Родился 17 января 1917 года в деревне Бывалино, Павловско-Посадского уезда Московской губернии в обычной крестьянской семье.
Рано потеряв отца, начал работать в колхозе, но учебу не бросил, хотя в школу приходилось ходить за десять верст.
Блестящий аттестат открыл ему дорогу в Московский авиационный институт, факультет вооружения которого он окончил накануне Великой Отечественной войны.
Дипломный проект Василий Павлович разрабатывал в ОКБ-293 авиаконструктора-новатора В.Ф. Болховитинова, где и остался работать.
Хотя оригинальные истребители ОКБ-293 на вооружение ВВС не пошли, разработанные для них В.П. Мишиным дистанционно управляемые двухпулеметные установки были использованы на ряде серийных боевых самолетов других ОКБ, за что молодой специалист В.П.Мишин получил первую государственную награду – орден Красной Звезды.
В годы войны главной задачей ОКБ-293 стало создание ракетного
истребителя-перехватчика БИ.
При этом основные трудности возникли при разработке его двигательной установки.
Василий Павлович включился в сложную работу по ее доведению, ответственность за которую была возложена на А.М. Исаева.
Освоение на практике нетривиальных исаевских методов работы с ЖРД вызвало у Мишина широкий интерес ко всем проблемам ракетной техники.
Необходимо вспомнить, что в то время работы по созданию ракетных перехватчиков не пользовались вниманием Наркомата авиапромышленности.
Отношение к ним изменилось только после появления на фронте в 1944 году немецких реактивных истребителей.
По приказу И.В. Сталина на базе НИИ-3 и ОКБ-293 был создан НИИ ракетной авиации (НИИ-1). Первоначально НИИ-1 планировалось превратить в головной центр развития всей ракетной техники, и одним из первых его оригинальных проектов стал проект высотной исследовательской ракеты, разработанный В.П. Мишиным на основе двигателя самолета БИ.
К концу войны стало известно, что немцы в развитии жидкостных ракет ушли далеко вперед,
и В.П. Мишин, наряду с другими ведущими сотрудниками НИИ-1, в 1945 году был направлен в Германию на поиски немецких «ракетных тайн».
Именно Василий Павлович с детективными приключениями нашел значительную часть технической документации ракеты Фау-2 (А-4), а затем в организованном под его руководством расчетно-теоретическом бюро был восстановлен почти полный комплект этой документации.
Такие успехи не могли пройти мимо внимания С.П. Королёва, назначенного в начале 1946 года Главным инженером института «Нордхаузен».
С.П. Королёв предложил В.П. Мишину стать его заместителем.
Василий Павлович согласился на это не сразу, но зато на всю жизнь.
С 1946 года в течение 20 лет он был бессменным Первым заместителем С.П. Королёва и его ближайшим соратником-единомышленником.
Сергей Павлович ценил В.П. Мишина за его талант конструктора, несмотря на резкость и сложность характера своего заместителя.
Первой полностью собственной разработкой конструкторского бюро, которое возглавил Королев, стал проект ракеты Р-3 с дальностью 3000 км.
За разработку расчетно-теоретического обоснования проекта ответственность была возложена на руководителя проектного бюро 3-го отдела НИИ-88 В.П. Мишина.
Однако двигателисты не смогли вовремя создать для Р-3 нужный двигатель.
Над НИИ-88 (ЦНИИмаш) нависла серьезная угроза срыва задания государственной важности.
В этой непростой ситуации именно В.П. Мишин первым решился довести до С.П. Королёва созревшее у проектантов предложение отказаться от Р-3 и сразу перейти к разработке межконтинентальной ракеты Р-7, временно удовлетворив запросы военных созданием стратегической ракеты Р-5. Это и было сделано.
Таких примеров взаимодействия Королева и Мишина было немало.
Следует также отметить значительный личный вклад Василия Павловича в создание принципиально новой во всех отношениях межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А, предопределившей в процессе разработки революцию в криогенной технике.
Принятые в этом проекте решения в дальнейшем нашли осуществление и в проекте Н-1, и в проекте ракеты-носителя «Энергия», не говоря о верхних ступенях ракет-носителей «Союз» и «Молния».
Неожиданная смерть С.П. Королёва 14 января 1966 года оставила его преемника В.П. Мишина один на один со всеми, с кем работал и умел справляться Королев, имевший огромнейший авторитет.
Василий Павлович понимал, что он не сможет полностью заменить Королева и не может пользоваться его методами работы, поэтому начал существенную перестройку организации всех работ в ОКБ-1, получившем новое название – Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ).
На этой перестройке он существенно потерял темпы работ и поддержку многих королевских соратников, но все же сохранил основной состав и тематику ЦКБЭМ и его филиалов.
Дело постепенно пошло. В ЦКБЭМ наконец-то был создан корабль «Союз» и первая орбитальная станция «Салют», доведена до летных испытаний лунная ракета-носитель Н-1.
Но не обошлось без трагедий.
При испытаниях «Союза-1» погиб космонавт В.М. Комаров, при возвращении с «Салюта» погиб первый экипаж станции (Г.Т. Добровольский, В.Н. Волков, В.И. Пацаев).
После четырех неудачных пусков Н-1 В.П. Мишин предполагал модернизировать как ракету, так и всю лунную программу в целом, но государственное руководство к этому времени потеряло всякий интерес к этой программе…
В 1974 году В.П. Мишин был освобожден от руководства ЦКБЭМ.
В дальнейшей своей деятельности он сосредоточился на преподавании в МАИ (еще в 1959 году он организовал кафедру проектирования и конструкции космических аппаратов), где проработал до последних дней своей жизни.
Награды:
Академик В.П. Мишин – Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, Заслуженный изобретатель РСФСР, он удостоен золотых медалей им. С.П.Королева АН СССР и имени В.Г. Шухова Российского союза научных и инженерных организаций.
► ЛИТВИНОВ Виктор Яковлевич (1925-1999) «С.П. Королёв, И.В. Курчатов, М.В. Келдыш». 1990 г.
► Фотография С.П. Королёва, И.В. Курчатова и М.В. Келдыша. Август, 1959 г. Москва. (АРАН. Ф.1729. Оп.1. Д.48).
XX век дал удивительные примеры человеческого гения: появились авиация, ракеты, космонавтика, электроника, радио, телевидение, вычислительная техника… Блага от этих изобретений, как и порождённые ими проблемы, прямо или косвенно затронули всех землян. Человек овладел невиданными ранее средствами созидания и глобальными по возможностям орудиями разрушения и уничтожения. Разбуженная человеческим гением атомная энергия необычайно усилила процесс, названный научно-технической революцией.
У каждой революции – свои герои. На сей раз это выдающиеся представители науки и техники. Общеизвестно, какую исключительную роль в новейшей истории сыграли С.П. Королев, И.В. Курчатов и М.В. Келдыш.
Академик Сергей Павлович КОРОЛЁВ (1906/1907 по н. ст. – 1966) – создатель советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой. Он первым в мире сумел вырваться в космос – по его инициативе и под его руководством осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли (1957) и первого космонавта планеты Юрия Гагарина (1961).
Академик Игорь Васильевич КУРЧАТОВ (1903-1960) – основатель и первый директор Института ядерных энергий, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. Под его руководством был сооружён первый в Москве циклотрон (1944), первый в Европе атомный реактор (1946), созданы первая советская атомная бомба (РДС-1, 1949), первая в мире термоядерная бомба (РДС-6с, 1953), первая в мире промышленная атомная электростанция (Обнинская АЭС, 1954), первый в мире атомный реактор для подводных лодок (1958) и атомных ледоколов (атомный ледокол «Ленин», 1959), крупнейшая установка для проведения исследований по осуществлению регулируемых термоядерных реакций (1958).
Академик Мстислав Всеволодович КЕЛДЫШ (1911-1978) был привлечён к работам по созданию атомного оружия и перевооружению армии на ракетную технику. Первая в мире крылатая ракета прошла испытания (1959) и показала более высокие характеристики, чем разрабатывающаяся в те же годы американская «Навахо». Он внёс выдающийся вклад в развитие прикладной математики и механики. Годы, когда пост Президента АН СССР занимал Келдыш, были периодом значительных достижений советской науки; в этот период были созданы условия для развития новых разделов науки – молекулярной биологии, квантовой электроники и др.
А когда эти три Великих Человека подружились (сначала возник дуэт Королёва с Келдышем в 1948 году, а с 1957 года, после запуска первого искусственного спутника Земли, образовалось уже трио с Курчатовым), они приняли все важнейшие решения по созданию ракетно-ядерного щита СССР, обеспечившего паритет между сверхдержавами – Советским Союзом и Соединенными Штатами и тем самым сохранившим миру мир.
► ЕФАНОВ Василий Прокофьевич (1900-1978) «Портрет академика И.В. Курчатова». 1960 г.
► 1960. Фотография. В мастерской художника на Масловке у портрета И.В. Курчатова с академиком Александровым и другими физиками.
► ЕФАНОВ Василий Прокофьевич (1900-1978) «Портрет академика И.В. Курчатова». 1969 г.
Холст, масло. 95 x 110 см.
Министерство культуры РСФСР. Москва.
► ДУДНИК Степан Ильич (Иудович, 1914-1996) «Первый покоритель космоса Ю.А. Гагарин и С.П. Королёв».
Похоронены в некрополе у Кремлёвской стены в Москве.
Мишин Василий Павлович (1917, дер. Бывалино Московской губ. – 2001, Москва) – специалист в области механики;
академик АН СССР (1966)
Василий Павлович Мишин родился 5 (18) января 1917 г. в деревне Бывалино Павловско-Посадского уезда Московской губернии в крестьянской семье. Рано потеряв отца (рабочего-мастерового), Василий начал работать в колхозе, одновременно окончил сельскую школу-семилетку в 1932 году.
В 1935 г. окончил фабрично-заводское училище (ФЗУ) при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Работал слесарем в цехе особых заданий ЦАГИ. Параллельно учился на вечерних подготовительных курсах при ВТУЗе и в 1935 г. поступил на факультет вооружения в Московский авиационный институт (МАИ). Во время учёбы в институте занимался в аэроклубе МАИ (в планерной и лётной секциях), где получил квалификацию инструктора-планериста. С 1940 г. начал работать в качестве конструктора завода № 84 (г. Химки Московской области). В 1941 г. окончил Московский авиационный институт. Дипломный проект Мишин разрабатывал в Опытном конструкторском бюро (ОКБ) завода № 293 (которое возглавлял талантливый авиаконструктор В.Ф. Болховитинов), где и остался работать.
В годы Великой Отечественной войны с 1941 г. В.П. Мишин работал инженером-конструктором и начальником конструкторской бригады в ОКБ-293. Наиболее удачная разработка В.П. Мишина в военные годы — дистанционно управляемые двухпулеметные авиационные установки, высоко оцененные специалистами. Установки Мишина устанавливались сразу на нескольких серийных бомбардировщиках конструкций А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина и некоторых других.
По приказу И.В. Сталина на базе НИИ-3 и ОКБ-293 был создан НИИ ракетной авиации (НИИ-1), куда Мишин перешел на работу. НИИ-1 планировалось превратить в головной центр развития всей ракетной техники. Мишин был подключен к созданию жидкостно-ракетной установки самолета и разработал проект высотной исследовательской ракеты на основе двигателя самолета БИ. К концу войны стало известно, что немцы в развитии жидкостных ракет ушли далеко вперед, и В.П. Мишин, наряду с другими ведущими сотрудниками НИИ-1, в 1945 г. был командирован в Германию на поиски немецких «ракетных тайн», где в составе спецгруппы он занимался изучением немецкой баллистической управляемой ракеты ФАУ-2 (А-4). Там Мишин познакомился с С.П. Королёвым, нашел часть технической документации ракеты Фау-2, возглавил опытное расчетно-теоретическое бюро, в котором был восстановлен полный комплект этой документации.
Такие успехи В.П. Мишина не могли пройти мимо внимания С.П. Королёва, назначенного в начале 1946 г. Главным инженером института «Нордхаузен». Там они стали ближайшими соратниками в создании первых советских баллистических ракет, ракет-носителей и космических аппаратов.
В 1946 С.П. Королёва назначили главным конструктором баллистических ракет дальнего действия. В течение 20 лет В.П. Мишин был бессменным первым заместителем С.П. Королева и его ближайшим соратником. Первоначально они работали в НИИ-88, где В.П. Мишин был руководителем проектного бюро в 3-м отделе. Затем, с 1950 г. Мишин – первый заместитель главного конструктора ОКБ-1.
Мишин был одним из ведущих разработчиков ракетной техники: первой советской ракеты Р-1 (запущена в 1948 г.); ракеты Р-2А (с дальностью полета 590 км, запущена в 1950 г.); ракеты Р-3 – с дальностью полёта до 3000 км; первой стратегической ракеты Р-5 с дальностью полета 1200 км и отделяющейся боевой частью (разработана в 1953 г.); межконтинентальной ракеты Р-7; принципиально новой межконтинентальной ракеты Р-9А, предопределившей в процессе разработки революцию в криогенной технике; оперативно-тактической ракеты Р-11 подвижного наземного базирования с дальностью полета 270 км (принята на вооружение в 1955 г.). В 1955 г. В.П. Мишин участвовал в разработке ракеты Р-11-ФМ с базированием на подводной лодке и несущей ядерный заряд. В 1956 г. прошла успешные испытания ракета Р-5М с ядерным зарядом.
За заслуги в деле создания дальних баллистических ракет Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 г. (с грифом «совершенно секретно») В.П. Мишину было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Затем В.П. Мишин создавал проекты ракет-носителей «Восток», «Союз» и «Молния». Огромны заслуги Мишина в успешных запусках первой межконтинентальной ракеты Р-7 в августе 1957 г., выведению на орбиту первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г., первому полету человека в космос 12 апреля 1961 года.
20 июня 1958 г. В.П. Мишин был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению технических наук.
В.П. Мишин играл огромную роль и в иных разработках: в запусках межпланетных станций «Луна» (1959); автоматической межпланетной станции «Венера-1» (1960); создание космического автоматического спутника-разведчика «Зенит» (1962); выведение на орбиту первого спутника связи «Молния-1» (1965); облёт Луны и возвращение на Землю пилотируемого корабля «Зонд» в автоматическом режиме (1968).
После смерти С.П. Королева в январе 1966 г. В.П. Мишин был назначен главным конструктором ОКБ (2-й Главный конструктор), получившего наименование Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ). В ЦКБЭМ был создан пилотируемый корабль «Союз» и первая советская орбитальная станция «Салют», разработана и доведена до летных испытаний лунная ракета-носитель Н-1.
1 июля 1966 г. В.П. Мишина избрали действительным членом (академиком) Академии наук СССР по Отделению механики и процессов управления, специальность – «механика».
В отличие от Королёва, Мишин не мог сопротивляться диктату партийного руководства, и был вынужден производить запуски недоработанных космических аппаратов к юбилейным датам. Следствием стали такие трагедии, как гибель «Союза-1» с космонавтом В. Комаровым в 1967 г., гибель «Салюта» с экипажем (космонавты Г. Добровольский, В. Волков, В. Пацаев), четыре неудачных пуска ракеты Н-1. К тому же, высадка американских астронавтов на Луну означала проигрыш Советского Союза в «лунной гонке». После четырех неудачных пусков Н-1 В.П. Мишин предполагал модернизировать как ракету, так и всю лунную программу в целом, но государственное руководство к этому времени потеряло всякий интерес к этой программе…
В мае 1974 г. В.П. Мишин был освобожден от руководства ЦКБЭМ. В дальнейшей своей деятельности он сосредоточился на преподавании в МАИ, где он ещё в 1959 г. организовал кафедру проектирования и конструкции космических аппаратов и возглавлял её более 30 лет, до 1974 г. — по совместительству. На посту руководителя этой кафедры он проработал до последних дней своей жизни (2001). На кафедре сложился сильный научно-педагогический коллектив, она всегда отличалась тесными связями с промышленностью. В.П. Мишин привлёк к работе в МАИ крупных специалистов из РКК «Энергия»: С.О. Охапкина, А.П. Абрамова, В.Ф. Рощина, И.М. Рапопорта, Р.Ф. Аппазова, В.К. Безвербого. На кафедре были подготовлены тысячи молодых специалистов, защищены десятки докторских и более сотни кандидатских диссертаций. Среди воспитанников Василия Павловича — многие известные учёные и специалисты, ряд членов Российской академии наук.
На кафедре были созданы крупные научно-педагогические школы, уникальные научные и учебные лаборатории, изданы многочисленные учебники и монографии. В 1968 г. на основе кафедры Мишина в МАИ был создан факультет летательных аппаратов, впоследствии — аэрокосмический факультет.
Мишин был одним из организаторов и признанных руководителей советских научной и научно-педагогических школ проектирования баллистических ракет, ракет-носителей и космических аппаратов. Он всегда был генератором новых, нестандартных идей и решений. Он получил выдающиеся результаты по разработке современных концепций проектирования ракет-носителей многоразового использования и новые принципы построения самолётов с реактивными органами управления, осуществляющими вертикальные взлёт и посадку.
В.П. Мишин – автор многочисленных научно-технических разработок, научных трудов и учебников. Наиболее известные из них — «Баллистика управляемых ракет дальнего действия» (1966 г.) и «Основы проектирования летательных аппаратов» (1985) — настольные книги не одного поколения специалистов ракетно-космической техники.
Мишин вёл общественно-научную работу, в частности возглавлял комиссию по научному наследию Ф.А. Цандера, готовил к изданию книгу о творческом пути С.П. Королёва, возглавлял учёный совет в Политехническом музее, постоянно участвовал в работе Академии наук, экспертного совета по авиационной и ракетно-космической технике ВАК РФ, программных научно-технических конференций, состоял в редколлегиях ряда журналов общества «Знание».
В.П. Мишин действительный член Международной академии астронавтики.
Василий Павлович Мишин умер 10 октября 2001 г. в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Свернуть
|
Мишин Василий Павлович 18.01.1917 — 10.10.2001 Герой Социалистического Труда Даты указов |
20.04.1956 | Медаль № 6854 Орден Ленина № 318767 |
Памятники
Мишин Василий Павлович — первый заместитель главного конструктора ОКБ ракетно-космической техники №1 научно-исследовательского института №88 Министерства оборонной промышленности СССР.
Родился 5 (18) января 1917 года в деревне Бывалино Московской губернии (ныне в составе Павлово-Посадского района Московской области). Из семьи рабочего-мастерового. Русский. Рано потеряв отца, начал работать в колхозе, одновременно окончил сельскую школу-семилетку в Бывалино в 1932 году.
С 1934 года работал учеником слесаря. Одновременно в 1935 году окончил фабрично-заводское училище при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). С 1935 года — слесарь в цехе особых заданий ЦАГИ. В 1941 году окончил Московский авиационный институт (факультет вооружения). Во время учебы в институте занимался в аэроклубе МАИ, получил квалификацию инструктора-планериста. С 1940 года — конструктор завода № 84 (г.Химки Московской области).
В годы Великой Отечественной войны с 1941 года — инженер-конструктор и начальник конструкторской бригады в Опытном конструкторском бюро завода № 293, которое возглавлял талантливый авиаконструктор В.Ф. Болховитинов. Наиболее удачная разработка В.П. Мишина в военные годы — дистанционно управляемые двухпулемётные авиационные установки, высоко оцененные специалистами. Установки Мишина устанавливались сразу на нескольких серийных бомбардировщиках конструкций А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина и некоторых других.
В конце войны ОКБ Болховитинова было поручено создание ракетного истребителя-перехватчика БИ. Мишин был подключен к работе над жидкостно-ракетной установкой самолета. Когда после появления на фронте в 1944 году немецких реактивных истребителей был спешно создан НИИ ракетной авиации (НИИ-1). Там Мишин разработал проект высотной исследовательской ракеты на основе двигателя самолета БИ. В 1945 году В.П. Мишин, был включен в состав бригады инженеров, направленных в Германию на поиски ракетной техники и документации. Там Мишин познакомился с С.П. Королёвым, нашел часть технической документации ракеты Фау-2, возглавил опытное расчетно-теоретическое бюро, в котором был восстановлен полный комплект этой документации.
С 1946 года в течение 20 лет В.П. Мишин был бессменным первым заместителем С.П. Королева и его ближайшим соратником-единомышленником. Первоначально они работали в НИИ-88, где В.П.Мишин был руководителем проектного бюро в 3-м отделе. Затем, с 1950 года – первый заместитель главного конструктора ОКБ-1. Один из ведущих разработчиков первой советской ракеты Р-1 (дальность полета 270 км, запущена в 1948), Р-2А (с дальностью полета 590 км , запущена в 1950), ракеты Р-3 дальностью полёта до 3000 км, первая стратегической ракеты Р-5 с дальностью полета 1200 км и отделяющейся боевой частью (разработана в 1953), межконтинентальной ракеты Р-7, принципиально новую межконтинентальную ракету Р-9А, предопределившую в процессе разработки революцию в криогенной технике, оперативно-тактической ракеты Р-11 подвижного наземного базирования с дальностью полета 270 км (принята на вооружение в 1955 г.).
В 1955 году Мишин участвовал в разработке ракеты Р-11 ФМ с базированием на подводной лодке и несущая ядерный заряд. В 1956 году прошла успешные испытания ракета Р-5М с ядерным зарядом.
За заслуги в деле создания дальних баллистических ракет Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года (с грифом «совершенно секретно») Василию Павловичу Мишину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Затем создавал проекты ракет-носителей «Восток», «Союз» и «Молния». Огромны заслуги Мишина в успешных запусках первой межконтинентальной ракеты Р-7 в августе 1957 года, выведению на орбиту первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года, первому полету человека в космос 12 апреля 1961 года.
В.П. Мишин играл огромную роль и в иных разработках: в запусках межпланетных станций «Луна» (1959); автоматической межпланетной станции «Венера-1» (1960); создание космического автоматического спутника-разведчика «Зенит» (1962); выведение на орбиту первого спутника связи «Молния-1» (1965); облёт Луны и возвращение на Землю пилотируемого корабля «Зонд» в автоматическом режиме (1968).
После внезапной смерти С.П. Королева в январе 1966 года В.П. Мишин назначен главным конструктором ОКБ, получившего наименование Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ). На этом посту Мишин не смог полностью заменить С.П. Королёва, в результате в 1966-1968 годах были существенно снижены темпы работ. В конце концов в ЦКБЭМ был создан пилотируемый корабль «Союз» и первая советская орбитальная станция «Салют», разработана и доведена до летных испытаний лунная ракета-носитель Н-1.
В отличие от Королёва, Мишин не мог сопротивляться диктату партийного руководства и был вынужден производить запуски недоработанных космических аппаратов к юбилейным датам. Следствием стали такие трагедии, как гибель «Союза-1» с космонавтом В. Комаровым в 1967 году, гибель «Салюта» с экипажем (космонавты Г. Добровольский, В. Волков, В. Пацаев), четыре неудачных пуска ракеты Н-1. Высадка американских астронавтов на Луну означала проигрыш Советского Союза в «лунной гонке», после чего руководство КПСС и СССР потеряло интерес к этой теме.
Обладая выдающимся талантом конструктора, Мишин имел крайне резкий и сложный характер. Существуют различные точки зрения на деятельность академика Мишина на посту Главного конструктора ЦКБЭМ, вплоть до самых полярных.
В 1974 году В.П. Мишин был освобожден от руководства ЦКБЭМ. Однако он не пал духом и развернул преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность в Московском авиационном институте, где он ещё в 1959 году организовал кафедру проектирования и конструкции космических аппаратов. На посту руководителя этой кафедры он работал до последних дней своей жизни. Автор свыше 400 передовых научно-технических разработок и изобретений, научных трудов, монографий и учебников.
В 1966 году избран академиком Академии наук СССР. Член-корреспондент Академии наук СССР с 1958 года. Доктор технических наук (1957). Профессор. Действительный член Международной академии астронавтики.
Депутат Верховного Совета РСФСР 7-го и 8-го созывов (1967-1975).
Жил в городе-герое Москве. Скончался 10 октября 2001 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Награждён 3 орденами Ленина (20.04.1956, 17.06.1961, 16.01.1967), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Трудового Красного Знамени (17.09.1975), Красной Звезды (16.09.1945), медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», другими медалями.
Лауреат Ленинской премии СССР (1957), Государственной премии СССР (1984). Заслуженный изобретатель РСФСР Удостоен золотых медалей имени С.П. Королева (Академия наук СССР, 1967), имени В.Г. Шухова (Российский союз научных и инженерных организаций, 1996).
В Москве и городе Королёв Московской области на домах, в которых жил Герой, установлены мемориальные доски.