- Кто такой пророк Иса
- Иисус в Коране
- Рождение
- Чудеса
- Смерть или вознесение?
- Второе пришествие Иисуса
Иисус является в Исламе одним из величайших пророков мусульманской религии и носит имя Иса ибн Марьям аль-Масих (Иса сын Марии мессия). Эпитеты, которыми называют в Исламе Иисуса – «раб Аллаха» или «Абдуллах», «посланник Аллаха» или «расулюЛлах», «праведник» или «салих», «слово Аллаха» или «калиматуЛлах», «речение истины» или «кауль аль-хакк». Также пророк Иса носил имя Масих, что означает «мессия» — таким именем Иисус назван в Священном Коране. Поскольку Иисус носил имя Иса ибн Марьям, то это подчеркивало особую роль его матери Марьям в Исламе.
Пророк Иса по Исламу явился к израильтянам для того, чтобы подтвердить то, что Тора (Таурат) является подлинной, и также принести израильтянам еще одну священную Книгу Всевышнего — Евангелие (Инджиль) — новый Шариат. Пророк Иса в Исламе – это один из посланников Всевышнего Аллаха (расулюЛлах), такой же, какими были Нух, Ибрахим, Муса и Мухаммед ﷺ.
Среди мусульман используется имя Иса как его личное имя – также используются и личные имена других пророков, а также персонажей, упоминаемых в Коране. В результате длительного общения мусульман с испанскими христианами, христиане также стали как личное имя использовать имя Иисус, что не является обычной практикой в мире христиан.
Иисус в Коране
В Священном Коране о пророке Исе сказано больше, чем об остальных пророках: двадцать пять раз упоминается Иисус в Коране. Известно из истории сподвижников Пророка ﷺ мухаджиры читали суру «Марьям» перед эфиопским негусом (властитель Эфиопии) в качестве доказательства того, что проповеди Пророка Мухаммада ﷺ близки к христианству.
Иисус в Исламе идентифицируется с пророком Исой, но в Священной Книге Коран отвергается идея Троицы и отрицается представление христиан об Иисусе как о Боге и Божьем Сыне. Священный Коран подчеркивает, что Иисус – раб Божий:
Рождение
Мусульмане верят и убеждены в непорочное зачатие Иисуса. О рождении Иисуса в Священном Коране рассказано подробно: его матери Марии было знамение, ангел в облике совершенного человека сообщил ей, что она родит сына, которому суждено творить чудеса и проповедовать Писание:
«Вот сказали ангелы: «О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому — Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии). Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных. Он будет разговаривать с людьми в колыбели и взрослым и станет одним из праведников». Она сказала: «Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина». Он сказал: «Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: «Будь!” — как это сбывается. Он научит его Писанию и мудрости, Таурату (Торе) и Инджилу (Евангелию)» (3:45-48).
Чудеса
Ангел сообщил Марии о том, какое будущее ожидает пророка Ису, что он будет творить чудеса, которые станут доказательством его миссии пророка.
Первое чудо произошло сразу после рождения пророка Исы. После своего рождения он сообщил матери, что Всевышний Аллах облегчит муки ее во время родов, подарив плоды с той пальмы, под которой он родился. Отныне у корней этой пальмы начнет бить источник.
Марьям получила от Всевышнего Аллаха указание молчать в ответ на расспросы о родившемся у нее ребенке. Когда же соплеменники Марьям начали обвинять ее в том, что она распутна и родила ребенка без мужа, младенец Иса заявил, что является пророком (наби), а также слугой Всевышнего Аллаха.
После этого иудеи отправились к римскому наместнику и потребовали казнить Марьям за то, что она родила ребенка без отца, и Марьям, согласно Евангелии, пришлось со своим сыном скрываться: они бежали в Египет. Вернулись в Иудею они только после того, как Исе исполнилось двенадцать лет – тогда они поселились в Насире (Назарете).
Пророческая деятельность пророка Исы началась, когда ему исполнилось тридцать лет: он стал активно проповедовать веру среди заблудших израильтян. Всевышний Аллах наделил его способностью совершать настоящие чудеса: Иисус мог воскрешать мертвых, вдыхать жизнь в фигурки птиц, вылепленные из глины, а также мог обнаруживать скрытое и исцелять прокаженных и слепых:
«Он сделает его посланником к сынам Исраила (Израиля). Он скажет: «Я принес вам знамение от вашего Господа. Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с позволения Аллаха. Я исцелю слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного и оживлю мертвых с позволения Аллаха. Я поведаю вам о том, что вы едите и что припасаете в своих домах. Воистину, в этом есть знамение для вас, если только вы являетесь верующими» (3:49).
Именно Иса предсказал, что появится пророк, имя которому будет Ахмад (пророк Мухаммед). Как пророк Мухаммед ﷺ , пророк Иса имел помощника, это был святой дух (рух аль-кудус) – чаще всего рух аль-кудус идентифицируется с ангелом Джибрилем (архангел Гавриил).
Пророк Иса стал основателем новой религии, основанной на законах Моисея (Мусы), часть постулатов религии Иисуса отменяло старые предписания. До прихода пророка Мухаммада ﷺ, на земле единственно верной и истинной оставалась религия пророка Исы. Он активно проповедовал, призывая своих соплеменников поклоняться Всевышнему Аллаху и уверовать в Послание, которое было послано Всевышним. В Иисуса уверовала часть людей, и у него появились апостолы или ученики. Апостолы обратились с просьбой даровать им с небес трапезу, и Всевышним была ниспослана им эта трапеза, что явилось также одним из чудес Иисуса.
Смерть или вознесение?
Священный Коран отрицает смерть пророка Исы на кресте: в нем указывается, что о такой смерти Иисуса свидетельствовали его враги. В Священной Книге Коран сказано: «И за их неверие и высказывание их великой клеветы на Марьям. И за их высказывание: «Поистине, мы убили мы Мессию, Ису, сына Марьям, Посланника Аллаха!» Но они его не убили, и они его не распяли, но однако это лишь им показалось. Воистину, те, которые расходятся во мнениях по этому поводу, находятся в сомнении и не ведают ничего о том, а лишь следуют за догадками. Поистине, те, которые разногласят относительно этого, однозначно в сомнении об этом. Нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. И не убивали они его достоверно» (4:156-157).
По Корану, пророк Иса был вознесен на небеса, и он останется на небесах до приближения наступления Судного дня.
По словам ибн Касира, известного толкователя Корана и арабского историка четырнадцатого века, ибн Аббас свидетельствовал, что другой человек был распят вместо пророка Исы.
Когда пророк Иса и его двенадцать или тринадцать сподвижников незадолго до захода солнца в пятницу находились в доме, их окружили люди, и Иса знал, что эти люди собираются ворваться в дом, если он к ним не выйдет. Тогда он обратился к своим сподвижникам с вопросом: «Кто хочет стать похожим на меня и быть моим спутником в раю?». Вызвался добровольно один юноша, но Иисус сказал, что он слишком молод для этого, и вновь задал тот же вопрос сподвижникам, а затем спросил и третий раз, но больше никто из сподвижников не вызвался. И тогда Иса сказал юноше: «Ты будешь им!», и Всевышний Аллах изменил облик юноши так, что он стал совершенно похожим на пророка Ису. Крыша дома открылась, и Иса впал в дремоту и вознесся на небеса. Приводятся в Священном Коране слова Всевышнего Аллаха: «О, Иса! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе. Я очищу тебя от тех, кто не уверовал…» (3:55). После того, как пророк Иисус вознесся, сподвижники вышли из дома, а соплеменники Исы указали на юношу, приняв его за пророка Ису. Юноша был схвачен, ему на голову надели терновый венок и распяли на кресте. (История передана ибн Абу Хатимом с достоверным иснадом).
В Евангелии от Василида приводится такое же изложение событий, которое было передано в 117-138 годах нашей эры в Александрии: в нем также указано, что Симон Киринеянин был распят вместо Иисуса.
Есть еще одна версия, по которой пророка предал один из апостолов, который привел к дому стражников. Затем апостолу велели в дом войти и вывести Ису к стражникам, и когда апостол вошел в дом, пророк вознесся на небеса, а этому апостолу Всевышний Аллах придал внешность Исы, и когда он вышел к стражникам, они его схватили и распяли на кресте в образе пророка. По мнению исламского историка тринадцатого века Ибн аль-Асира, предателем пророка с большей степенью вероятности был апостол Иуда.
Второе пришествие Иисуса
По Исламу, Иса был посланником Всевышнего Аллаха, и его миссия состояла в том, чтобы указать людям верный путь к Аллаху, а не в том, чтобы принести себя в жертву, чтобы искупить грехи человечества. По Исламу, никто не должен нести грехи другого человека: каждого будут судить по его собственным деяниям и грехам.
В Священном Коране есть косвенные упоминания о втором пришествии Исы, а в авторитетных сборниках хадисов об этом сказано прямо.
В двух аятах Корана сообщается, что Люди Писания перед смертью Исы уверуют в него:
- «Среди людей Писания не останется такого, который не уверует в него до его смерти» (Коран, 4:159).
- «Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни» (Коран, 19:33).
Из этих аятов становится ясно, что Иса будет жить и умрет, как все люди, поскольку смерть может наступить только после его повторного прихода на землю и определенного срока жизни на ней. Аллаху ведомо об этом лучше!
Что касается хадисов, то в них сказано, что пророк Иса будет действовать рядом с Махди.
Как гласит Предание, Иса пребывает на небесах в Раю, и спустится на землю в Палестину перед самым Концом Света. Есть также версия, по которой Иса спустится в Дамаск на один из белых минаретов мечети. Миссия Иисуса будет заключаться в том, чтобы сразиться со Лжемессией Даджалом (Антихристом) и убить его, а затем в ответ на его мольбы Господь уничтожит угрожающие человечеству племена Гог и Магог или Яджудж и Маджудж. Именно Иса установит на земле царство справедливости и добра. Руководствоваться во время своего второго пришествия он будет Исламским шариатом.
Когда же пророк Иисус умрет, его похоронят рядом с Пророком Мухаммадом ﷺ в Медине: есть место, которое отведено для этой цели в Мечети Пророка.
Когда наступит Судный день, Иса будет воскрешен, как и все на земле, и тоже предстанет перед Всевышним Аллахом вместе со всеми, и будет свидетельствовать против неверующих вместе с другими пророками. Намек на второе его пришествие является указанием того, что его появление будет признаком приближающегося Судного дня.
Сегодня годовщина рождения его светлости Иисуса Христа (да будет мир с ним) – посланника доброты, любви и милосердия.
Приветствуем Иисуса – божьего мессию и вестника мира. Приветствуем Христа, передавшего человечеству божье указание любить друг друга и быть милосердными. Он был ниспослан для освещения мира и для того, чтобы сделать человека добрее, для защиты бедных и угнетенных людей. Богачи считали, что его религия предназначалась для бедняков и рабов.
Поздравляем всех свободолюбивых людей с благословенным рождением вестника мира и свободы, его светлости Иисуса Христа (да будет мир с ним).
Рождение Иисуса – это удивительная история, о которой указано в священном Коране. Его светлость Христос волшебным образом родился от целомудренной Девы Марии, у которой не было супруга. В священной коранической суре «Марьям» (аяты 16-21) повествуется:
«Вспомни и расскажи (о Пророк!) историю Марьям, как о ней сказано в Коране. Вот она удалилась от своих родных и от людей и пошла в восточную часть Храма. Она укрылась за завесой от них. Аллах послал к ней Джибрила (Гавриила) в образе человека, чтобы она не испугалась, увидев его в образе ангела, непривычном для неё. Марьям сказала:» Я уповаю на Милостивого Владыку в защите от тебя, если ты богобоязнен». Ангел сказал: «Я — лишь посланник твоего Господа, чтобы даровать тебе пречистого, милосердного мальчика». Марьям сказала: «Как может у меня родиться мальчик, если ко мне не прикасался мужчина, и я не была распутницей?» Ангел сказал: «Так всё и есть, как ты сказала: к тебе не прикасался ни один мужчина. Твой Владыка сказал: «Даровать мальчика без отца — это для Меня легко. И сделаем Мы его для людей знамением Нашей мощи и Нашим милосердием для благочестивых. Это дело уже решено».
В коранических аятах 45 раз упоминается имя Иисус (Иса), и несколько раз – Иисус Христос (Иса Масих).
С Рождеством Христовым!
Рождение Иисуса без отца является признаком безграничного могущества Создателя Миров, который не ограничил некоторых из своих творений законом «причины и следствий». Некоторые люди считали, что рождение Иисуса без отца является доказательством того, что он – Бог. Некоторые другие под предлогом рождения его светлости Иисуса без отца стали обвинять его мать, и стали сомневаться в ее целомудрии.
Группа христиан прибыла в Медину к великому Пророку Мухаммаду (да благословит Аллах его и род его). В беседе с великим Пророком они сказали, что целомудренное рождение его светлости Иисуса может быть признаком его божественности. В тот миг Пророку Мухаммаду был ниспослан аят: «Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» – и тот возник» (сура «Семейство Имрана», аят 59).
После правдивого повествования о Марьям и ее сыне Всевышний разъяснил, что пророк Иса был всего лишь рабом, которому Аллах оказал великую милость, и что обожествление этого пророка является наветом на Него, на всех Его пророков и даже на самого пророка Ису. Грешники, которые считают его своим богом, опираются на сомнительные и неверные доводы. Если бы их доводы были справедливы, то Адам имел бы гораздо больше прав считаться богом, ведь Аллах сотворил его без отца и без матери. Несмотря на это, абсолютно все люди считают его простым человеком и одним из рабов Аллаха. Вот почему заявления о божественности Исы, основанные на его чудесном рождении без отца, неверны и совершенно необоснованны.
Его светлость Иисус (да будет мир с ним) был ниспослан в эпоху гнета и насилия. В эпоху, когда существовала острая потребность в небесном лидере, чтобы вернуть на верный путь заблудших людей и спасти их от несчастий и невежества. Его светлость Иисус объявил о своей миссии и призвал людей к праведности, богослужению и смиренности перед Всевышним.
Мусульмане верят в непорочное зачатие Исы. В Коране довольно подробно рассказано о чудесном рождении Исы. Ангел в облике «совершенного человека» сообщил Марьям, что она по слову Аллаха, родит сына, который будет проповедовать Писание и творить чудеса. Коран уподобляет Ису Адаму, так как тоже был рождён без отца благодаря чуду, сотворённому Аллахом. После рождения Иса сказал матери, что Аллах облегчает её муки, даровав плоды с пальмы, под которой она рожала, и заставив бить под ней источник. Иса приказал ей молчать, когда её станут расспрашивать о его рождении. Когда соплеменники Марьям начали обвинять её в распутстве, он заговорил, объявив, что он — слуга Аллаха и пророк (наби). Это было первое чудо, произошедшее с ним. Иудеи обратились к римскому наместнику с требованием казнить Марьям за рождение сына без отца, из-за чего Марьям и Иса были вынуждены бежать в Египет. В возрасте тридцати лет Иса стал пророком и сразу начал активную проповедь веры среди заблудших израильтян. В пророчестве ангела о будущем Исы говорится, что в доказательство своей пророческой миссии он будет творить чудеса. Иса особо связан с Пророком Мухаммедом (да благословит Аллах его и род его), так как предсказывал появление пророка «имя которому — Ахмад». Иса был основателем новой религии, которая основывалась на законах пророка Мусы (Моисея). В ней были новые законы, которые отменили действие старых. До пришествия в мир Пророка Мухаммада, религия пророка Исы оставалась единственно верной религией на земле. Пророк Иса вёл активную проповедническую жизнь. Он призывал соплеменников поклоняться Аллаху и уверовать в посланное ему Писание.
Пророк ислама Мухаммад (да благословит Аллах его и род его) представил Иисуса человечеству с максимальной любовью, уважением, искренностью и почтительностью. В священном Коране и сунне Пророка, его светлости Иисусу сыну Марии отведено почетное место. И почитание его является одним из неотъемлемых элементов мусульманского вероучения. Мусульманин свидетельствует, что верит в Иисуса сына Марии, как в пророка и посланника. Мусульманин свидетельствует, что любит Иисуса, ибо его возлюбил и избрал сам Господь, потому что он является воплощением милосердия, мира и любви. Иисус нес в мир многие ценности, заповеди, понятия и нравственные принципы. Своею проповедью он стремился, чтобы эти моральные ценности естественным путем влились в сознание человека, стали его неотъемлемой частью и руководством в социальной жизни.
Лидер исламской революции имам Хомейни (да осветится его могила) о высоком статусе его светлости Иисуса сказал: «Ислам испытывает огромное уважение и почтение по отношению к его светлости Масих, считает его Божьим посланником. Священный Коран множество раз встает на защиту Исы и его матери Марьям. Мы, мусульмане, считаем Иисуса великим Мессией, ибо Коран объявил его великим Мессией».
Имам Хомейни (да распахнутся пред ним врата рая) в другой части своей речи подчеркнул: «Чудотворство его светлости Исы проявлялось во всем. Было чудом его рождение от целомудренной матери. Было чудом, что он заговорил в колыбели. Было чудом его послание мира и милосердия человечеству. Иисус Христос – вестник мира на земле».
Ислам и его предписания (в качестве последней версии истинного счастья людей) призывают уважительно и с почтением относиться к другим небесным монотеистическим религиям и божьим посланникам. В 136-ом аяте суры «Женщина» Всевышний повелевает: «Все Послания ниспосланы Единым Аллахом Его посланникам, что объединяет их. О вы, которые веруете! Уверуйте в Аллаха, поклоняйтесь Ему искренне и уверуйте в Его посланника Мухаммада — да благословит его Аллах и приветствует! — и в Писание — Коран, — ниспосланное Ему Аллахом, и живите по его законам. Уверуйте в ниспосланные Аллахом до него Писания без искажений и сокращений, уверуйте во всё это! Тот, кто не верит в Аллаха, Творца всего в небесах и на земле, в Его ангелов, в сокровенное, в Его Писания и посланников и отрицает Судный день, тот сбился с прямого пути и заблудился великим заблуждением».
Армянские христиане Ирана на рождественском празднике в Исфагане
В Иране христиане празднуют благословенное рождение его светлости Иисуса (да будет мир с ним). Рождественские елки, украшенные игрушками и гирляндами красного, золотистого и зеленого оттенка, видны в витринах магазинов, в отелях и универмагов, в особенности христианонаселенных районах Тегерана и других крупных иранских городов – Исфагана и Тебриза. Некоторые иранские христиане празднуют Рождество 25 декабря, а также Новый год – первого января. Однако иранские армяне празднуют Рождество Христово 7 января.
В Иране христиане, евреи и зороастрийцы признаются в качестве последователей официальных религиозных меньшинств. Они имеют своих представителей в Исламском меджлисе Ирана и имеют право проводить свои религиозные обряды.
Один из иранских армян по имени Рафи Морадиян говорит: «Ни в какой исламской стране, христиане не могут так праздновать Рождество, как это делаем мы в Иране».
97 процентов 80-миллионого населения Ирана составляют мусульмане, остальные 3 процента – не мусульмане. Тем не менее, в большинстве сферах Конституция Исламской Республики Иран уделяет равные с мусульманами права последователям официальных монотеистических религий.
Мы вновь поздравляем вас, наши дорогие радиослушатели, с благословенным рождением Мессии, вестника мира и милосердия, его светлости Иисуса Христа (да будет мир с ним).