Суть профессия логопеда довольно проста — это исправление дикции у детей и взрослых, устранение ее недостатков, в том числе, заикания, картавости, шепелявости и т.д.
Такой специалист помогает скорректировать речь с помощью особых упражнений, массажа и прочих методов, улучшающих артикуляцию. В функции логопеда может входить работа со многими нарушениями речи, но как считают сами представители этой профессии, лучше концентрироваться на одном направлении. Скажем, выбрать лечение заикания или устранение дисграфии и дислексии (проблем письма и чтения).
Содержание
- Кто такой логопед-дефектолог
- Места работы
- История профессии
- Обязанности логопеда
- Требования к логопеду
- Образец резюме логопеда
- Как стать логопедом
- Зарплата логопеда
- Где пройти обучение
- Рекомендации знакомых
- Объявления в газете, интернете, на столбе
- Профессиональные агентства
- Логопедический детский сад
- Специализированные центры педагого-логопедической коррекции
- Общий совет
Кто такой логопед-дефектолог
Нарушения речи бывают не только у здоровых детей (без проблем со слухом, зрением и интеллектом). Есть отдельная категория — «тяжелые» дети, и с ними работают особые специалисты — логопеды-дефектологи. Они развивают не только артикуляцию, но и познавательную деятельность детей в целом — память, внимание, восприятие, мышление и многие другие способности и навыки.
Места работы
Как правило, должность логопеда предусмотрена в образовательных и медицинских учреждениях:
- в детских садах;
- в больницах и поликлиниках;
- в специализированных центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции, где лечатся нарушения слуха и речи у детей.
Альтернативный вариант «трудоустройства» — открытие своего частного логопедического кабинета.
История профессии
Зачатки логопедии появились в Европе в XVII веке в рамках сурдопедагогики — отрасли, занимающейся проблемами глухих и слабослышащих детей. При наличии слуха речевые дисфункции лечить не стремились, считая их проблемой исключительно физического характера. Если же все-таки брались, то лечили только медицинскими способами.
Только с середины XX века проблемы артикуляции начали рассматривать с точки зрения психологии, что и привело к развитию логопедии как науки так и отдельной профессии.
Обязанности логопеда
Основные должностные обязанности логопеда можно свести к следующим:
- осмотр клиентов и выявление особенностей их речевого развития;
- постановка логопедического диагноза;
- определение способов и методик лечения;
- проведение индивидуальных и групповых занятий по постановке речи;
- разработка упражнений и «домашних заданий»;
- оценка результатов обучения по итогам определенного периода времени.
Также логопед может заниматься ведением отчетной документации и разработкой методических пособий.
Требования к логопеду
Стандартные требования к логопеду таковы:
- высшее логопедическое (или дефектологическое) образование;
- опыт работы, в том числе по определенному направлению (с детьми, с взрослыми, с больными ДЦП, с пациентами неврологического профиля и т.д.).
В редких случаях от логопеда требуется и наличие авторской методики.
Образец резюме логопеда
Образец резюме
Как стать логопедом
Если вы решили стать логопедом, то необходимо получить высшее педагогическое образование по специальности «Логопедия» и квалификации «Учитель-логопед». В дополнении к этому необходим опыт практики. Его можно получить в государственных учреждениях, работая помощником или логопедом начального уровня.
Помимо образования и опыта потребуется ряд личностных качеств — любовь к детям, коммуникабельность, высокий уровень терпения и выдержки, умение нестандартно мыслить и находить подход к каждому ученику.
Зарплата логопеда
Заработная плата логопеда совсем невысока и находится в пределах от 15 и примерно до 60 тысяч рублей в месяц. В частных учреждениях столицы и крупных мегаполисов, обычно, предлагают очень приличные оклады.
Средняя зарплата логопеда составляет чуть более 20 000 рублей.
Еще один вариант заработка — открытие своего кабинета. Если логопеду получится выйти на взрослую аудиторию, часто выступающую перед публикой и нуждающуюся в чистой, красивой речи (представителей бизнеса, политики и масс-медиа), можно зарабатывать очень приличные деньги.
Где пройти обучение
Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.
Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления «Педагог-дефектолог, логопед».
Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) обучает по специализации «Логопедия» и выдаёт диплом и сертификат.
Е.А.Харитонова
Недооценка личностных качеств логопеда отрицательно сказывается на результатах его труда.
К задачам профессиональной деятельности логопеда относят такие:
• организация своевременного выявления речевых нарушений, проведение дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи, осуществление углубленного психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями речи;
• проектирование и организация коррекционно-педагогического процесса с детьми с нарушениями речи в различных типах образовательных учреждений;
• планирование, организация и проведение логопедических занятий в различных типах учреждения образования, здравоохранения и социального обслуживания;
• консультирование лиц с нарушениями речи, родителей и педагогов детей с отклонениями в речевом развитии по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;
• осуществление психолого-педагогической деятельности по профилактике отклонений в психофизическом развитии, речевых нарушений у детей и взрослых; предупреждение социальной дезадаптации лиц с нарушениями речи;
• осуществление просветительской деятельности, разработка методических материалов по вопросам коррекционно-педагогической работы с лицами с нарушениями речи;
• взаимодействие с другими специалистами, сопровождающими ребенка с нарушениями речи, организация и осуществление управленческой деятельности учебного заведения;
• использование элементов научно-исследовательской деятельности, организация и осуществление процесса профессионального самообразования.
Признаками профессионализма логопеда является:
Ø понимание предназначения профессии, ее социальной значимости;
Ø овладение компонентами педагогической техники и мастерством;
Ø адекватное использование логопедических технологий, достижение высоких результатов в логопедической коррекции и их стабильность;
Ø осознанные, творческие действия в профессиональной среде, осознание индивидуальной ответственности за результаты деятельности;
Ø устойчивость к профессиональным перегрузкам, отсутствие усталости, симптомов «эмоционального сгорания»;
Ø отнесение себя к профессиональной общности.
Для профессионального общения логопеда должны быть характерны следующие качества:
v овладение деонтологическими нормами, культурой педагогического общения и этики, коммуникативной культурой;
v чуткость, деликатность, доброжелательность, терпимости, но и требовательность;
v умение слушать и понимать собеседников, а также мобилизовывать их внимание, поддерживать интерес к занятиям;
v коммуникабельность, компетентность профессиональной коммуникации (владение вербальными и невербальными средствами коммуникации);
v высокий уровень концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредотачиваться на одном предмете при одновременном отключении от других и способность быстро переходить от одного вида деятельности к другому);
v высокий уровень развития логопедического творческого мышления;
v хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
v хороший слух (физический и фонематический);
v готовность к изменением, способность видеть недостатки в собственной работе и способы их преодоления;
v умение вызывать интерес к результатам своей профессиональной деятельность;
v чувство юмора;
v чувство интуиции;
v бескорыстность;
К качествам препятствующим эффективности профессиональной деятельности логопеда относят:
§ дефекты речи, слуха;
§ необщительности;
§ отсутствие склонности к работе с детьми;
§ эмоциональная неуравновешенность;
§ агрессивность;
§ ригидность мышления.
Сфера профессиональной личности логопеда должна включать позитивные индивидуальные качества:
ü интерес к профессии, устойчивость профессиональной мотивации, продуманное профессиональное поведение;
ü адекватная самооценка;
ü гибкость вариативность мышления и речи, стремление к творчеству;
ü принятие себя как профессионала, стремление к мастерству;
ü непрерывное профессиональное самообразование, профессиональная обучаемость;
ü преобладание эмоционально-положительного настроя и отношения к профессии, удовлетворенность работой.
Таким образом, среди качеств личности логопеда, необходимых для успешной реализации профессиональных задач, следует выделить гуманистическую направленность, социальную и нравственную зрелость, коммуникабельность, тактичность, искренность, справедливость, находчивость, наблюдательность, способность к эмоциональному воздействию, чувство юмора и другое.
Источник Акмеологические аспекты профессионального и личностного развития субъектов образовательного пространства: материалы областной научно-практической конференции. В 4 ч. Ч.1. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009. – 76 с.
Вартовчанка Мария Семушева — лучший логопед России. Это почётное звание она получила на чемпионате страны по педагогическому мастерству, который прошёл в Москве. За награды здесь боролись 170 педагогов из 30 регионов России. Мария представила на суд жюри собственные программы, которые по итогам конкурса были признаны экспертами уникальными. Теперь их хотят использовать и другие логопеды. Коллеги отзываются о Семушевой однозначно — ей под силу любые, даже самые сложные случаи.
Мария Семышева рассказывает своим воспитанникам сказки. Эту программу несколько лет назад она придумала сама. Просто однажды надоело работать по чужим конспектам. Скучно и не так эффективно. И тогда Мария придумала свою методику учить детей правильно говорить, потом написала 11 сказок и издала книжку. В этих историях разговаривают не только люди, но и животные и даже предметы.
Мария Семушева: «На сказках можно отрабатывать разные компоненты речи. Закреплять звукопроизношение, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Все герои разговаривают. В беседе решаются вопросы реальной жизни».
Правда, в реальной жизни всё бывает несколько дольше нежели в сказке. Ещё год назад Олег Кузьмин не произносил половину звуков и очень расстраивался, когда его не понимали родители. Тогда обратились к «сказочному методу» Семушевой. Проблему решили за 12 месяцев.Лариса Фролова, бабушка Олега: «Дома их заставить сложно. А она их перед зеркалом поставила. А он очень исполнительный. Когда Мария Семёновна индивидуально с детьми работает, все звуки становятся на место».
Логопедическую группу в детском саду «Умка» посещают 10 детей. Ещё 10 занимаются у логопеда дополнительно. Можно было бы брать и больше ребят, но таковы образовательные стандарты. А вот с оборудованием, напротив, сложностей нет.Оксана Щёголева, заведующая детским садом №67 г. Нижневартовска: «Мы имеем возможность полностью оснастить процесс учебными пособиями, оборудованием, программами, которые позволяют применять новые инновационные подходы к коррекции речи у детей».
Свою карьеру Мария Семышева считает большой удачей. Раньше она работала зубным врачом. Потом по воле обстоятельств сменила профессию и попала в точку. Первое образование, конечно, очень помогло в работе. И ещё, уверена педагог, пригодится. В планах у Семышевой — открыть центр по работе с детьми. Что конкретно там будет происходить, пока секрет. Но аналогов ни в Нижневартовске, ни в Югре пока нет.
Рекомендации знакомых
Этот вариант хорош тем, что вы владеете объективной информацией о специалисте, о его профессиональных успехах. Вы можете предварительно решить, подходят ли вам предлагаемые условия и квалификация логопеда.
Объявления в газете, интернете, на столбе
В этом случае вам никто ничего не гарантирует. Но может и повезти — вы найдете безработного гения.
Профессиональные агентства
При этом варианте вам гарантированно подберут специалиста с хорошими характеристиками и достаточно высокой профессиональной квалификацией. Минусом этого варианта является жесткая ставка оплаты плюс комиссионные отчисления агентству. Рекомендация : остановите свой выбор на небольших агентствах с психолого-педагогической направленностью. Небольшое агентство заинтересовано в качестве обслуживания клиента, в то время как в большом агентстве работа поставлена на поток и может быть ослабление индивидуального подхода, потеря качества обслуживания. Работники агентства, как правило, психологи и педагоги, которые хорошо разбираются в специфике кадров для семьи и дома.
Логопедический детский сад
Идеальный вариант для развития ребенка. Малыш будет находиться в рабочей атмосфере, тесно общаться со сверстниками. Занятия в группе дополнительно стимулируют ребёнка к обучению. Чаще всего, в логопедических детских садах хорошо поставлен не только логопедический, но и образовательный процесс. Помимо коррекции речи, с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике. Минусом данного варианта может быть недостаточное количество индивидуальных занятий.
Специализированные центры педагого-логопедической коррекции
Здесь, безусловно, работают профессионалы. Вашему ребенку будет подобрана индивидуальная программа коррекции нарушений речи, обеспечены занятия в маленьких группах или индивидуально. Кроме того, каждый ребёнок проходит психологическое тестирование перед школой, которое определяет его готовность к обучению.
Общий совет
Нанимая логопеда, обратите внимание на то, как он говорит, как общается с ребёнком, насколько свободно ребёнок чувствует себя в его обществе; не полагайтесь только на чужие рекомендации и характеристики. Помните о том, что успехи лечения нарушений речи зависят от понимания между ребёнком и логопедом. В любом случае, выбор остаётся за вами и вашим ребенком.