Содержание
Мудрость духовная
Святые отцы о причастии
Святитель Иоанн Златоуст:
«Как они могут очистить ум свой? Просветить разум? Украсить все силы душевные, не причащаясь тела и крови Господа нашего, которые являются истинным очищением, истинной красотой, истинным освящением и благородством души?»
«Одна у нас должна быть скорбь – та, что мы не приобщились этой пищи. Действия этого таинства совершается не человеческою силою.
Тот, Кто совершил их тогда, на той вечере, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары Сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученик Христов, то пусть удалится: трапеза не допускает тех, которые не таковы. «С учениками Моими, – говорит Христос, – совершу пасху” (Мф. 26: 18). Это та же самая трапеза, которую предлагал Христос, и ничем не менее той».
«Как львы, дышащие огнем, так мы отходим от этой , став страшными для диавола, имея в себе и нашего Главу Христа, и любовь, которую Он нам оказал. Эта кровь делает сияющим царский образ нашей души, рождает невыразимую красоту, не дает увянуть благородству в душе, орошая ее непрестанно и питая. Эта кровь, достойно принимаемая, прочь гонит от нас бесов, ангелов же привлекает, вместе с Владыкой ангелов. Ибо бесы убегают, когда видят Владычнюю кровь, а ангелы собираются. Она – спасение наших душ, ею радуется душа, ею украшается, ею согревается, она делает наш ум светлее огня, она делает нашу душу чище золота. Причащающиеся этой крови стоят вместе с ангелами и вышними силами, будучи одеты в ту же, что и у них, царскую одежду и оружие имея духовное. Но я не сказал еще о самом великом: причащающиеся одеты в Самого Царя».
Святитель Кирилл Александрийский:
«Благодаря причащению мы очищаемся от всякой душевной нечистоты и получаем готовность и ревность к добру: честная кровь Христа не только от тления нас избавляет, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри, и не оставляет нас охлаждаться в нерадении, но делает нас более горячими в духе».
Преподобный Ефрем Сирин:
«Боюсь причащаться, как недостойный, но еще более боюсь остаться без причащения, дабы не погибнуть».
Преподобный Серафим Саровский:
«Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытый язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«О, какое это великое счастье! Господь входит в грешную душу и испепеляет в ней все беззакония, и делается душа человека домом Божиим. Итак, оставил нам Спаситель как бы завещание совершать литургию и вкушать Его животворящие тело и кровь. Литургия – это дивный подарок Иисуса Христа. Литургия – это мост, по которому можно пройти в жизнь вечную. Помните: это завещание Иисуса Христа! Идите этим золотым мостом, который спасет от пропасти ада. Не слушайте, возлюбленные, тех людей, которые бегут от чаши Спасителя. Это несчастные, заблудшие, жалкие люди, вдали от реки Христовой; они падают в пропасть. Дорогие мои, любите Божественную литургию, считайте для себя потерянным тот день своей жизни, в который не удалось быть за литургией, особенно в праздник. Святой Иоанн Златоуст говорит, что Божественная литургия есть великий чудный дар; ангелы Божии завидуют нам, людям, которым даровано счастье – вкушать Божественные тело и кровь».
«Господь, с Которым я ежедневно соединяюсь через святое причащение, подкрепляет меня. Иначе где бы я мог почерпнуть силы для таких постоянных усиленных трудов, которыми стараюсь служить во славу святого имени Его и во спасение ближних моих».
«Приносится на Престол хлеб и вино, но в Божественной Литургии, Духом Святым, оно превращается в Тело и Кровь Христа. И люди, вкусив Тело и Кровь Христову, приобщаются к Божественному Естеству так, чтобы вошел в дом души их Господь и душа стала Храмом Божиим. О, какое это великое счастье! Господь входит в грешную душу и испепеляет в ней все беззакония, и делается душа человека Домом Божьим. И так, оставил нам Спаситель как бы завещание совершать Литургию и вкушать его Животворящее Тело и Кровь. Литургия – это дивный подарок Иисуса Христа. Литургия – это мост, по которому можно пройти в жизнь вечную. Помните – это завещание Иисуса Христа! Идите этим золотым мостом, который спасет от пропасти ада. Не слушайте, возлюбленные, тех людей, которые бегут от чаши Спасителя. Это несчастные, заблудшие, жалкие люди, вдали от реки Христовой, они падают в пропасть. Дорогие мои, любите Божественную Литургию, считайте для себя потерянным тот день своей жизни, в который не удалось быть за Литургией, особенно в праздник. Святой Иоанн Златоуст говорит, что Божественная Литургия есть великий чудный дар; ангелы Божие завидуют нам, людям, которым даровано счастье – вкушать Божественное Тело и Кровь».
«Но вот спрошу я тебя, человек, чувствуешь ли ты духовную алчбу и жажду вкушать жизненный, сверхъестественный колос и зерно двурасленное, естественно-жизненное, — Плоть и Кровь Христа Жизнодавца, истинного небесного Хлеба, дающего жизнь миру? Если не чувствуешь этого спасительного глада, то значит ты духовно мертв. Человек начинающий выздоравливать, или здоровый, естественно чувствует голод и жажду. Сколько же этих мертвецов в России, в православной церкви, не чувствующих этой спасительной жажды? — Тьма тьмущая! Множество бесчисленное интеллигентов, совсем не бывают у причастия, множество люда бывает очень редко, многие только однажды в год причащаются. А Господь ежедневно взывает: примите, ядите … пийте от нея вси… (Мф. 26, 26-27) и нет ядущих и пиющих!».
Учение св. Иоанна Кронштадтского о Причащении
Поучения свои св. Иоанн Кронштадтский приписывал благодатной силе Св. Христовых Тайн, которых он причащался.
В творениях своих он множество раз говорит о великой чудотворной и всепобеждающей силе Св. Христовых Тайн.
Вот одно из таких наставлений св. Иоанна Кронштадтского:
«Если почувствуешь тяжесть борьбы и увидишь, что тебе не справиться самому со злом, беги к духовному отцу своему и проси его приобщить тебя Св. Тайн. Это великое и всесильное оружие в борьбе». Вот другое поучение:
«Господь, с Которым я ежедневно соединяюсь через Св. Причащение, подкрепляет меня. Иначе, где бы я мог почерпнуть силы для таких постоянных усиленных трудов, которыми стараюсь служить во славу Святого Имени Его и во спасение ближних моих».
А вот молитва св. Иоанна Кронштадтского, в которой он, в назидание наше, просто, как Апостол Павел, сам говорит о силах Божиих, обитающих в нем и о ежедневно совершающихся чудесах через Св. Тайны.
«Везде прославило меня Имя Твое, Господи! И у трона царей и у всех важных и сильных мира сего и у богатых и небогатых, образованных и простых: людей; всюду принесло Оно и приносит непрестанно отраду, мир, избавление, спасение, здравие, утешение, облегчение, победу над кознями вражиими. Сколько чудно Имя Твое, Господи! Как чудно, державно, властно влечет всех ко мне убогому благодать Твоя, во мне живущая и пребывающая, через частое причащение Святых Тайн Твоих Пречистого Тела и Крови Твоея, Господи! Благодарю Тебя за чудеса Св. Тайн, совершающиеся во мне и в народе русском ежедневно. Ты влечешь меня и его к Тебе чудною, всемогущею, непобедимою силою. Вся Россия православная влечется к Тебе. Влеки, влеки, Слове Божий, Творче наш, Избавителю наш, влеки к Себе всех и вся».
Несколько поучений о. Иоанна о спасительности причащения Святых Христовых Тайн и рассказы его самого об исцелении умиравших и безнадежно больных после причащения им этих лиц Святых Тайн.
«Богочеловек дал всеблагий, премудрый, прерадостный завет Церкви Своей — до скончания века совершать всеспасительное и самонужнейшее таинство — Тела и Крови Его и причащения верующих. И мы имеем блаженство причащаться Божественного Брашна весьма, весьма часто; и какое преискреннее, теснейшее общение! «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный. Но аще, — говорит Господь, — не снесте Плоти Сына человеческаго, не пиете Крове Его, живота не имате в себе» (Иоан, 6, 53-56). Таково-то общение любви сначала и поныне!
Какое спасительное, боготворящее таинство предал Господь рукам священников, поручив им совершать по благодати священства, силою Духа Святого Животворящего, таинства пречистого Тела и Крови Своей! Сколь должны быть святы и блаженны лица, совершающие это пренебесное таинство и часто причащающиеся его, делающие блаженными и радостными также множество народа причащающегося! Сколь светла и славна Церковь, имеющая в себе такие таинства, преданные ей от Самого Господа — Саможивота всех, и содержимые ею непревратно и свято, от начала доныне!
Слава Господу Иисусу Христу и Животворящим Его Тайнам! Сколько мне приходилось видеть больных, истаявших, как воск, от болезней, совершенно расслабевших, погасавших и когда я причащал их Божественных Тайн, которых они требовали или по моему совету, или по своему сердечному влечению, они дивным образом быстро поправлялись. Так, одного старика, слишком 80-ти лет, живущего в бедности с семейством, я причащал два раза в разные времена, причащал тогда, когда он был отчаянно болен, изготовил завещание и благословил всех домашних, и он в оба раза, на второй или третий день вставал с постели и выздоравливал.
В гимназии один ученик низшего класса три месяца был нездоров воспалением живота, не имел аппетита и под конец весь исхудал до скелета, весьма был недалек от смерти. Я посмотрел его, советовал ему причаститься Св. Тайн, возбудил в нем желание их; затем вскоре пришел причастить его: причастил и больной стал есть, пить и быстро поправляться, в скором времени он встал с постели и готов был идти в класс. Еще один купеческий мальчик болел 6 недель горячкою, но лишь был причащен Св. Тайнами, — выздоровел. Замечательно, что пораженные болезнями организмы как бы ожидают Божественного Тела и Крови, и по принятии их тотчас же оживотворяются и поправляются.
Это только три случая, которые я в скором времени мог припомнить. Но свидетельствуюсь Богом и своею священническою совестью, что случаи быстрого выздоровления больных после причастия Божественных Тайн — неисчислимы от множества. Жизнодавец, весь почивающий в Своих Животворящих Тайнах, пречасто дарил здравием и жизнью болящих, близких к смерти, от которых Он ожидал еще плодов благих. Как же после этого христиане боятся пригласить священника к больному, чтобы, как, они думают, не испугать больного мыслью скорой смерти, и допускают его таким образом таять в своей болезни и оставаться без утешения христианского, без источника бессмертия, св. Тела и Крови Христовой? О, маловерие! О, ослепление бесовское! Бояться Христа Жизнодавца и Его Животворящих Тайн! Бояться нашего Сладчайшего Спасителя! Не бояться надо св. Тайн, а желать всею душою причастия их в самом начале болезни всякому больному и прежде всякого лекарства врачебного принимать это Божие врачевство! И самим так надо поступать и другим советовать так же делать; тогда болезни наши самые жестокие проходили бы очень скоро и не стали бы томить нас в постели: не стали бы нам надоедать многоразличными лекарствами, деньги на врачей и лекарства остались бы дома и могли бы быть употребляемы в пользу бедных людей или на наши необходимые нужды. Не отвергаю я врачей и естественных средств врачевания: нужны врачи; Господь даровал их и врачебные пособия Господь указал, но они должны быть употребляемы после принятия Животворящего Чудного Врачевства; вначале же тогда только должно употреблять лекарство, когда болезнь приключается вдруг и не терпит, отлагательства во врачебной помощи.
Бедствие для души долго не причащаться св. Тайн: душа начинает смердеть страстями, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не сообщаемся со своим Жизнодавцем».
Святитель Киприан Карфагенский:
«Не обленитесь приступать к чаше жизни, бессмертия, любви и святыни, но приступайте со страхом Божиим и верою. А кто не хочет и не радеет об этом, тот не любит Иисуса Христа, тот не получит Духа Святого, и, следовательно, он не войдет в Царство Небесное».
Святые отцы о необходимости частого причащения
Святитель Григорий Богослов:
«И как они зажгут в своих сердцах божественную любовь, духовную радость, божественный мир и прочие плоды и дары Святого Духа, не причащаясь тела и крови возлюбленного Сына Отца, единосущного Духу Святому, Который есть сущая радость и мир наш, по словам апостола, и источник всех благ? Я изумляюсь и удивляюсь, как могут христиане в настоящее время праздновать воскресный день или другие праздники года и радоваться духовно истинной радостью, если они не принимают постоянно святое причастие, которое есть повод и причина для праздника и торжества».
Святитель Василий Великий:
«Хорошо и приполезно каждый день приобщаться и принимать св. Тело и Кровь Христову. Ибо кто сомневается, что непрестанно быть причастником жизни не что иное значит, как жить многообразно? Впрочем, пусть приобщается четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пятницу и в иные дни, если бывает память какого святого».
Святитель Кирилл Александрийский:
«Как смогут они угасить пламя страстей, если не причащаются непорочных таин, изгоняющих немощь, усмиряющих суровую брань плоти и умерщвляющих страсти. И так верно, что непостоянно причащающиеся упускают все небесные и божественные блага. К тому же нарушают заповеди Господни, как мы говорили раньше, и правила апостольские и Соборов и всех святых, к которым мы обращались, и повинны, вплоть до отлучения от Церкви, которое установили божественные апостолы и Апостольский Собор. Они дали свободу и место диаволу, откладывая причастие, чтобы он ввергнул их в различные грехи и другие искушения».
Преподобный Макарий Великий:
«Христиане пищею для себя имеют оный небесный огнь; он для них упокоение; он очищает и омывает, и освящает сердце их, он приводит их в возрастание; он для них и воздух и жизнь».
Преподобный Палладий рассказывает об авве Макарии Египетском, что, после того как он исцелил ту женщину, которая по диавольскому содействию казалась людям лошадью, он дал ей такой совет и сказал: «Женщина, никогда не отсутствуй на Приобщении Тайн Христовых, но причащайся часто, ибо это диавольское действие случилось с тобой потому, что ты не причащалась пять недель, и от этого диавол нашел место и досадил тебе».
Святой авва Аполлос:
«Монахи должны, если могут, приобщаться каждодневно Святых Таин, потому что кто удаляется от Святых Таин, тот удаляется от Бога, а кто постоянно приобщается, тот всегда принимает в себя Спасителя…».
Преподобный Никодим Святогорец:
«Таким образом, без частого Причащения мы не можем освободиться от страстей и взойти на высоту бесстрастия. Так и израильтяне: если бы они не захотели есть пасху в Египте, не смогли бы из него освободиться.
Египет же означает жизнь страстную. И если мы не причащаемся непрестанно Честному Телу и Крови нашего Господа (если было бы возможно, то и каждый день), мы не в состоянии освободиться от мысленных фараонитов. Божественный Кирилл Александрийский именно так и говорит: «То, что израильтяне, будучи рабами и трудясь под началом египтян, совершили , это означает, что душа человека не может иначе прийти к свободе и избежать тирании диавола, кроме как Причащением Христу. Ибо Он Сам сказал: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36)»
Однако никто не может приобрести мир, не имея других добродетелей, добродетель же не приобретается без исполнения заповедей, а заповедь, в свою очередь, не может исполняться в совершенстве без любви, любовь же не возобновляется без Божественного Причащения. Итак, без Божественного Причащения мы напрасно трудимся.
Ведь многие часто изыскивают сами в себе разные добродетели, надеясь спастись благодаря им и без частого Причащения. Но это почти невозможно, ибо они не хотят подчиниться воле Божией, состоящей в том, чтобы причащаться часто, согласно чину Церкви, то есть за каждой совершаемой Литургией, когда они собираются в храм.
К таким людям Бог говорит через пророка Иеремию: «Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати» (Иер. 2, 13). Иными словами, оставили источник добродетели и дарований Святого Духа и выкопали в самих себе водоемы, продырявленные снизу, которые не могут держать воды.
Но тогда труды принимаются и добродетели приносят пользу, когда совершаются по воле Божией. Воля же Божия состоит в том, чтобы мы делали так, как нам повелевает наш Господь, Который нам говорит: «Ядый мою плоть и пияй мою кровь имать живот вечный» (Ин. 6, 54). Это не просто заповедь, но всех заповедей глава, ибо является совершительной силой и неотъемлемой составной частью остальных заповедей.
Итак, возлюбленный мой, если ты хочешь зажечь в своем сердце божественное рачение и приобрести любовь ко Христу, а с нею приобрести и все остальные добродетели, часто приступай ко Святому Приобщению — и тогда насладишься тем, чего желаешь. Ведь невозможно кому-либо не возлюбить Христа и не быть возлюбленным от Христа, если он непрестанно причащается Его Святого Тела и Крови. Это происходит естественным образом».
«Что еще доброго хотел бы ты, христианин, получить и не получил бы от святого причащения? Хочешь праздновать каждый день? Хочешь праздновать Светлую Пасху, когда пожелаешь, и радоваться радостью неизреченной в этой прискорбной жизни? Непрестанно прибегай к таинству и причащайся с должной подготовкой, и тогда ты насладишься тем, чего желаешь. Ведь истинная Пасха и истинный праздник души – это Христос, Который приносится в жертву в таинстве, как говорит апостол, а вслед за ним и божественный Златоуст: «Четыредесятница один раз в год бывает, Пасха же – трижды в неделю, а иногда и четыре, точнее же – столько раз, сколько мы захотим, ибо Пасха – это не пост, но приношение и жертва, бываемая на каждом собрании».
Святитель Феофан Затворник:
«Если наша жизнь в Господе и Он говорит, что в Нем тот, кто вкушает тела и крови Его, то желающему жизни как нечасто причащаться? Вам кто мешает ухитриться почаще приступить к таинствам? Только пустое поверье. У нас стали слова «Со страхом Божиим и верою приступите” пустой формой. Иерей Божий зовет, а никто не идет… и никто притом не замечает несообразности в сем несоответствии зову Божию… и на вечерю Божию».
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Не о пище гибнущей говорится здесь! «Не пецытеся, глаголюще, что ямы, или что пиемъ, или чим одеждемся” (Мф. 6, 31.); говорится о пище новой, которую даровал человекам вочеловечившийся Сын Божий, о хлебе жизни, снизошедшем с неба, о хлебе Божьем, способном насытить и преподать вечную жизнь всему миру (Ин. 6, 27, 33). Слово насущный означает, что этот хлеб, по качеству своему, превыше всего существующего (Пр. Кассиан, Соll. IX, сар. XXI). Величие его и святость бесконечны, непостижимы; освящение, достоинство, доставляемые вкушением его, необъятны, необъяснимы. Хлеб, подаваемый Сыном Божьим, есть всесвятая плоть Его, которую Он дал за живот мира (Ин. 6, 51). К чудной пище присоединено столько же чудное питие. Плоть Богочеловека дана в пищу верующим, кровь Его — в напиток. …Хлеб наш насущный — так пишется прошение святым Евангелистом Лукою — подавай нам на всяк день (Лук. 11, 3). С прошением совмещено заповедание, возлагающее на христиан обязанность, столь ныне упущенную, ежедневного приобщения Святым Тайнам. «Сказав «на всяк день», Господь выразил этим, что без сего хлеба мы неспособны провести ниже одного дня в духовной жизни. Сказав «днесь», выразил этим, что его должно вкушать ежедневно, что преподание его в протекший день недостаточно, если в текущий день не будет он преподан нам снова. Ежедневная нужда в нем требует, чтоб мы учащали это прошение и просили его на всякое время: нет дня, в который бы не было необходимо для нас употреблением и причащением его утвердить сердце нашего внутреннего человека.
Многие слышали, что в церкви верующие и крещенные люди причащаются Тела и Крови Христовых. Дети до 7 лет причащаются без исповеди, взрослые перед Причастием обычно исповедуются. Причастие — это одно из семи Таинств Церкви. Одно из самых важных. К Причастию необходимо готовиться. Прежде всего помириться со всеми, попросить — каждый сам знает у кого — прощения. По возможности помолиться и попоститься. Духовно, молитвенно, внутренне настроиться, ожидая причащения как великой радости общения и соединения со Христом.
В особо положенный момент церковной службы — обедни, литургии, — незадолго до ее окончания, наступает самый важный, самый торжественный ее момент. Открываются Царские Врата иконостаса и со словами «Со страхом Божиим и верою приступите!» выносится Чаша с Телом и Кровью нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа. Священник читает молитву: «Верую Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго…»
Люди подходят к Чаше, священник дает ложечкой Причастие. Нужно помнить, что это Причастие. Не следует говорить детям: «Батюшка дает меду». Разве только детям-крошкам. А так следует детям самого раннего детства говорить правду, приучая их к тому, что они подходят к Самому Богу и соединяются с Ним. Следует идти навстречу Христу, который идет к нам.
Так что же «дают»? Что преподают верующим? Что находится в Чаше? Как мы видим и ощущаем при вкушении — хлеб и вино. Напишем с большой буквы: Хлеб и Вино. Почему с большой буквы и зачем их дают? Дело в том, что это не только Хлеб и Вино, а нечто гораздо большее. Это — истинное Тело и истинная Кровь Господа и Спасителя нашего, Сына Божия Иисуса Христа.
Таково наше православное понимание. Хлеб и Вино, будучи и оставаясь Хлебом и Вином, становятся Телом и Кровью Господа Бога. Так угодно Богу. Таким образом Он осуществляет максимальное приближение людей к Себе. Как это может быть? Конечно, только непостижимым для нас образом, сверхъестественным. Не побоимся этого слова. Если мы ищем Бога, религии, то нам придется в будущем иметь дело с сверхъестественным. Если мы заранее отвергнем его, то мы обречены всю жизнь оставаться неверующими, безрелигиозными. И нам вряд ли удастся понять верующих.
Претворение Хлеба и Вина совершено Иисусом Христом. Он основатель и Предмет христианской веры, условно говоря, — религии. Мы стремимся быть к Нему как можно ближе. Мы причащаемся Его Тела и Крови, как Он заповедал нам.
Для чего это нужно? Для нашего спасения. Для нашего счастья. Для высшего счастья и для исполнения своего призвания. Для чего создан человек? Для чего он существует? Не для «просто так» и не для простого прозябания. Для чего-то другого. Для чего-то высшего. Для того, чтобы служить Богу и в конце концов прийти к Нему. Для того, чтобы максимально к Нему приблизиться. Для того, чтобы максимально с Ним соединиться. Конечно, в той степени, в какой это доступно человеку. И вот для максимального соединения с Богом существует вкушение. Вкушение Тела и Крови Господней, физическое принятие Бога. Так это нам понятно и ощутимее. Поэтому Бог избрал именно такой способ соединения с Ним. Христос входит в нас, мы принимаем Его. Сам Христос создал этот способ соединения с Ним.
Обычай вкушения Бога как способ соединения с Богом — очень древний. Он существовал у многих языческих народов. Ведь и у них была доля религиозной истины. Достаточно вспомнить наш обычный русский блин на масленицу. Ведь это изображение солнца — бога солнца. Нужно было спечь это изображение и съесть его. Таким образом человек принимал в себя бога. Конечно, аналогия здесь весьма относительна. Но прообраз налицо. Христос пользовался понятными людям образами и обычаями. Наша Церковь, охристианизировала многие языческие обычаи. Они были понятны людям того времени.
Мы, конечно, соединяемся с Богом в ином смысле. Мы не язычники, мы христиане. Мы верим в одного бога, а не во многих. Мы свидетельствуем миру о том, что Сын Божий — истинный Бог — пришел в мир. Стал человеком, пребывая среди нас, людей. И оставил нам таинство причащения, таинство соединения с Ним посредством хлеба и вина. Как видим, наша вера во Христа — не спиритуалистическая религия. Она стоит твердо на земле. Человек вкушает земные, материальные блага — хлеб и вино. Но в них-то и пребывает Бог, зовущий нас к Себе.
Две тысячи лет назад появилась новая религия, больше, чем религия, вера в Бога, ставшего Человеком для спасения людей. Эта религия иначе установила взаимоотношения человека с Богом. И в этом ее особая ценность.
Таинство причащения Христос установил в Великий Четверг, за день до смерти, за три дня до Воскресения. Установил Он это таинство на Тайной Вечери, то есть во время своего прощального ужина с учениками. Присутствовали при этом Христос и Его апостолы-ученики. Место: «Сионская горница», комната в Иерусалиме.
Деятели мировой живописи посвятили немало трудов для изображения Тайной Вечери. На эту тему существует много икон и картин. Одна из известных написана Леонардо да Винчи. В ней имеется одна неточность, все сидят за столом. По-видимому же, согласно местному обычаю, ученики находились в полулежащей позе. Церковные тексты говорят, что ученики «возлежали». Дело, конечно, не в этом.
На этой вечери Христос совершил местный обычай благословения Чаши, И здесь же — что еще гораздо важнее! — благословил хлеб и вино, повелел и ученикам творить так во «Свое воспоминание». При этом Он произнес слова, которые мы находим в Евангелиях. Эти слова священники повторяют, вспоминая Христа, вот уже 2000 лет за каждой обедней-литургией. Мы их называем установительными словами Христа. Этими словами Христос установил это таинство Церкви, таинство Причащения. Вот эти слова:
Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Это значит: Возьмите и ешьте. Это Мое Тело, которое преломляется за вас.
Пийте от нея вси. Сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Это значит: Пейте все из этой Чаши. Это Моя Кровь Нового Завета, которая проливается за вас и за многих.
Эти слова с небольшими различиями помещены в Евангелиях и во Второй главе І-го Послания апостола Павла к Коринфянам. Редакции разные, смысл слов и предложений — тождествен. Мы привели текст, согласно принятой у нас Литургии Иоанна Златоуста. Таким образом, текст — церковный.
С древних времен христиане собирались вместе для молитвы, чтения Писания и «преломления хлеба». Так они продолжили Тайную Вечерю Христа. Так они ввели практику совершения нашей сегодняшней — уже очень древней — Литургии-обедни. Эта служба совершается по утрам.
Когда приходишь в церковь и присутствуешь в воскресенье или Праздник на литургии, — интересно и радует все: и чтение, и пение, и проповедь, и свечи, и молящиеся вокруг сестры и братья. Но главный смысл присутствия верующих на Литургии — это причащение Святых Таин. В древней Церкви все причащались за каждой службой. В начале мы молимся, потом слушаем Священное Писание и проповедь. Потом читается или поется «Верую». Вскоре после этого мы услышим знакомые слова. «Примите, ядите, сие есть Тело Мое» и «Пийте от нея вси». Молимся дальше. Затем… наступает торжественный момент. Открываются завеса и Царские врата, и под возглас диакона: «Со страхом Божиим и верою приступите!» выносится Чаша. Выносится она для причащения верующих. Христос идет к народу, чтобы спасти людей, чтобы приблизить их к Себе, чтобы открыть им доступ в Свое Царство. Верующие, скрестив на груди руки, подходят к Чаше. Священник читает молитву:
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый, первая есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая пречестная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. И сподоби мя неосужденно причаститься пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.
Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим, тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих таин, Господи, но во исцеление души и тела.
Руки следует держать на груди и не креститься в этот момент, чтобы, не дай Бог, не толкнуть Чашу. Подходить следует по очереди, не толпиться, опять-таки, чтобы не толкнуть Чашу. Принимать с ложечки Святые Дары с благоговением. Это великая радость! Затем диакон пономарь вытирает особым платком губы причастника, чтобы на них не осталоcь капли Крови Господней. Следует поцеловать Чашу и отойти в сторону, давая место другим. Получить и съесть кусочек просфоры и запить Причастие из ковшика водой или вином — как где принято.
Святое Причастие называется также Евхаристией. По-гречески это значит благодарение. На Тайной Вечери, на встрече с учениками Христос совершил обряд благодарения. «Он взял Чашу, благословил, благодарил…» Христос воздал хвалу и благодарение Богу-Отцу. Евхаристия — это сама Церковь.
Только там, где причащаются Святых Таин, — Церковь. Только такое собрание христиан можно назвать Церковью. Вне Церкви — нет Евхаристии. А такая Церковь, которая не дает верующим Причастия, — не Церковь.
Подчеркнем еще раз: к Святому Причастию нужно готовиться. Помириться со всеми, попросить прощение, исповедоваться — по мере надобности — постараться изгнать из себя скверные помыслы. Есть молитвы перед Причастием. Их полезно прочесть или выслушать в церкви. После принятия св. Причастия следует поблагодарить Бога за эту великую радость, Существуют благодарственные молитвы, их тоже полагается прочесть или выслушать.
Постараться не грешить после этого, сохранить в себе Христа как можно дольше. По окончании службы идти в мир и нести Христа в мир, другим людям, делать добро, творить милостыню, давать миру мир.
В России после Петра Первого вошел обычай причащаться один раз в году. Почему? Да потому, что были люди, которые не причащались годами. Для этого Петр Первый издал указ: все государственные чиновники обязаны причащаться каждый год. Люди и решили: одного раза в год достаточно. Конечно, это минимум. Причащаться желательно чаще. Чем чаще, тем лучше. И каждым постом, и на большие праздники, и в рядовые воскресения. Вот в 20 веке происходит возрождение более частого причащения. В древней Церкви, у первохристиан все причащались каждое воскресение, за каждой службой. В этом и был смысл воскресного церковного собрания: помолиться вместе и совершить преломление хлеба. Иначе: причаститься всем вместе, от единыя (из одной) Чаши. В Чаше — спасение. Она нас приводит к Богу, она нас ведет к Божьему Царству. Недаром отцы Церкви называли Причастие лекарством бессмертия. Имеется ввиду будущая, вечная жизнь — жизнь с Богом. Здесь мы подходим к Тайне, не постижимой для нашего человеческого ума.
У нас в христианстве все богочеловечно. Иисус Христос — и Бог, и Человек, Богочеловек, Библия — Богочеловечна. Ее писали люди по Божьему вдохновению. Так и Церковь — богочеловечна. В ней есть чистое, святое, божественное. А есть низшее, человеческое, подчас и грешное, земное. Так и Причастие. В нем есть земное: Хлеб и Вино. А есть и божественное, сверхземное: Тело и Кровь Христа, Одно и другое неотделимо, как и нераздельны две природы во Христе: божественная и человеческая. Едим Хлеб, пьем Вино, но в то же время вкушаем, принимаем в себя Бога — не только духовно, но и вполне телесно. Так понятнее, ощутимее. Поэтому и благоволил Бог установить такой способ общения с Ним.
Поясним еще два понятия: антидор и просфора. Просфора значит приношение. Верующие приносят в храм свою жертву. Практически они пекутся при храме, где их и можно приобрести. На просфорах священник совершает службу. Из первой, самой большой просфоры он готовит Причастие, вырезает Хлеб, будущее Тело Христово. Но можно подать просфору в алтарь с запиской — именами своих близких, о которых мы просим священника помолиться. Просфора имеет вид булочки, печется из белой муки, без соли. Часть просфор затем режется и кладется на блюдо, особенно части тех просфор, которые побывали в алтаре, на поминанье. Этот хлеб раздается причастникам после причащения, а затем — всем в конце службы. Он называется антидор. Значит; вместо даров, для подкрепления всех молящихся.
Поминание. Прежде чем начать основную службу — Литургию, обедню, священник долго молится в алтаре у левого столика — жертвенника. Он поминает. Значит: молится о живых и об усопших, вынимая из просфор частицы и кладя, полагая их на круглой металлической тарелочке — дискосе. У священника есть свои просфоры, и он поминает кого считает нужным. Кроме того, каждый может приобрести просфору у старосты, у свечного ящика и подать ее в алтарь вместе с запиской, на которой мы можем написать имена своих родных и близких, всех, о ком мы хотели бы помолиться. Священник поминает и их, читая имена с молитвой, и вынимает из просфоры частички, кладя и их на дискос. Они лежат на дискосе всю литургию рядом с Агнцем, то есть самой большой, главной просфорой, из которой потом будет Причастие — Тело Господне. В конце литургии, уже после Причащения верующих, священник опускает, высыпает все эти поминальные частицы — маленькие кусочки, крошки — в Чашу, то есть в Вино, в Кровь Господню, со словами: «Отмый, Господи, грехи всех поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Грехи людей омываются Кровью Христовой. Святые Церкви замаливают эти грехи. Мы это можем принять к сведению со слезами благодарности Христу и Его святым, которыми украшается наша Церковь.
Самое важное: в таинстве Причащения мы соединяемся со Христом, с Богом. Но, причащаясь того же Тела, и той же Крови нашего Спасителя, причащаясь от единой Чаши, мы тем самым соединяемся и друг с другом. Мы больше сознаем, что мы дети одного Отца, Бога, и что мы все братья и сестры. Следовательно: мы все должны любить друг друга, жить в мире, братстве и любви. Именно поэтому! У нас есть для этих «лозунгов» серьезная религиозная основа!
Представим себе круг. В центре его находится Христос. А мы все на окраинах, на окружности. Если мы все начнем приближаться по радиусу к центру — ко Христу, — то мы будем таким именно образом приближаться и друг к другу. Польза людям, общность людей, общность человечества, единство человечества. Называй как хочешь. Но у нас в Церкви Христовой это достигается причащением Таинств Церкви, взаимной, совместной молитвой, даже обрядами. И они общие всем, и они объединяют нас.
Говорят: верующие охотно причащаются перед смертью, чтобы облегчить себе переход в иную жизнь. На этом основании многие другие верующие считают, что можно и вообще не причащаться. Ведь до смерти еще далеко. Когда наступит смертный час, тогда можно попросить батюшку прийти причастить. Верно то, что причастие в смертный час особенно ценно, как путеводитель в жизнь вечную. Человек идет к Богу, хочет принять и встретить Его на пути. Для многих причащение в страшный час — утешение, ободрение. Часто случается, что после причащения человеку, хотя бы временно, становится вообще лучше. Взаимодействие Божией помощи и духовной силы, духовного подъема человека. Слава Богу!
Но неверно, что для причащения нужно ждать смертного часа. Во-первых, смерть может наступить внезапно. Не успеем. Во-вторых, неизвестно, каковы будут обстоятельства смерти и будет ли неподалеку свободный священник. А в-третьих, зачем откладывать на долгий срок?! Зачем лишать себя великой радости причащаться регулярно всю жизнь, быть всегда с Богом?! Это церковным людям даже непонятно. Естественно воспользоваться теми прекрасными плодами, которые предлагает нам Церковь. Тем более, у нас прекрасный пример древней Церкви, первых христиан. С них нужно брать пример в наше время, а не с порочной практики последних веков, практики «воздержания» от Святых Даров. Причастие — не признак смерти, а жизнь. Жизнь с Богом. Постоянное пребывание со Христом уже здесь, в этой жизни, уже теперь!
Святые Дары, Святое Причастие — хранятся в Церкви на Престоле, в особом сосуде в виде часовни. Она называется Дарохранительницей. В случае надобности священник может причастить желающих и не совершая службы. Это запасные Святые Дары. Хранятся они главным образом для больных. Да и для всяких непредвиденных случаев. Это такое же причастие, как и на обычной литургии. Но правильнее причащаться в Церкви во время обедни, литургии, разделяя радость со своими братьями и сестрами и участвуя во всей полноте богослужения. Помолиться, послушать Писание, проповедь и все положенные молитвы. Из Дарохранительницы священник берет Дары и идет с ними к больному, немощному, который не может сам прийти в храм.
В заключение приведем здесь две из пяти благодарственных молитв, которые читаются после службы, после принятия Святых Таин. Ведь вполне естественно поблагодарить Бога за такой великий Дар, такую великую милость.
Владыко Христе Боже, Царю веков и Содетелю всех, благодарю Тя, о всех, яже ми еси подал благих, и о причашении пречистых и Животворящих Твоих Таинств Молю убо Тя, Блаже и Человеколюбче: сохрани мя под кровом Твоим и в сени крилу Твоею, и даруй ми чистою совестию, даже до последняго моего издыхания, достойно причащатися Святынь Твоих во оставление грехов и в жизнь вечную. Ты бо еси Хлеб Животный, Источник святыни, Податель благих: и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тело Твое святое, Господи Иисусе Христе Боже наш, да будет ми в живот вечный, и Кровь Твоя честная во оставление грехов: буди же ми благодарение сие в радость, здравие и веселие: в страшное же и второе пришествие Твое сподоби мя грешнаго стати одесную славы Твоея, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых.
Будем же приступать к Святым Тайнам с верою и любовию! Бог откроет нам врата Своей Обители! Поверь, нам всем будет всегда хорошо с Ним!
Использованы катехизические беседы
прот. Георгия Сидоренко
КОНСПЕКТ ПРОПОВЕДИ
Причастие – это традиция в церкви. В церкви, в которой рос пастор Рик, принимали Причастие четыре раза в год. Для американских церквей это обычно. По словам пастора Рика, посещая ту церковь, он боялся причащаться, потому что пастор церкви говорил, что если ты с неправильным сердцем причащаешься, то можешь заболеть и даже умереть. Это соответствует Библии. С Причастием связано очень серьезное предупреждение. Рассмотрим, в чём оно заключается и почему это так серьёзно.
Обратимся к истории, к обряду заключения завета. Обычно завет заключался между двумя людьми, и это была определённая церемония, действия которой выражали конкретный смысл. Обязательными элементами церемонии заключения завета были ХЛЕБ и ВИНО. Хлеб был символом всего, чем владел человек. Отдавая часть хлеба второму участнику завета, первый тем самым обещал: «Всё, что есть у меня, теперь твоё. Если у тебя будет нужда, я помогу тебе и восполню твою нужду». Чтобы придать значимости завету, его скрепляли кровью. Для этого оба участника завета делали надрез на руке и каплю своей крови добавляли в вино, перемешивали и пили. Это действие означало следующее посвящение: «Неважно, сколько раз мне придётся умирать для себя, я буду умирать для своих желаний, чтобы твои мечты исполнились. Я буду жертвовать собой, чтобы помочь тебе преуспеть». И еще они давали обещание, что до последней капли крови готовы сохранять верность завету. Заключение завета между людьми было очень серьёзным и очень редким явлением.
Нарушение завета влекло за собой смерть нарушителя. Были времена, когда все люди хорошо понимали значимость завета. Поэтому когда Иисус преломил хлеб с учениками, преподавая им Причастие, они сразу поняли, что Он имел в виду. Это было серьезно! В наши времена, мы начали воспринимать Причастие, как обряд, не понимая смысла. Мы принимаем Причастие, не осознавая, что это такое на самом деле! Иисус говорил ученикам (и говорит нам): «Всё, что есть у Меня, принадлежит вам, всё, что принадлежит Мне на небесах, теперь ваше. Эта чаша – Новый завет, заключаемый через Мою кровь. Я настолько серьёзно отношусь к Своему посвящению, что готов даже пролить Свою кровь, чтобы наделить этот завет силой!»
1 Коринфянам 11:23
23. Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был…
А кто предал Иисуса? Иуда.
1 Коринфянам 11:23
23. … Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб…
А кто в тот вечер ел этот хлеб и затем пил из чаши? Ученики, а также Иуда. Собирался ли Иуда сохранить верность завету? Нет, в сердце у него уже было намерение предать Иисуса. Но он также ел тот хлеб и пил из той чаши, хотя не имел на это права, потому что его сердце было неправо перед Господом – он не вступил в завет с Иисусом в своём сердце! Принимая это причастие – хлеб и вино, как символы завета – вступая в завет, думал, как нарушить его.
В те времена люди принимали пищу лежа, и стол был накрыт прямо на полу. Иисус преломил хлеб, и ученики тут же поняли, что сейчас Он заключает с ними завет.
1 Коринфянам 11:24
24. и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
Говоря о том, чтобы ученики совершали это в воспоминание о Нём, разве Иисус велит делать это иногда, время от времени, раз в год или раз в квартал? Нет. О чём вообще идёт речь? Что Иисус хочет сказать Своим ученикам? По словам пастора Рика, Господь говорил Своим последователям о том, что им следует делать в жизни: «Как Я заключил завет с вами, так и вам следует быть в отношениях завета друг с другом. Как церковь, как члены Тела Христова, вы должны быть в завете друг с другом. Вам следует быть в отношениях завета с церковью. Я хочу, чтобы вы друг для друга делали то, что Я сейчас делаю для вас». Мы в церкви должны быть в отношениях завета друг с другом. А насколько преданными мы должны быть друг другу?
1 Коринфянам 11:25
25. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
Иисус говорит этим: «Этот завет настолько серьёзен, что Я готов умереть для того, чтобы этот завет стал реальным. И то, что Я делаю сейчас для вас, вы делайте друг для друга». Другими словами, вы должны настолько серьезно относиться к завету с церковью (которая является Телом Христа), что должны быть готовы пролить кровь, чтобы сохранить верность этому завету.
1 Коринфянам 11:27
27. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Вернёмся к тому, что мы говорили об Иуде: он в ту ночь ел хлеб и пил из чаши недостойно. Как это понять? Иуда даже играл важную роль в служении, он был казначеем. Он трудился вместе с ними, был в общении со многими, но его сердце не было посвящено, его сердце не было в завете с Господом. Участвуя в церемонии заключения завета, Иуда в сердце имел намерение разорвать его. Точно так с каждым из нас, если мы принимаем вечерю, не имея посвящения ни тому, что мы делаем, ни Христу, ни церкви, то мы виновны точно так, как Иуда Искариот.
1 Коринфянам 11:28
28. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
А что надо проверить? А ты живёшь в отношениях завета с Божьим народом, с церковью? Причастие только для тех людей, которые живут в завете с церковью.
1 Коринфянам 11:29
29. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
Вот ключ к пониманию всего стиха: «…не рассуждая о Теле Господнем». Надо быть в завете с Телом Господним.
1 Коринфянам 11:30
30. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
Пастор Рик поделился историей из жизни своей церкви. Среди прихожан была семья, которая принимала очень активное участие в церковной деятельности. Они вместе со всей церковью трудились и служили, все их очень любили. В то же самое время эта семья представляла собой для церкви большую опасность. Дело в том, что они распространяли сплетни, обсуждали прихожан. Они неправильно относились к Телу Христову, ранили его, наносили ему вред. При этом они всегда принимали Причастие. И их семью всегда сопровождали болезни, несчастья и смерть. Потому что они были нарушителями завета, и они сами допустили эти беды в своей жизни.
Поэтому апостол Павел и предупреждает нас так строго! Чтобы мы не думали, что просто пьём сок и съедаем кусочек мацы. Очень важно понимание и правильное отношение к завету! Принимая Причастие, мы говорим: «Мы часть друг друга, мы в завете друг с другом». Если ты причащаешься, но ты несерьезно относишься к этому завету, то это опасно. И если ты по-настоящему в завете, то в момент причастия придёт исцеление, свобода, придут благословения в твою жизнь. Если ты по-настоящему в завете с Господом, ты по-новому переживёшь Христа.
1 Коринфянам 11:33
33. Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
Не спеши: загляни в свое сердце, правда ли ты живешь в завете с Господом и Его церковью?
Между Христом и Его церковью нет деления: Он ГЛАВА, а мы Его ТЕЛО.
И если ты в завете с Телом Христовым, значит ты в завете и с Главой – с Иисусом. Но если у тебя нет общения с Телом Христовым, то у тебя нет общения со Христом. Невозможно жить в общении со Христом, не общаясь с Его телом! Вне церкви ты находишься вне общения со Христом.