Величит душа Моя Господа,
и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе моeм.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре на смирение рабы Своея,
се бо от ныне ублажат Мя вси роди.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко сотвори Мне величие Сильный,
и свято имя Его, и милость Его
в роды родов боящимся Его.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Сотвори державу мышцею Своею:
Расточи гордыя мыслию сердца их
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Низложи сильныя со престол
и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ
и богатящияся отпусти тщи.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Восприят Израиля отрока Своего,
помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим,
Аврааму и семени его, даже до века.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Есть на земле место, к которому льнут Небеса, где ни на секунду не прекращается молитва, живут земные ангелы и на каждом шагу ощущается присутствие Пресвятой Богородицы. Гору Афон Пречистая избрала своим жребием и взяла под особенное попечение. Многие чудотворные иконы прославились на Афоне, а боговдохновенные молитвы афонских монахов спасали и продолжают спасать грешную землю от праведного гнева Божия. Но есть особая икона и особая молитва, история которых удивительна, чудесна и простыми человеческими мерками не объяснима. «Достойно есть» – этими словами православные величают Богородицу. А научил людей божественному песнопению святой благовестник, архангел Гавриил.
В 335 году стараниями императора Константина был воздвигнут на Святой Горе храм Успения Пресвятой Богородицы. Величественный по тем временам собор стал первым афонским храмом и доныне является центром духовной жизни иноческой республики. В алтаре его, напротив Престола, более тысячи лет пребывает чудотворный богородичный образ «Достойно есть». Икона – свидетельница многих бед, постигших храм, и соучастница его величия. С Афона невидимым светом она озаряет весь мир.
Содержание
История почитания
Византийский церковный поэт и гимнограф Косма Маюмский составил текст величания Пресвятой Богородице «Честнейшую Херувим». Этот гимн пели в храмах Византии, Святой Руси, Иверии. Но в 980 году произошло событие, которое заставило внести некоторые изменения в текст гимна. И было это так. Неподалеку от Кареи в келье подвизались старый монах-отшельник и его молодой послушник. Старец имел обыкновение накануне воскресного дня уходить молиться в храм. Подвижнику же приказывал оставаться в келье и творить свое правило.
Прошло совсем немного времени и в дверь кельи постучались. Молодой инок открыл дверь и увидел монаха, которого раньше в здешних местах не встречал. Тот попросился войти, и уже через несколько минут оба молились перед образом Богородицы «Милующая».
В конце правила послушник старца начал славословить «Честнейшую Херувим». Таинственный гость, становив его, ромолвил: «Не так ты Пречистую величаешь. У нас это делают по-другому». Где это «у нас» инок понял позднее. А пока гость запел: «Достойно есть яко воистину…» и только в конце добавил «Честнейшую Херувим». «Так и молись», – закончил он. Послушник плакал от переполнявших его сердце чувств, а от иконы продолжало исходить неземное сияние.
Боясь забыть услышанные слова, молодой инок попросил гостя их записать. Но на чем, разве что на камне начертать? От прикосновения ладоней таинственного посетителя камень размягчился и по нему, как по глине, тот написал текст молитвы. А после сразу засобирался в путь. Провожая гостя, инок поинтересовался его именем. Тот ответил: «Гавриил» и стал невидимым.
Вернувшемуся старцу послушник подробно рассказал все случившееся с ним. Тот же пришел в умиление, услышав боговдохновенные слова молитвы. А когда его молодой сподвижник показал камень с надписью, заключил: «Чудесный гость, нас посетивший, – архангел Гавриил. А молитва эта – еще одна из возвещенных людям ангелами».
Весть о случившемся быстро распространилась по всему Афону. Пропетую архангелом молитву включили в православное богослужение. С тех пор и поныне на всех службах, за небольшим исключением, звучит это песнопение. Камень с написанным текстом афонские монахи отослали в Константинополь в подтверждение истинности своего рассказа. Икона же, перед которой Архангел Гавриил через афонского послушника научил всех христиан величать Богородицу, стала называться «Достойно есть», но и старое название «Милующая» за ней осталось.
За тысячу лет свое место икона покидала четырежды. Впервые в 1963 году – в дни празднования тысячелетия Святой Горы ее встречали в Афинах. В 1985 году икону привозили в Солуни по случаю празднования 2300-летия города. В 1987 году икона вновь была выставлена для всеобщего поклонения в древней элладской столице. Восемнадцать дней не истощал к ней человеческий поток. В 1994 году икона несколько дней пребывала на острове Крит.
Вразумление от иконы
В афонской летописи хранится повествование о том, как Пречистая Богородица вразумила иноков, не оказавших Ее образу должной чести и более того – хуливших на него. Издавна на восьмой день Пасхи монахи Кареи и близлежащих келий совершали крестный ход с иконой «Достойно есть». Но четыре насельника обители святого Дионисия отказались участвовать в этом священном действе. Они не только не пришли на службу в храм, но заперлись в своих кельях и не вышли навстречу образу, проносимому вдоль их обители. А двое из них кричали обидные слова и обзывали других монахов винопийцами и ядцами.
Не выдержала гнусного поведения Пресвятая Богородица. Внезапно пошел такой сильный дождь, что вода смывала все – вплоть до деревьев. А потом начался град, который уничтожил все насаждения на монашеских огородах. Но когда непогода закончилась, то все поняли: град падал только на огороды дионисиан. Все вдруг воспряло после дождя, только в обители хульников было грустно и страшно.
За презрение иконы и негодное поведение на монахов была возложена строжайшая епитимия. Весь год, до следующего крестного хода, провинившиеся иноки искренне каялись в соделанном. А при шествии иконы стояли на коленях, окропляя землю горькими слезами.
Подобное поведение позволили себе однажды насельники монастыря Кутлумуш. Они вообразили, что живущие в монастырях и кельях – разные по степени молитвенного подвига и приближенности к Богу монахи. И решили, что им недостойно участвовать в крестном ходе наряду с келиотами. За эту дерзость и были наказаны. Когда все молились в храме и готовились к крестному ходу, кутлумушцы остались в своей обители. На них напали морские разбойники, разворовали имущество монахов, многое сожгли. Узрев в этом явное Божье наказание, кутлумушцы попросили у Божией Матери прощения и больше не дерзали нарушать установленный для всех афонян древний обычай.
Иконография образа и молитвенная помощь
Молятся перед образом об исцелении от болезней – душевных и телесных. Молитва особенно помогает не заболеть во время эпидемий. Любое дело христианин начинает со слов «Царю Небесный», а заканчивает «Достойно есть». Если произошел несчастный случай, то помочь беде может обращение именно к этой иконе. Просят у Богородицы «Достойно есть» и о супружеском счастье.
Образ представляет собой поясное изображение Пречистой. Младенец прильнул к Матери и она поддерживает Сына под правую руку. Положение Богомладенца сходно с иконографией образа Взыскание. Иисус держит свиток с начерченными словами православного исповедания Богородицы. Такова иконография первоначального образа – того, перед которым впервые было возвещено богородичное славословие.
Более поздние варианты несут в своем изображении осмысление происшедшего события. В верхней части иконы воспаряют ангелы, а венчает композицию изображение Бога Отца в сонме ангелов. Присутствие ангельских чинов указывает на небесное происхождение песнопения, поведанного Гавриилом человечеству.
Поменялось в поздней иконографии и положение Богородицы и Христа – их царственный статус подчеркнут коронами над головами. А взоры обоих направлены на свиток. В некоторых вариантах надпись на нем содержит древнепророческое выражение о Царе мира Христе.
В русской иконографии, особенно стенописи, распространен другой, ростовой, вариант иконы. Пречистая изображена в тройной (реже в двойной) мандоле. Над Ней – изображение благословляющего Бога Отца. А вокруг – иерархия ангелов и святых. В обрамлении мандолы написан текст молитвы «Достойно есть».
Икона Достойно есть в России и чудеса от нее
В России во многих храмах есть списки с образа «Достойно есть». В Санкт-Петербурге ему построен храм. Ныне церковь действующая, и верующим она более известна как Храм Богородицы Милующей. До революции при храме были школа, больница, приют для бездомных. Советская власть храм закрыла и передала здания станции водолазной подготовки. Возрождение храма началось аж в 2006 году.
Одна из чудотворных икон, случаев исцеления от которой известно немало, находится в селе Белевка Самарской области. Известен случай исцеления от лейкемии четырехлетнего ребенка. Врачи отправили малыша умирать домой, отец ушел из семьи, а мама и бабушка не сдавались. Они отвезли ребенка в Белевку и прислонили к образу. «Горячо», – вскрикнул мальчик, а через восемь месяцев страшный диагноз врачами был отменен. В благодарность мать отреставрировала пришедший в бедственное положение образ. Работу реставратор оценил в 80 тысяч, но с его губ само собой сорвалось: 20. Оказалось, что именно столько осталось у женщины после безуспешного лечения сына у врачей.
В городе Нежине на Украине находится образ, привезенный с Афона в 1885 году. Икона много путешествовала по огромной стране, в которой все мы когда-то жили. И продолжает путешествовать. Огромная благодать обымает всех присутствующих в храмах, где она останавливается. К ней спешат за исцелениями, которые изливаются на верующих мощным потоком. По словам настоятеля храма, где постоянно пребывает образ, молитва перед иконой имеет силу разрешать всевозможные конфликты, особенно те, которые связаны с работой или взаимоотношениям граждан и государства. Известен случай, произошедший у образа два года назад. К иконе подошла женщина, которой на днях предстояла очень серьезная операция и помолилась перед ней. Она почувствовала в своем теле непривычное жжение. Через несколько дней женщина сообщила настоятелю, что после предоперационного осмотра врачи пришли в недоумение: ее почки были совершенно здоровы. Необходимость в операции пропала.
Русское присутствие в богоизбранном месте
В 1841 году неподалеку от того места, где когда-то стояла келья, был учрежден русский Андреевский скит. Главный собор обители до сих пор восхищает свой купол к небу и привлекает взоры православных паломников. Он – свидетельство былого величия русского присутствия на Святой Горе. Скит сильно пострадал в период так называемой имяславской смуты – мистического движения, возникшего в начале ХХ века в среде русских монахов на Афоне.
После октябрьского переворота в России иссякла материальная помощь инокам. А бушевавший три дня пожар 1958 года уничтожил почти все постройки, сгорела библиотека с древними рукописями, через четыре года упокоился о Бозе последний русский игумен. Прошло с тех пор более двадцати лет забвения. В конце 80-х в разрушенной обители поселились греческие монахи, и в 1992 году скит официально стал греческим.
День почитания иконы «Достойно есть» установлен Церковью 24 июня по новому стилю или 11 июня по православному летоисчислению. Именно в этот день, по преданию, архангел Гавриил посетил убогую келью неподалеку от Кареи.
На Святой Горе многое связано со словами «Достойно есть». Что и не удивительно. Величание это – венец молитвенного правила домашнего и вместе с «Тебе поем» является вершиной Евхаристического канона, без которого немыслима Литургия. В Греции даже паром, доставляющий на Афон паломников, носит такое имя. А ступающие на святой берег, произносят эту молитву как приветствие Хозяйке Горы, ее Верховной Игуменье – Пречистой Богородице. См. нашу статью Представительство России на Афоне.
«Я открою тебе самый страшный секрет, я так долго молчал, но теперь я готов: я создатель всего, что ты видишь вокруг, а ты моя радость, ты матерь богов…
Этот город убийц, город шлюх и воров, существует покуда мы верим в него, а откроем глаза — и его уже нет и мы снова стоим у начала веков…
Матерь богов, мы гуляли весь день, под мелким дождём твои мокрые джинсы комком лежат на полу, так возьмёмся скорее за дело…
Матерь богов, мы в который уж раз создаем этот мир, ищем вновь имена для зверей и цветов, несмотря ни на что побеждает любовь, так забьем и закурим, матерь богов…
Я рождался сто раз и сто раз умирал, я заглядывал в карты — у дьявола нет козырей, они входят в наш дом, но что они сделают нам? мы с тобою бессмертны…»
Наверняка многим эти слова знакомы, и вы их неоднократно слышали. Это песня «Матерь Богов» группы Наутилус, во главе с Вячеславом Бутусовым. 1997 год, альбом «Атлантида». Песня фигурировала в фильме «Брат», где её почему-то вставили в тот момент, когда Брат (Сергей Бодров) совершал диверсионный акт против барыг-кавказцев, на местном продуктовом рынке. Почему мы услышали её в этот момент, непонятно, тем более, что текст песни, как мне показалось, имеет возвышенный смысл. И уж никак не подходит под эти бандитские разборки.
Итак, я приступаю к рецензии этих нелёгких моментов целиком:
цитата:
Я открою тебе самый страшный секрет Уже интересно, нам предстоит услышать какой-то страшный секрет. С чем он будет связан, пока не ясно…
цитата:
я так долго молчал, но теперь я готов: я создатель всего, что ты видишь вокруг, а ты моя радость, ты Матерь богов… Ага. Всё понятно: речь, очевидно, идёт о некоторой мифической картине: перед нами Создатель, и некоторое создание, которое он ставит наравне с собой, даже несколько возвышая. Матерь богов, кто она? Явно чем-то не земная, увидеть её не возможно. Но нашему герою повезло: он сам создатель всего, соответственно имеет некоторые преимущества в этом плане.
цитата:
Этот город убийц, город шлюх и воров Стремительно падаем с небес на землю…
цитата:
существует покуда мы верим в него, а откроем глаза — и его уже нет и мы снова стоим у начала веков… Естественная правда жизни, тут нечего добавить. Мы сами строим тот мир, в котором живём. цитата:
Матерь богов, мы гуляли весь день, под мелким дождём Тут Матерь богов уже почти земное существо, она гуляет с нашим героем почти весь день, при этом не боясь промокнуть под дождём.
цитата:
твои мокрые джинсы комком лежат на полу Совсем земное существо…
цитата:
так возьмёмся скорее за дело… Каждый может понять по-своему что за «дело» может творить создатель с матерью богов (явно не в шашки играть), но очевидно то, что главгерой опять пользуется своим высоким положением. цитата:
Матерь богов, мы в который уж раз создаем этот мир Создатель (он же главгерой) уже испытывает к матери богов некторые чувства и разрешает ей тоже посоздовать чего-нибудь. Или это просто мужская солидарность? Нет. Это те славные чувства, описанные во многих древних преданиях, но сегодня уже забытые…
цитата:
несмотря ни на что побеждает любовь Я как раз об этом. цитата:
так забьем и закурим, матерь богов… Золотые слова! Забить на всё и пойти покурить. Кстати, вы заметили что Создатель и Матерь богов тоже балуют себя этой вредной привычкой? «Какие они боги!» — воскликнули бы некоторые после услышанного, но в моём понимании это служит той тонкой цепочкой, что связывает нас с ними, этими двумя счастливыми существами. цитата:
Я рождался сто раз и сто раз умирал, я заглядывал в карты — у дьявола нет козырей Любовь побеждает зло… Бедному дьяволу опять не повезло. цитата:
они входят в наш дом, но что они сделают нам? Действительно, что? — цитата:
мы с тобою бессмертны… .
«Бред» — скажете вы, «у Waffentraeger что-то с головой случилось, клин… «, но я отвечу (персонально для тех, кто не понял) — это мы, мы главные герои песни. Соответственно зависит от пола, кто Создатель, а кто Матерь богов. Каждый из нас это создатель, иногда находящий свою Матерь богов, иногда теряющий… Это и есть наш, общий секрет, про который говорилось в самом начале песни….
Waffentraeger
Этот бред можно обсудить тут: https://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?t=122845&postdays=0&postorder=asc&start=0
молитва
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Перевод
Поистине справедливо ублажать Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную, и Мать Бога нашего. Ты честью превосходишь херувимов и во славе своей несравненно выше серафимов. Ты девственно родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.
История молитвы
В X веке к одному афонскому послушнику в отсутствие старца пришел таинственный гость, монах, назвавшийся Гавриилом. Когда во время службы пришло время величать Богородицу, и послушник начал петь «Честнейшую Херувим…», то гость сказал: «А у нас не так величают Божию Матерь», — и произнес слова молитвы «Достойно есть…», а потом уже «Честнейшую Херувим…». Послушник попросил гостя записать молитву, но бумаги и чернил в келье не было, и тогда Гавриил начертал молитву пальцем на камне, который стал на время мягким, как воск. Затем гость внезапно исчез.
Когда вернулся старец, то послушник рассказал ему о ночном посещении и показал молитву, написанную на камне. Старец понял, что явившийся гость — архангел Гавриил. Камень с письменами передали в Константинополь, и с тех пор молитва «Достойно есть…» стала частью православного богослужения.
В келье находилась икона, которая с тех пор получила название «Достойно есть» в честь нового песнопения, а впоследствии прославилась чудесами. Однако перед самой той иконой
читаются свои, особые молитвы.