонат выставки) организовывал насильственные акции протеста, намеренно провоцируя общество. За агрессивность группу Дучке окрестили «яростными гражданами».
Семь смертных грехов показывают в монастыре Особый шик обжорства
Есть больше, чем досыта, то есть чревоугодие, в Германии долгие годы считалось особым шиком. Круглый животик был признаком благополучия. Сегодня общество во многом изменилось. И все же… Не случайно перед Бранденбургскими воротами в Берлине сегодня обличают именно обжорство.
Семь смертных грехов показывают в монастыре Зависть возраста не имеет
Церковь считает это попроком. Между тем, считается, что завидуют даже уже трехлетние малыши. Во избежание ссор многие родители стараются покупать своим детям даже разного возраста одинаковую одежду, обувь, игрушки. Помогает это или нет, ясно одно: зависть возраста не имеет.
Семь смертных грехов показывают в монастыре Душевная лень
Лень — это и душевная лень, равнодушие, безразличие. Равнодущие к бедам и проблемам других людей, когда главным становится собственное благополучное, сытное житье. Мы и сегодня считаем это пороком.
Семь смертных грехов показывают в монастыре Корень зла
Выставка «Семь смертных грехов» показывает, насколько сильным было и остается влияние в обществе устоявшихся представлений о пороке. Собственно, смертными грехами католическая церковь считает такие тяжкие проступки, как убийство или супружеская измена. Но обычно так называют главные или «коренные» пороки: гордыню, алчность, гнев, зависть, похоть, чревоугодие и лень.