Собираясь на Славу — а рано или поздно каждого, кто живет в Сербии, знакомые пригласят к себе на Славу, — естественно будет озаботиться вопросами: что подарить сербу на Славу? и как на Славе надо правильно вести? Праздник этот для нас непривычный, за ним стоят многовековые народные традиции, и попадать в неприятную ситуацию, по незнанию нарушив обычаи и обидев хозяев, никому не хочется.
С подарками на Славу дело обстоит достаточно просто. Есть универсальный совет, которому очень легко следовать:
• хозяйке — букет цветов (каких-то четких указаний, какие именно цветы предпочтительны, не существует),
• хозяину — бутылку вина и пакет кофе (в магазинах продаются специальные подарочные наборы для славы, где вино и кофе красиво упакованы в коробку),
• детям — шоколад.
Цветы можно заменить коробкой конфет, а вместо обычной упаковки кофе положить подарочный комплект «кофе + чашка». Дорогие подарки на Славу — праздник христианский, связанный с почитанием святых, подвижников, которые вели скромный образ жизни, — не приняты, хозяину дорого прежде всего то уважение, которое оказал его семье гость своим визитом.
Для тех же, кто стандартные решения не любит или находится в близких отношениях с семьей, отмечающей Славу, возможны и варианты:
— бокал или кружка с изображением святого — покровителя семьи;
— икона, лампада, Библия, книга (православная, например, житие святого), крестик, подсвечник для славской свечи;
— подарки для дома: бокалы, чашки, поднос, блюдо, скатерть и т.п.
А вот индивидуальных подарков (одежда, парфюмерия, косметика, светские книги) следует избегать. Слава — праздник семейный, и подарки тоже должны быть семейными.
По обычаю, хозяин встречает гостей на пороге дома и приветствует их традиционными словами «Добро дошли!» («Добро пожаловать!»). Гости в ответ поздравляют его с праздником:
— Срећна слава домаћине, теби, твом дому и твоjим укућанима, много година у здрављу и весељу! («Счастливая Слава, хозяин, тебе, твоему дому и твоим домашним много лет в здоровье и веселье»).
Хозяин отвечает:
— Хвала и нека вам Бог и …. (здесь следует имя святого, которого прославляют в этот день) помогну да много година долазите и да славимо у здрављу и весељу! («Спасибо и пусть Бог и святой … помогут вам много лет приходить к нам, чтобы славить в здоровье и веселье»).
Если длинное поздравление запомнить на сербском трудно, то достаточно будет сказать: «Срећна слава домаћине!» — от русского гостя большего и не ждут.
Теперь можно вручить подарки.
Затем гости проходят в дом и садятся за стол, после чего к ним по очереди — по старшинству — подходит хозяйка или дочь хозяина с подносом, на котором стоят тарелка с житом, стакан с водой и на блюдце лежат маленькие ложечки. У нас в Лознице и многих других районах Сербии, но не везде, на тот же поднос принято ставить еще и стакан с красным вином. Гость должен подняться с места, перекреститься, поздравить хозяина и хозяйку — «Срећна слава!», — взять чистую ложечку, попробовать жито и отпить глоток вина (если, конечно, вино есть). Использованную ложечку опускают в стакан с водой. Отказываться от этого угощения — «нет, спасибо» — не принято, жито обязательно надо попробовать. После этого следует снова перекреститься и сесть на место. Основная часть обязанностей гостя на этом исполнена. Во время трапезы никаких особых тостов в честь Славы можно не поднимать — вполне достаточно традиционного сербского «Живели!»
В Сербии слово «Слава” имеет совсем другое значение, чем в русском языке. Слава – это большой семейный православный праздник, аналогов которому в России просто нет. Для сербов это удивительно. Один из первых вопросов, который тебе задает серб, не знающий русских обычаев: когда вы справляете Славу? Узнают, что мы «не славим”, охают, ахают и предлагают Славу себе выбрать. А одна знакомая монахиня и вовсе сказала, что не иметь Славу и отмечать день рождения – великий грех…
Так вот, Слава или, точнее, Крестная Слава – это день поминовения святого, покровителя семьи и, не побоюсь этого слова, рода. Как утверждают сербские историки, некогда славу отмечали не только все славяне, но и все индоевропейские народы, как праздник почитания предков. Согласно другой версии, Славу празднуют в день, когда данный сербский род принял христианство. Но ни то, ни другое, по большому счету недоказуемо. Если же говорить о точных сведениях, то в Сербии первое празднование Славы относится к 1018 году. Согласно традиции, в году насчитываются 78 дней, когда отмечается Крестная Слава, и таким образом можно себе представить, что некогда все сербское племя состояло из 78 родов, в разное время принявших православие. Судя по тому, что все здесь друг другу родственники, это не такая уж маленькая цифра.
Слава – праздник семейный и отмечается он в доме главы семьи, где собираются все ее ответвления, включая внуков и правнуков. А кроме домашних приходят еще и соседи – у хорошего хозяина и сегодня собираются человек 60-80. Там, где предвидится большой наплыв гостей, Славу могут справлять долго- начиная с вечера предшествующего дня и заканчивая утром следующего. Иначе, всех просто за столом не разместишь и не накормишь.
А кормят и поят не то что неплохо, а, прямо скажем, на убой. Сначала каждого вновь прибывшего гостя угощают житом с вином. Жито – это один из непременных элементов Славы, вареная пшеница, в которую могут добавлять орехи, мед, гвоздика. Подает жито с вином на отдельном подносе хозяйка дома. Потом следует самое традиционное сербское блюдо – кофе, а уж потом начинается длительная трапеза со строго установленной сменой блюд. Суп – вареная говядина с салатом – сарма (голубцы) – копченое мясо двух видов (баранина и свинина) – сладкое (торты и печенье). Все подается на общих блюдах и гости накладывают себе на тарелки, сколько душе угодно. Количество мяса описанию не поддается. Два поросенка и ягненок на семью – норма.
С нашей, русской точки зрения, хозяевам не позавидуешь. Перед славой хозяйка, возвращаясь домой с работы, дней 7-10 проводит у плиты. Хозяин же всю славу проводит на ногах, принимая гостей. Около 12 часов он зажигает освещенную в церкви свечу и, пока она горит (до 6 вечера), не имеет права присесть, даже если в доме нет гостей. Для кого-то эти 6 часов – ерунда, но если принять во внимание, что главы семей люди не молодые – одному нашему соседу за 80 , – то это не так уж и мало. Надо сказать, государство относится к традициям с пониманием: Слава – это выходной день и на работе, и в школе.
Мы, как люди не местные и Славы своей не имеющие, смотрим на все это только в качестве гостей. Вчера, вот, был день, когда отмечается перенос мощей Святого Георгия – очень популярная Слава в наших краях. Три соседних семьи отмечают ее в один день, и почтить их всех своими визитами оказалось делом совсем не простым. Не привыкли мы у себя на родине к такому количеству еды!
Празднование крестной славы — одна из тех сербских традиций, которые сразу привлекают к себе внимание. Со славой непременно сталкиваешься на самых первых порах пребывания в Сербии, и чтобы не попасть впросак, пытаешься разобраться, что это такое и как себя вести, попадая на славу. Посещение традиционной славы, безусловно, становится одним из самых больших впечатлений от сербской жизни, которым немедленно хочется поделиться. Так что один раз, по свежим следам, я про славу уже написал. Но, как теперь понимаю, написал мало и очень бегло. Слишком много осталось невыясненных вопросов, начиная с правил поведения на славе и заканчивая смыслом и происхождением праздника. Попробую на них ответить подробно.
Содержание
Происхождение крестной славы
Крестная слава — праздник семейный. В этот день под крышей старейшего мужчины рода должны собраться все его потомки со своими семьями, и именно он — домаћин, хозяин дома, глава семьи — является центральной фигурой на этом торжестве. Он совершает главные обряды, он встречает гостей, он принимает поздравления. Но не его одного чтут в этот день: незримым образом на славе присутствуют покойные предки членов семьи, это и их праздник тоже.
В Сербии нередко можно услышать, что в основе крестной славы лежит старая славянская традиция почитания предков. И с этим трудно спорить: такая традиция у славян, безусловно, была. В русском языке от неё осталось замечательное выражение «чур меня!» — обращенный к предку (которого некогда обозначали словом «чур», отсюда и слово «пращур») призыв защитить, охранить от беды. Но не одни славяне почитали предков. Древние римляне тоже верили, что души умерших — manes (маны) — оберегают своих живых потомков. А в далеком Древнем Китае государство Шан Инь и вовсе не знало иного религиозного культа помимо культа предков шан ди. Так что не славянская это традиция и даже не индоевропейская, а общечеловеческая, и сербы в этом отношении следовали общему правилу.
Уникальность сербской славы состоит в том, что традиция почитания предков в ней не просто сохранилась до сегодняшнего дня, но и оказалась настолько прочно связана с христианством, что самими сербами празднование славы рассматривается как важнейшее свидетельство их принадлежности к православной вере. Тот факт, что эта традиция характерна только для южных славян, не способен подорвать уверенность сербов в том, что у каждой православной семьи непременно должна быть своя слава.
Крестная слава — далеко не первый и не единственный христианский праздник, заместивший собой языческую традицию. Христианская церковь во времена своего становления и распространения благоразумно соединяла свои праздники со старыми и привычными языческими, и с течением времени народ постепенно забывал изначальный смысл совершавшихся обрядов, их новый христианский смысл вытеснял изначальный языческий. Вероятно, то же самое произошло и со славой. Сегодня считается, что в крестную славу семья прославляет своего святого покровителя, день памяти которого приходится на этот день. В Никольдан славят святого Николая (Николу), в Джюрджевдан — святого Георгия (Джюрдже), в Аранджеловдан — Михаила Архангела и так далее. Согласно одной из версий происхождения крестной славы, каждая семья или, точнее, каждый род отмечает тот день, когда некогда принял христианство, и, соответственно, почитает того святого, память которого в этот день отмечается. Условно говоря, Николая Угодника своим покровителем считают те, чьи предки некогда крестились в день памяти Николая Угодника. Однако, не менее вероятно, что днём крестной славы рода стал не день крещения, а день старого языческого праздника почитания предков. Как отмечала его семья до принятия христианства, так и продолжает отмечать поныне, только заодно с предками поминать в этот день стали ещё и того святого, которого в этот день прославляет церковь. Получился своеобразный договор: церковь не мешала новообращенному в христианство роду отмечать старый семейный праздник, а признательный род наравне с предками теперь почитал чужого человека, прославленного своей святой жизнью. Церковь радовалась признанию и почитанию своих святых, а простые люди — появлению у них новых небесных покровителей.
Традиция празднования крестной славы пережила самые тяжелые для Сербии времена турецкого владычества и свято соблюдалась даже в дни многочисленных кровопролитных войн — вплоть до установления в стране власти коммунистической партии, которая здесь точно так же, как и в Советском Союзе, видела в церкви конкурента в борьбе за влияние на умы. Только тогда, когда визит в церковь и соблюдение церковных традиций стали восприниматься как признак недостаточной лояльности к действующей власти, славские свечи перестали зажигаться, и праздник ушел в подполье, как это произошло с празднованием Пасхи в России (если его и праздновали, то тихо, в семейном кругу, не особо афишируя). И точно так же, как в России, падение власти компартии вызвало возрождение старых традиций и, в том числе, празднования крестной славы. Сегодня своя слава в Сербии есть не только у каждой семьи, но и у каждого города и села, у каждой церкви и школы, у каждого учреждения и даже у каждой уважающей себя политической партии. Однако классические правила празднования славы применимы в первую очередь для проведения домашнего, семейного торжества.
Крестная слава: предварительная подготовка
Приготовления к празднованию крестной славы начинаются с приглашения священника. Священник приходит в дом, где будет проходить слава, чтобы в присутствии всей семьи во главе с хозяином, домачином, совершить обряд освящения воды. После водосвятия читается молитва, обращенная к святому покровителю семьи, в которой возносятся мольбы сохранить здоровье и благополучие всем домочадцам. Так все обитатели дома настраиваются на подготовку к празднику, создается особая атмосфера ожидания и предвкушения, и начинаются настоящие, материальные приготовления, которые потребуют ото всех — и в первую очередь, от хозяйки — немалых усилий и даже, в каком-то смысле, самопожертвования. Дом приводится в порядок, вычищается, готовятся угощения и, главное, печется славски колач (нередко сербское слово «колач» переводят на русский как калач, но я оставлю его непереведенным, чтобы не возникало превратное представление о его форме), варится жито. И, наконец, в день перед славой посещаются могилы предков.
Крестная слава: главные обряды и традиции
Утром в день славы хозяин, домачин, отправляется в церковь, чтобы освятить свечу, славски колач, жито и красное вино — четыре важнейших составляющих праздника. Без этих компонентов крестная слава невозможна и непредставима. Кроме того во время визита в церковь домачин оставляет священнику список живых и мертвых членов семьи, чтобы тот совершил молебен — за здравие живых и за упокой души усопших.
Колачи, жито и вино, принесенные в церковь для освящения
Славски колач
С церковной точки зрения, славски колач, выпекаемый в виде круглого хлеба, символизирует жертву, приносимую в честь святого покровителя. Поэтому очень важно, чтобы колач был замешан собственными руками, а не куплен в магазине. Не в простом его наличии, не во вкусе и даже не во внешнем виде состоит его ценность, а в том труде, который был вложен в его приготовление, и в мастерстве хозяйки.
Если колач красив, но сделан чужими, пусть даже самыми искусными руками — грош ему цена, ничем не отличается он от обычного магазинного хлеба. Но если сделан он и украшен руками хозяйки, то весь внешний вид его исполнен символизма, и каждая деталь призвана обеспечить процветание дому.
В прежние времена у любой сербской семьи была особая деревянная печать, передававшаяся из поколения в поколение. Эта печать сначала опускалась в муку, а затем накладывалась на раскатанное постное тесто. Получившийся в результате оттиск вырезался ножом и наклеивался на приготовленный к выпеканию колач. Сам колач обмазывался маслом, а все наклеенные на него украшения оставались сухими и благодаря этому были хорошо видны на выпеченном хлебе.
Главное, изготовленное с помощью печати, украшение колача имеет облик креста, между концами которого расположены буквы IC XP NI KA (или IS HS NI KA). Это так называемый просфорный или константинопольский крест, надпись в переводе с греческого означает «Иисус Христос побеждает», и это изображение присутствует на всех православных церковных просфорах. Но в отличие от просфор, славски колачи принято украшать разнообразнее и богаче. Свободные поля между оконечностями центрального креста заполняются украшениями, каждое из которых имеет определенное символическое значение:
— колосья пшеницы означают плодородный год;
— виноградная гроздь — хороший урожай винограда;
— птицы — здоровье и веселье;
— бочонок — изобилие в доме;
— цветы (обычно это розы) — красоту, чистоту, приятный запах, а также пожелание, чтобы дети росли такими же красивыми и чистыми, как розы.
Славски колач
Иными словами, славски колач — это не простая жертва, а целое зашифрованное послание, обращенная к святому покровителю мольба принести всей семье здоровье и процветание.
Жито
Жито готовится из сваренных цельных зерен пшеницы с добавлением сахара и молотых орехов (сегодня в него добавляют и мед, и гвоздику, но древние традиции такого разнообразия не знали). Как и русская кутья, это поминальное блюдо, и на крестной славе оно готовится за упокой души предков и святого покровителя семьи. Вероятно, в связи с перерывом в традиции празднования славы, имевшим место в XX веке, в связи с местом жита на славе иногда возникают споры. Можно, например, услышать мнение, что славить Архангела Михаила следует без жита, так как архангелы не умирают. Но сербская православная церковь не раз выступала со специальными разъяснениями по этому поводу: на славе поминают не только святого, но и предков, которые в свое время сами славили этого святого и передали эту традицию потомкам, так что жито — кто бы ни был покровителем семьи — необходимо.
Жито, приготовленное к славе
Красное вино
Как и на церковной службе, красное вино на славе символизирует кровь Христову.
Свеча
Освященная в церкви высокая (обычно 50—60 см) свеча устанавливается на столе в комнате, где проходит слава. Празднование начинается, когда после молитвы домачин ее зажигает, и заканчивается вечером, когда он ее тушит, заливая из ложечки красным вином. Огарок славской свечи ставят под икону святого покровителя семьи, где она и стоит до следующей славы. По традиции пока горит славская свеча, домачин должен находиться на ногах, не имея права присесть.
К началу славы все готово
Празднование
Начинается крестная слава в кругу семьи. После обряда зажигания свечи хозяин поливает колач красным вином и отламывает кусок каждому из присутствующих членов семьи. Так происходит своеобразное, славское, а не церковное, причащение хлебом и вином. А потом начинается прием гостей.
Вообще, считается, что гостей на славу не зовут. Но Сербия настолько разнообразна, что из любого правила есть исключения. В иных районах желанным гостям в качестве приглашения на славу посылают домой небольшие хлебцы (лепиньи), испеченные в дополнение к колачу. И, конечно же, исключение делается для иностранцев — понимая, что новые знакомые сами на славу не придут, хозяин обязательно позовет их, да еще и назовет желательное время визита. Но не надо ждать, что звать будут каждый год: сделанное один раз приглашение на славу действительно навсегда.
Гости званые и незваные — в день славы дом должен быть открыт для всех — могут приходить в любое время. Их приветствуют хозяин с хозяйкой, которая держит в руках поднос с житом и красным вином.
Следует обмен традиционными приветствиями:
— Добро дошли! — Добро пожаловать! — говорит хозяин.
— Сречна слава, домачине! — Счастливая слава, хозяин! — восклицают гости, после чего следуют пожелания здоровья и преуспевания (однако, если в гости пришли иностранцы, то ритуального пожелания счастливой славы будет вполне достаточно).
Жито и красное вино — обязательное угощение, считается, что другого может и не быть, хотя, на самом деле это только небольшая прелюдия к дальнейшему застолью. Гость должен перекреститься, съесть маленькую ложечку жита, выпить глоток красного вина, после чего он может сесть за стол и приступить к обычному общению с хозяевами и другими гостями.
Дальнейший ход событий будет зависеть от того, в какой момент пришел гость. Если стол еще пуст (горящая свеча не в счет), то ему предложат напитки и кофе, чтобы скоротать время ожидания. Гости приходят, когда им заблагорассудится, но хозяева предпочитают дождаться прибытия достаточного их числа, прежде чем начать очередную трапезу. Ожидание угощения может растянуться на час и больше.
Но зато, когда достаточно большая партия гостей собралась, их ожидания не будут обмануты. Еды хватит на всех, и, как говорят, благодаря славам — а всего в Сербии славят 78 святых, — любой бедняк мог регулярно поесть досыта.
Надо только быть готовым к тому, что славы бывают мясные и постные. Если слава приходится на пост (например, Никольдан 19 декабря отмечается во время Рождественского поста) или на постный день (на среду или пятницу), то и угощение будет постным. Мясо будет заменено рыбой. Это строгое правило, из которого не следует ждать исключений даже в том случае, если хозяин не отличается особой религиозностью. Крестная слава — не светский праздник и не день рождения, сам его смысл состоит в верности традициям предков.
Угощение обязательно включает в себя несколько блюд, сменяющих друг друга. Перед каждым гостем ставится пустая тарелка, которую он должен самостоятельно наполнять в соответствии с собственными возможностями и аппетитом. Начинается всё с супа (куриного, мясного или постного, соответственно), после супа подается сарма (сербский аналог русских голубцов), затем следуют блюда с мясом или рыбой и фасолью (постный вариант). Тарелка с каждым новым блюдом стоит на столе достаточно долго, для того чтобы гости могли наполнять свои тарелки не по одному разу (хотя, как показывает опыт, обычному человеку, чтобы до отвала наесться на славе, достаточно будет попробовать каждого блюда). Завершается трапеза появлением на столе тортов или колачей (в данном случае колачи — это маленькие домашние пирожные) и кофе. Появление сладкого означает, что дело движется к концу. Выпив кофе, гости дружно собираются уходить; хозяева не будут их задерживать — впереди их ждет новая партия гостей.
Что же касается напитков, то на славском столе бутылки не стоят, и гости самообслуживанием не занимаются. Обычно бутылки находятся на отдельном маленьком столике, которым заведует лично домачин или кто-то из его сыновей. В стандартный набор входят ракия, вино, пиво, минеральная вода и соки. Хозяева внимательно следят, чтобы рюмки и стаканы у гостей не пустовали.
Отступления от традиций
При всей любви сербов к своим традициям время и особенности городской жизни вносят в них свои поправки. Обычаи, которые непросто соблюдать даже в больших сельских домах, совершенно не подходят для малогабаритных городских квартир. В селе гостей бывает настолько много, что слава растягивается на три дня: кто-то приходит накануне — в предславу (что тоже является нарушением канонических обычаев), а кто-то — на следующий день после неё. В квартире же принять столько народу невозможно, как невозможно и открыть двери квартиры для всех желающих подкрепиться в день славы. Поэтому в городе гостей на славу приглашают (без всякого хлеба, а вполне прозаично, по телефону), а то и вовсе переносят ее из квартиры в кафе или ресторан. Семейный характер праздника при этом утрачивается и он превращается в обычное застолье с разговорами, музыкой и весельем (что, вообще говоря, совершенно не гармонирует с изначальным смыслом славы и задачей поминовения предков). Даже обычай отделять скоромные (мясные) и постные славы нередко теряется и забывается.
Подарки
Человек, впервые приглашенный на сербскую славу, неизбежно сталкивается с вопросом, что положено дарить хозяевам в такой день.
Когда-то, в старые времена, на крестную славу дарили сахар, соль, масло, муку, тесто, хлеб, ракию, яблоки, — одним словом, нужные в хозяйстве продукты, которые одновременно символизируют достаток и процветание в доме. Сегодня же традиционный подарок на крестную славу, с которым приходят едва ли не все гости, — это бутылка красного вина и пакет молотого кофе (в дни распространенных слав красивые подарочные коробки с вином и кофе продаются во всех больших магазинах). Для хозяйки и детей можно добавить шоколадки или наборы конфет. А вот для того, кто получил приглашение на нетрадиционную белградскую славу в богатом ресторане с музыкой, танцами и весельем, задача может оказаться куда более сложной. На таких славах нередко дарят дорогие подарки, включая белье, косметику, столовые приборы, детские игрушки и т.д. — то есть примерно то же, что дарят в России на день рождения. Конкретный выбор в данном случае будет зависеть от близости знакомства с хозяевами, но и здесь бутылка красного вина в сочетании с кофе могут оказаться хорошим вариантом.