Невротик – это человек, у которого процесс адаптации к окружающей действительности проходит тяжело и проблематично. Такие люди испытывают дискомфорт при общении с другими и страдают из-за низкой самооценки. Поведение невротиков шаблонное, они не выходят за строгие рамки. Поэтому таких людей в обществе вычислить очень просто. Каковы признаки невротика? Можно ли помочь такому человеку, и что для этого нужно делать? Этим вопросам посвящена данная статья.
Содержание
Как ведет себя невротик?
Самые распространенные признаки и симптомы, по которым можно определить наличие невротизации в поведении людей:
Постоянная тревога
Во внимание берутся все незначительные события, явления, происходящие вокруг личности и вызывающие волнение. Он начинает переживать, будто в любой момент что-то случится, постоянно копается в себе. В жизни такой человек ни к чему не стремится, боится глобальных перемен. Характер невротика приобретает такие черты, как нерешительность и пассивность. Чаще всего невротики не могут себе найти место, когда нужно принять важное решение, боятся взять на себя ответственность. Чувство тревоги, страх и волнение их не покидают, даже если все проблемы благополучно решились. Отвлекаясь на мелочи, человек с невротическим отклонением не может взяться за действительно важное дело.
Страх менять свою жизнь
Любые перемены в жизни для таких людей – настоящее испытание. Не важно, что это – глобальный переезд или просто смена планов на день, невротики будут чувствовать дискомфорт и переживать. Когда нормальные спокойные люди морально готовы к переменам и с нетерпением ждут смены работы, обстановки, невротики панически боятся неизвестности, ожидающей их в ближайшем будущем. Именно поэтому они не могут адаптироваться в обществе, знакомиться с новыми людьми, учиться новому и менять работу или жилье, даже если на это есть веские причины. Каждая перемена в жизни, каждый новый шаг даются им через страдания, стресс, тревогу. И так может продолжаться очень долго, пока человек не задумается, как перестать быть невротиком, и не начнет действовать.
Чувство тупиковости
Переживая каждое событие и прокручивая каждую мелочь в голове, человек сам нагнетает плохие мысли, придумывает безвыходные ситуации. К этому часто приводят бытовые проблемы, усталость на работе и рутина. Человек пытается решить все сразу, переживает и нервничает. Из-за этого появляется тревога, которая заводит в тупик.
Чувство постоянного напряжения
Абсолютно у всех есть домашние дела, заботы, которые часто превращаются в рутину. Но не все относятся к повседневным заботам одинаково. То, как человек относится к ним, показывает его психоэмоциональное состояние на данный момент времени. Со стрессовыми ситуациями могут легко справляться только те, у кого развит навык самоконтроля. Невротики же будут ощущать затруднение в мозговой деятельности, приводящее к эмоциональному выгоранию, нервным срывам, агрессии. Решение важных вопросов в таком случае просто невозможно.
Теперь вы знаете, как понять, что ты невротик, или определить таких людей в своем окружении. Но гораздо сложнее осознать, как жить невротику, и можно ли это вылечить. Безусловно, с этой проблемой можно справиться, но нужно приложить определенные усилия.
Как общаться с невротиком?
Если вы заметили в своем окружении лиц с подобной проблемой, наверняка вам захочется помочь. Человек может отрицать наличие невротического расстройства или же осознавать это, открыто показывая готовность помощь принять. В любом случае относиться к таким людям следует аккуратно, ненавязчиво и мягко, чтобы не спровоцировать еще больший дискомфорт.
Часто такое расстройство появляется в результате сильных стрессов, и тогда можно обратиться за психологической помощью к специалистам. Но бывает, понятие «невротик» рассматривают как тип личности. В этом случае важно признать – «я – невротик», а потом начать думать, что делать. Здесь также могут потребоваться консультации с психологами, но можно попробовать решить вопрос самостоятельно, с помощью саморазвития и самосовершенствования.
Следует понимать, что самая частая причина появления невротического расстройства – стресс. Соответственно, нужно максимально его сокращать. Один из способов – интеллектуальные тренировки, развивающие мышление, способствующие улучшению мозговой деятельности. Викиум предлагает эффективные программы развития и тренажеры для мозга, которые помогут получить навыки самоконтроля, избавиться от чувства тревоги и обрести душевное равновесие.
Личность, страдающая невротической виной, имеет определенные предпосылки к возникновению невротической (иррациональной) вины.
Этими предпосылками являются дефициты родительского внимания, любви, в детстве и как следствие — неудовлетворенные эмоциональные, физические потребности; психические травмы (физический или психический абъюз).
Я приведу собирательный образ личности, подверженный невротической вине по Карен Хорни.
Человек, страдающий неврозом (в аналитическом ключе, следует отличать от психиатрического диагноза), часто склонен объяснять свои страдания тем, что не заслуживает лучшей участи. Для невротика характерен страх разоблачения и как следствие – неодобрения. Такой человек старается всегда быть идеальным, совершенным. Критика для него невыносима и переживается как отвержение. Самое интересное, что он сам провоцирует неприятности и, таким образом, наказывает себя за свое несовершенство, которое всеми силами старается скрыть. Он будет заниматься самобичеванием на глазах других, яростно пресекая любую попытку другого снять с него обвинения, но никогда не примет критику и даже дружеский совет в свой адрес. Вот такие противоречия.
Почему это происходит?
Невротик испытывает сильную тревогу, когда есть угроза его «разоблачения» или неодобрения его действий. Его страх и тревога абсолютно несоизмеримы с реальностью.
Откуда берется этот страх осуждения?
Мир невротика враждебен. Вспоминается песня В.Цоя:
«Снова за окнами белый день,
День вызывает меня на бой.
Я чувствую, закрывая глаза, —
Весь мир идет на меня войной»…
Неадекватный страх неодобрения вначале приходит от вечно критикующих, наказывающих или игнорирующих его потребности родителей и относится ко внешнему миру, но со временем становится внутренним интериоризованным, встроенным в структуру его личности, когда неодобрение собственного Сверх — Я становится более значимым, чем неодобрение другого человека.
Этот страх проявляется, когда невротик отказывается высказать собственное мнение если не согласен, не выражает свои желания, которые по его мнению не подходят под общие стандарты. Он не принимает симпатии и похвалы, потому что жутко боится разочаровать Другого. Сильно нервничает и раздражается на любые невинные вопросы о себе.
Аналитическая беседа представляется такому пациенту как будто он преступник и стоит перед судьей. Он как партизан, Штирлиц, который не в коем случае не должен расколоться. Он должен все отрицать. Это очень затрудняет процесс терапии.
Так почему же невротик столь озабочен по поводу своего разоблачения и неодобрения в свой адрес?
Основной страх связан с несоответствием фасада, который демонстрирует такая личность и тем, что на самом деле он чувствует и хочет сделать.
Хотя он страдает, даже больше чем сам это осознает от своего притворства, он вынужден изо всех сил держаться за это притворство, потому что оно защищает его от скрытой тревожности. Именно неискренность в его личности или точнее в невротической части его личности ответственна за его страх неодобрения, и он страшится обнаружения именно этой неискренности.
Невротик не чувствует уверенности в себе.
Уверенный в себе человек знает, даже если никогда об этом не задумывался, что если потребует ситуация он сможет пойти в наступление и защитить себя. Для невротика мир враждебен, и проявлять себя с риском вызвать раздражение окружающих – чистое безрассудство. Многие депрессии начинаются с того что человек оказывается неспособным отстоять свои доводы или выразить критическое видение.
Для невротика отношения кажутся хрупкими и непростыми, поэтому ему кажется, что если вызвать раздражение Другого, то это приведет к разрыву отношений.
Он постоянно ждет что его отвергнут и возненавидят. Кроме того, он сознательно или бессознательно, полагает что другие, так же, как и он, опасаются разоблачения и критики, и поэтому склонен относится к ним с такой же повышенной деликатностью какую он ждет от других.
Невротик способен выразить агрессию, чаще всего импульсивно, может сильнее, чем это предполагает ситуация, если видит, что ему нечего больше терять, когда он чувствует, что на грани разоблачения своих «тайн».
В один момент он может вылить на человека поток обвинений, которые вынашивал долгое время. В глубине души он надеется на понимание глубины его отчаяния и прощение.
Это могут быть самые невероятные и фантастические упреки. Невротик чаще всего не способен высказывать обоснованную критику даже если его переполняют сильнейшие обвинения.
Те обвинения, которые он все-таки высказывает, часто оторваны от реальности.
Некоторые из них «сдвинуты» на другие предметы или лица (собаки, дети, подчиненные, обслуживающий персонал).
Невротический механизм состоит в косвенности, не прямом высказывании, при этом он опирается на механизм страдания. Например, жена, муж которой приходит домой поздно с работы, заболевает и предстает перед мужем в виде живого укора.
Из-за страха, который обступает его со всех сторон, невротик мечется между обвинениями и самообвинениями. Единственным результатом будет постоянная неуверенность: прав он или не прав, критикуя или считая себя обиженным.
Он уже знает из собственного опыта, что его обвинения могут быть иррациональны и не соответствовать реальному положению вещей. Эти знания мешают ему занять твердую позицию.
Когда невротик себя обвиняет — первый вопрос должен быть не в чем ты виноват, а зачем ты себя обвиняешь. Основные функции самообвинения – проявление страха неодобрения, защита от страха разоблачения и обвинений.
Что же скрыто за идеальным фасадом?
Прежде всего — агрессия, в виде реактивной враждебности: гнева, ярости, зависти, желания унижать. Кстати, именно поэтому такие пациенты часто уходят с терапии, когда рано или поздно, они уже не могут скрывать свои агрессивные тенденции и рационализируют: «терапия не помогает», «нет времени», «я еду в отпуск» или «я уже вылечился».
Излечение возможно только через проработку агрессии. Душевная боль всегда охраняется гневом, раздражением, злостью.
Его привычный способ взаимодействия с другими: либо унижать, эксплуатировать других, либо заискивать, подчиняться, тем самым вынуждать другого что-то делать для него. Когда в терапии эти его способы выходят наружу – он чувствует враждебность, которую не может себе позволить проявить, потому что тревога и страх сильнее.
Следующая тайна невротика – это его слабость, беззащитность, беспомощность. Он не может помочь себе, защитить себя, отстоять свои права. Он ненавидит свою слабость и презирает за слабость Другого. Он уверен, что его слабости тоже будут осуждать, именно поэтому ее нужно скрывать от других.
Такой человек может слишком преувеличенно бравировать своей силой, либо использовать выученную беспомощность в позиции жертвы, болезни, самообвинения как способ защитить себя от разоблачения.
Если вы имеете дело с таким человеком, который погружается в чувство вины, в сожаления, раскаивается, но при этом ничего не делает, то вы имеете дело с невротиком, который уходит от решения трудной задачи и сваливает ее решение на вас. А может, вы и сами так делаете?
Еще одним способ уйти от реальных изменений является интеллектуализация существующей проблемы. В таком случае, человек забивает себе голову различными психологическими знаниями, вместо того, чтобы переживать и осознавать свои реальные чувства. Ведь только реальные переживания, а не знания о них, приведут к изменениям.
Условия формирования невротической личности
Такая личность формируется в семье, где окружение не способствовало формированию естественного самоуважения ребенка, атмосфера враждебности, критики, игнорирования оставило чувство обиды, ненависти. Из-за страха наказания и потери любви значимых людей, ребенок может даже не допустить в зону осознания чувства реактивной агрессии. Соответственно и в дальнейшем такой человек воспринимает мир как враждебный, опасный, от которого нужно скрывать свою укоренившуюся ненависть, обиду. Свои «негативные» чувства ребенок не может часто выразить, так как в нашей культуре критиковать родителей – грешно. Любое агрессивное проявление ребенок будет блокировать, но ощущая его, он будет чувствовать себя за это виноватым.
Ребенок ВСЕГДА берет вину на себя.
Он не может допустить, чтобы были неправы его родители. Взятие вины на себя предполагает так же возможность что-то исправить, изменить, не испытывать страх от беспомощности и несостоятельности. В дальнейшем такая тенденция сохраняется, и человек будет в каждой ситуации искать вину в себе, вместо того, что бы реально смотреть на вещи и оценивать ситуацию.
Вина и нарушение границ
В социуме есть определенные правила и их нарушение приводит к чувству вины. Этим правилам сначала ребенка обучают родители. Но существуют еще негласные правила в семье, которые ребенок усваивает бессознательно. Эти правила-убеждения могут звучать так: «мои родители ссорятся из за меня», «мой отец пьет из за того, что я плохой сын (дочь)», «я должен заботиться о маме, потому что она слабая и отец ее обижает», «я должен добиться успеха, потому что родители не смогли в своей жизни сделать что-то существенное, и я должен оправдать их надежды». Он считает себя ответственным за счастье родителей. Ведь если родители будут счастливы, то и он получит вдоволь любви, внимания, признания… Он терпит в этом неудачу и чувствует вину.
Вина возникает, когда человек в своем представлении нарушает чьи-то границы. Т.е. совершая какое-либо действие в свою пользу, я, чаще всего, кого-то обижу, вызову дискомфорт, доставлю неудобство.
Есть два варианта развития событий. Или это существующая в реальности ситуация причинения дискомфорта Другому, или это только воображаемый невротиком дискомфорт, и вся ситуация разворачивается в его фантазии.
Тот, кто нарушает границы – нападающий, агрессор — должен взять вину на себя и принять, выдержать ответную реакцию «жертвы». При этом жертва (тот чьи границы нарушают), переживает стыд (я — слабый, беззащитный, беспомощный), но при этом чувствует агрессию, которую нужно выразить (желательно, социально приемлемым способом).
В реальной жизни невозможно избежать дискомфорт Другого. Видеть, уметь справляться, переживать и принимать чувства вины и стыда мы учимся на курсе по «Эффективному управлению стрессом» https://www.b17.ru/trainings/grupovay_psihoterapiya_simvoldrama_ypravlenie_stressom/.
Важно отделять реальную вину от иррациональной (невротической).
Как отличить реальную вину от невротической.
Реальная вина связана с реальными отношениями и она осознается. Может отрицаться, может быть исправлена. Есть поступки, которые нельзя исправить и простить. Иррациональная вина связана с сверх требованиями Идеального Я и Сверх Я.
Идеальное Я – это представление человека о том, каким он должен быть, сверх Я – это внутренний критик, который создан из усвоенных человеком на протяжении его жизни правилам, требованиям, нормам.
Невротическое = патологическое чувство вины – это нереальное переживание. Основано на фантазиях, интроекциях. Переживается интрапсихически. Человек смотрит на себя глазами других людей. Глазами прошлого.
Пример: если болеет родитель, плохие отношения между родителями, алкоголизация одного из родителей, смерть — ребенок винит себя и считает что должен сам себя наказать.
Сам себя наказать – значит выйти в активную позицию. Чувствовать себя маленьким, беспомощным, бессильным – это хуже всего. Одно из самых разрушительных чувств – это чувство стыда. Взять власть в свои руки – защитный механизм: «Лучше я сам себя обвиню, чем кто-то другой это сделает, а я буду испытывать стыд, буду беспомощным». При мазохизме (как физическом, так и психологическом) – мазохист сам себя делает жертвой, т.е. выходит в активную позицию, таким образом, при этом испытывает мазохистический триумф.
Причины возникновения чувство невротической вины:
— чрезмерные родительские требования и наказания;
— сексуальные и садистические побуждения, находящиеся под запретом;
— интроекция пережитого насилия. Не признавший вину, заставляет ее чувствовать свою жертву. Реальная вина нападающего становится нереальной виной жертвы. Пережитое насилие находится в Сверх Я, оно направляется против своей личности;
— ребенок принимает, что у него нет никакого права на собственную жизнь при сепарации (если родители удерживают подросшего ребенка возле себя, не давая ему самостоятельности);
— витальные стремления. Ели ребенок хочет иметь то, что есть у брата или сестры. Конкуренция за внимание отца или матери переходит в конфликт соперничества. Каждый хочет иметь больше, чем другой. Дети могут чувствовать вину за то, что они хотят жить, радоваться, наслаждаться, что может проявляться в любознательности, активности, непоседливости, что вызывает неодобрение родителя;
— если берет непосильную ответственность за родителей, когда родители незрелые, инфантильные. Складывается иллюзия, что ты не имеешь права быть слабым и беззащитным, а должен быть сильным, чтобы менять ситуацию;
— базисное чувство вины: я виноват, что я вообще живу. В основе лежит чувство, что родители его вообще не хотели. Родители делают ребенка ответственным за свои страдания. «Лучше бы я аборт тогда сделала!». Это одна из самых ужасных фраз, которая может быть произнесена матерью…
— «вина выжившего». При утрате близкого, любимого человека.
Как невротик справляется с иррациональной виной. Крайние экстремальные формы преодоления вины:
— самоповреждение и самонаказание. Пример: татуировки, пирсинг. Человек как бы показывает: «Я — ранен»;
Нужно иметь ввиду, что подростки пробуют все, и это — относительная норма. Не нужно патологизировать. Это может быть способ выразить что-то, что «я в себе не понимаю». Родители должны себе задать вопрос: Почему это происходит?
— суицид. Вся агрессия направлена против себя. Я настолько сильно виноват, что не могу с этим оставаться, не достоин жизни. При этом, близкие остаются с огромным чувством вины.
— в основе любой депрессии лежит непроявленная агрессию, которую человек не имеет право проявить;
— навязчивые состояния – наказания за собственные сексуальные и агрессивные желания;
— истерические симптомы – в основе лежит стремление обмануть себя и других. Внешняя провокация – а внутри стыд.
— хроническая ревность и зависть. Чтобы скрыть свои желания, я их проецирую их на Другого.
Терапия вины
Важно донести до сознания пациента, что дети ВСЕГДА берут вину на себя. Ребенок чувствует себя виноватым за все. В ситуации фрустрации ребенок сильно ограничен в своих проявлениях и чувствует злость, ярость, агрессию и ЗА ЭТО чувствует себя виноватым. Если родители злятся, стыдятся за своего ребенка, то еще больше усугубляют чувство вины ребенка.
Напомню, чувство вины, помещено в Сверх Я ( Супер Эго) личности. Невротическая вина возникает при жестком, регидном, наказывающем Супер Эго. Чем жестче с ребенком обращались в детстве, чем меньше было эмоциональной поддержки, защиты от взрослого, тем жестче будет его Супер Эго. И тем больше будет ребенок чувствовать свою вину. И задача, которая объединяет все причины возникновения вины – создать во внутрипсихическом пространстве противовес жесткому наказывающему Супер Эго в виде мягкой доброй, мудрой поддерживающей фигуры(интроекта) и безопасного защищенного места.
Это делается при помощи имагинации, используя метод символдрамы, а так же личности самого терапевта, который, принимая пациента, проявляя к нему стабильную поддерживающую позицию, создает в терапии безопасное надежное место и своей профессиональной терапевтической позицией помогает размягчить жесткое Супер Эго пациента и сделать его более гибким и адекватным реальной ситуации. Важно в терапии добраться до вытесненного гнева пациента и помочь ему целенаправленно его разрядить. При помощи техник символдрамы, пациент погружается в свое психическое пространство и наиболее безопасно для себя, способен отреагировать свою подавленную агрессию. Параллельно с имагинациями терапевт помогает пациенту в реальной жизни увидеть свои проекции прошлых незавершенных ситуаций, где агрессия не была им отреагирована и научиться проявлять ее социально приемлемым способом.
С поддержкой терапевта пациент способен пересмотреть свои токсичные отношения с родителями и выстроить их заново, уже на своих условиях.
На курсе «Эффективное управление стрессом» http://ty-est.dp.ua/products/psihoterapevticheskij-kurs-effektivnoe-upravlenie-stressom мы с участниками группы так же знакомимся с гневом и обучаемся навыкам его проявления.
Психически зрелый человек способен защищать свое мнение в споре, опровергать необоснованное обвинение, выявлять обман, протестовать внутренне или внешне против пренебрежительного отношения к себе, отказываться от выполнения просьбы или предложения, если ему не подходят ситуация или условия. Он способен выдерживать недовольство Другого и при этом не терзаться чувством невротической вины.
Ускоренный темп жизни, умственные перенапряжения, конфликтное окружение превращают многих людей в настоящих невротиков. Это мешает им наладить им личную жизнь, добиться успеха в карьере, стать по-настоящему счастливыми.
Решить все эти проблемы невозможно, если не найти настоящую причину психологического дискомфорта. Помочь в этом может опытный врач. Вы сможете отыскать хорошего специалиста при помощи сервиса doc.guru. Здесь представлен подробный каталог врачей, предусмотрена рейтинговая система.
Кто такой невротик, и как им не стать?
Многие целители человеческих душ уверены, что в сложившихся обстоятельствах виноваты не обстоятельства, а сами люди. Особенно пагубно на человека влияет его реакция на те, или иные события.
Очень многие обыватели привыкли жить жалобами и претензиями к окружающим. Причём часто они сами провоцируют окружающих на негатив. Это им даёт возможность в очередной раз обидеться, расстроиться, пожалеть себя.
Что же это за люди, которые портят себе жизнь собственными руками? Чаще всего, это обычные люди, привыкшие к роли «жертвы». Только в таком состоянии они могут заявить о себе, показать свою значимость. Разумеется, не все из них задумываются о психологических проблемах, которые, возможно, у них имеются. Хотя, именно после изменения отношения к окружающим жизнь может резко измениться в лучшую сторону.
Невротиками часто становятся люди, которые в детстве не справились со сложными жизненными ситуациями. В таком случае неадекватное поведение может считаться защитной реакцией на неблагоприятные обстоятельства. Таким людям стоит посетить психолога. Хорошие специалисты работают в «Ноу Хау Мед» записаться на прием можно на странице doc.guru/kiev/uslugi в режиме онлайн.
Как проявляется невроз?
Причины появления невроза могут быть самые разные. И не только родители и травмирующие ситуации могут спровоцировать его появления. Нервное расстройство может появиться через предрасположенность к деструктивному поведению. Нервная система может страдать через физические или интеллектуальные нагрузки, низкую или завышенную самооценку, неуверенность в собственных силах.
По мнению невропатологов, в настоящее время люди страдают неврозом через безработицу, финансовые проблемы, хроническую усталость, невозможно оставаться собой, следовать собственным убеждениям.
Некоторые люди страдают неврозом по причине завышенной самооценки. Они могут обижаться на окружающих, если не хотят признавать свою «поверхностность» к ним. В результате человек становится тревожным, что вызывает бессонницу и повышенную раздражительность.
Неврозами страдает огромное число людей. Но, мало кто из них понимают, что стали невротиками.
Возможно, пришло время найти в себе силы, чтобы понять простую вещь – эмоциональное состояние человека будет зависеть только от самого человека.
Начинается все с того, что человек получает двойное послание
Вникая в суть одного конфликта в Фейсбуке, снова окунулась в проблемы психосоматики, которую, возможно, правильнее было бы назвать нейросоматикой, но не в моей власти что-то менять в этой непростой области. И хотя то, что я напишу ниже, не имеет отношения к сути конфликта, все-таки решила поделиться мыслями о самом распространенном вопросе к психологу: кто виноват?
Вот немного личных инсайтов, пришедших после общения с клиентами и прочтения книг на мозговедческие темы.
«Невротиков не рожают, невротиков воспитывают», — Василий Чибисов. К слову, абсолютно согласна с автором, что жертвы патогенных семей приходят к психологу чаще всего или за планом сепарации, или за планом мести.
А начинается все с того, что человек, получающий двойное послание, воспринимает противоречивые указания или эмоциональные послания на различных коммуникативных уровнях: например, на словах ребенку в семье декларируется любовь, а параллельное невербальное поведение выражает ненависть. Либо ребенку предлагают говорить свободно о том, что он думает и чувствует, но критикуют или заставляют замолчать всякий раз, когда он именно так и делает.
На словах в семье декларируется любовь, а невербальное поведение выражает ненависть
Любая попытка уточнить, что же имелось ввиду, пресекается в жесткой и довольно неудобоваримой форме. При этом прекратить общение такой член семьи (особенно ребенок) не может, так как серьезно зависит от стороны, проявляющей такую форму психологического насилия (да-да, это оно и есть). Это вам не Фейсбук, где взял да забанил или запретил комментировать на своей странице. Источник двойных посланий может быть к тому же достаточно значим для объекта, как психологически, так и экономически, а значит, эта связь не может быть прервана, даже в случае обнаружения деструкции.
В 1948 году немецкий психиатр Фрида Фромм-Райхманн ввела концепцию шизофреногенной матери, в доказательство того, что личностные особенности родителей оказывают существенное влияние на характер их отношения к ребенку. Согласно концепции Фромм-Райхманн, эти матери постоянно сообщают о своем самопожертвовании, в то время как на самом деле используют детей для удовлетворения собственных нужд. Одновременно они проявляют гиперопеку и, в то же самое время, отвергают ребенка, то есть дезориентируют его и подобными действиями «готовят почву» для шизофренического функционирования.
Сейчас концепцию Фромм-Рейхман считают стигматизирующей, то есть ставящей клеймо на целой группе явлений и людей. И тем не менее, мы часто наблюдаем такой род отношений и таких матерей, которые отличаются сильной тревожностью, властностью и склонностью к контролю.
В трудную ситуацию детей ставит именно амбивалентность матерей, из которой возникает та самая двойная связь. В этой ситуации ребенок совершенно не понимает, чего хочет его мама. Она может сказать ему: «Делай что хочешь», — но при этом все ее движения, мимика, жесты, то есть невербальные проявления, будут кричать: «Делай, как сказала я!».
Своего ребенка она воспринимает как собственность, с которой можно делать все что угодно. Потребности и желания ребенка игнорируются, не учитываются и даже не слышатся. Куда убежит такой ребенок? Вероятнее всего в протест, в соматику, в протестную психосоматику, в невроз.
Текст публикуется с разрешения автора
Оригинал
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ
Больше блогов
«Концепция религии З.Фрейда: религия как коллективный невроз; теория происхождения тотемизма».
Психологические концепции связывают природу религии с психическими индивидуальными или коллективными процессами, т.е. религия трактуется как психический феномен. Австрийский учёный Зигмунд Фрейд (1856-1939) применил разработанную им психоаналитическую концепцию к изучению культуры и религии. В основе его концепции находится два тезиса: религия – это «общечеловеческий навязчивый невроз», а также средство спасения от индивидуального невроза. З. Фрейд разделяет основную идею У. Джеймса, согласно которой источник религии находится в самом человеке, в его внутреннем мире. Новый момент в определении религии З. Фрейдом в том, что он устанавливает связь между религией и субъективными влечениями, желаниями личности. Поскольку социальные нормы ограничивают произвол индивида, то религия выступает в качестве средства защиты индивида от враждебного ему социального начала.
Политически ангажированная масса, над ней вождь который следует своим интересам, воздействует на массу. Религиозная масса (верующая толпа) над ней – религиозный вождь, который использует рычаги воздействия на религиозную массу.
Есть различия и сходства между массой религиозной и политически ангажированной массой. На религиозную массу нельзя воздействовать привычным образом для политически ангажированной массы, так как она подчиняется другим символам и может стать опасна для политического вождя. Религиозный символ, идея может стать заразительной и политически ангажированная масса рискует слиться с религиозной и свергнуть политического вождя. Однако есть общие свойства между политически анагажированной и религиозной массой: «Масса религиозная и политически анагажированная ленива и бессознательна, она не любит отказа от инстинктов. Индивиды поддерживают друг друга в поощрении собственной разнузданности. Только влиянием образцовых индивидов (вождей) можно добиться от неё работы и самоотверженности».
Различные запреты порождают желания их нарушить. Большинство повинуется запретам лишь под страхом наказания. Большинство не принимает одни аморальные действия, с удовольствием предаваясь другим аморальным действиям, каким-то образом выбирая для себя что более или менее аморально. Например, по религиозным традициям мусульман-шиитов во время проведения Ашура (одного из обрядов) пускают себе кровь. Такая традиция связана с историей народа: в седьмом столетии во время очередной войны (битва Кербала) погиб Имам Хусейн, внук местного пророка Мухаммеда. Многих обезглавили. Жители племени до сих пор сожалеют о произошедшем и в рамках почета проливают свою кровь. Ко всему же считается, что такой обряд очищает их от грехов. Данный ритуал противоречит нашим этическим нормам и религиозным традициям. В традиционной китайской культуре 10 веков существовала традиция членовредительства (пеленания ножек, «лотосовые ножки») что являлось нормой до некоторых пор. Таким образом, различные культуры порождают различные нормы и запреты и то, что считается нормой в одной культуре, полностью противоречит другой.
З. Фрейд рассматривает аморальное поведение отдельных людей как возврат к прошлому, к первобытным инстинктам. И если этим инстинктом овладеет один человек, то что же будет, если этот инстинкт подхватит масса? Если он окажется нормой какой-нибудь религиозной группы? В массе религиозной или политически ангажированной инстинкт одного передастся целой группе лиц и начнёт нарастать волна, подобная цунами, грозящая разрушить целую культуру. Однако волна негодующей массы не способна на длительное существование и она начнёт продвигаться в обратном направлении вплоть до полного её угасания. Тогда каждый участник толпы с ужасом осознает, что все эти разрушения и беспорядки он совершил находясь под воздействием массовой истерии.
Но есть и позитивные стороны массовых воздействий. Элитарная культура снисходит к массовой культуре и некоторые плоды элитарной культуры приживаются в массах, но обесцениваются, ибо всё, что попадает в массы и становится популярным, лишённое элитарности теряет свой престиж, цену и уровень качества за счёт удешевления материала и сроков производства становится доступным большинству. Любое узколокальное сообщество, религиозное или какое-либо другое стремиться к собственной уникальности, неповторимости, и, попадая в массовую культуру, претерпевает её воздействие, становится усреднённым.
На протяжении длительного времени условия существования элитарности какой-либо вещи, предмета культуры, зависит от носителя данной культуры. С исчезновением представителя культуры элит ослабевает ценность культуры, падает её продуктивность. Лишь наличие носителей узколокальной культуры способствует накоплению знаний, умений, навыков и передаче ценностных ориентиров для дальнейшего её существования.
З. Фрейд описывает, что присущие различия массовой и элитарной культур способствует враждебности между элитой и массой, таким образом, культурные идеалы становятся поводом для расколов и враждебности между различными культурными кругами, и это особенно отчётливо проявляется в отношениях между собой отдельных наций.
З.Фрейд считает религиозные представления т.е. «иллюзии культуры» самым важным разделом психоанализа. Особая ценность религиозных представлений является культурным сдерживающим фактором, а именно, культурный запрет «не убий» сдерживает массы. Этот культурный запрет является одной из десяти религиозных заповедей.
Природа – главный враг человека, хотя человек является частью этой природы. Он пытается её контролировать, а природа пытается контролировать человека. Издревле человек пытался объяснить природные явления волеизъявлением высших сил и выйти с ними на контакт, построить диалог между природой и человеком, объяснить загадку смерти. Именно по этой причине разум человека склонен к построению иллюзий и мистификации. Но эти иллюзии не всегда бывают плохими и ошибочными.
Именно стремление к сохранению своего вида, стремление к выживанию побуждает людей, прежде живущих отдельно по причинам разногласий организовывать группы и жить сообща. Главой племени в период патриархата был отец, которого боялись, который был защитником племени и его образ стал прообразом верховного божества, обладающим исключительным правом власти, а прообраз матери стал прообразом богини материнства, плодородия (Дева Мария, богиня Иштар, Исида). Образ отца – наказующее и защищающее начало, образ матери созидающее и покровительствующее начало, таким образом «человек преображает и силы природы, но не просто в людей, с которыми он может общаться как с равными – ведь это не соответствовало бы потрясающему впечатлению, которое они производят, – но он придает им отцовский характер, делает их богами, следуя при этом не только инфантильному, но, как я пытался показать, и филогенетическому прообразу» . Тоска об отцовском начале это признак беспомощности, инфантильности общества.
Ранее разбирали происхождение религии в книге «Тотем и табу». Но там это выглядит иначе. Там все является отношением сына к отцу, Бог есть возвышенный отец, тоска по отцу – корень религиозной потребности. Но позже нам словно кажется, что открыли момент человеческого бессилия и беспомощности, которому ведь и вообще приписывается наибольшая роль при создании религии, и теперь приписывают беспомощности все то, что раньше было отцовским комплексом. Однако, в «Тотем и табу» разъяснялось не происхождение религий, а только происхождение тотемизма. «Тотем и табу» лишь слегка касается вопроса, почему животный бог на длительном протяжении времени не оказался достаточным и был заменен Богом человеческим, а другие проблемы образования религий там вообще не упоминаются. Такое ограничение разве можно считать равносильным отрицанию?
«Представим себе отношение беспомощности ребенка к продолжающей ее беспомощности взрослого; таким образом, как и следовало ожидать, в психоаналитической мотивировке создания религий ее явной мотивировкой является инфантильный вклад». И причиной тому была незрелость мышления, неразвитость науки. Теперь же мы видим другую картину. Зачем же следовать призыву священников: «Верую, ибо абсурдно»? Если ранее не позволялось допустить мысль о том, что существование Рая и Бога абсурдно, то теперь можно сомневаться в их существовании, без опасности быть лишёнными жизни. З. Фрейд утверждал, что он не собирается лишать верующих их Бога, ибо это было бы жестоко, так же как и отобрать снотворное у человека, который принимает таблетки долгое время. Он лишь предлагает взглянуть новым взглядом на сущность религии.
Продолжая мысль об отце защитнике как прототипе божества предлагаю следующую цитату:
«Но отношение к отцу характеризуется своеобразной амбивалентностью. Он сам был опасностью, может быть, вследствие его прежнего отношения к матери. Его, таким образом, не меньше боятся, чем о нем тоскуют и им восхищаются. Признаки этой амбивалентности отношения к отцу глубоко запечатлены во всех религиях, как это и отмечается в «Тотем и табу». Когда подрастающий человек замечает, что ему суждено навсегда остаться ребенком, что он всегда будет нуждаться в защите от чуждых сверхсил, он придает этим силам образ отца, он создает себе богов, которых он боится, которых он старается расположить к себе и, которым он, все же, поручает защиту самого себя».
«Религию можно было бы считать общечеловеческим неврозом навязчивости: как и у ребенка, она произошла из Эдипова комплекса, из отношения к отцу. Согласно такому пониманию вопроса, можно было бы предвидеть, что отпадение от религии должно произойти с роковой неумолимостью, характерной для каждого процесса роста, и что именно теперь мы находимся в центре этой фазы развития».
«Обратите внимание на развитие Вашего и моего отношения к иллюзии. Вам приходится защищать религиозную иллюзию всеми своими силами; если ее обесценить – а она, действительно, под большой угрозой, – мир Ваш рушится, Вам не остается ничего, как во всем отчаяться – в культуре и в будущем человечества. От этой крепостной зависимости свободен я, свободны мои единомышленники. Так, как мы готовы отказаться от доброй доли наших инфантильных желаний, мы в состоянии перенести и то, если некоторые из наших ожиданий окажутся иллюзиями.
Освобожденное от давления религиозных учений воспитание немного, может быть, изменит в психологическом существе человека; Бог наш, Логос, может быть, не очень всемогущ и в состоянии исполнить лишь малую часть того, что обещали его предшественники. Если мы это поймем, то примем это с покорностью».