Хлеб в Церкви — символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности.
Неотъемлемой частью литургической жизни Церкви является просфора, и поэтому послушание просфорника имеет особое значение. За кажущейся простотой в этом богоугодном занятии скрывается множество тонкостей, тайн и сокровенного делания. Об этом нам рассказывает один из старейший насельников московского Сретенского монастыря игумен Киприан (Патрс).
Мы узнаем о том, для чего Господь создал пшеницу, почему на Земле везде можно испечь просфору и почему послушание просфорника, которое отец Киприан несет уже более десяти лет, считается в монастырях таким важным.
***
— Батюшка, почему в монастырях послушание просфорника считается одним из самых главных?
— Литургической жизни, как мы знаем, не может быть без просфор. А без Литургии не может жить Церковь. Значит, место, второе после храма, — просфорня, там, где пекутся хлебы специально для Литургии.
Проскомидия. Сретенский монастырь. Фото: Анатолий Горяинов
— Кто должен и может печь просфоры? Как это было принято на Руси?
— В монастырях, понятно, на это послушание ставились насельники — или насельницы. А для приходских храмов просфоры, как правило, пекли либо благочестивые вдовицы, либо девицы, жившие в безбрачии, — их так и звали: просвирни.
Так происходило из благоговейного отношения к просфоре. Так же, из благоговения, стали добавлять в замес просфор святую воду — по сути дела, это не является необходимым требованием, но ради благоговения и так поступают.
Игумен Киприан на послушании. Фото: иером. Игнатий (Шестаков)
Если на сельском приходе служит «белый» священник и его матушка знает, как печь просфоры, то, конечно, она и будет это делать — а кому еще? И это нормально. Надо исходить из реальных условий.
В монастырях сейчас, конечно, в основном пекут просфоры сами — и для себя, и на продажу. Приходские храмы либо тоже пекут сами, либо, что чаще, покупают.
В древности просфоры могли печь все — это было приношение в храм: из них отбирались лучшие, на которых и служили Литургию. Практически все хозяйки знали, как печь хлеб, потому что это было обычным делом, и любая из них, будучи церковным человеком и зная требования (это должен быть квасной хлеб, соль, вода, мука), могла испечь дома просфору и принести ее в церковь.
В Греции и сегодня просфору можно купить в магазине и принести ее в храм как свое приношение.
Братия Сретенского монастыря в Свято-Успенской Почаевской лавре, июль 2013 г. Фото: иером. Игнатий (Шестаков)
— А что нужно делать для того, чтобы благоговейное, молитвенное отношение к выпечке просфор не прекращалось? Чтобы это не становилось ремеслом?
— Оно и не прекращается. Не замечал, чтобы прекращалось: ни на приходах, ни в монастырях, где мне приходилось бывать на просфорнях, ни в частной просфорне, не видел, чтобы это как-то деградировало. Не думаю, что тут есть какая-то опасность. Я такого не наблюдал.
— Приходилось читать, что выпечку просфор называют церковным искусством. Как вы учились печь просфоры?
— Раньше специальной просфорни у нас в монастыре не было и обеспечение храма просфорами лежало на мне, когда я был ризничным. В один «прекрасный день» по моему недосмотру оказалось, что маленьких просфор для народа для завтрашнего дня нет. Служебные были, а для народа заранее не запасли, не купили. Обнаружилось это в пятницу, просфоры нужны были в субботу утром, а ездили мы за ними только в субботу днем.
На послушании в просфорне Сретенского монастыря Оставить народ без просфор было невозможно. Что делать? У нас в трапезной была одна сотрудница, Любовь, которая раньше уже пекла просфоры и в этом деле разбиралась. Она заканчивала смену, когда я пришел к ней на кухню и говорю: «Тетя Люба, а вы ведь раньше просфоры пекли?» — «Да. А что, надо?» — «Да, у нас нет».
Нашли мы американскую муку — ужасная, отбеленная мука, — французские дрожжи, и вот на этом и пекли первые просфоры, в кухонной печи, где перед этим пеклось печенье. Просфоры, как я теперь понимаю, получились ужасными, пахли печеньем, но они были, и народ остался доволен.
А нас это дело захватило, и мы решили сами попробовать печь. У меня тогда в подчинении был отец иеродиакон Клеопа, и вот мы начали печь по ночам на кухне. Конечно, мы смогли продержаться только месяц — потом просто свалились: по ночам не спали, не каждую ночь, но всё равно, — зато у нас появились свои просфоры. И тогда стали мы у отца наместника просить, чтобы у нас была своя просфорня. Он благословил, и после ремонта в новом корпусе мы ее обустроили. Это было в 2000 году.
— Вот вы сейчас сказали: ужасная американская мука, французские дрожжи. А многие могут подумать, что это, наоборот, прекрасно. Какая же должна быть мука и какие дрожжи?
— Почему я поругал американскую муку? Американцы не всю муку, но очень часто отбеливают хлором. Это делается просто ради цвета. Они, по сути, ее портят.
Французские дрожжи, инстантные, мало подходят к выпечке просфор. Они сразу дают очень много углекислоты, то есть быстро подходят, что для одновременной выпечки большой партии просфор не годится — за ними не уследишь, они просто «бегут». Поэтому лучше, конечно, брать наши, отечественные дрожжи.
«Люкс» вполне подходят. Хорошие — воронежские. И сушеные воронежские дрожжи тоже дают хороший результат. Сушеные дрожжи легче хранить, а прессованные хранятся не больше месяца, и то у них подъемная сила падает. Можно пользоваться закваской.
В какое-то время началась шумиха, что «только на закваске, раньше на закваске пекли, а теперь дрожжи..» Но это просто от незнания люди говорили: вообще-то в закваске работают те же дрожжи, только дикие. Молочнокислые бактерии и дрожжи, причем разных видов, есть практически везде. Если просто муку залить водой, поставить в тепло, чтобы создались необходимые условия, эти дрожжи начинают размножаться: вот, собственно, вам и закваска.
Свежеиспеченные просфоры. Сретенский монастырь. Фото: иером. Игнатий (Шестаков)
В свое время научились выращивать дрожжи в большом количестве на заводах. Потом путем селекции вывели дрожжи, дающие больше углекислоты, устойчивые к температурам.
Что такое дрожжи? Это одноклеточные грибки, которые можно подвергнуть селекции, выводя более устойчивые формы, способные легко сбраживать сахара, имеющиеся в муке, — вот, собственно, и всё.
Мало того: раньше закваску так и называли — дрожжи. Не было разделения. Если взять книгу Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам» и посмотреть раздел «Хлеб», то мы увидим, что у нее даже слова «закваска» нет, она пишет: «дрожжи».
Но в нашем понимании это закваска. От заквасок отказались в хлебопечении потому, что они более капризны. Если есть желание печь просфоры на закваске, это вполне возможно. Только надо стартовую закваску чаще ставить, чтобы не закисали просфоры, не было большой кислоты.
На Афоне на закваске просфоры пекут, в Ватопеде, по крайней мере, и еще в ряде монастырей — как пекли раньше, так и пекут. Они закваску возобновляют, то есть ставят свежую, два раза в год — на Крестовоздвижение, например, и на Крестопоклонной неделе. Или в Великую субботу — не помню точно, но это можно уточнить, кому хочется. Эту закваску называют чудотворной, но дело не в том, что она поднимается без дрожжей. Дрожжи там есть.
Дело в том, что она очень быстро созревает — буквально пока идет служба. Вот в чем заключается благодать Божия — в том, что это очень быстро происходит.
Но также это произойдет в любом другом месте. Нет такого места на Земле, где живут люди — ну разве что кроме каких-то северных островов, где вообще ничего не портится, — где не было бы дрожжей и молочнокислых бактерий: Господь устроил так, что просфору можно испечь везде.
Причем удивительно еще вот что: мы совершаем проскомидию на пшеничном хлебе, но только пшеница имеет уникальные хлебопекарные качества. Ни один другой злак таких качеств не имеет. Господь и создал пшеницу, чтобы из нее можно было печь тот самый квасной хлеб, на котором может совершаться Литургия.
— Батюшка, а почему греки служат на одной просфоре, а у нас — на пяти?
— Собственно, это традиция. Причем традиция, которая не является догматом. Что на одной просфоре служить Литургию, что на двух (как часто на Афоне служили), что на пяти, что на семи — принципиальной разницы нет. Можно на одной просфоре отслужить. Ну, нет просфор — есть только одна: куда деваться? Можно отслужить Литургию. Почему нет? Тогда из нее надо вынимать, как греки вынимают: центральная — Агнец, а из остальных частей остальные частицы: Матерь Божия, девять чинов святых, о здравии, о упокоении. У греков же на печати, если кто видел, все наши пять печатей изображены: в центре — Агнец, справа, слева — Матерь Божия, девять чинов святых.
Это дело местной традиции. В главном у нас должно быть единство, а в остальном разнообразие допускается. Вот как раз это и есть допустимое разнообразие. Старообрядцы приезжали во второй половине XIX века на Афон, чтобы выяснить все-таки, кто заблуждается: они или «никониане». Афон действительно был хранителем преданий церковных и обрядов. Они обратились к духовнику Пантелеимонова монастыря иеросхимонаху Иерониму — не помню точно фамилию, известный был подвижник. Он им ответил: «Как служили мы в древности на Афоне, так и сейчас служим». А они служили на двух просфорах: одна — Агничная, вторая — для остального. Причем объяснение этому очень простое дал: по бедности.
Нужно где-то на кельях служить, и, чтобы меньше расходовать, по бедности пустынникам давали служить на двух просфорах, и беды в этом никакой нет. Это вещь обычная, нормальная. У нас когда-то на семи просфорах служили. И тоже беды никакой не было. А сколько просфор готовится, если архиерей служит? Семь. Обычных пять и плюс две просфоры для архиерея. Те же самые семь просфор получаются. Это дело практики, и нет никакой необходимости приводить это к какой-то жесткой норме.
— Если вернуться к той ночи, когда вы с тетей Любой в первый раз пекли просфоры. Все последующие знания вы получали опытным путем или где-то учились? И учат ли вообще где-нибудь этому?
— Знаете, мы учились просто: во-первых, конечно, тетя Люба учила; во-вторых, учились на опыте и на своих ошибках.
Маленькие просфоры мы пекли, а служебные у нас долго не получались. Мы покупали их в Даниловом монастыре. И вот как-то в воскресный день пришел на службу, как обычно, отец наместник и спрашивает: «Отец Киприан, а чьи у нас просфоры служебные?» — «Батюшка, даниловские». — «Почему даниловские? У нас же своя просфорня». — «Батюшка, да мы еще не умеем, надо учиться..» Он говорит: «Так, всё. Просфоры не покупаем, печете сами».
Я тут же стал считать в уме, сколько у меня осталось даниловских просфор, и понимаю, что на будни еще хватит, а на следующее воскресенье Агничных просфор нет. Куда деваться? Где можно поучиться? Стал знакомую монахиню, просфорницу, просить. Позвонил ей в Зачатьевский монастырь — матушка Сергия такая была замечательная, уже покойная. Я — к ней: «Матушка, можно у вас поучиться просфоры печь?» Она говорит: «Может, лучше к отцу Адриану в Новоспасский?» Говорю: «Матушка, можно к вам?» — «Ну, можно, приходите». — «А когда у вас выпечка?» — «В четверг».
Целый день я у них отработал. Конечно, некоторый опыт у меня был, а тут я увидел свои грубые ошибки, научили меня катать низы, чтобы шарики такие получались. Низы — это нижняя часть просфоры.
И вот еще какая загвоздка: отработал я у них на выпечке весь день, а они на продажу пекут, но я не могу матушке Сергии сказать: «Продайте», потому что отец-наместник покупать запретил, а «Так дайте» — у меня язык не поворачивается. Она, может, и дала бы, но я не попросил.
И осталась у меня для выпечки только пятница — вечер. Ну, слава Богу, увидел я свои грубые ошибки, скорректировал свой замес, и что вы думаете? В первый же вечер абсолютно нормальные просфоры получились. Милость Божия!
Игумен Киприан на послушании. Фото: иером. Игнатий (Шестаков)
Конечно, и молился, и просил — великомученицу Варвару просил, потому что это была ее память вечером. Получились просфоры! Воскресенье, Литургия, отец-наместник видит просфоры, нормальные служебные. «Отец Киприан, чьи просфоры?» — «Батюшка, наши». — «Что с вами случилось?» — «Батюшка, милость Божия».
Видите как: если бы отец наместник не сказал: «Всё, печем сами», сколько бы я еще так «сидел» на маленьких?
Лучше всего учиться у других просфорников, прямо на просфорне работать, чтобы они на месте показывали, как надо печь, потому что в пособии всего не напишешь. Я не представляю себе, как можно показать, как те же низы правильно катать, если ты не будешь этого видеть, если руками не будешь чувствовать теста.
Чтобы научиться печь просфоры, нужно печь вместе с хорошим просфорником и даже разные просфорни посещать — обмен опытом очень важен.
Свежеиспеченные просфоры. Сретенский монастырь. Фото: иером. Игнатий (Шестаков)
— Что сегодня представляет собой просфорня Сретенского монастыря?
— Цех обычного маленького хлебопекарного производства. Ничего особенного. Печка, тестомес, раскатка, через которую обрабатывается тесто (натирка так называемая), чтобы оно приобрело однородную, плотную структуру. Столы для разделки, расстоечные шкафы, где подходят перед выпечкой просфоры.
— А кто печет? Монахи, послушники или вы кого-то нанимаете?
— Наемных людей у нас нет, служебные просфоры пеку сам, потому что замес небольшой, я успеваю, помощь не требуется, оборудование позволяет. А вот маленькие просфоры. У нас на просфорне несут послушание студенты семинарии — они помогают при разделке, потому что нам надо за два с половиной часа разделать около 3 тысяч просфор.
— Как часто происходит выпечка?
— По потребности. Это зависит от праздников: чем больше праздничных дней, тем чаще надо выпекать. Ну, а служебные просфоры печем в две недели три раза.
— Студенты любят это послушание?
— Сколько уже было у нас из семинаристов помощников, знаете, такого вопроса не возникает: «Ты любишь это послушание?» Трудятся усердно, стараются. Я ребятам благодарен за их помощь и усердие, потому что приходится им нести это послушание по вечерам, уже после ужина, когда у них свободное время, то есть для них это дополнительная нагрузка. Но они держатся за него, трудятся. Они порой несут это послушание годами, пока не закончат семинарию. Значит, они хотят. Понимаете, выпечка просфор. человеку должно дело это нравиться. Разный склад у людей бывает: кто-то иконы пишет, кто-то столярничает. Ну вот нравится дело, знает он его. И к этому делу — к печению просфор — так же относиться надо. А иначе не получится. Потому что понимаете, как? Дело-то мы все-таки с живым имеем: дрожжи живые. Так что вот такое дело. Должно человеку нравиться поприще, чтобы успешно его проходить.
— То есть механически не получится?
— Механически — нет, нельзя. Я раньше не понимал этого, до того как занялся выпечкой. Совсем по-другому к просфорам относился. Во-первых, я не знал, что это за труд. Во-вторых, я не понимал вообще подхода: подумаешь, что такого — просфору испечь? Я с этим и пришел к одному замечательному просфорнику, отцу Адриану в Новоспасском монастыре. «Вы мне скажите, — говорю, — рецепт». А он: «А ты знаешь, что такое клейковина? А ты знаешь, что такое ИДК?» Это характеристики муки. Я подумал: «Зачем он мне всё это говорит? Мне просто нужен рецепт!»
А потом, когда я сам начал печь, я понял, что это надо знать, что он не зря мне эти вещи говорил, потому что, не учитывая их, успешно печь просфоры нельзя. Либо должен быть громадный опыт переданный, либо просто надо понимать, что за процессы там происходят.
Кстати, очень мне помогли в выпечке просфор, в понимании процесса выпечки — по сути дела, хлеба, только специального — книги по хлебопечению, обычные книги, которые можно приобрести. Они дают понимание того, что там происходит, а это не лишнее. Мало того, эти книги нам помогли еще и в другом: мы ведь печем для братии хлеб в просфорне. В общем, для выпечки просфор первое — преемственность. А второе — свой опыт, незаменимый. И как пособие — книги по хлебопечению: они помогают.
Библиография
1. Кандидатская диссертация: «Педагогические условия выбора профессии» (1987 г.)
3. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). Дидактические предложения по религиозному предмету «Православная культура»: примеры и методы преподавания // Духовно-нравственная культура. Материалы первого Фестиваля духовной культуры, 26 января 2005. – М., 2006. С. 101-107.
4. Иеромонах КИПРИАН (Ященко) Родина свята // Воскресная газета Покров, №№ 9-10, 2006. – С.1, 4.
5. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). О концепции православного образования // Воскресная газета Покров, №№ 21-22, 2006. – С.3.
7. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). Газета «Воскресная школа» как миссионерско-просветительное и культурно-образовательное издание // Духовно-нравственная культура. Материалы первого Фестиваля духовной культуры, 26 января 2005. – М., 2006. С.223-230.
8. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). О подготовке специалистов в системе дополнительного образования в высшей школе. Педагогика и психология // Вестник ПСТГУ, № 3 (6), 2007.
9. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). Дидактические предложения по предмету «Православная культура» // Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. – ИЭОПГКО, 2007. – С.15-17.
10. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). О концепции православного образования // Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. – ИЭОПГКО, 2007. – С.39-41.
11. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). Молодежно-семейные центры духовно-нравственной культуры как национальный приоритет в семейной политике России // Материалы второй Всероссийской конференции «Семья, дети и демографическая ситуация в России». Сб. докладов. – Национальная Корпорация экономического развития. – Москва, 2007. – С.17-21.
12. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). Прикосновение к традиции // Воскресная газета Покров, № 11, 2007. – С.4-5.
13. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). У Церкви и государства общие цели // Воскресная газета Покров, № 16, 2007. – С.3.
14. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). Нравственность – основа человеческих ценностей // Воскресная газета Покров, № 20, 2007. – С.3.
15. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). О ходе реализации Национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России»: итоги и перспективы // Воскресная газета Покров, № 5, 2008. – С.3,16.
16. Игумен КИПРИАН (Ященко). Кто подумает о нашей молодежи? // Воскресная газета Покров, 24, 2008. – С.3
17. Игумен КИПРИАН (Ященко). Подробности о Программе «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» // : Милосердие.ru – 29 мая 2009.
18. Игумен КИПРИАН (Ященко). Педагог должен всегда молиться // Славянка. – Январь-февраль, 2008. – С.12-19.
20. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). Роль чтения и библиотек в реализации Национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» // Библиотековедение, № 5, 2008. – М., С.1-8. (Журнал входит в перечень ВАК)
21. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). Концепция организации духовно-нравственного воспитания в современной России // Роль воспитания в школе. Материалы образовательных чтений приволжского федерального округа. – Нижний Новгород, 2008. – С.260-276.
22. Игумен КИПРИАН (Ященко). Какие задачи стоят перед современным образованием? // Воскресная газета Покров, № 8, 2008. – С.3.
23. Игумен КИПРИАН (Ященко). Какие задачи стоят перед современным образованием? // Воскресная газета Покров, № 9, 2008. – С.3.
24. Игумен КИПРИАН (Ященко). 50 тысяч добрых дел // Фома. – № 11/ 67. – Ноябрь 2008.
25. Игумен КИПРИАН (Ященко). На примерах учимся // Прямые инвестиции, № 9, 2009. – С.100-106.
26. Игумен КИПРИАН (Ященко). Программа духовного возрождения // Русская история. – № 3, 2009.
28. Там же, С.25-26. Интервью с доктором педагогических наук, профессором Московского педагогического университета Т. Петраковой. Православное педагогическое сообщество сегодня.
29. Там же, С.27-28. Интервью с настоятелем Михаило-Архангельского храма Иркутска протоиереем Каллиником Подлосинским.
32. Игумен КИПРИАН (Ященко). Развитие педагогического образования в духовных учебных заведениях Учебного комитета РПЦ // Международная научено-практическая конференция «Психолого-педагогические проблемы современного образования и воспитания». Сб. научных статей. МИЭПП. – М., 2010. – С. 104-110.
33. Игумен КИПРИАН (Ященко). Приветствие участникам Х Прикамского Народного Собора памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских/ Сб. материалов Х Прикамского Народного Собора памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла и научно-практической конференции «Язык и духовность» // сост. Л.П. Маркова, Н.И. Россомагина. – Пермь: Типография – ИП Корман Галина Николаевна, 2009 – С.28.
35. Игумен КИПРИАН (Ященко). Василий Великий – о духовно-нравственном воспитании // сб. материалов Педагогической секции «Проблемы развития педагогического образования в контексте сохранения отечественных духовных традиций», МГУ, 20 января 2010. – 7 С.
36. Игумен КИПРИАН (Ященко). Василий Великий и духовно-нравственное становление личности // Педагогика. Научно-теоретический журнал РАО. – 2010. – № 7. (Журнал входит в перечень ВАК)
37. Father-superior Kiprian (Yashchenko). «Spiritual-moral culture of the rising generation of Russia» / Сб. материалов Международной богословской конференции «Духовное наследие Святых Каппадокийских Отцов», Румыния, г. Орадья. – 0,3 п.л.
38. Игумен КИПРИАН (Ященко). Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России // сб. материалов Международных Покровских образовательных чтений. – Киев, 2009.
39. Игумен КИПРИАН (Ященко). ДНК – основа формирования целостного представления об отечественной духовной культуре / Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие // под ред. игумена Киприана (Ященко). Альманах 2. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2009. – С.27-29.
40. Игумен КИПРИАН (Ященко). Концепция Всероссийского молодежно-семейного центра духовно-нравственной культуры / Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие // под ред. игумена Киприана (Ященко). Альманах 2. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2009. – С.22-24.
41. Игумен КИПРИАН (Ященко), Данилюк А.Я. Духовно-нравственная культура – составляющая образовательных программ / Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие // под ред. игумена Киприана (Ященко). Альманах 2. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2009. – С. 18-22.
42. Игумен КИПРИАН (Ященко). Прикосновение к традиции / Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие // под ред. игумена Киприана (Ященко). Альманах 2. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2009. – С.15-18.
43. Игумен КИПРИАН (Ященко). Идеал святости как основа духовно-нравственного становления личности // Сб. материалов VII Международной Православной Свято-Тихоновской конференции «Пастырь Добрый» по теме «Святитель Тихон и новомученики Российские», Торопец. 3 февраля. – Торопец, 2010. – 4 С.
44. Игумен КИПРИАН (Ященко). Ценностные основания русской цивилизации // Журнал «Русская Национальная школа». – СПб. – 2011. (материал подготовлен к публикации)
45. Игумен КИПРИАН (Ященко). Духовно-нравственное становление личности по творениям Василия Великого// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – № 9. – 2010 – С. 33-41.
47. Игумен КИПРИАН (Ященко). Развитие педагогического образования в духовных учебных заведениях Учебного комитета РПЦ / Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология». Вып. 4 (19). – М.: Издательство ПСТГУ, 2010. (Журнал входит в перечень ВАК)
По приглашению протоиерея Владимира Головина, недавно побывавшего с лекциями в Центре дополнительного образования Московской духовной академии, древний город Болгар посетил его директор, заслуженный светский и церковный педагог, идейный вдохновитель и исполнитель множества церковных проектов и инициатив игумен Киприан (Ященко).
Настоятель Свято-Авраамиевского храма иерей Анастасий Головин, познакомившись с московским гостем, организовал для него встречу с церковными сотрудниками для общения и обмена опытом. Напомним, что отец Киприан стоял у истоков создания Международных Рождественских образовательных чтений. Под идейным руководством отца Киприана проводится кинофестиваль «Лучезарный Ангел», девиз которого — «Доброе кино возвращается». Данный фестиваль входит в пятерку крупнейших кинофестивалей России, в его конкурсной программе участвует три сотни картин. Центр дополнительного образования Московской духовной академии посещают около 15 тысяч слушателей.
Начиная рассказ о духовном образовании, отец Киприан отметил, что очень важно передать детям православную традицию.
— От каждого православного христианина зависит, будет ли передана православная традиция детям.
Он рассказал о замечательном опыте духовно-просветительского центра в Одинцово, где в настоящее время обучается около 700 детей по программе творческого развития. Слушатели узнали о школе А.В. Курбатова, основанной на принципе непрерывного развития ребенка с помощью системы духовных и патриотических ценностей. Данная школа стала лучшей в России, а затем и в мире по успеваемости и уровню знаний.
Интересный опыт духовно-воспитательной работы отец Киприан вместе со своими сподвижниками приобрел при проведении детского летнего православного лагеря, когда 10 семей жили в соответствии с заданной темой, выбранной детьми и родителями. Тема называлась «После потопа». События Священного Писания воспроизводились насельниками лагеря, воплотившими в своем коллективе идеалы Слова Божия. Интересно то, что дети серьезно увлеклись подготовкой видеосюжетов по библейским притчам, создав за время смены под руководством одного из родителей, оказавшегося хорошим режиссером, восемь работ.
В ответ на вопрос руководителя информационно-издательского отдела Свято-Авраамиевского храма иерея Алексия Ахметзянова о том, как можно перенять этот опыт, отец Киприан перефразировал известную пословицу: «Личности решают все». Если есть человек, имеющий хорошие профессиональные навыки и горящий идеей, то любое дело пойдет.
Отец Киприан рассказал удивительную историю о начале издательской работы — выпуске журнала духовно-нравственной культуры «Покров», когда по благословению известного духовника отца Кирилла Павлова ему пришлось осваивать навыки редактора, журналиста и писателя. Имея обширные духовные связи, общаясь с духоносными старцами святой горы Афон, отец Киприан издал множество книг, среди которых и «Ответы на сложные вопросы». Он попросил своих прихожан и сподвижников подготовить духовные вопросы, которые предоставил на рассмотрение нескольким известным афонским подвижникам. Поражает то, что старцы одинаково ответили на эти вопросы, четко выражая учение православной веры.
— Они круглосуточно участвуют в соборе с общим председателем, — пошутил отец Анастасий.
По мнению отца Киприана, достоин особого внимания тот факт, что заявления Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и ее Предстоятеля ни в чем не противоречат общему контексту ответов старцев.
Известнейший старец Паисий Святогорец поучал: «…вы должны переступить церковную ограду и идти к молодежи…» Духовный друг отца Киприана, афонский старец Арсений, посоветовал ему снять фильм об отце Паисии, засвидетельствовав, что именно такого рода дела заповедал совершать этот великий святой: «Мы мечтаем о том, что вы делаете». Преемник Паисия — отец Евфимий — дал благословление отцу Киприану на съемку этого фильма: «Если ты снимешь этот фильм, миллион людей спасется». И действительно, к настоящему времени продан миллион копий фильма, а по телевидению его посмотрели около ста миллионов зрителей. После просмотра этой ленты у многих возникло чувство, что к ним пришел отец Паисий. Такая близость греческого святого душе русского человека становится понятной, когда узнаешь, что развитое отцом Паисием направление духовной открытости заложено его духовным отцом — русским по происхождению. Отец Киприан рассказал случай из жизни отца Паисия. Когда тот готовил цементный раствор для фундамента новой келлии, к нему приходили за советом люди. Старец бросал работу и погружался в общение с ними. На призыв послушника сперва залить раствор, чтобы тот не пропал, отец Паисий восклицал: «Да пропади он пропадом, люди важнее!»
Общение с отцом Киприаном длилось более четырех часов. Он в интересной форме изложил основы духовного воспитания детей и рассказал о необычных формах педагогики, называемых «райской педагогикой», «экстремальной педагогикой», «педагогикой добрых помыслов». Удивительные воспитательные истории отца Киприана врезались в души слушателей, и хочется верить в то, что они пойдут путем спасения и поведут за собой своих детей.
Теги: игумен Киприан (Ященко) Болгар Свято-Авраамиевский храм Московская духовная академия
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .
Просмотры: 4 333
Размышления анонимного священника над статьей «Наумов ум».
***
Старцы… Сколько доброго, мудрого, духовного соединяет народ с этим словом. Из патериков, житий святых мы можем понять, кто эти люди. Старец — человек, прошедший определенный святыми отцами путь, имеющий богатый духовный опыт, умеющий ненавязчиво делиться им. Такими были прп. Амвросий Оптинский и прочие Оптинские Отцы, прав. Алексей Мечев, св. Серафим Саровский и другие.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) скорбел о том, что нет старчества, и это в его-то время! Но в современной Русской Церкви после семидесятилетних гонений они, откуда ни возьмись, появились, вероятно, пришли делиться духовным опытом в построении коммунизма. Сейчас почти не осталось тех людей, которые бы прошли ссылки, лагерь, пытки за веру. Зато множество тех, кто в девяностые понял: на Церкви можно неплохо навариться. И им это удалось. Сейчас эти люди занимают ключевые епархиальные и патриархийные должности и, при случае, обязательно всем указывают, что их 70 лет гнали. Кого из них конкретно били, пытали? Безусловно, 20-25-летнее стояние у Престола может дать огромный опыт, духовный, административный да и просто житейский. Это в том случае, если к нему стремиться. Но многие ли это делают?
В девяностые народ хлынул в храмы, которые сохранились, построил новые, ища утешения у священников. И эти священники, (прорабы, братки, колхозники) продолжают «окормление» в РПЦ. Какое? Как выдающийся пример можно привести одного из клириков челябинской епархии, который перед крещением объяснял, что сглаз надо стягивать святой водой, и проповедовал о пользе герани для потенции. Большинство же указывают захожанам, куда воткнуть свечку, сколько литров святой воды выпить с похмелья, какое из освященных масел помогает от геморроя при ректальном использовании и т.д.
Сейчас фактически в каждой епархии можно найти старцев. «Старцев» поставления девяностых и моложе. Это люди, стремившиеся к искренней духовности (и в этом, на мой взгляд, их ошибка — духовность вместо Христа), а также другие люди, быстро понявшие, что чем больше людей вокруг, тем больше денег в кармане подрясника, быстренько обзавелись последователями и ездят по миру, освящают, крестят, отпевают вне своих приходов и епархии, потому что «чада пригласили». Для того, чтобы люди постоянно были вокруг, и была выбрана дорога старчества. Точнее, игры в старчество.
Есть, конечно, и никому не заметные батюшки-молитвенники, и вокруг них не вьются толпы, они не жаждут власти над кем-то. Они могут утешать, помогать, но никогда не возьмутся руководить. И это мне кажется более правильным. Духовное руководство с монастырскими принципами — очень удобное средство для удержания овец, или, скорее, баранов. Ибо видеть свою духовную и моральную деградацию и «пользу» от такого беспрекословного послушания они не хотят.
И вот сейчас, после прочтения статьи «Наумов ум», возникло два извечных вопроса. На первый — ответ прост. Батюшка и матушка виноваты больше, нежели «старец» Наум-синрикё. Кто пихал этих людей под ярмо его благословений? Я искренне сочувствую этому батюшке. Но во многом виноват он сам. Он сам это хорошо понимает.
На второй вечный вопрос ответить сложнее. Его можно разбить на два:
- Что делать со «старцами»?
- Что делать с «послушниками»?
Прежде всего, нужно понять, что со «старцами» не сделать ничего. Ничего кроме одного: лишить их реальной власти через аннулирование власти над собой. Церковная система с ними ничего не делает и не сделает — они несут золотые яйца. Если попробовать того же отца Наума запретить в служении и общении с народом, то поток денег в Лавре будет меньше, а духовные чада сделают его мучеником и поднимут такой вопль, что слышно будет во всей России. Периодически в системе пишутся разные мнения о профилактике этого явления, но бездействие церковной верхушки гасит всю инициативу снизу.
«Послушникам» необходимо просто думать своей головой, повышать уровень самообразования не только «старческой» литературой. Жизнь показывает, что непослушание этим людям смертью не карается. Один из таких батюшек – схимник — благословил девушке уйти в монастырь, жениха дескать не найдешь… Подумала, отказалась, вышла замуж. Муж – священник, живут счастливо, детей растят. Да и мне самому схиархимандрит Илий (Ноздрин) давал благословение на постриг, но я женился, принял сан, вроде пока жив, здоров, слава Богу, семья замечательная. К отцу Илию отношусь с уважением, но непослушание ему грехом не считаю.
Каждый из «старцев» преследует свои цели: власть, деньги, да и более земные, как бывший игумен Киприан (Цибульский). С другой стороны, есть примеры поломанных жизней по благословению будущих «старцев». В одном из монастырей Е…ой епархии понравившимся друг другу молодым людям иеромонах благословил жить вместе без регистрации как брат с сестрой, в итоге девушка родила мальчика, которого воспитывает одна. Папа сбежал.
На Суде не скажешь: «Довел своих родственников до гроба по благословению». В ответ на это Господь может спросить: «Зачем ты свои мозги оставил за порогом кельи старца твоего»? Поэтому ими необходимо пользоваться и слепо не доверяться никому. И в качестве последнего штриха выведу примерную формулу современного «старчества»:
Недостаток образования + интеллектуальная лень + наличие священного сана + безмерная гордыня + актерство/экзальтированное окружение = «старец».