Вся жизнь Владыки Михея свидетельствует о том, что светозарная жизнь во Христе возможна при любых условиях. Родился он 6 марта 1921 года в Петрограде. Отец его, Александр Кузьмич, был ремесленником, серебряных дел мастером. Скончался Александр Кузьмич в возрасте 47 лет, когда его младшему сыну Александру было всего семь месяцев. Мать Владыки Михея, Анастасию Савиновну, Господь благословил долголетием, она преставилась на 86-м году жизни. Владыка Михей часто приезжал в Ленинград и усердно заботился о своей матери. В июне нынешнего года Владыка, будучи уже совершенно больным, добрался из Ярославля в Петербург и навестил могилы своих родителей.
Пламенное желание принять монашество, а затем священство появилось у Александра еще в детстве. Первым его духовным отцом был протоиерей Николай Гронский († 1942), который принял священство по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского и служил на подворье Леушинского монастыря в Петербурге. Когда же подворье было закрыто, отец Николай служил в Спасо-Преображенском соборе в Петрограде. В этом храме отцу Николаю стал прислуживать Александр Хархаров, который был тогда девятилетним мальчиком. Позже он стал посещать Александро-Невскую лавру. Здесь и зародилась дружба двух выдающихся архипастырей Ярославской земли – митрополита Иоанна (Вендланда, † 1989) и архиепископа Михея, которые и почивают теперь в одной ограде рядом с Феодоровским кафедральным собором Ярославля.
Духовным отцом Владыки Иоанна был митрополит Гурий (Егоров, † 1965), один из основателей и руководителей Александро-Невского братства, которое сформировалось в начале 1918 года. Это было удивительно дружное сообщество людей, трудившихся ради Христа и во имя любви к ближним, где слово «брат» понималось в его истинно евангельском смысле. Много испытаний послал Господь этим людям, но вместе со скорбями посылались и помощники – верные, преданные духовные чада. Некоторые из них отправились с отцом Гурием в Среднюю Азию, где продолжило свою деятельность Александро-Невское братство.
Вспоминая об этом периоде своей жизни, митрополит Иоанн писал: «В конце 1938 года я, как и каждый год, поехал в командировку в Ленинград. Там встретил Сашу Хархарова, который ходил в киновию еще мальчиком. Мы долго бродили по улицам холодной ветреной ночью. Я рассказал про нашу жизнь в Ташкенте и Фергане. Все это заинтересовало Сашу. Тогда он, имея только незаконченное школьное образование, работал где-то счетоводом, а было ему 17 лет».
В 1939 году Александр приехал в Фергану, окончил второе полугодие десятого класса школы, а осенью 1940 года поступил в Ташкентский медицинский институт. В поселке Беш-Бала, под домом отца Гурия, тайно от всех был сооружен храм во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших. Богослужения в нем совершались по монастырскому чину. Александр очень полюбил эти службы и вскоре стал самым верным духовным сыном архимандрита Гурия. По словам Владыки Михея, узбеки, находясь вблизи этого дома, неоднократно слышали очень тихое, но красивое пение. Они считали это пение ангельским, а место святым. И конечно, хранили это в тайне от властей.
Весной 1942 года Александр, студент Ташкентского медицинского института, был мобилизован и после нескольких месяцев подготовки отправлен на фронт в войска связи. По дорогам войны он дошел до самого Берлина. Был награжден медалями «За взятие Берлина» и «За оборону Ленинграда». Самой дорогой наградой он считал медаль «За отвагу». На войне, как вспоминал Владыка Михей, он всегда молил Бога, чтобы никого не убить. Так и случилось. Через всю войну Александр Хархаров пронес молитвослов и Евангелие. Сразу после Великой Победы открылась Троице-Сергиева Лавра, куда в 1946 году он пришел послушником. Здесь шестеро из них тайно приняли от руки архимандрита Гурия монашеский постриг. Открыто же, уже в сане епископа, 1 января 1947 года он постриг в мантию Александра Хархарова, дав ему имя Михей, в честь преподобного Михея, ученика Преподобного Сергия Радонежского. Восприемником монаха Михея стал Глинский старец иеросхимонах Серафим (Романцов). Через четыре дня Владыка Гурий рукоположил монаха Михея во иеродиакона, а в престольный праздник кафедрального собора, 28 августа 1949 года, – во иеромонаха. Около года будущий владыка состоял в братии Глинской пустыни.
В 1953 году иеромонах Михей вместе с Владыкой Гурием переехал в Саратов, где был назначен ключарем кафедрального собора и казначеем Епархиального управления. Эти же должности по благословению Владыки Гурия он с 1956 года исполнял в Днепропетровске, а с 1960 года – в Минске. При назначении Владыки Гурия в 1960 году в Ленинград отец Михей остался в Минске.
В октябре 1963 года игумен Михей был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Свято-Успенской Жировицкой обители. В нее в ноябре 1965 года за активную защиту прав верующих был отправлен на покой архиепископ Ермоген (Голубев, † 1978). Отец Михей очень хорошо знал и любил его. Вскоре после приезда Владыки Ермогена в монастырь власти стали требовать от наместника, чтобы он ограничивал его в служении и произнесении проповедей. В 1969 году эти требования стали еще строже. Наместник должен был сообщать гражданским властям паспортные данные всех, кто посещал Владыку Ермогена. Отец Михей не мог согласиться с этим, за что и был снят с должности наместника летом 1969 года. Очень много скорбей обрушилось тогда на долю отца Михея. Власти прямо заявили ему, что никакой ответственный и высокий пост в Церкви он с этого времени занимать не будет. Отец Михей поехал к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I, который его знал и уважал. Святейший Патриарх посоветовал ему обратиться к Владыке Иоанну с просьбой принять его в свою епархию.
Владыка Иоанн имел в то время большой авторитет и у гражданских, и у церковных властей. В августе 1969 он смог назначить архимандрита Михея только в самый глухой и отдаленный приход своей епархии, в село Бабурино. Чтобы попасть в него, нужно было, проехав на электричке от Ярославля до станции Путятино, затем 17 километров идти пешком. В 1971 году Владыка Иоанн дал архимандриту Михею приход в селе Балобаново около Рыбинска, а в 1982 году он был назначен настоятелем Феодоровского кафедрального собора в Ярославле.
В 1989 году отца архимандрита назначили настоятелем Петропавловской церкви в селе Петрово. Здесь он и служил до 1993 года.
17 декабря 1993 года в Ярославле состоялась хиротония архимандрита Михея во епископа Ярославского и Ростовского, которую совершил Святейший Патриарх Алексий. 25 февраля 1995 года Его Святейшество возвел епископа Михея в сан архиепископа.
В период архипастырского служения Владыки в стране произошли важные события: Русской Православной Церкви возвращались ее святыни, восстанавливались храмы и монастыри. Епархия стала активно сотрудничать с государственными учреждениями образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, воинскими частями, находившимися в Ярославской области.
Под руководством архиепископа Михея в епархии были собраны материалы для канонизации 82 ярославских священнослужителей и мирян, пострадавших в годы гонений.
В августе 2001 года Владыка Михей перенес инсульт. Несмотря на болезнь, он продолжал управлять епархией до октября 2002 года, а затем по благословению Святейшего Патриарха Алексия стал проживать на покое в Казанском монастыре в Ярославле. Но все последние три года, практически до самой праведной своей кончины, Владыка совершал богослужения, окормлял духовных чад.
За труды на благо Церкви архиепископ Михей награжден орденами Преподобного Сергия Радонежского I, II и III степеней, орденами святого благоверного князя Даниила Московского I и II степеней, орденом святого равноапостольного князя Владимира I степени – высшей наградой Русской Православной Церкви. Президент России В. В. Путин в 2001 году наградил архиепископа Ярославского и Ростовского Михея орденом Почета.
Владыка Михей является седьмым почетным гражданином города Ярославля. Он также удостоен награды Ярославской епархии – золотой медали святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Василия и Константина Ярославских за многолетние труды во славу Божию.
Самоотверженное архипастырское служение Владыки Михея, его внимательное и доброжелательное отношение привлекали к нему множество людей. В благодарной памяти своих сограждан архиепископ Михей останется как истинный пастырь, человек огромной доброты и сердечности. Долгие годы он нес ревностное служение во благо Святой Церкви и нашего отечества, вдохновляя других своим примером.
В соболезновании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, направленном архипастырям, клиру и пастве Ярославской епархии, а также всем духовно близким покойного, в частности, говорилось: «Мы знали и любили покойного архипастыря как молитвенника, сильного перед Господом. Мы верим, что своей верностью Святой Церкви, любовью к людям и молитвенным подвигом приснопамятный и дорогой Владыка унаследует упокоение с праведными и услышит от Отца Небесного милостивое призывание: в малом ты был верен… войди в радость Господа твоего (см.: Мф. 25, 21)».
25 октября 2005 года было совершено погребение архиепископа Михея. Заупокойную литию в Феодоровском кафедральном соборе возглавил митрополит Волгоградский и Камышинский Герман в сослужении митрополита Симона (Новикова), архиепископов Костромского и Галичского Александра, Владимирского и Суздальского Евлогия и Ярославского и Ростовского Кирилла. По окончании Божественной литургии теми же архиереями и митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином было совершено отпевание почившего архипастыря. При стечении тысяч скорбящих ярославцев Владыка Михей (Хархаров) был погребен одесную приснопамятного митрополита Иоанна (Вендланда) у северной стороны Феодоровского кафедрального собора.
Цитируется: «Журнал Московской Патриархии 01-2006» и материалы Интернет-сайтов
Известны письма владыки, в которых он рассказывает о старцах пустыни и ее нравах.
Письма. Часть 1
Письма. Часть 2
Фотография: jumangee.pesni.ru
«Михей дважды сделал то, что безуспешно пытались сделать много раз, и то, что казалось практически невозможным, — писал журнал «Афиша» в 99 году. — Сначала в составе Bad Balance оказался причастен к созданию вполне внятного русскоязычного рэпа, а теперь под кодовым названием «Джуманджи» стал русским Jamiroquai, если не Марвином Геем». Через три года после этой статьи Михея не станет, еще через десять годовщину его смерти будут отмечать массовым концертом: с выступлениями певиц Елки и Евы Польны, Сергея Галанина и группы «Каста», Ивана Дорна и многих-многих других. Разношерстность выступающих говорит прежде всего об универсальности Михея. Уйдя в сольное творчество, голос первой волны русского рэпа с равной радостью был зван в эфиры канала «Муз-ТВ» и на «Наше радио». Что же всех их привлекло в этом простом улыбчивом пареньке с нелепой челкой на лбу? Искренность, нездешний грув, тепло — то, чего так не хватало поколению конца 90-х.
Сережа Крутиков, уроженец города Макеевка Донецкой области, в середине 80-х вместе с друзьями увлекся новомодным в ту пору брейк-дансом. Хип-хоп на Украине вообще прижился заметно раньше России — потому что винил и кеды Adidas к нам везли именно через нее, и часть этих драгоценностей оседала на месте. Что же удивляться, что участники Bad Balance — пионеры рэпа в России, певшие оды Петербургу («Питер, я твой») и Москве («Московский олдскул»), — все как один украинцы. Когда один из друзей — по имени Влад — переехал в Питер, подростковые увлечения не забылись: Сережа отправился вслед за своим учителем брейк-данса, постепенно подтянулись и остальные товарищи из Донецка. После многочисленных конкурсов и выступлений (включая затянувшуюся на три года поездку в Европу, где, кроме танцев, пришлось промышлять уборкой листьев и мойкой машин) банда решила записать собственную пластинку. Так Влад стал Шеффом, а Сережа — Михеем. Получившийся альбом был скорее набором рэп-кричалок, нежели чем-то осмысленным, «голой фристайлой», как позже сообщит на более зрелом альбоме «Чисто Про» сам Михей. Именно тогда у Михея начинает пробиваться голос — теперь его стиль изложения похож не столько на рэп, сколько на тостинг, особую ямайскую манеру растягивать слова. Тогда же Михею стали доверять настоящие вокальные партии — как на первом всенародном хите группы «Городская тоска», клип с которым заполонил только народившиеся музыкальные каналы. Читать, как Михей, не получалось ни у кого — разве что у Дяди Звонкого из культовой московской группы «Дерево жизни», да и тот, придя на замену Михею в Bad B., до оригинала очевидно не дотягивал.
«Город джунглей» — возможно, лучшая вещь канонических Bad Balance
После записи блестящего, во всех смыслах канонического альбома «Город джунглей» Михей почувствовал, что распелся окончательно и готов выйти из-под крыла разросшейся компании Hip-Hop Info в сольное плавание. Шефф обвинил бывшего друга в продажности и не общался с «предателем» почти два года, его сторонники то и дело называли Михея «попсовиком». Зато Крутикова с распростертыми объятиями встретили остальные: песня про «суку-любовь», исполнявшаяся Михеем и бас-гитаристом Брюсом еще на концертах Bad Balance между основными блоками, летом 99-го уже звучала из любого радиоприемника. Вслед за пружинистым регги с припевом, казавшимся в те невинные годы неприличным, последовал и другой мощный блокбастер — «Туда». Тут стоит сказать, что судить по «Туда» о творчестве Михея — все равно что размышлять о Гребенщикове по песне «Город золотой», которую тот не писал. «Туда» сочинена Инны Стил, а о самом Михее куда больше скажут менее известные вещи с его первого альбома, так и оставшегося единственным. Вот, например, послушайте.
«Кошка (Смысл прост)»
Сам Михей неоднократно признавался, что подбирал слова по фонетическому принципу: не секрет, что русский язык не слишком-то музыкален, и потому Крутиков часто намеренно выбирал слова для песен исходя из благозвучия. Отсюда — некоторая бессвязность его строчек. Но смысл и своя нехитрая философия в них все же были — забота о маме, верность любимой, свобода от чужих предрассудков. И тут сказывается его увлечение не Jamiroquai или Шаде, но любовь к советскому року в самом широком смысле. Да, Михей был первым, кто вывел регги из камерных подвалов с извечными концертами группы Jah Division в радио-ротацию. Да, он стал своим Стиви Уандером для народа, который о Уандере и знал-то лишь по «I Just Called to Say I Love You». Но не меньше Михея вдохновляла русская песенная традиция, которой он совершенно не стеснялся, и даже наоборот — бравировал своими пристрастиями, записывая кавер-версии «Дороги к морю» Юрия Антонова и «Рыбки» Александра Барыкина. Каждому из этих музыкантов в той или иной степени было свойственно то, что в нашей стране принято называть «фирмой». Не пустой понт, но какое-то нездешнее качество, за которым чувствовалась сила. Каждый не переводил заграничную моду под копирку, но перерабатывал по себе. И Михей делал ровно то же самое. Именно поэтому, когда создатели сборника «Кинопробы» попросили его принять участие в трибьюте Виктору Цою, тот перепел «Троллейбус» радикально — за что был нещадно освистан ревностными блюстителями традиций. Теперь же, по прошествии стольких лет, она звучит на порядок сильнее большинства вторичных каверов.
«В перепевках Михея не было никакого подобострастия перед кумирами — скорее разговор равного с равными»
Михей вообще любил всяческие коллаборации — и тут можно вспомнить далеко не только пресловутую «Туда»: он пел вместе с Галаниным, группами «Танок на майдани Конго» и «VIA Чаппа». В основном звали его, но он никогда не отказывал и всегда спасал даже самую провальную песню. И с кавер-версиями каждый раз справлялся блестяще — будь то детская песенка «Это ж надо влюбиться в царскую дочь», «Рыбка», «I Shot the Sheriff» Боба Марли или «Alright» того же Джея Кея. В перепевках этих не было никакого подобострастия перед кумирами — скорее разговор равного с равными. Во всяком случае, так утверждал сам Михей в интервью журналу «ОМ»: «Не хочу сказать, что я на Jamiroquai воспитывался — мы с Джей Кеем одногодки. Мы практически одновременно начали: он работал в одном ключе там, на Западе, мы здесь — в другом. Я его просто уважаю за то, что он вынес эту музыку семидесятых — фанк — на широкую сцену и сделал эту музыку опять популярной. И я нашел в нем просто какого-то сподвижника… Родственную душу».
Концертная кавер-версия Михея на «Alright» Jamiroquai
В фигуре Михея изначально не было ничего трагического, но его смерть многие критики по сей день считают трагедией для отечественной поп-музыки. Мастер Шефф, незадолго до кончины Крутикова снова сдружившийся с былым соратником, каждого своего следующего подопечного непременно называл «новым Михеем» — неважно, были ли это так и не вынырнувший из безвестности певец Страйк или триумфаторша последних двух лет Елка. Уйдя от хип-хопа, та в некотором смысле действительно стала реинкарнацией Михея, продолжательницей его дела, исполнительницей, которая массово любима и за которую при этом нисколько не стыдно. Вторым такого рода примером недавно стал Иван Дорн — и пока что, кажется, все. И это нормально — ведь для того, чтобы эта самая «фирма» звучала органично, нужно обладать своей интонацией. Принято считать, что со смертью Михея рухнула надежда на продолжение поп-музыки с человеческим лицом. Так вот, она снова оживает — с приходом тех, кто рос на его творчестве. Как пелось в последней написанной Михеем песне: «Ты не плачь, ты не бойся, я с тобой навсегда».
Содержание
Годы жизни Сергея Крутикова:
родился 11 декабря 1970, умер 27 октября 2002
Эпитафия
«Для тебя, для тебя этот солнечный свет,
Для тебя эти горы, небеса и рассвет.
Для тебя, для тебя этот солнечный свет,
Ты прости меня, боже, я-то знаю ответ».
Из песни «Для тебя» группы «Михей и Джуманджи»
Биография
Этого светлого, самобытного музыканта до сих пор помнят слушатели разных стран. Биография Михея была до обидного короткой, но даже за свои почти 32 года этот одаренный человек успел создать такие песни, которые навсегда остались в памяти его поклонников. Тонко чувствующий, светлый — Михей словно был обречен сгореть, словно яркая звезда.
Он родился в украинском поселке. В детстве Михей часто менял свои увлечения — два года учился играть на аккордеоне, а затем бросил, активно занимался спортом, играл в школьном ансамбле — сначала на клавишах, потом на гитаре, а затем и вовсе на барабанах. После школы поступил в музыкальное училище, решив, что ритм-секция — его призвание, а через два месяца… бросил и ушел в металлургический техникум, который вскоре тоже оставил, а потом и вовсе уехал в Ленинград. После окончания университета Крутиков переехал в Москву, но не один — уже с группой Bad Balance, тогда же он получил прозвище «Михей». Bad Balance быстро стал лучшей хип-хоп группой России, и в этом была большая заслуга Михея, он вносил свой весомый музыкальный вклад в ее репертуар. Как это случается у творческих людей, вскоре в группе наметился кризис, и Михей решил уйти в одиночное плавание, создав проект «Михей и Джуманджи». Уже первый альбом группы под названием «Сука любовь» взорвал российский музыкальный рынок, а певец Михей был назван лучшим исполнителем 1999 года.
Следующие три года Михей много гастролировал, участвовал в совместных проектах, работал над новыми песнями, пока вдруг не случился страшный удар — в июне 2002 года Михей перенес инсульт. Близкие и друзья Михея всячески помогали ему в период реабилитации, ему становилось лучше, он даже снова стал заниматься творчеством, но, увы, 27 октября наступила внезапная смерть Михея. Причиной смерти Михея стала сердечная недостаточность. Похороны Михея состоялись 30 октября. Могила Михея находится на Ваганьковском кладбище. Каждый год в Москве осенью проходит день памяти Михея, который устраивают его коллеги-музыканты.
«Михей и Джуманджи» на сцене
Линия жизни
11 декабря 1970 г. Дата рождения Михея (Сергей Евгеньевича Крутикова).
1990 г. Поступление в Ленинградский университет, присоединение к группе Bad balance.
1991 г. Выпуск альбома «Выше закона».
1994 г. Выход альбома «Налетчики Bad B».
1996 г. Выход альбома «Чисто Про…».
1998 г. Выход альбома «Город Джунглей».
1999 г. Выход сольного альбома Михея «Сука любовь», уход Михея из группы Bad balance и создание сольного проекта «Михей и Джуманджи».
сентябрь 1999 г. Инсульт.
27 октября 2002 г. Дата смерти Михея.
30 октября 2002 г. Похороны Михея.
Памятные места
1. Город Донецк, Украина, где родился Михей.
2. Донецкий национальный театр оперы и балета (бывший Донецкий театр имени Артема), где работал Михей.
3. Здание бывшей Высшей профсоюзной школы культуры в Ленинграде (ныне реорганизована в Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов), где учился Михей.
4. Государственный университет гуманитарных наук (Ленинградский университет гуманитарных наук), который закончил Михей.
5. Данилов монастырь, где прошло отпевание Михея.
6. Ваганьковское кладбище, где похоронен Михей.
Эпизоды жизни
Михей всегда был поклонником африканской музыки, в том числе и регги. Как-то в интервью он пошутил, что ему кажется, что африканцем был его дедушка. Михей отрицательно относился к любому проявлению расизма или национализма и признавался, что «тащится» от того, что все люди такие разные: «Нищий тот душой, кто не понимает, не ценит в другом народе любви, радости, фольклора. Я — за смешанные браки. Пусть все люди смешаются. Я — за всемирный микс!»
Незадолго до своей болезни Михей помирился с коллегами по Bad Balance, шли разговоры о воссоединении. Но через пару недель произошел инсульт. Влад Валов, лидер BB, дал несколько концертов в поддержку Михея, чтобы вырученные деньги перевести на лечение музыканта. Михей шел на поправку, он даже успел записать совместный с Владом Валовым трек под названием «Тихо тают дни» и снять клип с Сергеем Галаниным на песню «Мы — дети большого города».
Памятник на могиле Михея
Заветы
«Ты не плачь, ты не бойся, я с тобой навсегда».
Из песни «Для тебя» группы «Михей и Джуманджи»
Сюжет телеканала ДТВ «Как уходили кумиры» памяти Михея
Соболезнования
«Со смертью Михея мы потеряли голос, который проникает в душу».
ШеFF, певец, участник группы Bad Balance
«Михей — родственная душа. Есть такое понятие, и не важно в каком виде: друг, любовник, коллега. Он мгновенно занял громадную часть моей души и до сих пор её не отпускает. С его уходом я потеряла только трехмерную связь с ним. Я очень по нему скучаю. В душе Михей со мной всегда. И я уверена, что люди, которые очень любят друг друга в жизни, непременно на небе встречаются. Я верю в вечную жизнь».
Инна Стил, певица
Ссылки
Официальный сайт группы «Михей и Джуманджи»
Страница Михея (Сергея Крутикова) в «Википедии»
Также может быть полезно: