Содержание
Уникальная икона Димитрия Ростовского
Научно-образовательная информационная система «Научная Сеть»
Мельник А. Г.
Икона св. Димитрия Ростовского с 36 клеймами чудес. Конец XVIII в. Мышкинский народный музей.
Вскоре после канонизации Димитрия митрополита Ростовского, произошедшей в 1757 г., его культ обрел всероссийское значение. Поэтому до нас дошло огромное количество иконописных изображений этого святого. Причем они так широко распространены, что еще не было сделано попытки их учета и классификации. Однако уже и теперь известны различные варианты его единоличных изображений и житийных икон. На этом фоне совершенно особое место занимает икона Димитрия Ростовского с 36 клеймами посмертных чудес, хранящаяся ныне в Мышкинском народном музее1. До недавнего времени она оставалась неизученной и практически неизвестной. В 1998 г. данная икона была представлена на выставке «Иконография ростовских святых»2. В процессе экспонирования указанного произведения возникла возможность провести его исследование, с результатами которого знакомит предлагаемая работа.
Рассматриваемая икона происходит из церкви Вознесения села Круглиц Мышкинского района Ярославской области. В прошлом Круглицы входили в Рыбинский уезд Ярославской губернии3. Данная церковь расположена на правом берегу Волги напротив города Мышкина. По сообщению О. Б. Карсакова, икона поступила в музей в конце 1960-х — начале 1970-х годов.
Произведение имеет многочисленные потертости и мелкие утраты красочного слоя, в основном — по краям, а также многочисленные следы от гвоздей, крепивших утраченный оклад и венчики. Первоначальную живопись, которая никогда не записывалась, покрывает незначительно потемневшая покровная пленка. Важно, что сквозь нее живопись иконы достаточно хорошо различима. В целом же сохранность рассматриваемого произведения относительно неплохая4.
Живопись иконы выдержана в основном в красных, синих, зеленых и желтых тонах, однако окончательное суждение о цветовом строе памятника может быть высказано лишь после его раскрытия. Поэтому в настоящей работе основное внимание будет уделено иконографии произведения.
В левой части средника иконы на особом возвышении представлен Димитрий Ростовский в рост, в легком повороте вправо. На нем архиерейское облачение: саккос, омофор, палица, на голове митра, в левой руке посох, правая прижата к груди. Взор святого обращен к иконе Ватопедской Богоматери, изображенной в правом верхнем углу средника. Димитрий показан на фоне условного интерьера, который обозначают колонны, решетчатые оконные проемы и подобие портьеры.
Над головой святого имеется следующая надпись: «Образ стаго Димитрия ми рос но чуд»
В правом нижнем углу средника в картуше между текстами тропаря и кондака читаем: «Императору нашему Павлу Петровичу всему наследию и державе его». Данный текст позволяет приблизиться к определению времени создания рассматриваемой иконы. Ясно, что она возникла в период правления императора Павла I, то есть между 1796 и 1801 г.
В нижней части средника на особом поле, четко отделенном от позема, имеется следующая пространная и чрезвычайно знаменательная надпись: «Описание о мощах и о чудесех стля и чудтворца Димитрия митрополита ростовскаго во время произвождения получившими же от болезней исцеления, и коих без далнаго затруждения в Ростов сыскать было можно, слетствие в генваре мце сего 1757 году, нижеявленные люди, явясь сами собою, по самой сущей правде и христианскои совести, при присутствии стеишаго Правительствующаго синода члена преосщеннаго Арсения митрополита ростовскаго и ерославскаго преосщеннаго Силвестра митрополита суждальскаго и юриевскаго да заседающаго в московской синодалной конторе ставропигиялнаго Симонова мнстыря архимандрита Гавриила».
Перед нами явно фрагмент или компиляция из нескольких фрагментов, взятых из следственного дела и указов о канонизации Димитрия Ростовского.
Следует напомнить, что митрополит Димитрий умер 28 октября 1709 года и погребен в соборной церкви Ростовского Яковлевского монастыря. В 1752 г. его мощи были открыты, и от них сразу же стали происходить многочисленные исцеления. На исходе 1756 года по именному повелению императрицы Елизаветы Петровны потребованы были св. Синодом от митрополита Ростовского Арсения Мацеевича записи о чудесах, совершавшихся при гробе святителя. Вскоре Св. Синод назначил следственную комиссию из трех лиц: самого митрополита Арсения, члена Святейшего Синода, митрополита Суздальского Сильвестра и архимандрита Гавриила, настоятеля Московского Симонова монастыря, в то время заседавшего в Московской Синодальной конторе, для осмотра мощей святителя и для дознания о происходящих при этих мощах чудесах5.
«Следственное дознание» происходило в Ростове в январе 1757 г. и производилось указанными иерархами с чрезвычайной тщательностью. Допрашивались не только исцеленные от мощей Димитрия, но и свидетели, способные подтвердить эти исцеления. Все допросы детально протоколировались6. В итоге следственная комиссия пришла к убеждению в святости митрополита Димитрия. О результатах своей деятельности члены комиссии составили донесение св. Синоду, который, опираясь на него, обратился с докладом к императрице о причтении Димитрия к лику святых, на что последовало изволение государыни 1-го апреля 1757 года. А 22 апреля того же года св. Синод всенародно объявил о новообретенных мощах св. Димитрия7.
Как увидим ниже, одной из характерных черт рассматриваемой иконы является то, что она своеобразно отражает не только эту историю канонизации святого, но и некоторые специфические черты его культа во второй половине XVIII в. Последнее в немалой степени относится к клеймам произведения.
Они окружают средник двумя рядами и читаются слева направо. Первое клеймо расположено в верхнем левом углу, последнее — в правом нижнем. Данный порядок чтения клейм следует древней средневековой традиции. Гораздо менее традиционно выглядит оформление подписей к клеймам. Каждая из этих подписей располагается в нижней части клейма на особом выделенном цветом поле. Вспомним, что в древности соответствующие тексты, никак специально не выделяя, помещали либо на фонах клейм, либо рядом на полях иконы. Очевидно, создатели рассматриваемой иконы, особо выделив цитированный текст средника и тексты подписей к клеймам, стремились подчеркнуть значимость этих текстов в ее общем художественно-смысловом целом.
В названных текстах клейм кратко, но все-таки достаточно подробно рассказывается о чудесах от мощей Димитрия и по молитве к нему. Каждое из 36 чудес, отраженных в иконе, имеет свой четко обозначенный номер, соответствующий порядку чтения клейм. Данная нумерация, очевидно, следовала порядку фиксации чудес в официальных церковных документах конца XVIII столетия, который не всегда совпадает с реальной хронологией возникновения этих чудес. Сходна нумерация чудес на нашей иконе с нумерацией, принятой при публикации описаний этих чудес в Ярославских епархиальных ведомостях за 1876 г8. Точнее, нумерация с 1 по 29 чудо на иконе и в последней публикации совпадает, 30-е чудо на иконе соответствует 37-му чуду в той же публикации, следующие — с 31 по 36 чудеса иконы — соответствуют 30 — 35 чуду в упомянутой публикации.
Замечательно, что и текстуально подписи к клеймам иконы очень близки соответствующим описаниям чудес в той же публикации. Для примера ниже приведу тексты 1-го, 2-го и 3-го клейм и соответствующие тексты публикации 1876 г.
Тексты иконы | Публикация чудес 1876 г. |
Ростовскаго уезду, чудо 1, вотчины господина Михаила Михаилова села Лазсарцова вдова Мария Варфоломеева, слепа, ннее время 1753 года получила прозрение от стаго Димитрия митрополита, которая по обещанию заставила петь панихиду, и после того видит стезю и ныне ходит сама по себе, да еще же у нее была мота в голове, тая болезнь минула. | Чудо 1-е Ростовскаго уезда, вотчины господина Михайла Михаиловича Волынскаго, села Лазорцева бобылка Марья Варфоломеева, в осенее время 1753 года получила прозрение от преосвященнаго Димитрия митрополита, которая по обещанию заставливала петь панихиду, и после того стала видеть стезю и ныне ходить сама по себе; да еще же была у нее ломота в голове, и тая болезнь минулась. |
Чудо 2. 1754 году марта 10 дня Ерославскаго уезду помещика княгиня Евдокия Петрова Вязимская моли при гробе стаго Димитрия митрополита, обявила по совести: бывши де в болезни своей, глас: отиди противниче, отиди; заклинает тя Димитрии митрополит. И потом почувствовала себя свободну от болезни. Одержима бе горячкою животною болезнию, и для того нарочно приехала. | 1754 год Чудо 2-е. Марта 10. — Ярославскаго уезду помещица княгиня Евдокия Петровна Вяземская молилась при гробе Преосвященнаго Димитрия митрополита и объявила по совести, бывши де в болезни своей, слышала глас: отыди, противниче, отыди; заклинает тя Димитрий митрополит. И потом почувствовала себя свободну от болезни. Одержима бо бе горячкою и животною болезнию, и для того нарочно приезжала. |
Чудо 3. 1753 году марта 16 дня Пеславскаго уезду Залескаго въдова Праскева Артемева Марковых, бывши при гробе стаго Димитрия, обявила по совести: 1753 в декабре мце была в болезни горячкою и слышала глас: иди и помолися при гробе стаго Димитриа митрополита, и потом лехчае еи болезнии, и бывши в Москве сего 754-м году, видела в видении стаго Димитрия во одежде архиереискои и слышала глас Димитрия митрополита: идет в Москве пожар тушить, и оная вдова сказывает и о пожаре, что был в Москве пожар на утро после того, и погорели одни кров. | Чудо 3-е. Марта 16. — Переславскаго уезду Залесскаго вдова Параскева Артемьева Марковых, бывши при гробе Преосвященнаго Димитрия объявила по совести: в прошлом де 753 году в декабре месяце была в болезни горячкою одержима и слышала глас: Иди и молися при гробе Димитрия митрополита, и потом легчае бысть ей от болезни, и бывши в Москве в феврале месяце в 754 году видела в видении Преосвященнаго Димитрия митрополита в одежде архиерейской и слышала глас: Димитрий митрополит Ростовский идет в Москве пожар тушить, и оная же вдова сказала о пожаре, что был в Москве пожар на утро после того и погорели одни кровли9. |
Сличение данных текстов иконы и публикации 1876 г. свидетельствует, что и те и другие восходят к одному протографу. Наиболее вероятно, что этим протографом был апробированный церковными властями текст кратких пересказов описаний чудес от мощей св. Димитрия и по молитве к нему. Несомненно, первые из этих кратких пересказов восходят к протоколам упомянутой следственной комиссии, а остальные — к записям соответствующих чудес, которые вели в Яковлевском монастыре по специальному указу Св. Синода.
Ниже приводится состав клейм иконы: 1) Чудо исцеления Марии Варфоломеевой из села Лазарцева Ростовского уезда; 2) Чудо исцеления княгини Евдокии Вязимской; 3) Чудо исцеления Параскевы Марковых из Переславль-Залесского уезда; 4) Чудо исцеления помещика Якова Сербенина; 5) Чудо исцеления крестьянской жены Федосьи Григорьевой из деревни Подберезья Ростовского уезда; 6) Чудо исцеления Василия Короваева из села Угодич Ростовского уезда; 7) Чудо исцеления Параскевы дочери крестьянина из села Великого Леонтия Антонова; 8) Чудо исцеления дворового человека статского советника Алексея Хвостова; 9) Чудо исцеления Анастасии Агаповой; 10) Чудо исцеления Евдокии Даниловой, жены соборного попа из Переславля-Залесского; 11) Чудо исцеления Евфросиньи Васильевой Яковлевской слободы Ростова; 12) Чудо исцеления Марфы Васильевой жены ярославского купца; 13) Чудо исцеления купеческой жены из Ярославля Марии Щениковой; 14) Чудо исцеления подканцеляриста Угличского духовного правления Алексея Курохтанского; 15) Чудо исцеления ярославского купца Якова Богомолова; 16) Чудо исцеления верхотурского канцеляриста Петра Шевелева; 17) Чудо исцеления сына бывшего пономаря из села Полянок Ростовского уезда; 18) Чудо исцеления копеиста межевой команды города Ростова Ильи Андропова; 19) Чудо исцеления Андреана сына работника Ярославской фабрики Затрапезнова; 20) Чудо исцеления канцеляриста Ивана Соболева; 21) Чудо исцеления Евфросинии жены дьячка Никольского погоста Ростовского уезда; 22) Чудо исцеления священника села Спасского Костромского уезда Димитрия Сергеева; 23) Чудо исцеления Ефимии Гринковой из Алатырского уезда; 24) Чудо исцеления костромского купца Василия Мушникова; 25) Чудо исцеления попа ростовской Петропавловской церкви Василия Алексеева; 26) Чудо исцеления помещицы Ирины Богдановой; 27) Чудо исцеления ярославского соборного диакона Терентия Иванова; 28) Чудо исцеления ярославской помещицы Екатерины Шайдаковой; 29) Чудо исцеления Пелагеи Маланьковой и сына ее Федора из Воронежской губернии; 30) Чудо исцеления майора Ионы Прончищева; 31) Чудо исцеления Ефимии Петровой из села Угодич Ростовского уезда; 32) Чудо исцеления крестьянина Федора Иванова из деревни Баборневой Костромского уезда; 33) Чудо исцеления крестьянина Василея Федорова из деревни Степачевой Ярославского уезда; 34) Чудо исцеления пономаревой жены Татианы Федоровой из села Староандре-евского Пошехонского уезда; 35) Чудо исцеления крестьянина Федора Артамонова из деревни Бабцина Ярославского уезда; 36) Чудо исцеления Сергия сына майора из Старицкого уезда Димитрия Кувтырева.
Большинство клейм иконы выполнено по одной схеме. В них, а точнее — во всех, кроме 10 и 19 клейм, мы видим на фоне условного храмового интерьера гроб с телом Димитрия. Святой облачен в саккос, омофор и митру, на груди — Евангелие. Большую часть фигуры от ног до груди окутывает покров, ниспадающий до пола. За гробом «стоячий» подсвечник с горящей свечой. На переднем плане, как правило, одинокий персонаж, получающий исцеление от мощей святого. Только в 29 и 36 клеймах перед гробом представлены по два персонажа — мать с исцеленным сыном. Но полного сходства между названными клеймами нет. От клейма к клейму художник варьировал формы и цветовое решение интерьера, позы и жесты персонажей, цвет Евангелия, одежд и покрова Димитрия.
Несколько по-иному решены 10 и 19 клейма. Как в том, так и в другом опять-таки в условном интерьере показан исцеляемый персонаж, возлежащий на ложе, а рядом явившийся к нему во сне Димитрий Ростовский.
Характерно, что одежды исцеляемых во всех 36 клеймах даны очень условно. Все женщины одеты в длинные с рукавами платья, на голове плат, на плечах некое покрывало. Все вместе эти одежды весьма напоминают иконописные одежды Богоматери и, по-видимому, мало соответствуют реальным нарядам русских женщин второй половины XVIII в.
Мужчины представлены в одеждах трех типов. К первому из них можно отнести наряд, состоящий из длинной до колен рубахи с рукавами, портов и сапог. Ко второму — одежды, практически не отличимые от вышеописанного женского наряда. У мужчин в этих клеймах нет только плата на голове. В третьем случае (22, 25, 27 клейма) исцеляемые были не светские, как в остальных клеймах, а духовные лица, поэтому они облачены в одежды, характеризующие их статус.
По сравнению с условными одеждами большинства представленных в иконе персонажей облачение св. Димитрия выглядит очень конкретно. Поразительно, что изображение облачения св. Димитрия в иконе довольно точно соответствует описи его мощей, составленной при их вскрытии 27 сентября 1752 г. Согласно этой описи, на голове Димитрия была «шапка рудожелтой тафты, на ней написаны святые образы», другими словами — митра. Облачен он был, кроме всего прочего, в омофор и саккос. «На персях» лежало Евангелие10.
Выходит, составитель иконографической программы исследуемой иконы был знаком с указанной описью.
Следует отметить, что отражение в иконе лишь 36 чудес, связанных со св. Димитрием, вовсе не обусловливалось действительным их количеством, зафиксированным ко времени ее написания. Так, к началу 1780-х годах официально уже было учтено 293 таких чуда11. Очевидно, авторы иконы в выборе именно 36 чудес исходили из двух установок. С одной стороны, они хотели показать, что чудес очень много, поэтому количество клейм превосходит обычные для житийных икон 24 клейма12. А с другой стороны — те же авторы стремились к максимальной симметрии и предельной законченности композиции иконы. А это возможно было лишь при выбранном количестве клейм.
Измерения позволяют представить, как происходило формирование общей композиции иконы. Очевидно, сначала ее поле было разделено на 42 одинаковых прямоугольника, близких к квадрату. Далее 6 из них, находящихся в центре, предварительно объединив, отвели для средника, а остальные 36 предназначили для клейм. С целью придания еще большей симметрии композиции мастер использовал следующий прием. Во всех клеймах, казалось бы, вопреки логике, Димитрий в гробе обращен головой к центру иконы, что подчеркивает и так ясно читаемую вертикальную ось симметрии всей композиции.
Возможно также, в числе 36 тогда усматривали и некий сакральный смысл.
Приведенное выше рассмотрение иконы свидетельствует, что ее авторы имели доступ к тогда еще, видимо, в большей части не опубликованным церковным документам по канонизации св. Димитрия и текстам описаний чудес, связанных с ним. Очевидно, замысел иконы во многом сложился под влиянием всех этих документов. Характерно, что записи о чудесах при воспроизведении на иконе, а также и текст средника сохранили весь присущий им изначально бюрократически-канцелярский дух.
Конечно, тот, кто заполучил указанные документы, и являлся автором основного замысла иконы. Этим автором не мог быть мастер, ее писавший, так как невозможно объяснить, каким образом и почему он, в общем-то рядовой художник, овладел названными источниками. Получить их тогда в руки мог лишь какой-то высокопоставленный заказчик иконы. К счастью, существует достаточно косвенных свидетельств, позволяющих уверенно утверждать, что им был Александр Петрович Березин. Ныне о нем известно следующее. А. П. Березин родился в 1732 г. в крестьянской семье. Его детство прошло в крайней бедности. С восьми лет он уже работал пастухом. И вот когда он пас стадо недалеко от селения Круглиц, «вдруг некий сверхъестественный свет озарил его душу, неописанный восторг согрел его тело; внимание его отверзлось, и он услышал следующие слова: «Господь тебя на труды поставил; не тужи, молись Богу, и будешь богат». Пятнадцати лет Березин отправился в Петербург. Постепенно он сделался одним из самых богатых купцов столицы. А. П. Березин прославился своей благотворительностью. В конце концов он был выбран городским головой Петербурга и стал поставщиком императорского двора, где «вошел в связи с многими придворными особами». Желая воздать благодарение за откровение, бывшее ему о его участи невдалеке от селения Круглиц, он решил на том самом месте построить церковь. Сначала начальство не соглашалось на построение церкви в поле, слишком удаленном от окрестных поселений. Но А. П. Березин сумел это преодолеть. Вскоре последовал из Св. Синода указ в духовную консисторию и такой же указ из Сената к градоначальнику, «чтобы не чинили препятствия при построении церкви на том месте, где Санкт-Петербургскому купцу Березину угодно будет». В результате в 1787 — 1790 г. была построена Вознесенская церковь. По заказу Березина церковь украсили внутри живописью, позолотою, снабдили необходимой утварью и колоколами. Из этой церкви происходит и рассматриваемая икона. Но создана она была уже после освящения церкви в 1790 г. и, следовательно, по особому замыслу.
Как видим, если А. П. Березин мог воздействовать через Сенат и Синод на местные светские и церковные власти, то он мог получить доступ к синодальным документам, касающимся канонизации Димитрия и чудес, связанных с ним. Конечно, это было не под силу простым прихожанам Вознесенской церкви. Следовательно, все говорит за то, что петербургский купец А. П. Березин являлся заказчиком исследуемой иконы и во многом — автором ее иконографической программы. Именно он, видимо, повлиял и на своеобразие художественного решения данного произведения, которое, несомненно, было выполнено при его жизни.
Сказанное, в свою очередь, позволяет уточнить датировку исследуемой иконы. Нижняя хронологическая граница ее появления определяется, как мы помним, временем начала правления императора Павла I, а верхняя — годом смерти А. П. Березина, последовавшей в 1799 г. Следовательно, рассмотренное в настоящей работе произведение возникло между 1796 и 1799 годами.
«Се покой мой, зде вселюся в век века» – пророчески предрек ростовский митрополит Димитрий, в марте 1701 г. впервые посетив Яковлевский монастырь. Эту обитель ростовский владыка избрал местом своего погребения, а она впоследствии стала мемориалом нового чудотворца, храня живую память о первом российском святом нового времени.
Митрополит Димитрий (1651–1709 гг.) являлся одним из выдающихся деятелей Русской Православной Церкви последней четверти XVII – начала XVIII вв., он прославил свое имя как архиерей, пастырь и проповедник, агиограф, летописец и публицист. Ростовская кафедра стала последним местом его служения, святитель возглавил ее в 1702 г. и управлял ею до 1709 г.
Владыка оставил распоряжение похоронить себя в Яковлевском монастыре, основанном в конце XIV столетия епископом Иаковом. В своем завещании он писал: «да погребут мя в монастыре Святого Иакова Епископа Ростовского, во угле церковном, иде же место назнаменовах, о сем челом бью».
В 1709 г., в ночь на 28 октября, митрополит Димитрий скончался и его тело было предано земле в юго-западном углу храма Зачатия св. Анны Яковлевского монастыря. 21 сентября 1752 г. произошло обретение мощей святителя, и спустя несколько лет, на св. Пасху, 1 апреля 1757 г., они были оглашены «совершенно святыми».
Ростовский митрополит Димитрий явился первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в XVIII столетии. У гроба ростовского владыки происходили сотни исцелений. Яковлевский монастырь, хранивший чудотворные мощи святителя, стал центром паломничества для многих страждущих, стремившихся прикоснуться к новому источнику Божественной благодати.
В марте 1765 г. по воле императрицы Екатерины II, являвшейся ревностной почитательницей св. Димитрия, Яковлевский монастырь был объявлен ставропигиальным, вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Святейшего Синода. Обитель была причислена к монастырям второго класса и в ней была учреждена архимандрития. В том же году к Яковлевскому монастырю был присоединен располагавшийся по соседству с ним Спасо-Песоцкий.
Со времени обретения мощей св. Димитрия, материальное положение Яковлевского монастыря приобрело новую прочную основу: «обитель имела неоскудный источник к своему содержанию – чудотворные мощи св. Димитрия Митрополита Ростовского и особенное народное усердие к сему Святителю». Монастырь находился на государственном обеспечении, имел церковные доходы, но основным источником благосостояния являлись денежные вклады богомольцев – почитателей св. Димитрия.
Во второй половине XVIII в. монастырский ансамбль заново отстраивается в камне: сооружаются келейные корпуса, ограда, башни, высокая колокольня. В северо-восточном углу монастыря возводится новый монастырский собор – огромный и величественный храм св. Димитрия Ростовского. Строительство Димитриевского собора финансировалось графом Николаем Петровичем Шереметевым, пожертвовавшим монастырю 90 тысяч рублей. 27 октября 1801 г., в день памяти св. Димитрия, посвященный ему монастырский храм был освящен ярославским архиепископом Павлом.
В 1834 г. Яковлевский монастырь был возведен на степень монастырей первого класса, а спустя два года Святейший Синод указал присвоить монастырю наименование Спасо-Яковлевский-Димитриев. С этого времени имя святителя вошло в название монастыря.
По монастырской традиции, один из членов братии становился гробовым иеромонахом, хранящим величайшую святыню обители – мощи святителя. Самым известным из них был иеромонах Амфилохий, который более сорока лет состоял при гробе Димитрия и в первой четверти XIX в. прославил себя подвигом старчества. Этого старца, отличавшегося особенным благочестием, знали и почитали члены царствующей семьи.
В XIX – начале XX столетий на богомолье в Спасо-Яковлевском монастыре побывали все русские государи и многие великие князья и княгини царствующей фамилии. Открытие паломничества представителей дома Романовых в Спасо-Яковлевский монастырь было напрямую связано с канонизацией и прославлением Димитрия Ростовского. Со второй половины XVIII в. эта обитель посещалась высокими гостями чаще, чем древнейшая святыня Ростова – Успенский собор и другие монастыри города. Каждое посещение монастыря представителями царствующего дома возвышало статус обители. Духовный авторитет монастыря укреплялся, по словам настоятеля, епископа Иосифа, благодаря «всегдашнему благоволению всех царствующих особ к этому месту особливой благодати Божией».
Прославлению св. Димитрия способствовала монастырская ризница, в состав которой входили вещи, принадлежавшие ростовскому святителю, такие как митра, извлеченная из гроба митрополита Димитрия при обретении его мощей; атласные ризы малинового цвета, переделанные из его саккоса; белое полотенце, присланное святителю из Иерусалима. Наряду с мемориальными предметами в ризнице хранились вклады многочисленных почитателей св. Димитрия, как, например, пожертвованная графом Н.П. Шереметевым кованная золотая митра, украшенная бриллиантами и аметистами стоимостью в 12 тысяч рублей.
Дни, связанные с почитанием памяти св. Димитрия, отмечались в Спасо-Яковлевском монастыре с особой торжественностью. К их числу относились:
21 января – празднование иконы Ватопедской Богоматери,
25 мая – переложение мощей св. Димитрия в новую серебряную раку,
21 сентября – обретение мощей святителя,
28 октября – кончина св. Димитрия.
Заказным молебнам, акафистам и службам св. Димитрию Ростовскому, которые служились в обители по настоянию многочисленных богомольцев, не было числа.
Выбор митрополитом Димитрием Яковлевского монастыря местом своего захоронения, погребение владыки в монастырском соборе и обретение его мощей, причисление Димитрия Ростовского к лику святых и широчайшее распространение его почитания обусловили сохранение существования и процветание Ростовского Яковлевского монастыря. Не будет преувеличением сказать, что митрополиту Димитрию эта обитель была обязана жизнью, славой и богатством. Монастырь стал настоящим пантеоном ростовского святителя. В обители хранились мощи св. Димитрия, в ризнице находились связанные с ним реликвии, в его честь был освящен один из двух монастырских соборов, наконец, с XIX в. сам монастырь носил его имя. Со второй половины XVIII столетия все существование Спасо-Яковлевского монастыря было посвящено идее прославления святителя Димитрия Ростовского.
Тропарь, глас 81
Правосла́вия ревни́телю и раско́ла искорени́телю,/ Росси́йский целе́бниче, и но́вый к Бо́гу моли́твенниче,/ списа́ньми твои́ми бу́их уцелому́дрил еси́,/ цевни́це духо́вная, Дими́трие блаже́нне,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Православия ревнитель и раскола искоренитель, Российский целитель и новый к Богу молитвенник, сочинениями твоими неразумных ты вразумил, лира духовная, Димитрий блаженный, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак, глас 41
Звезду́ Росси́йскую от Ки́ева возсия́вшую,/ и чрез Но́вград Се́верский в Росто́в дости́гшую,/ всю же страну́ сию́ уче́ньми и чудесы́ озари́вшую,/ ублажи́м златослове́снаго учи́теля Дими́трия,/ той бо все́м вся написа́, я́же к наставле́нию,/ да всех приобря́щет, я́коже Па́вел Христу́,// и спасе́т правове́рием ду́ши на́ша.
Перевод: Звезду Российскую в Киеве воссиявшую и через Новгород Северский в Ростов дошедшую, всю же страну нашу учениями и чудесами озарившую, прославим красноречивого учителя Димитрия, ибо он для всех написал все к наставлению, чтобы привести всех ко Христу, как Апостол Павел (1Кор.9:22), и спасти Православием души наши.
Молитва 1-я
О, преблаже́нне святи́телю Дими́трие, вели́кий уго́дниче Христо́в, Златоу́сте Росси́йский! Услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и принеси́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому и Человеколю́бцу Бо́гу, Ему́же ты ны́не в ра́дости святы́х и с ли́ки Ангел предстои́ши: умоли́ Его́ благосе́рдие, да не осу́дит нас по беззако́нием на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й. Испроси́ нам у Христа́ Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ благопло́дие, и во всем вся́кое изоби́лие и благоде́нствие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от ще́драго Бо́га, но во сла́ву Его́ и в прославле́ние твоего́ заступле́ния. Да́руй нам богоуго́дно прейти́ по́прище вре́менныя жи́зни: изба́ви нас от возду́шных мыта́рств и наста́ви нас на путь, веду́щий в селе́ния пра́ведных, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, зря́щих Бо́жия Лица́ неизрече́нную добро́ту; Це́рковь же Святу́ю от раско́лов и ересе́й сохрани́, ве́рныя укрепи́, заблужда́ющия обрати́, и всем да́руй вся, ко спасе́нию и сла́ве Бо́жией подоба́ющая; оте́чество твое́ сохрани́ от враго́в ненаве́тно, но побора́й ору́жию крестоно́снаго во́инства; и пода́ждь нам всем твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́еми, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем от вся́кия беды́ и напа́сти. Услы́ши моле́ние на́ше, О́тче Дими́трие, и моли́ непреста́нно о нас всеси́льнаго Бо́га, сла́вимаго и покланя́емаго в Трие́х Ипоста́сех, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 3-я3
О, преди́вный и пресла́вный чудотво́рче Дими́трие, исцеля́яй неду́ги челове́ческия! Ты неусы́пно мо́лиши Го́спода Бо́га на́шего о всех гре́шных: молю́ у́бо тя, бу́ди ми хода́тай пред Го́сподем и помо́щник на преоборе́ние страсте́й ненасы́тныя пло́ти моея́ и на одоле́ние стрел сопроти́вника моего́ диа́вола, и́миже уязвля́ет немощно́е се́рдце мое́ и, а́ки гла́дный и лю́тый зверь, а́лчет погуби́ти ду́шу мою́. Ты, святи́телю Христо́в, моя́ огра́да, ты мое заступле́ние и ору́жие! За твои́м соде́йствием сокрушу́ вся во мне сопроти́вная во́ле Царя́ ца́рствующих. Ты, вели́кий чудотво́рче, во дни по́двигов твои́х в ми́ре сем ревну́я о Правосла́вной Це́ркве Бо́жией, я́ко и́стинный и до́брый па́стырь, небла́зненно облича́л еси́ грехи́ и неве́жествия людски́я, и уклони́вшихся от стези́ пра́вды в е́реси и раско́лы наставля́л еси́ на путь и́стины. Споспеше́ствуй у́бо и мне испра́вити кратковре́менный путь жи́зни мое́й, да непреткнове́нно пойду́ по стези́ за́поведей Бо́жиих и неле́ностно порабо́таю Го́сподеви моему́ Иису́су Христу́, я́ко еди́ному Влады́це моему́, Искупи́телю и пра́ведному Судии́ моему́. К сим же припа́дая, молю́ся Ти, уго́дниче Бо́жий, егда́ изы́ти души́ мое́й из телесе́ моего́, изба́ви ю́ от те́мных мыта́рств, не и́мам бо до́брых дел ко оправда́нию моему́, не даждь сатане́ возгорди́тися побе́дою над немощно́ю душе́ю мое́ю. Изба́ви ю́ от гее́ны, иде́же плач и скре́жет зубо́в, и святы́ми моли́твами твои́ми сотвори́ мя прича́стника Небе́снаго Ца́рствия в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Личное прошение
Архиере́ю Бо́жий, святи́телю Христо́в Дими́трие! Молю́ тя, раб тво́й (имя), исхода́тайствуй ми́лость у Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, да моли́твами твои́ми пода́ст ми
4 октября, 10 ноября, 5 июня
Позолоченная серебряная рака, украшенная финифтевыми плашками с сюжетами жития и обретения мощей святителя пребывает в Димитриевском соборе Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Митрополит Димитрий (1651–1709 гг.) являлся одним из выдающихся деятелей Русской Православной Церкви последней четверти XVII – начала XVIII вв., он прославил свое имя как архиерей-подвижник, пастырь и проповедник, агиограф, летописец и публицист. Ростовская кафедра стала последним местом его служения, святитель возглавил ее в 1702 г. и в первый же год своего управления открыл школу — первую в России, на сцене которой силами преподавателей и учеников было поставлено одно из самых известных его драматических произведений «Комедия на Рождество Христово», в современных постановках известная как «Ростовское действо». В ночь на 28 октября/10 ноября 1709 г. во время молитвы перед келейными иконами митрополит Димитрий скончался. Согласно оставленному им завещанию его тело было предано земле в юго-западном углу храма Зачатия Пресвятой Богородицы Яковлевского монастыря. 21 сентября/ 4 октября 1752 г. были обретены мощи святителя. 1 апреля 1757 г., в первый день Пасхи, святитель был причислен к лику святых. За пять лет, пока в Святейшем Синоде шло дело о канонизации свт. Димитрия, в Яковлевском монастыре у его мощей было записано под присягой 288 случаев чудесной помощи и исцелений по молитвам к святителю. Ростовский митрополит Димитрий явился первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период и оставался единственным до конца XIX ст. Почитание святителя было необычайно широко. У его мощей побывали императрица Екатерина II, император Александр I, императрица Мария Федоровна, супруга Павла I; Александр II, Николай II с детьми, другие представители царствующего дома, в том числе великий князь Сергей Александрович с супругой великой княгиней Елизаветой Федоровной, некоторые из них неоднократно. Также у святых мощей свт. Димитрия молились такие известные подвижники, как свт. Филарет, митрополит Московский; Всероссийский батюшка отец Иоанн Кронштадтский; свт. Тихон, патриарх Московский.