el_puzo 20.03.2017
Каждый из нас, хоть раз в жизни, но задавался таким вопросом, почему мне не хватает времени. Однако, не всегда ответ на него лежит на поверхности. Давайте разберемся, в чём причина нехватки времени, и что можно и нужно сделать, чтобы, наконец, начать успевать полноценно жить.
Недаром говорят: время — деньги. Умение правильно распоряжаться дарованными часами — это очень тонкое искусство, с непривычки ждёшь от суток продолжительности в 28, а то и в 36 часов. Однако, увы, время неумолимо, в сутках умещается только два оборот часовой стрелки, не больше и не меньше. Почему же одним, этого времени оказывается достаточно и на семью, и на карьеру, и на отдых, при этом они ещё и за собой следить успевают, и высыпаются, и в делах всегда передовики. А большинство из нас успевают поспать всего 5 часов за сутки, разбитыми приходят на опостылевшую работу, лишь для того, чтобы получит очередной выговор за невыполненный план. Как научиться правильно распоряжаться временем?
Давайте вместе попробуем разобраться в проблеме тотальной нехватки времени. Некоторые причины лежат на поверхности и очевидны каждому, в то время как о других стоит задуматься, так как они менее очевидны.
Содержание
- 1. Поздний утренний подъем
- 2. Не планируем свой день
- 3. Распыляемся на несколько задач одновременно
- Не можем расставить приоритеты
- Рассеянное внимание
- 6. Излишняя торопливость и суета
- Регулярно не перечитываем, не пересматриваем свои планы и цели
- Нас поглощают плохие мысли и отрицательное настроение
- Постоянно находитесь «в режиме аудита»
- Не пугайтесь неизвестных проблем в бизнесе
- Секрет мотивации – любить то, что делаешь
- Проверяйте, чем занимаетесь
- Работайте быстрее
- Не будьте строги к себе
- Всегда придерживайтесь правила 2-х минут
- Не читайте новости
- Говорите «нет” людям, с которыми вы не хотите проводить время
- Занимайтесь спортом
- ‘Done is better than perfect’
- Станьте профессиональным «жаворонком”
- Ставьте жесткие дедлайны
- Фокусируйтесь на самом важном
- Время действовать
- 1Отсутствие удовольствия
1. Поздний утренний подъем
Современный офисный мир живёт графиком с 9:00 до 18:00. И встаёт утром, обычно, чтобы только успеть собраться и доехать до работы. А вы никогда не задумывались, что более ранний подъем даст времени и для других дел, которые успеете сделать перед офисом. Утром мы особенно бодры (если конечно прошлый вечер не был бурным), мозг лучше воспринимает любую информацию, поэтому это отличное время для любого саморазвития, как духовного, так и физического. Например, один из действенных советов по занятию бегом — это утренние пробежки, кстати, и для фигуры это будет особенно полезно. Раннее пробуждение даёт преимущество перед другими людьми, которые еще спят.
Многочисленные исследования показали, что те люди, которые встают раньше всех остальных, успешнее в жизни. Проанализируйте жизнь достигших высот мужчин и женщин, и увидите, что многие из них начинают свой день очень рано. Или проще говоря: «Кто рано встает, тому Бог подаёт». Потратьте немного времени на себя:
- Как быстро похудеть в домашних условиях
- Как правильно ставить цели
Люди, которые утром любят поспать, чаще жалуются, что у них недостаточно времени, чтобы добиться всего, чего хотят.
2. Не планируем свой день
Чтобы понять, куда же делось наше время, нужно распланировать весь день. План действий на день — очень важный шаг для понимания и осознания ценности времени и взятия его под контроль. Сделайте запись всех своих действий за день, распишите время, которое тратиться на каждое действие.
- Проанализируйте фактическое время, которое тратите на всё, что делаете за день
- После, распишите, сколько, реально, нужно тратить времени на все эти дела
После такого анализа, поймёте, что много времени растрачиваете в пустую. Но при этом получите шанс переоценить все свои действия, сможете конкретнее распланировать день, и начать контролировать своё время. Делу — время, потехе — час. Главное не перепутать!
Не поленитесь прочитать статью:
- Что нужно начать делать сейчас — чтобы быть счастливым
Именно те, люди, которые не планируют и не отслеживают своё время, задаются вопросом, куда же оно делось и почему его не хватает ни на работе, ни дома. Это равносильно тому, как утекают сквозь пальцы все заработанные деньги, если не вести строгий бюджет.
3. Распыляемся на несколько задач одновременно
Все мы знаем, что человек может делать несколько дел одновременно. Но давайте рассмотрим так ли это. Нужно разобраться какие дела для нашего мозга обычные и не трудные, которые можем делать сразу несколько, а какие сложные и для них требуется подключение высших отделов мозга.
Обычные, простые задачи — это приём пищи, расчесывание волос и т.д., такие дела даже нельзя назвать задачей, это просто дела, которые мы можем выполнять сразу несколько, причем не задумываясь. Все обстоит по-другому с задачами, при которых наш мозг должен усиленно работать — он не может обработать и решить большое их количество, максимум две задачи, остальные просто блокирует. Поэтому нужно понять, что нельзя распыляться сразу на всё и впустую тратить своё время. Нужно решать задачи последовательно сделав одну, только тогда переходить к следующей. При таком подходе к любым делам сможете сохранить своё время.
Наш мозг может работать над двумя тяжелыми задачами сразу, но не более. Данное утверждение было доказано французскими учеными при обследовании добровольцев с помощью МРТ исследования.
Только на елку забраться и попу не ободрать, но не более, за один раз
Не можем расставить приоритеты
У большинства людей есть проблема с расстановкой приоритетов. Многие из нас не могут оценить задачи в порядке важности и поэтому теряют много драгоценного времени. Думайте о своих основных целях и делах, которые хотите сделать и разберитесь, что важнее для Вас на данный момент. Задайте себе вопрос: «Я действительно должен сделать эту задачу сейчас, или есть ещё что-то важное, что не требует отлагательства?». Займитесь приоритетными задачами, и только потом делайте остальные. Расстановка приоритетов гарантирует, что вы наиболее эффективно используете своё время.
В США ученые пришли к выводу, что умением грамотно расставлять приоритеты, обладает лишь малая часть населения страны, и отнесли эту способность к лидерским качествам, чем изрядно шокировали научный мир. Более того многие HR менеджеры взяли на вооружение результаты исследований и включили задачи по расстановки приоритетов в стандартное анкетирование при приёме на работу
Так что: Первоочередное — в первую очередь, второочередное никогда
Рассеянное внимание
В современном мире существует очень много факторов способных отвлечь нас от нужных и важных дел. Например, всемирная сеть, в которой существует масса различных развлечений, доступных нам все 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Не удивительно, что очень много молодых людей легко отвлекаются от своих основных целей и задач, а потом жалуются что совсем не хватает времени.
Рассеянное внимание бывает разное: оно может быть и от усталости, и от монотонной работы, от бессонницы. В таком случае нужно дать себе отдохнуть и с новыми силами приняться за дело, при этом стараться не отвлекать своё внимание на другие занятия. Лучшим вариантом будет закрыться, где-нибудь, где нет различного рода раздражителей: телефонов, гаджетов, интернета и людей отвлекающих от работы. Не стесняйтесь говорить людям «Нет», которые постоянно отвлекают, иногда это очень полезно для Вашей работы и сохранения драгоценного времени.
Медики всего мира отмечают увеличение числа детей с синдромом дефицита внимание. В первую очередь, такие неутешительные наблюдения связывают с веком информационных технологий, когда буквально с детства нас приучают к рассеиванию внимания: не замечать того, что происходит вокруг, толерантности, невмешательству. И, напротив, концентрированию внимание лишь на том, о чём нам говорят с экранов ТВ, газет и других авторитетных источников, по средствам психологических методик, постепенно превращая общество индивидов в легко управляемое человеческое стадо.
Внимание — дороже золота
Еще рассеянное внимание может быть от скуки или от занятия чем-либо, например, профессорская рассеянность или поэтическая мечтательность, т.е. трудность распределения внимания между разными объектами. Понятно, что со скукой нужно будет бороться и преодолевать её различного рода занятиями, которые смогли бы привлечь Ваш интерес. Бывает рассеянность связана и с психическими расстройствами, в таких случаях, конечно, нужно обращаться к специалисту.
6. Излишняя торопливость и суета
Есть много хороших русских пословиц на этот счет:
- Не торопись отвечать, торопись слушать
- Торопись на доброе дело, а худое само приспеет
- Прытко бегают, так часто падают
- Был такой, что торопился, да скоро умер
- Поспешишь людей насмешишь
Русские пословицы очень явно показывают и рассказывают нам, что не нужно торопиться в своих делах, нужно всё хорошенько продумать, а потом только сделать, чтобы не потратить лишнего времени на переделку.
В пословице — «Сделать на скорую руку», сказано, что дело сделано не очень хорошо, т.е. быстро и не качественно, и возможно всё придётся переделывать. При этом потратив время, которое можно было сберечь, сделав дело сразу и качественно.
Сосредоточьтесь делать и решать свои дела не быстро, а именно продуманно и без суеты, тогда Вы сохраните своё время и его будет хватать на вашу полноценную жизнь. Делайте всё с чувством, с толком, с расстановкой.
Регулярно не перечитываем, не пересматриваем свои планы и цели
Необходимо не только планировать свой день, но и всё остальное время в жизни. Люди, которые не перечитывают, не пересматривают свои планы и цели, тратят время и энергию впустую. Ведь некоторые из них со временем необходимо менять. Наша жизнь не стоит на месте, и вместе с ней движемся и мы со своими решениями. Меняются приоритеты, а сними и наши цели.
Еженедельно, ежемесячно или даже ежегодно перечитывайте, пересматривайте свои планы. И по мере необходимости изменяйте или совсем меняйте курс, чтобы ненужные задачи не съедали Ваше время, и не забивали день.
Нас поглощают плохие мысли и отрицательное настроение
Очень многие из нас сильно заняты на работе, поэтому обычно не хватает времени на всё остальное. Работа поглощает не только наше время, но и настроение, если конечно она не любимая. Чем больше перерабатываете без отпуска, или после рабочего времени, тем больше устаёте и накапливаете негативные эмоции. Нужно давать себе время на отдых и снятие стресса
Нужно решить для себя, что Вам важнее в жизни, работа, которая в лес не убежит или Ваше здоровье, которое напрямую зависит от хорошего настроения. Если решили что-то изменить и уделить больше времени своему здоровью и своей жизни, стать более счастливым, то нужно начинать прямо сейчас менять жизнь к лучшему и ни в коем случае не затягивать с этим. Иначе легко можно впасть в депрессию:
Как выявить признаки депрессии и помочь в борьбе с ней
У людей, которые всегда говорят, что у них всё плохо, так и будет. Если Вы будете сами распространять негатив, то он никуда от Вас и не уйдёт. Если постоянно говорить, что нет времени на тренировки, путешествия и т.д., то и не будет его хватать, чтобы сделать эти вещи.
Нужно быть честным с самим собой и говорить по существу, что мешает найти это время: «Я растрачиваю его, когда тороплюсь, или поздно встаю и т.д.». Найдите причину потери времени и попытайтесь её решить, тогда увидите сколько всего интересного, полезного и хорошего можно успеть сделать. Например, слетать в отпуск и хорошенько отдохнуть, а потом задуматься над своей жизнью — такая ли она, как вы мечтали?
Так много людей не пользуются техниками для управления временем. Мне часто приходят жалобы от людей на то, что у них нет времени, чтобы создать свой бизнес, развивать собственный бренд или вести блог. На самом деле, у вас куда больше времени, чем вы думаете. У вас есть целых 24 часа в день.
Скажем, вы работаете с 9:00 до 17:00. Восемь часов в день. И скажем, вы тратите на дорогу до работы и обратно два часа. Хотите провести время с семьей? Вы можете выделить на это два часа после того, как придете с работы. Нужно семь часов сна? Хорошо. У вас все еще остается пять часов в день.
Что же вы делаете с этим временем?
Скорее всего, вы как и все смотрите сериалы, сидите с друзьями в баре или отдыхаете, потому что устали работать весь день.
Вот шесть техник, которые помогут вам успевать больше:
Фото: Unsplash
Постоянно находитесь «в режиме аудита»
Люди часто удивляются, когда узнают, что я большой прокрастинатор. Но я также успеваю сделать многое. Я нахожусь в постоянном «режиме аудита». Я часто приоритизирую задачи и приступаю сперва к самым важным на данный момент делам. Я всегда подстраиваюсь под настоящее время. Если что-то было очень важным вчера, сегодня оно может иметь меньшее значение, в зависимости от того, что стоит на повестке дня.
Каждый день я чем-то занимаюсь, и пока я это делаю, я знаю, что не стою на месте. Мне не мешают огромные списки дел и приоритетов.
Не пугайтесь неизвестных проблем в бизнесе
Меня никогда не пугают вещи, которых я не знаю. Это важно. Многие люди ощущают большие трудности, потому что не обладают идеальными знаниями обо всем на свете. Им кажется, что у них должен быть четкий план для решения каждой проблемы. Я же постоянно работаю.
Если я работаю над одной проблемой, а затем возникнет вторая, я приступлю к ней. Если четвертая проблема выйдет из-под контроля, я переключу свое внимание на нее.
Я просто признаю тот факт, что моя игра бесконечна, и мне придется тушить костры друг за другом долгие годы. Поэтому я должен постоянно подстраиваться, не думая о том, делаю ли я идеальные шаги или нет.
Фото: Unsplash
Секрет мотивации – любить то, что делаешь
Я не теряю мотивацию, потому что люблю то, чем занимаюсь. Мне нравится летать на другой конец страны на встречу. Нравится предлагать продукт клиентам и слышать отказ. Нравится продавать.
Люди, которые любят весь процесс – самые счастливые. Моя работа не кажется мне «работой»; это мое любимое занятие.
Проверяйте, чем занимаетесь
Ничего нельзя добиться без усердной работы. Конечно, вы можете выиграть в лотерею, но каковы шансы? На самом деле, люди из инстаграма, заработавшие миллион за несколько месяцев, перед этим трудились долгие годы.
Но грязь – это не гламурно, поэтому никто об этом не говорит. Единственное, что я вам могу посоветовать – любить свое занятие. Только так вы сможете выкладываться на полную.
Фото: Unsplash
Работайте быстрее
Я не только работаю 18 часов в день, я работаю очень быстро в течение этого времени. Многие этого не понимают. Каждый день я пытаюсь успеть как можно больше. В моем офисе мы боремся за каждую минуту и секунду.
Мне кажется, что 95%-98% людей, которые читают эту статью, так не делают. Они не выжимают каждую минуту из дня. Они берут часовой перерыв и идут на обед. Они проверяют фейсбук и инстаграм каждые два часа. Откажитесь от этих занятий и старайтесь успеть как можно больше.
Не будьте строги к себе
Мне кажется, что я во всем виноват. Все ошибки моей компании – моя вина. Каждый проступок сотрудника лежит на мне, потому что я его нанял. Я создал процесс. И в то же время, я чувствую себя в такие моменты сильно уязвимым. Не стоит судить себя, за вас уже это делают другие.
У всех есть проблемы. Не будьте строги к себе.
Mark MarchenkoFollow Jan 20, 2017 · 6 min read Автор иллюстрации — гениальный Фил Руд
Признаюсь, люди, которые успевают сделать за двадцать четыре часа столько, сколько я делаю за неделю, восхищают меня. Не подумайте: я не поклонник подхода «отдохнем после смерти”, да и в трудолюбии мне еще очень далеко до какого-нибудь японца, которого свои считают немного лентяем.
Дело в другом: то, сколько времени у вас будет на отдых, зависит от того, как быстро и эффективно вы справитесь с основными задачами. Поэтому я решил выписать для себя несколько советов, которые действительно помогают на практике.
Расслабьтесь.
Нужно всего лишь научиться применять эти советы на практике, одновременно. Тогда и удастся почувствовать, как это — все успевать. В том числе и успевать отдыхать.
Всегда придерживайтесь правила 2-х минут
Данное правило впервые было сформулировано Дэвидом Алленом, придумавшим систему Getting Things Done, и это самое полезное, что вы можете почерпнуть из его одноименной книги.
Тут все просто: если задачу, стоящую перед вами, можно сделать за две минуты или быстрее— сразу же ее сделайте. Не записывайте, не планируйте, не откладывайте на вечер — просто возьмите и разберитесь с ней прямо сейчас. Сэкономите много времени и сил.
Не читайте новости
Чтение и просмотр новостей не приносит никакой пользы. Новости не информируют вас о том, что происходит в мире, они вводят вас в заблуждение и попутно награждают тоннами абсолютно ненужного информационного мусора, взамен забирая ваше время.
Это справедливо для телевизионных новостных передач, новостных сайтов и лент новостей в социальных сетях.
Вот чем их нужно заменять:
- Экстренные и важнейшие общемировые новости вы итак узнаете от окружающих людей — на работе, в университете, от соседей, в магазине.
- Новости на интересующую вас узкую тематику вы узнаете из тематических блогов, в которые иногда заглядываете.
- Следить за обстановкой в мире можно, читая аналитическую еженедельную прессу, например The Economist.
- Для краткого обзора происходящего — подпишитесь на email-рассылку. Выбирайте: есть ежедневная Meduza и еженедельная Takoe, а для тех, кто предпочитает новости на английском, цивилизация еще не придумала ничего лучше Quartz.
Говорите «нет” людям, с которыми вы не хотите проводить время
Надо бы сходить к ним, а то неудобно.
Надо бы встретиться с ним, а то неудобно.
Надо бы… человек же просит.
Помните: случаев, когда «неудобно” и кто-то «просит”, в вашей жизни может быть очень много. Нет никакого закона, согласно которому ваших времени и сил хватит на всех.
Не хватит.
Вы в любом случае кого-нибудь «заденете” и вам будет «неудобно”.
После этого все продолжат жить дальше. Трагедии не произойдет. У вас будет больше времени на важные дела и на то, чтобы быть с теми, кто вам действительно дорог.
А Вселенная этого даже не заметит.
Занимайтесь спортом
«Но ведь на спорт нужно время, а его итак не хватает”.
Не ведитесь, пожалуйста, на эту провокацию. На спорт действительно нужно время, и это выгодная инвестиция: если вы регулярно занимаетесь спортом, вы укрепляете свое физическое и эмоциональное здоровье. Вы будете лучше себя чувствовать, лучше соображать и быстрее справляться с поставленными задачами.
Всего лишь два-три часа занятия спортом в неделю принесут вам пять, а то и десять часов в неделю, которые вы сможете потратить на что-то еще.
‘Done is better than perfect’
Замечательный принцип. Примерный перевод звучит так:
Лучше сделать, чем продолжать доводить до совершенства.
Когда вы что-то сделали — вы получили результат. Его можно постараться улучшить, можно предпринять еще одну попытку, можно оставить все как есть и заняться чем-то еще. Главное, вы добились результата и получили опыт и информацию.
Ничего этого нет, пока вы в процессе.
→ Нельзя написать сразу идеальный роман — сначала нужно завершить черновик.
→ Нельзя написать идеально работающую программу — сначала должен быть прототип, который потом будет доработан.
→ Нельзя запустить идеально работающий бизнес — сначала он будет таким же несовершенным, как и вы. Только спустя время общими стараниями он станет таким, каким вы его задумали.
Позвольте другим людям видеть результаты ваших трудов и помогать вам на пути к совершенству. И побыстрее.
Станьте профессиональным «жаворонком”
Думали, наконец-то статья о тайм-менеджменте, в которой вас не призывают вставать пораньше? Как бы не так!
Предвосхищаю возгласы о том, что кто-то лучше себя чувствует, если спит до 11 утра, или кто-то лучше работает, когда за полночь.
Не будем обсуждать физиологию, ваши привычки и ваше уникальное видение того, чем можно заняться в промежутке с часу до двух ночи.
Есть простая истина: многие вещи, которыми можно заняться утром, вы не сможете сделать после одиннадцати вечера. Именно поэтому «жаворонки” успевают больше. Утренние часы просто более эффективны, потому что так устроен мир и общество: поздно вечером вы не сможете активно заниматься спортом, не устроите деловую встречу, не поиграете на пианино или гитаре, не прогуляетесь по парку, и еще много всего не сможете сделать.
Стоит только разменять несколько ночных часов на утренние — и вы поймете, насколько утро более продуктивно. Возвращаясь к подзаголовку — ложитесь спать пораньше.
Ставьте жесткие дедлайны
Познакомьтесь с законом Паркинсона:
«Работа заполняет все время, для нее отведенное.”
Закон этот был сформулирован в рамках сатирической статьи, опубликованной когда-то в The Economist, и высмеивал порядки, царившие в британских государственных учреждениях. На поверку он оказался применим и в других областях.
Вспомните, как часто вы давали себе определенное количество времени на решение задачи, и выполняли ее значительно раньше? Чаще происходит наоборот: все доделывается в последнюю минуту. Это не плохо и не хорошо, просто нужно ориентироваться на то, что мы сами устанавливаем темп, в котором работаем.
Четкие дедлайны помогают лучше планировать свой распорядок и не расслабляться.
Фокусируйтесь на самом важном
Ключевое слово тут «на самом важном”. Заметьте, речь идет о чем-то одном. Пусть другие выскажутся на эту тему:
Джейсон Фрайд, CEO Basecamp
«Говорите нет. Техники тайм-менеджмента и лайфхаки становятся нужны после того, как вы сказали «да” слишком многим вещам. И ничто не сравнится по силе со словом «нет”. Хотите все успеть — запланируйте меньшее количество дел. Я очень ответственно отношусь к тому, на что трачу свое время и внимание — ведь это самое важное из всего, что у меня есть. Если у вас и этого не будет — то вы не сможете заниматься тем, чем хотите. А если вы не можете заниматься тем, чем хотите — то какой вообще во всем смысл?”
И вот еще одна цитата:
Это Джони Айв, и он крепко призадумался о совете, который получил от Стива Джобса
«Стив часто спрашивал меня, скольким вещам я сказал «нет”, решив ими не заниматься. Я начинал честно перечислять все, от чего отказался, но на самом деле это не было никакой жертвой с моей стороны: за все это я итак не хотел браться. А быть на чем-то действительно сфокусированным, значит отказываться от идеи, которую ты считаешь настолько потрясающей, что дрожишь от предвкушения. Ты просыпаешься с мыслью об этой идее. И говоришь ей «нет”, потому что ты сосредоточен на чем-то другом.”
Время действовать
Подведем итог. Нет никакой магии, никаких суперспособностей и таинственных источников энергии. Секрет в том, чтобы правильно расставлять приоритеты и уделять полноценное внимание самому важному.
Вот подсказка со списком девяти советов, которыми мы решили пользоваться:
1. Просыпайтесь пораньше, утренние часы по определению более продуктивны
2. Если вы должны сделать что-то, на что уйдет не более двух минут — сделайте это прямо сейчас!
3. Не тратьте время на чтение новостей. Не волнуйтесь, без вас не начнут
4. Ставьте себе дедлайны, это поможет сохранять здоровый темп и не слишком расслабляться
5. Не стесняйтесь отказывать людям, с которыми вам не хочется или не нужно проводить время. Это время лучше провести с теми, кто вам дорог
6. Обязательно занимайтесь спортом
7. Сделанное всегда лучше того, что еще в процессе. Пусть результат не идеален, вы его получили — делайте выводы, переходите к следующей задаче
8. Фокусируйтесь на самом важном. Без сомнений отказывайтесь ради него от второстепенного
Бонус: и хватит уже читать все эти статьи про то, как повысить продуктивность! Просто идите и займитесь делом.
PsychologiesПсихология
Мы гордимся своей занятостью и мечтаем, чтобы в сутках было больше часов. Увлекаемся тайм-менеджментом и думаем, как здорово было бы вообще не спать. Незамеченным остается главное — напряжение и нехватку времени мы часто создаем себе сами. Как и почему это происходит, рассказывает создатель курса «Год счастья» Кира Ньюман
Прямо сейчас я чувствую, как желудок сжимается от стресса. Сегодня утром мне позвонила близкая подруга, которая нуждается в поддержке, поэтому я не смогла вовремя написать статью. В любой момент мне могут написать коллеги и попросить помощи с выполнением срочного задания. Кроме того, сегодня мне нужно пораньше уйти с работы, чтобы попасть к стоматологу. После этого я помчусь домой готовить ужин. Мне не хватает времени, и я знаю, что не одинока в этом.
На первый взгляд все очевидно: проблема в недостатке времени. Это правда, но лишь отчасти. Вот несколько научных открытий, которые помогут отличить реальную нехватку времени от давления, которое вы создаете сами.
1Отсутствие удовольствия
Социолог Сьюзан Роксбург провела исследование с участием 800 работающих испытуемых и выяснила, что, когда женщины занимались домашней работой более 10 часов в неделю, они чувствовали себя подавленными и ощущали нехватку времени. Когда такой же объем работы выполняли мужчины, они ничего подобного не чувствовали. Такая же закономерность наблюдалась и в случае волонтерской работы. Мужчины, которые больше времени посвящали волонтерству, были менее склонны к подавленному настроению. Женщины в аналогичной ситуации сталкивались с тревогой из-за нехватки времени.
Чтобы найти объяснение, понадобилось проанализировать, чем именно занимались люди. Выяснилось, что мужчины чаще выбирали более приятные виды домашней работы и волонтерской деятельности. Они стригли газоны и тренировали футбольные команды. Так они входили в состояние потока и чувствовали удовлетворенность. Женщины же чаще выполняли мелкие повторяющиеся задачи и скучную и изнурительную административную работу.
Неудивительно, что день, наполненный приятными увлекательными делами, воспринимался как менее тяжелый и напряженный по сравнению с днем, состоящим из сложных монотонных задач. Именно поэтому женщины субъективно ощущали большую нехватку времени по сравнению с мужчинами, которые тратили на работу по дому и волонтерство такое же количество часов.
Постоянно ощущаете острую нехватку времени? Возможно, вы не получаете удовольствия от того, что делаете. Так что, даже если вы и так чувствуете, что перегружены, попробуйте добавить в свою жизнь занятие, которое будет увлекать вас и приносить удовольствие.
Времени предостаточно. По крайней мере, так утверждает Лора Вандеркам, за 12 месяцев сумевшая подробным образом проследить, на что уходят ее минуты и часы. Работающая на полную ставку мама четырех детей, возрастом менее 8 лет, казалось, имеет полное право жаловаться, что времени ни на что не хватает. Но подробно расписав все свои рекордные 8784 часа, она вдруг увидела, что не только нет недостатка во времени, но его прямо-таки предостаточно!
В своей статье в Нью-Йорк Таймз Вандеркам объясняет свой эксперимент: «Я не открыла новый чудесный способ добавить по часу к каждому дню. Но я вдруг поняла, что байки, которыми я сама себя кормила насчет нехватки времени, не всегда были правдивыми. Ритм моих ежечасных дел и задач был не настолько быстр, как мне раньше казалось». Заглянув в свои записи, Вандеркам вдруг увидела, каким образом она тратила свое личное время («327 часов чтения»), и избавилась от заблуждения насчет «переработок». Ей казалось, что на работу она тратит 45-50 часов в неделю, но оказалось, что цифра гораздо ближе к 40. В итоге ее записи вскрыли довольно удобную ложь про «нет времени».
Я на Вандеркам не похожа. Я за своим временем так не следила. Но я обычно составляю очень подробное расписание. Ведь я мать пятерых детей, требующих не только чистой одежды и регулярного питания, но еще и участвующих в различных кружках и секциях. У моего мужа ответственный пост на работе, поэтому домашние дела мне приходится, по большей части, нести на своих плечах. К тому же после долгих лет в качестве стопроцентной домохозяйки я начала подрабатывать: теперь я пишу и выступаю на семинарах и конференциях. И вопросы, как мне это все удается, раздаются все чаще и чаще.
Довольно легко ответить на этот вопрос советом лучше распоряжаться своим временем. Совет этот я почерпнула из прочтенных мною книг, в которых ругают перегруженность нашего сознания информацией и страхами. В книжках этих рекомендуют составлять расписания и «списки проектов». Я этому совету следую, составляя упомянутые списки по приоритетам, а не по срочности.
Но утверждать, что все это я успеваю делать благодаря волшебной палочке «осознанного управления временем», не могу. Ведь между мной и довольно большим количеством «перегруженных мам» есть одно крайне важное отличие: у меня есть материальные преимущества. Когда дети были совсем маленькими, зарплаты моего мужа хватало с лихвой, чтобы освободить меня заботиться о детях и не работать. Сейчас же, снова встав в ряды работающих сограждан, я могу себе позволить нанимать помощников по дому и нянь. И это, несомненно, разгружает наш семейный календарь. А когда приходится уезжать в командировку, я решаю проблемы питания большой семьи с помощью местного ресторана, доставляющего вкусную и здоровую еду из фермерских продуктов до двери нашего дома. За деньги счастья, конечно, не купишь, но можно купить время и это лукавое «я все успеваю сама».
Шерил Сандберг, операционный директор в Фейсбук, тоже не страдает от недостатка ресурсов, которые помогают успешно распределять время и задачи. Она – автор изрядно нашумевшей книги «Не бойся действовать». Совсем недавно Шерил назвала некоторые заблуждения, высказанные в своей книге. Рано овдовев Сандберг признала, что не вполне понимала проблемы, которые возникают у матерей-одиночек, 35 процентов которых боятся, что не смогут прокормить своих детей и работают на двух (и даже больше) работах. «Я не представляла себе, насколько тяжело добиться успеха на работе, когда ты перегружен домашними заботами», – сказала Сандберг. Что автор нашумевшей книги вдруг осознала: не бояться действовать (следить за временем, распределять расписание, не говоря уже о нянях и помощницах по хозяйству) – это возможности, которые дает привилегированное положение.
«Скажи, что делать будешь с жизнью ты, она ценна и страсти преисполнена, но ведь она одна?», – пишет поэтесса Мэри Оливер.
Оливер понимает, что все мы, богатые и бедные, в распоряжение получили только одну жизнь. Человеческое сердце, словно механические часы, однажды «тикнет» в последний раз. И, возможно, в этом и есть наша главная проблема, когда дело касается времени: можно преуспеть в расписаниях и распределении задач, но время утекает все равно, и однажды оно закончится. Мы можем урывать и экономить часы и минуты, где-то даже их выигрывать и преумножать, но их все равно не будет в избытке. Время всегда будет в дефиците.
Страхи об утекающем времени посещают не только богатых. Более того, это не феномен современности. Моисей в молитве признавал краткость отведенного человеку времени: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс. 89:12). Псалмопевец осознает, что «дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет» (Пс. 102:15). Даже Иисус, который был еще до того, как мы стали исчислять время минутами и часами, понимал нашу жажду времени. В Нагорной проповеди, обращаясь к аудитории первого века нашего летоисчисления, Он призывает человека не беспокоиться: «И кто из вас, беспокоясь, может продлить себе жизнь хотя бы на один час?» (Мф. 6:27, Новый русский перевод). Мы все беззащитны перед кипящим потоком реки времени, который несет нас к последнему дню.
Как написал в своем романе Пол Хардинг, люди похожи на насекомых, которые ползут по циферблату часов. «Кажется, что мы видим и осязаем время, но не понимаем его в свете космического мироздания, признавая лишь, что у нас есть «большее предназначение», данное нам Создателем, и суть которого понятна лишь Ему Самому. И предназначение это есть благо для нас, оно пугает нас, оно нами не познано, и только вера может смягчить отчаянную боль и горести нашего прекрасного и ужасного мира. Оно просто, дорогой читатель, логично и изящно».
Время летит. Для всех нас. Но не для Бога.
Возможно, именно поэтому христианская вера способна утихомирить бурю беспокойства об истекающем времени. Как сказал Моисей, «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог» (Пс. 89:2).
Наши «дни» в Его вечных руках (Пс. 30:16).