16-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 8 сентября по ст. ст.
В этот день совершается память:
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Преподобных Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.).
Содержание
Рождество Пресвятой Богородицы
Долгие века ждал Богом избранный народ и все человечество Ту, Которая олицетворяла Собой «корень девства и неувядаемый цвет чистоты», «лествицу небесную, Еюже сниде Бог». И вот Матерь Спасителя мира родилась в маленьком городе Назарете от праведных и уже пожилых родителей Иоакима и Анны, которые долгие годы страдали бездетностью. Исключительно добродетельная жизнь Иоакима и Анны стала благодатным полем, на котором молитвы Ее родителей и всех праведников дали великий плод. Архангел Гавриил принес радостную весть: мольбы Иоакима и Анны услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Рождество Пресвятой Богородицы, избранной для воплощения Спасителя, приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и вечной жизни.
Священное Писание
Флп., 240 зач., II, 5-11
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28
38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Мы прославляем Пречистую Деву Марию как Ту, Которая более всех послужила делу спасения, потому что без Ее ответа на благовещенское свидетельство архангела, без Ее доброго произволения не было бы тайны Боговоплощения, а значит, не было бы победы Христа над абсолютным злом. Наверное, человеческая история закончилась бы гораздо раньше, но силой Божией, преодолевая испытания и скорби, переживая, иногда очень сильно, присутствие зла в своей жизни, мы тем не менее имеем великую надежду на то, что в ответ на нашу молитву, на нашу веру, но в первую очередь в ответ на жертву Спасителя, Сына Божиего, Бог дарует людям возможность преодолевать зло и утверждать добро. Это непросто, это очень трудно, но это возможно. Даже на протяжении жизни последних поколений мы можем говорить о том, как на месте отчаяния возникает надежда, на месте надежды — усердие, а результатом усердия являются добрые плоды.
О тропаре праздника Рождества Богородицы
Тропарь праздника Рождества Пресвятой Богородицы: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный» — древнейший из всех богослужебных текстов, посвящённых прославлению появления на свет Пречистой Девы от святых Иоаки ма и Анны. В тропаре объясняется причина вселенской радости от рождения Девы Марии. Рождённый от Неё Господь Иисус Христос назван Солнцем Правды, потому что Он исполнил Божественную правду, приняв на Себя проклятье, тяготевшее над всем человеческим родом вследствие преступления Адама, и получил возможность благословить всех верующих в Него. Вечная же смерть, после уничтожения проклятия, сменяется вечной жизнью во Христе.
Богословие праздника Рождества Пресвятой Богородицы
В богослужебных текстах праздника Рождества Пресвятой Богородицы открывается причина всемирной радости о рождении Матери Божией. В тропаре и кондаке говорится, что Господь, родившийся от Девы Марии, «разрушив проклятие, дал благословение и, уничтожив смерть, даровал жизнь вечную», и люди, «избавленные от виновности, которая тяготела на них», радуются о рождении Матери Жизни.
Проклятие, то есть осуждение первородного греха праведным судом Божиим, тяготело, прежде всего, над Адамом и Евой, которые вкусили от запретного плода, по этой причине они радуются и торжествуют, ибо Господь Иисус Христос избавляет их от осуждения вечной смерти: «Адам освобождён, и Ева торжествует, и взывают в Духе к Тебе, Богородица: «Тобою мы избавлены от первородного проклятия с явлением Христа!”»
Но проклятие вследствие первородного греха тяготело и над всем родом человеческим: «Празднуем и с верою поклоняемся, Пречистая, святому Твоему Рождеству, бывшему по обетованию, благодаря которому мы избавились от первородного проклятия с явлением Христа», — писал святитель Андрей Критский, автор второго праздничного канона.
Посему, как указывается в кондаке, все люди виновны перед Богом. Древнее осуждение тяготело над всеми потомками Адама, и для его отмены необходимо было принести жертву невинному безгрешному человеку, которого, однако, не было на земле, вследствие всеобщей вины. Тогда Бог стал человеком, воплотившись от Пречистой Девы, и разрушил древнюю клятву, избавил род человеческий от вечной смерти и примирил его с Творцом.
«Избавительницу от строгого древнего приговора и праматери исправление, Виновницу рода нашего с Богом примирения, к Творцу приводящий мост, мы Тебя, Богородица, величаем», — писал автор первого праздничного канона святой Иоанн Дамаскин.
Молитвословия
Тропарь праздника Рождества Пресвятой Богородицы
глас 4
Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак праздника Рождества Пресвятой Богородицы
глас 4
Иоаким и Анна поношения безчадства/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати Ти:// неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
Величание
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим святых Твоих родителей,/ и всеславное славим// рождество Твое.
Молитва в праздник Рождества Пресвятой Богородицы
О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
- Акафист Рождеству Пресвятой Богородицы →
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Знамение
глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя раби Твои,/ Богородице пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Знамение
глас 4
Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Почаевской
глас 5
Пред святою Твоею иконою, Владычице,/ молящиися исцелений сподобляются,/ веры истинныя познание приемлют/ и агарянская нашествия отражают./ Темже и нам, к Тебе припадающим,/ грехов оставление испроси,/ помыслы благочестия сердца наша просвети/ и к Сыну Твоему молитву вознеси// о спасении душ наших.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Почаевской
глас 1
Источник исцелений и веры Православныя утверждение/ Почаевская Твоя икона, Богородице, явися,/ темже и нас, к ней притекающих,/ от бед и искушений свободи,/ лавру Твою невредиму сохрани,/ Православие во окрест стоящих странах утверди/ и грехи разреши молитвенник Твоих:// елика бо хощеши, можеши.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Глинской
глас 4
Днесь благовернии людие, осеняемии святым Богоматери образом, во умилении глаголем: Владычице, помози рабом Твоим в напастех, скорбех и болезнех, обременены бо грехми многими, и избави ны от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Глинской
глас 8
Аще и многажды икона Твоя, Богородице, уносима бысть с места явления, обаче чудесне в пустыню возвращашеся, отонудуже всем верным подает благо потребное.
Тропарь иконы Софии, Премудрости Божией
глас 1
Превечная Премудросте, Христе Боже наш! / Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса, / благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы, / средостение вражды разрушив, / освятил еси естество наше / и Царствие Твое нам отверзл еси; / сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя, / и рождшую Тя, / спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.
Теги: Рождество Пресвятой Богородицы православный календарь
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .
Главная Богослужение Тропарь, кондак, задостойник и величание праздника. Тропарь — жанр церковной гимнографии, краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV-V вв. появились стихотворные тропари.
Тропарь, глас 4
Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. | Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную. |
Кондак — жанр церковной гимнографии, созданный преподобным Романом Сладкопевцем; в первоначальном виде представлял собой поэму из 20-30 строф. В современной его форме кондак — краткое песнопение, по форме и содержанию очень близкое к тропарю, так что тропарь и кондак вместе дополняют друг друга.
Кондак, глас 4
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея. | Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей. |
Величание — краткое торжественное церковное песнопение, поющееся духовенством в центре храма перед праздничной иконой во время самой торжественной части всенощного бдения накануне дня праздника. Пение величания подхватывает хор, а затем и все собравшиеся в храме, и поют его до тех пор, пока священник совершает каждение всего храма.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
Задостойник — церковное песнопение, поющееся на литургии во время Евхаристического канона. На литургии святителя Иоанна Златоуста поется «Достойно есть…», на литургии святителя Василия Великого «О Тебе радуется…», но в двунадесятые праздники, каковым является Рождество Богородицы, вместо «Достойно есть…» поются припевы и ирмос 9-й песни канона, поэтому и пошло название «задостойник».
Припевы
Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матере. |
Ирмос 9-й песни
Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем. | Чуждо матерям девство, и несвойственно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое. Посему все мы, племена земные, непрестанно величаем Тебя. |
1. Дни Богослужений Православной Кафолической восточной Церкви. Протоиерей Г.С. Дебольский. том I, С.- Петербург, 1901. Репринтное воспроизведение издания. Издательство «Отчий дом», Москва, 1996.
2. Православный Церковный календарь на 2006 год. Издательский Совет Русской Православной Церкви.
Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо возсия Солнце Правды
Христос Бог наш.
В Рождестве Богородицы мы ощущаем, чаем, предвкушаем разворачивающийся план Божественного Домостроительства. Как, думая о Троице, приходишь к Единице, а думая о Единице – к Троице, так и здесь. Празднуя Рождество Девы, мы радуемся Рождеству Спасителя Христа, а значит, и Его Воскресению, а следовательно, и Воскресению нашему – каждого из нас! Рождество Богородицы – это одно из звеньев цепочки, на которой подвешен Камень драгоценнейший, Камень нерукосечный, Камень краеугольный – Христос.
Представим пожилых супругов, скажем, Ивана Ивановича и Дарью Сергеевну. Всю жизнь они были подле друг друга, хранили верность своему союзу, друг друга любили. Всякое бывало в их жизни, многое уже позабылось, вытерлось из памяти. Но, как вчерашний день, вспоминают они день своего знакомства. Иван Иванович любит пересказывать эту незамысловатую историю о том, как он спешил в институт, как второпях наскочил на лужу, испачкал брюки. Пока очищал – опоздал на лекцию. Преподаватель строго отчитал и не допустил в аудиторию. Иван сидел на лавочке в коридоре и горевал. А тут подлетает она, Даша, тоже опоздала, тоже не впустили. Присела Даша рядом с Иваном на лавочку, и завязался у них разговор, который не заканчивается уже более 40 лет.
Почему так дороги седовласым Ивану и Дарье все эти детали и подробности давно минувших дней? Да потому, что, случись иначе, они бы не встретились, не познакомились, не поженились. И эта лужа, и этот несговорчивый преподаватель, и эта лавочка – будто шаги по их взаимному пути навстречу друг другу.
Бог тоже шел навстречу нам – всему человечеству. Шел с тех пор, как мы, в лице Адама и Евы, от Него отвернулись, спрятались в кустах своих отговорок и самооправданий. Бог шел, чтобы спасти людей. Бог знал, как спасти людей. Бог знал, когда Он это сделает. Господь осуществлял свой план шаг за шагом. Вот Он делает один из этих шагов – выбирает из всего человечества еврейский народ. Затем – каждый пророк – это очередной шаг Бога к людям, потому что Бог говорит с людьми и готовит их к Великим Переменам. Затем Всевышний дожидается, когда на этой лестнице, ведущей вниз, с небес на землю, появляется самая нужная, самая последняя, золотая ступенька – Дева Богородица, и по этой ступеньке Бог сходит к людям и становится Одним из нас и спасает нас.
Рождество Богородицы – хороший индикатор того, насколько серьезно мы относимся к нашему Спасению во Христе. Если мы благодарны Богу за это Спасение, то с благодарностью мы празднуем и Рождество Девы. Если нас переполняет глубоко осмысленная, прочувствованная радость о Свершившемся, то с радостью поспешим мы на этот праздник. Если же в этот день в храм мы внесем пустое, незаинтересованное сердце, а вынесем лишь усталые ноги и спину, то нам есть к чему стремиться.
Радость о Христе должна быть неотъемлемой частью христианского характера. Сам Христос желал, чтобы мы хранили эту радость и имели ее в полноте: Да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенной (Ин. 15: 11). Наши православные праздники выявляют, обнаруживают эту радость. Или напоминают о ней. Если она есть – пусть преумножится. Если ее нет – пусть созидается. Молитвами Богородицы. Аминь.
<<<Другие ноты>>>
Стихиры на литии
Стихира на литии «Приидите любодевственнии вси», на подобен «Дал еси знамение», киевский расп.
Стихира на литии «Начало нашего спасения», 1 гл., на подобен нап. Оптиной пустыни
Стихира на литии «В благознаменитый день», 8 гл., на подобен «О преславнаго» нап. Оптиной пустыни
Величание
Величание Р. Б-цы, киевск.р. (midi)
Величание Р. Б-цы, знам.р.,Касторский_1
Величание Р. Б-цы, знам.р., Касторский_2
Прокимны утрение
Прокимны утрени 12-х пр_клирос
Прокимны утрени 12-х пр_хор
Помяну имя Твое, напев КПЛ (G-d) (midi)
Помяну имя Твое, напев КПЛ (B-d)
Помяну имя Твое, напев КПЛ
Помяну имя, опевы Евангелия, Валаамское, архим. Матфея, для большого смеш. хора (midi)
Помяну имя, опевы Евангелия, Валаамское, архим. Матфея, для малого смеш. хора (midi)
Помяну имя, опевы Евангелия, Валаамское, архим. Матфея, для клироса (midi)
Честна пред Господем, Помяну имя, опевы Евангелия, знамен.расп., архим. Матфея, для большого смеш. хора (midi)
Честна пред Господем, Помяну имя, опевы Евангелия, знамен.расп., архим. Матфея, для малого смеш. хора (midi)
Честна пред Господем, Помяну имя, опевы Евангелия, знамен.расп., архим. Матфея, для клироса (midi)
Ирмосы первого канона
Ирмосы первого канона Р.Б-цы, знам.р, придв.об (midi)
Ирмосы первого канона РБ, сокр.греч. распева
Иромосы второго канона
Ирмосы второго канона Р.Б-цы, греч.р. (в СПб. трад) (midi)
Ирмосы второго канона Р.Б-цы, греч.р. (терцовое изл.)
Катавасия
Ирмосы Воздвижения (тенор проще)
Ирмосы Воздвижения (тенор сложнее)
Ирмосы Воздвижения (СПб традиция) (midi)
Припевы на 9 п.
Припевы на 9 п., напев КПЛ (F-d)
Припевы на 9 п., напев КПЛ_1 (B-d)
Припевы на 9 п., напев КПЛ_2
Припевы на 9 п. (midi)
Светилен, муж. 3-гол.
Стихиры на хвалитех
Задостойник
Задостойник Р.Б-цы, КПЛ (midi)
Задостойник Р.Б-цы, обиход_1
Задостойник Р.Б-цы, обиход_2
Задостойник Р.Б-цы (запев по Турчанинову, ирмос)
Задостойник Р.Б-цы, Рютов
Задостойник Р.Б-цы, Ионафан
Задостойник Р.Б-цы, Турчанинов (3 стана) (2 стана) (midi)
Задостойник для детского хора
Причастный стих, С. Трубачев
<<<Другие ноты>>>
Рождеству Пресвятой Богородицы (тропарь, кондак, задостойник, молитва и величание)
Тропарь, глас 4:
Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.
Кондак, глас 4:
Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.
Задостойник
Велича́й, душе́ моя́, / пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере.
Молитва
О, Пресвята́я и Богоизбра́нная Де́во, Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небеси́ и земли́ Цари́це, на ра́дость и утеше́ние всему́ от безпло́дных и безча́дных роди́телей Бо́гом дарова́нная! Роди́вшися Бо́жиим промышле́нием, Ты разреши́ла еси́ непло́дствие ро́ждшия Тя, и ны́не непло́дное се́рдце мое́ плодоно́стно сотвори́ предста́тельством Твои́м у Престо́ла Вседержи́телева, непло́дствовати же соде́лай мя злы́ми де́лы, гнелы́ми словесы́ и нечи́стыми помышле́ньми. О, Всеблаже́нная, да явлю́ся ча́до Бо́жие, доброде́телей благопло́дие при́сно принося́щее. Ты утоли́ла еси́ Пречи́стым Рождество́м Твои́м плач прама́тери на́шея Е́вы, и пра́ведныя роди́тели Твоя́ изба́вила еси́ поноше́ния безча́дства, и ны́не утоли́ плач и воздыха́ния многоболе́зненныя и грехолюбо́вныя души́ моея́ и изба́ви всех нас поноше́ния злосмра́дных дел на́ших, страсте́й безче́стия и от вся́кого порабоще́ния вра́жескаго. Наипа́че же да́руй нам, Пресвята́я Богоро́дице Де́во, во всесве́тлый день Рождества́ Твоего́ чи́стым се́рдцем разуме́ти и па́мятовати, с коли́кою ра́достию и благодаре́нием непло́дная утро́ба святы́я пра́ведныя А́нны ноша́ше Тя, да и мы не то́чию словесы́, но наипа́че де́лы свои́ми вы́ну бу́дем со умиле́нием серде́чнем прославля́ти Тя, вопию́ще: Сла́ва прише́ствию Твоему́, Чи́стая. Сла́ва Рождеству́ Твоему́. Сла́ва де́вству Твоему́, Ма́ти Безневе́стная. Ку́пно же с Тобо́ю сподо́би нас непреста́нно сла́вити и велича́ти Всесвяты́й Плод Твой, Сло́во воплоще́нно, во чре́ве Твое́м неопа́льно носи́мо, Ему́же сла́ва подоба́ет, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание
Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рождество́ Твое́.
Назад к списку