В основу методических рекомендаций были положены материалы, предложенные в работах П.Л. Жияновой, Е.В. Поле, Т.П. Есиповой, Е.А. Кобяковой, А.В. Мерковской. Методические рекомендации предназначены для педагогов, работающих с детьми раннего возраста с синдромом Дауна, а также для родителей.
Есть две основные особенности стимуляции детей раннего возраста: во-первых, занимаются с ребенком родители, и, во-вторых, только очень небольшая часть стимуляции развития ребенка проходит в форме занятия, основные же задачи решаются в повседневной жизни и игре.
Дети учатся постоянно, и этот процесс можно определить как сочетание спонтанного (самостоятельного наблюдения и исследования окружающего мира) и организованного обучения. Для спонтанного обучения ребенка с особенностями развития совсем несложно создать условия: это максимальное включение малыша в жизнь семьи, оказание ему помощи при передвижении в пространстве и сопровождение понятными комментариями практически всех моментов повседневной жизни. Специальные занятия должны быть организованы в течение дня (1—2 занятия по 10—15 минут).
- Младенческий возраст:
Очень часто ребенок с синдромом Дауна выглядит менее подвижным, чем его сверстники. Причиной этому служит сниженный мышечный тонус и, как следствие, недостаточная способность чувствовать (ощущать) тело. Поэтому для такого ребёнка особенно полезна тактильная (через прикосновения к телу), двигательная (через движения тела и манипуляции с ним) и вестибулярная (через движение в пространстве, удержание равновесия) стимуляция. Обращает на себя внимание и особенность мелкой моторики. Сниженный тонус в руках осложняет захват, удержание и манипуляцию с предметами. Проблемы со зрением мешают координации «рука — глаз». Анатомические особенности: короткие пальцы, отставленный в сторону большой палец — также влияют на развитие мелкой моторики.
- Для развития крупной и мелкой моторики полезно использовать следующие приемы и упражнения:
- Назначение общего тонизирующего и укрепляющего массажа с первых недель жизни и выполнение рекомендаций по массажу;
- Физическое соприкосновение (поглаживание, похлопывание, прижимание);
- Смена положений во время бодрствования (в руках на весу у взрослого ребёнок лежит лицом верх, вниз, лёжа на животике на груди у взрослого, раскачивание на руках у взрослого и в люльке, частое выкладывание на живот, ношение ребёнка впереди себя, сзади в предназначенных для этого сумках);
- Совместное купание с ребёнком, игры в воде;
- Катание ребёнка на гимнастических мячах и игры с лёгкими надувными мячами;
- Стимулирование передвижений с помощью игрушки (вперёд, в стороны), через препятствия;
- Использование игрушек, в которые можно играть только стоя, нажимая на клавиши, кнопки;
- Прикрепление к ногам ребёнка лёгких шумовых игрушек (пусть пробует ударить по ним ногой);
- Стимулирование передвижений вдоль опоры (у дивана);
- Стимулирование передвижений с помощью игрушки;
- Предоставление простора для самостоятельного передвижения (ползание – только вперёд, передвижение — стоя, вдоль мебели и других подручных предметов);
- Массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жёсткой (зубной) щёткой — по подушечкам пальцев);
- Касания детскими ручками (их двигает взрослый) губ, век (если у ребёнка при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживаются около губ для того, чтобы ребёнок попытался захватить их губами);
- Вкладывание круглых предметов в разжатые кулачки ребёнка, затем добавление игрушек различной формы и с различной поверхностью (губка, тряпочки, морковки, колечки и т.д.);
- Совместные действия с предметами (толкание мяча, машинки, установка кубиков друг на друга, сжимание резиновых мячиков и пищалок, разрывание бумаги, салфеток);
- «Пальчиковый бассейн» (руками взрослого перебирать пальцы ребёнка в гречке, горохе, орешках, вкладывать в пальчики сыпучие материалы);
- Игры с бытовыми предметами (сковородки, крышки от кастрюль и тому подобное);
- Побуждение ребёнка подавать вам руку, «здороваться», хлопать в ладоши, играть в «ладушки», махать «пока» (преимущество отдавать правой руке);
- Игры с нанизанными на нить предметами (мелкие игрушки, крупные бусы, пуговицы);
- Пальчиковые игры и упражнения (катать пальчиками шарики, мять бумагу, стучать и ходить пальчиками по столу, махать всеми пальчиками с использованием потешек, песенок, напевов).
В этот период учим ребёнка ладонному захвату, потом переходим к щепотному.
- Стимуляция слухового восприятия:
- Массаж ушной раковины несколько раз в день (по внешней части уха сверху вниз — стимуляция акупунктурных точек);
- Подношение шумовых игрушек то к одному, то к другому уху ребёнка (звенеть игрушкой в разных направлениях: вверх-вниз, в стороны);
- Подвешивание звенящих игрушек на расстоянии 25—30 см от глаз ребёнка, вначале по центру, затем по разные стороны;
- Включение аудиокассет с шумом леса, воды, а также детских песенок (звуки должны быть негромкими);
- Пение ребёнку (изображая то, о чём поёте);
- Проговаривание с ребёнком своих действий, желаний (задавайте вопросы с разной интонацией);
- Обращение внимания ребёнка на домашние звуки и на уличные во время прогулок;
- Использование игрушек с заводом (курочка, клюющая зёрнышки, машинка, медведь, котик и тому подобное);
- Повторение звуков ребёнка, придумывание на определённый звук песенки;
- Частое называние ребёнка по имени (полным и уменьшительно- ласкательным именем);
- «Знакомство» ребёнка с другими членами семьи (как зовут, кем приходится) и с хорошо знакомыми, близкими к семье ребёнка людьми;
- Артикулирование гласных звуков «а», «о», «у», «и», губных согласных «п», «б», «м» при закрытых ушах ребёнка и затем открытых, произнося эти звуки сочным распевным голосом;
- Использование простых музыкальных инструментов (колокольчик, погремушки с разным звучанием, пищалки, бубен, барабан);
- Использование музыкальных неваляшек, игрушечного телефона (например, поговорите с ребёнком по телефону).
- Стимуляция зрительного восприятия:
- Приближайте и удаляйте своё лицо от лица младенца, медленно покачивайте из стороны в сторону, чтобы ребёнок проследил за вашим лицом (ласково позовите, улыбнитесь);
- При кормлении подносите грудь или соску к малышу с разных сторон для стимуляции глаз;
- Подвешивайте яркие цветные игрушки, ленты, фольгу, лоскутки материи с разных сторон кроватки (не перенасыщайте, меняйте раз в 2—5 дней);
- Используйте музыкальные подвесные модули (например, карусель с подвешенными к ней игрушками, которая крутится, что позволяет ребёнку следить глазами за движущимися предметами);
- Поместите в кроватке ребёнка небольшое зеркало, чаще подходите с ребёнком к большому зеркалу, гримасничайте, «играйте» с отражением;
- Нарисуйте смешную рожицу на своём указательном пальце (можно на теннисном мячике), пусть ребёнок следит за движениями вашего пальца, то же и с игрушкой;
- Фиксируйте взгляд ребёнка «глаза в глаза» (игра «Ку-ку»: закрыть глаза, открыть);
- Составьте альбом с фотографиями самых важных людей в жизни вашего ребёнка и смотрите его вместе;
- Время от времени переносите ребёнка в другие помещения, на прогулке поместите ребёнка так, чтобы у него был широкий обзор происходящего вокруг;
- Давайте ребёнку большие, лёгкие в стирке вещи (одежду), чтобы он изучал их и играл с ними;
- Бросайте, катайте предметы, чтобы ребёнок наблюдал траекторию движения;
- Вырабатывайте чувство высоты (безопасности), показывая, как можно упасть безопасно («Ехали по кочкам»);
- Подготовка артикуляционного аппарата к активной речи, развитие речи и общения: в период младенчества ребёнок вступает в общение с помощью мимики и экспрессивных движений. Поэтому главными задачами на этом этапе являются организация правильного общения с ребёнком, подготовка артикуляционного аппарата к речи, стимуляция речевой активности.
Самым значимым в этот период для ребёнка является общение со взрослым, который относится к малышу с любовью и нежностью. Помимо правильной организации общения следует использовать простой массаж органов речи и речевых зон. Это связано с тем, что у ребёнка с синдромом Дауна сниженный мышечный тонус, амимичность лица, анатомические нарушения в строении артикуляционного аппарата.
- Массаж лица перед кормлением (поглаживание одним пальцем вокруг угла рта — движение направлено сверху вниз и огибает уголки рта; поглаживание лица от щёк ко рту, наружное поглаживание гортани сверху вниз, осторожное потирание одним пальцем дёсен и нёба от передней до задней части, поглаживание кусочком льда вокруг рта, собирание губ ребёнка в «трубочку»);
- Массаж при кормлении с ложки (пища должна быть мягкая, ровная по консистенции, ложку с пищей нужно аккуратно положить на язык и слегка надавить его вниз и внутрь ротовой полости — обязательно соблюдать паузы, давать ребёнку время вытянуть вперёд губы и снять пищу с ложки);
- Питьё из чашки (начинать лучше с густого питья, например, с густого сока или кефира, положить край чашки малышу на нижнюю губу и влить немного жидкости в рот; если ребёнок не поймёт, что нужно закрыть рот, нажмите под подбородком вверх, рот закроется, и он рефлекторно сделает глоток);
- Развитие навыков жевания пищи начинать нужно с песочного печенья типа «Курабье»: положите небольшой кусочек за верхнюю челюсть в районе жевательных зубов, стараясь передвинуть еду в привычное место в центре языка — малыш просто вынужден будет начать двигать языком из стороны в сторону; не забывайте класть кусочки пищи то слева, то справа;
- Имитируйте поведение младенца: повторяйте его звуки, выражение лица;
- Используйте «детскую речь» — высокий распевный голос;
- Говорите медленно, с длинными паузами;
- Используйте монолог в форме диалога: обращайтесь к малышу, и хотя ответные сигналы от него пока отсутствуют, ведите себя так, будто они есть;
- Разговаривая с ребёнком лицом к лицу, сохраняйте «особое» выражение: брови подняты, глаза широко открыты, рот приоткрыт — выражение любви, внимания, радости, готовности уловить любой отклик малыша;
- Повторяйте за ребёнком любые вокализации, слоговые цепочки и тому подобное;
- Чётко произносите звуки с выделением («б-б-б», «а-па»);
- Тормошите ребёнка, чаще поглаживайте, прижимайте к себе, пощипывайте губки, щёчки, называйте части тела, касаясь их губами и поглаживая;
- Произносите имя ребёнка с разной интонацией, находясь с разных сторон кроватки;
- Обучайте слоговым дорожкам с чётким выделением артикуляции, с движениями перед лицом ребёнка («ба-ба-ба», «па-па-па», «ма-ма-ма»);
- Учите узнавать предметы на вопросы «Что это?», «Кто это?»;
- Учите находить 1—2 знакомых предмета, постоянно находящихся в определённых местах — соотношение слева, справа;
- Формируйте указательный жест; используйте в общении с ребёнком жесты, заменяющие слова (например: «Дай!» — быстрое сжимание и разжимание пальцев протянутой руки, «На!» — протянутая рука с предметом, «Спасибо», — кивок головой вверх-вниз, «Нет», — поворот головы вправо-влево и так далее). Жестовому языку учит обязательно взрослый;
- Работайте с книгой и альбомом с фотографиями: листайте страницы, рассматривайте картинки, фотографии, называйте, кто на них изображён; просите малыша показать, где на фотографии мама, папа и другие члены семьи; просите малыша показать, где на картинке собачка, котёнок, кукла, мишка и так далее;
- Развивайте выдох (дуть на кусочек ватки, бумажную бабочку, салфетки, в дудочку, задувать свечку и так далее);
- Рисуйте палочки, линии с обязательным комментированием («Это забор, за забором собачка живёт: «Ав-ав!”, на заборе петушок кричит: «Ку-ка-ре-ку!”»);
- Стимулируйте речевую активность в бытовых ситуациях (при одевании, кормлении, купании, приготовлении пищи — «параллельный разговор»).
- Возраст от 1 года до 3 лет:
До года деятельность ребёнка носит предметно-ознакомительный характер. После года ребёнок начинает ходить, увеличивается объём его перемещений в пространстве и, как следствие, расширяется поле его деятельности. Теперь ребёнок не только задаётся вопросом «Что это?», но и «Что делать с этим?». Деятельность ребёнка приобретает наглядно-действенный характер. Особую значимость приобретает совместная деятельность со взрослыми. Из наблюдений за действиями взрослого ребёнок узнаёт, что и как делать, пытается повторить действия. Одновременно малыша волнует и реакция взрослого на его собственные действия. В этот период ребёнок начинает обращать внимание на то, что делают другие дети. Если ребёнка привлекать к совместным играм с другими детьми, то к концу данного этапа можно развить способность самостоятельной игры со сверстниками.
При развитии наглядно-действенной деятельности у ребёнка с синдромом Дауна родителям следует соблюдать одну и ту же последовательность:
- Обязательно назвать предмет;
- Охарактеризовать его форму, цвет, вкус, величину;
- Показать, как этим предметом можно действовать.
Очень важно, чтобы ребёнок и смотрел, и слушал, и совершал действия с предметами.
В возрасте от 1 года до 3 лет у детей с синдромом Дауна становится очевидным дисбаланс между пониманием речи окружающих и развитием собственной речи. Ни в коем случае не надо принуждать ребёнка что-либо сказать или повторить. Лучше вообще избегать слов «скажи» и «повтори», так как на эти просьбы у ребёнка может вырабатываться негативная реакция. Эти слова лучше заменить соответствующими вопросами или словами «покажи», «угадай» или односторонним диалогом, при котором взрослый и спрашивает, и отвечает сам.
Развитие речи в этот период идёт по следующим направлениям:
- Расширение пассивного словаря ребёнка (понимание названий, действий, явлений и так далее) без собственного речевого выражения;
- Обучение неречевым средствам общения (жесты, карточки со словами);
- Вызывание собственной речи посредством звуков, звукоподражаний и тому подобного;
- Работа по развитию слухового внимания и восприятия (различение звучания музыкальных инструментов, бытовых шумов, звукоподражаний и слов);
- Работа по развитию речевого дыхания (учим ребёнка делать выдох через рот, дуть на лёгкие предметы).
Формирование умения узнавать и показывать предметы, совершать действия с ними, знакомство со свойствами предметов. Пример: «Где твоя кукла? Вот она. Покачай куклу», «Покажи, где у Маши нос, глаза, рот, уши».
Темы:
- Игрушки ребёнка;
- Части тела;
- Предметы одежды;
- Предметы туалета (мыло, щётка и так далее);
- Предметы домашнего обихода;
- Отдельные названия предметов из окружающей ребёнка жизни (вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины и так далее);
- Семья.
Накопление пассивного словарного запаса без собственного речевого сопровождения, по тем же темам. Взрослый, используя ситуации повседневной жизни, называет предметы, которые берёт ребёнок, учит различать их среди других, называет действие, которое производит ребёнок или взрослый с этим предметом, называет те ощущения, которые испытывает ребёнок («холодно», «тепло», «вкусно» и тому подобное).
На этом этапе, от 1 года до 3 лет, у ребёнка начинает проявляться большая самостоятельность в исследовании окружающего мира — в какой-то мере он может и не нуждаться в помощи взрослых. Вдруг отказывается выполнять их просьбы, становится капризным, агрессивным, или наоборот, выражает пассивность к происходящему вокруг, становится вялым и медлительным. Родителям следует учитывать эти наклонности, что поможет правильно организовать и жизнь ребёнка в целом, и различные занятия с ним.
Легковозбудимых детей следует приучать к соблюдению режима, предлагать им выполнить то или иное задание, постепенно увеличивая число поручений. Вырабатывать в них аккуратность и привычку доводить дело до конца. Стараться говорить спокойно, доверительно, иногда шёпотом, «на ушко». Развивать внимание посредством заданий на длительность выполнения. Для таких детей не следует во время занятий использовать слишком подвижные игры. При подготовке и по окончании занятия соблюдать очерёдность раскладывания и собирания необходимых принадлежностей.
Заторможенных, вялых детей следует выводить из пассивного состояния, но без нажима, осторожно. Для этого надо поощрять, ободрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности. Старайтесь привлечь внимание малыша красочными предметами и картинками, сами будьте более эмоциональными, пойте во время занятия, играйте в подвижные игры, шутите, смейтесь с ребёнком.
При развитии мелкой моторики следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Формирование щепотного захвата (большим, средним и указательным пальцами);
- Формирование пинцетного захвата (большим и указательным пальцами);
- Развитие стабильности запястья. Формирование захвата происходит при использовании различных по величине и форме предметов. Для развития щепотного и пинцетного захватов ребёнку нужно иметь возможность брать в руки мелкие предметы.
Для развития стабильности запястья хорошо использовать следующие упражнения:
- Перекладывание предметов, различных по величине, фактуре, с места на место;
- Открывание, закрывание коробочек;
- Открывание дверей, поворот ручки;
- Расстёгивание липучек-застёжек;
- Катание карандашей в ладошках;
- Катание между ладонями грецких орехов, специальных резиновых шариков с шипами.
Для развития щепотного и пинцетного захватов можно давать ребёнку следующие задания:
- Самому брать кусочек печенья, сухарик;
- Зубочисткой накалывать кусочки еды;
- Вытягивать ленту из коробки за торчащий кончик;
- Нанизывать предметы (например, пусть ребёнок наколет шарики пластилина на палочки, наденет кольца на пирамидку или верёвочку);
- Рисовать в воздухе, крупой в коробке;
- Наматывать тонкую проволоку, нитку на палец;
- Игры с конструктором, мозаикой;
- Для развития подвижности кистей рук очень полезны занятия ручным трудом. Для развития навыков работы с пластилином на начальном этапе используйте тесто.
Выполнение данных методических рекомендаций позволит приобрести опыт взаимодействия с ребёнком, направленный на его развитие. Предложенные игры и упражнения помогут ребёнку с синдромом Дауна освоить новые умения и навыки, а ежедневное повторение позволит окончательно сформировать и закрепить их.
Октябрь — Всемирный месяц осведомленности о синдроме Дауна. Малышей с таким диагнозом часто называют «солнечными», потому что они общительные, приветливые и доверчивые. Но что мы знаем о том, как они растут и развиваются? Мама взрослого мальчика с синдромом Дауна Ольга Карцева рассказала «О!», как она воспитывала своего сына Диму и с какими трудностями им пришлось столкнуться.
Ольга Карцева, мама ребёнка с синдромом Дауна
После того, как я узнала, что мой Дима родился необычным, я пережила несколько этапов осознания этого: отрицание, сильный стресс и принятие. Из-за сильных негативных эмоций со мной случилось несколько психологических срывов. Свой стресс я часто заедала, поэтому за короткое время набрала 20 лишних килограммов. Я настраивалась на новую жизнь очень долго, но у меня это получилось. Постепенно в обычных материнских заботах моё горе сменилось на сопереживание малышу, на любовь к нему. Я полюбила его монголоидный разрез глаз, стала замечать его улыбки, угуканье. Всё это повлияло на развитие моего материнского инстинкта. Мне после родов говорили, что он не будет ни ходить, ни говорить, что он будет тепличным растением. А он доказал обратное! Это значит, что нам, обычным людям, всё под силу. Я поняла, что Дима — это мой дар, а не наказание, ведь он дал мне больше сил и мотивации жить.
Содержание
Трудности в развитии
Главной проблемой в развитии было отставание: Дима медленно развивался, не так, как его сверстники. Он долго учился ходить и говорить. До сих пор есть проблемы со словарным запасом, иногда он не может ясно выразить свои мысли. Были трудности с тем, что он никогда ничего не боялся, то есть у него вообще не было развито чувство страха. Например, в чужом городе он не боялся заблудиться или потеряться. Сейчас много говорят о том, что нет никаких возможностей для детей-инвалидов, но я считаю, что нам очень повезло. Мы живём в Ханты-Мансийске, здесь есть все условия для развития особенных детей. Сначала Дима посещал коррекционный детский сад, а затем и коррекционную школу.
Изначально школу он воспринимал не очень позитивно, ведь ему приходилось 40 минут сидеть на одном месте. Но терпеливые и талантливые педагоги нашли к нему подход, и я не стала переводить Диму на домашнее обучение.
Вскоре он стал более ответственным и дисциплинированным. Он понял, что ему нужно пораньше лечь спать, если завтра в школу. Большой плюс в том, что он выполняет свои дела по максимуму, насколько у него хватает сил. Задания даются ему с двойной нагрузкой, но он смело и очень уверенно их решает. Сейчас Диме 18 лет, я уверена, что его образование не закончится, он пройдёт ещё несколько университетских курсов, которые ему понравятся и пригодятся в будущем. Я уже привлекаю его в свой бизнес и надеюсь, что он станет моим главным помощником.
Семья Карцевых
Такой же, как все
Дима — самый счастливый человек на свете, потому что у него нет тех чувств и качеств, которые есть у обычных людей. У него нет зависти, злости, ревности, капризов. Он живёт здесь и сейчас: если он играет, то он сосредоточен и увлечен только этим занятием. Он не тревожится о прошлом или будущем.
Главная ошибка в воспитании «солнечных» детей в том, что многие мамы просто начинают жить этой болью, закрываются в своем горе, жалеют себя. Не выходят с ними в общественные места, боятся, что опозорятся. А я сразу себе и всем сказала: «Он такой же обычный ребёнок, как все» и не стала его ограничивать в чём-либо.
Я не стала усердно копаться в этой проблеме, не анализировала, не переживала о том, что будет дальше, а просто начала вместе с ним жить.
К примеру, я никогда не вызывала парикмахера на дом. Да, было непросто: он и плакал, и кричал, и раскидывал ножницы в парикмахерской. В ресторанах и в самолётах он тоже вёл себя громко: кричал и громко смеялся. Но я не стала вместе с ним закрываться в этой проблеме, а наоборот, социализировала его. И сейчас заметно, что это сыграло для его развития большую пользу. Например, сегодня, заходя в цивилизованное приличное место, он чувствует себя комфортно. Дима не замыкается, потому что знает, как себя вести в таком месте.
Семья Карцевых
Ещё одна проблема детей с синдромом Дауна в том, что у них нет чувства насыщения, часто такие дети вырастают полноватыми. Но этого не случилось с моим ребёнком. Моя жизнь связана с фитнесом, поэтому я постоянно заботилась о его питании и приобщала к спорту. После детского сада он приходил ко мне на работу, где учился плавать, работать на тренажерах. Там же он научился общаться с чужими людьми. Сейчас среди всех детей с синдромом Дауна он выглядит накаченным, хорошо сложенным. Я горжусь этим и всегда беру его с собой на тренировки, на какие-то праздники. Он вырос человеком, у которого нет комплексов, а это самое главное.
Некоторые родители на первых эмоциях отказываются от детей, это, конечно, неправильно, потому что все дети должны расти в семье. Да, это работа, это непросто, но и с обычными детьми ведь тоже бывает сложно. Тем более что сейчас «солнечных» детей не скрывают, а наоборот — свободно и спокойно о них говорят.
Я не волнуюсь о том, как Дима в будущем будет жить один, потому что он всецело приспособлен к самостоятельной, взрослой жизни. Я верю в то, что у него получится всё, что он пожелает.
Текст: Анастасия Куратова
Фото: CC7 / .com, личный архив Ольги Карцевой
С помощью правильно подобранных игрушек родители и педагоги могут оказать коррекционное влияние на развитие малыша с синдромом Дауна. Они не многим отличаются от обыкновенных игрушек, но имеет определенные особенности. Почему стоит подбирать специальные развивающие игрушки? Потому, что исключительно они смогут правильно воздействовать на малыша.
Игрушки для детей с синдромом Дауна
Родители должны понимать, что ребенок нуждается в несколько другом развитии, чем остальные дети. Задача специальных игрушек развивать слух, речь и восприятие. Цель любой игры вызвать ребенка на диалог, пусть даже он будет в форме жестов или звуков. Игрушки должны быть выполнены из натуральных материалов и только естественных оттенков.
Развивающие игры и игрушки
Игрушки для детей с синдромом Дауна любого возраста обязаны быть приятными на ощупь. Очень полезно если они будут осуществлять массаж рук или ног. Какой-бы не была игрушка, яркой и необычной, она не сможет заинтересовать малыша, если в этом не принимает участие родитель или педагог. Детям необходимо «помогать” узнавать мир, подталкивать и вовлекать в диалог и игры. Нельзя заставлять, ребенок должен сам потянутся к вам, он покажет, что готов вместе играть игрушками. Знание о том, как правильно подбирать методы коррекционного воспитания помогут забыть о многих проблемах.
Здоровье ребенка
Синдром Дауна — это не болезнь, это некая особенность развития, которая не должна останавливать детей в познании мира, а наоборот служить причиной усиленного контакта с внешним миром. В зависимости от того, сколько лет ребенку, подбирается программа развития и различные инструменты для этого. Чтобы провести время с пользой для малыша, лучше выбирать развивающие игрушки хорошего качества. Наш интернет-магазин предлагает лучший товар, доставка осуществляется по Киеву и всей Украине.
Воспитание ребенка с синдромом Дауна сопряжено с многими трудностями, которые влияют на детско-родительское взаимодействие. В первую очередь это проблемы с обучением и общением, особенности поведения, сложности самообслуживания. Кроме того, дети с синдромом Дауна часто имеют серьезные проблемы со здоровьем, которые требуют особой заботы и внимания со стороны родителей и могут стать дополнительным источником родительских страхов и переживаний. В результате, с одной стороны, семьям таких детей для того, чтобы справляться с проблемами здоровья, эмоциональными и поведенческими особенностями детей, требуется гораздо больше сил и терпения; с другой стороны, родители сталкиваются с социальными последствиями наличия у их ребенка с синдром Дауна, например, риска стигматизации. Помимо этого, родители могут испытывать болезненное чувство потери воображаемого «нормального» ребенка и переживать процесс принятия того, что их ребенок особенный.
Все это может в буквальном смысле истощить ресурсы семьи. В результате повышается риск появления у родителей психологических проблем, таких как депрессия, тревожность и психосоматические расстройства. Однако некоторые исследования доказывают, что можно успешно преодолеть эти трудности и достичь позитивной социально-психологической адаптации. В таких случаях родители меняют отношение к жизни и понятию инвалидности, действуют согласованно и признают позитивный вклад ребенка в жизнь семьи и общества. Однако все подобные исследования мало говорят о том, как именно позитивная социально-психологическая адаптация влияет на здоровье родителей.
Основная цель представленного исследования – определить общие характеристики поведения родителей, которые могут предотвращать возникновение у них психологических и физиологических проблем, связанных со стрессом из-за сложностей детско-родительского взаимодействия. Гипотеза авторов состоит в том, что родители, которые преимущественно используют адаптивные копинг-стратегии (такие как эмоциональная открытость, поиск возможностей подняться над трудностями ситуации, готовность преодолеть невзгоды), а также регенерирующие стратегии, гораздо менее подвержены риску проблем со здоровьем по сравнению с родителями, которые используют дисфункциональные стратегии поведения (отрицание, самообвинение и т. п.).
Кроме того, авторы рассмотрели, как выбор той или иной стратегии поведения связан с умением родителей рефлексировать по поводу своих чувств, сознавать свои эмоциональные потребности и состояние их физического и психического здоровья.
В исследовании приняли активное участие 49 родителей детей с синдромом Дауна, 41 мама и 8 пап. Средний возраст респондентов составил 40,24 года (от 27 до 52 лет). 42 человека (90 %) состояли в браке и жили вместе с биологическим отцом (матерью) их ребенка; один человек жил с другим партнером (2 %); и четверо (8 %) были родителями-одиночками. Респонденты имели достаточно высокий уровень образования. Средний возраст детей с синдромом Дауна составил 7,13 лет (от 3 месяцев до 17 лет). У 24 детей (49 %) помимо синдрома Дауна имелись хронические заболевания, в первую очередь болезни сердца.
Анкеты были составлены так, чтобы выявить несколько показателей, на основании которых можно сделать выводы, отвечающие целям исследования.
1. Состояние здоровья родителей. Оценивались соматические проявления, признаки депрессии и уровень тревоги. При этом выявлялось наличие психологического дистресса, обусловленного физическими проблемами, симптомов клинического депрессивного синдрома (отсутствие интереса к жизни, дисфорический аффект, потеря энергии), состояние нервозности, беспокойства и напряжения.
2. Использование дисфункциональных и регенерирующих стратегий преодоления стрессовых ситуаций. Участники отвечали на вопросы из серии «Что вы обычно делаете, чтобы справиться со стрессовыми ситуациями?». Было дано несколько вариантов ответа, от «Я виню себя за то, что произошло» до «Я думаю, как не допустить подобного в будущем». Также для определения степени использования регенерирующих стратегий был составлен небольшой опрос (участники отвечали, например, изучают ли они специальные техники расслабления»).
3. Эмоциональные процессы. Шкала оценки эмоциональных процессов была использована для измерения того, насколько родители пытаются понять значение своих чувств. Например, «Я уделяю время тому, чтобы понять, что действительно чувствую» или «Я осознаю, что мои чувства ценны и важны».
4. Посттравматический рост личности. Родители ответили на 36 вопросов, которые касались семи основных аспектов психологического роста: благодарности жизни («Каждый день для меня особенный»), отношений с другими («Я знаю, что в сложное время завишу от других людей»), новых возможностей («Я знаю по опыту, что страшные и трудные события могут принести совершенно неожиданные возможности»), силы личности («Я могу хорошо справляться с трудностями»), духовного роста («У меня есть твердая вера в Бога» или «Я уверенно следую духовному учению»), открытости («Мне нравится слушать мнение других людей, даже если оно противоречит моим убеждениям»), генеративности («Мне нравится делиться опытом с другими, чтобы помочь решению их проблем»).
Анализ данных
Матери детей с синдромом Дауна продемонстрировали более высокий уровень тревоги, чем матери в популяции в среднем. Уровень материнской депрессии и соматических симптомов был не выше, чем в норме. Значения у отцов по всем трем показателям были несколько ниже, чем в норме у взрослых мужчин Германии. Однако по шкале соматизации разница по сравнению с нормой оказалась существенной, что свидетельствует о том, что отцы детей с синдромом Дауна сообщили о меньшем количестве соматических проявлений, чем взрослые мужчины в общей популяции.
Для того чтобы определить, какие предикторы оказывают влияние на четыре показателя здоровья родителей (тревога, депрессия, симптомы соматизации, а также физические жалобы), было проведено несколько иерархических регрессионных анализов. На каждом шаге исследования вводились новые переменные: пол родителей и способ переработки эмоций, регенерирующая стратегия поведения, дисфункциональная стратегия, ценности родителей по шкале посттравматического роста.
Само исследование представляет собой составление сложной системы связей между различными показателями. Суммируя его результаты, особо следует отметить несколько моментов. Так, большая тревога и ярко выраженные соматические проявления оказались связаны с меньшей частотой использования регенерирующих стратегий и меньшим количеством изменений по шкале посттравматического роста. Тенденция родителей использовать дисфункциональные стратегии преодоления трудностей была мощным предиктором тревожности, но при этом не была связана с соматическими симптомами. Также вычисления говорят о том, что большинство симптомов депрессии связано с применением дисфункциональной стратегии преодоления трудностей.
Кроме того, авторы исследования выдвинули гипотезу, что склонность родителей использовать регенерирующие стратегии должна выступать посредником между их готовностью оценивать собственные чувства и психическим здоровьем. Результаты исследований показали значительную связь способа переработки эмоций со всеми тремя показателями психического здоровья (тревога, депрессия, соматические симптомы). Затем авторы оценили, имеет ли регенерирующая стратегия какое-либо значение при прогнозировании у родителей соматических симптомов. Было выявлено, что регенерирующая стратегия влияет на связь между способом переработки эмоций и соматизацией, снижая уровень последней.
Основные выводы
Адаптация родителей к жизненной ситуации зависит от их готовности и способности справиться с чувством потери образа «нормального» ребенка и принять своего ребенка таким, какой он есть. Возможность родителей встретиться со своими истинными чувствами, признать в их числе и отрицательные эмоции – это шанс успешной адаптации. Как следствие, родители могут достичь глубокого понимания собственной сущности и стать более гибкими в выборе подходящих стратегий преодоления трудностей. Они также могут лучше справляться с социальными последствиями, такими как риск стигматизации, со страхом, что с ребенком будут обращаться не так, как с другими, и с заботами о его будущей интеграции. Ссылаясь на это, авторы исследования предположили, что родители, которые открыты и могут анализировать собственные психические процессы, чувства и эмоции, склонны использовать адаптивные регенерирующие стратегии вместо дисфункциональных. Это, в свою очередь, будет иметь положительное влияние на их психологическое и физическое здоровье.
Регрессионный анализ выявил существенную связь между стратегией поведения и физическим благополучием родителей. Другими словами, родители, которые часто используют регенерирующие стратегии преодоления стрессовых ситуаций, испытали положительный опыт посттравматических изменений и способны осознавать собственные чувства и эмоции, а не отрицать их, в меньшей степени страдают от тревожности и соматических симптомов. Кроме того, родители, которые уделяют больше внимания своим чувствам и признают собственные психологические потребности, чаще используют адаптивные регенерирующие стратегии (такие как освоение специальных методов релаксации и составление стратегий обхода стрессовых факторов).
С другой стороны, родители, которые продемонстрировали большее понимание собственных психологических потребностей, не реже используют дисфункциональные стратегии преодоления трудностей, чем родители с более низкой тенденцией к осознанию собственных эмоциональных потребностей и чувств. Эти данные могут указывать на особый характер психологических механизмов, лежащих в основе выбора родителями регенерирующих либо дисфункциональных стратегий преодоления.
Необходимо помнить и о некоторых ограничениях данного исследования. На первый взгляд, напрашивается вывод о том, что родители, которые уделяют особое внимание своим эмоциональным потребностям и размышляют о причинах своих чувств, более вероятно предпочтут адаптивные регенерирующие стратегии поведения, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на их психологическое и психическое здоровье. Однако имеющиеся данные не позволяют с уверенностью утверждать это и даже указывают на обратное. Возможно, дело в том, что родители, страдающие от сильной тревоги и ее соматических проявлений, ограничены в способности оценивать чувства и эмоции и использовать регенерирующие стратегии, такие как освоение методов релаксации. Такие родители, как правило, все больше стремятся избежать оценки своих чувств из-за страха усилить эмоциональный дистресс. В дальнейшем родители с выраженными симптомами тревоги могут воспринимать многие потенциально нейтральные стимулы, в том числе конкретные особенности поведения ребенка, как повод для беспокойства. Такой способ реагирования может ограничить их возможности личностного роста.
Для уточнения направления возможных причинно-следственных связей между переменными, представляющими родительские стратегии поведения, и показателями их психического и физического здоровья, необходимы дополнительные лонгитюдные исследования. Так как выборка состояла преимущественно из матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, возможно проведение дополнительных исследований, чтобы понять, используют ли отцы и матери различные стратегии преодоления трудностей, а также выявить различия в воздействии выбранной стратегии поведения на здоровье матерей и здоровье отцов. Необходимы дополнительные исследования и того, имеют ли различные стратегии поведения родителей разное адаптивное значение в зависимости от возраста ребенка.
Что касается практического применения результатов данного исследования, то знание о благотворном влиянии нескольких адаптивных копинг-стратегий на здоровье родителей может быть использовано в ходе разработки и реализации программ помощи, направленных на поддержку семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, и на повышение качества жизни родителей. Вмешательство может принести пользу, если оно побуждает родителей к размышлению об их эмоциональных потребностях и психических процессах, к переоценке ценностей и приоритетов в жизни и дает им знания о долгосрочных регенерирующих стратегиях преодоления стресса.
Сокращенный перевод статьи М. А. Фурсовой
Копинг, копинговые стратегии (англ. coping, coping strategy) — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы отвечать на запросы обыденной жизни. Близкое понятие, широко используемое и глубоко разработанное в русской психологической школе, — переживание.
Регенерирующие стратегии — стратегии, позволяющие восстановить душевное равновесие или хорошее состояние психического здоровья.
Дисфория — форма болезненно-пониженного настроения, характеризующаяся мрачной раздражительностью, чувством неприязни к окружающим. Для дисфории не характерна психическая и двигательная заторможенность, при ее наличии часты аффективные вспышки, легкие проявления агрессии.
В основе теории посттравматического роста лежит идея, что вследствие преодоления травмирующих обстоятельств жизнь человека может меняться к лучшему. Это позитивно-психологический подход к последствиям экстремального опыта и фактически интерпретация известного тезиса: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее».
Генеративность — интерес к следующему поколению и его воспитанию, проявляемый в продуктивности и созидательности в различных сферах жизни у человека, достигшего 40 лет и положительно переживающего свойственный этому возрасту кризис.
Регрессионный анализ — статистический метод исследования влияния одной или нескольких независимых переменных на зависимую переменную. Независимые переменные иначе называют предикторами, а зависимые переменные — критериальными. Терминология отражает лишь математическую зависимость переменных, а не причинно-следственные отношения.
Методики обучения детей с синдромом Дауна
Дети с синдромом Дауна обучаемы. Это признанный факт во всем мире. Поэтому во многих странах рожденные с синдромом Дауна занимаются в обычных школах, а также имеют право работать. Но таким детям необходима индивидуальная программа развития и методика воспитания.
Помимо специальной программы, при обучении детям с синдромом Дауна нужна поддержка окружающих, доброжелательная и позитивная атмосфера вокруг.
В первую очередь, родители должны знать, что их малыш – необычный. Он все чувствует и понимает, но развивается медленнее остальных детей и реагирует иначе.
В научном мире это генетическое заболевание объясняется наличием в клетках человека 47-й хромосомы (вместо обычного набора в 46 хромосом). Такое явление встречается не так часто: по статистике, примерно один случай на 600-800 новорожденных.
Двигательные навыки и навыки самообслуживания
Жизнь – это движение, поэтому основным акцентом в разработке системы воспитания ребенка с синдромом Дауна является развитие у него двигательных функций. Когда-то этот метод предложил голландский физиотерапевт Петер Лаутеслагер. Он считал, что необычным детям социальная среда нужна в первую очередь.
Врач предложил применять свой метод на детях с синдромом Дауна с раннего возраста: с 3 месяцев жизни до 3-4 лет. Причем в процесс развития моторики и коммуникативных навыков у ребенка должны быть вовлечены взрослые (родители, бабушки, дедушки).
Кроме того, данный метод обучает навыкам самообслуживания, дети с синдромом Дауна знакомятся с бытом, учатся ухаживать за собой и за домом. Это развивает у ребенка самостоятельность и независимость, концентрирует внимание, развивает моторику. Малыши с синдромом Дауна с раннего возраста получают возможность развиваться как личность.
Анималотерапия для детей с синдромом Дауна
Множество современных и уже опробованных методик дают прекрасные результаты. Например, анималотерапия отличается формированием особо доверительного контакта больного ребенка и специально подготовленного животного. Игровая форма обучения фиксирует интерес ребенка, снижает его утомляемость. В тесном контакте с животным развиваются моторные навыки, тренируются слабые мышцы, расширяется кругозор и улучшается психоэмоциональное состояние ребенка с синдромом Дауна.
Дельфинотерапия
В ряду особо перспективных обучающих программ с участием животных, стоит дельфинотерапия. Специально обученные дельфины погружают ребенка в мир чуткого тактильного контакта и ультразвукового общего воздействия. Игры и занятия с «улыбчивыми» дельфинами развивают мышечный корсет ребенка, его моторные и речевые навыки. Ультразвук из сонара дельфина благотворно воздействует на центральную нервную систему, укрепляет иммунитет, улучшает функцию внутренних органов и эндокринных желез.
Занятия с дельфинами обучают больного ребенка самостоятельности и независимости от посторонней помощи. Ребенок запоминает позитивные модели поведения в незнакомой обстановке и в дальнейшем легче адаптируется в социуме.
Иппотерапия
В развитии детей с синдромом Дауна очень помогает общение с животными, например верховая езда. В ее основу легла методика иппотерапии. Этот метод больше коррекционный, но не менее успешный.
Занятия по иппотерапии обычно проводят специально обученные педагоги. Методика включает все этапы обучения в школе верховой езды.
Дети с синдромом Дауна могут ухаживать и заботиться о лошадях, это развивает в них чувства. Благодаря общению с лошадьми такие дети становятся доверчивыми, терпеливыми, спокойными и раскованными. Иппотерапия развивает двигательные, сенсорные, эмоциональные и психологические способности детей.
Обучение детей с синдромом Дауна по методике «Маленькие ступеньки»
Эта методика разработана в австралийском университете Маккуэри. Она применяется также во многих странах.
Программа охватывает определенные области развития:
- общую моторику;
- речь;
- двигательную активность;
- навыки тонкой моторики, самообслуживания, социальные навыки ребенка.
Методика обучения позволяет формировать какой-либо навык, умение, знание поэтапно. В нее же включено тестирование малышей.
Обучение детей с синдромом Дауна математике и развитие речи
«Нумикон» – специально разработанная методика для обучения детей с синдромом Дауна основам математики. В ее основу легли игровые моменты. В набор для занятий входят обычные предметы для обучения, но в ярком раскрашенном виде: цветные панельки, карточки, штырьки и т.д.
Яркие краски, которыми расписаны цифры, привлекают внимание ребенка и улучшают его восприятие: он может сам трогать цифры,складывать и вычитать их. Осязаемая и наглядная математика – самый успешный метод обучения ребенка с синдромом Дауна.
Одним из важных этапов в развитии детей с синдромом Дауна является обучение речи. Существует специальная методика Августовой, по которой раскрываются творческие способности у ребенка. Живая и легкая подача позволяет ребенку овладеть не только навыками речи, но и чтением.
Дети с синдромом Дауна: обучение игровым методом
Еще один метод обучения детей с синдромом Дауна называется лекотека – «хранилище игрушек». Методика разработана шведскими учеными. Она включает в себя развитие не только детей, но и взрослых.
Родители должны быть также посвящены в педагогические тонкости данной методики. И если сначала развивающие игры с детьми проводят педагоги, то после эстафету могут подхватить близкие и родители. Поэтому и проводятся для взрослых групповые тренинги.
Обучение детей с синдромом Дауна в дошкольном учреждении и в школе
В странах Европы давно введена практика обучения детей с синдромом Дауна в обычных школах, но программа для них индивидуальная. Существуют также коррекционные образовательные дошкольные учреждения, которые рассчитаны на малышей с ограниченными возможностями, с нарушениями интеллекта.
Педагоги вместе со специалистами по коррекционному обучению постоянно разрабатывают и обновляют учебную программу в зависимости от уровня развития и индивидуальных возможностей ребенка. Обучение детей с синдромом Дауна школьного возраста обычно проходит в специальных коррекционных школах.
Автор Милена Хурцаева, врач-педиатр