Современный мир исказил многие понятия, и самое, пожалуй, основное из них – любовь. А что значит любить себя? Где истинный ответ на заданный вопрос? Об этом размышляет владыка Даниил.
Апостол Павел писал: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). С момента грехопадения в душу пришел «ветхий» человек и заслонил собой образ Божий. Наша задача – «ветхого» человека умалить, чтобы внутренний обновился. Но этого не бывает без труда. Любовь к себе должна быть праведная, то есть правильная. Сделаем такое сравнение. Врачи заботятся о здравии человеческого тела. Они часто входят в противоречие со своими пациентами. Многие ведь твердят, что к докторам ходить не надо, они только мешают жить так, как хочется: если нельзя пить, курить, объедаться, зачем такая жизнь? Врачи же ратуют за здоровый, правильный образ жизни. Они понимают, что человека, получающего удовольствие, угождающего своему чреву, поедающего чипсы, «сникерсы» и запивающего их колой, ждут печальные последствия. Так же священнослужители, являясь врачами человеческих душ, говорят духовным чадам: то, что тебе сейчас приятно, на самом деле не полезно, это погубит.
В уголовном кодексе есть статья за убийство человеческого тела, но, к сожалению, у нас нет наказания за убийство человеческой души. Убийство души другого человека – страшный поступок. Человек с убитой душой становится изгоем, он не может построить семью, поскольку крайний эгоист и не способен ни с кем ужиться…
Господь сказал Своим ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Мф. 16: 24).
Согласно толкованию святого Макария Великого, отвергнуться себя — значит отвергнуться своей «второй» души, той, которую образовали в нас грехи, страсти. Христос сказал: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее» (Лк. 9:24). Что означает погубит? Мы настолько срослись со своими страстями и грехами, что, когда начинаем вести против них борьбу, кажется, это уже не жизнь. Вспоминаю 1980-е годы, как люди реагировали, услышав о том, что кто-то стал монахом: «Что ж ты с собой сделал-то? В монастырь ушел, ужас!» А человек стал подвизаться в монастыре, чтобы бороться со своим эгоизмом, с которым все рождаются.
Главные болезни души – гордость и тщеславие, то есть желание тщетной, пустой славы, когда мы постоянно думаем, как выглядим, что о нас подумают, скажут. Человек ищет, чтобы его прославляли. А дальше еще выше — гордость, когда человек презирает других. Он великий, у него на престоле главное место занимает его «Я». Знаю одну семью, мужу с женой за пятьдесят лет и они отказались от рождения детей, потому что весьма сильно «любили» друг друга. Жена побоялась потерять форму, ведь муж любил ее именно такой. Женщина сознательно не стала матерью, потому что испугалась изменений своего тела, настолько оно любимо ею. Это неправильная любовь к себе. Или другой пример. Вместо того чтобы встать утром пораньше, сделать зарядку, выйти на пробежку, человек себя «любит»: он подольше поспит, повкуснее поест. Но это опять же не любовь к себе.
Мы должны бороться против всего неправильного. Отвергнуться себя, иными словами, отлучить себя от всего нечистого, греховного, дьявольского. Тогда человек восходит на крест, и страдания, самораспятие становятся «чистилищем», очищением. Праведная любовь – любовь к себе как к образу Божию, к себе такому, каким ты вышел из рук Божиих. То есть нужно полюбить оригинал. В Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры как-то раскрыли старинную икону, а под ней оказался еще более древний и более ценный образ, его реставраторы и оставили. Сейчас есть технология, когда можно снять и сохранить оба изображения, но мы должны сохранить оригинал. В советское время на досках, на которых были написаны иконы, изображали упитанных, дородных трактористок, с оскалом, чтобы не говорили, что в СССР плохо живется. И вот такая безвкусица была намалевана на месте иконы. Мы понимаем, что это наносное, убираем его и возвращаемся к оригиналу. Человек вышел из рук Божиих замечательным, совершенным, но грех испортил его.
Мы должны любить всех, это высшая точка. Но сколько человек дошло до нее? Слышал такое: вот, сосед мой в храм ходит, а меня не любит. Но в храм как раз за тем и ходят, чтобы научиться этой любви. А учеба происходит не за три дня, и не за три месяца, и не за три года. В любви много ступеней, чтобы достигнуть самой высокой, нужно много лет. Мы знаем заданное направление и в этом направлении движемся. Господь, как читаем в Евангелии от Луки, сказал: «Аще кто грядет по Мне и не возненавидит душу свою, не может быть Мой ученик» (Лк. 14:26). Возненавидит не душу, которую Он создал, а тот образ, который привнесен грехом человека страстного, эгоистичного, гадкого. Мы должны его вытеснить и вырастить человека, способного на жертву, на добрые дела, слова. А начинается это с чего? Конечно, хочется сразу на сотый этаж перескочить. Но у нас лифта нет, есть лестница, по который идем своими ножками. Взойти на последний этаж можно только постепенно, и начинается это с доброй мысли. Именно с этого начинается наше спасение: заставлять себя по-другому думать. Мы должны жалеть другого человека. Если родители постоянно ссорятся, скандалят, какой ребенок у них вырастет? Есть поговорки на этот счет: «от лисы лисенок, от свиньи поросенок», «яблочко от яблоньки» и так далее. И вот вырос такой убогенький, и ему тяжелее, чем другим, быть добрым, тяжелее нести свой крест. Значит, нужно пожалеть человека, сказать: «Господи, помоги ему, а я не замечу, что он нагрубил, отвечу ему по-хорошему».
С какими людьми нам комфортно? С теми, которые готовы понести наши немощи, немощи нашего характера — сегодня я не в духе, а они выдержали меня, я им благодарен. Именно среди таких людей мы хотим жить. А если у меня искра, от ближнего — другая искра, что тогда? Даже с медицинской точки зрения это путь в могилу, преждевременный, потому что поднимается давление, появляются психозы, уныние, расшатывается здоровье. Медицина запрещает так жить. А если скажем о скандалящем: «Господи, помоги ему», помолимся за него, значит, не пойдем этим же путем. Повторю, все начинается с добрых мыслей, а потом пойдут добрые слова, следом — маленькие поступки, которые постепенно станут большими. Когда человек начинает к такому привыкать, ему некомфортно, если он не сделает что-нибудь доброе. И наоборот бывает, пока человек не спустит на кого-нибудь собак, ему некомфортно. Что ж, тоже жертва, но которую приносят не Богу, а бесу.
Человек должен не только за внешностью смотреть, но и следить за своими мыслями, сердечными пожеланиями, словами. А что у меня на сердце? Неприязнь, раздражительность, злоба, зависть. Что с этим делать, есть ли лекарство в аптеке? Нет, и к самому лучшему профессору придешь, не выпишет рецепт. Но, оказывается, лекарство есть. Оно в церкви, почему люди туда и приходят. Это не просто аптека, а целый стационар, где лечат. Ведь сердце только своими силами изменить невозможно. Часто сделаешь что дурное, совесть гложет, и что делать? Обратиться к Богу. Когда? Тут же. Нет возможности идти в храм прямо сейчас, незамедлительно обращайся к Богу: «Занесло меня, неправильно сделал, Господи, прости и помоги». Сердце свое нужно омывать, очищать, изменять и таким образом одухотворять.
Вот что значит любить себя — следить за собой, очищать себя молитвой и покаянием. И жалеть себя нужно. Совершил что-то неблагообразное, можно руки опустить, а можно пожалеть, то есть быстро уврачевать себя: вставай, не лежи в греховной грязи, заставляй себя сделать шаг. Пожалеть себя – это не лежать в постели. Как парализованный человек тренирует мышцы, постепенно начав ходить, делает гимнастику, так и мы должны. Ради какой цели человек жалеет себя? Чтобы достичь очищения. Очищение дает удовлетворение. А мы думаем, что удовлетворение, это когда свои уды довольствуем. На самом деле нехорошо желудок набивать неполезной пищей: разрушаешь весь организм.
Себя возлюбить означает жить правильной жизнью. Человек – социальное существо, он в связке, он не одиночка, у него есть родственники, друзья, значит, он должен помочь еще и им. Мы отвечаем за этих людей. Каждый христианин – воин, который воюет против духов злобы поднебесных, поэтому должен себя правильно любить, правильно жалеть и правильно относиться к ближним.
Материал из журнала «Вестник Архангельской митрополии» №4/2016
Дорогие молодые православные христиане в Германии!
Как епископы вашей Церкви в Германии, мы обращаемся к вам с этим особым посланием, в котором хотели бы высказаться по поводу некоторых важных тем. Мир становится все более взаимосвязанным. И все большую актуальность получают острые проблемы нашего времени. Они самым глубоким образом затрагивают человеческое бытие — ваше бытие: и настоящее, и будущее Бог отдает в ваши руки.
1. Мы живем в стране, где каждый человек имеет возможность развиваться в свободе и достоинстве. В ходе человеческой истории так было не всегда. А во многих странах по всему миру это не так и до сих пор. Тот факт, что мы живем в Германии, где мир, свобода, демократия и права человека считаются всеобщим достоянием, мы можем рассматривать как Божье благословение.
На фоне религиозного экстремизма, во многих местах все более возрастающего, мы как христиане призваны прилагать все возможные усилия для защиты этих ценностей. Они согласуются с тем образом человека, который мы находим в Священном Писании и Предании нашей Церкви: человек создан по образу Божию (Быт 1:27). И в способности людей свободно принимать решения мы видим одно из свойств этого божественного образа.
2. Свобода является даром огромной ценности, обходиться с которым нужно с полной ответственностью. Ответственность неразрывно связана со свободой. Это относится ко всем сферам жизни, в том числе к тому, как человеку прожить свою жизнь — в одиночку или в союзе, и, конечно, это также касается и поиска партнера. С этим связан целый ряд вопросов, касающихся сексуальности, заключения брака, различия между гражданским и церковным браком и др. Эти вопросы глубоко затрагивают личность каждого человека, поскольку человек свободно решает, как строить свою жизнь.
Представленные ниже соображения носят вспомогательный характер, поскольку каждый человек должен свободно определять свой жизненный путь. Они побуждают к ответственному подходу в решении этих вопросов и содействуют диалогу в нашей Церкви.
Супруги призваны принять свой союз как дар Божий и воспринимать его как форму выражения взаимной любви, которая подобает Церкви Христовой.
3. Один из самых известных и любимых отрывков в Библии — это отрывок из 13-й главы Первого послания святого апостола Павла Коринфянам, также называемый «гимном любви». В нем святой апостол описывает любовь как силу, которая ведет к преодолению эгоизма. Каким образом? «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор 13:4–8). Следовательно, любовь ведет к совершенствованию личности и к познанию истины. Таким образом, она стоит выше других добродетелей: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор 13:13).
В этом смысле любовь является безусловным обращением себя к другому человеку: если я люблю, я больше не ставлю себя самого в центр своего бытия. Любовь целостна и динамична, она больше, чем просто «бабочки в животе». Она предполагает и воплощает слова Христа: «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф 19:5–6).
4. В наше время многие молодые мужчины и женщины вступают в сексуальные отношения до брака. Учитывая это, многие задаются вопросом, как к этому относится Православная церковь. Задача нашей Церкви в окормлении своих верующих духовными советами, а не в механическом формулировании правил. Речь не идет о сексуальной вседозволенности. Мы подчеркиваем: очень важно действовать ответственно; нести ответственность за свою сексуальность, сексуальность своего партнера, а также последствия сексуальной жизни; ответственность перед собой самими, перед обществом и перед Богом. Так и святой апостол Павел пишет коринфянам: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор 6:19)
Эта глава Послания к Коринфянам посвящена свободе, исходящей из единения со Христом, которая может осуществляться в Богом благословленном браке. Поэтому мы желаем, чтобы ваша любовь была увенчана церковным бракосочетанием, чтобы возникла христианская семья и чтобы вы научились чтить, защищать и поддерживать жизнь, в том числе новую развивающуюся жизнь. В связи с этим мы напоминаем, что эмбрион является человеческим существом с момента зачатия.
Мы призываем вас: не скрывайте своих вопросов! Задавайте их! Обсудите их с компетентными людьми. Открытое обсуждение может помочь нам лучше узнать себя и принять решение: делиться недоумениями полезно для души. Особенно мы призываем вас стремиться к беседе с духовно опытными людьми. В нашей Православной церкви есть давняя традиция душепопечительских, целительных бесед. Также и сегодня, в эпоху электронных СМИ, это может оказывать большую помощь.
5. Мы живем в стране, в которой, как правило, православный церковный брак заключается после его государственной регистрации. Цель гражданского брака — предоставить мужу и жене защиту в рамках гражданского права.
Для нас, христиан, брак имеет отношение к Божьей любви, которую Иисус Христос явил Своим воплощением, распятием и воскресением. Поэтому брак для человека, который верит в Иисуса Христа как Сына Божия, это нечто гораздо большее, чем мирское дело, и, очевидным образом, гораздо большее, чем свадебные торжества. Брак предполагает обещание верности на всю жизнь, а также, что супруги свяжут свой союз со Христом. Супруги призваны принять свой союз как дар Божий и воспринимать его как форму выражения взаимной любви, которая подобает Церкви Христовой. О важности этого события также ясно свидетельствует чинопоследование брака — венчание невесты и жениха друг с другом и друг для друга. Чтобы выразить это понимание, святой апостол Павел прибегает к образу союза между Христом и Его Церковью и называет его тайной: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (из апостольского чтения на чине венчания, Еф 5:32).
В чине брака также в некоторых местах повторяются молитвенные прошения о даровании Богом супружеской паре «плодов чрева». Наша Православная церковь благословляет желание иметь детей и рассматривает ребенка как дар Божий. Однако и без детей брак свят и совершенен. Мы считаем, что решение вопроса о количестве детей является необходимой составляющей ответственной христианской жизни. Здесь следует помнить, что для православных христиан аборт, то есть убийство живого организма, не может и не должен допускаться ни при планировании семьи, ни в иных случаях.
Подготовка к браку, которую с парой проводит приходской священник, должна охватывать все эти аспекты. Такие беседы — это больше, чем формальность перед венчанием, и они должны проходить до начала практической подготовки к свадьбе
Вопросы в отношении людей с гомосексуальной ориентацией, остающиеся пока без ответа, должны решаться в рамках душепопечительства, такие люди должны тактично окормляться Церковью. Ибо все люди созданы по образу Божию, поэтому уважение, которое подобает образу Божию в человеке, следует оказывать всем людям.
6. В плюралистическом обществе, каковым является Германия, нередко заключаются браки между православными и другими христианами. Они называются «межхристианскими» («межконфессиональными»). В последние десятилетия такие браки способствовали встречам и взаимному знакомству. Кроме того, они показывают, что воспитание детей в уважении к различным традициям вполне возможно. Практические вопросы, касающиеся межконфессиональных браков, рассмотрены в документах, принятых нами совместно с Римско-католической церковью и Евангелической церковью в Германии. Однако все практические вопросы нуждаются в дополнительном обсуждении в каждом конкретном случае.
Такие браки также сталкиваются и с определенными вызовами: например, в упомянутых выше документах вопрос о совместном участии супругов в святом причащении остается нерешенным. Позиция нашей церкви по-прежнему такова: совместное Причастие возможно только при полном единстве в вере. Подобное единство в межхристианских браках отсутствует. И здесь мы все сталкиваемся с болезненной ситуацией, которая представляет собой богословский вызов. Следует это честно признать. Поэтому мы просим Бога помочь нам как можно скорее преодолеть разделение и найти путь к единству всех.
7. Еще более сложная ситуация возникает в связи с вопросом о браке с нехристианами. Такие браки называются «межрелигиозными». В них отсутствует общий христианский фундамент. В некоторых случаях межрелигиозные союзы или браки порождают конфликты, которые могут привести к тому, что человек, состоящий в таком браке, становится изгоем. Здесь снова следует вспомнить о драгоценном даре свободы, которую Бог даровал людям. Принуждение человека к отказу от своего возлюбленного по религиозным мотивам противоречит свободе, которую каждый человек обрел как сотворенный по образу Божию. (Быт 1:27). Для межрелигиозных браков приемлемым вариантом является брак гражданский. Он предоставляет юридическую защиту и гарантирует равенство прав супругов. Но для людей, которые верят в Бога и считают, что брак должен иметь Божье благословение, гражданский брак, как правило, недостаточен. Они стремятся к религиозной церемонии, которая свидетельствовала бы о том, что Бог благословляет их союз. Несмотря на то, что в нашей Церкви подобная церемония невозможна, поскольку основой для совершения таинства брака является вера в Триединого Бога, мы считаем такое стремление вполне оправданным. Поэтому Православная церковь в Германии также окормляет и межрелигиозные пары, если они в этом нуждаются, и всегда готова поддержать их словом и делом. Кроме того, мы призываем эти пары обсуждать друг с другом со всей открытостью, конструктивно, как до, так и после свадьбы, вопросы, возникающие на почве различий их вероисповеданий, в частности, относительно воспитания детей.
8. Вопрос гомосексуальности и гомосексуальных отношений стоит сегодня весьма остро. Открытое обсуждение этой темы в нашем современном обществе может рассматриваться как нечто принципиально положительное, поскольку на протяжении веков существование гомосексуальности игнорировалось, а гомосексуальные мужчины и женщины подвергались угнетению и преследованиям, как, например, во времена национал-социализма
В Священном Писании, как в Ветхом, так и в Новом Заветах, мы находим высказывания против гомосексуальности. Значение этих высказываний сегодня является предметом непримиримых споров. Также и в традиции нашей Церкви мы можем найти множество высказываний против гомосексуальности. Эта наклонность, как и любая другая физическая наклонность, преодолевается воздержанием, умерением необузданных страстей, целомудрием и аскетикой, которым мы учимся, например, во время поста. Нам мало что известно о том, как гомосексуальность возникает. Возможно, определенное влияние оказывают, например, генетические, психологические и культурные факторы, однако в действительности нет ясности в понимании роли каждого из этих факторов и их связи друг с другом.
Поскольку, в соответствии с православным пониманием, таинство брака подразумевает союз между мужчиной и женщиной и выходит за рамки чисто социальной трактовки, бракосочетание гомосексуальных пар в нашей церкви невозможно. Вопросы в отношении людей с гомосексуальной ориентацией, остающиеся пока без ответа, должны решаться в рамках душепопечительства, такие люди должны тактично окормляться Церковью. Ибо все люди созданы по образу Божию, поэтому уважение, которое подобает образу Божию в человеке, следует оказывать всем людям. Это касается и наших приходов: они должны оказывать любовь и уважение всем людям.
Заключение
9. В обществе, где мы живем, постоянно происходят изменения. Мы одобряем те, которые, по нашему мнению, соответствуют духу Евангелия Иисуса Христа. Но сегодня традиционная семья сталкивается с радикальными вызовами. Верные заповеди апостола Павла Фессалоникийцам: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес 5:21), мы все, дорогая православная молодежь, неизменно призваны к свидетельству о православном учении о человеке, а прежде всего, к жизни в соответствии с этим учением.
Нам представляется, что определение семьи как «малой церкви», как первичной клетки целостного организма Церкви, не утратит своего смысла и в будущем.
Божье благословение да будет со всеми вами!
Франкфурт-на-Майне, 12 декабря 2017 г.
+ Августин, Митрополит Германский,
Экзарх Центральной Европы
Председатель
и другие члены Православной епископской конференции в Германии
Лиана Хазиахметова
«Не красота вызывает любовь, а любовь заставляет нас видеть красоту», — говорил Лев Толстой. Это чувство действительно способно на многое, но его легко потерять. О хрупкости любви, о силе отношений — наши цитаты.
1
Уф. Разбитое сердце БОЛИТ. Оно болит так сильно, что жить не хочется. Но сердечная боль проходит. Иногда кажется, что она будет длиться вечно, но поверь, она пройдет. А пока… пока будет непросто. На сердце будто открытая рана, а в душе огромная черная туча. В плохие дни я чувствовала вялость, не могла есть. Предметы теряли цвет, все было СЕРЫМ. Никто не мог меня развеселить, и я была убеждена, что в этом сером мире мне придется жить до старости. Но прошло время, тучи рассеялись, и ко мне вернулась радость. Лучшее лекарство от разбитого сердца — с головой окунуться в любимое дело. Заниматься спортом; встречаться с друзьями; читать книги! Любое дело ускорит процесс выздоровления. Клянусь, время и возможность отвлечься — вот что тебе нужно. Но я отлично понимаю, как тебе сейчас плохо
Из книги «Твое личное тело»
Твое личное тело
2
В любых романтических отношениях огромную роль играет уважение. Без него выстроить здоровые отношения нельзя. Разве можно чувствовать себя хорошо, если партнер игнорирует тебя или плохо к тебе относится? Как можно говорить, что думаешь, если тебя не слушают или между вами нет доверия? Как понять, готова ли ты к физической близости, если ты не уважаешь себя или своего партнера? Как поверить, что ваши чувства истинны, если тебе кажется, что партнеру нравишься не настоящая ты, а его личное представление о тебе? Ты, и только ты решаешь, начинать или не начинать отношения. Ты, и только ты решаешь, продолжать их или нет. Никогда не забывай об этом!
Из книги «Ты имеешь значение!»
Ты имеешь значение!
3
Близкое, интимное общение, когда ты отдаешь другому человеку частичку своего сердца, — это здорово. Ты чувствуешь, будто у тебя внутри порхает тысяча бабочек. В какой-то момент своей жизни каждому человеку хочется любить и быть любимым. Многие девочки узнают, что такое любовь, именно в отношениях с партнером. Другие предпочитают сохранить эти чувства для членов семьи, друзей, Бога и даже домашних животных. Все зависит от тебя и от того, насколько ты готова к отношениям.
Из книги «Ты имеешь значение!»
4
Любовь стимулирует позитивную активность мозга. Влюбленному человеку достаточно взглянуть на фотографию избранника, чтобы активизировались участки мозга, связанные с положительными эмоциями и вознаграждением. Научные данные доказывают, что мы можем сознательно изменить образ мыслей, концентрируя внимание на определенных вещах. Если сосредоточиваться на всем, что нас злит, выводит из себя и делает несчастными, и цепляться за эти мысли, мы укрепим их власть над собой. Но если мы перенаправим мысли в более позитивное русло и будем сознательно концентрироваться на положительных и счастливых воспоминаниях, именно эти нейронные связи будут укрепляться.
Из книги «Счастливый год»
Счастливый год
5
Каждый человек стремится к любви и счастью. Все начинается еще в младенчестве: связь между матерью и ребенком инстинктивна, крайне прочна и необходима для выживания. Любовь, которую мы получаем в раннем детстве, влияет на формирование мозга и характера, определяет поступки в подростковом возрасте и взрослой жизни, когда мы начинаем искать партнера. Романтический миф гласит, что стоит найти свою половинку — и вы будете жить долго и счастливо. Но в реальности все намного сложнее, хотя и награда куда ценнее. Люди не остаются одинаковыми всю жизнь, а развиваются и меняются постоянно. Какими бы ни были ваши отношения сейчас, они не останутся такими навсегда.
Из книги «Счастливый год»
6
Уделяете ли вы партнеру достаточно внимания или принимаете его как должное? Общаетесь ли вы по душам или просто по привычке находитесь рядом целыми днями? Иногда профессиональные обязанности требуют от вас с головой погружаться в работу; бытовые сложности и уход за детьми тоже влияют на отношения, страсть со временем стихает, и партнеры начинают думать: может, это было просто физическое влечение, а не любовь? Каковы ваши приоритеты? Спросите себя — что вы готовы предпринять, чтобы улучшить ваши отношения? Мыслите ли вы в категориях «мы» или «я отдельно, а мой партнер отдельно»? Спросите любого человека, что для него значит счастье, и он опишет все то, что дарит ощущение покоя, безмятежности, чувство эйфории и принадлежности. Достичь этого состояния в отношениях получается не сразу. Разница между отношениями и двумя параллельными жизнями в том, что партнеры уважают потребности друг друга и находят компромиссы.
Из книги «Счастливый год»
7
В раннем детстве ребенок поглощен только своими потребностями. Его интересует лишь собственный комфорт и выживание. Но вот он растет, его мозг развивается, и малыш понимает, что потребности окружающих не менее важны, чем его собственные. С этим открытием приходит важная способность ценить окружающих и ощущать, что они ценят тебя; формируются дружеские отношения; люди обнаруживают, что забота о ближнем дарит радость. Лишь тогда мы начинаем чувствовать себя любимыми, ощущать связь с другими людьми, которые ценят и уважают нас, и, в свою очередь, начинаем ценить и уважать себя. Любящая доброта — вот что дарит счастье.
Из книги «Счастливый год»
8
Жизнь состоит из любви и потерь, и в отношениях нужно научиться не только получать, но и отдавать. Когда отношения заканчиваются, кажется, что вместе с ними закончилась и жизнь и вы уже никогда не сможете смеяться, улыбаться или любить кого-то еще. Отсутствие взаимности так же болезненно — человек, который ощущает себя ненужным, переживает чувство потери, лишающее сил и иногда приводящее к саморазрушению. Любовь — это дар, но она приносит не только радость, но и боль. И для того чтобы подняться с колен, отряхнуться и жить дальше, может понадобиться большое мужество.
Из книги «Счастливый год»
9
Выражайте любовь к тому, что для вас важно. Иногда мы просто не выказываем интереса, вводя в заблуждение окружающих. Есть много способов проявить энтузиазм: делать больше, вдохновлять других увидеть цель, постоянно помнить о том, что уже сделано и почему это важно.
Из книги «Сила эмоционального интеллекта»
Сила эмоционального интеллекта
10
Женщина гораздо сильнее озабочена тем, как она выглядит, чем тем, что она чувствует. Хуже того, некоторые дамы (и мужчины) начинают считать, даже подсознательно, что главная задача слабого пола — ублажать партнера, хотя на самом деле секс подразумевает, что оба доставляют и получают удовольствие в равной степени. Как следствие, иные дамы оценивают качество сексуального контакта по наслаждению своего мужчины, а не собственному. («Если ему было хорошо, значит, и мне было хорошо».)
Из книги «Точка наслаждения»
Точка наслаждения
11
Романтическая любовь — это привязанность и эмоциональная близость. В ее основе — вшитое в подкорку желание иметь рядом человека, на которого можно опереться. Близкого и любимого, с кем безопасно и комфортно.
Из книги «Обними меня крепче»
Обними меня крепче
12
Теперь мы знаем: любовь не что иное, как самый совершенный, безошибочный эволюционный механизм, который позволяет выживать человеку как виду. И это не потому, что она заставляет нас плодиться и размножаться. Продолжить род люди ухитряются и без любви! Но потому, что она помогает нам выстраивать эмоциональные связи с важными и ценными для нас людьми — теми, кто станет тихой гаванью в бушующем океане жизни. Любовь — надежный оплот, призванный обеспечить защиту и поддержку, которые так нужны всем, чтобы пережить неизбежные взлеты и падения.
Из книги «Обними меня крепче»
13
Любовь не вишенка на торте жизни. Это первоочередная базовая потребность человека. Такая же, как нужда в воде или кислороде. Поняв и приняв это, мы сможем с легкостью проникнуть в самую суть проблем в отношениях.
Из книги «Обними меня крепче»
14
Перемены в отношениях влюбленных так стремительны, хаотичны и ярки, что мы не успеваем осознать, что в действительности происходит. И часто не понимаем, как реагируем. Но, если бы можно было просмотреть развитие событий в замедленном режиме, мы бы заметили переломные моменты и выбранные на распутье направления. Потребность в привязанности и сопровождающие ее сильные эмоции возникают внезапно. Благодаря им разговор с повседневных вопросов моментально переходит к проблемам безопасности и выживания.
Из книги «Обними меня крепче»
15
Любовь действительно может свести с ума, причем не важно, новые это или устоявшиеся отношения. Например, страх быть отвергнутым часто становится причиной низкой самооценки, крайней тревоги, слишком острых реакций и одержимости любимым человеком, превосходящей любовь партнера. В то же время, когда любовь в вашем сердце начинает угасать, вы можете «эмоционально онеметь» и переживать, что потеряли способность любить, испытывая при этом сильное ощущение вины.
Из книги «Парадокс страсти»
Парадокс страсти
16
Само стремление привлечь другого человека, обрести эмоциональную власть над ним несет в себе опасность нарушить равновесие отношений. Это происходит потому, что чувство влюбленности биохимически сопряжено с ощущением потери контроля. Как только вы почувствуете, что полностью владеете ситуацией, или поймете, что уверены в любви партнера, страсть начинает угасать. Исчезают вызов, стремление завоевывать, эмоциональная искра и восторг влюбленности.
Из книги «Парадокс страсти»
17
Мои клиенты хорошо реагируют на мысль, что реальный виновник ситуации — парадокс страсти. Я объясняю, что в возникшем дисбалансе нельзя винить ни одного из партнеров, но, если поработать вместе, можно найти источник нарушения гармонии, а затем применить разработанные мной методики и скорректировать положение.
Из книги «Парадокс страсти»
18
Добиваясь надежности в отношениях, пары путают любовь и стремление слиться воедино. И это крайне негативно влияет на сексуальную сторону их жизни. Чтобы сохранить страсть, партнеры должны сохранить и некоторую дистанцию. Эротизм требует, чтобы каждый в паре сохранял собственную индивидуальность. Другими словами, эротизм расцветает именно в остающемся между партнерами пространстве. Чтобы коммуницировать с любимым человеком, нам нужно уметь принимать существование этой дистанции и связанную с ней неопределенность.
Из книги «Размножение в неволе»
Размножение в неволе
19
Не всем любовникам нужна страсть; иногда люди бегут от нее. Некоторые отношения основаны на теплых чувствах, нежности, взаимной поддержке, и партнеры предпочитают оставаться в безопасной зоне. Им ближе любовь, базирующаяся на терпении, а не на страсти. Для них важнее обрести покой. Разумеется, нет универсального решения, и ни один путь нельзя считать единственно верным.
Из книги «Размножение в неволе»
20
Любовь стоит на двух столпах: на готовности уступить и независимости. Мы хотим быть рядом с нашим партнером, и одновременно нам важно сохранить некоторую дистанцию. Одно без другого просто не существует. Если дистанция слишком велика, невозможно установить связь. Но если дистанции совсем нет и партнеры сливаются воедино, они теряют независимость. И тогда нечего преодолевать, нет ни мотивации, ни возможности пересечь мост и оказаться на территории другого; не остается никакого интимного мира партнера, в который другой стремится попасть. Двое становятся одним целым, и между ними больше нет связи, так как нет больше двух отдельных людей. Таким образом, некоторая разъединенность — обязательное условие для возникновения связи. Это ключевой парадокс, лежащий в основе интимных и сексуальных отношений.
Из книги «Размножение в неволе»
Обложка поста: unsplash.com
Вы когда-нибудь встречали влюбленного человека? Посмотрите, как он сияет! Посмотрите, как он летает от радости и счастья! Он не может скрыть того, что чувствует его сердце и что переживает все его существо! И если человек находится в таком состоянии, когда он влюблен в другого человека, то можете ли вы до конца осознать или хотя бы помыслить то, что он чувствует и переживает его сердце и все его существо, когда тот, кого он любит, не есть простой человек, но Сам Бог?! Когда его возлюбленный — не случайный человек, в какой-то момент появившийся в его жизни, но Творец и Создатель всего мира — Иисус Христос!
Архимандрит Нектарий (Мулациотис), старец священной обители
Святого Нектария Трикорфийского в Фокиде
Любовь, насколько она возможна для людей, является по качеству своему уподоблением Богу: по действию своему она есть опьянение души, а по природе — источник веры, бездна долготерпения и море смирения.
…Блажен тот, кто возжелал Бога так же сильно, как безумный влюбленный — свою возлюбленную…
…Мать не так бывает привязана к младенцу, которого кормит грудью, как сын Любви всегда прилепляется к Господу.
Истинно любящий всегда воображает лик любимого и с услаждением заключает в объятия образ его в душе своей. Вожделение это не дает ему покоя даже и во сне, но и тогда сердце его беседует с возлюбленным. Так бывает обыкновенно не только в телесной любви, но и в духовной.
Некто, уязвленный стрелой такой Любви, так — чему я поражаюсь — говорил о самом себе: «Я сплю из-за необходимости для естества, однако сердце мое бодрствует из-за великой любви».
Если присутствие любимого человека явственно всех нас изменяет и делает веселыми, радостными и беспечальными, насколько же мы тогда изменимся в присутствии Небесного Владыки, незримо посещающего нашу чистую душу?
Когда человек весь бывает внутренне соединен и срастворен с Любовью Божиею, тогда и по наружному своему виду, на теле своем, как в зеркале, являет он светлость души своей. Так прославился Моисей Боговидец. Те, кто достигают этой равноангельной ступени, часто в своем блаженстве забывают о телесной пище. Я даже полагаю, что они очень редко нуждаются в ней. И это совсем не удивительно, так как и человек, охваченный противоположным (земным, человеческим) желанием, очень часто забывает о пище.
Кто любит Господа, тот прежде возлюбил брата своего, ибо второе есть доказательство первого. Кто любит ближнего своего, тот не может терпеть клеветников, но бегает их, как огня. Кто говорит, что любит Господа, а на брата своего гневается, подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит.
Любовь — подательница пророческого дара. Любовь — виновница чудотворений. Любовь — бездна осияния. Любовь — источник огня в сердце, который чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь — это вечное преуспеяние.
Святой Иоанн Лествичник
Невозможно выразить красоту Твою, образ Твой несравнен, благолепие облика Твоего неизреченно, слава Твоя неописуема словами! Твой добрый и кроткий нрав, о Владыко Христе, превосходит все человеческие представления, и потому желание Тебя и любовь к Тебе побеждают всякую человеческую любовь и всякое человеческое желание!
…Любовь и горнее томление по Тебе суть свет, о Спаситель мой!
Святой Симеон Новый Богослов
Бесстрастие рождает Любовь, само же бесстрастие рождается надеждой на Бога, надежда на Бога — послушанием и долготерпением, кои, в свою очередь, рождаются воздержанием, оно же — страхом Божиим, а страх Божий — верой в Бога. Когда с горним томлением Любви ум исходит на сретение Бога, тогда он совершенно бесчувствен по отношению ко всему существующему. Ибо как только он озаряется непостижимым светом Божиим, он становится нечувствительным ко всем творениям Божиим, подобно тому как взор нечувствителен к звездам, когда восходит солнце.
…Если ты не хочешь отпасть от Божественной Любви, не допускай ни того, чтобы твой брат засыпал с обидой на тебя, ни того, чтобы ты отходил ко сну с обидой на него. Примирись с братом своим и с чистой совестью и усердной молитвой принеси Христу дар любви…
Не имеет еще ни совершенной любви, ни глубокого ведения Божественного промысла тот, кто во время искушений не долготерпит о приключающихся с ним скорбях, но отсекает самого себя от любви духовных собратьев своих.
Святой Максим Исповедник
Точно так же как избыток любви приводит влюбленных в исступление и побеждает тех, кто принял эту любовь, таким же образом священная Любовь Бога к людям привела Его к уничижению. Ибо Он не призывает к Себе, оставаясь при этом в Своей горней стране, раба, которого возлюбил, но Сам взыскует его, спустившись с небес. И достигает Богатый прибежища бедняка! И как только Он приходит, Сам возвещает о Своей неудержимой любви к бедняку и просит от человека ответного чувства. И, несмотря на то что Его уничижают, не уходит. И не сетует на поношения и, невзирая на то что Его гонят, стоит снаружи у дверей. И, дабы доказать Свою неудержимую любовь к человеку, Он делает все и принимает мучения и смерть…
Святой Николай Кавасила
Я люблю Тебя, Боже мой! Люблю! И я желаю любить Тебя еще больше! Даруй мне, Господи и Боже мой, — Ты, Который прекраснее всех людей, — силу желать и любить Тебя настолько, насколько возможно и должно! Невозможно найти меру любви к Тебе, поэтому надлежит любить Тебя безмерно! И даже еще более, потому что Ты настолько возлюбил нас, что избавил от смерти и сотворил для нас так много великого и дивного!
Святой Августин, епископ Гиппонский
По материалам книги «Иисус как любовь и возлюбленный», Никея, 2011 г.