Рождение приюта было вызвано не чем иным, как желанием сестер поделиться тем изобилием любви и щедрот, что изливал на обитель
Господь, с несчастными, заброшенными сиротами. А таких детей – беспризорных или сирот при живых родителях – сегодня в России, к сожалению, больше, чем даже в послевоенные годы. Их судьбы во многом похожи друг на друга – грязь, голод, болезни, страх, побои…
Многих таких детей монахини приняли в свою семью, заботятся о них, воспитывают. Вместе в храме славословят Бога, вместе устраивают праздники, вместе работают на послушаниях, вместе делят все радости и скорби. Сестры постарались сделать все, чтобы дети не чувствовали себя обездоленными и несчастными, стараясь помочь им вырасти настоящими христианками, поскольку считают, что не им, а детям принадлежит будущее православной Руси.
Дети из монастырского приюта «Отрада» – вроде бы все разные, но уже есть в них что-то общее, от единой семьи. Даже слово «приют» само собой выветривается из этого, сказать прямо, родительского дома.
Открылся он при монастыре в 1995 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. За эти годы в приют поступали дети с разными диагнозами: олигофрения, эпилепсия, ЗПР и психотравмы. И в приюте они получали не только образование, воспитание, но также и лечение. Старшая сестра в приюте – монахиня с большим духовным опытом, воспитатели – в основном кандидаты, имеющие желание остаться в монастыре и принять монашеский постриг.
30 августа 2003 г. архиепископ Калужский и Боровский Климент освятил новый корпус приюта, строительство которого – при финансовой и организационной поддержке некоммерческого Фонда «Связь поколений» – продолжалось три года. В здании, помимо спален, – 11 классных комнат, часовня, библиотека, компьютерный класс, комната отдыха, спортивный и концертный залы.
В «Отраде» воспитывается 50 девочек в возрасте от двух до семнадцати лет, собранных с разных концов России. Они живут на территории монастыря, но в отдельном корпусе, с сестрами-воспитателями. Учатся в открытой при монастыре гимназии, по окончании которой сдают экзамены и получают аттестат государственного образца. При гимназии действует театральная студия. В монастыре для студентов-выпускниц приюта функционирует Лаборатория удаленного доступа Российского Государственного Социального Университета, где они получают полное высшее образование по специальности «православный журналист».
В гимназии, помимо общеобразовательной программы, дети вовлечены в целую палитру занятий: хореография, живопись, лепка, рукоделие, вокал, сольфеджио, дирижирование.
То есть занимаются всем тем, на что в обычной семье не всегда найдется время и возможности. А ведь еще изучаются греческий и церковно-славянский языки, основы византийской музыки. К прекрасному дети расположены с самых малых лет. Они уже активно «пробуют перо» в искусстве стихосложения, их успехи можно оценить по дебютному сборнику «Крупицы Божьего дара».
Все девочки очень любят петь, в приюте сложился прекрасный детский хор, который в 2002 году был удостоен премии Фонда «Русское исполнительское искусство», а в 2006-м занял первое место на 18-м Международном фестивале православной музыки. Коллектив принимал участие и в зарубежных фестивалях и концертах – в Тель-Авиве, Горненском монастыре Израиля, монастыре Ормилия в Греции, неоднократно в Ларнаке и Лимассоле на Кипре, в итальянских городах Бари, Лорето и Террачина, в испанском городе Сеговия, в Вене, Зальцбурге, Бон-не, Дюссельдорфе, в Берлине, в Каннах, в городах республики Беларусь, в Сербии, Абхазии, Армении, Словакии, Словении, Македонии, Узбекистане.
Традиционными стали фестивали-концерты «Свет во Вселенной», проводимые при участии афонского монастыря Ватопед. Это ежегодные передвижные конференции-концерты в разных городах Греции с участием детского хора «Отрада».
К праздникам Рождества и Пасхи воспитанницы ставят музыкальные спектакли на сценарии, написанные сестрами монастыря и самими детьми. Самими детьми! Интереснейшее и полезнейшее занятие. Причем они еще помогают сестрам шить костюмы и изготавливать декорации. Участие в таком спектакле – большая радость для всех, а самое главное, что дети в игровой, ненавязчивой форме постигают христианские истины и учат зрителей добру, милосердию, покаянию. Подобные – легкие для восприятия, запоминания – представления воспитанницы устраивают не только для сестер, но и для гостей обители из воскресных школ, гимназий, интернатов. А в дома престарелых, к больным детям «Отрада» едет сама – утешить, поделиться радостью и даже подарить подарки.
3 февраля – дети украшают приют и большую трапезную, составIMG_7872ляют меню и, получив благословение Матушки Игумении, готовят и накрывают праздничную трапезу. В этот особый день на кухне, в храме и на других послушаниях дети справляются сами: готовят службу, поют на два клироса, читают Апостол, звонят, несут икону, свечи и фонарь на Панагии. За игуменский стол настоятельница монастыря приглашает особо потрудившихся или отличившихся в послушании и смирении детей – от старших до совсем еще маленьких. Так дети учатся служить Богу и ближним, делясь всем, что имеют, с другими.
С самого младшего возраста девочек приучают к труду, позволяя им помогать на кухне, в огороде, убирать храм. Лишение послушания иногда является самым большим наказанием. Каждая воспитанница «Отрады» имеет свое послушание. По очереди дети ухаживают за растениями и цветами, за домашними животными, кто-то отвечает за чистоту в классах и кельях, за порядок в библиотеке, а кто-то помогает на кухне… И самое главное – воспитанницам прививаются христианские добродетели, такие, как смирение, терпение, послушание. Ведь очень важно научить ребенка правильному отношению к себе и другим людям. По выходным и праздничным дням дети участвуют в богослужениях, поют на клиросе, поочередно регентуют, готовят службу, отвечая за устав. Причащаясь постоянно Святых Христовых Таин, дети с помощью Божией меняются и преображаются.
Дорогая Матушка Игумения, благословите!
За 21 год пребывания в нашем Свято-Никольском монастыре привыкла скрывать свою любовь и благоговение к Вам в глубине своей души, зная насколько грешна и недостойна Вашего внимания. Но сегодня, поздравляя Вас с юбилеем монастыря, хочу поделиться своими чувствами благодарности, дочерней любви и восхищения.
До 27 лет шла по жизни, думая, что я никем не хочу в этой жизни быть. Училась писать прозу, изучала философию, потом прочитала Евангелие и подумала: все уже давно написано и таким «стилем”, каким никто уже не сможет написать. Да и не нужно. Влекло к себе глубинное, мистическое содержание жизни. Во время одной из прогулок по Москве увидела во дворе какого-то храма некую женщину в черном, с каким-то покрывалом на голове, подвязанным ленточками, и все во мне замерло. Когда приехала в Черноостровский монастырь, вслед за своей подругой по институту, сейчас она игумения в Кемеровской епархии, сквозь кованую решетку на воротах снова увидела девушек в такой же черной одежде, и все во мне снова замерло. Так я обрела тот мир, свой новый дом, в котором хотелось кем-то быть, просто быть и радоваться жизни.
Как уже сказала м. Ксения в фильме об истории монастыря, мы жили в то время в совершенной разрухе и неустроенности, и ничего этого не замечали, была просто радость служения Богу, и все вокруг казалось необыкновенным. И только сейчас, уже став сама игуменией, занимаясь восстановлением руин своего монастыря, научившись до тонкостей разбираться в капитальном строительстве, начала понимать, сколько было сделано нашей Матушкой Игуменией Николаей в нашем монастыре, как из развалин за короткое время возник целый прекрасный городок, с чудесными храмами, келейными корпусами, службами, мозаиками и росписями.
И сегодня, в день 25-летия хочется поблагодарить нашего святого Бога, как говорят греки, за то, что Он не скрыл от нас Свои великие святыни, монастырь и монашескую жизнь, и щедро с нами ими поделился. Поздравить и поблагодарить нашу Матушку Игумению Николаю, за то, что именно ее дал нам Бог, чтобы мы могли родиться во Христе. И что это чудо случилось ее руками и с помощью Божией – не просто рукотворенные храмы были восстановлены, но сотни и сотни храмов наших душ, вышедших из мясорубки советского безбожия и лихих девяностых, и смогли восстановиться и зажечь в себе лампады собственных сокровенных алтарей. Вот уже и от них зажигаются все новые и новые огни, восстают храмы и монастыри в других концах нашей страны. «Святая Русь выходит из небытия и зло отступает, – как сказал старец Паисий, – когда всё в большем количестве сердец падает в цене.
Сегодня, можно сказать, юбилей совершившегося чуда, кровь новомучеников расцветает прекрасными розами новых монастырей. И пусть впереди еще будут духовные битвы, но Церковь стоит, и существует на земле радость служения Богу. И наш прекрасный монастырь является одним из форпостов этого служения. Дорогие Матушка Игумения и сестры! с днем рождения монастыря, с днем его совершеннолетия!
С уважением и любовью, Игуменья Макария.
На соседних с древним Городищем холмах, на берегу небольшой речки Ярославки, среди зелени садов расположился Малоярославецкий Николаевский Черноостровский монастырь. Возникший, предположительно, в конце XVI в., монастырь занимал тогда только один из нескольких холмов, покрытых густым, «черным» лесом. От того и получил название — Черноостровский. Вместе с городом Ярославцем Малым обитель не раз подвергалась нашествиям и разорениям, но восстанавливалась вновь и отстраивалась краше прежнего.
В 1775 г. монастырь был упразднен по причине бедности и малочисленности братии. Но с 1800 г. началось его возрождение по инициативе и на средства московского купца 1 гильдии, уроженца Малого Ярославца -Терентия Елизаровича Целибеева. Отечественная война 1812 года разрушила плоды многолетних трудов по восстановлению монастыря.
Во время кровопролитного сражения за город 12 (24) октября 1812 года обитель, оказавшись в центре боевых действий, несколько раз переходила из рук в руки. В результате почти все монастырские постройки были разрушены. Каменные ворота, построенные в начале XIX в. в стиле русского классицизма, сохранились до наших дней.
В память о сражении оставшиеся на них следы от пуль, ядер и картечи решено было при ремонтах оставлять неприкосновенными. В 30-е годы прошлого века на воротах была установлена памятная доска с надписью: «Язвы в память французской войны», -одна из первых памятных досок, посвященных Отечественной войне 1812 года. До наших дней она не сохранилась.
Восстановление обители и строительство Николаевского собора — храма-памятника Отечественной войны 1812 года, началось стараниями настоятеля монастыря о. Макария сразу после возвращения в него братии. Строительство Николаевского собора продолжалось до 1839 г. на средства частных вкладчиков, среди которых одними из первых были император Александр I и члены царской фамилии, а также ветераны Отечественной войны 1812 года. После окончания внутренней отделки, храм был освящен 26 августа 1843 г. и стал замечательным памятником всем, кто погиб «у стен оного монастыря за веру, царя и Отечество».
Массивное здание собора и теперь царит над всем монастырским ансамблем, будучи великолепно «писано в рельеф местности. Ограниченная каменными стенами территория обители образует четыре площадки, уступами спускающиеся к реке. Кроме собора в монастыре находится еще одна каменная церковь — во имя Корсунской иконы Божией Матери, возведенная еще в 1814 г. и перестроенная в 1858 г. Над внутренними воротами монастыря была в 1821 г. построена каменная трехъярусная колокольня.
К началу 20-го столетия монастырь представлял собой настоящий город в городе, в нем были: 2-этажный братский корпус на 20 монашествующих, настоятельский корпус и трапезная, двухэтажная гостиница и больничный корпус, пекарня, странноприимный дом, конный двор, церковно-приходская школа и здание Духовного правления. Действовал водопровод, который снабжал все здания и конный двор ключевой водой. Имелась собственная оранжерея и пруд с рыбами, свой кирпичный завод, в монастыре была богатая библиотека, много икон древнего письма и драгоценная ризница.
В 1918 г. Николаевская обитель была упразднена. В настоящее время монастырь, переданный епархии в 1991 г. и ставший теперь женским, переживает новое рождение.
Восстановленный почти полностью ансамбль Николаевского Черноостровского монастыря, созданный за несколько десятилетий 19 в., ныне является архитектурной и исторической достопримечательностью Малоярославца.
По материалам http://schans.ru/index.php
Успенский собор Шаровкина монастыря. Фото 28 июля 2017 г.
Шаровкин женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, подворье Малоярославецкого Черноостровского монастыря в черте Калужской епархии
Расположен на холме у обрыва, на песчаном изгибе реки Жиздры, обрамленном душистым сосновым лесом, среди многочисленных родников, на краю села Ильинского.
По преданию, ещё до основания монастыря, на этом холме местные жители сообща молились Божией Матери и пророку Илии о ниспослании дождя во время засухи и вымаливали необходимое. Монастырь был основан в начале XVI века иноком Феогностом, известным как Шаровка («шаровка» — название местного речного моллюска, в перламутровой раковине которого вокруг песчинки образуется белоснежная жемчужина), что и дало монастырю наименование «Шаровкина». Инок Феогност скончался в 1545 году; его погребение и ныне находится у южной алтарной стены соборного храма обители.
Будучи основан в центре владений князей Воротынских, монастырь пользовался покровительством этого видного рода. Царь Иоанн Грозный, высоко оценивая заслуги князя А. И. Воротынского, неоднократно делал вклады монастырю на его поминовение. Позднее царский двор и дворянские семьи — Чичерины, Юшковы, Волконские, Одоевские и другие — также делали большие вклады. Многие из них заканчивали свои земные дни в монастыре на Жиздре. Первоначальный храм обители был деревянным, но уже в середине 1550-х годов вместо него был возведён Успенский собор с приделами апостола Иоанна Богослова и великомученицы Екатерины. В конце 1550-х годов в обители также построили тёплую церковь преподобного Сергия Радонежского с приделом на правой стороне во имя святителя Николая Чудотворца и с трапезной палатой. В 1567 году игумен монастыря Прохор расписал придел Успенского собора и Сергиевскую церковь. Он же вместе с иконописцем Арсением написал и большинство икон для иконостаса собора.
При царе Феодоре Алексеевиче Шаровкин монастырь был приписан к Московскому Донскому монастырю, архимандриты которого начали возводить новые здания на берегу Жиздры.
К середине XVIII века каменные здания монастыря, как сильно обветшавшие, были перестроены. В ходе секуляризация церковных владений в 1764 году монастырь вывели за штат. В 1776 году обитель сгорела. После пожара настоятель и братия были переведены во Введенскую Макариевскую Жабынскую пустынь, а Шаровкин монастырь был упразднен.
Монастырские церкви были обращены в приходские. В первоначальный период приход насчитывал около тысячи прихожан, будучи составлен из жителей четырёх близлежащих деревень и работников Песоченского завода. Успенский монастырский храм действовал как приходской вплоть до закрытия в 1937 году.
Во время Великой Отечественной войны, несмотря на оккупацию, обе церкви не были разрушены и практически не пострадали. В 1950-х годах исследователь русской архитектуры архитектор Петр Дмитриевич Барановский вывез уникальные резные царские врата из иконостаса соборного придела Иоанна Богослова и передал их в музей Коломенское. Впоследствии вместо изначальных царских врат была выполнена их копия. В середине 1970-х годов рухнул купол Сергиевского храма, после чего разрушение этой церкви ускорилось. В 1980-х годах в алтаре Успенского храма стояли сельские лошади, стены были исписаны непотребными надписями, а придел Иоанна Богослова был замурован. С крыши соборного храма постоянно текло, поэтому в притворе стены были покрыты плесенью, а поверх земляного пола образовался толстый слой из грязи и гнилья.
С началом возрождения церковной жизни на рубеже XX-XXI веков постепенно силами верующих Успенский храм был приведен в лучшее состояние, при нём был образован приход и начались богослужения. Сергиевский храм к этому времени превратился в стены с грудой развалин. На 2013 год при храме шло строительство дома для паломников и причта .
Не позднее 7 марта 2016 года при бывшем Шаровкине монастыре было учреждено подворье Малоярославецкого Никольского Черноостровского женского монастыря . В том же году сюда прибыли сёстры из Черноостровского монастыря для возрождения обители и возобновления монашеской жизни.
Статистика
- ок. сер. 2018 — восемь сестёр
Успенский собор б. Шаровкина монастыря. Фото 3 ноября 2013 г.
Настоятели, старшие сёстры
Архитектура
Успенский соборный храм действует и ремонтируется, имеет статус исторического памятника федерального значения. Храм преподобного Сергия Радонежского — в полуразрушенном состоянии.
Икона Божией Матери «Благодатное Небо». Шаровкин Успенский монастырь
Святыни
- чтимый список иконы Божией Матери «Благодатное Небо»
Использованные материалы
- «Свято-Успенский женский Шаровкин монастырь. Животворящая святыня», официальный сайт Шаровкина Успенского монастыря:
- «О монашестве без прикрас. Истории старшей сестры Успенского Шаровкина монастыря монахини Елисаветы», записала Ольга Рожнёва, портал Православие.Ru, 16 августа 2018:
«Управляющий Калужской епархией посетил Шаровкин монастырь села Ильинское Перемышльского района», официальный сайт Калужской митрополии, 13 ноября 2013,
«Митрополит Климент возглавил заседание епархиального совета Калужской епархии», официальный сайт Калужской митрополии, 7 марта 2016,
«О монашестве без прикрас. Истории старшей сестры Успенского Шаровкина монастыря монахини Елисаветы», записала Ольга Рожнёва, портал Православие.Ru, 16 августа 2018,