Письмо читателя:
Ни для кого не секрет, что, во-первых, крест был мистическим символом множества народов задолго до появления христианства. А во-вторых, сами-то христиане, насколько мне известно, воспользовались этим символом впервые лишь в IV веке. Причем произошло это «сверху», по указу первого христианского римского императора Константина. Так почему же для современных христиан изображение креста имеет такое значение?
Иван П., Москва
***
Вы совершенно правы, полагая, что различные формы креста использовались многими народами Азии, Африки и Китая еще до возникновения христианства. В каждой культуре этому символу придавалось свое значение; в самом широком смысле оно, как правило, связывалось с Космосом, символическим значением цифр или противопоставлением неба и земли или пространства и времени. Вместе с тем, только в христианстве крест приобретает принципиально новое, необычное значение, являясь символом Иисуса Христа, свидетельством искупления Им человеческих грехов и залогом спасения людей.
Повсеместно в Римской империи крест стал употребляться лишь к концу IV века. Действительно, широкое и открытое использование креста традиционно связывается с именем императора Константина Великого, которому было видение огненного креста на небе с надписью «Сим победиши!» До эпохи Константина христиане удерживались от изображения креста Христова в его действительной форме, а тем более — от изображения его вместе с Распятием, что, однако, совсем не значит, что символ не существовал.
Гемма из Констанцы. Происходит из румынского города Констанца, где была найдена вместе с несколькими десятками других античных гемм I-III вв. Датировка на сайте Британского музея — III-IV вв., хотя есть аргументы в пользу более ранней даты — II-III вв. Местонахождение — Британский музей.
Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. У отцов Церкви это чествование называлось апостольским преданием. В первые три века оно относится к области disciplinae arcanae, то есть к кругу тех христианских верований и обрядов, которые хранились в тайне от язычников. Язычники, впрочем, знали о нем, потому что отдельные лица из христиан имели мужество открыто исповедовать крест.
По рассказу Понтия, биографа святителя Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. От середины III века сохранилось одно изображение (на сосуде) человеческого лица с крестом на челе. Из актов VII Вселенского Собора известно, что в царствование Диоклетиана (III) мученики Прокопий и Орест носили изображение креста на груди.
Язычники называли христиан в насмешку крестопоклонниками (crucicolae), предполагая, что христиане чтут крест как фетиш или как идол. На предметах, сохранившихся от трех первых веков и найденных при раскопках в Риме и Помпеях, встречаются большей частью лишь аллегорические изображения креста и Распятия. Встречаются во множестве и символы креста: якорь, а также фигура Христа, которую прежде принимали за изображение креста и называли crux decussata. О поклонении кресту по древнему обычаю в начале III века свидетельствуют Тертулиан, Ориген и другие.
Вся жизнь христианина должна быть знамением креста, по словам апостола Павла: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Галл. 6:14). Это и другие высказывания апостолов — людей, видевших Христа, — не оставляют сомнений в том, что крест и крестное знамение с самого начала христианской Церкви не просто употреблялись в качестве одного из символов, а служили центральным понятием христианской веры, выражая ее сущность.
Карикатура на первых христиан, сделанная кем-то из римских воинов-язычников (найдена на Палатинском холме). Рисунок служит явным подтверждением использования в раннем христианстве символа креста
* * *
Да не стыдимся исповедать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою «знамение
креста» на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашках, из которых пьем, да
изображаем его при выходах; когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он — великое предохранение, данное бедным в дар и слабым — без труда.
Святитель Кирилл Иерусалимский, IV век
* * *
Если почувствуешь, что сердце твое раздражается, огради грудь твою крестным знамением.
Святитель Иоанн Златоуст, IV век
* * *
Удались, диавол, или низложу тебя крестом, перед которым все трепещет. Я крест ношу в своих членах, крест в моем шествии; крест в моем сердце; крест моя слава.
Святитель Григорий Богослов, IV век
***
Среди песчаных дюн во Фландрии высится большой деревянный крест с образом Спасителя в центре. На самом кресте четко выдолблены почерневшие, но не исчезнувшие от времени следующие слова:
Я — Свет, а вы не видите Меня.
Я — Путь, а вы не следуете за Мной.
Я — Истина, а вы не верите Мне.
Я — Жизнь, а вы не ищете Меня.
Я — Учитель, а вы не слушаете Меня
Я — Господь, а вы не повинуетесь мне.
Я — ваш Бог, а вы не молитесь Мне.
Я — ваш лучший Друг, а вы не любите Меня.
Если вы несчастны, то не вините Меня.
Сегодня практически нельзя найти надгробные памятники, на которых бы не было надписей. Как минимум – это фамилия, имя, отчество, даты рождения и смерти, но гораздо чаще вместо сухих слов можно встретить короткие, емкие фразы, называемые эпитафией (epitaphios – «надгробный»). Они отражают горе и скорбь родственников, несут информацию о прожитой жизни и в полной мере отражают внутренний духовный мир усопшего.
У верующих людей смерть близких всегда вызывает думы о бренности жизни и направляет все мысли к Господу. Потеря родной души и следующие за этим событием действия тесно связаны с соответствующими религиозными обрядами, что диктует особые правила для написания прощальных слов. Прочтя надгробную надпись можно легко определить какую веру исповедовал покойный, так православная эпитафия является подтверждением того, что при жизни человек свято верил в Христа.
Содержание прощального текста
Изначально эпитафия представляла собой речь, произносимую над телом умершего. Со временем прощальные слова стали наносить на надгробную плиту. Эпитафия является замечательной и нужной традицией – это не просто набор слов, она содержит глубокий смысл и заставляет задуматься читающего ее. Считается правильным, когда точно подобранные фразы отзываются молитвой за умершего и искренним обращением к Богу.
Христианские каноны предписывают лаконичность эпитафий, они могут составляться как в прозе, так и в стихах, при их создании допускается использование следующих текстов:
- цитаты из Библии (Нового Завета) или выдержки из других священных текстов («Свет сияет на праведника!» (XCVI.11);
- молитвы за упокой души, с которыми родственники обращаются к Богу («Упокой, Господи…»);
- слова благодарности Господу от лица умершего человека за поддержку на трудном пути и обещание вечной жизни («Отче, в руки твои передаю дух мой!»);
- строки о милосердии Бога и о грядущей встрече с Ним.
В общих же чертах предназначение эпитафии заключается в призыве людей к молитве о прощении грехов умершего человека.
Основные правила составления и нанесения
Довольно часто родственники не могут облечь горечь утраты в словах молитвы. В этом случае лучше обратиться к лицу, имеющему духовный сан. Он поможет подобрать нужное изречение или выдержку из Священного Писания.
Основа православия – кротость и смирение. В полной мере это относится к оформлению места погребения. Так, сам памятник, ритуальная ограда, сопутствующие элементы – все это выполняется в сдержанной манере, без излишней помпезности. Обычно устанавливается стела в виде креста, на которой путем гравировки может быть нанесен лик святого, а разнообразные дополнительные детальные изображения куполов храмов, свечей свидетельствуют уже не о набожности умершего, а о греховной гордыне оставшихся. Эти же требования предъявляются и к надписи на памятнике. Лаконично сформулированные фразы и высокая духовность содержания будет вполне уместны на надгробном памятнике верующего человека.
В христианстве, как и во многих других религиях, уныние считается одним из смертных грехов, поэтому лучше отказаться от скорби в прощальных речах, а проводить родного человека добрыми и светлыми словами. Также в эпитафии не принято вспоминать о недостатках умершего, ведь не зря говорится, что об усопших отзываются хорошо или молчат.
Скромность захоронения верующего человека выражается и в простоте стиля, выбранного для начертания православной эпитафии. Шрифт не должен содержать вычурных элементов, декоративных завитков, а быть легким для чтения. Тогда любой прохожий, взглянув на надгробный памятник и прочтя строки смирения и любви почувствует легкую грусть и задумается о быстротечности отпущенных ему земных дней.
Знаки дорожного движения Предупреждающие знаки Дорожный знак 1.6 «Пересечение равнозначных дорог»
Перекресток — это место повышенной опасности, как для водителей, так и для пешеходов. Ведь тут пересекаются потоки транспорта, движущиеся в различных направлениях, и очень важно во избежание аварий придерживаться всех правил, связанных с движением на перекрестке.
Пересекающиеся дороги могут быть равнозначными и неравнозначными. О приближении перекрестка с равнозначными дорогами водителю сигнализирует дорожный знак 1.6 «Пересечение равнозначных дорог», который представляет собой крест черного цвета, перекладины которого размещены по диагонали, изображенный на белом фоне и заключенный в треугольник красного цвета.
Этот знак означает, что дороги, которые пересекаются, имеют равное значение, независимо от дорожного покрытия.
Первое, что обязан сделать водитель, увидев такой знак, это снизить скорость, поскольку очень вероятно, что ему придется уступать дорогу транспорту, движущемуся справа. И даже если он все время ехал по дороге, обозначаемой на предыдущих перекрестках как главная, все равно на перекрестке, перед которым стоит знак 1.6, ему придется уступать преимущество двигающимся справа автомобилям.
Преимущество на перекрестке с равнозначными дорогами имеет и рельсовый транспорт, к примеру, трамвай. Его водители автотранспортных средств обещаны пропускать всегда, с какой бы стороны он не двигался.
Иногда случается, что знак 1.6 «Пересечение равнозначных дорог» перед перекрестками не устанавливается. Такое может быть в сельской местности или малоактивных городских переулках. В подобных случаях важно уметь прочитать перекресток и разобраться с приоритетами. В любом случае, не лишним будет пропустить движущийся справа транспорт, а, проехав перекресток, обратить внимание на знак, который установлен перед ним.
На перекрестках, обозначенных знаком 1.6., может возникнуть ситуация, когда у каждого из водителей будет иметься помеха справа. В этом случае водители должны сами определиться с очередностью проезда. К примеру, при помощи кратковременного переключения дальнего-ближнего света фар. Этот сигнал означает «Я еду последний». А это означает, что Вы не будете помехой для других водителей.
Знак, уведомляющий водителя о приближении перекрестка с равнозначными дорогами, как и другие предупреждающие знаки, в городской черте устанавливается на расстоянии 50 — 100 метров до пересечения, за городом — на расстоянии 150 — 300 метров до перекрёстка. Разница в расстоянии объясняется тем, что на загородных трассах водители развивают более высокие скости, и им требуется больше времени для того, чтобы замедлить движение.
или Общество попечения о бедных и больных детях — возникло в СПб. в 1882 г., по инициативе А. С. Балицкой. Общество имеет целью: 1) оказывать всякого рода помощь бедным и больным детям; 2) защищать детей, являющихся жертвами злоупотреблений, а равно находящихся в дурных нравственных и материальных условиях; 3) заботиться о детях, впавших в преступления. Для достижения этих целей общество устраивает для здоровых детей общежития, дома призрения, первоначальные школы, детские читальни, ремесленные и сельскохозяйственные училища или же помещает детей в существующие заведения этого рода; равным образом общество снабжает детей одеждой, бельем и др. Для больных детей общество устраивает больницы и врачебно-воспитательные заведения, а для детей, нуждающихся в нравственном исправлении, — исправительно-воспитательные заведения. Управление делами общества лежит на комитете, избираемом общим собранием. Для непосредственной помощи бедным и больным детям комитет, с утверждения общего собрания, учреждает в различных местах города отделы. В 1892 г. сверх отделов, занимающихся общими делами общества, учрежден особый отдел для защиты детей от злоупотреблений со стороны других лиц. Отдел защиты детей имеет своей задачей ограждение детей от жестокого обращения с ними и вредной эксплуатации их; надзор за правильным исполнением в отношении детей нравственных и материальных обязанностей со стороны лиц, от которых они находятся в зависимости; устройство приютов для порочных детей; устройство воскресного отдыха для детей, обучающихся или работающих в ремесленных заведениях и т. п. (см.). В настоящее время общество располагает целым рядом разнообразных учреждений для призрения и обучения детей. Сюда принадлежат ясли (6) для детей грудных и дошкольного возраста, Райволовский приют (обучение ремеслам), школа садоводства при Имп. ботаническом саде, детская колония (близ ст. Плюссы Спб.-Варшавской жел. дор.), убежище для девочек (для приготовления домашней прислуги), дневное убежище, два приюта и два убежища для сирот, 6 семейно-ученических квартир, общежитие и 2 убежища отдела защиты детей, лечебница для хронически больных детей, детская амбулатория, приют калек и паралитиков, детская столовая. С 1882 по 1 янв. 1899 г. С. крестом определено детей в приюты общества и посторонних ведомств 5768 чел., в ремесл. мастерские и семьи 1605 чел.; оказана медицинская помощь 23403 чел.; предоставлено даровых обедов 411549; оказано разного рода пособий (пищевым довольствием, платьем, обувью и др.) 41989 чел. За первое десятилетие своего существования общество израсходовало ок. 307 тыс. р. и к 1 янв. 1892 г. владело капиталом в 100 тыс. руб. и тремя домами и располагало 14 учреждениями для призрения и обучения детей; к 1 янв. 1899 г. число учреждений общества увеличилось до 42, а капитал общества достиг 269 тыс. руб. Расходы общества в 1899 г. составляли 133 тыс. руб.