Своеволие как качество личности – склонность выставлять на первый план свои прихоти, намерения, идеи, в то же время, презирая или сопротивляясь не согласующимся с ними желаниям, намерениям, идеям других.
Человек захотел жить по воле Божией и вознамерился бросить пить. «А как жить по воле Божией? – подумал он. — Начну бросать монетку! Если выпадет орел, значит, выпью, а если выпадет решка, — не пью!» Кинул монетку, выпала решка. Кинул еще раз, снова решка. «Ну-ка, последний раз проверю!» – сказал он, кинул монетку, – и опять решка! «Ах, вот как! – рассердился этот человек. — Тогда все равно выпью!»
Своеволие — уродливое порождение эгоизма, самомнения, самовлюбленности или эгоцентризма. Сделав из себя центр Вселенной, оно презрительно заявляет: «Пошли все к чертям! Мы сами с усами – всё сделаем сами. Я само знаю, как и что». Раздутое эго своеволия, занятое только самим собой, ожесточенно сражается с любым инакомыслием. В своем эгоистическом пренебрежении своеволие отгородилось от внешнего мира неприступными стенами. Не доверяя никому, оно полностью перекрыло доступ к своему разуму новых идей и убеждений. Иными словами, своеволие – это перекрытый разум.
Своеволие, зачастую, рождается в детской и проявляется через прихоти ребенка и произвол. Маленький человек делает всё вразрез, наперекор требованиям и советам воспитателей. Своеволие, как правило, становится следствием развивающейся самостоятельности, волевых качеств, стремления самоутвердиться, идентифицироваться в группе, стать взрослым. Иногда корнями своеволия становятся протестные настроения ребенка в ответ на неправильное воспитание и несправедливости старших по отношению к нему. Своеволие растет, как на дрожжах, когда родители потакают прихотям ребенка, вскармливают его эгоизм, предъявляют к нему непоследовательные требования. «Встав на ноги», окрепнув, своеволие уже становится следствием ненависти, с растущими из нее жестокосердием и жестокостью.
Своеволие – это отсутствие логичности и присутствие необоснованности. Отсутствие логичности – это недостаток последовательности, закономерности и разумности. Необоснованность – это неподтвержденность фактами и серьезными доводами, неубедительность. Когда человек становится рабом своих желаний и страстей, он пренебрегает здравым смыслом, очевидностью ситуации, интуицией.
Красноречивым примером своевольной личности являются алкоголики, последними видящими свои проблемы. Психиатры, активно работавшие с алкоголиками, пишут: «Внутренне, в душе, алкоголик не выносит (не терпит) контроля людей и Бога. Он, алкоголик, есть (и должен быть) хозяином своей судьбы. Он будет драться до конца, чтобы сохранить эту позицию». Алкоголик, опираясь на эгоцентризм и самодовольство, верит, что он в любой момент способен остановиться. Попав в запой и видя, что самостоятельно выйти из него не может, алкоголик сдается на милость врачей, но когда опасность жизни миновала, он с большой долей сопротивления встречает слова врача. Тут же возникает «китайская стена» сопротивления.
Своеволие может быть активным и пассивным. Активное своеволие проявляется открыто посредством агрессивности к инакомыслящему человеку. Человек не может или не хочет контролировать себя. В ход идут оскорбления, угрозы и «физические замечания». Например, терроризм – это активное своеволие. Своевольный Фридрих Великий говорил: «Мы с моим народом пришли к соглашению: они будут говорить, что пожелают, а я буду делать, что пожелаю».
Пассивное своеволие проявляется в замаскированных, трусливых формах. Оно делает недовольную гримасу (надувает губы), саботирует, откладывает выражение своего несогласия со дня на день, мешкает с этим, недобросовестно исполняет свои обязанности, постоянно отрицает свои истинные чувства. Пассивное своеволие играет во множество игр. Например, в игре «Непрямое убийство» инакомыслящий оппонент уничтожается посредством сплетен, злословия, критики, клеветы и перефразирования. В игре «Неделание» своеволие публично слушает, кивает и соглашается с оппонентом. Тот уверен, что с его мнением согласились и не подозревает, что перед ним разыгрывался спектакль притворства – никто и не собирался применять его точку зрения в реалиях. В игре «Интеллектуализирование» своеволие пытается поставить оппонентов в затруднительное положение, задавая бесконечную серию гипотетических и безответных вопросов, которые никак не связаны с реальностью. В игре «Выискивание недостатков» своеволие пытается обратить чье-либо внимание, указав на пороки оппонента, исключив возможность взглянуть на его идеи.
Своеволие импульсивно, безответственно, недисциплинированно, нереалистично и неблагоразумно. Не получив немедленного удовлетворения своего желания, оно мгновенно раздражается. Будучи врагом авторитетности, оно, в то же время, позиционирует себя с лучшей стороны для реализации своих корыстных целей. Где своеволие, там обиженность, гневливость, ложь и обвинения других. Поэтому в православии своеволие является одним из четырех главных, соборных пороков, которые неотделимы от него — гордыня, злолюбие и сластолюбие. Блез Паскаль писал: «Наше своеволие таково, что добейся оно всего на свете, ему и этого будет мало».
Своеволие создает у человека иллюзию собственной исключительности, необычности. Ища тому подтверждение, своевольный человек всё больше и больше отдаляется и отчуждается от окружающих. Поэтому он не имеет вообще или имеет крайне ограниченное число близких людей. Водя хороводы с самостью, своеволие объясняет себе свою неповторимость особой одаренностью, талантливостью и даже гениальностью. Обыденные дела кажутся своеволию недостойными, чтобы в них ковыряться. Своевольный человек может посредством притворства подчиниться чужой воле, но внутренне он всегда будет протестовать и при первом удобном случае сделает всё по-своему. Шекспир писал: «Для своевольных людей те беды, что они сами себе приносят, служить должны учителями». Должны, но своеволие не учится на собственных ошибках, всякий раз наступая на всем известные грабли.
Джон Темплтон в книге «Всемирные законы жизни» пишет: «Когда мы стремимся во всем утвердить свою волю, мы можем помешать потоку добра, стремящегося попасть в нашу жизнь, как завал бревен останавливает сплав. Что происходит, если мы упорствуем в своем своеволии? Как сплавщик, применяющий динамит, чтобы избавиться от завала, жизнь устроит нам такое событие, которое снесет нас с места, на котором мы застряли. Результаты часто бывают весьма болезненными и разрушительными. Чем больше мы противимся потоку жизни, тем больше становится вероятность какого-то неприятного происшествия. Чем больше бревен окажется в заторе, тем большее количество динамита понадобится применить для его устранения».
Амбициозный своеволец ставит перед собой и другими явно невыполнимые задачи. Между его «хочу» и «могу» — гигантская пропасть. Не добиваясь цели, он впадает в ярость. Н. Мандельштам пишет: «Цель у своевольца бывает любая — женщина, богатство, перестройка общества по задуманному плану, что угодно… Своеволец, услыхав от женщины «нет», способен пустить себе пулю в лоб, человек, стремящийся к богатству, пускает по ветру всё, что у него есть, надеясь выиграть в карточной или биржевой игре. Иногда он становится блатарём и вскрывает банковский сейф, расплачиваясь за это тюрьмой. Своеволец уничтожает всё и всех, кто ему мешает, и прежде всего самого себя. Разрушение и самоуничтожение — неизбежные следствия своеволия».
Т., Т., а ведь Вы капризничаете. Разве в Церковь к священнику ходят, а не к Богу?
Отец А. за Вас жить не может и не должен. А Вам еще долго-долго надо учиться христианскому восприятию жизни. Сейчас же враг истязает Вас, и надо быть очень внимательной к своему внутреннему человеку, ведь дело не в юбке и в платочке, а в душе ясной и светлой или омраченной и озлобленной. Начните свое восстание с благодарности Богу за все: за жизнь, за приход в Церковь, ведь всё это — дар Божий не за наши заслуги, а просто за то, что Господь любит и Т., и о. А., и Л.
Дорогая о Господе Валентина!
Вы сделали как большинство людей: сначала своеволие, а когда беда на порог — выручайте, отцы! Мы ничем, кроме молитвы, Вам помочь не можем, а помолиться обещаем, да и Вам советуем молиться святителю Спиридону о жилье, а о работе св. муч. Трифону. И уж коли дело уже сделано, живите там, куда приехали, да помолитесь и о своих родственниках, с которыми не складываются отношения. Помоги Вам Господь!
Дорогая о Господе М.!
У Вас нет терпения, и Вы, настаивая на исполнении своего желания, противитесь воле Божией.
Нет Вам благословения брать чужого ребенка, молитесь усердно, чтобы милость Божия даровала Вам своего.
Еще раз повторю — не тянитесь к самодельному Кресту. Он будет Вам не по силам.
Дорогая Н.!
Вторая часть Вашего письма как раз и есть то, чего Вы так боитесь.
Наше хромание духовное на оба колена: по-Божьи жить не могу, а часто и не хочу, — дает простор той печати, которой так все боятся. Но печать эта не внешняя, а ум, сердце, душа грехом печатается, так что ничто Божье уже не войдет в душу. А паспорта, карточки — это все кесарево. И по слову Господа Богу Богово дайте, а кесарю кесарево.
Храни и умудри Вас Господь!
Дорогая матушка С.!
Спаси Вас Господь и укрепи на труды во славу Божию. Но у Вас свое послушание, а у меня свое.
Поэтому не будем своеволием вторгаться в порученное нам. Я с радостью приму Ваш труд, когда он будет завершен, но рецензентом Вашим быть не могу. Это сделает тот, кому благословлено Вам помогать. А вот молиться за Вас — это мое дело, и я это делаю с радостью и без воздыханий.
РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕВОЛИЯ
1. Неудачи, провал. Любой человек с химической зависимостью или нет, который закрывает свой ум любым или всем идеям, кроме своих собст¬венных и сопротивляется всем влияниям из вне, будет неудачником. Люди должны расти и изменяться, и чтобы это происходило, они должны быть открытыми внешним влияниям и новым идеям. Пруд, который не подпитывается свежей водой, умрет или высохнет. Также и человек, который не подпитывается новыми идеями, иссякнет, истощится.
2. Отчуждение. Человек, который отклоняет, отвергает идеи и помощь других в этом процессе, также отвергает и их самих. Результат: одиночество и изоляция. Отделение от других приносит умственный, эмоциональный и духовный голод.
3. Боль. Такие люди испытывают сильную боль, потому что они настаивают на жизни с абсурдными принципами. Они испытывают боль от неудач, от одиночества, от духовного голода.
4. Поражение, крушение. Такие люди будут окончательно падать (терпеть неудачу) еще прежде, чем произойдет сражение.
Они и никто другой будут уничтожать самих себя. Их собственное поведение будет причиной их падения и того, что они будут побеждены, Это особенно правдиво для химически зависимых людей. Раньше или позже их злоупотребление приведет их в совершенное и окончательное поражение.
Суммируя все это, давайте обратимся к словам из книги Дао, собрания древних и уважаемых китайских духовных учений:
Живой человек (живущий) — уступчивый и податливый. Мертвый человек — жесткий и застывший, неподвижный» Следовательно, негибкое и неуступчивое поведение — часть умирания, а быть гибким и уступчи¬вым — это часть жизни.
О чем это нам говорит? Что когда мы гибки и открыты жизни, мы действительно живые, мы действительно живем. Но когда мы не гибки и с закрытым умом, мы медленно умираем.
Подумайте об этом, о правде этого и о том, что вся жизнь ваша может за-висеть от этого. Если честно, вы своевольный, не гибкий, не уступчивый, а следовательно, умирающий?
Можете вы, или просто, хотите вы стать гибким, с открытым мы¬шлением и живым? Если да, то у нас есть хорошие новости для вас: лекарство, которое откроет вам ум и уменьшит своеволие, которое убивает вас.
Противопоставление свободы и своеволия – общее место. Интернетовские попытнки найти первоисточник привели к цитате из Тацита (неплохая скороговорка, а).
Поэтому процитирую не первоисточники, а очень точную формулировку Надежды Мандельштам:
Что же такое свобода и своеволие? Свобода основана на нравственном законе, своеволие — результат игры страстей. Свобода говорит: «Так надо, значит, я могу». Своеволие говорит: «Я хочу, значит, я могу». Частый вариант: своеволие маскируется под научное знание. Оно говорит: «Я точно знаю, что нужно, значит, я могу и заставлю всех делать то, что считаю нужным».
<..>
Свобода ищет смысла, своеволие ставит цели. Свобода — торжество личности, своеволие — порождение индивидуализма
.
<..>
По-настоящему трагична свобода. Перед свободным человеком стоят тысячи вопросов, и основной из них — прав ли он, что стоит на своём, не считаясь с общим мнением, нет ли в его поведении гордыни. Ведь ему нередко приходится идти наперекор обществу, всегда до известной степени заражённому своеволием. Трагичность свободного человека особенно заметна в эпохи вроде нашей, когда болезнь своеволия охватывает целые народы. Свободному человеку приходится знать, видеть и понимать, чтобы не сбиться с пути. Он всегда в напряжённом внимании и никогда не теряет связи с действительностью, хотя толпе кажется, что он витает в облаках. Он вынужден подавлять в себе инстинкт самосохранения, чтобы сохранить свободу. Она не даётся готовенькой в руки, за неё нужно дорого платить.
Дело свободного человека ясно, потому что он не ставит цели, но ищет смысл. Искание смысла трудно, потому что непрерывно возникают миражи и не так-то просто рассеиваются. Свободный человек стоит на своём, потому что не может отречься от истины, но ведь и миражи прикидываются истиной. Свобода в руки не идёт, она достигается внутренней борьбой, преодолением себя и мира, постоянным вниманием и болью. И всё же даже неполная доля свободы резко выделяет свободного человека из толпы. У него прямая походка и глубокое сознание греховности, почти полностью утраченное сегодняшней толпой. Свободный человек не прельщается толпой на площади. Он не играет роли, а живёт. Жить ему трудно, но зато он свободен.
Несчастье своевольца (и своевольного общества) в разрыве между «хочу» (цель) и «могу». Когда своеволец не может добиться цели, он впадает в неистовство. Цель у своевольца бывает любая — женщина, богатство, перестройка общества по задуманному плану, что угодно…
<..>
Своеволец, услыхав от женщины «нет», способен пустить себе пулю в лоб, человек, стремящийся к богатству, пускает по ветру всё, что у него есть, надеясь выиграть в карточной или биржевой игре. Иногда он становится блатарём и вскрывает банковский сейф, расплачиваясь за это тюрьмой. Своеволец уничтожает всё и всех, кто ему мешает, и прежде всего самого себя. Разрушение и самоуничтожение — неизбежные следствия своеволия.
Своеволец, теряя чувство реальности, непрерывно взвинчивает себя мыслью, что ему всё доступно и он всё может. Своевольный человек и своевольное общество не только не желают считаться с реальностью, но действительно не видят её. В уме они переделывают её на свой лад и не способны поверить, что она иная.
История первой половины двадцатого века, прочтённая как разгул своеволия, отказавшегося, как ему положено, от всех ценностей, накопленных человечеством, является прямым следствием гуманизма и «демократии», потерявших религиозную основу. Таков процесс, длившийся веками и пришедший к логическому завершению в нашу эпоху.
Дар нашего времени — снисходительность к себе, отсутствие критериев и не покидавшая никого жажда счастья. Мне кажется, ни одна эпоха не дала такого пафоса самоутверждения и своеволия, как наша. Это болезнь времени, и она ещё в полном разгаре.
К чему я это всё? Политическая мысль нынешнего постмодернистского мира крайне поощрительно относится к любым проявлениям своеволия, но сплошь и рядом абсолютно нетерпима к свободе.
Да саму границу нынешнее государство, нарочито нерелигиозное, не может и не умеет провести. Да и кто будет отличать добро от зла? Трудно найти профессию, больше неподходящую для этого, чем политик или журналист. В профессии судьи или врача можно найти религиозную составляющую, и даже в профессии политика=царя. Но не в профессии профессионального выборного политика.
Что мы – не политики, а простые люди, еще не разучившиеся видеть суть и отличать свободу от своеволия – можем противопоставить этой мутной волне? В первую очередь – безразличие к их так называемым ущемленным правам. Борются ли они за свое право писать картины из говна и выставлять их на всеобщее обозрение и обоняние, добиваются ли они возможности женщинам молиться на мужской половине у Стены плача, пройтись гей-парадом по Святому городу; апеллируют при этом к демократическим традициям и свободе слова – мы им не защитники.
Это, впрочем, не значит, что у нас с ними не может быть тактических союзов. Но – при условии взаимности. А на чувства наши пусть не рассчитывают.