Село Трескино Колышлейского района известно верующим со всей России. Здесь в Свято-Рождественском мужском монастыре служит игумен Кронид. Говорят, священник творит чудеса. Исцеляет даже от рака. Возвращает душевное спокойствие, изгоняет мелких бесов и больших злых духов. К нему идут, как в поликлинику, с болезнями и бедами, с проблемами и за советом.
Верующие со всей страны приезжают в монастырь за несколько часов до начала целительной молитвы. Чтобы занять место поближе к батюшке, заранее расстилают на полу коврики, поскольку во время отчитки им придется долгое время стоять на коленях. Иногда число одновременно молящихся достигает пятисот человек. Людям не хватает места в храме, и они стелют коврики на улице.
Жители разных регионов России добираются в Трескино кто как может. Обычно в монастырь приходят к шести часам утра. Молятся, исповедуются, причащаются. Это необходимо, чтобы приступить к главному — изгнанию нечистой силы, которая поселилась в человеке.
Евдокия Анашкина овдовела в 26 лет, одна вырастила троих детей, работала днем и ночью. Теперь болезни замучили. Но телесные недуги женщина приписывает не только возрасту и трудной жизни. Она предполагает, что ее больные ноги — происки дьявола и недобрых соседей.
Фельдшер Галина Сергеевна первый раз пришла к отцу Крониду 15 лет назад. Теперь она — частый гость в Свято-Рождественском мужском монастыре. За эти годы женщина много чего повидала. Бесы, говорит она, из людей так просто не выходят и без боя не сдаются.
Андрей Панин — бизнесмен из Кузнецка — в монастырь добирался пять часов. Провел ночь за рулем на скользкой и обледеневшей трассе. К началу службы успел.
По словам Андрея Панина, его сын в результате ДТП стал инвалидом. Врачи говорили, шансов, что он выживет, практически нет. Тогда бизнесмену посоветовали съездить в Трескино — к батюшке Крониду. И мальчик стал потихоньку поправляться.
Сам игумен Кронид прессе не показывается. После двухчасовой литургии прихожане и паломники рассаживаются на принесенных ковриках и полотенцах и начинают морально готовиться к главному этапу — отчитке. На первый план выходят местные монахи, которые оберегают игумена, изгоняющего дьявола, от чужих глаз. Двери в храм закрывают на крепкий засов. Журналистов «11 канала» также попросили удалиться.
В епархиальном управлении утверждают, что уникальные способности некоторых священников — это дар Божий. Но прибегать к такой серьезной мере надо только в крайнем случае. И только если вы глубоко верующий, соблюдающий посты и заповеди человек.
По словам игумена, ответственного секретаря Епархиального управления Пензенской области Серафима (Домнина), большинством болезней все-таки занимается традиционная медицина. И именно к врачам нужно идти в первую очередь. Отчитка, или экзорцизм может помочь людям с душевными расстройствами.
социологические науки
Антонова Наталья Леонидовна, Левченко Илья Евгеньевич НАРОДНОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО: PRO ET …
УДК 316:615.89
НАРОДНОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО: PRO ET CONTRA
© 2017
Антонова Наталья Леонидовна, доктор социологических наук, профессор кафедры прикладной социологии Левченко Илья Евгеньевич, кандидат философских наук, доцент кафедры прикладной социологии Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620083, Россия, Екатеринбург, проспект Ленина, 51, e-mail: ilevchenko08@mail.ru)
Аннотация. Статья посвящена народному целительству как составной части комплементарной и альтернативной медицины (КАМ). В ней рассматриваются основные виды лечебной магии. Важным разделом статьи является анализ результатов полустандартизированных интервью с екатеринбургскими целителями (N=4). Дана их социально-демографическая характеристика, указан перечень оказываемых ими услуг, определен основной канал привлечения к ним новых пациентов, раскрыто содержание их культурного капитала и отмечено их участие в профессиональном объединении. В настоящей статье представлены данные материалов стандартизированных интервью с жителями Екатеринбурга (N=25) об их неоднозначном отношении к народному целительству. Большинство респондентов не доверяют альтернативным практикам лечения и полагают, что обращение к целителям влечет за собою определенные риски. По мнению опрошенных жителей, услугами целителей пользуются люди, утратившие веру в современные технологии лечения и оздоровления. Авторы приводят типичные аргументы сторонников и контраргументы противников народного целительства. Статья ориентирована на специалистов медицинских учреждений и социологов медицины и здравоохранения.
Ключевые слова: народная медицина, народное целительство, магия, лечебная магия, виды лечебной магии, социальные практики, комплементарная (дополнительная) медицина, альтернативная медицина, комплементарная и альтернативная медицина (КАМ).
FOLK HEALING: PRO ET CONTRA
© 2017
Antonova Natalia Leonidovna, doctor of sociological sciences,
В (пост)современном обществе наблюдается возращение к практикам народной медицины, что ставит перед исследователями задачи объяснить этот феномен и определить его последствия, а государственные системы здравоохранения побуждают установить контроль над деятельностью народных целителей, учитывая интересы пациентов и обеспечивая их безопасность. В отечественном праве народное целительство отождествляется с народной медициной и трактуется следующим образом: «…это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» .
Фактически, понятие «народное целительство» соотносится с терминами «лечебная магия», «альтернативная медицина», «дополнительная медицина» и «комплементарная медицина», которые не имеют однозначных трактовок, отличаются смысловым дуализмом, некоторые из них иногда используются как взаимозаменяемые .
Исторически магия выступает в качестве одного из первых способов врачевания, ее жизнеспособность и устойчивость обусловлена эффектом психотерапевтического воздействия на индивида, страдающего от недуга. С точки зрения социологии религии, магия объединяет в себе представления и обряды, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, животных, предметы и явления объективного мира особыми спо-
собами, отличными от повседневной практической деятельности .
Лечебную магию можно представить как совокупность символических действий и взаимодействий индивидов или групп, результатом которой является выздоровление больного сверхъестественным (иррациональным) способом.
Соответственно, в основе лечебной магии — обращение к тайным силам, которые способны влиять на события, а также на состояние объектов материального мира. Претерпевая определенные изменения, лечебная магия адаптируется к новым условиям, однако ее сущность остается неизменной (табл. 1).
Таблица 1 — Виды лечебной магии
№ Критерий Вид Особенности
1 Общая Защитная оборонительная, апотропетическая (отгоняющая), пр о фил а ктич е екая
Агрессивная наносящая ущеро
2 Количество Индивиду альиая Групповая Массовая эффективность магических воздействий определяется не только количествомучастниковритуала,но него механизмами и
3 Механизм воздействия Контактная магич е екая сил а пер е д а ет ся ч ел о веку по ср ед ств ом н о ш ения талисманов, употребления снадобий и т. п.
Инициальная производится только начало желаемого действия, его окончание возлагается на магическую силу
Парциальная (контагиозная) магические манипуляции производятся с частью ооъекта или с его заменнтелем(частью одежды, волосамиит. с.)
Имитативная провоцирование желаемого на основании образно-символического сходства с ыагиче ским действием
4 Технология Катартическая очищение тела (например, по средством по ста или ритуального окуривания) от проникших в него злых влияний
Гомеопатическая «вытеснение подобного подобным» -предполагается, что малые дозы «лекарств»позволяют вылечить пациента
Полагаем, что разновидности лечебной магии не исключают, а дополняют друг друга, поскольку многие ма-
Антонова Наталья Леонидовна, Левченко Илья Евгеньевич социологические
НАРОДНОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО: PRO ET … науки
гические действия носят сложносоставной характер и не могут быть описаны с точки зрения какого-либо одного критерия.
Комплементарная (дополнительная) медицина может рассматриваться как утвердившиеся в культурных традициях, широко распространенные, имеющие опыт практического применения, лечебно-профилактические системы и методы, и развитые на их основе современные медицинские технологии, используемые в дополнение к общепринятой, доказательной медицине, а альтернативная медицина является разновидностью нетрадиционной медицины, применяемой вместо стандартных общепринятых медицинских процедур и обеспечивающая пациентам получение более сострадательной, персонализированной и всесторонней медицинской помощи.
В современной науке и системе управления здравоохранением чаще всего употребляется словосочетание «комплементарная и альтернативная медицина» (далее -КАМ), что отражает тенденцию к интеграции медицинских практик.
Отмечая плодотворность изысканий, проведенных перечисленными исследователями, отметим, что, на наш взгляд, социальный облик народного целителя, отношение населения к этому социокультурному феномену, а также сравнительный анализ позитивных и негативных сторон данного явления представлены недостаточно глубоко и полно.
Основной целью нашего исследования стал анализ деятельности целителей и отношения к их лечебным практикам жителей города Екатеринбурга, численность населения которого достигает полутора миллионов человек.
Методом полустандартизированного интервью было опрошено четыре целителя. Среди них: 2 мужчин и 2 женщины; средний возраст составляет 45 лет; высшее образование имеет только один человек, а специальное медицинское образование отсутствует у всех целителей, однако половина информантов имеет разрешение на использование народной медициной в лечебных целях. Медицинская практика целителей ориентирована на лечение «детского испуга», заикания, ожирения, энуреза, остеохондроза, импотенции, бесплодия. Все опрошенные заявили, что снимают порчу и сглаз, лечат «кармические болезни» и помогают в решении психологических проблем . Отношение екатерин-буржцев к народному целительству было выявлено посредством стандартизированных интервью с жителями города (N=25) в возрасте от 35 до 50 лет, имеющими высшее образование. Доли мужчин и женщин представлены в равных пропорциях.
В ходе интервью с целителями выяснилось, что основным каналом привлечения новых пациентов являются знакомые и родственники, рекомендующие услуги лечебных магов своим друзьям. Это подтверждают и опрошенные нами горожане: источниками получения информации о деятельности народных целителей выступают, во-первых, ближайшее социальное окружение, т. е. друзья, знакомые, родственники (18 респондентов); во-вторых, рекламные проспекты и объявления (5 респондентов); в-третьих, средства массовой информации, в которых размещаются публикации, описывающие практику лечебной магии (2 респондента).
Один из центральных вопросов современного развития народного целительства как практики КАМ — это вопрос доверия со стороны населения. Согласно полученным данным, некоторые пациенты обращаются к 318
лечебной магии в критических ситуациях, их выбор обусловлен, например, наличием тяжелого заболевания. В таком русле вопрос доверия целителю трансформируется в проблему веры как источника и движущей силы включения индивидов и групп в систему КАМ. На это указывает специфика процесса и контекста общения целителей и пациентов. Например, с молитвы, как правило, начинают свою деятельность екатеринбургские целители-информанты. Все целители работают с православной атрибутикой (свечи, иконы и др.), однако с христианской точки зрения, лечение методами нетрадиционной медициной — это введение людей в заблуждение, искушение.
Исследование показало, что культурный капитал целителей включает в качестве обязательных/желательных элементов, во-первых, лояльное отношение к религии; во-вторых, декларации об обращении к ним за помощью «сторонников» официальной медицины; в-третьих, игнорирование мнений скептиков и критиков методов КАМ.
Закономерно, что народные целители реально чаще всего занимаются не столько лечением, сколько диагностикой и формированием у пациентов состояния уравновешенности и душевного покоя. В арсенал целителей, помимо традиционных средств, включены гадания, предсказания судьбы и т. п.
Целители-информанты не имеют учеников, но общаются между собой: они и их коллеги объединены в общественную организацию «Профессиональная медицинская ассоциация народных целителей Урала», зарегистрированную Управлением юстиции Свердловской области в 1998 г. . Именно она и другие подобные объединения выдают необходимые представления в региональное министерство здравоохранения для получения разрешений на занятие народной медициной.
Результаты опроса горожан свидетельствуют о том, что их отношение к практикам КАМ неоднозначно. Так, 4/5 респондентов не доверяют альтернативным практикам лечения и полагают, что обращение к целителям влечет за собою определенные риски, среди которых лидирующие позиции занимает утрата (подрыв) здоровья (16 респондентов). Укажем, что, с точки зрения врачей, целительство может нанести прямой и косвенный вред пациентам, поскольку этой практикой занимаются и мошенники, стремящиеся заработать легкие деньги на болезнях людей .
Вместе с тем, доверительное отношение к народной медицине выразили 5 екатеринбуржцев, полагая, что она уже доказала свои целительные силы на протяжении веков. Кроме того, два опрошенных нами целителя сообщили о том, что некоторым пациентам они сами настоятельно советовали обратиться к услугам доказательной медицины и пройти обследование. Следует отметить, что именно у них в момент проведения интервью было большое число желающих получить консультацию и лечение.
По мнению опрошенных жителей Екатеринбурга, к ней обращаются, прежде всего, люди, утратившие веру в современные технологии лечения и оздоровления (23 респондента). Каждый пятый респондент указал, что к лечебной магии обращаются те люди, которые имеют «много времени и финансовых средств», а два респондента указали на психическую неуравновешенность пациентов народных целителей.
Резюмировать типичные аргументы сторонников и контраргументы противников народного целительства можно в следующей таблице (табл. 2):
Современные исследования плюрализма медицинских практик наглядно демонстрируют постепенную интеграцию народной медицины в систему повседневного медицинского обслуживания населения. Опрос целителей и жителей Екатеринбурга показал, что народное целительство востребовано определенной частью населения как помощь посредством КАМ.
социологические науки
Антонова Наталья Леонидовна, Левченко Илья Евгеньевич НАРОДНОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО: PRO ET …
Таблица 2 — Дискуссия о народном целительстве
№ Аргументы сторонников Контраргументы противников
1 Использование методов народного целнтельства способствует скорейшему излечению пациента Использование методов народного целнтельства усугубляет течение болезни, препятствует своевременному обращениюк враче бнойпомощи
2 Л ечеб ны е пр актнки це лиг ел ей включают традиционные («веками проверенные»))методы и средства Методы и средства, применяемые нар о дньши целителями, могут оказать позитивное воздействие на пациента благодаряэффекту плацебо,либо нанести ему вред из-за своего «качествапи
3 Целители наделены особымдаром Сточки зрения традиционных религий, только Бог может наделить даромцелительства избранных и он требует, что бы этот дар бескорыстно использовался на благо людям
4 Практики нар одного целите ль ства обходятся пациентам дешеБле. чем услуги официальной медицины Народное целительство -это коммерчески успешное занятие, иногда расходы на него оказываютсяразорителышмидля пациентов
Однако остаются нерешенными вопросы правового регулирования деятельности целителей, контроля над применяемыми методами и средствами лечения, а также готовности к взаимодействию врачей, как представителей традиционной медицины, с целителями, как представителями КАМ, для достижения общей цели — выздоровления пациента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
4. The Encyclopedia of Complementary and Alternative Medicine / T. Navarra. New York: Facts on File, Inc., 2004. 302 p.
5. Религиоведение : учеб. пособие и учеб. словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарика, 1998. 536 с.
Аудио
Церковь отрицательно относится к врачевателям из народа. А если целитель читает молитву? Ведь Матрона Московская ещё при жизни лечила людей! Можно ли обращаться к целителям, которые лечат молитвой, если врач не помог?
Я сейчас только что говорил на эту тему, а теперь скажу и об этом. Как обмануть человека? «Я православный, я верующий, у меня иконы, у меня всё, смотрите! Давай-давай сюда!»
Чем обманывают те же колдуны и колдуньи? Навешали у себя икон, посылают человека причащаться или ещё что-нибудь, а вы понимаете, что совершается? Читают, кажется, молитвы, а на самом деле происходит кощунство. Молитвы читаются не для того, чтобы Господь исцелил нашу душу от страстей и даровал спасение, а совсем для другой цели. Слова молитвы являются только предлогом. Произносятся слова, а не молитвы. Молитвы нет, а есть слова. Они это прекрасно понимают. Они произносят эти слова, а на самом деле настроены против Бога. Например, у преподобного Иоанна Кассиана Римлянина есть поразительные слова, которые стоит запомнить: «Многие развращенные умом и совершенно отрёкшиеся от веры, именем Господа творят великие знамения и чудеса». Что такое «именем Господа»? То есть они произносят имя Господа, а на самом деле Ему не молятся. То есть фактически хулят. Произносят имя Господа, но на самом деле к Нему не обращаются, то есть совершают обман. «Многие развращенные умом и совершенно отрёкшиеся от веры, именем Господа творят великие знамения и чудеса». Бойтесь этого! Не клюйте на эту наживку, на эту сверкающую блесну! Молитвы! Иконы! Посылают исповедоваться! Как при отчитке посылают: «Пойдите сначала исповедайтесь, причаститесь, а потом приходите». А на самом деле святые Отцы запрещают этим заниматься. Святые не занимались этим! А тут, пожалуйста, занимаются, да ещё по расписанию! «Приходите в такой-то день и час, и я выгоню из Вас демона». Найдите такого святого, который бы Вам расписал в какой день и час приходить, чтобы изгнать демона! Преподобный Сергий за всю свою жизнь только одного исцелил, и то не сам — собрал всю братию, как будто и не он! Антоний Великий даже не вышел из кельи, а сказал: «Я грешный человек, такой же, как и ты. Если веришь, что Бог сможет исцелить, иди в храм и помолись». Тот поверил, пошёл, и дочь его исцелилась. А теперь что?! Господи! Ужас какой! Собираются, там такая хула на Бога, такие оскорбления, такие крики-вопли, и лай, и чего там только нет! И исцеляют по расписанию: «В такой-то день, с такого-то по такое-то время»! Вот Вам пример «Именем Господа». Кажется, молитвы читают, а на самом деле какое богохульство! Пожалуйста, запомните это высказывание преподобного Иоанна Римлянина: «Многие развращенные умом (он развращён — человек уже не видит, что делает!) и совершенно отрёкшиеся от веры (какая же это вера?), именем Господа творят великие знамения и чудеса». И бедные люди идут, не понимая, что никогда, ни один святой в истории этого не делал. По расписанию творят чудеса! Просто изумительно! Видите, до какого состояния мы дошли?! Даже таких простых вещей не понимаем, и идём туда, где совершается откровенная хула! Этого нельзя делать! В Деяниях апостолов написано, когда семь сыновей первосвященника пришли изгнать демона, то демон (то есть человек, в котором он был) им ответил: «Знаю Христа, и Павла знаю, а вы кто такие?» и избил их. Вот и теперь происходит избиение, если не телесное, то духовное. Людям, которые этим занимаются, грозит психическое, а главное. полное духовное расстройство. И самое печальное: заражаются окружающие люди. Когда Христос изгнал демонов из гадаринских бесноватых, он послал их в стадо свиней. А теперь в кого вселятся эти демоны, если выйдут? Вот стоит толпа, разинув рот и глаза. И выходят бедные. Вот что происходит! Так что имейте в виду, насчёт народных целителей. Есть народные целители, которые лечат травами, некими рецептами, пожалуйста. А всякие колдуны и колдуньи, читая молитвы и обращаясь к иконам, совершают кощунство.
Алексей Ильич Осипов.