Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню
Когда оскорбляется господин, добрый раб, из чувства преданности ему, негодует. Точно также, когда отвергается Бог, пророк Божий вразумляет безумного, говоря то, что ты слышал: «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Как раб, преданный господину, узнав, что сорабы его отвергают своего господина, по чувству преданности спешит уладить дело и собственными руками наказывает дерзкого, или бесславит его, делая для всех ненавистным, или для вразумления и устрашения других доносит господину и старается, чтобы он понес жесточайшее наказание, одним словом – вооружается против возмутителя, как против настоящего врага, так и пророк, узнав, что Создатель бесчестится тварью, что горшечник оскорбляется брением и Бог отвергается безбожным, и, будучи поражен в самое сердце, от нестерпимой боли восклицает, «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Посмотри, какое строгое соответствие с предыдущим псалмом. После того как там с неудовольствием говорил (псалмопевец): «доколе, Господи, будешь забывать меня до конца?» (Пс.12:2), и не много спустя: «доколе будет возноситься надо мною враг… мой?» (Пс. 12:3), – враг, т.е. безумный, утверждающей, что нет Бога (потому что возносящийся пред Богом, тем более будет возноситься пред пророками Божиими, и гордящийся пред Господом будет гордиться и пред сорабами своими), – будучи спрошен: почему он терпит болезни в сердце своем днем и ночью? он отвечает следующими словами: почему я болею сердцем? потому, что «сказал безумный в сердце своем: «нет Бога».
Самое общение с безбожником я принимаю за отвращение от меня Бога. Мне приходится жить с безбожником, и я считаю это знаком того, что Бог забыл меня, – потому что нечестие безбожных есть огорчение и мучение для святого. Так и о Павле сказано: «В ожидании их в Афинах (Тимофея и спутников его) Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деян.17:16). «Почему беззаконные живут» (Иов.21:7)? Исторически же известно, что этот псалом произнесен Давидом о Сауле – по поводу его чревовещательства, равно как псалом пятьдесят второй – с тем же самым содержанием – относится к Доику. Сказал безумный Саул: «сыщите мне женщину волшебницу» (1Цар.28:7). Он делается вторым Адамом, обольщаем женщиной. И говорит ей: «поворожи мне» (1Цар.28:8); оставив пророчество, он низвергается к прорицанию. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Будем остерегаться, братие, чтобы нам не потерпеть крушения подобно безумному, исповедуя Бога на словах и отвергаясь Его делами: называя Его благим и милостивым, но, не оказывая милости ни больному, ни бедному, ни притесняемому. Что можно отрицать Бога не только словами, но и делами, и нося имя христианина, говорить точно так же, как и безумный: «нет Бога», об этом свидетельствует апостол, говоря: «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит.1:16). Насколько дела сильнее слов в отношении убедительности, настолько тяжелее – отвергаться Бога на деле, чем отрицать Его устами или в сердце. «Сказал безумный». А говорящий устами: возлюблю Тебя, Господи, и в сердце ненавидящий брата своего, как он любит Бога, оказываясь ослушником Его слов: «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими, и люби ближнего твоего, как самого себя» (Второз.6:5; Лев.19:18)? Господь говорит: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин.14:23). Значит, кто не соблюдает, тот не любит. Устами называет Бога, а в сердце говорит: «нет Бога». Свидетель Господь, говорящий: «приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис.29:13). «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Что тот, кто ненавидит брата своего, и Бога ненавидит, хотя бы устами взывал и кричал, что любит Бога, об этом говорит евангелист Иоанн в послании: «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4:20)? Итак, когда такой человек признает Бога на словах, не отрекаясь явно, он кует нечестие в сердце. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Подтверждая эту мысль, пророк ниже говорит: «неужели не вразумятся все делающие беззаконие», исповедающие Бога на словах и отрицающие его делами своими, «поедающие народ Мой, как едят хлеб?… Господа они не призывали» (Пс. 13:4). Бога исповедают и признают, но так как делами отвергались Его, то, призывая, не призвали. Сам Господь сказал: что Меня зовете: «Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46)? «Всякий согрешающий не видел Его» (1Ин.3:6), говорит Иоанн.
Когда добродетель изгоняется грехом, падает вместе с тем и благочестие, существование которого зависит от отсутствия греха.
Так поступали дети Илия, сыны погибели, не знавшие Господа – не в том смысле, чтобы отрицали Его устами, но в том, что свои постыдные дела совершали в Скинии. Так и ростовщики не знают Бога. Он говорит: «по коварству они отрекаются знать Меня» (Иер.9:6), – Меня, сказавшего: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх.22:25), – «нет Бога». Как же то, что после Бога? нет «Бога». Как же то, что от Бога? «нет Бога». Как же всякий человеческий язык называет Бога? Неужели же все мириады людей ошибаются, утверждая бытие Божие, а безумный один только считает себя правым, оставаясь одиноким в своей лжи? И пять или семь свидетельств желающий оспаривать в завещаниях, как только дело предстанет на суд истины, изобличается сопоставлением: как же вселенную, язык всех народов мира, желает опровергать один безумец? Не жалок ли, в самом деле, он и не бессмысленнее ли он самого себя? Безумен он уже потому, что отвергает Бога, и еще более безумен потому, что бесстыден. Ведь хотя у различных народов вселенной образовались различные понятия о Боге, однако самого основания имени никто не колебал.
«Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Нет основания, а как стоит здание? Нет дна, на чем держится судно? Нет кораблестроителя, а как строится корабль? Нет строителя, а как же дом? Нет зодчего, а кто устроил город? Нет земледельца, а как поля приносят жатву? Нет музыканта, а откуда является гармония на лире мира? Нет промыслителя, а как все подчиняется промыслу? Нет возницы, а как движутся колесницы четырех стихий? Нет ваятеля, а как люди как живые изваяния наполняют мир? Нет делателя сводов, а кто раскинул над тобой свод небес? Нет золотых дел мастера, а кто положил пред тобою на небе солнце, как будто блюдо чистого золота на столе? Нет устроителя светильников, а кто как серебряную лампаду дал тебе луну ночью? Нет светодавца, а кто дал тебе светила, служащие источником света и сияния? Нет единого, творящего светила великие, а кто дал тебе блеск звезд в высоте, как говорит пророк: «Он Един сотворил великие светила,… солнце – для управления днем и луну и звезды… для управления ночью» (Пс.135:7–9)? Нет создателя, а как красота создания свидетельствует о созданиях: «ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем. 13:5)? «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Все, что бывает в мире, и делается и производится, имеет установителя и совершителя, и только мир не имеет управителя? Если нет Бога, что ты делаешь в его владениях? Ты остаешься в доме Божием и не признаешь его хозяина? Или будь благодарен за жилище, или уходи из дома. Зачем и дом позоришь, отрыгая хулу? Безумцем псалмопевец называет здесь не лишившегося рассудка, помешанного или слабоумного, но человека, развращенного умом, не потерявшего прирожденного и общего всем человеческого рассудка, но утратившего одну из четырех добродетелей – разум, светильник души, царя помыслов, учителя прекрасного, о котором приточник говорит: «кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо» (Притч. 19:8); и в другом месте: «приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого» (Притч. 4:5). Разве поврежденному в главном начале, утратившему природный разум и окаменевшему умом мог он сказать «приобретай мудрость, приобретай разум»? Конечно, утративший природный орган, хотя бы и желал, не может приобретать премудрости. А что называемый здесь безумцем не был по природе лишен умственных дарований, обрати внимание, как он был силен в сообразительности: «нет Бога» – он не сказал языком, не разболтал устами, но скрыл зло в сердце, потому что знал, что, сказавши это в слух, он подвергнется опасности, так как в то время хуливший Бога или отрицавший его побивался камнями, чему свидетель Навуфей, осужденный за богохульство. Чтобы не подвергнуться этой участи, злоумный запечатлел свое безбожие в сердце, сделав свое сердце храмом нечестия. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Если бы он был скудоумен и лишен разума по природе, и сказал бы это не в сердце только, но и устами: «нет Бога», то ни от Бога, ни от людей не подвергся бы он опасности, потому что если нередко царь, возница вселенной, оскорбляемый безумным и глупым, снисходит, будучи милостив по природе, – конечно, не под влиянием гнева, – то тем более когда богохульствует безумный по природе, ни Бог, ни человек не вооружаются против него, но снисходят ему, как человеку, болтающему вздор. Поэтому и одержимые бесами или беснующиеся за хулу не осуждаются.
И всякий чтитель многобожия говорит: «нет Бога», потому что как при многомужии (ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе) (Ин.4:18) (нет мужа), так и многобожие безбожно. Введение многих богов есть отрицание единого Бога. И что многобожники называются безбожными, послушай, что пишет апостол Ефесянам: «помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» (Ефес.2:11–12). Какие же безбожники ефесяне? Оттуда идолы, там статуи; здесь блюстительница (храма) Артемида, здесь Димитрий среброковач, делающий золотые капища Артемиды; такое множество богов, и как же после этого ефесяне не безбожны? Да, именно потому и безбожны, что, избравши себе многих богов, отпали от Единого. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». От первого безумного (это безумие) перешло уже к его ученикам. Первый безумец-диавол, он – первый распространитель безумия, первый вестник безбожия. «И вы будете, как боги» (Быт.3:5). Говоря о многих богах, он отвергнул Единого. Безумен и народ иудейский. В безумии он поносил имя Господне, говоря о Христе, что он не Бог: «если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7:39). Не признававшие Его пророком, как могли признать Его Богом? «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога»? Христос же: «для чего так помышляете в сердцах ваших?» (Мк. 2:7–8)? «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Везде есть Бог, а в сердце безумного Его нет. Так говорил Бог и синагоге: «Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце, Меня же отбросил назад» (Ис.57 и 3Цар. 14:9).
Первый безумный, породивши безумие из самого себя – диавол, потому что, будучи безумным, затеял безумное дело; а змей был даже мудрейший. И чего он захотел? Захотел быть равным Богу, говоря: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой,… буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13–14). Отверг имя – «Бог» и употребил название – «Всевышний», стыдясь назвать Того, Которого не признавал. Так и всякий ярый еретик – во время гонения, – беседуя с епископом, не называет его ни архиереем, ни архиепископом, ни благочестивым, ни святым, но как? Твоя честность, твоя благоразумность, твоя рассудительность, твоя справедливость, и (другие) общие имена к нему прилагает, избегая имени, свойственного его сану. Так именно и диавол поступил тогда по отношению к Богу. «Буду подобен Всевышнему»: не Богу, но «Всевышнему». И, заметь, прошу, каким точным обвинителем диавола является здесь пророк. «Сказал безумный в сердце своем». Не сказал: говорит, но: «сказал». Однажды осмелился, и сказал. А после того как, сказав это, был низвергнут как возмутитель с неба, не решается уже более говорить этого сам. После того как однажды только сказал: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, буду подобен Всевышнему», и, отвергая Бога, попробовал быть Богом, низринутый свыше и внизу попираемый людьми, более уже не дерзал сказать: «нет Бога», но называет Бога притворно и прикровенно. «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева?» (Быт. 3:1) «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Лк. 4:34). «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего» (Деян. 16:17). Итак, однажды высказав безбожную мысль, более уже не решался выразить ее, потому что знал, что потерпел (за то). Не: «говорит» безумный, но: «сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Не говорит уже этого непосредственно и сам по себе, но сказал «в сердце своем» и (говорит) чрез всякого нечестивого человека, подобного ему умом и сердцем. Сказал чрез фараона: «я не знаю Господа» (Исх.5:2), и бездну морскую сделал его могилой. Сказав чрез Сеннахирима ассирийского, что Езекию Бог «не может вас спасти от руки моей» (4Цар. 18:29), и предать его на заклание в руки сыновей его, cказал чрез Навуходоносора трем отрокам: «какой Бог избавит вас от руки моей?» (Дан. 3:15) – и могущественнейший из людей унизился до поедания травы подобно волу (Дан.4), чтобы научиться что, «вол знает владетеля своего» (Ис. 1:3), а он отверг. Иуду, отвергнувшего бытие Бога, погубил (диавол) петлей, заставив его предать Бога как человека: «диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его» (Ин. 13:2). «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Ведь если бы называл Его тогда Богом, не предал бы на смерть и не научил бы иудеев богоубийству, так как он убедил их, что Иисус не есть Бог: «Сего же не знаем, откуда Он» (Ин. 9:29).
Все они предприняли невозможное, и потому были преданы погибели. Пророк со скорбью говорит: «они развратились и гнусны стали в делах». Научившись от диавола, они испытали его участь; как тот с небес, так они (были низвергнуты) с царских престолов. Кому кто следует, того и участь разделяет. «Они развратились и гнусны… стали в делах»; «развратились», потому что поставили тление против нетленного, «и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» (Римл.1:23). Не только развратились люди в уме своем: «развратились», но и гнусны… стали. Почему? Потому что водворили нечестие в храме сердца своего, как мерзость запустения. «В делах». Почему? Потому что то, чего не установила природа, то изобрело злое расположение. «Развратились», как фараон и Навуходоносор. «Развратились», потому что израненные, разлагающиеся, смердящие, истекающие кровью – не искали врача. «Гнусны… стали», сделались мерзкими, валяясь в грехах, как свиньи в грязи (2Петр. 2:22), и как псы, возвращаясь на свою блевотину (Притч.26:11), – потому что написано: «грешнику же страх Господень ненавистен» (Сир.1:25). И так как они сделали мерзким свое богопознание, то и сами сделались мерзостью для чтителей Бога. «Развратились», сделались как одежда съеденная молью, и как железо, разъедаемое ржавчиной, «гнусны… стали», как оскверняются от прикосновения к костям трупов и умирающих. Закон объявлял нечистым того, кто прикасался к трупу (Числ.19:2), в силу чего осквернился и Иуда, постоянно осязавший Христа как мертвеца и не видевший Его живым. «Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя» (Ос.13:9). Чтобы показать, далее, плоды нечестия и безбожия, псалмопевец прибавляет: «нет творящего добро». Кто отвергнул Бога и не признает промыслителя, тот, конечно, не принимает ни смерти, ни совершенства, ни воскресения, ни суда, ни воздаяния, и поэтому не делает ничего ни доброго, ни хорошего. Как верноподданный подчиняется законам и распоряжениям царя и принявший сторону мятежника не исполняет царских повелений, так отрицающий Бога отвергается заповедей Божиих и делается бесполезным и вредным для общества. «Нет творящего добро»: ни Ирод, избивающий невинных младенцев в Вифлееме, ни иудей, называющий Вельзевулом изгоняющего бесов, ни законник – искуситель, ни гордый архиерей, ни книжник отрицающий, ни фарисей высокомерный или ругающийся, ни саддукей спорящий, ни Иуда продающий и слуга заушающий, ни Пилат осуждающий, ни народ кричащий: «возьми, возьми, распни Его!» (Ин.19:15), ни солдаты связывающие, ни народ плюющий, наносящий побои тростью и пощечины, сплетающий терновые венки, распинающий, дающий в питье уксус и желчь. «Нет творящего добро». Заметь тщательно, что это изречение исполнилось в особенности при распятии Христа. В самом деле, при Давиде, когда это говорилось, были делающие благостыню, блаженные пророки, сподвижники Давида. И во время рождения Христа были праведные в лице, напр., Иосифа, Захарии, Симеона, а также апостолов, – делающие благостыню, одни преклоняющиеся, другие принимающие в объятия. Только при кресте не было делающего добро. Не сказал также (псалмопевец): нет говорящего доброе, потому что сотник и разбойник говорили о Нем хорошее. «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»; «истинно человек этот был праведник» (Лк.23:42, 47; Мф.27:54). «Нет творящего добро», так как и ученики все, оставивши Его, разбежались. Иоанн уходит нагой, Петр отрекается, ученики убегают, душу матери его Марии пронзает меч сомнения. Следовательно, при страдании никто не обнаружил плода любви, «нет творящего добро, нет ни одного» (Пс. 13:3), – включая и того воина, который уже после Его смерти пронзил копьем Его ребро. Но почему, о, пророк, до пришествия Своего во плоти и вочеловечения не призрел (Господь), как врач, болящего мира? Нет, призрел, искал помочь, хотел исцелить, но никто не пожелал быть исцеленным.
Беседа на псалом 13.
- Сердце – средоточие внутренней жизни Энциклопедия изречений
- Сердце (душевное) Н.Е. Пестов
- Влияние страстей на сердце свт. Феофан Затворник
- Образование сердца Конспект по нравственному богословию
- Сердце как орган высшего познания архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий)
- Сердце человеческое свящ. Сергей Петровский
- Сердце: христианское учение
***
Се́рдце – богословский термин, используемый в православной антропологии и аскетике, обозначающий средоточие сил человеческой души.
Сердце рассматривается центром жизни вообще – физической, душевной и духовной
Сердце является сложным и многогранным понятием. Прежде всего, сердце есть центральный физиологический орган. Средоточие физического тела – грудь, а груди – сердце. Однако анатомическое сердце и сердце душевное не совсем одно и то же. Человеческая душа сораспростерта телу так, что ее силы распространены по всему телу. При всем том ее главные силы – мыслительная, чувствующая, желательная своими местами имеют мозг, сердце и живот (вообще, внутренности или утробу, включая печень, кровь).
Душа, по слову св. Афанасия Великого, обитает в трех частях тела – в сердце, в голове, в царских жилах, обитая в этих частях, она разливает свое действие во все тело. Таким образом, сердце человека как часть души сораспростерто сердцу как физиологическому органу, который служит орудием его деятельности: «Сердце телесное есть мускулистый серчак – мясо, … но чувствует не мясо, а душа, для чувства которой мясное сердце служит только орудием, как мозг служит орудием для ума» (св. Феофан Затворник).
Как часть человеческой души сердце есть центральная часть. Само слово «сердце» указывает своим значением на понятие центральности и серединности. Сердце признается наиважнейшей частью души, поскольку оно является средоточием духовно-нравственной жизни человека. Такое понимание не умаляет ум, ибо он остается господствующей, контролирующей силой души. Тем не менее, не он порождает основное направление духовной жизни человека. Именно общее чувство души, ее сердечное настроение являются основополагающими для духовной жизни человека. Все входящие в душу извне образы, впечатления, помыслы получают значение только в зависимости от сердечного настроения, расположения человека к ним – в зависимости от этого расположения они могут быть приняты или отвергнуты. Особенность сердца в возможности переживания и соуслаждения тем или иным образам и представлениям. «Никакие действия и возбуждения, идущие от внешнего мира, не вызовут в душе представлений или чувствований, если последние несовместимы с сердечным настроением человека. В сердце человека лежит основа его представления, чувствования и поступки получают особенность, в которой выражается его, а не другая душа», – говорит иерей Вадим Коржевский (Пропедевтика аскетики).
Человеческое грехопадение наиболее катастрофическим оказалось для сердца. Оно стало излюбленным местом наслаждения греховными образами, стало жилищем страстей и потеряло неземное блаженство – непостижимый, невыразимый человеческими словами покой, даруемый благодатью Святого Духа. Для христианских подвижников открыта возможность возврата Божественной благодати, называемая также Боговкушением – реальным ощущением пребывания Духа Святого в душе с Его блаженными плодами в виде неземного мира, любви, радости. В ходе подвижничества христиане призваны очистить сердца исполнением заповедей и с помощью Божьей сделать их храмами Божественной благодати, дарующей душе блаженные духовные наслаждения, бесконечно превышающие плотские удовольствия преходящего мира. По слову св. Григория Паламы, именно сердце христианского подвижника является престолом Божественной благодати.
Сердце часто сближают с умом. Такое сближение оправданно, ибо ум и сердце неразрывно взаимосвязаны. В познании Бога ум и сердце нераздельны. Поэтому свв. Отцы говорят о познании Бога умным чувством, ибо «ни ум без чувства не проявляет своих действий, ни чувство без ума», – говорит св. Симеон Новый Богослов. При этом умное чувство Богопознания называется еще и Божьим, ибо подается только чрез сопричастие благодати.
Хранение ума и сердца – один из основных принципов православного аскетизма.
* * *
Еще в начале прошлого века выдающийся русский мыслитель Лев Тихомиров в своей книге «Религиозно-философские основы истории» указал на некоторые ошибки в суждении святых отцов о расположении анатомического сердца в теле человека. Он пишет: «Нельзя, однако, не отметить, что задание «держать ум в сердце” — то есть держать в единении умовую и эмоциональную сторону души — у наставников «умной молитвы” очень тесно связывается с понятием о сердце как органе кровообращения. Наставления их весьма озабочиваются правильным определением места сердца, по поводу чего возникают даже споры. Это очень любопытная сторона аскетических наставлений, связанных иногда с очень фантастическими понятиями об анатомии и физиологии, но представляющих чрезвычайную тонкость наблюдения связи эмоциональных движений с различными частями тела» (Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М.: Москва, 2000. С. 520).
Святитель Игнатий приводит здесь основанное на учении святых отцов и собственном молитвенном опыте определение сердечного места: «Это — словесная сила или дух человека, присутствующий в верхней части сердца, против левого сосца…». В «Слове о молитве Иисусовой» он объясняет анатомическое устроение сердца: «Оно верхнею оконечностию, находящеюся сопротив левого сосца груди, прикреплено, а нижняя его часть, нисходящая к оконечности ребер, свободна…» Святые отцы заповедуют нам сосредотачивать внимание в молитве в верхней части сердца и воспрещают опускать ум в его среднюю и нижнюю часть. Например, старец Василий Поляномерульский в «Предисловии» на книгу святого Филофея пишет относительно этого следующее: «Когда же кто в молитве начнет сосредоточивать внимание на середине сердца от груди, тогда или от случающегося оскудения сердечной теплоты, или от изнеможения ума и притупления зрения его из-за частого действия молитвы, или от самой воздвигнутой врагом брани, ум сам собой ниспадает к чреслам и смешивается с теплотой похотной, хотя и невольно, по причине сближения с ней при совершении молитвы на середине сердца. Некоторые же по крайней нерассудительности, лучше же сказать, не зная, что такое верх и середина сердца, что такое средняя его часть и что такое конец его, начинают совершать молитву снизу на конце сердца, при чреслах. И таким образом они частью ума касаются сердца и частью — чресл, сами собой призывая прелесть, как факиры — змею, ибо невозможно таким способом, сосредоточивающим внимание, избежать приближения вражеского»
Из приведенных слов святителя Игнатия и старца Василия видно, что их сведения о строении человеческого организма и расположении сердца неточны из-за несовершенства данных медицинской науки того времени и отсутствия у отцов обширных знаний в области анатомии. Современные же научные данные позволяют нам сделать примечание о том, что анатомическое и духовное сердце (о котором учат отцы) по своему местоположению не совпадают.
Так, вблизи левого сосца находится не верхняя, как пишет святитель Игнатий, а, наоборот, нижняя часть сердца. Самая нижняя его часть, именуемая в медицине «верхушкой», располагается в пятом межреберье (то есть между пятым и шестым ребрами) — на один–два пальца ниже и на один–полтора сантиметра правее левого сосца при нормальном строении мужской грудной клетки. Эта относительно подвижная часть сердца собственно и производит его биение о грудную клетку в момент сокращения левого желудочка. Сосок же обычно располагается на уровне пятого ребра. Если принять во внимание также встречающееся у некоторых из отцов мнение, что сердечное место расположено немного выше сосца, то локализацию сердечного места можно определить как участок от верхнего края четвертого ребра до нижнего края пятого ребра — зону примерно в два–три пальца шириной.
Верхняя часть анатомического сердца (по-медицински — «основание») находится на уровне второго межреберья, то есть значительно выше указанной святыми отцами верхней части сердца духовного. Верхняя же часть сердца духовного, о которой пишут святые отцы, — она же является сердечным местом — совпадает по расположению с нижней частью сердца анатомического.
Средняя часть духовного сердца (предположительно, раздражительная его часть) захватывает собой «верхушку», то есть самую нижнюю, подвижную часть сердечной мышцы, которая и производит усиленное биение и сотрясение грудной стенки в момент обиды, гнева, ярости и прочих порочных движений души человеческой.
Нижняя же часть сердца духовного, или вожделетельная, находится значительно ниже сердца как анатомического органа вообще и соответствует скорее местоположению крупного симпатического нервного центра — чревного солнечного сплетения. Вероятно, фиксация внимания в нижней части духовного сердца, соответствующей этому сплетению, вызывает его раздражение и активизацию процессов кровенаполнения и мышечного напряжения подчревных органов, что может проявляться блудными ощущениями.
Итак, можно сделать вывод: нижняя часть анатомического сердца по расположению перекрещивается с верхней частью сердца духовного.
Однако, несмотря на заблуждение отцов о положении анатомического сердца в теле человека, их учение о духовном сердце содержит в себе полноту истины, засвидетельствованную благодатным опытом сонмов святых подвижников, делателей умно-сердечной молитвы. Для молящегося не имеет значения, в какой части грудной клетки помещена сердечная мышца и в каком межреберье происходит ее сокращение, поскольку не в сцепление мышц, не в плоть и кровь погружает он свой ум. Но для него важно именно сердце духовное, то незримое место, где дух человека совершает Вечную литургию пред Богом, где находится Царство Небесное, о котором Спаситель сказал, что оно «внутрь вас есть» (Лк. 17:21). «Границы» духовного сердца относительно сердца физического бывает важно определять лишь постольку, поскольку для начинающих делателей молитвы все же необходимы какие-то ориентиры для сосредоточения внимания, а также по той причине, что сосредоточение внимания на том или ином месте тела влечет за собой возникновение определенных физических явлений в этом месте (теплоты, жжения и проч.), которые при неправильном совершении внимания способны привести молящегося к прелести. Также одной из причин, побудивших нас к написанию этого примечания, послужило желание не допустить в новоначальных подвижниках, имеющих современные знания о строении человеческого тела, смущения, которое может возникнуть у них при чтении святоотеческих рассуждений о сердечном месте.
Сборник творений русских подвижников благочестия XV–XIX столетий «Трезвомыслие», Алексанро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь г. Екатеринбурга, сайт sestry.ru.
***
Слово сердце и обороты речи, которое оно образует в древнееврейском языке:
***
См. ДУША, ПОДВИЖНИЧЕСТВО
Чувства сердца
Что же именно происходит во время настоящего обмена любовью? Какова истинная природа любви? Везде и всегда нас окружают различные формы излучения, такие как рентгеновское, микроволновое, ультрафиолетовое и космическое излучение. Многие из них проходят прямо через наше тело. Мы их не видим, потому что они обладают иным спектром, иной длиной волны или колебания, нежели физический свет. Любовь – это колебания нашего духовного света, света нашего сознания. Она невидима для глаз, но мы можем ощутить ее, поскольку мы ее излучаем, и получаем излучение от других людей.
«Чувство любви», таким образом, является восприятием связи между своим «Я» и другим человеком. Это ощутимый союз двух духовных сердец, которые дотрагиваются друг до друга путем обмена энергиями в колебаниях, называемых любовью. Когда свет утреннего солнца дотрагивается до цветка, он открывается, чтобы показать свою красоту и взамен он источает сладкий аромат. Точно так же, когда нас касается настоящая любовь, мы открываемся и отдаем взамен ощущение того, что мы это очень ценим. Любовь является ответом на любовь.
В человеческих отношениях эта невидимая, но ощутимая связь не уменьшает нашего чувства индивидуальности, а разрушает барьеры между двумя душами, между двумя сердцами. Обычно эти барьеры состоят из представлений и мыслей о другом человеке. Это препятствия, созданные вашим «Я» и хранимые в вашем разуме, отрицают энергию вашей любви, ее излучение во внешний мир и наши связи с другими людьми. Именно эти препятствия в вашей голове, эти суждения и представления о других не дают свету любви другого человека проникнуть во внутреннее пространство нашего сознания, нашего «Я». Отсюда поговорка: «Настоящая любовь не судит».
Когда связь между двумя духовными сердцами восстановлена, она освобождает душу/ваше «Я» от привязанности и зависимости от другого человека. Как мы уже видели, любовь – это не привязанность, и она независима, что противоречит многим современным мифам, включая те, которые были выдуманы голливудскими сценаристами. Но когда связь любви разрывается, остается воспоминание о красоте этой связи, и это воспоминание может снова породить сильное желание найти нечто настоящее. Вы можете искать лишь то, чем когда-то обладали и потеряли.
Во внешних поисках удовлетворения желания этого запомнившегося внутреннего опыта красоты рождается привязанность, появляются потребности, и зависимость легко становится новым состоянием сердца (вашего «Я»/души). Временное удовлетворение этих желаний часто считают любовью.
Почему столько путаницы вокруг любви? Почему мы так часто используем слово «любовь», но так редко на самом деле ее испытываем (простите мне это обобщение)? Могли ли мы забыть, что наше настоящее сердце – не физическое, а духовное? Точно так же можно сказать, что мы забыли, кем являемся – душой, а не телом, сознание не материально, а дух не имеет формы. Представление о том, что мы являемся лишь физическими существами, порождает заблуждение о том, что любовь тоже имеет лишь физическую форму, ее можно искать, находить, брать, приобретать, хранить и потреблять, как любые материальные предметы. Поэтому мы ищем любовь не так и не там. Это заблуждение является основной причиной столь частого отсутствия любви в мире, конфликтов и насилия по отношению к другим и внутри себя. Однако все эти простые связи увидеть нелегко, пока мы не задумаемся, не посмотрим и не помедитируем над этими идеями и, таким образом, не увидим истинное положение вещей.
Для того чтобы в точности увидеть, почему мы теряем истинное осознание своего «Я» как любви и почему мы теряем истинное осознание своего «Я» как духовного существа, существует еще одна история, описывающая этот процесс. Эта история рассказывает о самом старом, близком и дорогом спутнике. Этот спутник есть у каждого из нас. Этот спутник не хочет, чтобы мы нашли настоящую любовь, что на самом деле означает найти и узнать свое истинное «Я». Потому что в этом случае он погибнет!
Почему вы не можете любить свое «Я»!
Любовью называется чистое осознание и излучение сознания, когда оно свободно от привязанности, от желания обладать, удерживать или приобретать. Это то, чем мы все являемся. Если вы говорите «я люблю себя», это является лишь продолжением иллюзии о том, что есть «Я» и есть «себя». Правда заключается в том, что есть только «Я», которое говорит: «Я есть». Эти «Я» совпадают. Оно одно! Поэтому вы не можете любить себя. Любовь не может любить любовь. Ни «Я», ни любовь не являются объектами. Любовь существует, просто потому что вы существуете.
Следующая глава >>
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
Содержание
- САМУРАЙ, ИЛИ ДРАМА ЧУВСТВА
- Глава 7. Чувства
- Чувства и вещи
- Почему изнашиваются чувства?
- 26 Родственные чувства
- Контролируя чувства
- 2. Чувства
- Итальянцы и их чувства
- Уважайте чувства неверующих
- Ощущения или чувства?
- Проверка на чувства
- Смешные чувства
- ЗНАНИЕ СЕРДЦА ЗНАНИЕ СЕРДЦА Интуиция и цивилизация Чарльз, принц Уэльсский 24.10.2012
- Разум и чувства
- «Воскресли чувства, ясен ум»
САМУРАЙ, ИЛИ ДРАМА ЧУВСТВА
САМУРАЙ, ИЛИ ДРАМА ЧУВСТВА Действие I Рабыня, Самурай.Занавес открывается на заснеженную, освещенную луной Фудзияму.Самурай. Дрянь, дрянь, вот тебе!Рабыня. Благодарю, господин!Самурай. Нет никакого господина. Ты умрешь, если только отныне чувство, что я зову, не родится в
Глава 7. Чувства
Глава 7. Чувства § 1. Эмоциональное воздействие как предпосылка манипуляцииСтоль же важным, как мышление, объектом для манипуляции является сфера чувств. Возможно даже, что это — главная или по крайней мере первая сфера, на которую направлено воздействие. Во всяком случае,
Чувства и вещи
Чувства и вещи Из записных книжек Ильфа известно, что он любил читать «перечисление запасов». «Запасы какой-нибудь экспедиции. Поэтому так захватывает путешествие Стенли в поисках Ливингстона». Моим соседом в самолете Новосибирск-Москва оказался человек с более редким
Чувства и вещи Из записных книжек Ильфа известно, что он любил читать «перечисление запасов».»Запасы какой-нибудь экспедиции. Поэтому так захватывает путешествие Стенли в поисках Ливингстона».Моим соседом в самолете Новосибирск — Москва оказался человек с более
Почему изнашиваются чувства?
Почему изнашиваются чувства? Иногда бывает интересно вернуться к тем вопросам, которые каждый задавал себе на первых шагах пути к философскому идеалу. Хочется пересмотреть ответы, которые дал нам наш собственный опыт, и убедиться, что дух в своих фундаментальных
26 Родственные чувства
26 Родственные чувства Для многих латиноамериканцев Эво Моралес стал символом движения против корпоратократии, которое выражает чаяния коренных народов, всех бедных и обездоленных. Моралес с особой гордостью говорит о том, что происходит из низов и любит подчеркивать
Контролируя чувства
Контролируя чувства Было бы неверно утверждать, что сторонники вседозволенности сегодня доминируют в американской культуре (да и доминировали ли они когда-либо – вопрос открытый). Картина, напротив, складывается сложная и неоднозначная. За последние 30 лет мы, например,
2. Чувства
2. Чувства Некоторые восприняли известие о разгоревшемся конфликте достаточно спокойно. В прусском Шнайдемюле 12-летняя Эльфрида Кюр спросила бабушку, победит ли Германия. «На моей памяти мы не проиграли ни одной войны, – с гордостью ответила та, – значит, и эту
Итальянцы и их чувства
Итальянцы и их чувства В строительство Торонто огромный вклад внесли итальянцы. Их много, но они как-то незаметны, что очень странно, они громко разговаривают, жестикулируют больше всех, эмоциональны, и глаза у них «говорящие». Может быть, они не выделяются в толпе, потому
Уважайте чувства неверующих
Уважайте чувства неверующих Я за свою жизнь много повидал и пережил. Много передумал. Привык ничему не удивляться. И все-таки то, что происходит в России и с Россией, никак не укладывается в моем сознании. Происходящее не просто выходит за рамки здравого смысла, оно выходит
Ощущения или чувства?
Ощущения или чувства? Кинематографические исследования «движений в себе» или, вернее, смещения линий и форм, не имеющих значения, продолжают привлекать интерес. Эти исследования более всего поощряются живописцами, спешащими похитить у литераторов столь плодотворную
Проверка на чувства
Проверка на чувства Библиоман. Книжная дюжина Проверка на чувства Владимир Данихнов. Девочка и мертвецы . – М.: Снежный Ком М: Вече, 2010. – 352 с.; 8 с. ил., 3000 экз. «Перед въездом в город висел плакат. На плакате было написано крупными буквами: «Праздник серости». Писалось,
Смешные чувства
Смешные чувства Смешные чувства А ВЫ СМОТРЕЛИ? На самом деле смешанные, но сильные чувства Большую работу, трудную, филигранную, провёл телеведущий Владимир Соловьёв в передачах, посвящённых предвыборным дебатам, а в воскресенье — в финальном многочасовом
ЗНАНИЕ СЕРДЦА ЗНАНИЕ СЕРДЦА Интуиция и цивилизация Чарльз, принц Уэльсский 24.10.2012
Разум и чувства
Разум и чувства Анастасия Белокурова 24 сентября 2014 0 Культура Вуди Аллен. «Магия лунного света» «Магия лунного света» (США, 2014, режиссёр — Вуди Аллен, в ролях — Эмма Стоун, Колин Ферт, Саймон МакБерни, Джеки Уивер, Хэмиш Линклейтер, Марша Гей Харден, Айлин Эткинс) Берлин, 1928-й
«Воскресли чувства, ясен ум»
«Воскресли чувства, ясен ум» Директор Бахчисарайского историко-культурного заповедника Эльмира Аблялимова (слева) рассказала о своих делах и заботах председателю Госдумы РФ Сергею Нарышкину и председателю Госсовета Крыма Владимиру Константинову. Фото: РИА «Новости»
Назад к программе
Глоба А. А.1, Глянцев С. П.2
В медицине сердце обычно рассматривают как физический орган, но в христианстве за ним закреплена, прежде всего, духовно-душевная функция. Цель исследования – выявить христианскую сущность сердца для понимания его роли в духовной и физической жизни человека. Источником стала Библия в русском Синодальном переводе и православной редакции, в которой слово «сердце» упомянуто 1070 раз. Для анализа использованы исторические и богословские методики, так как в христианском понимании Библию изучают, следуя ее толкованию святыми отцами, наделенными духовными и научно-исследовательскими компетенциями своего времени. Отметим что, поскольку, согласно Библии, сердце есть у Бога, то и у человека оно есть потому, что Бог создал нас по образу и подобию Своему. Из чего состоит и в каком месте находится сердце, можно ли его увидеть или потрогать – сведений об этом в Библии нет. Но в ней указано, что сердце является основным органом тела человека и связано с его духовной, душевной и физической жизнью. В Библейском понимании сердце служит органом познания Бога, в нем скрываются желания и зарождаются намерения, оно влияет на волю человека и является органом чувств. Хотя сердце в Библии и упоминается, как правило, в связи с духовно-нравственной деятельностью человека, одновременно оно может быть здоровым, переживающим, горячим, «плотяным» в противовес больному, равнодушному, холодному, «каменному» сердцу, а происходящие в нем духовные процессы можно объяснить по аналогии с его физиологическими функциями. Поскольку сердце является основой нашего духовного и физического бытия, Библия придает большое значение сохранению сердца в духовной чистоте и физическом здоровье. Священное Писание учит, что величайшая проблема человека находится не снаружи, а внутри его: как в миру сердечные заболевания занимают первое место в структуре заболеваемости и летальности, так и в христианстве сердце страдает первым среди других органов. Для того чтобы человек был спасен духовно и физически, мало усилий кардиолога или кардиохирурга. Даже если сердце восстановлено анатомически, пролечено лекарствами, прооперировано или заменено на новое, после вмешательства оно должно измениться в духовном смысле, сделаться более совершенным. При этом, давая человеку здоровое, «плотяное» сердце, Бог подвергает его испытаниям и наполняет новыми идеями, мудростью, желаниями. Поэтому сердце, с одной стороны, указывает нам путь к Богу и является проводником Божьей благодати, а с другой стороны, органом преображения и совершенствования человека. Таким образом, сердце в религиозном понимании рассматривается и как духовно-душевный, и как физический орган. Эти особенности сердца в христианстве следует помнить как при лечении сердечных больных лекарствами, так и во время проведении инвазивных диагностических и лечебных внутрисердечных процедур (операций), а также при трансплантации сердца, учитывая многообразие его функций в теле здорового и больного человека, равно донора и реципиента.