Что пишут на заборах храмов и чем иногда «бросаются» в полемике противники Церкви.
Иногда на заборах строящихся храмов или же в частных разговорах можно прочитать или услышать ссылку на слова апостола Павла, произнесенные им в знаменитой речи в ареопаге: «Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих…» (Деян. 17:24–25).
Естественно, что «бросаются» этой фразой, а тем более разрисовывают ею заборы, люди, далекие как от Церкви, так и от мало-мальски адекватного восприятия текста Священного Писания. Однако же это ничуть не умаляет ее популярности как нашего «орудия», которым противники христианства пытаются «побить» нас самих. Поэтому, думаю, стоит немого разобраться, что к чему, дабы действительно в какой-то неожиданный момент наше «орудие» не направили против нас.
Один из ранних англосаксонских святых – Беда Достопочтенный, относительно рассматриваемого нами текста пишет, что «должен быть тщательно рассмотрен порядок апостольского рассуждения». Обратимся к контексту речи апостола Павла. Как мы понимаем, она была обращена к язычникам, но не к оголтелым дикарям, а умным, просвещенным, умеющим думать афинянам. Античная философия на тот момент не сдавала и не собиралась сдавать свои позиции в головах людей. Безусловно, она была весьма разношерстной и здесь не место разбирать ее особенности, но, обобщенно и упрощенно говоря, это была натурфилософия, т. е. философия природы, которая выстраивалась на понимании законов естествознания как некой целостной системы. Сегодня, наверное, сказали бы, что афиняне были «задвинуты» на восприятии и анализе материального мира. Хотя, по сравнению с современным человеком, это выглядит где-то даже смешно, но зато, надеюсь, понятно. Нечто подобное, только о закоренелости ума иудеев времени жизни Христа, пишет прп. Максим Исповедник: «Бог увидел его непригодным для Своего обитания, поскольку был привержен к материи, несовместим и всецело сочувствовал тому, что природным образом сожительствует с ним». Именно поэтому апостол Павел в самом начале речи делает акцент на жертвеннике «неведомому Богу» (Деян. 17:23), – и дальше, уже упомянутыми вначале словами, он подчеркивает нематериальность, неограниченность истинного Творца вселенной. Большое значение здесь имеет окончание 25-го стиха, где сказано, что Бог «не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и все». Вторую половину этой фразы наши недоброжелатели не знают или предпочитают не замечать, тем самым якобы подтверждая ненужность храмов и богослужения. Как правило, это более «профессиональная», чем фраза «у меня Бог в сердце», отмазка, оправдывающая нежелание хоть немного потрудиться над собой для достижения блаженной вечности.
Истинный Бог действительно не живет в храмах, в том смысле, в котором жили греческие боги на Олимпе, скандинавские – в Вальхалле и т. п. Храм – это не место «прописки» Бога, утратив которое Он становится «бездомным». Беда Достопочтенный отмечает, что Павел учит язычников, что «неведомый Бог» – это Творец мира и всего, где мы живем и движемся. Затем апостол направляет свою речь против идолов и указывает, что Создатель такого мира не может быть ограничен каменными стенами храма, что Он не нуждается в жертвенной крови и тем более не может быть сотворен человеческими руками и оценен металлом.
Апостол Павел не был экзальтированным сектантским лидером, он, как умный человек, понимал, что если развалить и растоптать языческие жертвенники, махать палкой и орать на всех, осыпая проклятиями и угрозами, то его никто не станет слушать. «Когда же он их убеждал в том, – продолжает пояснять Беда, – что существует один Бог, тогда прибавил к своему суждению, что через Христа нам было даровано спасение, называя Его, однако, более человеком, чем Богом, и начиная говорить о том, что Он творил во плоти, и описывая те Божественные деяния, из которых казалось, что Он больше, чем человек, что благодаря только Его совершенству была побеждена смерть и мертвые были выведены из гробов, постепенно росла их вера, так что они поверили, что Он – Бог, хотя недавно казалось, что Он – человек». Как по мне, то это замечательное рассуждение, о котором стоит всегда помнить во время полемики вокруг рассматриваемого нами текста Священного Писания.
Если вернуться к дословному цитированию речи апостола Павла, то далее в ней содержатся такие слова: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:26–27). Здесь мы видим указание на то, что неограниченный Творец промышляет, заботится о каждом сотворенном Им человеке и, будучи совсем рядом, обязательно открывается искренне ищущему Его сердцу. Достаточно хотя бы вспомнить о таких, выпадающих из библейской «сюжетной линии», персонажах, как праведный Иов или таинственный и до конца неразгаданный Мелхиседек. Язычник же при желании ощупью мог бы отыскать Бога в окружающей его природе. Об этом свидетельствуют слова матери Маккавейских мучеников Соломонии, сказанные последнему, еще остающемуся в живых сыну: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (2 Макк. 7: 28). Подобную мысль можно найти и в Псалтыри: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18:2). Таким образом, еще яснее становится цель указания апостолом Павлом на неограниченность Бога стенами храмов.
Осталось еще одно небольшое недоумение: если Бог не живет в рукотворных храмах, то как же тогда быть с христианскими храмами, ведь очевидно, что построены они были человеком? Здесь нам на помощь приходят «Строматы» Климента Александрийского, в которых он предлагает сместить акцент с конкретных строений на Церковь в общем. Если уж наши гипотетические оппоненты щеголяют цитатами из Священного Писания, то и для них в том числе должно быть очевидно, что Церковь, как Богочеловеческий организм, учреждена была раньше, чем воздвигнуты храмы, и совсем не человеческими руками. Конкретные храмы сооружались уже в рамках созданной лично Богом и живущей в условиях материального мира Церкви. Климент Александрийский далее поясняет: «Если слово ‟священное” понимать двояко: как Самого Бога и как сооружение в Его честь, то не лучше ли назвать храмом Божества Церковь, которая, став святой через познание Бога, учреждена во славу Его? Вот подлинное святилище, воздвигнутое не руками ремесленников и украшенное не искусством чародеев, а волей Самого Бога. Однако Церковью мы назовем не здание, но собрание избранных». Однако же «собранию избранных» нужно где-то собираться, т. е. занимать какое-то пространство, иметь географическое положение, именно поэтому, как только появилась возможность, началось строительство храмов.
«Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20), – говорит Христос. Тот же апостол Павел, только уже в Послании к Римлянам, просит общину «любовью Духа, подвизаться» с ним в молитвах за него к Богу (Рим. 15:30). В толковании на эти слова святитель Феофан Затворник пишет: «Если Апостол почитал нужным свою молитву усилить общею молитвою; кто дерзнет считать себя настолько близким к Богу и стоящим Его благоволительного услышания, чтоб не обращаться к общей молитве верующих?».
Итак, мы видим, что Бог действительно обитает не в храмовых стенах, а в обществе верных христиан, которые в молитвенном, литургическом, евхаристическом собрании становятся Церковью. Сегодня у нас есть возможность собираться в красивых храмах, но если у нас эту возможность кто-то отберет, то мы будем собираться в квартирах, и тогда Бог будет обитать в квартирах, как когда-то Он обитал в катакомбах и пещерах.
Протоиерей Владимир Долгих
Бог не живет в рукотворных храмах
АПОСТОЛ Павел, без сомнения, был знаком с храмами Афины, так как их можно было встретить во многих городах, которые апостол посетил во время своих миссионерских путешествий. Согласно «Британской энциклопедии», Афина считалась богиней не только войны и мудрости, но также «ремесла и искусств».
Самым известным храмом Афины был Парфенон, сооруженный в Афинах,— городе, названном в честь богини. В Парфеноне, который считают одним из самых величественных храмов древности, стояла 12-метровая статуя Афины, выполненная из золота и слоновой кости. Во время пребывания Павла в Афинах этот беломраморный храм возвышался над городом уже около 500 лет.
Подразумевая Парфенон, Павел проповедовал группе афинян о Боге, который «не живет в рукотворных храмах» (Деяния 17:23, 24). Вероятно, великолепие храмов Афины и величие ее изваяний заставляли некоторых слушателей Павла думать, что эта богиня выше неведомого им невидимого Бога. Однако Павел подчеркнул, что не следует думать, будто Создатель человеческого рода подобен «золоту, или серебру, или камню… некоему высеченному произведению» (Деяния 17:29).
Боги и богини, такие, как Афина — чья слава определялась храмами и изваяниями,— приходят и уходят. Статуя Афины исчезла из Пафенона в V веке н. э., а ее храмы превратились в развалины, из которых немногие сохранились до наших дней. И кто сегодня обращается к Афине за мудростью и руководством?
Но с Иеговой, «вечным Богом», которого не видел ни один человек, все обстоит иначе (Римлянам 16:26; 1 Иоанна 4:12). Сыновья Корея писали: «Сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождем нашим» (Псалом 47:15). Получить руководство Бога можно, например, изучая Божье Слово, Библию, и применяя библейские советы в жизни.
Жертвенник неведомому Богу (Деян. XVII, 22). Относительно означенного жертвенника существовало много объяснений. Ап. Павел в своей речи пред афинским ареопагом говорит, что он видел такой жертвенник в Афинах с надписью: Αγνόστω Θεω. Можно полагать, что таких жертвенников было несколько, и вот начало происхождения их, по свидетельству Диогена Лаэрция: в своей биографии Епименида он говорит, что афиняне, пораженные моровой язвой, не зная, какому божеству приписать это бедствие, вывели за город двух овец: белую и черную, и в тех местах, где овцы ложились на землю, воздвигали жертвенники соответствующим божествам с означенной надписью. Впрочем, очень возможно, что надписание относилось и к Богу евреев, так как произносить имя Его было запрещено постановлениями еврейского законодателя.
В Христианской Церкви место ветхозаветного жертвенника заступает Алтарь, соответствующий Святому Святых Церкви ветхозаветной, и среди алтаря возвышается св. престол. Это то священное место, на котором приносится Господу единственная, новозаветная, бескровная и таинственная жертва. Престол этот называется и жертвенником (Евр. XIII, 10), и алтарем (Апост. Прав. III и IV), и святою или таинственною духовной трапезой (I Кор. X, 21).
1 конкурс – «Разминка»
2 конкурс – «Эстафета» 1. В храмах служили богам: а) вельможи; б) священники; в) жрецы
2 конкурс – «Эстафета» 2. Во главе Древнего Египта стоял: а) король; б) фараон; в) император; г) царь.
2 конкурс – «Эстафета» 3.Основной вид удобрений на полях Древнего Египта: а) минеральные удобрения; б) навоз; в) перегной; г) ил.
2 конкурс – «Эстафета» 4. Учили детей грамоте: а) учителя; б) жрецы; в) вельможи; г) писцы.
2 конкурс – «Эстафета» 5.Судьями и начальниками областей были: а) вельможи; б) чиновники; в) наместники.
2 конкурс – «Эстафета» 6.Налоги на содержание войска платили: а) вельможи; б) земледельцы; в) жрецы.
2 конкурс – «Эстафета» 7.Основные занятия египтян: а) скотоводство; б) земледелие; в) ремесло; г) рыболовство.
2 конкурс – «Эстафета» 8. Укажите название письменности Древнего Египта: а) клинопись; б) иероглифы; в) алфавит; г) кириллица.
2 конкурс – «Эстафета» 9. Шадуф – это: а) приспособление, при помощи которого египтяне подавали воду на поля; б) защитное обмундирование воинов; в) жертвоприношение богам; г) оросительный канал.
2 конкурс – «Эстафета» 10. Ведение расчетов во время строительства привело к возникновению: а) физики; б) астрономии; в) арифметики; г) геометрии.
2 конкурс – «Эстафета» 11. Религия Древнего Египта: а) первобытная; б) христианская; в) языческая; г) буддизм.
2 конкурс – «Эстафета» 12. Главная река Египта называлась: а) Тигр; б) Нил; в) Евфрат; г) Хуанхэ.
2 конкурс – «Эстафета» 12. Главная река Египта называлась: а) Тигр; б) Нил; в) Евфрат; г) Хуанхэ.
Физкультминутка Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует. От лучей твоих оживают цветы и растения на полях. Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу. Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы. Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу. Встали, руки вверх, потянулись. Кистями рук делаем фонарики Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев. Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб. Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.
3 конкурс – «Линия времени» Нарисуйте линию времени у себя на листе ответов. Отметьте на линии времени следующие даты: 1) 3000 год до н.э. 2) XIV век до н.э. 3) 1500 год до н.э. Что они означают? (правление Эхнатона, Объединение Северного и Южного Египта, расцвет Древнего Египта)
4 конкурс – «Кто они?» ЭхнатонБогиня плодородия Амон-РаФараон-завоеватель ОсирисБог мудрости ТотФараон-слуга Атона ГебБог мертвых Тутмос IIIЖенщина-фараон ИсидаБог Земли ХатшепсутБог Солнца
«Веселая минутка» Какие из перечисленных продуктов и блюд были известны в Древнем Египте? да – хлопок в ладоши, нет – тишина
5 конкурс – «Составь кроссворд» Составьте кроссворд из предложенных слов и подберите к ним вопросы из предложенных.
6 конкурс – «Блиц-игра» Кто быстрее: команда, которая отвечает первой, получает балл за каждый правильный ответ