Начать поститься – это не сиюминутное решение. Перед Великим постом необходима подготовка для организма и ума. За несколько недель христианин постепенно готовится к воздержанию и смирению. Каждые семь дней новая притча, новый совет для переосмысления жизни и поступков своих. Каждую неделю новые ограничения в пище. Все это для одного – нужно понять, что мы равны перед Богом и всегда можно исправить свои ошибки, чему Господь будет истинно рад.
Содержание
- Что такое подготовительные недели перед Великим постом
- Неделя о мытаре и фарисее
- Неделя о блудном сыне
- Неделя о страшном суде
- Масленичная неделя
- Воскресенье перед Великим постом
- Подготовительный период к Великому посту
- КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА
- 2. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа
- СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА – 2 мая
- Недели после Пасхи
- 9 февраля — Неделя о мытаре и фарисее
- 16 февраля — Неделя о блудном сыне
- 23 февраля — Неделя о Страшном Суде, Мясопустная
- 1 марта — Неделя Сыропустная, Прощеное воскресенье. Память Адамова изгнания
Что такое подготовительные недели перед Великим постом
Каждое значительное дело начинается с предварительной подготовки: большая спортивная победа – это годы тренировок, научное открытие – это месяцы опытов, открытие компании – это труд многих людей. Соблюдение моральных и физических ограничений во время Великого поста – для кого-то тоже «подвиг». Подготовиться к предстоящему месяцу помогают специальные дни перед Великим постом.
Великий пост – необходим для очищения своих тела, мыслей и души перед Пасхой. Это кропотливая работа над собой, самая сложная, ведь осознание своих ошибок и грехов, дальнейшее воздержание от них – большой труд. Настроиться на правильный лад, понять смысл предстоящих испытаний и глубину духовного совершенствования и покаяния – вот главная цель подготовительных недель. Организму так же нужно привыкнуть к меню перед Пасхой, поэтому постные дни чередуются с обычными, постепенно изменяя рацион на постный.
Сразу нужно определиться с понятиями и правилами будущего периода. «Неделя» в церковнославянской речи означает последний день недели, воскресенье, когда народ не занят ежедневными делами и может посвятить весь день мыслям о Господе, общении с ним и самосовершенствованию. А привычная в нашей речи «неделя», временной промежуток в семь дней, называется «седмица».
Так вот, подготовка к Великому посту длится 22 дня – три «седмицы» и четыре «недели» (воскресенья). Каждое воскресенье имеет свое название, а последующая неделя напоминает христианину о том или ином грехе, в церкви исполняются определенные стихиры и вводятся разные ограничения на пищу.
Неделя о мытаре и фарисее
Первое подготовительное воскресенье носит название «О мытаре и фарисее», на литургии в этот день читается соответствующая притча. Это небольшая история о том, как молились в церкви два человека разных сословий – фарисей и мытарь. Обращения к Богу этих двух людей были различны: фарисей просил благодарности у Господа за свою смиренность, он отдает десятину, постится и не берет чужого, в отличие от других; мытарь же просил прощения, не поднимая глаз, он раскаивался в своих проступках и хотел милости.
Первая неделя задает тон всему посту – каждый должен быть смиренным. Не сравнение своих положительных поступков с чужими оплошностями дарит нам милосердие, а только определение собственных ошибок и истинное раскаяние в них помогут исправиться в лучшую сторону. Гордость своими достижениями мешает духовному очищению и росту, а истинное покаяние – это способность хладно оценивать свои поступки, глядя на них со стороны.
Последующие семь дней «всеядны», можно кушать все, не соблюдая поста.
Неделя о блудном сыне
В следующее воскресенье на богослужении вспоминается история о блудном сыне и к обычным псалмам добавляют «На реках Вавилонских».
Главная притча недели гласит об отце двух сыновей, разделившем свое имущество поровну. Один из потомков, забрав свою половину, начал жить распутно. Конечно, в скором времени он испытал нужду и пытался заработать, но понял, что достойнее, чем собственный отец, ему никто не заплатит. А сам он не достоин теперь называться его сыном. Вернувшись в отчий дом, он признал свою ошибку. Отец же устроил в честь его возвращения большой праздник, одев блудного сына в лучшие одежды и перстни.
Идея данной притчи в том, что когда бы ни пришло осознание своего греха, отец (Господь) всегда примет христианина и будет рад его покаянию (возвращению). Всегда есть тот, кто примет человека со всеми его изъянами, подаст руку и поможет в любой сложной ситуации. Нужно только переступить через гордость и страх, собраться с духом и прийти в церковь.
Следующие семь дней вводятся дни соблюдения поста – среда и пятница, а седмица называется Пестрой из-за чередования обычных и постных дней. Суббота, выпадающая в эти семь дней, считается родительской. Вспоминают ушедших в мир иной родственников, а в церкви проходит обряд Вселенской панихиды.
Неделя о страшном суде
Третье подготовительное воскресенье носит название «недели о страшном суде». В храме упоминается притча о дне, когда всем воздастся по заслугам. Во время службы делается акцент на том, что за все свои поступки придется отвечать и не нужно надеяться только на Господа, а уже сейчас начинать анализировать свою жизнь, исправляя ее в правильном русле. Покаяние – это хорошо, но его недостаточно, должны быть действия, которыми можно будет подкрепить свою защиту на Страшном суде.
Это воскресенье последнее перед постом, когда можно кушать мясо, его еще называют мясопустной неделей. Следующие семь дней можно кушать молочные продукты и рыбу, а вот мясные блюда уже под запретом. Церковные литургии уже становятся длиннее и торжественнее, в преддверии духовных трудов.
Масленичная неделя
Седмица после недели о страшном суде Масленичная, каждый день имеет свои особенности и праздничные традиции. Уже с понедельника начинают печь блины, готовясь к предстоящим гуляньям, самый первый блин отдавался нищему, чтобы он «помянул» усопших родственников.
Во вторник начинаются гулянья, игры в снежки, катания в санях на лошадях и с горок. Среда – день блинов в гостях у тещи, в этот день отменен пост, как и в пятницу, когда теща приходит с ответным визитом. Тести приходили в гости не только проведать молодых, но и дать им житейский совет, поделившись с ними своей мудростью и опытом в ведении хозяйства.
Четверг – «официальный» день открытия увеселительных мероприятий. Разгул начинался с самого утра и все стремились поучаствовать в спортивных мероприятиях, танцах и снежных боях. В субботу масленичное веселье продолжалось, кроме того, молодая жена звала золовку в гости на чай и домашнюю выпечку.
Воскресенье перед Великим постом
Последний день подготовительных дней — неделя Сыропустная или Прощеное воскресенье. После длительных гуляний люди собираются в церкви. Во время богослужения вспоминают изгнание Евы и Адама из Рая, как бы напоминают, хоть человек отошел от Бога, но всегда у каждого есть своя уникальная возможность вернуться к Отцу, пересмотрев свои поступки, слова и мысли.
В конце литургии священнослужитель просит прощения. Следуя его примеру, все христиане просят прощения друг у друга. В ответ нужно простить и отпустить все обиды, которые не дают покоя голове. Прощение – важный шаг к облегчению души от тяжелых помыслов, нужно войти в пост без всех обид.
Это последний день, когда можно кушать масло и рыбу, уже завтра начинается Великий пост.
В Татарстане за неделю количество заразившихся увеличилось на 331 человека, на следующей неделе возможен резкий прирост новых случаев. Об этом заявила на республиканском совещании в Доме правительства РТ руководитель управления Роспотребнадзора по Татарстану Марина Патяшина.
По ее словам, средний темп прироста составил 22%, за последние сутки — 15%. Самая высокая скорость прироста новых случаев (27%) была зафиксирована 22 апреля, когда обнаружили 75 зараженных за сутки.
«Большая доля вероятности, что последующая неделя окажется богата на новые случаи заболевания, поэтому крайне важно, чтобы все введенные ограничения были жестко соблюдены», — приводит слова Патяшиной пресс-служба президента РТ.
Татарстан находится на 59-м месте среди российских регионов с показателем заболеваемости 10,6 на 100 тыс. населения, в числе регионов Приволжского федерального округа (ПФО) РТ — на 11-й позиции (среди 14 субъектов).
За неделю на 10% выросло количество пациентов, заболевших при близком контакте, — таких зараженных в республике сейчас 60%.
Кроме того, настораживает рост числа случаев заболеваний, в которых выявить источник инфекции не удалось, отметила Патяшина. По ее словам, если неделю назад было три таковых, то сейчас — уже 70 человек.
Более половины случаев заражения — это те, что связаны с разными регионами страны. При этом количество случаев, связанных с заболеванием детей за рубежом, снижается. Сегодня в обсерваторах остаются 269 человек, приехавших из-за рубежа, из них 162 — жители республики. Результаты первого тестирования отрицательные.
На ежедневном контроле остаются 442 человека, которые прибыли из-за границы, 441 — из числа больных и лиц с подозрением на коронавирус, 1 306 контактных лиц, отметила Патяшина.
В Татарстане за последние сутки выявили 65 новых случаев COVID-19. Общее число зараженных коронавирусом в республике достигло 491, выздоровели 54 человека.
Добавить «БИЗНЕС Online» в избранное Яндекс.Новости Подписаться на нас в Яндекс.Дзен Читать полную версию
- Статьи и книги о Великом посте
- Трансляция из храма
Подготовительный период к Великому посту
(с 21 февраля; завершается Прощёным воскресеньем, 14 марта).
• Неделя о мытаре и фарисее (Лк.18:10-14) – 21 февраля.
Седмица «сплошная» (нет поста в среду и пятницу) (22 февраля – 27 февраля).
• Неделя о блудном сыне (Лк.15:11-32) – 28 февраля.
• Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 6 марта.
• Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса),
о Страшном суде (Мф.25:31-46) – 7 марта.
Седмица сырная (масленица), «сплошная» (8 марта – 13 марта).
• Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье (Мф.6:14-21) – 14 марта.
КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА
• Чистый понедельник, начало Великого поста – 15 марта.
• В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 15 марта – 18 марта) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).
• Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия – 21 марта.
• Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.) – 28 марта.
• Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная (Мк.8:34–9:1) – 4 апреля.
• Неделя 4-я Великого поста. Преп. Иоанна Лествичника (VI в.) – 11 апреля.
• Мариино стояние (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, полностью, с чтением жития преп. Марии Египетской) – 15 апреля, четверг (реально совершается накануне – 14 апреля, в среду вечером!).
• Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста – 17 апреля. Это единственный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 16 апреля).
• Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской (VI в.) – 18 апреля.
• Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица вáий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») – 19 апреля – 24 апреля.
• В пятницу седмицы вáий, 23 апреля – окончание Святой четыредеся́тницы, то есть Сорокадневного поста («душеполéзную совершив Четыредеся́тницу…», – поётся за вечерним богослужением).
• Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря (Ин.11:1-45) – 24 апреля.
2. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа
(26 апреля – 1 мая)
• Великий Понедельник (26 апреля). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18–43; 24:3–35).
• Великий Вторник (27 апреля). Притчи: о десяти девах и талантах; пророчество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2).
• Великая Среда (28 апреля). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16).
Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).
• Великий Четверг (29 апреля). Воспоминание Тайной Вечери и установление Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин.
В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям).
Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий».
Патриарх совершает освящение мира.
• Великая Пятница (30 апреля) Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского.
День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).
Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения).
Утром – чтение Великих (Царских) Часов.
В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы.
Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения.
• Великая Суббота (1 мая) Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица).
Утром совершается Литургия Великой Субботы, после которой, по традиции, освящается праздничная трапеза (по Уставу, это освящение совершается в Пасхальную ночь, после Литургии и освящения артоса).
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА – 2 мая
Светлая седмица, сплошная (3 мая – 8 мая).
Недели после Пасхи
• Антипасха (букв. «Вместо Пасхи»), иначе – Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Ин.20:19-31) – 9 мая.
Радоница (пасхальное поминовение усопших) – 11 мая, вторник.
• Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц (то есть «Неделя женщин, несущих миро»); и память праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, тайных учеников Христа (Мк.15:43–16:8) – 16 мая.
• Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (Ин.5:1-15) – 23 мая.
Преполовение Пятидесятницы (Ин.7:14-30) – 26 мая, среда.
• Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке (Ин.4:5-42) – 30 мая.
• Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (Ин.9:1-38) – 6 июня.
• ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ (Деян.1:1-12; Лк.24:36-53) – 10 июня.
• Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора – 13 июня.
Троицкая родительская суббота (поминовение усопших) – 19 июня.
• Неделя 8-я по Пасхе. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (Пятидесятница) (Деян.2:1-11; Ин.7:37-52; 8:12) – 20 июня.
Седмица 1-я по Пятидесятнице, сплошная (21 июня – 26 июня).
День Святого Духа («Духов День») – 21 июня, понедельник.
• Неделя 1-я по Пятидесятнице – праздник «Всех святых» – 27 июня. Этим праздником завершается собственно Триодный (подвижный) цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917–18 гг.). В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых.
Великий пост в 2020 году начнется 2 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель. В чем смысл их названий? Какие особенности богослужений и постовые предписания в эти дни?
9 февраля — Неделя о мытаре и фарисее
Смысл названия
На Литургии читается отрывок Лк 18:10–14, в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным.
Богослужебные особенности
В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди — сборника великопостных гимнов и молитв. К примеру, на воскресной утрене поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери».
Цикл Евангелия Великого поста. Евангелие о мытаре и фарисее
10— 15 февраля — Сплошная седмица
Отменяются любые виды поста.
16 февраля — Неделя о блудном сыне
Смысл названия
На Литургии читается отрывок Лк 15:11–32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.
Активнее используется Постная Триодь, на утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.
Цикл Евангелия Великого поста. Притча о блудном сыне
22 февраля — Вселенская родительская суббота
Церковь молится о христианах, отошедших в Вечность, а особенно — о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания.
Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение.
23 февраля — Неделя о Страшном Суде, Мясопустная
Смысл названия
На Литургии читается отрывок Мф 25:31—46. Верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде.
На утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.
Цикл Евангелия Великого поста. Евангелие о Страшном суде
Постовые предписания
Заговенье на мясо. Последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо.
24 — 29 февраля — Сырная седмица, Масленица
Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу Литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», которая является одной из важнейших молитв поста.
Нет пищевых ограничений на вкушение яиц, молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также — рыбы. Отсюда и название.
1 марта — Неделя Сыропустная, Прощеное воскресенье. Память Адамова изгнания
На Литургии читается отрывок Мф 6:14–21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама.
После вечерни (в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии) совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом. В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета.
Цикл Евангелия Великого поста. Евангелие Прощеного воскресенья
Заговенье на любую пищу животного происхождения.
* Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей» (ред.).
** Все постовые предписания относятся в первую очередь к монашеской жизни; в приходской практике они не всегда применимы и требуют благословения духовника.