Несвятая троицаThe Unholy Three, 1930 Подписка на обновления…
Кадры & Постеры & Обои
БоратBorat: Cultural Learnings of Am… ГотэмGotham СинистерSinister все обои
Кадры & Постеры & Обои
Кадры & Постеры & Обои
Отыграть назадThe Undoing
БоратBorat: Cultural Learnings of Am…
ВедьмыThe Witches
ПадениеFalling
Ход королевыThe Queen’s Gambit
Последняя капляOn the Rocks
Дедушка нелегкого поведен…The War with Grandpa
РебеккаRebecca
Король Стейтен-АйлендаThe King of Staten Island
ГотэмGotham все кадры Кинокасса США • $ Россия 1.Честный ворHonest Thief2 354 022 2.ДоводTenet1 300 000 3.Кошмар перед РождествомThe Nightmare Before Christmas577 000 4.Фокус-покусHocus Pocus530 000 5.Корпорация монстровMonsters, Inc.494 000 23.10 — 25.10 Кинокасса России • руб. США 1.Глубже!31 254 410 2.ДоводTenet19 196 170 3.Семейка БигфутовBigfoot Family16 691 381 4.Любовь без размера13 258 269 5.Стрельцов10 624 973 23.10 — 25.10 Результаты уик-энда Зрители593 112151 552 Деньги155 440 033 руб.40 095 848 Цена билета262,08 руб.0,50 23.10 — 25.10 Лучшие фильмы — Top 250 25. ОтступникиThe Departed 8.512 26. Поймай меня, если сможешьCatch Me If You Can 8.509 27. ПианистThe Pianist 8.505 28. Властелин колец: Братство кольцаThe Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring 8.503 29. В бой идут одни «старики» 8.503 лучшие фильмы Ожидаемые фильмы 21. Фантастические твари и где они обитают 3Fantastic Beasts and Where to Find Them 3 87.51% 22. Чудо-женщина: 1984Wonder Woman 1984 86.99% 23. Аватар 3Avatar 3 86.76% 24. Отряд самоубийц: Миссия навылетThe Suicide Squad 85.17% 25. Аватар 4Avatar 4 84.29% ожидаемые фильмы Сегодня в кинорейтинг Глубже! 6.833 Дедушка нелегкого поведения The War with Grandpa 5.632 Лето’85 Été 85 промо 7.253 Удалить историю Effacer l’historique промо Довод Tenet 7.853 афиша Скоро в кинопремьера СияниеThe Shining29.10 Пока мы молодыWhile We’re Young05.11 8 с половиной8½12.11 Непосредственно Каха!12.11 Курьер26.11 премьеры
Андрей Рублев Троица конец 14-го века
Феофан Грек Ветхозаветная Троица 1378
Эти произведения близки по времени написания, их разделяют примерно два десятилетия, чуть больше.
Троица Феофана Грека — фреска в одном из соборов Новгорода. Рублевская Троица — икона.
В основе Троицы Феофана Грека лежит библейский ( Ветхий Завет) сюжет о бездетных супругах Сарре и Аврааме, причем Сарра сильно превосходит в возрасте Авраама. Однажды в дом супругов являются странники — ангелы; вскоре у Сарры рождается сын и она становится, таким образом, одной из прародительниц еврейского народа. На фреске запечатлена встреча Саррой и Авраамом (его изображение не сохранилось) странников, их гостеприимство и угощение ангелов трапезой. Центральные образы фрески — ангелы. Встреча земного и небесного передана Феофаном Греком с огромной силой, ветхозаветный сюжет весь в движении, в эмоциях, кажется, передано даже движение фигур Сарры и ангелов. Грек пишет библейский сюжет — при этом на экспрессивно выписанной фреске ярко выражено подчинение земного небесному, ангелы возвышены над людьми.
Выразительность манеры письма, ее подвижность, изумительные краски — в этом секрет Феофана Грека.
В Троице Рублева трапеза небесных посланников как бы снивелирована, это уже не только и не столько выражение ветхозаветного текста о пришествии ангелов. Создана новая, совершенная композиция произведения. В иконе воплощено Божественное Триединство, и это будет закреплено и многократно повторено в традиции русской иконописи.
Рублевская Троица — гармония, мудрость, спокойствие, созерцание.
Шедевры русского искусства
Фильмы из гигапикселей и переписка интеллектуалов начала XV века об искусстве
«В 70-х годах XIV века в Новгороде появился выдающийся живописец – приехавший из Константинополя Феофан Грек. Он был одним из тех великих византийских эмигрантов, к числу которых принадлежал и критянин Доменико Теотокопули, прославленный Эль Греко. Нищавшая Византия была уже не в состоянии обеспечить работой своих многочисленных художников. К тому же политическая и идейная обстановка все менее благоприятствовала подъему византийского искусства, вступившего со второй половины XIV века в полосу кризиса.» Только эмигрант Эль Греко (1541-1614) жил на два века позже Феофана, когда земли Византии уже больше ста лет были под турками. А на время Феофана пришелся закат Империи.
Феофан Грек. 1378 г. Фрагмент фрески «Пантократор» в куполе. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород. Кадр фильма из архива сайта Культура.рф.
Единственная из сохранившихся на русской почве монументальных работ Феофана — фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Основными источниками по начальному периоду истории церкви и ее росписей являются Новгородские летописи и письмо московского писателя Епифания Премудрого игумену тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу, около 1415 г. Вот это письмо в современном переводе:
» Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшего к некоему другу своему Кириллу.
Ты видел некогда церковь Софийскую царьградскую, представленную в моей книге — Евангелии, именуемом по-гречески Тетроевангелием, на нашем же русском языке — Четвероблаговестием. Город же этот был написан в нашей книге вот каким образом. Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем.
Лик Христа. Феофан Грек. 1378 г. Деталь фрески «Пантократор». Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород, Россия. Изображение воспроизводится по изданию: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М.: Искусство, 1987. Source. Скуфья купола – Христос Пантократор погрудно, в медальоне. Вокруг медальона надпись: Ги из небеси на землю призри оуслышати въздыханья окованых и разрешити сны оумершьвеных: да проповедаеть имя Гне в Сионе (Пс. СI-20-22).
В Москве же им расписаны три церкви: Благовещения святой Богородицы, святого Михаила и еще одна. В церкви святого Михаила он изобразил на стене город, написав его подробно и красочно; у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан им неведомою и необычайною росписью, а в каменной церкви святого Благовещения он также написал «Корень Иессеев» и «Апокалипсис».
Троица. Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Изображение воспроизводится по изданию: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М.: Искусство, 1987. Source. Северная камера на хорах (Троицкий придел), верхний регистр. Полулюнета восточной стены: Гостеприимство Авраама (фигура Авраама, в левой части внизу – утрачена).
Когда он все это рисовал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо смотрел на образцы, как делают это некоторые наши иконописцы, которые от непонятливости постоянно в них всматриваются, переводя взгляд оттуда — сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы; казалось, что кто-то иной писал, руками писал, выполняя изображение, на ногах неустанно стоял, языком же беседуя с приходящими, а умом обдумывал далекое и мудрое, ибо премудрыми чувственными очами видел он умопостигаемую красоту.
Центральный ангел. Деталь фрески «Троица» в камере на хорах. Восточная стена придела Св. Троицы. Изображение воспроизводится по изданию: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М.: Искусство, 1987. Source.
Сей дивный и знаменитый муж питал любовь к моему ничтожеству; и я, ничтожный и неразумный, возымев большую смелость, часто ходил на беседу к нему, ибо любил с ним говорить.
Серафим. Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Фреска в куполе. Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000. Source. Купол, склоны свода – фронтально фигуры архангелов Михаила, Гавриила, Уриила и Рафаила. На архангелах одежды, украшенные лорами, в руках лабарумы и большие сферы. На сферах буквы: Х, Θ, Д, С. Между архангелами располагаются два серафима и два херувима.
Сколько бы с ним кто ни беседовал — много ли, или мало, — не мог не подивиться его разуму, его притчам и его искусному изложению. Когда я увидел, что он меня любит и мною не пренебрегает, то я к дерзости присоединил бесстыдство и попросил его: «Прошу у твоего мудролюбия, чтобы ты красками написал мне изображение великой этой церкви, святой Софии в Царьграде, которую воздвиг великий царь Юстиниан, в своем старании уподобившись премудрому Соломону. Некоторые говорили, что достоинство и величина ее подобны Московскому Кремлю, — таковы ее окружность и основание, когда обходишь вокруг. Если странник войдет в нее и пожелает ходить без проводника, то заблудится и не сможет выйти, сколь бы мудрым ни казался он, из-за множества столпов и околостолпий, спусков и подъемов, проходов и переходов, и различных палат и церквей, лестниц и хранилищ, гробниц, многоразличных преград и приделов, окон, проходов и дверей, входов и выходов, и столпов каменных. Упомянутого Юстиниана напиши мне сидящего на коне и держащего в правой своей руке медное яблоко, которое, как говорят, такой величины и размера, что в него можно влить два с половиной ведра воды. И это все вышесказанное изобрази на книжном листе, чтобы я положил это в начале книги и, вспоминая твое творение и на такой храм взирая, мнил бы себя в Царьграде стоящим».
Столпник Симеон старший. Деталь фрески «Столпники Симеон старший, Симеон младший Дивногорец, Алипий». Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Source. Северная камера на хорах (Троицкий придел), верхний регистр, южная стена: Симеон Столпник; Симеон Дивногорец, Алипий Столпник.
Он же, мудрец, мудро и ответил мне. «Невозможно, — молвил он, — ни тебе того получить, ни мне написать, но, впрочем, по твоему настоянию, я малую часть ее напишу тебе, и это не часть, а сотая доля, от множества малость; но и по этому малому изображению, нами написанному, остальное ты представишь и уразумеешь». Сказав это, он смело взял кисть и лист и быстро написал изображение храма, наподобие церкви, находящейся в Царьграде, и дал его мне.
Столпник Алипий. Деталь фрески «Столпники Симеон старший, Симеон младший Дивногорец, Алипий». Изображение воспроизводится по изданию: Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. М.: Искусство, 1983. Source.
От того листа была великая польза и прочим московским иконописцам, ибо многие перерисовали его себе, соревнуясь друг с другом и перенимая друг у друга. После всех решился и я, как изограф, написать его в четырех видах и поместил этот храм в своей книге в четырех местах: 1) в начале книги, в Евангелии от Матфея, — где столп Юстиниана и образ евангелиста Матфея; 2) храм в начале Евангелия от Марка; 3) перед началом Евангелия от Луки и 4) перед началом Евангелия от Иоанна; четыре храма и четырех евангелистов написал. Их-то ты и видел, когда я, устрашась более всех, бежал от Едигея в Тверь, у тебя нашел покой и тебе поведал мою печаль и показал все книги, которые остались у меня от бегства и разорения. Тогда ты и видел изображение храма этого и через шесть лет в прошлую зиму напомнил мне о нем по своей доброте. Об этом довольно. Аминь. «
——
Это один из немногих литературных памятников начала XV в. (после 1413 г.), раскрываюших взгляды современников на изобразительное искусство. Автор письма — Епифаний Премудрый — выдающийся писатель конца XIV — начала XV в., возможно, владевший и искусством живописца. Его адресат — Кирилл Тверской, — видимо, представлял Епифанию Премудрому убежище во время набега хана Едигея на Москву (1408). Β письме содержатся ценные сведения ο творческой биографии и художественной манере византийского живописца Феофана Грека, работавшего на Руси в XIV — начале XV в. и бывшего старшим современником знаменитого русского художника Андрея Рублева.
Письмо печатается по единственному известному списку второй половины XVII в. (РНБ, Соловецкое собрание, № 1474—15, лл. 130-132).
Подготовка текста, перевод и комментарии О. А. Белобровой
——
Каменная церковь Спаса Преображения на Ильине «поставлена» в 1374 г. (НПЛ. С. 372) на месте деревянной, 1103 г., где хранилась главная святыня и покровительница города – икона «Богоматерь Знамение», благодаря чудесному заступничеству которой, согласно «Сказанию о чуде от иконы «Знамение»», новгородцы победили суздальскую рать. В тот же год церковь освятили: «…и святиша ю архиепископь новгородчкый Алексеи съ игумены и с попы и с крилосомъ святыя Софея» (НIЛ).
В 1378 г. церковь была расписана: «В лето 6886 подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепнаго Преображения повелением благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича и со уличаны Ильины улицы. А подписал мастер греченин Феофан при великом княжении князя Дмитрия Ивановича и при архиепископе Алексии Великаго Новаграда и Пскова» (НIIIЛ. С. 243). Это известие является вольной копией ктиторской надписи, имевшейся некогда в храме и затем погибшей. (М.К. Каргер, стр. 565-568).
Заказчик росписи (и, вероятно, инициатор строительства самой церкви) – новгородский боярин Василий Данилович Машков (фамилия указана в Новгородской IV летописи: ПСРЛ, Т. IV. С. 294), возможно – сын посадника Славенского конца, Данилы (1327-1328) и брат славенских посадников Федора и Михаила Даниловичей (последний: в 1372-1392 гг.), стоявших во второй половине XIV в. у кормила политической жизни боярской республики.
Два фильма о фресках Феофана Грека в Церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, снятые на основе фотографий в супервысоком разрешении.
Часть 1:
Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Фильм 1. Левон Вазгенович Нерсесян. Источник Культура.рф.
Часть 2:
Фрески Феофана Грека в Церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. Фильм 2. Левон Вазгенович Нерсесян. Источник Культура.рф.
Автор росписи – выдающийся константинопольский живописец Феофан Грек, по свидетельству современника расписавший более сорока каменных церквей, а после росписи церкви Спаса Преображения на Ильине, работавший в Москве. Из его многообразного творческого наследия, включавшего, помимо росписей храмов, иконы и иллюстрации рукописей, единственное бесспорное произведение – роспись церкви Спаса на Ильине. Однако, судя по характеру сохранившейся стенописи, а также принимая во внимание традиционные методы росписи храмов, Феофан был главой художественной артели, в которую могли входить и местные, новгородские живописцы.
Кадры из фильма «Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде»:
Ноев ковчег.
Праотец Ной. В оконных простенках барабана купола представлены попарно фигуры праведников (праотцев): Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, Мельхиседек, Ильч, Иоанн Предтеча.
Идейная обстановка. Ко времени появления Феофана Грека в Новгороде там распространилась ересь стригольников, которые отвергали церковную иерархию, выражали недовольство практикой «поставления пастырей на мзде», то есть продажей церковных должностей.
Нашло ли это отражение в живописи Феофана?
О цвете. Великий реставратор Владимир Дмитриевич Сарабьянов (1958-2015), который исследовал вопрос о первоначальном колорите фресок Спаса Преображения на Ильине, пришел к выводам, что сдержанность и контрастность присутствовали изначально, но монохромность усилил пожар.
Церковь горела трижды: в 1388 г. (НIIIЛ, под 6896 г.) – следы этого пожара остались в уровне первоначального пола. Но изменений структуры древней штукатурки не произошло. Следующий пожар – в уровне второго пола жертвенника и алтаря (1541 г.?). Третий раз церковь горела в 1696 г.
Сюжет программы Новгородского областного телевидения показывает общий вид памятника архитектуры и монументального искусства:
Церковь Спаса Преображения на Ильине. Сюжет программы «Из варяг в греки». Новгородское областное телевидение. Новгородский Музей, youtube-канал
6. Феофан Грек. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице // Глава четвертая. Новгород и Псков // Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески — М.: Искусство, 2000. С. 178–183. Монография академика Виктора Никитича Лазарева (1897-1976) о древнерусских мозаиках и фресках была впервые издана: В. Н. Лазарев. Древнерусские мозаики и фрески. XI–XV в.в. Москва, Искусство, 1973.
Письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому // Библиотека литературы Древней Руси. Том 6. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН
Новгородский музей-заповедник. Текст каталога. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Паспорт.
_corso_ http://_corso_.livejournal.com – Левон Вазгенович Нерсесян
Дополнительно:
Фотографии фресок и церкви:
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. 1374 г. / Новгородский государственный объединённый музей-заповедник
P.S. Недавно все смотрели и обсуждали Гигапиксели Брейгеля и Рембрандта, о которых написал dolboeb. Фильм Левона Нерсесяна, «опубликованный» с исчезнувшими ссылками на Культура.рф, сделан из подобных гигапикселей. Поскольку описания к видео нет, то других людей, причастных к созданию фильма, назвать не представляется возможным.
Ссылки на видеоматериалы:
Серия видео о шедеврах живописи на английском, в том числе Botticelli. The Birth of Venus; Holbein. The Ambassadors; Van Gogh. The Starry Night: Videos History of Arts
Все фильмы этой серии: YouTube: Canal Educatif à la Demande (CED)
Ранее:
Фильм: Спасо-Преображенский Мирожский монастырь во Пскове
Фильм: Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия