Ложь, наглая ложь и статистика
«Ложь, наглая ложь и статистика» (полный вариант: Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика, англ. There are three kinds of lies: lies, damned lies, and statistics) — высказывание, приписываемое премьер-министру Великобритании Бенджамину Дизраэли, а известность оно получило благодаря Марку Твену после публикации «Главы моей автобиографии» в журнале North American Review 5 июля 1907 г.: «Цифры обманчивы, — писал он, — я убедился в этом на собственном опыте; по этому поводу справедливо высказался Дизраэли: «Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика»». Однако этой фразы нет в работах Дизраэли. Также она не была известна ни при его жизни, ни вскоре после смерти. С точки зрения современных представлений наиболее вероятной кандидатурой на авторство является Чарльз Дилк (1843—1911).
Это высказывание, помимо Дизраэли, приписывали также и многим другим: журналисту и политику Генри Лабушеру (1831—1912) и Леонарду Кортни (1832—1918), который использовал эту фразу в 1895 году. Два года спустя он стал президентом Королевского статистического общества.
Сейчас известно, что впервые фраза использована в письме, написанном 8 июня 1891 года и опубликованном 13 июня 1891 года в National Observer(p.93(-94): NATIONAL PENSIONS London, 8th June, 1891): «Сэр, … очень остроумно замечено, что существует три вида лжи: первая — неправда, вторая — прямая ложь, и, наконец, самое страшное — это статистика». Чуть позже, в октябре 1891, в журнале Notes and Queries человек под псевдонимом «St Swithin» прислал вопрос об авторстве этой фразы, что указывает на ее широкое распространение уже в те дни. В октябре 1891, Charles W. Dilke, без какой-либо ссылки на автора, дважды использовал это высказывание. «Сэр Charles Dilke (1843—1911) на днях сказал, что, по его мнению, «ложь» можно классифицировать по возрастающей степени, как: невинная ложь, ложь и статистика» (The Bristol Mercury and Daily Post, Monday, October 19 1891 г.). Dr. E.R.L. Gould, который использовал эту фразу в 1892 г., также ссылался на авторство Charles Dilke: «Сэр Charles Dilke в определенном смысле был прав, сказав: «Есть три уровня лжи, — выдумка, ложь и статистика …».
Как упоминает Роберт Гиффен (Robert Giffen — помощник редактора журнала The Economist и в 1882-84 — президент Статистического Общества) в 1892 г., высказывание «о статистике» лишь интерпретация фразы «Есть старая шутка о том, что существует три вида лжецов: обычные обманщики, возмутительные лжецы и научные эксперты. Позже стали говорить несколько иначе: есть три степени лжи: ложь, бессовестная ложь и статистика»..
Возникновение оригинала («про экспертов») приписывают более раннему периоду, чем высказывание «про статистику», а именно в журнале Nature от 26 ноября 1885 г. (заметим, что Дизраэли к этому моменту уже умер) на 74 стр. находим: «…одному известному адвокату, в настоящее время — судье, пришло в голову разделить свидетелей на три группы: простые лжецы, проклятые лгуны, и эксперты».
Примечания
- Mark Twain Chapters from My Autobiography. North American Review. Project Gutenberg (7 сентября 1906). Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012. Проверено 23 мая 2007.
- The Temperance Problem: Past and Future, Page 15 by Elgin Ralston Lovell Gould (1894); 15 pages reprinted from The Forum, November 1894
- Economic Journal 2 (6) (1892), 209—238, первый абзац
![]() |
Для улучшения этой статьи желательно?:
|
Сегондя ночью (по московскому времени) Институт менеджмента снабжения США заявил о том, что индекс деловой активности (ISM) в производственном секторе США в мае снизился до уровня 53,2п. Немного погодя, сославшись на ошибку, сообщил, что индикатор подрос до 56п. И еще через некоторое время снова исправился, чем окончательно запутал и инвесторов, и финансовых журналистов – в финальной версии показатель достиг значения 55,4п.
СПРАВКА: Одним из авторитетных институтов, который публикует индексы, является Институт менеджмента снабжения (Institute for Supply Management (ISM)) США. ISM был создан в 1915 г., является ассоциацией менеджеров по снабжению, в него входят более 40 тыс. профессиональных менеджеров в разных отраслях экономики. Менеджеры отвечают на вопросы, сравнивая показатель с показателем предыдущего месяца, и отвечают: «лучше», «так же» или «хуже». Потом данные обрабатываются по алгоритму, который дает величину индекса от 0 до 100 %. Для расчёта индекса ISM используют следующие данные: заказы, продукция, занятость, материально-производственные запасы, цены на экспорт и импорт. Индекс ISM подразделяется на индекс в обрабатывающей промышленности и индекс в сфере услуг. Имеются десять субиндексов, которые публикует ISM.
Индекс ISM публикуется ежемесячно в первый рабочий день месяца. Индекс отражает исследование приблизительно 300 промышленных компаний и характеризует состояние делового климата. Показатель выше 50 % говорит об оживлении деловой активности, ниже 50 % говорит об ухудшении экономической ситуации.
Вывод: верить статистике нельзя. Все данные необходимо пересчитывать самому.
Бенджамин Дизраэли (1804–1881), британский премьер-министр и писатель, имел репутацию одного из главных остроумцев своей эпохи. «Автобиография» Твена, безусловно, самый заметный случай цитирования этого изречения, поэтому его обычно приписывают Дизраэли, а нередко и самому Твену.
«Damned lies» означает буквально «прóклятая», «адская» ложь. Встречались также варианты «…злостная ложь и статистика», «…бессовестная ложь и статистика»; у братьев Стругацких («Жук в муравейнике») – «беспардонная ложь».
В последние годы историей этой фразы занимался американец Стивен Горансон, сотрудник библиотеки Университета Дьюка (штат Северная Каролина). Самый ранний случай цитирования он обнаружил в письме, опубликованном 13 июня 1891 г. в лондонской газете «National Observer»: «Очень остроумно замечено, что существует три вида неправды: первая – это домысел, вторая – прямая ложь, и, наконец, самая худшая – это статистика».
В октябре того же года читатель лондонского журнала «Notes and Queries» («Заметки и вопросы») спрашивал: «Кто сказал: «Существуют три вида неправды: первая – это домысел, вторая – ложь, и, наконец, статистика”?» Вскоре в журнале появился ответ за подписью «У.Д. Гейнсфорд»: «Это, по-видимому, несколько усовершенствованная версия изречения, имевшего хождение несколько лет назад в «Линкольн-инн” , – о судье, который различал три вида лжецов: простые лжецы, наглые лжецы и свидетели-эксперты». В другом ответе приводилась фраза: «Существуют три вида лжецов, а именно: лжец, наглый лжец и горный инженер».
О лжецах-экспертах шестью годами раньше говорилось в английском журнале «Природа» («Nature», 26 ноября 1885 г.): «Известный юрист, а ныне судья, однажды разделил свидетелей на три класса: простые лжецы, наглые лжецы и эксперты». Почти одновременно это высказывание, со ссылкой на некоего американского судью, появилось в американской печати.
Отдаленный прообраз фразы о лжецах и статистике (что осталось незамеченным Горансоном) можно найти в лондонской «Сатердей ревью» от 16 мая 1885 г.: «Хвастовство дурно, но вымыслы еще хуже; а хуже всего смесь хвастовства с вымыслом; и именно это мы находим в статистике освобожденцев» (т.е. в публикациях либерального «Общества освобождения» – «Liberation Society»).
Уже в 1890-е годы фраза о лжи и статистике приписывалась чуть ли не дюжине авторов, чаще всего британских, в том числе: политику-либералу Чарлзу Дилку (1843–1911), причем эту версию Горансон считает наиболее правдоподобной; политику-консерватору Артуру Бальфуру (1848–1930); экономисту и эссеисту Уолтеру Баджоту (1826–1877); естествоиспытателю Томасу Гексли (1825–1895).
С 1895 года среди имен предполагаемых авторов появилось имя давно умершего Дизраэли. Тогда же это изречение процитировал, со ссылкой на «мудрого государственного мужа», британский политик Леонард Куртни (1832–1918), выступая в штате Нью-Йорк. Это любопытно уже потому, что два года спустя Куртни стал председателем Королевского статистического общества.
В наше время вместо статистики в эту формулу нередко вставляются другие слова: «Ложь, наглая ложь и мемуары», «…и цитирование», «…и реклама», «…и предвыборные речи».
Со сталинских времен изречение о лжи и статистике стало обычной фразой советской публицистики – но почти всегда с оговоркой, что речь идет о статистике «буржуазной». Советская статистика была, подобно жене Цезаря, выше подозрений. И лишь историки-эмигранты Михаил Геллер и Александр Некрич в своей известной книге «Утопия у власти» (1986) могли написать: «Некий английский остроумец говорил, что есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика. Он не знал четвертого вида – сталинской статистики, и пятого вида – Сталинской Лжи».