Из истории
Святой Георгий родился в городе Белите, возле Ливанских гор. Его родители были зажиточными православными христианами. Они воспитали сына в любви к Богу и почитании законов Божьих. Благодаря умственному и физическому развитию и храбрости Георгий выбрал военную службу. Вскоре он стал главным военачальником и любимцем при дворе правителя Диоклетиана. Последний вошёл в историю как жестокий преследователь христианской веры.
Во время очередного суда над христианином Георгий услышал приговор о смертной казни. Он сознался своему повелителю, что не признает идолов в капищах, а истинным Богом считает лишь Иисуса Христа. Раздарил всё, что имел, отпустил слуг и рабов, а после этого предстал перед Диоклетианом. Император расстроился и много раз предлагал Георгию передумать. Все его усилия были тщетными. Тогда он приказал подвергнуть Георгия пыткам.
Много дней палачи старались угодить императору и выбить из мученика хоть слово раскаяния и сожаления, но им это не удалось. Георгий переносил пытки стойко и мужественно, возносил молитвы Богу. Император понял, что ему не совладать с духом и верой Георгия. Он приказал обезглавить мученика. В 303 году в Никомидии приговор привели в исполнение.
Традиции
В этот день свои хлопоты и заботы посвящают земле и домашним животным. Именно с Егория Вешнего начинаются основные полевые работы. На засеянных нивах проводят молебны, окропления земли святой водой. Хозяева уделяют много внимания домашней скотине: чистят, моют, кормят вкусно и сытно.
Это также праздник пастухов. Их привечают в этот день, дарят подарки.
В этот народный праздник нельзя заниматься шерстью. Некоторые женщины, которые прядут или вяжут, предпочитают даже не смотреть в этот день в её сторону.
Великомученик, чудотворец
ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ (СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ) — христианский святой, великомученик, чудотворец. Пострадал во время правления императора Диоклетиана (245-313 гг.), после восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году был обезглавлен.
Му́ченик — древнейший сонм святых, прославляемых Церковью за мученическую смерть, принятую ими за веру.
Церковь почитала страдальца мучеником только тогда, когда имелось полное убеждение, что человек не оступился во время мученического подвига, а совершил его в единстве с Церковью, всецело предавшись в руки всеспасительного Промысла Божия. Не могли, естественно, быть причислены к святым пострадавшие еретики или схизматики, а также отпавшие из-за церковного раскола или из-за предательства, или по не церковным мотивам (не за веру во Христа). Церковью, как правило, не признавались мучениками христиане, намеренно добившиеся смерти своим вызывающим поведением. Святитель Григорий Богослов (329-389 гг.) писал: «Закон мученичества: щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, но выйдя — не отступать, потому что первое — дерзость, а второе — малодушие».
Великому́ченик — мученик, особо чтимый Церковью как претерпевший особенно тяжелые и продолжительные мучения и проявивший при этом чрезвычайную твердость в вере.
Чудотво́рец — эпитет ряда святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на чудотворное исцеление и т.д. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.
Согласно греческим сказаниям Георгий родился в Каппадокии, в семье богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Еще в детстве он лишился отца, который скончался замученный за исповедание Христа. Мать же Георгия переселилась с ним в Палестину, так как там была ее родина и богатые владения.
Поступив на военную службу, Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания трибуна (по обязанностям, правам и почестям трибуны могут быть приравнены к современным полковникам), он проявил такую храбрость в бою, что обратил на себя внимание и сделался любимцем императора Диоклетиана — талантливого правителя, но фанатичного приверженца языческих римских богов, учинившего одно из жесточайших гонений на христиан. Диоклетиан почтил его саном комита (важное должностное лицо в римском обществе).
Георгию было 20 лет, когда его мать скончалась, и он получил богатое наследство. Когда начались гонения на христиан, Георгий, будучи в Никомедии (древний город в Малой Азии на берегу Мраморного моря), раздал имущество бедным, бывшим при себе рабам даровал свободу, а о тех рабах, которые находились в палестинских его владениях, распорядился, чтобы одни из них были освобождены, а другие переданы неимущим. После этого он явился на совещание императора и патрициев об истреблении христиан и мужественно обличил их в жестокости и несправедливости, объявив себя христианином и приведя сборище в смятение.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям и пыткам.
- В 1-й день его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой мужественно переносил страдания и прославлял Господа.
- На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счёл его мёртвым, но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились.
- Затем его бросили в яму, где была негашёная известь, но и это не повредило святому.
- Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми.
- Его заставили бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором.
- Его избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцелённым.
- На 7-й день его принудили выпить две чаши со снадобьями, приготовленные волхвом Афанасием, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй — умереть. Но они не повредили ему.
Его исцеление после стольких мук и пыток обратило ко Христу ранее уже оглашенных преторов Анатолия и Протолеона, а также, по одному преданию, императрицу Александру, супругу Диоклетиана. Когда призванный императором Диоклетианом волхв Афанасий предложил Георгию воскресить мертвого, святой вымолил у Бога это знамение и множество народа, включая и самого бывшего волхва, обратились ко Христу. Неоднократно богоборец-император спрашивал Георгия каким «волхованием» тот достигает презрения мук и исцеления, но великомученик отвечал твердо что спасается лишь призыванием Христа и Его силою.
Когда великомученик Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, давали страже золото, припадали к ногам святого и наставлялись им во святой вере. Призыванием имени Христова и знамением крестным святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу. Среди них был и земледелец Гликерий, чей вол разбился до смерти, и был возвращен к жизни по молитве святого Георгия.
В конце концов, император решил устроить последнее испытание – предложил Георгию принести жертву языческим богам. На 8-й день его привели в храм Аполлона. Георгий встал в полный рост перед белокаменной статуей, и все услышали его речь: «Неужели ради тебя я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву как бог?» При этом Георгий осенил себя и статую Аполлона кре́стным зна́мением — и этим вынудил беса, обитавшего в ней, объявить себя падшим ангелом. После этого сокрушились все идолы в храме. Взбешённые этим жрецы кинулись избивать Георгия. А прибежавшая в храм жена императора, Александра, бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила простить за грехи её мужа-тирана. Диоклетиан в гневе закричал: «Отсечь! Отсечь головы обоим!».
В ночь перед смертью Георгию во сне явился Спаситель с золотым венцом на голове и сказал, что его ожидает Рай. Георгий тотчас позвал слугу, который записал всё сказанное (один из апокрифов написан от лица именно этого слуги) и велел после смерти отвезти своё тело в Палестину.
На 9-й день Георгий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил голову на плаху. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомедии 23 апреля 303 (304) года. Вместе с Георгием приняла мученическую смерть царица Александра Римская, названная в житии супругой императора Диоклетиана (реальную супругу императора, известную по историческим источникам, звали Приска).
Еще восемь лет после казни Георгия в империи лилась потоками кровь христианских мучеников. Казалось, Диоклетиан одержим одной безумной идеей — уничтожить всех христиан, стереть их с лица земли. Восемь лет гонений унесло больше жизней, чем самая кровопролитная война в истории Рима. Но церковь осталась непоколебимой. И Диоклетиан признал свое поражение. Он отрекся от престола, оставил столицу и уехал к себе на родину. Христиан он ненавидел, а римлян презирал. Впоследствии, как и Нерон, он кончил жизнь самоубийством. А почитание Святого Георгия, начатое на заре христианства, продолжается поныне.
Слуга Георгия, записывавший все его подвиги, также получил от святого завет предать тело великомученика погребению в его родовых палестинских владениях. Мощи святого Георгия положили в палестинском городе Лида (ныне город Лод). Над его гробницей построен храм, который принадлежит Иерусалимской православной церкви. Глава святого хранится в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро. Часть мощей Святого великомученика Георгия Победоносца содержатся в храме-реликварии Сент-Шапель в Париже. Реликвию сохранил французский король Людовик IX Святой (1214-1270), после чего она неоднократно служила на церковных празднествах в честь святого Георгия. Десница (правая рука до локтя) хранятся в серебряной раке на святой горе Афон, в монастыре Ксенофонта (Греция).
Мученичество святого Георгия было подобно триумфальному шествию победителя, а его смерть – коронованию. Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности стали называть Победоносцем.
Святой Георгий прославился своими великими чудесами, из которых самым знаменитым является его чудо о змие. По преданию, недалеко от города Бейрута в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало прекращению языческих жертвоприношений и обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна — это церковь, змей — язычество. Также это рассматривалось как победа над дьяволом — «древним змием» (Откр. 12:3; 20:2).
Чудеса святого Георгия послужили поводом к почитанию его покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. Георгий Победоносец также издавна стал почитаться покровителем воинства. Чудо о змее сделалось излюбленным сюжетом в иконографии святого, который изображается верхом на белом коне, копьем поражающим змея. Этот образ также символизирует победу над диаволом — «древним змием” (Откр. 12, 3; 20, 2).
К наиболее ранним источникам апокрифических сказаний о Святом Георгии относятся: Венский палимпсест (V в.), «Мученичество Геогрия», упоминаемое в Декрете папы Геласия (ранняя редакция конца V — начала VI вв.), «Деяния Георгия» — Нессанские отрывки (VI в., найдены в 1937 году в пустыне Негев). Апокрифическая агиография относит мученичество Св. Георгия к правлению легендарного персидского царя Дадиана. Эти жития повествуют о его семилетних мучениях, троекратной смерти и воскрешении. В четвертый раз Георгий умирает усеченный мечом, а его мучителей постигает кара небесная. Легенды о святом Георгии излагал Симеон Метафраст (византийский писатель и государственный деятель X в,), Андрей Иерусалимский, Григорий Кипрский. Мученичества Св. Георгия известны в латинских, сирийских, армянских, коптских, эфиопских и арабских переводах, которые содержат различные подробности о перенесенных Георгием страданиях. Один из лучших текстов его жития находится в славянской Минее.
ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ И ГРУЗИЯ
Святой великомученик Георгий Победоносец вместе с Богородицей считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. На многих языках Грузия называется «Георгией», и одно время широко была распространена версия, что имя это было дано в честь святого Победоносца.
Почитание святого Георгия в Грузии началось на заре христианства. По преданию, сохраняемому Грузинской Православной Церковью, Святая равноапостольная Нино, просветительница Грузии, была двоюродной сестрой Святого Георгия. Из ее уст народы Грузии узнали о жизни и мученичестве ее великого брата. Она особо почитала его, установила праздновать день его колесования (23 ноября), и завещала новообращенным грузинам любить великого святого. Первый храм в честь Святого Георгия был построен в Грузии уже в 335 году первым грузинским христианским царём Мирианом на месте погребения Святой Нино, а с IX века строительство церквей в честь Георгия стало массовым.
Святой Георгий считается покровителем воинов, земледельцев, пастухов и путников. Ему молятся об избавлении от демонических сил. В сражениях его часто наяву видели среди грузинского войска (память 26 января и 18 сентября). Храмы Святого Георгия возводились не только в городах и селениях, но и на вершинах гор. В средние века в разных уголках страны во имя Святого Георгия было возведено 365 молелен, по числу дней в году. И храмы во имя святого Георгия и их руины пользовались среди народов Грузии особым почитанием. Всадник, даже если он преследовал врага или спешил передать важную весть, останавливал на всем скаку коня перед храмом Святого Георгия, чтобы осенить себя крестным знамением и попросить святого о помощи. Некоторые храмы войско возводило по обету после победы. Полководцы и цари участвовали в этих работах и носили камни для постройки храмов.
Большинство грузинских церквей, особенно сельских, возведены в его честь, так что каждый день в Грузии праздновался день Святого великомученика Георгия, связанный с какой либо из церквей, воздвигнутых на его имя, или с иконой, или же с чудом Победоносца.
Православная Церковь Грузии практически ежедневно упоминает Святого Георгия в молитвах, приуроченных к памятным событиям его жития или посвященным ему иконам. Особо празднично отмечается день Святого Георгия («Гиоргоба») два раза в год — 23 ноября (день колесования святого, причем отмечается только в Грузии) и 6 мая (день мученической смерти святого). Во всех православных храмах страны проходят праздничные службы. День Святого Георгия официально объявлен в Грузии нерабочим.
Георгий Победоносец — всадник, поражающий змия, стал составной частью грузинского сознания и православной веры, и запечатлен на государственном гербе страны. Георгиевский крест украшает грузинский флаг. Впервые он появился на грузинских знамёнах при святой царице Тамаре (1165-1213).
ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА
В исламе Георгий (Джирджис, Гиргис, Эль-Худи) является одной из главных некоранических фигур и легенда его весьма похожа на греческую и латинскую. Жил он в те же времена, что и пророк Мухаммед. Аллах послал его к правителю Мосула с призывом принять истинную веру, но владыка повелел казнить его. Его казнили, но Аллах его воскресил и послал обратно к правителю. Его казнили во второй раз, затем в третий (сожгли и пепел бросили в Тигр). Он восстал из пепла, а властитель и его приближенные были истреблены.
Житие святого Георгия было переведено на арабский язык в начале VIII века, и под влиянием арабов-христиан почитание святого Георгия проникло в среду арабов-мусульман. Арабский апокрифический текст жития святого Георгия содержится в «Истории пророков и царей» (начало X века), в нём Георгий называется учеником одного из апостолов пророка Исы, которого язычник царь Мосула подверг пыткам и казням, но Георгий каждый раз был воскрешаем Аллахом.
Греческий историк XIV века Иоанн Кантакузин сообщает, что в его время существовало несколько храмов, возведенных мусульманами в честь Святого Георгия. О том же говорит путешественник XIX века Буркхард. Дин Стэнли в XIX веке писал, что видел мусульманскую «часовню» на берегу моря вблизи города Сарафенд (древней Сарепты), которая была посвящена Эль-Худеру. Внутри неё не было усыпальницы, а только ниша, что являлось отступлением от мусульманских канонов и объяснялось по словам местных крестьян тем, что Эль-Худер не умер, а летает по всей земли, и везде, где он появляется, люди возводят подобные «часовни».
Отмечают большое сходство легенды с историей о воскресающем халдейском божестве Таммузе, известной из «Книги о набатейском земледелии», праздник которого приходится примерно на тот же период, причем на это сходство указал ещё её древний переводчик Ибн Вахшия. Исследователи предполагают, что особое почтение, которое питают к Святому Георгию на Востоке, и его необыкновенная популярность объяснялись тем, что он представлял собой христианский вариант Таммуза — умирающего и воскресающего бога, подобного Адонису и Осирису.
В мифологии ряда мусульманских народов имеется сказание, напоминающее Чудо Св. Георгия о змие. Еще одно примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле. Некий сарацин выстрелил в икону святого Георгия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так, что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из той лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа. Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имени которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках сидящая на крупе коня позади святого Георгия. Такой образ святого Георгия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов. Он также перекочевал в Грецию и на Балканы.
На Руси Святой Георгий почитался с первых лет принятия христианства под именем Юрия или Егория. В 1030-х годах благоверный князь Ярослав Мудрый (в крещении Георгий), следуя благочестивому обычаю русских князей основывать храмы в честь своих ангелов-хранителей, положил начало мужским монастырям Св. Георгия в Киеве и Новгороде (ныне Свято-Юрьев монастырь). Храм Св. Георгия в Киеве находился перед вратами Святой Софии, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября 1051 года храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским, и установлено ежегодное празднование в честь этого события — «творити праздник» святого Георгия 26 ноября (9 декабря). В русских землях народ почитал Георгия как покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. 23 апреля и 26 ноября (по старому стилю) известны под именем весеннего и осеннего «Юрьева дня». В весенний «Юрьев день» крестьяне первый раз после зимы выгоняли скот на поля, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. В «Юрьев день» или «осенний Георгий», как его стали называть, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли свободно переходить к другому помещику. Изображения Святого Георгия издревле встречаются на великокняжеских монетах и печатях. Со временем образ Святого Георгия на коне, поражающего змия, стал символом Москвы и Московского государства.
Святой Георгий — покровитель Англии со времен короля Эдмунда III (XI век). Английский флаг представляет собой Георгиевский крест.
Он соединяет Ирландское море с Кельтским, а отделяет друг от друга острова Великобританию и Ирландию. В его названии отразилась древняя легенда о святом Георгии Победоносце, который по морю от Константинополя добрался до Римской Британии и прошел именно этим проливом. Пролив явно не велик, но значение его огромно: это кратчайший путь от берегов Ирландии в Великобританию. Благодаря системе течений вода в проливе чистая, а сам он является местом обитания множества рыб и морских млекопитающих.
ИРЛАНДСКИЙ КАНАЛ
Так его называют ирландцы. Для англичан он также и пролив имени покровителя страны святого Георгия Победоносца.
Пролив Святого Георга соединяет на юге Ирландское море с Кельтским, а отделяет друг от друга острова Великобритания и Ирландия.
Название пролива впервые появилось в 1578 г. в отчете английского мореплавателя, работорговца и пирата Мартина Фробишера о его путешествии в Гренландию. В названии отражена древняя легенда о святом Георгии Победоносце (впоследствии — покровителе Англии), из Константинополя морем добравшемся до Римской Британии и прошедшем на судне именно этим проливом.
В прошлом весь участок Северной Атлантики между этими двумя островами называли то «проливом Святого Георга», то «Ирландским морем», а то и «Ирландским каналом». То есть под «проливом Святого Георга» подразумевали куда большую площадь акватории к северу и востоку от него нынешнего.
В настоящее время под «проливом Святого Георга» понимают только полосу воды шириной 76 км, что протянулась между ближайшими точками островов.
Такой точкой в Ирландии являются мыс Кэмсор-Пойнт, а в Великобритании (Уэльс) — мыс Сент-Дэвидс-Хед.
Во II в. географ и историк Птолемей в своем капитальном труде «География» описал оба мыса: тот, что он назвал Хиерон (Священный), предположительно, был Кэмсор-Пойнт, а Октапитатрон Акрон (в переводе с древнегреческого — «восемь угроз») — Сент-Дэвидс-Хед. Птолемей дал ему такое название, видимо, потому, что здесь нередки туманы, окутывающие прибрежные скалы, на которых часто разбивались корабли.
Мыс Сент-Дэвидс-Хед находится в единственном на побережье пролива национальном парке Пембрукшир-Кост. Задача парка — сохранить по мере возможности первозданные ландшафты этой части Уэльса, включая береговые скальные формы рельефа: пещеры, арки и кекуры — отдельно стоящие столбовидные скалы.
Несмотря на довольно оживленное судоходство по проливу, его природа находится в относительной сохранности. Чистая вода и обилие корма привлекают в пролив дельфинов, акул, морских свиней, серых тюленей. На дне обитают крупные омары, в водах много рыбы, а прибрежные скалы облюбовали водоплавающие птицы и хищные сапсаны.
Канал достаточно глубок и широк, чтобы пропускать самые крупные суда. Маяки сохранились лишь как исторические памятники, всем движением управляют спутниковые станции.
КРАЙ ВАЛЛИЙСКОЙ АТЛАНТИДЫ
По количеству легенд, связанных с этими местами, немного мест в Великобритании и Ирландии сравнятся с зоной пролива.
Ирландское побережье в зоне пролива относительно ровное, тогда как британское — это череда больших и малых бухт и бухточек. Среди них выделяют три.
Залив Кардиган — самый большой по площади в Уэльсе. Он известен как место, где находится Кантрер Гваелод, или «Утонувшая сотня», — ушедшее под воду легендарное древнее королевство. Иногда его именуют Валлийской Атлантидой. А рядом с валлийской же деревней Борт на некотором расстоянии от берега сохранился целый древний лес, «законсервированный» в морской воде. Его также связывают с Валлийской Атлантидой.
Над заливом Уайтсэндз возвышается одинокая остроконечная 180-метровая скала Карн-Лидди, чье название переводят с валлийского как «Башня Гнева». В незапамятные времена на его вершине из камней сложили ритуальный кельтский каирн — пирамиду. Вокруг холма — множество неолитических погребений и священных каменных кругов. Во время максимального отлива и после сильного шторма на берегу находят останки как древнего леса, так и рога тура и благородного оленя, а также челюсти огромных бурых медведей.
Островов в проливе немного, в основном они расположены около побережья Великобритании. Относительно крупных и известных — три: Рамси, Ско-мер и Бардси. Рамси — известный в Великобритании орнитологический заповедник, где гнездится клушица. Скомер интересен и как место гнездовья половины британской популяции обыкновенных буревестников, и как место обитания крупнейшей на острове колонии тупиков, и как место археологических находок: каменных кругов, менгиров и останков доисторических поселений.
Особняком расположился легендарный остров Бардси, также известный как «остров 20 000 святых»: по легенде, все они тут и похоронены.
Ближе всего к крайним точкам пролива находятся два населенных пункта: в Ирландии — это порт Росслар-Харбор, в Великобритании — Сент-Дэвидс, как утверждают местные жители, самый маленький город на острове как по площади, так и по населению (1841 чел., 2011 г.). В Сент-Дэвидсе расположен одноименный собор, основанный в VI в.: нынешнее здание относится к XII в.
Атлас. Целый мир в твоих руках №417
6 мая – День герба и флага города Москвы. Депутаты столичного парламента поздравили москвичей с этим праздником, приуроченным ко дню памяти Святого Георгия Победоносца.
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:
«Этот праздник – напоминание о славных традициях, нашей истории и признание в любви к Москве.
На главных символах столицы – Святой Георгий Победоносец, заступник и покровитель нашего города. На протяжении многих веков он незримо охраняет Москву, и мы свято храним память о героических подвигах предков.
Москва никогда не склоняла голову перед трудностями. Уверен, что и сегодня общими усилиями мы успешно преодолеем временные невзгоды и продолжим работать во имя развития и процветания города и его жителей.
Желаю всем москвичам крепкого здоровья, благополучия, оптимизма, бодрости духа. Мы гордимся нашим великим городом!»
Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме Степан Орлов:
«Дорогие москвичи, поздравлю вас с Днем герба и флага города Москвы!
Не перестаю гордиться тем, что наша столица – единственный город в России, официально отмечающий такой праздник. Тому есть свои основания: герб Москвы – часть Государственного герба Российской Федерации, где испокон веков «бьется сердце» огромной страны.
Вот уже много лет 6 мая мы празднуем день памяти Святого великомученика Георгия Победоносца, который еще со времен князя Дмитрия Донского считается небесным покровителем Москвы. А первый официальный герб первопрестольной был утвержден 20 декабря 1781 года. Он величественен и при этом лаконичен, в нем отражена доблесть и отвага ратных и трудовых подвигов жителей города.
Но главное то, что в самом общем смысле наш герб символизирует полную победу добра над злом. Истинная глубина этой, будто бы простой, но по-настоящему великой идеи особенно ясно раскрывается именно сегодня, когда привычное течение жизни многомиллионного города изменилось. Все мы, конечно же, очень надеемся на ее скорое восстановление и на дальнейшее развитие любимой столицы. Желаю всем оптимизма и веры в лучшее!»
Представитель Мосгордумы в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, председатель Комитета СФ по социальной политике Инна Святенко, фракция партии «Единая Россия» (в Мосгордуме):
«Сегодня в столице России отмечают День герба и флага города Москвы. Дата 6 мая выбрана не случайно. Это – день памяти Святого великомученика Георгия Победоносца, который со времен Дмитрия Донского считается небесным покровителем Москвы.
Поздравляю москвичей с праздником и желаю благополучия, здоровья, уверенности в завтрашнем дне, а нашему прекрасному городу – процветания и дальнейшего развития!»
Руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Николай Зубрилин:
«Москва – столица нашей Родины! 6 мая – День герба и флага города Москвы!
Эти геральдические атрибуты утверждают статус и величие города. С Москвой связаны практически все важные мировые исторические события. Она объединяла древнюю Русь, сдерживала нашествия кочевников с востока и юга, давала отпор врагам, приходившим с запада и севера.
Красный флаг Москвы означает храбрость и мужество воинов, проливавших свою кровь на полях сражений. Красный цвет флага с ликом Иисуса Христа был у древних славян, красный цвет флага был у Красной Армии, и сегодня красный флаг Победы в Великой Отечественной войне напоминает нам о беспримерном подвиге советского народа, нашей многонациональной российской цивилизации!
Герб Москвы с изображением Георгия Победоносца подтверждает статус города Москвы как победительницы всех недругов, которые пытались ее покорить. Сила и величие Москвы всегда будут играть положительную роль в мировой политике, экономике, в отношениях между различными государствами.
Поздравляю москвичей с Днем герба и флага города Москвы!»
Руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Елена Николаева:
«6 мая наша столица отмечает День герба и флага.
Каждый город, и Москва – не исключение, гордится своими узнаваемыми атрибутами. Они символизируют связь времен, продолжение традиций города, его обереги. Размещенный на флаге и гербе образ всадника-змееборца в серебряных доспехах и голубой мантии, поражающий золотым копьем черного змия, стал самым узнаваемым символом столицы.
Святой покровитель Москвы, Георгий Победоносец, великомученик, пострадал за христианскую веру в 303 году при императоре Диоклетиане. Одним из самых известных посмертных чудес Святого Георгия является убийство копьем змея в языческом городе Гевал в Палестине. «Чудо Георгия о змие» стало любимым сюжетом в иконописи XIV-XV веков на Руси, так как символизировало борьбу с иноземными завоевателями, победу за правое дело, защиту простого народа.
И кто знает, может, выбор московским князем Юрием Долгоруким своим небесным покровителем Георгия Победоносца определил непрекращающийся расцвет и развитие нашей столицы?
Поздравляю сограждан с Днем герба и флага любимого города! Пусть и впредь покровительство Святого Георгия сопровождает москвичей!»
Руководитель фракции партии «Справедливая Россия» в Мосгордуме Магомет Яндиев:
«Герб и флаг города Москвы являются официальными символами столицы и ее визитной карточкой. Изображенный на гербе Святой Георгий, убивающий змея, – символ борьбы, олицетворяющий собой силу и отвагу. В это непростое время герб и флаг в полной мере выражают дух и стойкость нашего города. Горожане мужественно переносят все тяготы изоляции и противостоят образовавшейся перед ними напасти.
Поздравляю всех с Днем герба и флага нашего города и желаю оставаться бодрыми и здоровыми, успешно преодолевать временные проблемы и трудности!»
Председатель комиссии МГД по государственному строительству и местному самоуправлению Александр Козлов, фракция партии «Единая Россия»:
«6 мая наполнено очень символичными праздниками. Мы отмечаем День герба и флага нашей любимой столицы, и православные христиане отмечают день памяти Георгия Победоносца, который и изображен на двух главных геральдических символах Москвы.
Наш город, действительно, город настоящих побед. Желаю всем тех побед, которые каждый определил сам для себя и к которым стремится: в учебе или спорте, в труде или общественной деятельности – каждому свое. И всем нам – скорейшей победы над вирусом».
Председатель комиссии МГД по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов, фракция партии «Единая Россия»:
«Ежегодно 6 мая отмечается День герба и флага города Москвы! От всей души поздравляю всех москвичей с этим праздником!
Патриотизм каждого человека неразрывно связан с уважительным отношением к своей малой родине, ее символике – флагу, гербу и гимну. Они основаны на героической истории нашего любимого города, отражают наши многовековые традиции, сплоченность москвичей.
Пусть этот праздник еще сильнее сплотит всех нас. Крепкого здоровья, успехов, счастья, радости и благополучия вам, дорогие москвичи!»
Председатель комиссии МГД по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Александр Семенников, фракция партии «Единая Россия»:
«Поздравляю москвичей с праздником – Днем герба и флага города Москвы!
Геральдика – это вековой, но всегда актуальный язык особых знаков и символов, сохраняющий и передающий историческое знание, подчеркивающий древность корней и преемственность традиций. Он активно используется в политике и общественной жизни.
Геральдика – дело государственной значимости, ею занимается на федеральном уровне Геральдический совет при Президенте Российской Федерации.
Символ со всадником-змееборцем известен на Руси с XIV века. С еще более ранних времен почитался у нас Святой Георгий, покровитель воинов и князей. Дмитрий Донской, например, в благодарность за победу на Куликовом поле заложил в селе Коломенском церковь во имя Святого Георгия.
Изображения отдельных элементов герба с течением времени менялись так же, как и его описания, но суть символа оставалась неизменной – защита Отечества, преодоление всех врагов. Такой она остается и сегодня».
Справка.
Москва – единственный регион в стране, который отмечает праздник, посвященный своим геральдическим символам. Современный герб города Москвы был восстановлен в 1993 году по образцу первого официального герба столицы 1781 года. Закон города Москвы «О гербе и флаге города Москвы» Мосгордума приняла в 1995 году, а сам праздник – День герба и флага – в Москве впервые отпраздновали в 2005 году.
6 мая считается также Кадетским днем в столице, когда традиционно проходит парад кадетского движения «Не прервется связь поколений!». В этом году он впервые пройдет онлайн в эфире Московского образовательного телеканала.
На эту тему в СМИ :
Ресин рассказал, как Москва восстановила исторический герб