Орден бенедиктинцев, бенедиктинцы, Орден святого Бенедикта (лат. Benedictini, , Ordo Sancti Benedicti, OSB) – старейший монашеский орден Католической церкви, основанный в Субиако и Мотекассино (Италия) святым Бенедиктом Нурсийским в VI в. Термин «бенедиктинцы» иногда употребляют по отношению к другим монашеским орденам, использующим «Устав святого Бенедикта», например, цистерцианцам, что не вполне корректно. Основа деятельности бенедиктинцев – молитвы, интеллектуальные занятия, религиозное искусство, миссионерская работа. Девиз ордена: «Молись и работай» (лат. «Ora et labora»).
После смерти св. Бенедикта основанный им монастырь Мотекассино просуществовал недолго и был разрушен лангобардами ок. 577 г. (позднее он был восстановлен). Монахи, поддерживаемые в своей деятельности папой римским Григорием I Великим, рассредоточились по разным странам, способствуя распространению устава и идей св. Бенедикта. Вскоре бенедиктинские монастыри возникли в Англии, Франкском королевстве, других странах Западной и Центральной Европы, в XI в. и в Восточной Европе. Среди великих бенедиктинцев этого периода выделяются св.Августин Кентерберийский, св. Виллиброрд, св. Адальберт Пражский и др.
Изначально «Устав св. Бенедикта» не предусматривал централизованной структуры, объединяющей монастыри. Поэтому до XI в. монастыри, использующие бенедиктинский устав, были независимыми. В X-XI вв. орден был реформирован: начали появляться конгрегации монастырей, от бенедиктинцев отделились ордена камальдулов и цитерцианцев, была проведена реформа монашеской жизни, т. н. Клюнийская реформа (см. Клюни).
В XIII в. Образовались новые ордены доминиканцев и францисканцев, изменилась структура европейского общества, что предопределило начало упадка ордена бенедиктинцев. Еще более усилился этот упадок в эпоху Реформации и, особенно, в XVIII в.
В XIX в. орден начал возрождаться. Движущей силой развития ордена стало изучение средневековой литературы, музыки, живописи, а также миссионерская деятельность в Африке и Азии. В 1893 г. папа Лев XIII объединил все бенедиктинские монастыри и конгрегации в Бенедиктинскую конфедерацию.
Невозможно переоценить вклад бенедиктинцев в культуру и цивилизацию западного общества. В эпоху раннего средневековья бенедиктинские монастыри были главными очагами культуры в Западной Европе. Из школ при бенедиктинских аббатствах вышло большинство выдающихся ученых того времени. Многие бенедиктинские монахи были выдающимися философами и богословами. В библиотеках при монастырях сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, организовывались школы. Чрезвычайно велики заслуги ордена бенедиктинцев по отношению к музыке, ее истории и теории. Начиная с папы Григория Великого почти все значительные деятели, о которых упоминает история музыки, были монахами-бенедиктинцами. Бенедиктинские монастыри оказали сильное влияние на развитие архитектуры, первые образцы романского стиля появились в аббатстве Клюни, готического – в аббатстве Сен-Дени (Франция). При монастырях организовывались ярмарки, оживлявшие торговлю; больницы, где лечили страждущих. Принимая путешествующих, монастыри фактически выполняли роль гостиниц.
В 2010 г. Бенедиктинская конфедерация состояла из 21 конгрегации и 6 независимых монастырей. Общее число монашеских обителей — 352. Общее число монахов — 7438, из них 3999 священников. Во главе конфедерации стоит аббат-примас, избираемый на срок 8 лет. Он представляет бенедиктинцев перед папой римским, но не имеет права назначать и смещать настоятелей монастырей.
Экспозиция «Католицизм»
Содержание
31.07.2017
Орден цистерцианцев, или белых монахов, был одним из самых успешных католических орденов Средневековья. Этому способствовали и принципы менеджмента, характерные скорее для нашего времени.
Белыми монахами цистерцианцев прозвали из-за их ряс, которые изготовлялись из неотбеленной и неокрашенной шерсти белых овец. Это одеяние монахи не снимали даже на ночь, оно было их единственной собственностью, если не считать столовой ложки и иглы, которой постриженики чинили свою прохудившуюся одежду. Владеть чем бы то ни было монахам цистерцианского ордена было запрещено, поскольку они стремились по всей строгости соблюдать правила святого Бенедикта Нурсийского, считавшего, что жизнь в монастыре должна отличаться суровой аскетичностью.
Полистать современное издание «Правил святого Бенедикта» можно на выставке «Цистерцианцы. Европа монастырей» в боннском музее LVR-LandesMuseum. Среди 200 экспонатов выставки, которая концентрируется на периоде средневекового расцвета этого и поныне активного ордена, — картины, скульптуры, рукописи, архитектурные модели, а также предметы повседневной жизни монахов.
Назад к истокам
Первое аббатство цистерцианцев было основано в 1098 году святым Робертом Молемским во французском Сито. От названия места, которое по-французски назыется Cîteaux, а по-латински сistercium и происходит название ордена.
Витраж из монастыря Мариенхаузен, 14-й век
Основывая новый монастырь, монах-бенедиктинец Роберт Молемский руководствовался желанием вернуться к истокам своего ордена, возрадить традицию строгого воплощения в жизнь устава святого Бенедикта: вести отшельническую жизнь, отказаться от всего лишнего, питаться тем, что вырастил своими руками. Можно сказать, что новый орден цистерцианцев появился в результате попыток реформировать орден бенедиктинцев.
В своих стремлениях Роберт Молемский был не одинок. Его примеру последовали тысячи, прежде всего, молодых людей по всей Европе. Начиная с 11-го века и вплоть до середины 13-го века цистерцианцы основали более 650 монастырей, в том числе в Германии, Англии, скандинавских странах, Италии, Испании, Венгрии. Этот орден создал сеть монастырей по всему континенту и стал одним из самых мощных и успешных христианских объединений того времени.
Успех цистерцианцев связан с именем еще одного святого — Бернарда Клервоского. В 1112 году он присоединился к монахам аббатства Сито. Затем по заданию своего ордена основал монастырь Клерво в Шампани. Бернард Клервоский распространял свои идеи во время поездок по всей Европе. Строго следуя правилам святого Бенедикта, он сам был для многих примером для подражания.
Единство и гибкость в интерпретации устоев
«Орден цистерцианцев в чем-то был очень современен, — рассказал в интервью DW Лотар Альтрингер (Lothar Altringer), куратор выставки в Бонне. — Он создал в Средние века то, что характерно для Европы до сих пор. Во-первых, все монастыри, а их насчитывалось до тысячи по всей Европе, молились и организовывали свою повседневную жизнь по единым правилам. Во-вторых, аббаты со всей Европы встречались раз в год в Сито. И тут происходило нечто, что кажется абсолютно современным: они приспосабливали свои правила, приводили их в соответствие с новыми условиями, потому что они видели, что общество меняется, а значит, они тоже не могут стоять на месте».
Стремление к простоте, желание сконцентрироваться на самом главном, характерные для цистерцианцев, распространялись и на их отношение к искусству. «В церкви должны были находиться только простые предметы искусства: крест, статуя Мадонны, не должно было быть золота и роскоши, лишь потир (чаша для принятия причастия — Ред.) мог быть позолоченным, — рассказывает Лотар Альтрингер. — Но выставка демонстрирует, что цистерцианцы не всегда придерживались своих собственных правил».
Монастыри цистерцианцев и их убранство
Мадонна на полумесяце украшала монастырь цистерцианцев в Эбербахе. Из собраний Лувра, терракота, 1415 г. Орден цистерцианцев, основанный в конце 11-го века, за два столетия стал одним из самых значимых и успешных христианских объединений Средневековья. На выставке в боннском музее LVR-LandesMuseum представлены предметы искусства из монастырей белых монахов.
Монастыри цистерцианцев и их убранство
Фрагмент алтаря из монастыря Камп, 1450 год. Аббатство Камп было основано цистерцианцами в 1123 году и стало первым на территории современной Германии.
Монастыри цистерцианцев и их убранство
Мария с младенцем из собраний музея LVR-LandesMuseum в Бонне, 1520-1530 гг. В убранстве монастырских церквей цистерцианцы стремились к простоте, используя, в частности, минимум красок. Но это правило не всегда соблюдалось.
Монастыри цистерцианцев и их убранство Мария и святой Бернард Клервоский
Мария с младенцем и святой Бернард Клервоский, основатель монастыря Клерво в Шампани, 1460 год. Из собраний музея имени Вальрафа-Рихарца в Кельне.
Монастыри цистерцианцев и их убранство
Ангел в облачении диакона из аббатства Мариенштатт в Германии. Дерево, 14-й век. Монастырь в Мариенштатт также был одним из первых, основанных цистерцианцами за пределами Франции, и существует по сей день.
Монастыри цистерцианцев и их убранство Монастырская руина
Руина монастыря Хайстербах в Зибенгебирге в Германии.
Монастыри цистерцианцев и их убранство
Страница Библии 1312 года, пергамент. Из фондов Берлинской государственной библиотеки.
Монастыри цистерцианцев и их убранство
Фрагмент распятия из бывшего монастыря Хайстербах в Германии, 1170-1200 гг. Экспонат из коллекции музея LVR-LandesMuseum в Бонне.
Монастыри цистерцианцев и их убранство
Шкатулка из слоновой кости из аббатства Мариенштатт, конец 12-го века. Из коллекции Епархиального музея Лимбурга.
1 | 9
Действительно, в экспозиции есть и разноцветные витражи, и позолоченные фигуры апостолов на алтаре, и искусно выполненные кресты, украшенные драгоценными камнями. «И это, наверное, свойственно человеку, — считает куратор. — В искусстве нам нужно нечто большее, чем простота. Поэтому службу и саму церковь стремились пышно украсить, подчеркнуть их важность. В этом вопросе цистерцианцы были открыты и изменили свою позицию, в том числе и потому, что принимали пожертвования, драгоценные вещи, которые получали в подарок и от которых трудно было отказаться».
Успешное экономическое предприятие
Монастырям жертвовали также лесные и пахотные угодья, скот и даже соляные шахты. Кроме того, при монастырях были мастерские, кузницы, мельницы, а также фруктовые сады. Эти владения обеспечивали существование монастырей и производили излишки, которые монахи продавали. Вообще, орден цистерцианцев был своего рода инновативным и очень успешным в экономическом плане концерном.
Жизнь монахов подчинялась правилу ora et labora — «молись и трудись». Они ложились спать на заходе солнца и вставали в два часа утра. Спали все в одном помещении на деревянных кроватях, покрытых мешками с тонким слоем соломы. Питались они два раза в день простой пищей: кашей, бобовыми, черным хлебом. По правилам им запрещалось есть мясо (хотя и тут были исключения, потому что птица, например, мясом не считалась) и жир. В целом, их условия жизни были тяжелыми, поэтому не удивительно, что монахи редко доживали до возраста старше 35 лет. И об этом тоже не следует забывать, говоря об истории успеха ордена цистерцианцев.
Ольга Солонарь
БЕНЕДИКТИНЦЫ
в широком смысле, все монахи, живущие по уставу св. Бенедикта Нурсийского; в узком — лишь монахи бенедиктинского ордена (но не монахи выделившихся из него самостоятельных конгрегаций — например, камальдулов, валломброзов, цистерцианцев). Когда св. Бенедикт в начале 6 в. основал монашеские общины в Субиако и Монте-Кассино, он не думал о создании ордена с четко организованной иерархией и системой подчинения. Его заботила организация самого уклада монашеской жизни и устройство отдельных монастырей. Поэтому бенедиктинский орден, древнейший из орденов Западной церкви, состоит из самостоятельных монашеских общин, объединяемых в «конгрегации» (либо по национально-географическому принципу, либо по принципу объединения вокруг «материнского» аббатства), которые, в свою очередь, образуют «федерацию». Конгрегации возглавляются председательствующими аббатами, а во главе федерации стоит аббат-примас с резиденцией в Риме. Такая организация в полной мере отвечает тем принципам, которыми руководствовался св. Бенедикт, рассматривавший каждый отдельный монастырь как самодостаточную и совершенно самостоятельную семью, поскольку и председатели конгрегаций, и верховный аббат наделялись лишь ограниченной властью. В осуществлении идеала монашеской общины как единой семьи важная роль принадлежит обету stabilitas loci (постоянства местопребывания), которым св. Бенедикт дополнил обычные монашеские обеты. Давая этот обет, монах обязуется до самой смерти оставаться в одном и том же монастыре, который, таким образом, становится его домом. Целью монахов-бенедиктинцев является святость жизни, и им дозволяются любые формы деятельности, не противоречащие общежитийному укладу и не препятствующие участию в совместных богослужениях. Бенедиктинцы достигли успехов на многих поприщах, и их миссионерская, педагогическая и научная деятельность принесла значительные плоды. Бенедиктинские аббатства стали центрами образованности и искусств и инициаторами экономических и сельскохозяйственных нововведений. На протяжении нескольких веков все школьное образование находилось в руках бенедиктинцев. В настоящее время они занимают передовые позиции в экуменическом движении и в подготовке литургических реформ. Женские монашеские общины бенедиктинок возникли одновременно с возникновением бенедиктинского ордена и в своей истории переживали те же этапы, что и весь орден в целом. Монахини некоторых из женских бенедиктинских аббатств ведут созерцательную жизнь, однако в других аббатствах сестры заняты активной деятельностью, включающей педагогическую работу на всех уровнях и заботу о сиротах, больных и престарелых.
ЛИТЕРАТУРА
Фроссар А. Соль земли. О главных монашеских орденах. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.
Монастырь бенедиктинцев в Катании — второй по величине монастырский комплекс в Европе и только за это его стоит посетить. Некогда самая влиятельная европейская обитель монастырского духа сегодня вмещает Факультет гуманитарных наук Университета Катании. А ещё музей, чудом сохранившиеся хозяйственные помещения, и другие постройки, которые и сегодня хранят в себе тайны одного из самых строгих монашеских орденов Европы.
За свою историю Монастырь бенедиктинцев пережил и землетрясение, и извержение вулкана. Но каждый раз будто птица Феникс возрождался из пепла. Сегодня этот памятник ЮНЕСКО предлагает туристу множество увлекательных экскурсий, квестов и прогулок.
Строительство
Монастырь Сан-Никола-Аль-Арена был основан в 1558 году. Тогда это было квадратное сооружение, в отделке которого использовался каррарский мрамор. Монастырь бенедиктинцев украшала изящная колоннада, а в центре квадрата расположился фонтан в форме четырех лепестков.
В 1669 году произошло извержение вулкана Этна. Потоки лавы достигли городских стен и нанесли сильный урон монастырской церкви Святого Николая. Стены устояли, монастырский сад был уничтожен полностью, превратившись в подобие лунного ландшафта.
Монастырский храм стали реставрировать в 1687 году. Завершить реставрационные работы не успели — шестью годами позже произошло разрушительное землетрясение, которое практически до основания разрушило все постройки района Валь-ди-Ното. Современные ученые считают, что оно достигало 7,7 баллов по шкале Рихтера. От монастыря уцелели подвал, часть первого этажа и 14 колонн. Почти все жители Катании погибли под завалами.
Но Монастырь бенедиктинцев был возрождён спустя девять лет. Здесь поселились монахи из других обителей и начался долгий период восстановления. По сравнению с первоначальными постройками новые сооружения выросли в размере и грандиозности, придав монастырю его нынешний исполинский статус. В реконструкции приняли участие известные архитекторы: Иттар, Батталья, Батталья Сантанджело, Палаццотто, а рабочие приезжали из всех сицилийских провинций.
Пышный декор одного из монастырских зданий, © Елена Сариева
Университет
Ещё одна удивительная метаморфоза произошла с Монастырем бенедиктинцев в Катании сравнительно недавно. В 1977 году здание передали местному университету. Но прежде, чем в его стенах могли обосноваться студенты, была необходима основательная перестройка. Задача казалась настолько сложной, что провели национальный конкурс, предложив всем жителям Италии направить идеи по реорганизации монастырского пространства. Но откликов, которые можно было бы воплотить в жизнь, не получили.
Проект реконструкции Monastero dei Benedettini разработал Джанкарло де Карло, а сам процесс занял целых 30 лет. В бывших конюшнях расположились аудитории, в кухне разместился музей, а подземелье заняла библиотека. Несмотря на то, что в части помещений использованы современные материалы и технологии, сохранена исходная планировка. Поэтому, бродя по университетским аудиториям, здесь по-прежнему можно узнать монастырские кельи. Посетители могут увидеть и мастерскую архитектора де Карло, который посвятил этому монастырю значительную часть жизни.
Библиотека монастыря, © michael kogan
Экскурсии
Посетить Монастырь бенидиктинцев в Катании совсем несложно. Ежедневно в рабочее время каждый час отправляются обзорные экскурсии по его территории. Сотрудники подходят к процессу их проведения творчески, поэтому побывать здесь можно днём, а можно предпочесть вечерний визит. В сумерках место, таящее в себе столько загадок, выглядит особенно таинственно.
Любители необычных форматов посещения музея оценят квесты «Сломанная печать» и «Секретный план бенедиктинцев». Маршруты позволят увидеть помещения, куда обычно не допускают посетителей, а также больше узнать о прежних днях монастырской обители. Можно выбрать театрализованные представления и, конечно, стоит посетить неоконченную церковь Сан-Николо Л’Арена. Со смотровой площадки на высоте 140 ступеней открывается восхитительный вид на монастырь и его окрестности.
Все экскурсии проводятся на итальянском языке. Экскурсионное обслуживание на английском и испанском необходимо заказывать заранее. Делать это нужно не позднее, чем за две недели до предполагаемого визита.
Недостроенный храм при монастыре, © елена сариева
Режим работы и стоимость экскурсии
Монастырь бенедиктинцев открыт ежедневно с 9:00 до 17:00 (время отправления последней экскурсии). В августе с 11:00, заключительный экскурсионный сеанс начинается в 18:00. Билеты можно приобрести в кассе монастыря, а цены уточнить на сайте.
Билет на стандартную дневную экскурсию стоит 8 евро, посетители старше 65 лет платят 5 евро. За посещение детьми и подростками до 18 лет нужно заплатить 2 евро.
За 14 евро можно приобрести комбинированный билет. Помимо монастыря бенидиктинцев он включает возможность осмотра Епархиального музея и Ахиллианских бань.
Панорама внутреннего дворика монастыря бенедиктинцев на Google-картах
Как добраться
Монастырь находится в центре Катании. Ближайшая автобусная остановка называется «P.zza Dante f/co Benedettini». От аэропорта Катании необходимо доехать до остановки «P.zza Borsellino» на автобусах № 524 или № 538. От Пьяцца Борселини до монастыря ходит автобус № 504 М, на котором нужно проехать две остановки.
От железнодорожного вокзала Катании до Монастыря бенедиктинцев чуть менее двух километров. Можно порадовать себя неспешной получасовой прогулкой по живописным городским улочкам или предпочесть автобусы № 2–5 или 433. Ехать нужно до остановки «C.so Sicilia 15», где перейти на «Via Etnea 91» и пересесть на маршрут № 504 М.
Можно упростить себе задачу и воспользоваться услугами такси. Например, выбрать приложения Uber или Kiwitaxi.
Монастырь Сан-Николо Л’Арена на видео
Эта статья о монашеском ордене католической церкви. Для подобных монашеских орденов Восточной Православной церкви см. Орден Святого Бенедикта (Православный) . Для аналогичных монашеских орденов англиканского сообщества см. Орден Святого Бенедикта (англиканский) . Для использования в других целях, см бенедиктин (значения) . «OSB» перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см OSB .
Орден Святого Бенедикта
Ордо Санкти Бенедикти
Рисунок на лицевой стороне медали Святого Бенедикта
Ora et Labora
( латинское слово «молиться и трудиться»)
529 ; 1491 год назад
Бенедикт Нурсийский
Аббатство Субиако
Католический религиозный орден
Церковь Сант-Ансельмо-аль-Авентино, Рим
Грегори Полан
Бенедиктинская конфедерация
католическая церковь
osb .org
Бенедиктинцы , официально Бенедиктинцы ( латыни : Ordo Sancti Benedicti , сокращенно ОСБ ), являются монашеский религиозным орденом в Католической Церкви после Правила Святого Бенедикта . Их также иногда называют Черными монахами из- за цвета их религиозных привычек . Они были основаны святым Бенедиктом Нурсийским , монахом VI века, который заложил основы бенедиктинского монашества, сформулировав свое Правило святого Бенедикта.
Несмотря на то, что бенедиктинцы называются орденом, они не действуют в рамках единой иерархии, а вместо этого организованы как собрание автономных монастырей; у них нет генерального начальника или материнского дома с универсальной юрисдикцией. Орден на международном уровне представлен Конфедерацией бенедиктинцев , организацией, созданной в 1893 году для представления общих интересов ордена.