Содержание
Ювеналий, схимитрополит (Тарасов Спиридон Алексеевич)
Дата рождения: 29 апреля 1929 г.
Страна: Россия Биография:
Родился 29 апреля 1929 г. на хуторе Большом Мечетном Семикаракорского р-на Ростовской обл. в благочестивой казачьей семье Алексея и Ульяны Тарасовых.
В 1949 г. окончил семь классов школы рабочей молодежи г. Шахты Ростовской обл. и поступил в Саратовскую духовную семинарию.
В 1953 г. окончил семинарию и 2 августа того же года митрополитом Ростовским Вениамином (Федченковым) рукоположен во диакона, а 4 августа тем же владыкой рукоположен в Ростове во пресвитера и назначен в г. Шахты к Михаило-Архангельскому молитвенному дому.
С августа 1955 г. ― священник молитвенного дома в честь Покрова Божией Матери в г. Новошахтинске.
В марте 1958 г. назначен настоятелем Вознесенского молитвенного дома г. Шахты.
С 1962 г. ― священник Георгиевского храма хутора Киреевки Ростовской обл.
В 1966 г. окончил Московскую духовную академию по заочному сектору со степенью кандидата богословия.
26 июня 1968 г. в Троице-Сергиевой лавре архимандритом Платоном (Лобанковым) пострижен в монашество с именем Ювеналий в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского.
4 января 1970 г. назначен настоятелем Успенского кафедрального собора г. Пензы, членом епархиального совета и благочинным церквей 1-го округа.
В ноябре 1975 г. возведен в сан архимандрита.
Решением Священного Синода от 11 ноября 1975 г. избран епископом Воронежским и Липецким. Архиерейская хиротония состоялась 16 ноября. Богослужение совершили митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), епископы Пензенский и Саранский Мелхиседек (Лебедев), Калининский и Кашинский Гермоген (Орехов), Тихвинский Мелитон, Вологодский и Великоустюжский Дамаскин.
16 июля 1982 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Иркутскую и Читинскую кафедру.
С 26 декабря 1984 г. ― Курский и Белгородский.
С 22-23 февраля 1993 г. ― Курский и Рыльский.
Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 25 февраля 2000 г. возведен в сан митрополита.
Постановлением Священного Синода от 17 августа 2004 г. почислен на покой по состоянию здоровья. В том же году принял великую схиму с именем Иувеналий в честь сщмч. Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского и Шацкого.
Скончался 13 января 2013 г. Похоронен 15 января на территории Знаменского кафедрального собора г. Курска.
На Курской кафедре при владыке были возрождены все древние обители: Курская Коренная пустынь, Рыльский Свято-Николаевский, Горнальский Свято-Николаевский, Свято-Троицкий монастыри, открыты сотни храмов, основаны обитель в честь Казанской иконы Божией Матери и Золотухинский женский монастырь во имя Алексия, человека Божия. Владыке Ювеналию удалось возродить Курскую духовную семинарию, открыть православную гимназию. Впервые в России в курских школах началось преподавание Основ православной культуры, а по радио стали транслироваться архипастырские выступления, беседы с радиослушателями в прямом эфире.
***
Схимитрополит Ювеналий (Тарасов): Вера в Бога и доброе отношение к людям — это и есть высшая правда и высшее состояние души
Образование:
1953 г. ― Саратовская духовная семинария.
1966 г. ― Московская духовная академия (заочно).
Научные труды, публикации:
Речь при наречении во епископа Воронежского и Липецкого 15 ноября 1975 г. ЖМП. 1976, № 2, с. 6-7.
Награды:
Церковные:
- 2009 г. — орден прп. Серафима Саровского I ст.
Почетный гражданин Курска и Курской области, обладатель множества церковных и правительственных наград.
Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий
(Поярков Владимир Кириллович)
Общие биографические данные
Родился 22 сентября 1935 года в городе Ярославле в семье служащих.
С 1946 года состоял в числе прислуживающих в алтаре Ярославского кафедрального собора при ярославских архипастырях.
В 1953 году, завершив среднее образование, поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил по I-му разряду.
9 октября 1956 года во время обучения в 4 классе семинарии в академическом храме во имя св. Иоанна Богослова поставлен во чтеца епископом Старорусским Сергием (Голубцовым).
В 1957 году поступил в Ленинградскую духовную академию.
10 октября 1959 года в Иоанно-Богословском храме при Ленинградской духовной академии пострижен в монашество архимандритом Никодимом (Ротовым) с именем Ювеналий, в честь святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского.
4 ноября 1959 года митрополитом Ленинградским и Ладожским Питиримом (Свиридовым) в Князь-Владимирском соборе города Ленинграда рукоположен во иеродиакона.
1 января 1960 года епископом Лужским Алексием (Коноплевым) в Николо-Богоявленском Соборе города Ленинграда рукоположен во иеромонаха.
В 1961 году в Патриаршем Богоявленском соборе на праздник Благовещения Святейший Патриарх Алексий I возложил на иеромонаха Ювеналия наперсный крест и набедренник.
7 июля 1962 года за усердное служение Святой Церкви Святейший Патриарх Алексий I наградил иеромонаха Ювеналия саном игумена с возложением креста с украшениями, а 14 июля — правом ношения палицы.
21 февраля 1963 года — возведен в сан архимандрита в Ярославском Кафедральном соборе членом Священного Синода архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым).
25 ноября 1965 года решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандриту Ювеналию определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела внешних церковных сношений.
25 декабря 1965 года в Иоанно-Богословском храме Ленинградской духовной академии состоялось наречение, а 26 декабря в Троицком соборе Александро-Невской Лавры — архиерейская хиротония, которую возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, Председатель Отдела внешних церковных сношений.
20 марта 1969 года — назначен епископом Тульским и Белевским с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела внешних церковных сношений.
18 июня 1971 года за усердные труды по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви (30 мая — 2 июня 1971 года) Святейшим Патриархом Пименом удостоен сана архиепископа.
27 апреля 1972 года удостоен Святейшим Патриархом Пименом сана митрополита.
30 мая 1972 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений, постоянным членом Священного Синода.
16 апреля 1976 года в связи с празднованием 30-летия Отдела внешних церковных сношений удостоен Святейшим Патриархом Пименом права ношения двух панагий.
11 июня 1977 года назначен митрополитом Крутицким и Коломенским.
22 сентября 2010 года митрополит Ювеналий известил Святейшего Патриарха о своем достижении 75-летнего возраста. На заседании Священного Синода 6 октября было постановлено (Журнал № 95): «Просить Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия продолжать управление Московской областной епархией. Выразить Преосвященному Владыке благодарность за многолетние труды по окормлению православной паствы Московской области».
10 октября 2010 года, во время первосвятительского визита в Орехово-Зуево, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, обращаясь к митрополиту Ювеналию: «Принимая во внимание ваши большие заслуги перед всей нашей Церковью и в связи с 75-летием со дня рождения, полагаю справедливым удостоить вас высшей иерархической награды права служения в преднесении креста Господня в пределах Московской областной епархии».
Исполняя послушания Священноначалия, Высокопреосвященнейший Ювеналий:
15 августа 1960 года назначен референтом Отдела внешних церковных сношений и переводится для обучения в Московскую духовную академию.
Летом 1960 года участвовал в качестве наблюдателя в составе делегации Русской Православной Церкви на Экуменической Ассамблее европейской молодежи в Лозанне и затем проходит курсы для студентов-богословов в Экуменическом институте в Боссе (Швейцария).
Работая в Отделе внешних Церковных сношений, одновременно в 1961/1962 учебном году преподавал Священное Писание Нового Завета в Московской духовной семинарии.
С 1961 года по 1983 год — участвовал в III, IV, V, и VI Ассамблеях Всемирного совета Церквей.
16 июля 1962 года — назначен настоятелем храма во имя святых Константина и Елены в Тегеле (Западный Берлин) и редактором журнала Среднеевропейского экзархата «Stimme der Orthodoxie» (Голос Православия).
23 января 1963 года — назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
В 1964 году возглавлял первую после революции 1917 года паломническую делегацию Русской Православной Церкви, посетившую Святой град Иерусалим и Святую Гору Афон, Иорданию, Сирию, Ливан, Грецию и Израиль.
22 декабря 1964 года — освобожден от должности начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и назначен заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений.
В 1967—1970 гг. — епископу Ювеналию поручено окормление приходов Японского благочиния.
В сентябре—октябре 1967 года совершил поездку в Японию для детального ознакомления с жизнью благочиния. 7 октября 1967 года по докладу епископа Ювеналия о поездке в Японию принято решение Священного Синода об упразднении благочиния и восстановления деятельности Православной Духовной Миссии в Японии. С 28 октября по 28 ноября 1968 года совершена вторая поездка в Японию. Во время пребывания в Японии состоялся первый собор клира и мирян Духовной Миссии в Японии, на котором было принято воззвание к клиру и мирянам Японской Православной Церкви, находившимся в расколе с Русской Православной Церковью. Устроение церковной жизни в Японии завершилось дарованием Русской Православной Церковью в 1970 году автономии Японской Православной Церкви и созданием Патриаршего подворья в Токио.
С 1968 года — принимал участие во всех Всеправославных совещаниях в составе делегации Русской Православной Церкви.
С 13 по 28 марта 1969 года посетил Грецию и Святую Гору Афон, где вел переговоры о пополнении монахами Русского Пантелеимонова монастыря.
10 апреля 1970 года Священный Синод поручил епископу Ювеналию временное управление Патриаршими приходами в США и Канаде. В связи с провозглашением автокефалии Православной Церкви в Америке и упразднением Экзархата Московского Патриархата епископ Ювеналий в мае—июне находился в США и занимался устроением церковной жизни в приходах Русской Православной Церкви в США, оставшихся в юрисдикции Московского Патриархата.
С 16 по 22 октября 1978 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на интронизации Предстоятеля Римской Католической Церкви Папы Иоанна Павла II в. Ватикане, Италия.
С 1973 года по 1990 год возглавлял делегации Русской Православной Церкви на собеседованиях с представителями «Пакс Кристи Интернационалис».
18—20 ноября 1979 года по приглашению Предстоятеля Православной Церкви в Чехословакии Блаженнейшего Митрополита Пражского Дорофея посетил Православную Церковь в ЧССР.
С 24 по 28 августа 1989 года находился с рабочим визитом в Риме, Италия.
В мае 1990 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на торжествах 20-летия автокефалии Американской Православной Церкви.
С 11 по 21 ноября 1991 года участвовал в работе 5-й экуменической встречи «Миссия и евангелизация Европы» в Сантьяго де Кампостелла, Испания.
С 20 мая по 2 июня 1992 года принимал участие в юбилейных торжествах в Свято-Тихоновской духовной семинарии в США.
10 ноября 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II направлен в город Ригу для обсуждения церковных вопросов с руководством Латвийской Республики.
С 31 марта по 4 апреля 1993 года участвовал в двусторонних переговорах представителей Константинопольского и Московского Патриархатов в Стамбуле, Турция.
С 21 по 28 января 1995 года во главе делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях представителей Русской Православной Церкви и Епископальной Церкви США в Америке.
Со 2 по 4 января 1996 года во главе делегации Русской Православной Церкви, по приглашению Патриарха Константинопольского Варфоломея, посетил Стамбул, Турция.
С 8 по 10 марта 1996 года участвовал в переговорах с Патриархом Сербским Павлом в Белграде, Югославия.
Со 2 по 4 апреля 1996 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви в переговорах с делегацией Константинопольского Патриархата в Цюрихе, Швейцария.
С 29 июля по 2 августа 1996 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви, участвовавшую в похоронах Блаженнейшего Парфения III, Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки в Александрии, Египет.
21—24 декабря 2000 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на погребении Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Диодора I.
15—17 сентября 2001 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви по случаю интронизации новоизбранного Патриарха Иерусалимского Блаженнейшего Иринея I.
С 7 по 9 декабря 2001 года во главе делегации Русской Православной Церкви принимал участие в торжествах, посвященных 50-летию дарования Автокефалии Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Праге, Чехия.
2 декабря 1977 года — назначен членом комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления Патриаршества на Руси.
23 декабря 1980 года — назначен Заместителем Председателя Юбилейной Комиссии по подготовке к торжественному празднованию и проведению юбилея 1000-летия Крещения Руси.
14 апреля 1981 года согласно поданному прошению был освобожден от должности Председателя Отдела внешних церковных сношений.
С 1993 по 1998 год — член правительственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского императора Николая II и членов его семьи.
С 1995 по 1998 год — председатель комиссии по художественному убранству Храма Христа Спасителя в городе Москве.
Со 2 по 3 августа 2007 года во главе делегации Русской Православной Церкви принимал участие в погребении Блаженнейшего Патриарха Румынского Феоктиста.
С 19 по 23 марта 2008 года во главе делегации Русской Православной Церкви принимал участие в погребении Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра.
С 24 по 27 марта 2008 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви в переговорах с делегацией Константинопольского Патриархата в Цюрихе, Швейцария.
С 11 апреля 1989 года по 22 марта 2011 года — занимал должность председателя Синодальной комиссии по канонизации святых; освобожден решением Священного Синода согласно поданному прошению.
С 1993 по 2009 год — являлся сопредседателем Оргкомитета по подготовке и проведению Дней славянской письменности и культуры.
Участвовал в заседаниях Поместных Соборов Русской Православной Церкви в 1971, 1988, 1990 и 2009 гг. Принимал участие в работе Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, проходивших в Москве в 1989, 1990, 1992, 1994, 1997, 2000, 2004, 2008, 2009, 2011, 2013 и 2016 годах, а также в работе Архиерейского Совещания 2015 года.
Митрополит Ювеналий в минувшие годы являлся:
- Членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства
- Членом Советского комитета защиты мира
- Членом Общественной комиссии Советского Комитета защиты мира по связям с религиозными кругами, выступающими за мир
- Членом Советского комитета за европейскую безопасность и сотрудничество
- Членом Совета Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами
- Членом Президиума Советского комитета солидарности стран Азии и Африки
- Вице-президентом Общества СССР-США
- Заместителем председателя Правления Общества СССР-Кипр
- Вице-президентом Общества дружбы СССР-ФРГ
- Членом Советского комитета поддержки народов Вьетнама, Лаоса и Кампучии
- Членом комитета советской общественности по правам человека и международному гуманитарному сотрудничеству
- Членом Российского Палестинского общества при АН СССР
- Членом Правления Фонда культуры РСФСР
- Членом комиссии СССР по делам ЮНЕСКО.
В настоящее время Митрополит Ювеналий является:
- Постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви (с 30 мая 1972 года);
- Митрополитом Крутицким и Коломенским, Управляющим Московской епархией (с 11 июня 1977 года);
- членом президиума Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, возглавляет работу Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества;
- председателем Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (с 12 марта 2013 года, постановление Священного Синода, журнал № 28).
Награды
Награжден орденами Православных Церквей:
- Александрийской — Святого Апостола и Евангелиста Марка;
- Антиохийской — Святых Апостолов Петра и Павла;
- Иерусалимской — Великим Крестом;
- Русской — святого равноапостольного великого князя Владимира I и II степени, преподобного Сергия Радонежского I степени, преподобного Серафима Саровского I степени, святого благоверного князя Даниила Московского I степени; юбилейной патриаршей грамотой в ознаменование 2000-летия Рождества Христова; в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе награжден Святейшим Патриархом Алексием II орденом свт. Иннокентия Иркутского II степени и юбилейной грамотой, патриаршей грамотой и памятным знаком в ознаменование 700-летия со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского, патриаршей грамотой кафедрального собора Храма Христа Спасителя в ознаменование завершения воссоздания всероссийской святыни; в 2009 году в связи с 50-летием служения в священном сане награжден Святейшим Патриархом Кириллом орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени; в 2014 году награжден Патриаршим знаком «700-летие преподобного Сергия Радонежского»;
- Грузинской — орденом святой равноапостольной Нины I степени;
- Болгарской — двумя орденами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени, святого преподобного Иоанна Рыльского;
- Польской — святой равноапостольной Марии Магдалины;
- Чехословацкой — орденом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I, II и III степени;
- Финской — орденом Святого Агнца;
- Синайской — орденом святой великомученицы Екатерины;
- Элладской — медалью святого апостола Павла.
Государственные награды
- Награждён орденом Дружбы народов (1985 год);
- в 1988 году — Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР;
- 11 августа 2000 года Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина награжден орденом Почета;
- 10 апреля 2006 года — орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени;
- 20 сентября 2010 года награжден Президентом РФ Д. А. Медведевым «Орденом за заслуги перед Отечеством» III степени.
- Награждён медалями и грамотами Всемирного Совета Мира, Советского Комитета Защиты Мира;
- почетной медалью и грамотой Советского Фонда Мира;
- почетной грамотой Президиума Советского комитета солидарности;
- медалью Советского Комитета солидарности стран Азии и Африки, Российского Палестинского общества при АН СССР;
- в 1995 году администрацией Московской области награжден почетной грамотой за большой вклад в миротворческую деятельность и духовное возрождение Московской области;
- медалью «В память 850-летия Москвы»;
- 22 октября 1999 года удостоен знака отличия «За заслуги перед Московской областью»;
- в 2000 году удостоен звания почетный гражданин города Подольска и награжден почетным знаком «За заслуги перед городом» высшей степени г. Подольска;
- в 2002 году присвоено почетное звание «Почетный гражданин Московской области», награждён знаком отличия «За заслуги перед Московской областью»;
- 19 августа 2002 года присвоено звание «Почетный гражданин города Коломны»;
- награжден медалью Министерства юстиции «За укрепление уголовно-исполнительной системы»;
- 4 сентября 2004 года присвоено почетное звание «Почетный гражданин города Дмитрова»;
- 18 сентября 2004 года присвоено почетное звание «Почетный гражданин Подольского района»;
- 12 ноября 2004 года за большой личный вклад и активное участие в работе многих общественных организаций митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий был награжден нагрудным знаком МОООП «За содружество»;
- 21 сентября 2005 года награжден высшей наградой Еврейской автономной области — почетным знаком «За заслуги перед Еврейской автономной областью»;
- 26 декабря 2005 года губернатор Московской области Б. В. Громов наградил митрополита Ювеналия почетным знаком «За полезное: за большой вклад в развитие духовно-нравственных традиций в связи с 40-летием епископского служения»;
- 17 июня 2006 года награжден высшей наградой Федерального агентства специального строительства России — Крестом Спецстроя России «За отличие в службе»;
- 29 мая 2007 года награжден знаком «За заслуги перед Московской областью»;
- 8 сентября 2007 года — почетный гражданин Ленинского района Московской области;
- 22 сентября 2010 года — губернатор Московской области Б. В. Громов наградил митрополита Ювеналия орденом Ивана Калиты;
- 14 ноября 2011 года награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Ученые степени, звания
- 4 июня 1961 года Ученым Советом Московской духовной академии присуждена ученая степень кандидата богословия за кандидатское сочинение «Внешние сношения Русской Православной Церкви с 1917 по 1944 годы» по кафедре История Русской Православной Церкви;
- Почетный член Ленинградской духовной академии (с 9 октября 1973 года);
- Почетный член Московской духовной академии (с 13 февраля 1974 года);
- Доктор богословия «Honoris causa» православного богословского факультета в Прешове, Чехословакия (18—20 ноября 1979 года);
- Профессор Российской международной академии туризма (2010 год).
Публикации и издания
- Третья Христианская Мирная Конференция в Праге. ЖМП, 1960 г., № 10, с. 27–32;
- Христианская Мирная Конференция молодежи в Праге. ЖМП, 1960 г., № 11, с. 35–40;
- Встреча молодых христиан Европы в Лозанне. ЖМП, 1960 г., № 10, с. 63–70;
- Доклад на Первом Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира в Праге 13—18 июня 1961 г. ЖМП 1961 г., № 8, с. 55–58;
- Встреча представителей Русской Православной Церкви с участниками Всемирного форума молодежи. ЖМП, 1961 г., № 9, с. 27–28;
- «Из жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». ЖМП, 1964 г., № 2, с. 20–22; № 6, с. 15–20;
- Речь при наречении во епископа Зарайского 25 декабря 1965 г. ЖМП, 1966 г., № 2, с. 12–14;
- Речь при открытии Консультации представителей Церквей — членов ХМК, Христианских и Экуменических советов и Региональных комитетов ХМК, апрель 1966 г. ЖМП, 1966 г., № 5, с. 34–39;
- Речь на приеме в честь участников Консультации. ЖМП, 1966 г., № 5, с. 39–40;
- О завершении стадии Второго Ватиканского Собора. ЖМП, 1966 г., № 3, с. 62–70;
- Роль Кипрской Православной Церкви в национально-освободительном движении киприотов до провозглашения Республики. ЖМП, 1969 г., № 3, с. 39–46;
- Проповедь на экуменическом богослужении в Севилье, 16 июня 1971 г. ЖМП, 1971 г., № 8, с. 58;
- Речь на открытии сессии Рабочего комитета ХМК в Москве 20–23 марта 1973 года. ЖМП, 1973 г., № 5, с. 35–36;
- Доклад на сессии Комитета по продолжению работы ХМК в Загорске 25–28 мая 1973 года. ЖМП, 1973 г., № 8, с. 38–43;
- Доклад на открытии III Богословского собеседования между представителями Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в Загорске 4 июня 1973 года. ЖМП, 1973 г., № 8, с. 60–62;
- Речь на заседании Рабочего Комитета ХМК в Москве. ЖМП, 1973 г., № 5, с. 35–36;
- Доклад, произнесенный на сессии Комитета по продолжению работы ХМК. ЖМП, 1973 г., № 8, с. 38–43;
- Письмо, направленное госпоже Ноуэлл Джонсон, в связи с 100-летием дня рождения Х. Джонсона. ЖМП, 1974 г., № 3, с. 40;
- Выступление на встрече религиозных участников Второй Ассамблеи за безопасность и сотрудничество в Льеже (Бельгия) 29 апреля 1975 года. ЖМП, 1975 г., № 7, с. 32;
- Обращение к участникам заседаний Комиссии ВСЦ по участию Церквей в развитии. ЖМП, 1975 г., № 8, с. 72;
- Доклад на торжественном заседании, посвященном 30-летию ОВЦС МП в Троице-Сергиевой Лавре 6 мая 1976 года. ЖМП, 1976 г., № 7, с. 17–21;
- Доклад на расширенном заседании Подготовительного комитета Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» в Москве в марте 1976 года. ЖМП, 1976 г., № 6, с. 42–46;
- Интервью корреспонденту ТАСС об итогах V Генеральной Ассамблеи ВСЦ в Найроби 23 ноября — 10 декабря 1976 года. ЖМП, 1976 г., № 2, с. 55;
- Приветственное послание юбилейному Конгрессу общества «Кипр — СССР», посвященному 60-й годовщине Великого Октября. ЖМП, 1977 г., № 7, с. 5;
- Доклад на заседании Международного подготовительного комитета Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» в Москве 28 сентября 1976 года. ЖМП, 1977 г., № 1, с. 44–48;
- Доклад на заседании Международного подготовительного комитета Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» в Москве 15–17 марта 1977 года. ЖМП, 1977 г., № 5, с. 39–42;
- Выступление на открытии Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» в Москве 6 июля 1977 года. ЖМП, 1977 г., № 8, с. 28–29;
- Слово на отпевании Высокопреосвященнейшего митрополита Никодима в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Ленинграде 10 сентября 1978 года. ЖМП, 1979 г., № 4, с. 33–34;
- Доклад на заседании представителей Церквей из СССР и США по разоружению в Женеве 27–29 марта 1979 года. ЖМП, 1979 г., № 6, с. 33–40;
- Слово, произнесенное на заупокойном богослужении в Успенском храме Новодевичьего монастыря в связи с годовщиной кончины Митрополита Никодима. ЖМП, 1979 г., № 12, с. 25–26;
- Доклад, произнесенный на консультации представителей Церквей из СССР и США по разоружению. ЖМП, 1979 г., № 6, с. 33–40;
- Речь при вручении диплома доктора богословия Православного богословского факультета в Прешове. ЖМП, 1980 г., № 3, с. 43–47;
- Слово в пасхальную ночь после заутрени. ЖМП, 1980 г., № 6, с. 28–30;
- Слово, произнесенное в Богоявленском соборе города Коломны по случаю празднования 600-летия Куликовской битвы. ЖМП, 1980 г., № 12, с. 12–13;
- Слово, произнесенное в Успенском храме города Богородицка, Тульской епархии, по случаю празднования 600-летия Куликовской битвы. ЖМП, 1980 г., № 12, с. 13–14;
- Выступление на IV Всесоюзной конференции Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. ЖМП, 1981 г., № 6, с. 49–50;
- Статья «Мир можно обеспечить только общими усилиями». ЖМП, 1983 г., № 1, с. 50–51;
- Статья «Мир можно обеспечить только общими усилиями». ЖМП, 1983 г., № 2, с. 65–67;
- Статья «К образованию новой Комиссии Советского комитета защиты мира». ЖМП, 1984 г., № 3, с. 47–49;
- Доклад: «Межрелигиозный вклад в решение ближневосточных проблем», произнесенный на заседании Российского Палестинского общества при Академии наук СССР. ЖМП, 1985 г., № 4, с. 59–60, № 5, с. 51–54;
- Книга «Человек Церкви» — к 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы. Москва, Московская епархия, 1988 г.;
- Книга «Человек Церкви» (второе издание) к 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы. Москва, Московская епархия, 1999 г.;
- Книга «От сердца к сердцу» к 25-летию управления Московской епархией Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Из архипастырского проповеднического опыта. Москва, «Раритет», 2002 г.;
- «Канонизация святых в XX веке». Сборник материалов и докладов митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых. Москва, издательство Сретенского монастыря, 1999 г.;
- «Канонизация святых в Русской Православной Церкви», выступление митрополита Ювеналия на XII Международных Рождественских Образовательных чтениях по теме «Подвиг новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества». 25 января 2004 года Москва, Государственный Кремлевский дворец. Москва, Московская епархия 2004 г.;
- Доклад Митрополита Ювеналия по канонизации святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. 3—8 октября 2004 года в Храме Христа Спасителя.
- Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на международной научно-богословской конференции «Россия — Афон: тысячелетие духовного единства» на тему: Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Афона в ХХ веке. 4 октября 2006 г. в храме Христа Спасителя.
- «Общество, школа, семья: традиции и современность», выступление митрополита Ювеналия на XV Международных Рождественских образовательных чтениях. 29 января 2007 года, Москва, Государственный Кремлевский дворец.
- Выступление на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях «Православные ценности как основа воспитания». 28 января 2008 года, Москва, Государственный Кремлевский дворец.
- Выступление на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях: «Состояние духовно-нравственного воспитания в системе образования Московской области». 26 января 2010 года.
10.09.2001 · Архив 2001
МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ ЮВЕНАЛИЙ: «КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТЫХ ДОЛЖНА СЛУЖИТЬ УКРЕПЛЕНИЮ ВЕРЫ И ОБЪЕДИНЕНИЮ ЧЛЕНОВ ЦЕРКВИ В ЛЮБВИ И СОГЛАСИИ»
10 сентября 2001 года в Библиотеке иностранной литературы имени М.И.Рудомино прошла 11-ая конференция памяти протоиерея Александра Меня на тему «Мученики ХХ века — новому тысячелетию». С докладом на открытии конференции выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии Русской Православной Церкви по канонизации святых. Ниже приводится полностью текст выступления Владыки Ювеналия.
Дорогие участники конференции! Обращаясь к теме мученичества, необходимо прежде всего уяснить смысл этого понятия.
Греческие слова «мартирия», «мартос» означают «свидетельство» и «свидетеля» о каком-либо факте или событии в области права, истории или религии (Ис. 20. 16; Втор. 5. 20; Пс. 88. 35-38). Русский перевод их словами «мученичество», «мученик» имеет в церковном словоупотреблении специальный оттенок — свидетельство об Истине страданиями за веру. В Новом Завете слова «мартирия», «мартирион», «мартос» приобретают значение преимущественно именно мученического свидетельства о Христе, Который есть «Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14. 6). В Откровении святого Иоанна Богослова происходит трансформация общего смысла «свидетельства», «свидетель» к более определенному смыслу — «мученичество», «мученик». Небесный Иерусалим, этот Храм Божий, для святого апостола Иоанна созидается в конце истории не только проповедью Евангелия (как у апостола Павла в 1 Кор. 3. 10-17), но и кровью мучеников.
О высоте подвига, к которому стремились мученики древней Церкви, свидетельствует то, что Сам Господь Иисус Христос назвал Себя «мартос пистос» — «Свидетелем верным» (Откр. 3. 14). В первые века христианства все пострадавшие за Христа вносились в списки святых в силу самого их подвига — очищения мученической кровью.
Рассматривая вопрос о канонизации святых с исторической точки зрения, можно увидеть, что основания для прославления угодников Божиих не всегда были единообразны. Они зависели не только от особенностей личного подвига того или иного святого, но также и от тех духовных потребностей, которые в каждый исторический момент Церковь находила необходимыми для блага и спасения своих чад.
Важнейшими критериями для канонизации во все времена жизни Церкви являлись: православие безукоризненное, добродетельная жизнь в сочетании с готовностью стоять за веру даже до крови, проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес, как при жизни, так и по смерти подвижника, народное почитание и, в некоторых случаях, нетление честных мощей.
В настоящее время, как и раньше, канонизации предшествует тщательное изучение исторических документов. Важными критериями для причисления к лику святых лиц, пострадавших в годы атеистических гонений ХХ века, являются твердое стояние в вере, высокие внутренние мотивы подвига, единство с Православной Церковью и непоколебимая уверенность в Ее торжестве. Существенно и то, что, претерпевая муки, святые не становились причиной страданий или гибели других людей.
Рассматриваемые Синодальной Комиссией по канонизации святых материалы поступают к ней либо от Святейшего Патриарха и Священного Синода, либо от епархиальных Преосвященных. Мирянам, занятым сбором сведений о подвиге веры того или иного подвижника, рекомендовано обращаться за благословением их деятельности к их правящим архиереям, и им же направлять результаты своих трудов для дальнейшего изучения по установившемуся порядку.
Прославление святых для общецерковного почитания совершается на Поместных или Архиерейских Соборах, а местночтимых — по благословению Святейшего Патриарха после благоприятного отзыва Синодальной Комиссии по канонизации святых.
В истории Русской Православной Церкви можно выделить пять периодов канонизации святых.
Первый — от Крещения Руси до Макариевских соборов. За это время канонизовано 68 святых. При канонизации особое внимание уделялось чудотворению от святых мощей.
Второй — собственно Макариевские соборы 1547 и 1549 годов. На них было прославлено для общецерковного почитания 39 угодников Божиих. Свидетельства о чудотворениях по-прежнему оставались важнейшим критерием.
Третий – от Макариевских соборов до учреждения Святейшего Синода в 1721 году. За это время в святцах появилось 146 новых имен. Были прославлены многие церковные строители и миссионеры. Произошло смещение акцента с чудотворений на заслуги перед Церковью и на личный подвиг, особо почитались благочестно пожившие епископы (в чем сказалась византийская традиция).
Четвертый период — синодальный — не столь богат канонизациями: всего лишь 10 имен для общецерковного почитания и 15 местночтимых святых. Была совершена одна соборная канонизация — святых угодников Киево-Печерской лавры (всего 118 имен). Сложности в проведении канонизации имели своим результатом появление в конце данного периода списков подвижников благочестия, чьи жизнеописания были опубликованы и которым только пелись панихиды (всего около 500 имен).
Пятый — современный период. Первая канонизация состоялась на Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 годов, когда были прославлены священномученик Иосиф Астраханский и святитель Софроний Иркутский. Затем после длительного перерыва канонизации возобновились в 1970 году, когда к лику святых был причислен святитель Николай (Касаткин), архиепископ Японский, и в 1977 году — святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский. Возродилась также практика внесения в святцы подвижников, канонизованных другими Церквами: в 1962 году — святой Иоанн Русский, в 1970 году — преподобный Герман Аляскинский.
Русская Православная Церковь с самого начала гонений имела попечение о верующих — жертвах преследований. Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 годов принял Определение «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь». Было решено 25 января по ст.ст. в случае совпадения с воскресным днем или в ближайший воскресный день совершать поминовение «всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». Дата была установлена в связи с убиением в этот день митрополита Киевского Владимира. Архиерейским Собором 1992 года для празднования Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века также определен этот день.
На всем протяжении 1990-х годов Синодальная Комиссия по канонизации святых тщательно изучала жития, труды и подвиги канонизуемых угодников. Большую лепту в эту деятельность внесли и епархиальные комиссии по канонизации. Они также, в соответствии с постановлением Священного Синода, собирали в пределах епархий сведения о житии, служении, мученических подвигах, удостоверялись в подлинности чудес, освидетельствовали святые мощи мученически за Христа и в правой вере скончавшихся.
Начальным этапом в канонизации новомучеников и исповедников ХХ века явился Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1989 года, когда был причислен к лику святых Святейший Патриарх Тихон. На Архиерейском Соборе 1992 года были канонизованы священномученики Владимир (Богоявленский; †1918), митрополит Киевский, Вениамин (Казанский; †1922), митрополит Петроградский, и убиенные вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин) и миряне Юрий (Новицкий) и Иоанн (Ковшаров), а также преподобномученицы великая княгиня Елисавета (†1918) и инокиня Варвара; на Архиерейском Соборе 1994 года — священномученики протоиерей Иоанн (Кочуров; †1917) и протопресвитер Александр (Хотовицкий; †1937); на Архиерейском Соборе 1997 года — священномученики Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Крутицкий Петр (Полянский; †1937), митрополит Серафим (Чичагов; †1937), архиепископ Фаддей (Успенский; †1937).
Истинным свидетельством возрождения в Русской Церкви прерванной на многие десятилетия традиции прославления подвижников веры и благочестия стала канонизация новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года.
В п. 1 Деяния Собора о канонизации говорится: «Прославить для общецерковного почитания Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу». Тогда к лику святых было причислено поименно 1154 угодника, из которых 1097 были новомучениками и исповедниками Российскими. Столь массовая канонизация была совершена в истории нашей Церкви впервые. П. 14 Деяния гласит: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых». Во исполнение этого определения решениями Священного Синода в декабре 2000 года, апреле и июле 2001 года Собор новомучеников и исповедников Российских был пополнен еще 104 именами. В Московской Епархии со времени Юбилейного Архиерейского Собора канонизовано 225 новомучеников и исповедников.
Земная жизнь новопрославленных святых протекала в исключительно тяжелых условиях, когда миллионы людей подвергались жесточайшим преследованиям, попадали в заточение или на каторжные работы, становились жертвами пыток и принимали смерть на основании приговоров властных инстанций, которые только в насмешку могут быть названы судами.
Но все ли жертвы беззакония должны быть прославлены как мученики Церкви?
Может также возникнуть вопрос, почему в последнее время столь малое число лиц поименно причислено к лику святых, ведь пострадали миллионы. В исследуемое время верующих и неверующих обвиняли в шпионаже и контрреволюции, о которых те и не помышляли. Массовые реабилитации пострадавших подтверждают сказанное. Однако о канонизации жертв режима может идти речь только в том случае, если Церковь будет иметь твердое убеждение, что люди пострадали за Христа. Вспомним слова апостола Павла: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2. 5).
Опыт Церкви приводит к выводу, что главной причиной в прославлении должны быть не только внешние, формальные признаки мученичества, но засвидетельствованные Церковью и народным почитанием внутренние побуждения мученического подвига страдальцев за Христа. Подвиг этот осуществляется во всепобеждающей любви к Богу и в благодатной свободе, независимо от внешних условий, в которые поставлен угодник Божий. Чаще всего мученичество — плод спокойной и даже радостной готовности претерпеть страдания и смерть за Пострадавшего нас ради Господа.
Вот потрясающее свидетельство из жития священномученика Варсонофия (Лебедева; †1918), епископа Кирилловского, который почитал мученичество высшей наградой и говорил: «Я не боюсь смерти, но я не смею думать, чтобы Господь нашел меня достойным мученической кончины». В этих словах не только смирение, но и свидетельство истинного православного преемства веры.
С древности Церковь не признавала мучениками христиан, намеренно добивавшихся смерти своим вызывающим поведением. Святитель Григорий Богослов писал: «Закон мученичества: щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, но выйдя не отступать, потому что первое — дерзость, а второе — малодушие». Поэтому на пути к месту казни священномученик Варсонофий увещевал преподобномученицу Серафиму (Сулимову), игумению Ферапонтова женского монастыря в Кириллове: «Матушка, приободрись! Ты — лицо духовное, нам надо на смерть идти не боясь, как на брачный пир, с веселием. Наступит время, когда нам с тобой завидовать будут… По примеру Спасителя нам нужно всем все простить».
Изощренные пытки и изуверские казни страшно даже описывать. Так, прославленного в Омской епархии священномученика Сильвестра (Ольшевского; †1920), архиепископа Омского и Павлодарского, распяли, прибив его руки гвоздями к полу, долго прижигали тело раскаленным железом, а потом красным от жара шомполом проткнули сердце.
Гибель и страдания верующих, как и в древние времена, возбуждали к подвигу и сообщников убийц. В 1918 году в подмосковном Богородске принял мученическую кончину выдающийся просветитель, миссионер и ученый протоиерей Константин (Голубев; †1918).
Расстреляли отца Константина на опушке соснового бора и закопали в неглубоком овраге полуживым. По свидетельству очевидцев, земля над погребенным еще некоторое время «дышала». Впоследствии пришедшие на место расстрела отца Константина закопали торчавшие из-под земли ступни его ног и концы рясы. Свидетели расстрела вспоминали, что вместе со священномучеником был расстрелян и воин, отказавшийся привести в исполнение смертный приговор.
Новомученики твердо верили, что с их смертью не прекратится жизнь Святой Церкви, что уничтожение храмов и монастырей не изменит главного — врата ада не одолеют Церкви Христовой (Мф. 16. 18). Священномученик Андроник (Никольский; †1918), архиепископ Пермский, которому довелось самому копать себе могилу, перед казнью говорил: «Поверьте, все это безобразие и разбой есть вражеское наваждение, скверный налет на русскую добрую и богобоязненную душу. За клятвопреступничество отнял Бог у народа разум и волю, пока не раскаются…, а когда раскаются, то сначала постепенно, а потом целиком прозрят все духовно, сбросят тот ужас, который окутал нашу страну. Может быть, меня на свете не будет, но не покидает меня надежда и уверенность, что Россия воскреснет со своим возвращением к Богу».
Сохранение верности Церкви рассматривалось святыми угодниками Божиими как истинный и верный залог спасения. Священномученик Серафим (Чичагов) говорил: «Кто останется сейчас верен святой апостольской Церкви — тот спасен будет. Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви, другие даже предают ее. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно окончится, и Православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это — золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства».
Священномученик Августин (Беляев; †1937), архиепископ Калужский, писал из ссылки своим дочерям, поддерживая их в несении креста гонений: «И отец родной не с вами, Он в чужом краю, Запечатанный печатью Верности Христу.
Дети, вновь Христос страдает, Колет терн главу. Ваш отец там помогает Крест нести Ему».
Многие архиереи и священники и в застенке сохраняли духовную стойкость. Священномученик Николай (Добронравов; †1937), архиепископ Владимирский, спокойно сказал следователю, который орал на него и угрожал пистолетом: «Выпейте валерьянки и успокойтесь. Я не понимаю звериного рычания и буду отвечать вам тогда, когда вы будете говорить по-человечески». Увидев однажды на допросе измученного священника, готового оклеветать себя и друзей, святой сказал следователю со властью: «Я требую, чтобы вы оставили его в покое, а вам, — обратился он к священнику, — я запрещаю говорить что бы то ни было следователю властью епископа».
Вот еще пример. Измученный бесконечными арестами, скитанием по тюрьмам и ссылкам, смертельно больной священномученик Серафим (Звездинский; †1937), епископ Дмитровский, за несколько недель до расстрела отказался подчиниться общему правилу, в соответствии с которым у всех заключенных сбривали волосы. Владыка просил свою келейницу: «Похлопочи, чтобы меня не стригли». Та побежала хлопотать, и в прокуратуре распорядились: «московского архиерея не стричь»…
Святые мученики не только сами мужественно переносили страдания в заключении, но и продолжали словом укреплять своих духовных чад. Например, священноисповедник Василий (Преображенский; †1945), епископ Кинешемский, писал из ссылки: «Не унывайте. Господь никогда не пошлет искушений паче меры, но сотворит с искушением и избыток, во еже возмощи нам понести. После ночи всегда бывает утро, после бури тишина, после зимы — лето, после горя — радость.… Исполните радость мою, ибо в узах и страдании великое утешение и укрепление для меня знать, что я не вотще трудился».
Несмотря на строгую слежку, и за решеткой продолжалась жизнь Церкви: тайно совершались богослужения и таинства. Священномученик Ювеналий (Масловский; †1937), архиепископ Рязанский, передал из лагеря, как в Пасхальную ночь он вместе с другими заключенными архиереями и священнослужителями совершал Божественную литургию: «Какая это для нас была радость. Какое утешение! Сердце было преизобильно исполнено радости о Воскресшем Господе… Мы пели про себя Пасхальные песнопения, чувствуя, что дух наш выше всего, что радость все поглощает, и ничто не может ее у нас отнять».
Главной задачей следствия было заставить арестованного либо отречься от веры, либо оговорить себя и своих ближних. Один из священников, находившихся в заточении, не велел своим прихожанам молиться о его освобождении и сказал: «Молитесь о том, чтобы Господь дал мне терпения. Вчера один получил свободу за то, что отрекся от Бога. По-другому отсюда не выходят».
Действительно, в тех страшных условиях не все сохранили верность Христу и Его Церкви. Изучение архивных материалов необходимо для того, чтобы уяснить, не отрекся ли человек от Православной веры, не стал ли причиной гибели других.
В связи с рассмотрением вопроса о канонизации новомучеников следует остановиться на категории лиц, пострадавших в отделении от Церкви.
С 1922 года в Церкви появился обновленческий и другие расколы, инспирированные властью. Потерпев поражение в попытках уничтожить Русскую Православную Церковь исключительно физическими мерами, безбожники попытались воздействовать на нее изнутри, опираясь на нравственно неустойчивых членов Церкви, многие из которых в ходе последующих гонений также были преданы насильственной смерти. Синодальной Комиссией по канонизации святых был разработан документ «Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями ХХ века», который получил в 1995 году одобрение Священного Синода.
Согласно этому подходу мы не представляем к канонизации обновленцев, поскольку это были враги Христа и Его Церкви, которую они сознательно разрушали, нарушая не только канонические установления (например, о безбрачии епископата и недопустимости второбрачия священников), но и глумясь над Святыми Таинствами, предавая властям невинных на том лишь основании, что они отказывались принять обновленчество.
Это относится и к тем священнослужителям, которые боролись против Святейшего Патриарха Тихона и возглавлявшейся им Церкви, а потом были расстреляны, как и григорьевцы, самосвяты-липковцы и украинские автокефалисты.
Неприязнь к Православию побуждала раскольников бороться с верующими даже за колючей проволокой. Так, священник украинской автокефальной церкви Степан Орлик в Соловецком лагере сотрудничал с властями, следя за обличителем самосвятства — священномучеником Аркадием (Остальским; †1937).
Священноисповедник Виктор (Островидов; †1934), епископ Глазовский, так выражал свою позицию в отношении раскольников: «Умоляю отнюдь не следовать сему самозванному раскольническому сборищу, именующему себя «церковью живой», а в действительности «трупу смердящему», и не иметь какого-либо духовного общения со всеми безблагодатными лжеепископами и лжепресвитерами, от сих самозванцев поставленными. «Не признаю епископом и не причисляю к иереям Христовым того, кто оскверненными руками к разорению веры возведен в начальники», — говорит святой Василий Великий».
При принятии решения о канонизации представителей так называемой группы непоминающих Церковь руководствовалась мнением, что существует разница между расколами, которые либо граничат с ересью, то есть возникли вследствие глубоких заблуждений экклезиологического характера, либо происхождением своим обязаны преступному властолюбию, самоволию и всякого рода бесчинным акциям церковных раздорников, с одной стороны, а с другой — теми разделениями, которые появились в церковной среде вследствие разного видения путей адекватного реагирования на бедственные для Церкви явления и которые изживались Церковью в исторически короткие сроки.
Важнейшим событием на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года стала и канонизация императора Николая II (†1918), императрицы Александры Феодоровны, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Этому предшествовала многолетняя кропотливая исследовательская работа. Священноначалие Русской Православной Церкви, проявляя пастырскую заботу о народном благе, стремилось избежать того, чтобы канонизация новомучеников Российских и, в частности, царской семьи не послужила аргументом в политической борьбе, которая ведется за церковной оградой. Подводя итог изучению государственной и церковной деятельности последнего российского императора, Синодальная Комиссия по канонизации святых не нашла в ней одной достаточных оснований для его канонизации. Однако обстоятельства последнего периода жизни императорской семьи Комиссия рассматривала в исторической перспективе подвига тех свидетелей веры, которых Святая Церковь именует страстотерпцами. Слово «страстотерпец» восходит к посланиям апостола Павла (2 Тим. 2. 3, 5; Евр. 10. 32), причем в Послании к Евреям говорится о стойкости (слав. — терпение) в перенесении страданий. Один из специфических вопросов канонизации, который высветился в связи с прославлением царственных страстотерпцев, касается возможности или невозможности причисления инославных Православной Церковью к лику святых. Ведь среди убиенных приближенных к императору лиц были и католик Алоизий Трупп, и протестантка Екатерина Шнейдер.
С точки зрения исторической, Православная Церковь не знает примеров канонизации кого-либо, о ком было бы известно, что при жизни он находился вне Евхаристического общения с Церковью и не исповедовал Православной веры. Церковные установления не допускают иных, кроме келейных, молитв об инославном. Тем более не принято молиться ему. Касаясь конкретного случая, можно добавить, что слуги царской семьи, оставшиеся верными присяге и нравственному долгу, не могли не предполагать возможности смертельного исхода для себя каждый день. В этом положении они должны были бы как можно скорее принять Православие, если бы убедились в его истинности. Но этого не произошло. Значит, их исповедание католичества и протестантства было осознанным пребыванием в лоне конфессии, их воспитавшей. Священномученик Иоанн (Стеблин-Каменский; †1930) писал: «Кто родился в католичестве, с того и спросится как с католика».
Сама же Православная Церковь, уважая свободный выбор этих людей, может лишь предать их милости Божией, веруя, что «во всяком народе боящийся и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10. 35).
Все сказанное подводит нас к главному выводу. Геройство и мученичество присутствуют в человеческой истории постоянно. Многие люди совершали и совершают самоотверженные поступки, защищая Отечество, свой народ, своих близких, мужественно противоборствуя злу, часто оставаясь невооруженными и опираясь лишь на всепобеждающую силу добра. Мы преклоняемся перед их подвигом. Государство нередко удостаивает этих людей высоких наград. Однако все это не имеет отношения к канонизации святых. Православный взгляд на канонизацию прежде всего церковен. Это означает, что к лику святых причисляются те, кто пострадали за веру Христову и в единении с Церковью. Мы не хотим утверждать, что наши суждения в отношении не прославленных лиц безошибочны. О них не принято еще окончательное решение, оно отложено. Спешка в столь важном деле неполезна. Возможно, со временем Господь откроет нам подробности подвига того или иного подвижника.
Есть и другая проблема. Канонизация святого всегда привлекает внимание благочестивых читателей к его творениям, но она, конечно, не обозначает еще канонизации всякого слова и всякого суждения прославленного подвижника. В пылу полемики и самые достойные лица могли быть несправедливы в оценке слов, поступков и мотивов действий своих оппонентов.
Случается и иное. Нередко нам доводится наблюдать духовную брань вокруг имен тех, кто, может быть, как подвижники предстоят перед Богом. В жизнеописании протоиерея Сергия Лебедева, расстрелянного в 1938 году и одно время бывшего секретарем Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского), содержится такой рассказ: «Проездом из северных лагерей во владимирскую ссылку в Москве находился архиепископ Филипп (Гумилевский). Он зашел в канцелярию митрополита Сергия в Бауманском переулке, надеясь увидеть Владыку, но тот был в отъезде. Тогда архиепископ Филипп оставил митрополиту Сергию письмо, в котором были такие строки: «Дорогой Владыка, когда я думаю о Вас, стоящем на ночных молитвах, — я думаю о Вас как о святом праведнике; когда же я размышляю о Вашей повседневной деятельности, то я думаю о Вас как о святом мученике…» На следующий день митрополит Сергий прочитал письмо, растроганно прижал его к груди и сказал: «С таким письмом и на Страшный Суд предстать не страшно». Потом подал письмо отцу Сергию Лебедеву и сказал: «Подшей-ка, Сережа, в мое личное дело. Много будут судить обо мне, пусть хоть эти добрые слова прочтет кто-нибудь». Позднее отец Сергий, глубоко уважавший и любивший обоих — и автора письма, и адресата, — рассказывал об этом своим близким. Он свидетельствовал перед своими духовными чадами о тех страданиях, которые выпали на долю митрополита Сергия. Владыка был как бы между двух огней: надо было продолжать служение, отстаивать храмы, сохранить Литургию, и в то же время не было никакой возможности защитить ни священников, ни иерархов, которых почти сразу после поставления арестовывали и ссылали в самые отдаленные места. Нельзя было даже проследить, кто куда сослан; нельзя было связаться с ними, чтобы поддержать морально и материально.
В твердой уверенности, что канонизация святых должна служить укреплению веры, объединению членов Церкви в любви и согласии, а не создавать каких-либо поводов к смущениям и разделениям, Русская Православная Церковь продолжает собирать свидетельства о подвигах святых угодников. Мы уповаем на то, что Сердцеведец Господь откроет нам имена подвижников, «которых весь мир не был достоин», дабы «мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергли с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением проходили предлежащее нам поприще» (Евр. 11. 38; 12. 1).
Обращая мысленный взор на подвиг новомучеников и исповедников Российских ХХ века, мы видим, что они посеяли доброе семя. Даже в самых ужасающих обстоятельствах святые подвижники сохраняли сознание своей ответственности перед Церковью и веру в ее грядущее торжество. Священномученик Александр (Петропавловский; †1937), священник Ярославской епархии, когда родственники настаивали на том, чтобы он отрекся от Христа ради благополучия детей и сохранения собственной жизни, возражал: «Не будет у нас духовенства — некому будет бороться за праведность и чистоту душ человеческих, некому будет учить народ добру и справедливости, и люди погрязнут в грехах, невежестве, потеряют трудолюбие, не станут совсем любить и уважать ближнего, и общественность будет сотрясаться от зла, страха и непримиримости… Это и заставляет меня до конца нести свой крест, не думая о последствиях».
Подвиг святых прошлого века — это тот духовный фундамент, на котором сегодня строит свое благодатное делание Русская Православная Церковь, воистину стоящая на крови мучеников. Сегодня мы трудимся на ниве духовного возрождения нашего народа с благоговейной памятью о тех, которые указали нам путь подвига и непоколебимой веры в то, что до скончания века Христова Церковь будет путеводительницей к вечной жизни.